Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / TRAINING OF TEACHING STAFF / SUBJECT-ORIENTED EDUCATION / PEDAGOGICAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любягина Ольга Анатольевна, Гильмеева Римма Хамидовна

В настоящее время профильное обучение является неотъемлемой частью системы образования в Российской Федерации. Институциональной формой реализации этой цели выступают профильные школы и профильные классы, в которых за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса в значительной мере учитываются интересы, склонности и способности учащихся. Для организации обучения и достижения профессионального самоопределения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями необходима специальная подготовка педагогов. В статье обобщены особенности профильного обучения старшеклассников и соответствующие им характеристики профессиональной деятельности педагогов. С целью расширения спектра компетенций педагогов, работающих в условиях профильного обучения, предлагается программа повышения квалификации «Вектор профессионального развития» и рассматриваются составляющие ее модули. Особое внимание в программе уделяется направленности на организацию психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников, свидетельствующего о продуктивности профильного обучения. Апробация представленной программы повышения квалификации подтвердила ее практическую значимость в профессиональной деятельности педагогов в условиях профильного обучения. Статья предназначена директорам и педагогам школ с профильным обучением, работникам системы дополнительного образования, исследователям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любягина Ольга Анатольевна, Гильмеева Римма Хамидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS’ PROFESSIONAL ACTIVITY TRAINING IN TERMS OF SUBJECT-ORIENTED EDUCATIONAL PROGRAMME FOR SENIOR SCHOOLCHILDREN

Nowadays, subject-oriented education is an integral part of the education system in the Russian Federation. Subject-oriented schools and classes serve as an institutional form of the implementation of this purpose. Due to the changes in structure, content and organization of educational process students’ interests, talents and abilities are to a greater extent considered. Teachers’ special training is needed to promote senior schoolchildren’s decision-making process in terms of choosing their future careers according to their professional interests and intentions. The article provides the features of subject-oriented education of senior schoolchildren and corresponding features of teachers’ professional activity. To enhance the range of teachers’ competences working in the conditions of subject-oriented education, the authors offer the programme for teachers’ professional development “Vector of Professional Development” and consider its modules. Special attention in the programme is focused on the organization of psychological and pedagogical support of the process of professional self-determination of senior schoolchildren demonstrating the efficiency of subject-oriented education. Practical implementation of the presented programme for teachers’ professional development proved its practical value in teachers’ professional activity in the conditions of subject oriented education. The article is intended to heads and teachers of subject-oriented schools, staff of the system of additional professional education, and researchers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 371.134:373.6 DOI 10.37972/chgpu.2020.109.4.026

О. А. Любягина1, P. X. Гилъмеева2

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1 Казанский национальный исследовательский технологический университет,

г. Казань, Россия

2Институт педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия

Аннотация. В настоящее время профильное обучение является неотъемлемой частью системы образования в Российской Федерации. Институциональной формой реализации этой цели выступают профильные школы и профильные классы, в которых за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса в значительной мере учитываются интересы, склонности и способности учащихся. Для организации обучения и достижения профессионального самоопределения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями необходима специальная подготовка педагогов. В статье обобщены особенности профильного обучения старшеклассников и соответствующие им характеристики профессиональной деятельности педагогов. С целью расширения спектра компетенций педагогов, работающих в условиях профильного обучения, предлагается программа повышения квалификации «Вектор профессионального развития» и рассматриваются составляющие ее модули. Особое внимание в программе уделяется направленности на организацию психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников, свидетельствующего о продуктивности профильного обучения. Апробация представленной программы повышения квалификации подтвердила ее практическую значимость в профессиональной деятельности педагогов в условиях профильного обучения. Статья предназначена директорам и педагогам школ с профильным обучением, работникам системы дополнительного образования, исследователям.

Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, профильное обучение, педагогическая деятельность, профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение.

О. A. Lyubyagina1, R. Kh. Gilmeeva2

TEACHERS' PROFESSIONAL ACTIVITY TRAINING IN TERMS OF SUBJECT-ORIENTED EDUCATIONAL PROGRAMME FOR SENIOR SCHOOLCHILDREN

1 Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia 2 Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia

Abstract. Nowadays, subject-oriented education is an integral part of the education system in the Russian Federation. Subject-oriented schools and classes serve as an institutional form of the implementation of this purpose. Due to the changes in structure, content and organization of educational process students' interests, talents and abilities are to a greater extent considered. Teachers' special training is needed to promote senior schoolchildren's decision-making process in terms of choosing their future careers according to their professional interests and intentions. The article provides the features

of subject-oriented education of senior schoolchildren and corresponding features of teachers' professional activity. To enhance the range of teachers' competences working in the conditions of subject-oriented education, the authors offer the programme for teachers' professional development "Vector of Professional Development" and consider its modules. Special attention in the programme is focused on the organization of psychological and pedagogical support of the process of professional self-determination of senior schoolchildren demonstrating the efficiency of subject-oriented education. Practical implementation of the presented programme for teachers' professional development proved its practical value in teachers' professional activity in the conditions of subject oriented education. The article is intended to heads and teachers of subject-oriented schools, staff of the system of additional professional education, and researchers.

Keywords: training of teaching staff, subject-oriented education, pedagogical activities, professional self-determination, psychological and pedagogical support.

Введение. Одной из задач национального проекта в сфере образования, разработанного Правительством Российской Федерации [14], к 2024 году является внедрение новых методов и технологий обучения, обеспечивающих освоение обучающимися навыков и умений, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию учащихся, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс. В настоящее время существует большое разнообразие профориентационных проектов, таких как «Билет в будущее», «Всероссийская профдиагностика», а также профориентационных семинаров в рамках детского технопарка «Кванториум», «Университета талантов 2.0» и др. Их опыт еще недостаточно изучен и апробирован в многопрофильных лицеях и школах с профильными классами.

Проведенный авторами анализ результатов поступления обучающихся профильных классов в профильные вузы продемонстрировал недостаток готовности и мотивации обучающихся для продолжения профильного обучения в профессиональном или высшем учебном заведении. В частности, в Республике Татарстан в 2019 году статистика выбора профессиональной карьеры с учетом достигнутых результатов по освоению образовательных программ в профильных классах показала, что только 69 % выпускников в дальнейшем продолжили свое обучение в соответствии с выбранным профилем [13]. Полагаем, что одной из причин выступает недостаточность мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, актуализация мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий на самоутверждении в деятельности. Это означает необходимость совершенствования всего спектра педагогических условий профильного обучения старшеклассников, в том числе и подготовки педагогов к работе в общеобразовательных организациях с профильным обучением, расширение спектра их компетенций.

Цель исследования: выявить особенности деятельности педагогов в условиях профильного обучения старшеклассников и раскрыть содержание подготовки педагогов к данной деятельности.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время внимание педагогической общественности приковано к обсуждению вопросов непрерывной подготовки педагогических кадров ([1], [3], [6] и др.). Идет поиск соответствующих требованиям времени механизмов адекватного и гибкого реагирования системы подготовки педагогических кадров на изменения, происходящие в глобальном образовательном пространстве. Обучение на протяжении всей профессиональной деятельности и постоянное совершенствование компетенций становятся нормами современной педагогической работы.

Необходима ориентация на «компетенции будущего», которыми должен обладать педагог в условиях современности, - профессиональные («жесткие», hard) компетенции и знания, связанные с изменениями в технологиях и организации работы, а также надпро-фессиональные («мягкие», soft) компетенции и универсальные знания, которые можно

применять во всех профессиях, социальных и личных ситуациях (включая те, которые связаны с волной технологической трансформации) [11]. В условиях работы в общеобразовательных организациях не менее важной становится и ориентация на коллективные компетенции, которые позволяют достичь существующего уровня кооперации для реализации задач профильного обучения старшеклассников в школе.

Особенностью профильного обучения выступает раннее определение направления и видов будущей профессиональной деятельности, сделанное учащимся (его семьей) на основе способностей, склонностей и личных интересов. Успешная реализация профильного обучения осуществляется через систему специализированной подготовки старшеклассников, ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда, отработку гибкой системы профилей и кооперацию старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования [5].

Основой такого обучения выступает феномен «профессиональное самооопределе-ние» и механизм мотивационной готовности учащегося к нему. Профессиональное самоопределение рассматривается нами как процесс и результат выбора будущей профессиональной деятельности, исходя из личностных позиций, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни ([7], [16] и др.). Ориентация на раннюю профессионализацию способствует успешной самоорганизации личности, развитию ответственности за свое будущее, формированию системы социализации молодого человека. Для ее реализации от педагогов профильных школ (классов) необходима педагогическая поддержка (психологическая, дидактическая, организационная) с целью формирования устойчивых мотивов, ценностных ориентаций и профессиональных позиций каждого обучающегося, т. е. целесообразна особая подготовка педагогов к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения.

Материал и методы исследования. Нами проведен теоретический анализ педагогической, психологической и философской научной литературы в аспекте изучаемой проблемы; также использованы методы педагогического моделирования и проектирования при разработке программы повышения квалификации для педагогов профильного обучения.

Теоретико-методологическую базу исследования составили разработки в сферах профильного обучения школьников ([2], [4], [8], [9], [15] и др.) и профессионального развития педагогических кадров ([1], [6], [12] и др.).

Результаты исследования и их обсуждение. Выявим особенности профессиональной деятельности педагогов в условиях профильного обучения. Обобщенно, с позиций дидактической организации можно выделить следующие компоненты:

- обеспечение интеграции и междисциплинарных связей базовых, профильных и элективных предметов;

- формирование мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, связанному с переосмыслением и утверждением себя в правильности выбора образовательной траектории, и требующему организации педагогической поддержки;

- организация дифференциации обучения и реализация индивидуальных профессионально ориентированных траекторий развития старшеклассников в зависимости от интересов, познавательных возможностей, интеллектуальных особенностей;

- определение потенциальных возможностей в различных видах профессионально направленной деятельности через выполнение творческих самостоятельных заданий, нацеленных на поисковую деятельность и применение научных методов исследования.

Соответственно, для реализации выделенных позиций необходимо расширение и регулярное обновление компетенций педагогов (индивидуальных, коллективных) для работы в условиях профильного обучения старшеклассников. Эти требования легли

в основу разработанной авторами программы повышения квалификации и определили направление, содержание и модули дополнительной профессиональной программы «Вектор профессионального развития» для педагогических кадров, работающих в условиях профильного обучения. Программа рассчитана на 72 часа обучения без отрыва от профессиональной деятельности.

Раскроем содержание модулей программы.

Модуль «Современные нормативно-правовые основы среднего общего образования в условиях профильного обучения» призван обеспечить формирование навыков изучения и реализации нормативно-правовой базы, необходимой в образовательной деятельности по профильному обучению; умения анализировать законодательные документы и практику их применения; способности ориентироваться в специальной литературе.

Модуль «Психолого-педагогическая деятельность педагога в условиях профильного обучения» нацелен на развитие психо лого-дидактических компетенций педагогов, обусловливающих педагогическую поддержку обучающихся в профильном обучении в учебной и внеучебной деятельности.

Изучение модуля «Компетенции как базовые качества личности в условиях профильного обучения» направлено на изучение компетентностной парадигмы обучения (понятие «компетенция», типы компетенций, базовые качества личности, лежащие в основе компетенций, механизмы формирования компетенций и др.).

Содержание модуля «Цифровые компетенции в условиях профильного обучения» предполагает развитие компетенций педагога по работе с цифровыми технологиями, что нацелено на участие педагогов в формировании комфортной образовательной цифровой среды для старшеклассников.

Модуль «Компетенции будущего в условиях профильного обучения» предоставляет возможность педагогам ознакомиться с компетенциями будущего, а также с образовательными методами и технологиями, необходимыми для их освоения; создать образовательные практики, которые будут способствовать освоению данных компетенций.

Изучение модуля «Коллективные компетенции в условиях профильного обучения» нацелено на освоение и развитие коллективных компетенций педагогов, а также образовательных методов и технологий, необходимых для освоения данных компетенций; создание эффективного сетевого взаимодействия при организации профильного обучения.

Для каждого модуля предусматривается самостоятельная работа слушателей курса (например, эссе-рефлексия, кейс-дискуссия) и итоговое тестирование. Завершение программы предусматривает защиту индивидуальной практической работы каждого слушателя.

Особое место в авторской программе занимает ориентация на готовность педагога к формированию профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения. В данном контексте нами установлено, что для реализации этого направления педагог должен:

1) знать психолого-педагогические особенности обучения старшеклассников, основы профессионального самоопределения старшеклассников, специфику формирования мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, задачи и принципы организационно-стимулирующей среды;

2) уметь осуществлять психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников, проводить педагогическую диагностику мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, организовать сотрудничество всех субъектов организационно-стимулирующей среды;

3) владеть субъектной позицией, а также психолого-дидактическими, рефлексивными, коммуникативными умениями.

При составлении модулей был учтен комплексный характер задач, поставленных перед современными педагогами в условиях профильного обучения, когда каждый педагог должен обладать компетенциями, позволяющими формировать у старшеклассников устойчивую внутреннюю мотивацию к реализации возможностей профессионального самоопределения, умение осваивать системы ценностных ориентаций, а также способствовать развитию эмоционально-волевой сферы и навыков межличностных отношений.

В рамках проведенного исследования повышение квалификации по представленной программе прошли 26 педагогов, работающих в школах с профильным обучением Республики Татарстан. По окончании обучения проведен опрос по выявлению практической полезности данной программы у всех слушателей курса. По его результатам 92 % слушателей отметили высокую степень удовлетворения обучением; 86 % сочли содержание обучения в полной мере соответствующим их профессиональной деятельности; 90 % отметили явное расширений профессионально-значимых компетенций; 96 % получили расширение профессионального кругозора и круга профессионального общения; 84 % выделили значимость углубления научной подготовки к профильному обучению школьников.

Выводы. Профессиональная педагогическая деятельность требует постоянного развития личностных и профессиональных качеств педагога согласно актуальным требованиям конкурентной образовательной среды [10], [11].

Разработанная и реализованная авторская программа успешно прошла адаптацию и может быть рекомендована (полностью или частично) для решения общих и частных задач подготовки педагогов к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения, способствуя реализации следующих условий:

- кадровых в части обеспечения процесса профильного обучения школьников высококвалифицированными педагогами;

- материально-технических в части разработки учебно-методического обеспечения профессиональной деятельности и рекомендаций для педагогов профильного обучения;

- программно-методических в части проектирования педагогами образовательных программ на основе комбинаций учебных предметов (базовые общеобразовательные, профильные и элективные) и индивидуальных образовательных траекторий;

- организационно-деятельностных в части развития педагогической кооперации, реализации нетрадиционных форм обучения, применения разнообразных форм организации образовательного процесса, педагогического сопровождения профильного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адольф В. А. Подготовка педагога к работе по личностному самоопределению старшеклассников // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2016. -Т. 5,вып. 1(17).-С. 82-85.

2. Алижанова X. А. Профильная подготовка в системе образования // Мир науки, культуры, образования.-2020.-№ 3(82). - С. 115-117.

3. Баранов Е. В. К вопросу о самореализации личности // Личность и общество. - М. : Наука, 1990. -С. 39^17.

4. Богосян М. В. Профильное обучение: дань традиции или вызов современности // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 2(67). - С. 16-20.

5. Гилъмеева Р. X. Когнитивно-деятельностный подход в профессиональной подготовке будущих педагогов // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 6(131). - С. 37^12.

6. Гилъмеева Р. X. Круглый стол: подготовка компетентных специалистов в системе непрерывного образования / Гилъмеева Р. X., Алексеева Т. Н., Фролов А. Г., Читалин Н. А., Морозова Г. Н., Пронина Т. И., Михеева Л. П., Егорова Т. А., Павлова О. Ю., Тетрашвили С. В., Гончаренко Н. Э., Туруновская Э. А. // Казанский педагогический журнал. - 2006. - № 2(44). - С. 51-63.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М. : Наука, 1991. - 576 с.

8. Коннычева Г. Г. Формирование мотивациоииой готовности к профессиональному самоопределению лицеистов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Саратов, 2001. - 173 с.

9. Лучинина А. О., Бетехтина С. И. Психолого-педагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения //Концепт. -2015. - № 11. - С. 106-110.

10. Любягина О. А. Подготовка педагогов к работе в профориентационной организационно-стимулирующей среде // Перспективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам XXIX Международной научно-практической конференции/ под ред. Туголукова А. В. -М., 2018. - С. 111-115.

11. Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров : научно-методическое пособие / P. X Гильмеева, Е. Ю. Левина, Т. М. Трегубова, JL А. Шибанкова ; под науч. ред. В. Е. Козлова, С. В. Хусаиновой. - Казань : ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2019. - 156 с.

12. Нугуманова Л. П., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Наставничество как современная модель повышения квалификации педагогов в дополнительном профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 3(64). - С. 182-185.

13. О развитии профильного обучения в Татарстане [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://mon.tatarstan.ru/in-dex.htm/news/1510432.htm.

14. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://edu.gov.ru/national-project/.

15. Попов А. А. Сущность профильного обучения старшеклассников // Молодой ученый. - 2015. -№17(97). -С. 561-563.

16. Удалова Е. С. Профессиональное самоопределение личности: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. - Саранск, 2013. - 164 с.

Статья поступила в редакцию 07.10.2020

REFERENCES

1. Adol'f V A. Podgotovka pedagoga k rabote po lichnostnomu samoopredeleniyu starsheklassnikov // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. - 2016. - T. 5, vyp. 1(17).-S. 82-85.

2. Alizhanova H. A. Profil'naya podgotovka v sisteme obrazovaniya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. -2020.-№3(82).-S. 115-117.

3. Baranov E. V. К voprosu o samorealizacii lichnosti // Lichnost' i obshchestvo. - M. : Nauka, 1990. -S. 39^7.

4. Bogosyan M. V. Profil'noe obuchenie: dan' tradicii ili vyzov sovremennosti // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2019. - № 2(67). - S. 16-20.

5. Gil'meeva R. H. Kognitivno-deyatel'nostnyj podhod v professional'noj podgotovke budushchih pedagogov // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. -2018. -№ 6(131). - S. 37-42.

6. Gil'meeva R. H. Kruglyj stol: podgotovka kompetentnyh specialistov v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya / Gil'meeva R. H., Alekseeva T. N., Frolov A. G., Chitalin N. A., Morozova G. N., Pronina T. I., Miheeva L. P., Egorova T. A., Pavlova O. Yu., Tetrashvili S. V., Goncharenko N. E., Turunovskaya E. A. // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2006. - № 2(44). - S. 51-63.

7. Dyurkgejm E. O razdelenii obshchestvennogo truda. -M. : Nauka, 1991. - 576 s.

8. Konnycheva G. G. Formirovanie motivacionnoj gotovnosti k professional'nomu samoopredeleniyu liceistov : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Saratov, 2001. - 173 s.

9. Luchinina A. O., Betekhtina S. I. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka Shkolnikov v usloviyah profil'nogo obucheniya // Koncept. - 2015. - № 11. - S. 106-110.

10. Lyubyagina O. A. Podgotovka pedagogov k rabote v proforientacionnoj organizacionno-stimuliruyushchej srede // Perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya : sbornik nauchnyh trudov po materialam XXIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. Tugolukova A. V. -M., 2018. - S. 111-115.

11. Nauchno-metodicheskoe obespechenie professional'nogo rosta pedagoga po podgotovke kadrov : nauchno-metodicheskoe posobie / R. H Gil'meeva, E. Yu. Levina, T. M. Tregubova, L. A. Shibankova ; pod nauch. red. V. E. Kozlova, S. V. Husainovoj. - Kazan' : FGBNU «Institut pedagogiki, psihologii i social'nyh problem», 2019. -156 s.

12. Nugumanova L. N., Shajhutdinova G. A., Yakovenko T. V. Nastavnichestvo kak sovremennaya mode! povysheniya kvalifikacii pedagogov v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. -2019. -№ 3(64). -S. 182-185.

13. O razvitii profil'nogo obucheniya v Tatarstane [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : https://mon.tatarstan.ru/in-dex.htm/news/1510432.htm.

14. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam (protokol ot 24 dekabrya 2018 g. № 16)) [Elektronnyj resurs], -Rezhim dostupa : https://edu.gov.ru/national-project/.

15. Popov A. A. Sushchnost' profil'nogo obucheniya starsheklassnikov // Molodoj uchenyj. - 2015. -№17(97).-S. 561-563.

16. UdalovaE. S. Professional'noe camoopredelenie lichnosti: social'no-filosofskij analiz : dis. ... kand. filos. nauk : 09.00.11. - Saransk, 2013. - 164 s.

The article was contributed on October 7, 2020

Сведения об авторах

Любягина Ольга Анатольевна - старший преподаватель кафедры высшей математики Казанского национального исследовательского технологического университета, г. Казань, Россия; e-mail: [email protected]

Гильмеева Римма Хамидовна - доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия; e-mail: [email protected]

Author information

Lyubyagina, Olga Anatolyevna - Senior Lecturer of the Department of Higher Mathematics, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia; e-mail: [email protected]

Gilmeeva, Rimma Khamidovna - Doctor of Pedagogics, Leading Researcher of the Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.