Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Лариса Филипповна, Логинова Рамзия Маратовна

В статье рассматриваются пути совершенствования профессиональной компетенции молодого специалиста путем применения методики педагогической мастерской. Одним из направлений развития российской системы образования является подготовка профессиональных кадров, их повышение квалификации и переподготовка. Авторами отмечается, что согласно современным исследованиям в области методики преподавания, педагогики и психологии развитие по данному направлению невозможно без использования активных форм организации обучения. На основании анализа работы показано, что активные формы обучения - это общение, межличностные отношения, предмет творчества. В заключении показано, что организация обучения посредством педагогических мастерских - это стратегия и тактика управления, соуправления и самоуправления, направленная на выстраивание учителем своей индивидуальной траектории профессионального развития Анализ содержания, целей и возможностей педагогической мастерской позволил авторам условно выделить ее наиболее значимые функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Лариса Филипповна, Логинова Рамзия Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER BY MEANS OF ACTIVE FORMS OF EDUCATION IN PEDAGOGICAL WORKSHOPS

The article discusses the ways of improving the professional competence of a young specialist by applying the methodology of a pedagogical workshop. One of the directions of development of the Russian education system is the training of professional personnel, their professional development and retraining. The authors note that according to modern research in the field of teaching methods, pedagogy and psychology, development in this area is impossible without the use of active forms of organization of education. Based on the analysis of the work, it is shown that active forms of learning are communication, interpersonal relationships, and the subject of creativity. In the conclusion, it is shown that the organization of training through pedagogical workshops is a strategy and tactics of management, co-management and self-management, aimed at building a teacher’s individual trajectory of professional development.Analysis of the content, goals and capabilities of a pedagogical workshop allowed the authors to conditionally single out its most significant functions.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ»

Совершенствование профессиональной компетенции учителя иностранного языка средствами активных форм обучения в педагогических мастерских

Иванова Лариса Филипповна,

кандидат педагогических наук, профессор, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» E-mail: ivanova.inyaz@gmail.com

Логинова Рамзия Маратовна,

старший преподаватель, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» E-mail: ramziya.89@mail.ru

В статье рассматриваются пути совершенствования профессиональной компетенции молодого специалиста путем применения методики педагогической мастерской. Одним из направлений развития российской системы образования является подготовка профессиональных кадров, их повышение квалификации и переподготовка. Авторами отмечается, что согласно современным исследованиям в области методики преподавания, педагогики и психологии развитие по данному направлению невозможно без использования активных форм организации обучения. На основании анализа работы показано, что активные формы обучения - это общение, межличностные отношения, предмет творчества. В заключении показано, что организация обучения посредством педагогических мастерских - это стратегия и тактика управления, соуправления и самоуправления, направленная на выстраивание учителем своей индивидуальной траектории профессионального развития Анализ содержания, целей и возможностей педагогической мастерской позволил авторам условно выделить ее наиболее значимые функции.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, молодой специалист, активные формы обучения, педагогическая мастерская, иностранный язык.

Проблема совершенствования профессиональных компетенций молодого специалиста - учителя иностранного языка предполагает создание оптимальных условий для повышения профессионального мастерства, саморазвития и творческой самореализации. Такую цель перед собой ставят и в Институте развития образования Республики Татарстан.

Ректор ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», доктор педагогических наук Л.Н. Нугуманова отмечает, что в настоящее время запрос на инновации в образовательной среде необходимое условие социума. Именно поэтому развитие и совершенствование профессиональных компетенций педагогов, способствующих модернизации образовательных процессов, создание новых условий и активных методик обучения в образовательных организациях становится одной из ключевых задач института [4].

В многих исследованиях показано, что мастерство формируется под воздействием опыта и базируется на знаниях, умениях, навыках, т.е. профессиональной компетенции. Цифровая трансформация образования, современные педагогические технологии, обновленные федеральные государственные образовательные стандарты - все это определяет траекторию развития учителя.

Подготовка профессиональных кадров, их переподготовка, повышение квалификации является одним из направлений развития российской системы образования.

Профессорско-преподавательскому составу кафедр важно осознавать, что слушатели в процессе обучения могут рассматривать и интерпретировать одни и те же явления и процессы по-разному. Их видение будет зависеть от их профессиональной компетенции, личного опыта, контекста применения от их нужд и проблем, которые возникают и решаются в определенных ситуациях.

Современные исследования в области педагогики, психологии, методики преподавания свидетельствуют, что это невозможно без использования активных форм организации обучения.

Преподавателю, используя активные формы обучения на занятиях, необходимо сформировать у слушателей осознание того, что материал, который они получили в процессе очной фазы обучения, не есть конечные знания. Это лишь фундамент, который им необходимо наращивать самим. Активные формы обучения - это общение, межличностные отношения, предмет творчества.

В последнее время помимо ролевых и организационно-деятельных игр, педагогических тренингов,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

CJ

oj о см

различных практикумов целесообразно использовать такой способ обучения как педагогическая мастерская, который наряду с другими формами может составлять основу обучения и активизировать профессионально-творческую деятельность учителя.

Анализ содержания, целей и возможностей педагогической мастерской позволил нам условно выделить ее наиболее значимые функции.

Обучающая (познавательная) функция заключается в совершенствовании познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и др.), потребность обновлять знания.

Воспитательная (ценностно-ориентированная) - расширение мировоззренческих идеалов, совершенствование мотивации к профессии, содействие пониманию единства педагогической системы и социальной среды.

Организационно-деятельная - совершенствование общепедагогической культуры учителя; организация деятельности по совершенствованию предметных знаний и умений: определять содержание, согласовывать цели действия участников коллективной деятельности; моделировать, брать ответственность в принятии решений.

Развивающая - совершенствование интеллектуальной, эмоциональной сфер личности учителя.

Коммуникативная - совершенствование коммуникативной компетенции, качеств взаимоуважения, совершенствование индивидуального стиля общения и поведения при коллективном решении задач.

Рефлексивная функция педагогической мастерской проявляется в ряде аспектов:

- помощь учителю в самопознании личностных особенностей: в самооценке к своей работе;

- организация обучения способствующей пониманию учителем того, как коллеги воспринимают и оценивают его деятельность;

- создание условий взаимообусловленности субъектов взаимодействия. Относительность выделенных нами функций

педагогической мастерской заключается в их взаимосвязи.

Данная организация обучения - это стратегия и тактика управления, соуправления и самоуправления, направленная на выстраивание учителем своей индивидуальной траектории профессионального развития (long-live learning).

Представляем разработку проекта педагогической мастерской «Мастерская будущего» как форму совершенствования профессионального мастерства молодых педагогов.

Учителям предлагается создать интегративную модель основного и дополнительного иноязычного образования для решения ряда проблем:

- обновление содержания иноязычного образования в условиях модернизации школьного иноязычного образования;

- максимальная реализация личностного потенциала учителя в области иноязычной культуры и межкультурной коммуникации.

Все участники делятся на творческие группы в разные педагогические мастерские.

Задачи для каждой педагогической мастерской следующие:

- определить цели основного и дополнительного образования;

- выделить ведущие компоненты основного и дополнительного образования;

- составить проекты разноуровневых программ реализации основного и дополнительного образования;

- сделать подборку дидактических материалов для реализации данных программ (учебно-методические комплекты, Интернет-ресурсы, дополнительная литература);

- определить формы контроля по каждой модели образования;

- определить методы и приемы организации учебной деятельности по основному и дополнительному образованию.

Участникам мастерских представляются в качестве учебных материалов:

- текст Федерального государственного образовательного стандарта;

- тексты Примерных образовательных программ;

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ;

- Каталог Интернет-ресурсов.

Для участников каждой мастерской определяются условия для решения поставленных задач:

- тип школы;

- профиль школы (физико-математический, социально-гуманитарный, с углубленным изучением иностранных языков);

- этнокультурный компонент (татарская, русская, чувашская, удмуртская и др. культуры). Критерии оценки деятельности учителей в мастерской также разнообразны:

1. Цели и задачи:

- правильность поставленных целей и задач, проработка промежуточных результатов.

2. Учебно-методический комплект:

- соответствие целям, задачам и конечным результатам;

- соответствие программам;

- соответствие выбранным методикам; соответствие типу школ;

- выбор этнокультурного компонента;

- организация мониторинга уровня обучения иностранному языку по всем видам речевой деятельности (использование языкового европейского портфеля);

3.Мониторинг:

- использование стандартизированных методик тестирования, соответствующих целям, задачам, промежуточным и конечным результатам обучения (умение выбирать, отработать, анализировать и хранить результаты контроля).

4.Методика преподавания:

- знание и умение применять современные технологии, методы и подходы к обучению иностранному языку;

- умение реализовать выбранные технологии при организации учебной деятельности по основному и дополнительному образованию;

- умение прогнозировать свою педагогическую деятельность.

Молодому специалисту - учителю иностранного языка важны умения проектировочные, продуктивного типа. Учебный предмет «Иностранный язык» входит в число учебных предметов обязательных для изучения и является универсальным, которым желают овладеть обучающиеся, выбравшие естественно-математические, биологические и другие профили. Так как владение иностранным языком «открывает» быстрый доступ к передовым научным и технологическим достижениям, расширяет возможности самообразования и саморазвития. Это означает, что молодой специалист должен проектировать современный урок иностранного языка, учебный курс, занятия внеурочной деятельности в соответствии с требованиями сегодняшнего времени.

ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Татарстан осуществляет трансляцию лучших практик преподавания учебного предмета «Иностранный язык» осуществляется на тематических страницах официального сайта института: «Виртуальная стажировка»; на портале сопровождения развития профессиональных компетенций в разделах «Банк практик» и «Сообщества», в сетевом сообществе «Учителя иностранного языка Республики Татарстан»; в журналах «Актуальная педагогика», «Современное образование: актуальные вопросы и инновации»

Одна из ключевых задач это построение индивидуальных маршрутов для совершенствования профессиональной компетенции на основе объективной оценки профессиональных и личностных компетенций молодых специалистов - учителей иностранного языка.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Министерство Просвещения РФ: официальный интернет-ресурс. - Москва. - URL: https://edu. gov.ru/ (дата обращения: 3.09.2021). - Текст: электронный.

2. Иванова Л.Ф., Логинова Р.М. Обучение иностранному языку как средству коммуникации// Современное педагогическое образование 2020 № 7 С24-27.

3. Иванова Л.Ф. Профессиональная компетентность современного учителя иностранного языка: вызовы времени//Актуальная педагогика. 2021. № 2. С. 68.

4. Нугуманова Л.Н. Запрос на инновации в образовательной среде // Актуальная педагогика. 2020. № З. С. 6-1З.

5. Нугуманова Л.Н., Шайхутдинова Г.А., Яковен-ко Т.В. Профессиональное развитие педагогов как стратегический ориентир деятельности учреждений дополнительного профессионального образования // Инновации в образовании. 2019. № 7. С. 6З-7З.

6. Яковенко Т.В., Нугуманова Л.Н. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации педагога / Т.В. Яковенко, Л.Н. Нугуманова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ял-та,2018. - Вып.60. ч. 4. С. 299-З02.

IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER BY MEANS OF ACTIVE FORMS OF EDUCATION IN PEDAGOGICAL WORKSHOPS

Ivanova L.F., Loginova R.M.

Tatarstan Institute of Education Development

The article discusses the ways of improving the professional competence of a young specialist by applying the methodology of a pedagogical workshop. One of the directions of development of the Russian education system is the training of professional personnel, their professional development and retraining. The authors note that according to modern research in the field of teaching methods, pedagogy and psychology, development in this area is impossible without the use of active forms of organization of education. Based on the analysis of the work, it is shown that active forms of learning are communication, interpersonal relationships, and the subject of creativity. In the conclusion, it is shown that the organization of training through pedagogical workshops is a strategy and tactics of management, co-management and self-management, aimed at building a teacher's individual trajectory of professional development.Analy-sis of the content, goals and capabilities of a pedagogical workshop allowed the authors to conditionally single out its most significant functions.

Keywords: Professional competence, young specialist, active forms of education, pedagogical workshop, foreign language.

References

1. Federal state educational standard of basic general education. Ministry of Education of the Russian Federation: official Internet resource. - Moscow. - URL: https://edu.gov.ru/ (date of access: З.09.2021). - Text: electronic.

2. Ivanova L.F., Loginova R.M. Teaching a foreign language as a means of communication // Modern pedagogical education 2020 № 7 С24-27.

3. Ivanova L.F. Professional competence of a modern foreign language teacher: challenges of the time // Actual pedagogy. 2021. No. 2. P. 68.

4. Nugumanova L.N. Request for innovations in the educational environment // Actual pedagogy. 2020. No. З. S.6-^.

5. Nugumanova L.N., Shaikhutdinova G.A., Yakovenko T.V. Professional development of teachers as a strategic guideline for the activities of institutions of additional professional education // Innovations in education. 2019. No. 7. S. 6З-7З.

6. Yakovenko T.V., Nugumanova L.N. Mentoring as a form of continuous education and professional self-realization of a teacher / T.V. Yakovenko, L.N. Nugumanova // Problems of modern pedagogical education. Ser.: Pedagogy and Psychology. - Yalta, 2018. - Issue 60. Part 4. S. 299-З02.

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.