Научная статья на тему 'Цифровизация как фактор конкурентоспособности предприятий'

Цифровизация как фактор конкурентоспособности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / DIGITALIZATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / ENTERPRISE COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрушова Марина Леонидовна

Дальнейшее развитие Республики Узбекистан, успех проведения реформ зависят от внедрения новых технологий во все сферы экономики. Современные информационно-коммуникационные технологии позволят выйти на новый качественный уровень предоставления услуг, обслуживания, уменьшить издержки, что кардинально повлияет на себестоимость и, соответственно, цену. Даст возможность успешно функционировать предприятию в современных условиях условиях жёсткой конкуренции. При переходе к цифровой экономике актуализируется роль конкурентоспособности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITIZATION AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

Further development of the Republic of Uzbekistan, the success of the reforms depends on the introduction of new technologies in all areas of the economy. Modern information and communication technologies will make it possible to reach a new qualitative level of the provision of services, maintenance, reduce costs, which will dramatically affect the cost and, consequently, the price. It will enable the enterprise to function successfully in modern conditions conditions of fierce competition. In the transition to a digital economy, the role of enterprise competitiveness is actualized.

Текст научной работы на тему «Цифровизация как фактор конкурентоспособности предприятий»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ Митрушова М.Л. Email: Mitrushova690@scientifictext.ru

Митрушова Марина Леонидовна - старший преподаватель, кафедра экономики промышленности, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: дальнейшее развитие Республики Узбекистан, успех проведения реформ зависят от внедрения новых технологий во все сферы экономики. Современные информационно-коммуникационные технологии позволят выйти на новый качественный уровень предоставления услуг, обслуживания, уменьшить издержки, что кардинально повлияет на себестоимость и, соответственно, цену. Даст возможность успешно функционировать предприятию в современных условиях -условиях жёсткой конкуренции. При переходе к цифровой экономике актуализируется роль конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, конкурентоспособности предприятия.

DIGITIZATION AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF

ENTERPRISES Mitrushova M.L.

Mitrushova Marina Leonidovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF INDUSTRIAL ECONOMICS, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER ISLAM KARIMOV, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: further development of the Republic of Uzbekistan, the success of the reforms depends on the introduction of new technologies in all areas of the economy. Modern information and communication technologies will make it possible to reach a new qualitative level of the provision of services, maintenance, reduce costs, which will dramatically affect the cost and, consequently, the price. It will enable the enterprise to function successfully in modern conditions - conditions of fierce competition. In the transition to a digital economy, the role of enterprise competitiveness is actualized. Keywords: digitalization, information and communication technology, enterprise competitiveness.

УДК 658

Дальнейшее развитие Республики Узбекистан, успех проведения реформ зависит от внедрения инновационных технологий во все сферы экономики. За последнее десятилетие одним из главных направлений реформирования является активное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Они позволят выйти на новый качественный уровень предоставления услуг, обслуживания, уменьшить издержки, что кардинально повлияет на себестоимость и, соответственно, цену. Даст возможность успешно функционировать предприятию в современных условиях - условиях жёсткой конкуренции.

По Филипу Котлеру, конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию на рынке. Возможность управления конкурентоспособностью основана на применении современных управленческих инструментов, в должной

мере оказывающих воздействие на внутреннюю среду предприятия для получения наилучших результатов по сравнению с другими производителями аналогичной продукции. Факторами поддержания необходимого уровня конкурентоспособности предприятия на современном этапе развития, не зависимо от отрасли экономики являются

- ценообразование,

- эффективность использования всех ресурсов,

- рекламная деятельность,

- качество выпускаемой продукции,

- уровень информатизации предприятия и т.п.

Одним из главных факторов экономического и социального развития промышленного предприятия и республики в целом, а, следовательно, обеспечения его конкурентоспособности является внедрение и использование информационных технологий. Цифровизация - источник экономического роста, так как происходит оптимизация производств, повышается производительность труда, снижаются издержки и т.п. Внедрение цифровизации приведет к выходу отечественных предприятий на новый, инновационный уровень, который позволит им стать участниками нового типа на конкурентных рынках.

Цифровизация предприятия должна обеспечить не просто компьютеризацию, а внедрение цифрового предприятия, в результате которого произойдут качественное изменения, отражающиеся на улучшении во всех сферах деятельности предприятия, что позволит адаптироваться к современным условиям цифровой экономики и закрепить конкурентные преимущества.

Цифровизация предприятий - это трансформация системы управления предприятием, которая основана на применении цифровых технологиях, применённых в инновационной инфраструктуре.

Инновационные технологии могут оказывать существенное влияние на конкурентные позиции предприятий и отраслей следующим образом [1]:

- формируя новые конкурентные преимущества предприятия;

- удовлетворяя новые потребности человечества;

-создавая условия для технического и технологического перевооружения и модернизации производства;

- придавая импульс для дальнейшей интенсификации процессов исследований и разработок.

Инновации современной цифровой инфраструктуры заключаются в том, что используются следующие элементы, отвечающие требованиям конкурентоспособности, в основе которых лежат новые подходы и концепции функционирования и развития бизнеса.

1. Технологический. Оцифрование технологического процесса, происходящего на промышленном предприятии;

2. Информационный. Включение всех производственных и управленческих бизнес-процессов в единое информационное пространство: прослеживать все этапы изготовления продукции, начиная от выбора сырья и заканчивая реализацией изготовленной продукции.

3. Коммуникационный. Цель элемента - визуализация информации и мобильность.

4. Технический. Цель элемента обеспечить безопасность и надежность, гибкость, мобильность потребителю информации, повысить качество и эффективность продукции, работ, услуг.

Качество, мобильность и точность, которой располагает информация определяет возможность использования конкурентными преимуществами, поэтому на данный момент конкурентоспособность предприятия определяется в наибольшей степени его информационной вооруженностью.

Цифровая экономика - это глобальная сеть экономических отношений, которая реализуется за счет информационно-компьютерных технологий. ИКТ дают возможность устанавливать прямые связи между компаниями, банками, правительством государства и населением, тем самым убирает посредников между производителем и реализацией, а, следовательно, сокращает время между производством и продажей продукции, тем самым ускоряя оборотный цикл, что ведет к повышению конкурентоспособности предприятий. Главными элементами цифровой экономики являются: электронная коммерция; электронный банкинг; электронные платежи; интернет-реклама; интернет-контент и др.

Использование предприятием цифровой экономики повышает рост покупательной способности, поскольку цифровые платформы создают интенсивную ценовую конкуренцию. Электронные торговый площадки позволяют приобрести товар не только по выгодной цене, но и изучить характеристики продаваемого товара по отзывам реальных пользователей, а также возможностью сравнить свой выбор с другими вариантами, тем самым заставляя конкурирующих производителей обеспечивать высокое качество продуктов и услуг, предоставлять дополнительные скидки и услуги и снижать цены.

Подводя итоги можно сказать, что важнейшим фактором роста конкурентоспособности предприятия в современных условиях является внедрение и активное использование цифровизации.

Список литературы /References

1. Ямова О.В., Ефремова В.В. Совершенствование методологического подхода к оценке конкурентоспособности предприятия в условиях цифровой экономики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки, 2019. № 3. Том 12. С. 47-59.

2. Бушмелева Г., Солодянкина О., Батов А. Цифровизация промышленного предприятия: цифровая инфраструктура. // Polish jornal of science. № 20, 2019. С. 16-18.

3. Митрушова М.Л. Основы формирования конкурентоспособности персонала на промышленных предприятия применяя проектно-ориентированый подход // Экономика и финанасы, 2018. № 6. С. 60-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.