Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Лариса Филипповна, Логинова Рамзия Маратовна

В статье анализируются пути совершенствования профессиональной компетенции в сфере информационно-коммуникационных технологий учителей иностранного языка. Освещаются инновационные процессы в дополнительном профессиональном образовании Республики Татарстан по повышению компьютерной грамотности педагогических работников. Авторы статьи отмечают, что формирование ИКТ - компетентности учителя иностранного языка уделяется важное значение на курсах повышения квалификации в Институте развития образования Республики Татарстан. В условиях цифровизации иноязычного образования заслуживает внимания актуализация полученных знаний и постоянное развитие собственного потенциала учителя иностранного языка. Также отмечается, что модель повышения квалификации современного учителя иностранного языка требует модернизации в условиях цифровой экономики. Таким образом, такие компетенции как: лингвистическая, владение информационно - коммуникационными технологиями, синтез идей из разных областей, умение быстро учиться и способность к адаптации - это вызовы сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Лариса Филипповна, Логинова Рамзия Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITIZATION OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION: EXPERIENCE OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The article analyses ways to improve the professional competence in the field of information and communication technologies of foreign language teachers. The article highlights innovative processes in additional professional education of the Republic of Tatarstan to improve the computer literacy of teaching staff. The authors of the article note that the formation of ICT - competence of foreign language teacher is of great importance in the Institute for the Development of Education of the Tatarstan Republic. In the context of the digitization of foreign-language education, attention should be paid to the knowledge updating and to the constant development of the foreign-language teacher’s capacity. It is also noted that the model of an advanced learning of a foreign language teacher requires modernization in a case of digital economy. Thus, such competencies as linguistic, information and communication technology, synthesis of ideas from different fields, rapid learning and adaptability are present-day challenge.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Цифровизация иноязычного образования: опыт системы дополнительного профессионального образования Республики Татарстан

Иванова Лариса Филипповна,

кандидат педагогических наук, профессор, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» E-mail: ivanova.inyaz@gmail.com

Логинова Рамзия Маратовна,

Старший преподаватель, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» E-mail: ramziya.89@mail.ru

В статье анализируются пути совершенствования профессиональной компетенции в сфере информационно-коммуникационных технологий учителей иностранного языка. Освещаются инновационные процессы в дополнительном профессиональном образовании Республики Татарстан по повышению компьютерной грамотности педагогических работников. Авторы статьи отмечают, что формирование ИКТ - компетентности учителя иностранного языка уделяется важное значение на курсах повышения квалификации в Институте развития образования Республики Татарстан. В условиях циф-ровизации иноязычного образования заслуживает внимания актуализация полученных знаний и постоянное развитие собственного потенциала учителя иностранного языка. Также отмечается, что модель повышения квалификации современного учителя иностранного языка требует модернизации в условиях цифровой экономики. Таким образом, такие компетенции как: лингвистическая, владение информационно - коммуникационными технологиями, синтез идей из разных областей, умение быстро учиться и способность к адаптации - это вызовы сегодняшнего дня.

Ключевые слова: цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, инновации, взаимодействие, качество образовательного процесса.

В современной педагогической науке укоренились такие понятия, как «цифровая трансформация», «цифровая социализация», «цифровой след». Анализ современных исследований в области цифровизации иноязычного образования показывает, что цифровизация неотделима от компьютеризации.

На сегодняшний день в Республике Татарстан за этапом формирования и совершенствования инфраструктуры образовательных организаций следует этап цифровизации современного образования. Технологическая революция требует не только современных научно-технических разработок, но и качественного изменения культуры труда. В условиях новой технологической революции современный учитель иностранного языка должен обладать «компетенциями XXI века».

Усиление внимания к проблеме профессиональной компетентности учителя иностранного языка, а также различных классификаторов диагностики профессиональных компетенций, связано в первую очередь с традиционным форматом профессии, предполагающий определенный набор знаний и умений для осуществления педагогической деятельности. Особое значение в свете новых задач имеет профессиональная мобильность педагога, умение гибко реагировать на новые требования и прежде всего требования цифровой экономики - «Индустрии 4.0».

В последнее время статус иностранного языка в современном обществе изменился. Сегодня знание иностранных языков - это не роскошь, как считалось до недавнего времени, а необходимость, это - средство общения, быстрый доступ к передовым международным научным и технологическим достижениям, расширение возможности образования и самообразования.

Потенциал учебного предмета «Иностранный язык» заключается не только в развитии высокоинтеллектуальной личности, но и является ресурсом систематического пополнения знаний, формирования и развития коммуникативных умений и навыков.

В связи с тем, что цифровое поколение (сегодняшние обучающиеся) является «резидентом» цифрового мира, современному учителю иностранного языка важно учитывать этот момент и планировать урочную деятельность с использованием современных цифровых ресурсов.

Очевидно, что учитель иностранного языка в условиях цифровой экономики должен быть готов не только к постоянному развитию своего потенциала, но и возможной смене профессио-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

нальной специализации. Стремительный переход к цифровой экономике обуславливается не только всеобщей компьютеризацией, но и изменением отношения к трудовой деятельности, межличностной коммуникации, лингвокультурологическим аспектам. Помимо развитых ИКТ-навыков, необходимо владеть коммуникативными и колабора-тивными навыками.

Иноязычное образование стоит перед новыми вызовами, решение которых требуется в сжатые сроки. Нельзя не заметить, что при кажущейся многоаспектности и обширности исследований еще многие свойства и механизмы педагогической компетентности в новых условиях требуют дополнительного рассмотрения. Что же касается повышения квалификации учителя иностранного языка, то модель ее реализации требует модернизации с учетом потребностей приоритетов цифровой экономики. В результате изучения интернет-источников сформирован портрет современного учителя иностранного языка в условиях «Индустрии 4.0». Прежде всего, это учитель нового формата, что подразумевает в первую очередь высокий профессионализм педагога. Несомненно, такой педагог обладает совершенными знаниями в области информационных технологий, а также для него неприемлемо использовать формальный подход к обучению. Нужно добавить, что современные обучающиеся нацелены на индивидуализацию обучения, хотят «поглощать» новую информацию. Но отдают предпочтение только практико-ориентированным заданиям. Возникает вопрос, как могут помочь современные информационно-коммуникационные технологии в этом вопросе? Современные технологии позволяют сделать содержание урока близким к реальной жизни. Как помочь учителю в этом вопросе? И здесь на помощь учителю приходит информационно-коммуникационные технологии и «Интернет» - гигантский источник кейсов, задач и иллюстраций. Учителю стоит лишь ввести в поисковую строку одного из крупнейших видео-порталов тему урока или отдельные смысловые единицы, и он найдет огромное количество как учебных, так и вполне жизненных сюжетов.

В настоящее время подготовке квалифицированных педагогических работников в системе образования уделяется большое внимание. Обучение на курсах повышения квалификации в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» следует рассматривать как процесс совершенствования педагогической компетентности. Компетентность в сфере информационно-коммуникационные технологии - это одна из важнейших составляющих личности специалиста. Сотрудники кафедры разработали программу для комплексного преобразования профессиональ-5 ной деятельности учителя иностранного языка § на основе возможностей современных цифровых й инструментов и цифровой среды. Прежде всего, ° учитель должен знать: особенности образователь-^ ного процесса в условиях цифрового общества;

возможности цифровой среды для обучения иностранному языку; основные инструменты и ресурсы обучающей среды. Далее преподаватели института стараются совершенствовать профессиональную компетенцию учителей в умении выстраивать систему обучающего контента на основе открытых цифровых источников; анализировать и эффективно применять информационно-коммуникационные технологии в урочной и внеурочной деятельности. Сделать процесс обучения актуальным, современным, интересным помогают лайфхаки (от английского языка «life hack»). Что это такое? Обычно простой и толковый совет или метод, как выполнить знакомые задания лучше и эффективнее. При проведении тренингов «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» используются следующие приемы. Прием SEARCH (интернет-поиск): 1. Преподаватель дает задание, используя интернет - поиск по одному источнику найти личность или образовательную программу. Проверка осуществляется в виде кратких сообщений. 2. Преподаватель дает задание, используя интернет-поиск по неопределенным источникам найти аутентичные реалии; в приложении дается список вопросов. Существуют конкретные пути поиска информации. На сайте TEDEd сосредоточено более 200 тысяч уроков, многие из которых созданы на основе лекций самого TED и посвящены, как правило, самым актуальным вопросам современности. Большинство из них имеют русские субтитры. Крупнейшие научно-популярные издания имеют сайты, на которых гораздо больше информации, чем в печатном варианте. Такие крупные издания как National Geographic, BBC создают особые разработки для школ.

Другой позитивный прием FLASHCARDS, MEMORY CARDS (создание наборов карточек для введения темы, новых иностранных слов). Этот прием очень многофункционален: это инструмент помощи слушателям (а не контроля); карточки создаются слушателями в ходе тренинга, если вы им расскажите о таких ресурсах; простой показ карточек онлайн через функцию поделиться экраном. Это может быть простое повторение, фронтальный опрос. Озвучивание карточек иногда возможность аудиозаписи голоса. Своими карточками слушатели обмениваются в процессе тренингов по прямой ссылке, на сайте в профессиональных сообществах. В ходе практических занятий слушателям предоставляются интернет-ресурсы для создания «flashcards»:

- www.quizlet.com - интерфейс есть и на русском языке, но представлено 18 языков; режим подготовки к экзамену, когда система сама рассчитывает, сколько вам нужно учить ежедневно, чтобы успеть к определенной дате; есть игры и проверка написания; есть режим соревнования в реальном времени; можно создавать отдельные темы, а можно сразу курс.

- www.memory.com - интерфейс на английском, но есть запись вашего произношения; режим

подготовки к экзамену; виртуальное соревнование с другими участниками через баллы и кредиты.

- www.studyblue.com - возможны карточки с комбинацией слов, звука и изображений; можно сгенерировать онлайн-тест из карточек. Практико-ориентированное занятие «Электронная методическая лаборатория учителя» имеет цель продемонстрировать методическую и дидактическую целесообразность создания творческой электронной лаборатории учителя иностранного языка. Критериями оценки представленной лаборатории служат: информационная содержательность, представление использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку; представление собственного педагогического опыта на разных уровнях; оригинальность дизайна.

Мастер-классы «Эффективные ИКТ-техноло-гии в урочной и внеурочной деятельности учителя иностранного языка» помогают проанализировать путь повышению мотивации в обучении иностранного языка через геймификацию. Современному учителю иностранного языка стоит помнить, что игры могут стимулировать внешнюю мотивацию. Обучающимся может быть играть интересно, но не учиться. Преподаватели института на практических занятиях «Цифровые ресурсы в преподавании иностранного языка», обсуждают, анализируют, знакомят на практике с обучающимися играми. В сети Интернет существует большое количество образовательных игр. Исключительно школьной программе посвящена новая игра СШтег.те. С другой стороны, существует много ресурсов, которые помогают и позволяют гейми-фицировать сам процесс обучения. К таким ресурсам относят ClassDojo, который помогает увлечь обучающихся, сделать визуальным их собственный прогресс, помогая решить проблему мотивации - неуверенность в своих силах. Слушатели используют вместе с преподавателями института сервис Socrative, позволяющий самим слушателям создавать увлекательные игры и визуализировать процесс обучения. В этом контексте представляется весьма актуальным упомянуть о типичных ошибках использования современных информационно-коммуникативных технологий. Молодые учителя полагают, что использование современных информационно-коммуникативных технологий автоматически повышает мотивацию обучающихся. Однако, если использование таких технологий педагогически нецелесообразно, обучающиеся быстро это поймут и потеряют интерес к обучению. Опираясь на данные современной педагогики, а также на результаты исследования в американских и британских школах, полученные в ходе обобщения и анализа существующей проблемы, выявлено, что не все обучающиеся довольны, когда учитель использует социальные сети в образовательном процессе. Они считают это своим личным пространством. Наряду с этим сле-

дует отметить, что кроме связи с реальной жизнью и элементами геймификации, информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать процесс обучения более разнообразным, подходящий для обучающихся с разными запросами и возможностями.

На республиканском круглом столе «Цифро-визация иноязычного образования» в институте учителей подводят к выводу, что информационно-коммуникационные технологии должны расширять возможности образования, а не сужать их. Несомненно, использование той или иной современной технологии зависит от учителя и поставленной цели мероприятия.

Разумеется, совершенствование профессиональной компетентности учителя иностранного языка процесс всей его профессиональной деятельности. И такие компетенции как: лингвистическая, владение информационно - коммуникационными технологиями, синтез идей из разных областей, умение быстро учиться и способность к адаптации - это вызовы сегодняшнего дня.

Литература

1. Иванова Л.Ф., Логинова Р.М. Совершенствование профессиональной компетенции учителя иностранного языка средствами активных форм обучения в педагогических мастерских // Современное педагогическое образование. 2021. № 3. С. 58-60.

2. Иванова Л.Ф. Логинова Р.М. Обучение иностранному языку как средству коммуникации // Современное педагогическое образование 2020. № 7. С. 24-27.

3. Межкультурная коммуникация: Татарстан и мир//Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2021. № 1. С. 250-258.

4. Нугуманова Л.Н., Шайхутдинова Г.А., Яковен-ко Т.В. Цифровая трансформация дополнительного профессионального образования Республики Татарстан // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 107-114.

DIGITIZATION OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION: EXPERIENCE OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Ivanova L.F., Loginova R.M.

Tatarstan Institute of Education Development

The article analyses ways to improve the professional competence in the field of information and communication technologies of foreign language teachers. The article highlights innovative processes in additional professional education of the Republic of Tatarstan to improve the computer literacy of teaching staff. The authors of the article note that the formation of ICT - competence of foreign language teacher is of great importance in the Institute for the Development of Education of the Tatarstan Republic. In the context of the digitization of foreign-language education, attention should be paid to the knowledge updating and to the constant development of the foreign-language teacher's capacity. It is also noted that the model of an advanced learning of a foreign language teacher requires modernization in a case of digital economy. Thus, such competencies as linguistic, information and communication technology, syn-

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

thesis of ideas from different fields, rapid learning and adaptability are present-day challenge.

Keywords: digitalization, information and communication technologies, innovations, interaction, quality of the educational process.

References

1. Ivanova L.F., Loginova R.M. Improving the professional competence of a foreign language teacher by means of active forms of learning in pedagogical workshops // Modern Pedagogical Education. 2021. No. 3. S. 58-60.

2. Ivanova L.F. Loginova R.M. Teaching a foreign language as a means of communication // Modern Pedagogical Education

2020. No. 7. pp. 24-27.

3. Intercultural communication: Tatarstan and the world//Modern education: topical issues and innovations. 2021. № 1. pp. 250258.

4. Nugumanova L.N., Shaikhutdinova G.A., Yakovenko T.V. Digital transformation of additional vocational education in the Republic of Tatarstan // Vocational education in Russia and abroad.

2021. No. 2 (42). pp. 107-114.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.