Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумкина Валентина Владимировна

В статье рассматривается вопрос о соотношении цифровизации образования, компьютерной грамотности и использования современных методик обучения. Цифровизация экономики требует качественно иной подготовки специалистов. Использование специализированных программ требует квалифицированных специалистов, способных обеспечивать законность в иных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AND LEGAL EDUCATION

The article deals with the question of the relationship between the digitalization of education, computer literacy and the use of modern teaching methods. The digitalization of the economy requires a qualitatively different training of specialists. The use of specialized programs requires qualified professionals who are able to ensure the rule of law in other conditions.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_5_19 УДК 340

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ DIGITALIZATION AND LEGAL EDUCATION

НАУМКИНА Валентина Владимировна,

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин,

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова.

655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 90.

E-mail: naumkina_vv@khsu.ru;

NAUMKINA Valentina Vladimirovna,

Professor of the Department of State and Legal Disciplines,

Katanov Khakass State University.

90, st. Lenina 90, Abakan, Republic of Khakassia, 655017. E-mail: naumkina_vv@khsu.ru

Краткая аннотация. В статье рассматривается вопрос о соотношении цифровизации образования, компьютерной грамотности и использования современных методик обучения. Цифровизация экономики требует качественно иной подготовки специалистов. Использование специализированных программ требует квалифицированных специалистов, способных обеспечивать законность в иных условиях.

Abstract. The article deals with the question of the relationship between the digitalization of education, computer literacy and the use of modern teaching methods. The digitalization of the economy requires a qualitatively different training of specialists. The use of specialized programs requires qualified professionals who are able to ensure the rule of law in other conditions.

Ключевые слова: юридическое образование, цифровизация экономики, цифровизация образования, высшее образование, подготовка специалистов.

Keywords: legal education, digitalization of the economy, digitalization of education, higher education, training of specialists.

Для цитирования: Наумкина В.В. Цифровизация и юридическое образование // Аграрное и земельное право. 2022. № 5(209). С. 19-22. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_5_19.

For citation: Naumkina V. V. Digitalization and legal education // Agrarian and Land Law. 2022. No. 5(209). pp. 19-22. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_5_ 19.

Статья поступила в редакцию: 21.02.2022

Развитие информационных технологий позволяет модернизировать и упростить решение многих профессиональных задач. Внедрение программных продуктов в различных сферах позволило перейти на качественно новый уровень предоставления услуг и оптимизировать трудозатраты.

Для дальнейшего развития и внедрения новых технологий в 2017 году была утверждена программа «Цифровая экономика России», а 2019 году появился национальный проект «Цифровая экономика». Одной из задач национального проекта стало преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы (включая образование) посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений. В результате модернизации планируется в течение нескольких лет широкое внедрение цифровых технологий и платформенных решений в том числе в сфере оказания услуг. Цифровизация, по мнению ученых, приведет к повышению качества жизни [14].

Для развития цифровой экономики требуется наличие специализированных кадров [10, 11], при этом это не только специалисты в области информационных технологий. Нужны специалисты во всех сферах, которые были бы способны работать в условиях цифровизации, наполнять различные программы профессиональным содержанием. Поэтому требование к содержанию образования и профессорско-преподавательскому составу,

должны измениться [9]. Важно понять, чему учить и как учить.

Термин «цифровизация высшего образования» широко используется в научной литературе, при этом данный термин зачастую рассматривается очень однобоко, как возможность использования различных цифровых технологий в процессе обучения.

В научной литературе цифровизацию образования, как правило, связывают с онлайн обучением, дистанционными технологиями и использованием автоматизированной информационной системы в образовании. Как правило обсуждают вопросы об: изменение образовательного пространства [7] и образовательной среде [3, 16], совершенствовании методов обучения [1] и персонализации обучения [5], открытости и доступности образования [7, 13], изменении самостоятельной работы студентов [6, 7] и как итог повышение качества образования [8]. Использование информационных технологий несомненно сделает образование доступным [15], но наличии информационной образовательной среды в ВУЗе и использование информационных ресурсов нельзя рассматривать как цифровизацию образования.

Нельзя ставить знак равенства между цифровизацией образования и использованием технических средств обучения. Цифровизация образования не должна быть направлена на «внутренние» потребности системы образования. Цифровизация должна привести к подготовке качественно иного выпускника. Процесс подготовки студентов должен реформироваться по нескольким направлениям. Во-первых, автоматизация и модернизация всех процессов, обеспечивающих образовательную деятельность. Введение электронного документооборота должно уменьшить количество дублирующих документов. Автоматизация вспомогательных процессов должна уменьшить трудозатраты на документальную работу, и увеличить объем времени для работы непосредственно со студентом. Во-вторых, изменение методик и средств обучения. Использование программных продуктов и информационных ресурсов для обучения даст нужный результат при изменении методик преподавания. Например, лекция в традиционной форме при непосредственном контакте со студентом даст больший эффект чем та же традиционная лекция в удаленном режиме. Поскольку для работы в онлайн-режиме нужно подбирать иные методики с учетом специфики дисциплины. В-третьих, формирование системы знаний позволяющей использовать профессиональные знания и навыки, в практической деятельности с учетом цифровизации. В-четвертых, формирование профессиональных компетенций с учетом перехода к цифровой экономике. Цифрови-зация образования должна быть направлена и на подготовку специалистов, которые будут работать в новых условиях. Таким образом, цифровизация должна охватить процесс обучения и способствовать формированию новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в условиях цифровизации. Использование различных информационных ресурсов и программных продуктов должно привести к изменению методик обучения. Цифровизация обучения предполагает и иную содержательную подготовку специалистов.

Цифровые технологии автоматизируют ряд юридических процедур [4], но предполагают наличии совершенно иных компетенций. В сфере юриспруденции уже используются специализированные программы в деятельности нотариуса, правоохранительных органах, юстиции и т.д. Готовит ли современный ВУЗ выпускника работать в этих программах, и главное понимать суть данных программ. Данные программные продукты являются недоступными для студентов. Теоретически они могут с ними познакомиться во время практики, но, как правило, информация является конфиденциальной, поэтому для студента не доступна. Уже сегодня существует множество правонарушений с использованием информационных технологий, и будущий выпускник должен будет уметь их расследовать. Распространение цифровизации не исключает человеческого фактора (ошибок, опечаток, халатности и т.д.) и юрист должен понимать, как не допустить ограничение прав личности и как восстановить нарушенное право.

Цифровую грамотность часто путают с компьютерной грамотностью [6, 12]. Компьютерной грамотностью обладают и студенты, и преподаватели, что не скажешь о цифровой грамотности. Цифровая грамотность юриста включает не только компетенции пользователя информационных технологий. Цифровая грамотность охватывает широкий спектр компетенций, от компьютерной грамотности, до компетенций, связанных с обеспечением законности и защиты прав в условиях цифровой экономики. А главное юрист должен владеть «информационным мировоззрением» [2].

Внедрение автоматизации в сферу услуг может привести с одной стороны к сокращению рабочих мест в сфере юриспруденции, с другой стороны к необходимости подготовке «сетевых юристов» [18], с совершенно иными компетенциями [17]. Для подготовки кадров необходимо методическое обеспечение в виде учебных платформ, которые позволять обучать студентов направления «юриспруденция» навыкам работы с профессиональными программами.

Библиография:

1. Абдусаламов Р. А. Некоторые проблемы совершенствования юридического образования в условиях цифровизации / Р. А. Абдусаламов, Л. В. Магдилова, Д. А. Рагимханова // Юридический вестник ДГУ. 2019. Т. 31. № 3. С. 7-10.

2. Александрова Н. В. Некоторые вопросы высшего юридического образования в условиях цифровизации / Н. В. Александрова // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2021. № 4(27). С. 89-95.

3. Ветерков А. И. Плюсы и минусы цифровизации образования / А. И. Ветерков // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2021. № 16. С. 98-103.

4. Доо А. М. Обычай в условиях цифровизации / А. М. Доо // Право и законность: вопросы теории и практики: Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции, Абакан, 23-24 апреля 2021 года. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2021. С. 12-14.

5. Жукова Т. В. Некоторые аспекты цифровизации высшего образования / Т. В. Жукова // Оригинальные исследования. 2020. Т. 10. № 6. С. 72-75.

6. Ибрагимов Х. И. Организация самостоятельной работы студентов в условиях цифровизации вузовского образования / Х. И. Ибрагимов // Наука и образование сегодня. 2020. № 7(54). С. 74-75.

7. Козловская Г. Е. Цифровизация образования: модернизация или трансформация / Г. Е. Козловская, А. А. Казенина // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2020. № 1(33). С. 38-43.

8. Колыхматов В. И. Образование будущего: технологии цифровизации / В. И. Колыхматов // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. Т. 1. С. 12-15.

9. Курбатова С. М. Некоторые аспекты кадрового вопроса в условиях цифровизации экономики / С. М. Курбатова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы : Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 21 октября 2019 года / Под общ. ред. А.Г. Миронова. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2019. С. 167-169.

10. Курбатова С. М. О «цифровой трансформации» кадрового состава как условии цифровизации экономики / С. М. Курбатова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 21 октября 2019 года / Под общ. ред. А.Г. Миронова. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2019. С. 165-167.

11. Курбатова, С. М. Цифровизация российского государства: некоторые аспекты / С. М. Курбатова // Цифровые технологии в юриспруденции: генезис и перспективы: Материалы I Международной межвузовской научно-практической конференции, Москва, 28 февраля 2020 года. М.: Красноярский государственный аграрный университет, 2020. С. 86-89.

12. Максимова И. М. Цифровизация юридического образования: теоретический аспект / И. М. Максимова // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 18. С. 244-252.

13. Маниковская М. А. Цифровизация образования: этический аспект / М. А. Маниковская // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 35-38.

14. Пузиков Р. В. Цифровизация юридического образования как необходимая составляющая подготовки квалифицированного специалиста в области права / Р. В. Пузиков, И. М. Максимова // Право и государство: теория и практика. 2021. № 3(195). С. 4749.

15. Рахинский Д. В. Социальное значение информатизации образования / Д. В. Рахинский // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной заочной научной конференции, Красноярск, 15 октября 2015 года / Отв. за вып.: А.А. Кон-драшев, Ж.Н. Шмелева. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2015. С. 203-205.

16. Семенова И. Ю. Повышение качества высшего юридического образования в условиях цифровизации и новых вызовов современности / И. Ю. Семенова, Н. В. Александрова // Oeconomia et Jus. 2021. № 2. С. 55-60.

17. Турко У. И. Образование в условиях цифровизации / У. И. Турко // Вопросы педагогики. 2021. № 3-2. С. 229-233.

18. Шайдуллина В. К. Направления совершенствования юридического образования в условиях цифровизации / В. К. Шайдуллина // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 3(83). С. 130-132.

References:

1. Abdusalamov R. A. Some problems of improving legal education in the conditions of digitalization / R. A. Abdusalamov, L. V. Mag-dilova, D. A. Ragimkhanova // Legal Bulletin of DSU. 2019. Vol. 31. No. 3. pp. 7-10.

2. Alexandrova N. V. Some issues of higher legal education in the conditions of digitalization / N. V. Alexandrova // Bulletin of the Che-

boksary Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. 2021. No. 4(27). pp. 89-95.

3. Veterkov A. I. Pros and cons of digitalization of education / A. I. Veterkov // Position. Philosophical problems of science and technology. 2021. No. 16. pp. 98-103.

4. Doo A.M. Custom in the conditions of digitalization / A.M. Doo // Law and legality: questions of theory and practice: Collection of materials of the XI All-Russian Scientific and Practical Conference, Abakan, April 23-24, 2021. - Abakan: N.F. Katanov Khakass State University, 2021. pp. 12-14.

5. Zhukova T. V. Some aspects of digitalization of higher education / T. V. Zhukova // Original research. 2020. Vol. 10. No. 6. pp. 7275.

6. Ibragimov H. I. Organization of independent work of students in the conditions of digitalization of university education / H. I. Ibra-gimov // Science and education today. 2020. No. 7(54). pp. 74-75.

7. Kozlovskaya G. E. Digitalization of education: modernization or transformation / G. E. Kozlovskaya, A. A. Kazenina // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philosophical Sciences. 2020. No. 1(33). pp. 38-43.

8. Kolykhmatov V. I. Education of the future: digitalization technologies / V. I. Kolykhmatov // Modern education: content, technology, quality. 2019. Vol. 1. pp. 12-15.

9. Kurbatova S. M. Some aspects of the personnel issue in the conditions of digitalization of the economy / S. M. Kurbatova // Professional self-determination of the youth of the innovation region: problems and prospects : A collection of articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, October 21, 2019 / Under the general editorship of A.G. Mironov. - Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2019. pp. 167-169.

10. Kurbatova S. M. On the "digital transformation" of personnel as a condition of digitalization of the economy / S. M. Kurbatova // Professional self-determination of the youth of the innovation region: problems and prospects: Collection of articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, October 21, 2019 / Under the general editorship of A.G. Mironov. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2019. pp. 165-167.

11. Kurbatova, S. M. Digitalization of the Russian state: some aspects / S. M. Kurbatova // Digital technologies in jurisprudence: genesis and prospects: Materials of the I International Interuniversity Scientific and Practical Conference, Moscow, February 28, 2020. Moscow: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2020. pp. 86-89.

12. Maksimova I. M. Digitalization of legal education: theoretical aspect / I. M. Maksimova // Actual problems of the state and law. 2021. Vol. 5. No. 18. pp. 244-252.

13. Manikovskaya M. A. Digitalization of education: an ethical aspect / M. A. Manikovskaya // Problems of higher education. 2019. No. 1. pp. 35-38.

14. Puzikov R. V. Digitalization of legal education as a necessary component of training a qualified specialist in the field of law / R. V. Puzikov, I. M. Maksimova // Law and the State: theory and practice. 2021. No. 3(195). pp. 47-49.

15. Rakhinsky D. V. Social significance of informatization of education / D. V. Rakhinsky // Problems of modern agrarian science: materials of the international correspondence scientific conference, Krasnoyarsk, October 15, 2015 / Rev. for issue: A.A. Kondrashev, Zh.N. Shmeleva. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2015. pp. 203-205.

16. Semenova I. Yu. Improving the quality of higher legal education in the conditions of digitalization and new challenges of modernity / I. Yu. Semenova, N. V. Alexandrova // Oeconomia et Jus. 2021. No. 2. pp. 55-60.

17. Turko U. I. Education in the conditions of digitalization / U. I. Turko // Questions of pedagogy. 2021. No. 3-2. pp. 229-233.

18. Shaidullina V. K. Directions for improving legal education in the conditions of digitalization / V. K. Shaidullina // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2021. No. 3(83). pp. 130-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.