Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурное образование / полилингвальное обучение / образовательная среда / компетентность / языковое образование. / multicultural education / multilingual education / educational environment / competence / language education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нугуманова Людмила Николаевна

В статье рассматриваются вопросы поликультурного образования и формирования полилингвальной образовательной среды, которую автор рассматривает как совокупность условий, влияющих на развитие языкового образования обучающихся. Современная полилингвальная образовательная среда дополнительного профессионального образования должна моделироваться в содружестве с партнерами на основе проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нугуманова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING A POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The article discusses the issues of multicultural education and the formation of a multilingual educational environment, which the author considers as a set of conditions that affect the development of language education of students. The modern multilingual educational environment for additional professional education should be modeled in collaboration with partners based on project activities.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.046.4

Л.Н. НУГУМАНОВА1

1 Институт развития образования Республики Татарстан, г. Казань, Россия

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нугуманова Людмила Николаевна, д-р пед. наук, доцент, Ректор Института развития образования Республики Татарстан

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы поликультурного образования и формирования полилингваль-ной образовательной среды, которую автор рассматривает как совокупность условий, влияющих на развитие языкового образования обучающихся. Современная полилингвальная образовательная среда дополнительного профессионального образования должна моделироваться в содружестве с партнерами на основе проектной деятельности.

Ключевые слова и фразы: поликультурное образование, полилингвальное обучение, образовательная среда, компетентность, языковое образование.

ннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмнш

Для цитирования: Нугуманова Л.Н. Моделирование поликультурной образовательной среды в системе дополнительного профессионального образования // Корееведение в России: направление и развитие. 2020. Т. 1. № 1. С. 113-116.

MMIMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMIMMNM

L.N. NUGUMANOVA1

1 Institute for the Development of Education of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia

MODELING A POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Lyudmila N. Nugumanova, Dr. of Pedagogical Sciences, associate professor, Rector of Institute for the Development of Education of the Republic of Tatarstan

E-mail: [email protected]

Abstract. The article discusses the issues of multicultural education and the formation of a multilingual educational environment, which the author considers as a set of conditions that affect the development of language education of students. The modern multilingual educational environment for additional professional education should be modeled in collaboration with partners based on project activities.

Keywords and phrases: multicultural education, multilingual education, educational environment, competence, language education.

For citation: Nugumanova L.N. Modeling a polycultural educational environment in the system of additional professional education // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2020. Vol. 1, № 1. P. 113-116.

Современное образование является индикатором развития экономики и рассматривается как интегративная основа непрерывного образования человека в течение всей жизни. Хорошо известно, что в системе дополнительного профессионального образования специалисты

осуществляют компенсацию недостающих профессиональных знаний и компетенций, возникающих по причине отставания базового образования от требований динамично развивающейся образовательной практики.

Nugumanova L.N. MODELING A POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

ll3

На курсах повышения квалификации у педагогов углубляются и обновляются теоретические и практические знания в соответствии с новыми требованиями к специалистам педагогического профиля, аккумулируется инновационный опыт в сфере образования с последующим внедрением его в практическую деятельность. Огромную роль в вышесказанном играет созданная образовательная среда учреждения дополнительного профессионального образования.

В понятие «образовательная среда» многие ученые закладывают и совокупность условий, которые влияют на развитие личности через взаимодействие человека и окружающего мира, в нашем случае - учреждения дополнительного профессионального образования. Л.И. Новикова считает, что образовательная среда - это совокупность условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности [1]. Основное, что выделяет среду - это факт взаимодействия части окружающего мира с субъектом [2]. Такое взаимодействие может происходить как непосредственно, так и опосредованно. Сегодня в образовательной среде появились мощные посредники - это цифровые инструменты, и, моделируя образовательное пространство, мы должны исходить не из того, где это пространство находится территориально и чем оно наполнено. В первую очередь, нужно исходить из того, что современное образовательное пространство формирует личность или группу личностей, поэтому необходимо, чтобы дизайн образовательного пространства соответствовал современным требованиям.

Значительное влияние на изменение современной образовательной среды дополнительного профессионального образования оказали коммуникативные и информационные технологии. Они обогатили среду дополнительного образования различными информационными образовательными ресурсами, сетевыми сервисами, компьютерными обучающими программами и т. п., а также способствовали формированию цифровой культуры как преподавателя, так и слушателя. Кроме того, цифровые возможности и создание цифровой среды в Институте развития образования Республики Татарстан позволяют формировать полилингвальную среду, в которой говорят не только на национальных и европейских языках, но и на восточных языках, изучают их.

Под полилингвальной образовательной сре-

дой мы понимаем наличие такой среды, когда, с одной стороны, два и более языков изучаются в образовательной организации, отдельные обучающиеся владеют двумя и более языками в разной степени и владение данными языками оказывает влияние на изучение иных языков, а с другой стороны, оказывается мощная научно-методическая поддержка со стороны педагогического коллектива в развитии полилигвально-го образования.

Институт развития образования Республики Татарстан, моделируя пространство реализации программ дополнительного профессионального образования, направленного на непрерывное профессиональное развитие, создает множество сред. Одна из них - полилингвальная образовательная среда, которая формируется в проектной деятельности в содружестве с партнерами института. Институт сотрудничает с образовательными и общественно-культурными организациями в разных регионах Российской Федерации; организует Всероссийские конкурсы профессионального мастерства, в том числе и в области полилингвального образования. Уже стали традиционными конкурсы профессионального мастерства для учителей татарского языка и литературы. Сегодня обучение на многоязычной основе реализуется во многих образовательных организациях Республики Татарстан различного уровня: школах, лицеях, гимназиях, высших учебных заведениях, однако в каждом из них существует своя специфика, связанная с целевыми ориентирами, профильностью, особенностью контингента обучающихся, кадровым потенциалом, существующими организационно-педагогическими и дидактико-методическими условиями. В 2020 году открылся полилингвальный комплекс «Адымнар - путь к знаниям и согласию», где дети смогут учиться на русском, татарском и английском языках. Поэтому научно-методическая поддержка, оказываемая педагогам образовательных организаций сотрудниками института, носит многопрофильный характер: УМК, примерные образовательные программы, семинары, вебинары, круглые столы, учебники и многое другое. Помимо национальных языков, институт развивает направление, связанное с изучением иностранных языков.

Так, ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» заключил меморандум о взаимопонимании по развитию ис-

Нугуманова Л.Н. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

следований в области корееведения по Базовой университетской программе исследований корее-ведения при Казанском (Приволжском) федеральном университете. Проект называется «Продвижение корееведения в Татарстане, центральной и южной России».

Сотрудничество осуществляется посредством проведения различных мероприятий и программ, таких как:

- совместное ведение исследований в области корееведения,

- совместное проведение согласованных научных мероприятий, включая научно-практические семинары для учителей школ Татарстана и публикацию их результатов,

- обмен исследовательскими данными в области корееведения,

- чтение специальных лекций в Институте развития образования Республики Татарстан и школах Татарстана,

- проведение совместных культурных мероприятий и конкурсов на знание корейского языка, литературы, истории и культуры,

- развитие других возможных программ.

Партнерство Института развития образования РТ с Казанским (Приволжским) федеральным университетом и Центром корееведения при К(П)ФУ позволило нам принять участие в развитии программ по изучению корейского языка в образовательных организациях разного уровня республики.

В заключение хотим отметить, что одна из важнейших поликультурных компетентностей учителя сегодня - умение создавать и использовать образовательную среду со свойствами поликультурности в целях обучения и воспитания, привлекать обучающихся к ее наполнению и расширению, рассматривать культурное

многообразие как позитивное условие педагогической деятельности. Овладение языком не представляется возможным без ознакомления с культурой страны изучаемого языка. Исследование проблем взаимосвязанного обучения языку и культуре должно привести в перспективе к усилению лингвострановедческого аспекта в школьной программе, когда вместе с изучением языка происходит формирование фоновых страноведческих знаний [3].

Полилингвизм - это компетенция, которая может быть приобретена. Все говорящие на каком-либо языке потенциально полилингвальны, так как способность к владению языками является естественной и, следовательно, во власти каждого. Полилингвизм - это не обязательно однородный репертуар языков. Для людей с высоким уровнем полилингвального образования существует больше возможностей применения своих языковых знаний, эффективного использования материальных, финансовых и информационных ресурсов [4].

Полилингвизм является фундаментальным принципом политики Совета Европы в вопросах языкового образования. «Руководство для разработки политики языкового образования», последнее издание которого вышло в начале 2007 года, имеет дополнительное название - «От языкового разнообразия к полилингвальному образованию» (From Linguistic Diversity to Plurilingual Education) [5]. В европейском образовательном пространстве полилингвизм рассматривается как цель и принцип языкового образования. В этой связи расширяется репертуар языков, которые изучаются на территории Российской Федерации, в том числе и в Республике Татарстан, и Институт развития образования Республики Татарстан принимает в этом активное участие.

Список литературы

1. Новикова, Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды [Текст] / Л. И. Новикова. - Москва: Изд-во «ПЕР СЭ», cop. 2010. - 335 с.: табл.; 20 см.; - ISBN 978-5-9292-0191-2. - Текст: непосредственный.

2. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов; Ун-т Рос. акад. образования. - 2. изд., перераб. - М.; Н. Новгород: Ун-т Рос. акад. образования, 2002. - 155 с.: ил., табл.; 20 см.; - Библиогр.: с. 26. -ISBN 5-85152-230-5. - Текст: непосредственный.

3. Нугуманова, Л. Н. Потенциал второго иностранного языка в моделировании поликультурной образовательной среды / Л. Н. Нугуманова / Татарстан - Корея: развитие школьного образования: материалы IV Международного научно-практического семинара по корееведению для учителей школ Республики Татарстан (Казань, 26-27 октября 2019 г.) - Казань: Издательство Казанского университета, 2019. - С. 5-9. - Текст: непосредственный.

Nugumanova L.N. MODELING A POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

4. Полищук, Н. Н. Структура готовности учителя к формированию здоровье сберегающей компетентности учеников / Н. Н. Полищук // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология [Текст] = Science Vector of Togliatti state university Series: Pedagogy, psychology: ежеквартальный научный журнал / учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет». - Тольятти: Тольяттинский гос. ун-т, 2013. - №1 (12). - 29 см.; - ISSN 2221-5662. - Текст: непосредственный.

5. Тимербаева, Г. Р. Развитие полилингвальной компетенции у студентов инженерного вуза в системе дополнительного профессионального образования: дисс... на соискание уч. степ. канд. пед. наук / Г. Р. Тимербаева. - Казань, 2014. - 228 с. - Текст: непосредственный.

References

1. Novikova, L. I. Pedagogika vospitaniya: izbrannye pedagogicheskie trudy [Tekst] / L. I. Novikova. - Moskva: Izd-vo \»PER SE\», cop. 2010. - 335 s.: tabl.; 20 sm.; - ISBN 978-5-9292-0191-2. - Tekst: neposredstvennyj.

2. Manujlov, Yu. S. Sredovoj podhod v vospitanii / Yu. S. Manujlov; Un-t Ros. akad. obrazovaniya. - 2. izd., pererab. - M.; N. Novgorod: Un-t Ros. akad. obrazovaniya, 2002. - 155 s.: il., tabl.; 20 sm.; - Bibliogr.: s. 26. - ISBN 5-85152-230-5. - Tekst: neposredstvennyj.

3. Nugumanova, L. N. Potencial vtorogo inostrannogo yazyka v modelirovanii polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy / L. N. Nugumanova / Tatarstan - Koreya: razvitie shkol'nogo obrazovaniya: materialy IV Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara po koreevedeniyu dlya uchitelej shkol Respubliki Tatarstan (Kazan', 26-27 oktyabrya 2019 g.) - Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2019. - S. 5-9. - Tekst: neposredstvennyj.

4. Polishchuk, N. N. Struktura gotovnosti uchitelya k formirovaniyu zdorov'e sberegayushchej kompetentnosti uchenikov / N. N. Polishchuk // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya [Tekst] = Science Vector of Togliatti state university Series: Pedagogy, psychology: ezhekvartal'nyj nauchnyj zhurnal / uchreditel': Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya \»Tol'yattinskij gosudarstvennyj universitet\». - Tol'yatti: Tol'yattinskij gos. un-t, 2013. - №1 (12). - 29 sm.; - ISSN 2221-5662. - Tekst: neposredstvennyj.

5. Timerbaeva, G. R. Razvitie polilingval'noj kompetencii u studentov inzhenernogo vuza v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: diss. na soiskanie uch. step. kand. ped. nauk / G. R. Timerbaeva. - Kazan', 2014. -228 s. - Tekst: neposredstvennyj.

Дата поступления / Received 05.10.2020 Дата принятия в печать /Accepted 23.11.2020

© Нугуманова Л.Н., 2020 © Nugumanova L.N., 2020

Нугуманова Л.Н. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.