Научная статья на тему 'Управление конкурентоспособностью современной организации в условиях цифровой экономики'

Управление конкурентоспособностью современной организации в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конкурентоспособность / организация / цифровая экономика / инфраструктура / Интернет / цифровые технологии / информационная безопасность / competitiveness / organization / digital economy / infrastructure / Internet / digital technologies / information security.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хуснутдинова Гузелия Фаридовна, Хаматханова Макка Алаудиновна

В статье авторами рассматриваются тенденции и перспективы развития цифровой экономики, особенности управления конкурентоспособностью в современных условиях. Авторами исследуются терминологический аппарат «цифровой экономики», «конкурентоспособность», его специфика и содержание. Дана характеристика влияния факторов конкурентной среды на конкурентоспособность предприятия. Приведены статистические данные отражающие особенности внедрения цифровой экономики в России. Также авторы исследуют положительные тенденции развития цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF THE MODERN ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

In the article, the authors consider trends and prospects for the development of the digital economy, especially competitiveness management in modern conditions. The authors study the terminological apparatus of the «digital economy», «competitiveness», its specificity and content. The characteristic of the influence of factors of the competitive environment on the competitiveness of the enterprise is given. Statistical data reflecting the features of the introduction of the digital economy in Russia are presented. The authors also explore the positive trends in the development of the digital economy.

Текст научной работы на тему «Управление конкурентоспособностью современной организации в условиях цифровой экономики»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10232 ХУСНУТДИНОВА Гузелия Фаридовна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Тюменского индустриального университета, e-mail: a_ahilgov@mail.ru

ХАМАТХАНОВА Макка Алаудиновна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Тюменского индустриального университета, e-mail: a_ahilgov@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье авторами рассматриваются тенденции и перспективы развития цифровой экономики, особенности управления конкурентоспособностью в современных условиях. Авторами исследуются терминологический аппарат «цифровой экономики», «конкурентоспособность», его специфика и содержание. Дана характеристика влияния факторов конкурентной среды на конкурентоспособность предприятия. Приведены статистические данные отражающие особенности внедрения цифровой экономики в России. Также авторы исследуют положительные тенденции развития цифровой экономики.

Ключевые слова: конкурентоспособность, организация, цифровая экономика, инфраструктура, Интернет, цифровые технологии, информационная безопасность.

KHUSNUTDINOVA Guzelia Faridovna,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Production Organization,

Tyumen Industrial University

HAMATKHANOVA Makka Alaudinovna,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Production Organization,

Tyumen Industrial University

MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF THE MODERN ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

Annotation. In the article, the authors consider trends and prospects for the development of the digital economy, especially competitiveness management in modern conditions. The authors study the terminological apparatus of the «digital economy», «competitiveness», its specificity and content. The characteristic of the influence of factors of the competitive environment on the competitiveness of the enterprise is given. Statistical data reflecting the features of the introduction of the digital economy in Russia are presented. The authors also explore the positive trends in the development of the digital economy.

Key words: competitiveness, organization, digital economy, infrastructure, Internet, digital technologies, information security.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

Традиционный взгляд на конкуренцию как на автоматический рыночный регулятор, обеспечивающий достижение баланса совокупного спроса и совокупного предложения, уже давно трансформировался в категорию управляемого процесса, который позволяет добиваться рыночного успеха, как на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, так и на уровне национальной экономики.

Современный период развития человеческой цивилизации отличается весьма очевидным обострением конкурентного соперничества, которое приобретает поистине планетарный характер [11] .

Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность его отличительных характеристик, обеспечивающих предпочтительную оценку потребителями его продукции, по сравнению с товарами и услугами аналогичного назначения, представленными на рынке другими продуцентами. Эти отличительные характеристики получили статус «конкурентных преимуществ», которыми обладает конкретный хозяйствующий субъект. Используя предложенную М. Портером [9] классификацию стадий конкурентоспособности национальной экономики, можно выделить четыре группы конкурентных преимуществ, отличающихся своей экономической природой: располагаемые факторы производства, инвестиционная привлекательность, инновационный потенциал, уровень богатства (иными словами уже достигнутое изобилие).

Действительно, как показывает исторический опыт развития национальных экономик, в первую очередь рыночного успеха добивались те страны, которые обладают богатыми природными ресурсами (включая благоприятные климатические условия и выгодное географическое положение) и относительно дешевыми трудовыми ресурсами.

Конкурентные преимущества на основе инвестиций основаны на активной политике бизнеса в сфере расширения и обновления производственного аппарата за счет приобретения наиболее эффективных технологий, оборудования и лицензий, наращивании экспорта. С точки зрения практической реализации активного инвестирования национальной экономики специалисты выделяют три принципиально отличающиеся модели экономического развития: доктрина «большого скачка», доктрина «замены импорта» и модель «летящих гусей».

Первая из перечисленных концептуальных установок базируется на государственной собственности, примером чему может служить опыт советской индустриализации. Вторая модель реализуется в условиях свободного предпринимательства, опирающегося на мощную систему государственного протекционизма. С определенной долей условности, подобную ситуацию мы наблюдаем в настоящее время в условиях санкционного давления на российскую экономику со стороны Запада.

Весьма продуктивным представляется использование модели «летящих гусей», предложенной японским ученым К. Акамацу, которая доказала блестящую результативность не только на примере Японии, но и в хозяйственной практике новоиндустриальных и развивающихся азиатских государств. В соответствии с этой концепцией в развитии отрасли выделяются три фазы: импортные поставки продукции, прямые иностранные инвестиции в национальное производство, развитие национальной экономики и рост ее экспортного потенциала. Необходимым условием для ее реализации является наличие, а вернее создание, экспортной платформы в виде свободных экономических зон, зон беспошлинной торговли и т. п.

Приоритетное внимание, которое уделяется конкурентным преимуществам на основе инноваций, обусловлено ограниченностью факторных издержек, а также постоянным наращиванием масштабов и номенклатуры продукции, что активно стимулирует генерацию и практическое использование нововведений. Специфическим инструментом реализации инноваций является венчурное инвестирование, которое отличается высокой степенью риска по сравнению с прямыми инвестициями и в производство, однако характеризуется и более высоким уровнем доходности в случае успеха стартапа.

Конкуренция на основе богатства, по мнению М. Портера, в отличие от первых трех стадий конкуренции ведет, в конечном итоге, к спаду производства, поскольку экономическое развитие на основе достигнутого ранее изобилия провоцирует консервацию процессов инвестирования и инноваций, способствующих прогрессу в экономике. Главный акцент в конкурентном поведении хозяйствующих субъектов переносится с усиления их рыночных позиций на их сохранение, что вызывает угасание внутренней конкуренции, отставание в культивировании новых конкурентных преимуществ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

Таблица 1

Характеристика влияния факторов конкурентной среды на конкурентоспособность предприятия

Факторы конкурентной среды Риски ухудшения конкурентных позиций предприятия Мероприятия по исключению рисков Способы компенсации рисков

Новые конкуренты сокращение доли рынка; снижение цены реализации; снижение уровня рентабельности активная реакция со стороны действующих предприятий; создание «барьеров входа» на рынок для новых конкурентов экономия за счет эффекта масштаба; дифференциация продукции; доступность каналов распределения; привлечение инвестиций; преимущество по издержкам; экономия за счет эффекта затрат на переключение

Потребители требование расширения ассортимента; требование снижения цен; повышение требований к качеству продукции управление спросом; ассортиментная и ценовая политика ценовая дискриминация; дифференциация покупателей; концентрация покупателей; переключение потребителей; создание высокой потребительской ценности товаров (услуг)

Поставщики повышение цен; снижение качества производимых товаров (услуг) производственная кооперация; интеграция производственной и коммерческой деятельности снижение затрат на переключение товаропроизводителей; расширение производственно-хозяйственных связей; создание вертикальных маркетинговых систем

Товары-заменители сокращение объемов производства и сбыта; снижение цен; относительное снижение уровня рентабельности повышение качества продукции; дифференциация продукции совершенствование товаров; экономия за счет снижения издержек на производство и реализацию

Существующие конкуренты снижение цен; сокращение доли рынка; снижение уровня рентабельности; появление новых продукции; повышение требований к качеству продукции сокращение издержек; снижение «барьеров выхода» из отрасли; дифференциация продукции; неценовые формы конкуренции создание резервных мощностей; увеличение издержек переключения потребителей; ценовое лидерство; агрессивный маркетинг; ценовая дискриминация; лоббирование

Представленная выше (таблица 1) характе- ность хозяйствующего субъекта факторов его кон-ристика степени влияния на конкурентоспособ- курентного окружения может быть дополнена в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

качестве самостоятельного компонента «властным фактором», в качестве которого выступают различные уровни местного, муниципального, регионального и государственного управления. Характер их влияния на конкурентоспособность конкретного рыночного агента может иметь прямую или косвенную форму, начиная с законодательного регулирования конкуренции и заканчивая формированием специальных преференций для отдельных товаропроизводителей.

Поддержание хорошей репутации требует постоянного отслеживания возникающих разрывов между опытом и ожиданиями, между декларациями и реальностью, что позволяет использовать с этой целью методы управления рисками. Риск становится репутационным только при условии, что о нем (реально свершившемся событии) становится известно широкой аудитории или, по крайней мере, стейкхолдерам. Чем свободнее

циркулирует информация, тем больше различных рисков становятся таким образом рисками для репутации компании — что и происходит в настоящее время.

По оценкам некоторых аналитиков потенциальный экономический эффект от цифровиза-ции экономики в РФ должен достигнуть к 2025 г. 4,1 -8,9 трлн. руб. (в ценах 2015 года), что составит 19-34 % общего ожидаемого роста ВВП [13].

На данный момент цифровая экономика представляет собой стимулятор инноваций, конкурентоспособности и экономического роста организаций в глобальном мире [14]. Цифровая экономика начала активно развиваться в начале XXI века по причине появления и распространения цифровых технологий, которые послужили основой информационной революции и процессов глобализации экономики. Этот процесс проходил в несколько этапов (рисунок 1) [5].

Автоматизация существующих технологий и бизнес-процессов

О

Распространение Интернета, мобильной связи, социальных сетей Рост освоения цифровых технологий конечными потребителями

Рисунок. 1 Этапы развития цифровой экономики (составлено автором)

С момента своего появления цифровая экономика начала менять традиционные модели отраслевых рынков, предоставляя возможность повысить конкурентоспособность участникам этих рынков. Как известно, присутствие на рынке товаров или услуг конкуренции требует от организации достижения и поддержания определенного уровня конкурентоспособности. В настоящее время к традиционным факторам конкурентоспособности можно добавить новые, появление которых связано с цифровой экономикой.

Для определения степени влияния цифровой экономики на современные организации необходимо четко определить понятия конкурентоспособности и цифровой экономики.

Наиболее приемлемым в рамках темы исследования видится следующее «состояние (в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

статике) или способность (в динамике) субъекта со своим объектом быть лидером, успешно конкурировать со своими конкурентами на конкретном рынке и в конкретное время по достижению одной и той же цели» [12].

На текущий момент преимущества, сформированные на основе технического и технологического превосходства перестают быть определяющими и значимыми, поскольку информация, которая в последние десятилетия, получила статус ключевого ресурса, распространяется и стареет все быстрее, а организации становятся все более гибкими и быстроизменяющимися. Это означает, что компании в достаточно сжатые сроки перенимают технологические новинки, постоянно принимают участие в технологической гонке, быстро и эффективно принимают технологические нова-

ции, осваивают производство новой продукции. При этом данный вывод не относится к цифровым технологиям. Не смотря на то, что цифровые технологии также быстро изменяются и совершенствуются, характер из изменения несколько иной и при постоянной актуализации они создают устойчивое конкурентное преимущество на любом рынке. Это связано с тем, что актуализация уже используемых цифровых технологий не требует значительных затрат, как в финансовом, так и кадровом планах. Для поддержания конкурентного преимущества от цифровых технологий организациям необходимо развивать так называемую «культуру постоянных инноваций», которая предполагает заблаговременные инвестиции в инфор-

мационно-коммуникационные и цифровые технологии, которые позволят выйти на лидерские позиции в конкурентном противостоянии.

Одним из первых цифровую экономику определил Всемирный банк, специалисты которого дали следующее определение «цифровая экономика - это новая парадигма ускоренного экономического развития» [8].

Основные цели внедрения и развития цифровой экономики в России представлены в Программе «Цифровая экономика» [10], разработанной экспертным советом при Правительстве Российской Федерации по цифровой экономике следующие (таблица 2).

Таблица 2

Цели цифровом экономики

№ п/п Цели цифровой экономики

1 повышение конкурентоспособности экономики, предпринимательских структур и граждан за счет цифровых преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества;

2 рост включенности граждан и предпринимательских структур для работы в цифровом пространстве;

3 создание инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие субъектов в цифровом пространстве;

4 возникновение устойчивых цифровых предпринимательских экосистем для хозяйствующих субъектов

5 снижение издержек предпринимательских структур и граждан при взаимодействии с государством и между собой

М. Кастельс в работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» (1996 -1998) рассматривает компьютерные сети в качестве материальной и организационной основы информационного общества [6], однако несколько корректирует само понятие. Он называет такое общество «информациональным» (informational society), а не «информационным», поскольку информация играла значимую роль и в более ранних обществах, и своим обозначением отмечает параллель между «информациональным» и «постиндустриальным» обществами. Он акцентирует внимание на возрастании роли «информаци-ональной экономики», которая связана с информационной деятельностью и ее техническим обеспечением. С этим нельзя не согласиться, поскольку успехи компьютерной индустрии и развитие Интернета делают реальностью сетевую экономику, сетевые интернет-сообщества, сетевые трудовые коллективы [7].

Впервые термин «цифровая экономика» был использован в 1995 г. в книге Д. Тапскотта «Цифровая экономика: обещание и опасность в эпоху сетевой разведки. Автор не дает определения цифровой экономики напрямую, однако применяет понятие «эпоха сетевого интеллекта» ("Age of Networked Intelligence"), суть которой «не только в сетевых технологиях... но во взаимодействии людей посредством сетевых технологий», которые «объединяют интеллект, знания и творчество для совершения прорыва в создании общественного капитала и благополучия» [3]. Ученый акцентирует внимание на том, что цифровая экономика объясняет причинно-следственную связь между новой экономикой, типами бизнеса и современными технологиями и как один элемент приводит к появлению другого.

Самое позднее толкование термина встречается в 2017 г. в работе Далмана «Использование цифровой экономики для развивающихся

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

стран (ОЭСР)» «Цифровая экономика представляет собой сочетание технологий общего применения и ряда видов экономической и общественной деятельности, осуществляемых пользователями Интернета при помощи соответствующих технологий. Цифровая экономика, таким образом, включает в себя физическую инфраструктуру, которую задействуют цифровые технологии (широкополосные проводящие сети, маршрутизаторы), устройства доступа (компьютеры, смартфоны), информационные системы (Google, Salesforce) и обеспечиваемый ими функционал («Интернет вещей», анализ больших данных, облачные вычисления)», а также «Цифровая экономика» - это экономика, которая функционирует в основном за счет применения цифровых технологий, в частности безналичных операций через

Интернет» [1]. Авторы выделяют преимущества обеспечения инклюзивного и устойчивого роста на потенциале цифровых технологий.

За последние годы происходит значительный рост интернет-экономики. Цифровые платформы приобретают особое место в жизни каждого пользователя Интернета. На потребителей все особое влияние оказывает транслируемая в социальных платформах информация. Интернет интегрирован во все аспекты человеческой жизни, в том числе и в такие незаменимые структуры, как здравоохранение, образование и товароснабже-ние.

Динамика внедрения Интернета в жизнь общества показана на рисунке 2.

Рисунок 2. Доступ к Интернету в домашних хозяйствах России, %

Несмотря на постоянный рост пользователей Сети, Россия находится на 35 месте рейтинга по сравнению с Республикой Корея и Исландией в которых 99% населения имеют доступ к Интернету [4].

Цифровая экономика - направление экономики основанное на цифровых и электронных технологиях. В том числе это электронный бизнес и коммерция, а также производимые ими материальные и нематериальные блага. По сути, данное определение включает все деловые, культурные, экономические и социальные операции, совершаемые в Сети и с помощью цифровых коммуникационных технологий.

Положительная динамика развития цифровой экономики оказывает значительное влияние на всю экономику. С глобализацией и активным развитием инновационных технологий, внедряемых в различные сферы, таких как блокчейн, искусственный интеллект и облачные вычисления, интернет-экономика стала неотъемлемой частью мировой и государственной экономики.

В России до 2030 г. действует программа «Цифровая экономика Российской Федерации», согласно которой возможно выделить уровни взаимодействия ее составляющих (рисунок 3).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

Рисунок 3. Уровни цифровой экономики (составлено автором)

Несмотря на то, что цифровая экономика сама по себе создает условия и возможности для повышения конкурентоспособности организаций, различных отраслей, в России нужны крупные инвестиции в будущую конкурентоспособность национальной экономики, отраслей и предпринимательских структур [2]. Причиной этого является то, что распространение цифровых технологий естественными темпами не дает необходимого эффекта и будет только способствовать отставанию России от наиболее развитых стран. Следовательно, необходимо формировать стратегии развитие отраслей на опережение, своевременно адаптируя и применяя технологические достижения передовых организаций отрасли, организуя продуктивное сотрудничество с образовательными и исследовательскими организациями, также необходимо отслеживать потребности, предпочтения и привычки текущих и потенциальных потребителей.

В данный момент цифровая экономика изменяет условия функционирования целых отраслей, в том числе телекоммуникационной,

полиграфической, туристической, пассажирских перевозок и др. При этом на потребительских рынках применение цифровых технологий дает возможность уменьшить издержки на поиск и оформление заказов, помогает осуществить оптимальный подбор продуктов, которые максимально соответствуют требованиям потребителей, а также обеспечивает увеличение прозрачности хозяйственных операций.

Одним из наиболее ярких проявлений цифровой экономики являются цифровые торговые площадки, которые создают интенсивную ценовую конкуренцию. Некоторые инновационные компании начинают предлагать бесплатные продукты и услуги, за которые раньше необходимо было платить. Благодаря цифровым технологиям, растет специализация компаний на рынке.

При этом компании, активно применяющие цифровые технологии выходят на новые для себя рынки. По мере захвата ими ведущих позиций на одном рынке, они стремятся активнее развивать смежные направления, которые затем становятся основными.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

Таким образом, можно сделать следующие выводы о влиянии цифровой экономики на конкурентоспособность современных компаний:

1) цифровизация приводит к снижению значения классических форм посредничества по сравнению с цифровыми платформами сотрудничества на рынке;

2) внедрение цифровых технологий приводит к ужесточению конкуренции, которое создает угрозы для существующих лидеров, исходящие от новых волн инноваций.

Следовательно, необходимо проводить мониторинг процессов цифровизации российской экономики на разных сегментах рынков и разрабатывать рекомендации по увеличению эффективности их внедрения и применения в практической деятельности.

Список литературы:

[1] Dahlman C., Mealy S., Wermelinger M. (2016) Harnessing the Digital Economy for Developing Countries. Paris: OECD [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www.oecd-ilibrary.org/ docserver/download/4adffb24-en.pdf (дата обращения: 30.12.2019).

[2] Rogov V.Y., Savchenko T.B.,Shadov G.I., Verhozina V.A. Methodological approaches to the management of innovative development of an enterprise // Asian Social Science. 2015. № 8. - P. 243-252

[3] The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence: NewYork: McGraw Hill, 1995.

[4] Индикаторы цифровой экономики:2019. Статистический сборник/Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019.- 248 с. - С. 118, 121.

[5] Инновационные кластеры цифровой экономики: теория и практика / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2018. - 676 с.].

[6] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. -608 с.

[7] Нигматуллина Г.Ф. Культура российских интернет-сообществ в условиях становления информационного общества: автореферат дис. ... кандидата соц. наук: 22.00.06 / Тюмен. гос. нефте-газ. ун-т. - Тюмень, 2011. - 22 с.

[8] Перспективы получения цифровых дивидендов в Евразийском экономическом союзе. Доклад всемирного банка [Электронный ресурс] / Режим доступа: // URL: http://d-russia.ru/wpcontent/ uploads/2016/10/Navas-Sabater-J._WB-Digital-Dividends-for-EAEU-Digital-Agenda.pdf (дата обращения: 30.12.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

[9] Портер М.Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. — М.: Аль-пина Паблишер, 2016. - 896 с.

[10] Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением правительства РФ от 28.07.2017. №1632-р [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static. government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yL VuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 30.12.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Рыжов В.Б. Диалектика глобализации и регионализации в правовом пространстве государств и международных организаций // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations". 2020. № 1. - С. 29-44. [12] Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. - М.: МаркетДС, 2008. - 432 с.

[13] Цифровая Россия: новая реальность: сост. А. Аптекман, В. Калабин, В. Клинцов и др. -Digital/McKinsey, 2017. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.mckinsey.com/~/media/ McKinsey/ Locations/Europe%20 and%20Middle%20 East/Russia/Our% 20Insights/Digital%20Russia/ Digital-Russia-report.ashx (дата обращения: 30.12.2019).

[14] Шинкарецкая Г.Г. Цифровизация - глобальный тренд мировой экономики // Образование и право. 2019. № 8. - С. 119-123.

Spisok literatury:

[1] Dahlman C., Mealy S., Wermelinger M. (2016) Harnessing the Digital Economy for Developing Countries. Paris: OECD [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: http: // www.oecd-ilibrary.org/doc-server/download/4adffb24-en.pdf (data obrash-cheniya: 30.12.2019).

[2] Rogov V.Y., Savchenko T.B.,Shadov G.I., Verhozina V.A. Methodological approaches to the management of innovative development of an enterprise // Asian Social Science. 2015. № 8. - P. 243252

[3] The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence: NewYork: McGraw Hill, 1995.

[4] Indikatory cifrovoj ekonomiki:2019. Statis-ticheskij sbornik/G. I. Abdrahmanova, K. O. Vishnevskij, L. M. Gohberg i dr.; Nac. Issled. Un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M.: NIU VSHE, 2019.- 248 s. - S. 118, 121.

[5] Innovacionnye klastery cifrovoj ekonomiki: teoriya i praktika / pod red. d-ra ekon. nauk, prof. A. V. Babkina. - SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2018. - 676 s.].

[6] Kastel's M. Informacionnaya epoha: ekono-mika, obshchestvo, kul'tura. - M.: GU-VSHE, 2000. -608 s.

[7] Nigmatullina G.F. Kul'tura rossijskih inter-net-soobshchestv v usloviyah stanovleniya informa-cionnogo obshchestva: avtoreferat dis. ... kandidata soc. nauk: 22.00.06 / Tyumen. gos. neftegaz. un-t. -Tyumen', 2011. - 22 s.

[8] Perspektivy polucheniya cifrovyh dividendov v Evrazijskom ekonomicheskom soyuze. Doklad vsemirnogo banka [Elektronnyj resurs] / Rezhim dos-tupa: // URL: http://d-russia.ru/wpcontent/ uploads/2016/10/Navas-Sabater-J._WB-Digital-Divi-dends-for-EAEU-Digital-Agenda.pdf (data obrash-cheniya: 30.12.2019).

[9] Porter M.Mezhdunarodnaya konkurenciya: Konkurentnye preimushchestva stran. — M.: Al'pina Pablisher, 2016. - 896 s.

[10] Programma «Cifrovaya ekonomika Rossi-jskoj Federacii» utverzhdena rasporyazheniem pravi-tel'stva RF ot 28.07.2017. №1632-r [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://static.government.

ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4b-vR7M0.pdf (data obrashcheniya: 30.12.2019).

[11] Ryzhov V.B. Dialektika globalizacii i region-alizacii v pravovom prostranstve gosudarstv i mezh-dunarodnyh organizacij // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii / International Law and International Organizations". 2020. № 1. - S. 29-44. [12] Fathutdinov R.A. Upravlenie konkurentosposob-nost'yu organizacii. - M.: MarketDS, 2008. - 432 s.

[13] Cifrovaya Rossiya: novaya real'nost': soct. A. Aptekman, V. Kalabin, V. Klincov i dr. - Digital/ McKinsey, 2017. [Elektronnyj resurs] / Rezhim dos-tupa: https://www.mckinsey. co m/~/media/McKinsey/ Locations/Europe%20 and%20Middle%20East/Rus-sia/Our% 20Insights/Digital%20Russia/Digital-Rus-sia-report.ashx (data obrashcheniya: 30.12.2019).

[14] Shinkareckaya G.G. Cifrovizaciya - glob-al'nyj trend mirovoj ekonomiki // Obrazovanie i pravo. 2019. № 8. - S. 119-123.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Л_

к

д^ Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.