Научная статья на тему 'Экосистема образования как фактор цифровизации Российской экономики'

Экосистема образования как фактор цифровизации Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОСИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / EDUCATION ECOSYSTEM / DIGITALIZATION OF THE ECONOMY / EDUCATION MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова С.М., Айснер Л.Ю.

Процесс перехода к цифровой экономике обуславливает важность решения кадрового вопроса, а необходимость подготовки соответствующих кадров, в свою очередь, первоочередной задачей ставит значимость перевода на новую цифровую модель экосистему образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION ECOSYSTEM AS A FACTOR OF DIGITALIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

The process of transition to the digital economy determines the importance of solving the personnel issue, and the need to train relevant personnel, in turn, puts the priority of the transfer to a new digital model the education ecosystem.

Текст научной работы на тему «Экосистема образования как фактор цифровизации Российской экономики»

JURIDICAL SCIENCES

ЭКОСИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ

ЭКОНОМИКИ

Курбатова С.М.,

канд. юрид. наук, доцент ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет

Айснер Л.Ю. кандидат культурологии, доцент ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет

EDUCATION ECOSYSTEM AS A FACTOR OF DIGITALIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

Kurbatova S.

Candidate of legal Sciences, Associate Professor

Aisner L.

Candidate of cultural Studies, Associate Professor Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk

Аннотация

Процесс перехода к цифровой экономике обуславливает важность решения кадрового вопроса, а необходимость подготовки соответствующих кадров, в свою очередь, первоочередной задачей ставит значимость перевода на новую цифровую модель - экосистему образования. Abstract

The process of transition to the digital economy determines the importance of solving the personnel issue, and the need to train relevant personnel, in turn, puts the priority of the transfer to a new digital model-the education ecosystem.

Ключевые слова: образование, экосистема образования, цифровизация экономики, модели образования.

Keywords: education, education ecosystem, digitalization of the economy, education models.

Так, выделяются следующие ключевые черты «цифровой» экономики будущего в сфере образования [5]:

• объединение образования, исследования и управления;

• стирание граней между образованием и бизнесом;

• применение лучших практик венчурной экономики;

• образование на протяжении всей жизни;

• геймификация образования;

• слияние знаний, компетенций и прикладных навыков;

• персональное портфолио;

• асинхронные модели образования, настраиваемые под конкретного ученика (один оканчивает школу за 9 лет, другой - за 12);

• образование по сетецентричной модели. Стремительный рост технологий в области образования, повсеместное использование ин-формционных технологий в образовании [7] в ближайшее время сделает доступной технологическую платформу, на базе которой все заинтересованные стороны смогут получить сервисы, такие как персональное портфолио (цифровой двойник), интеллектуальный помощник и траектория персонального развития. Многообразие глобальных образовательных платформ и технологий развития компетенций (MOOC, Open Micro-Learning, Micro-credentials) со-

В настоящее время в России осуществляется процесс перехода к цифровой экономике в разных сферах и областях, даже таких, которые, на первый взгля, далеки от нее (например, цифровизация судопроизводства [4]), в том числе и в системе образования, что особенно актуально, учитывая роль и значение образования для формирования личности вообще [3] и для подготовки кадров для цифровой экономики, в частности, учитывая и многообразие разных факторов, влияющих на качество образования [6]. Однако здесь имеется целый ряд проблем, которые негативным образом сказываются на данном процессе.

Так, несмотря на общий спад показателей результативности системы образования в современной России, следует отметить то, что процесс по подготовке кадров в России был построен для «аналоговой» экономики (базовые кафедры, дуальное образование, целевой набор, переподготовка и повышение квалификации), соответственно, без кардинального переосмысления модели образования подготовка кадров для цифровой экономики как таковая теряет свое значение. Предыдущая модель образования будет навязывать неактуальные знания и психологические барьеры новым кадрам, от которых как раз и ожидается решение задачи по обеспечению перехода страны на цифровую экономику.

здадут отдельный рынок цифровой образовательной валюты, которую можно будет покупать или зарабатывать и тратить на свое обучение.

Вместо формирования государственных заданий для прямого финансирования образовательных организаций деньги в виде цифровой образовательной валюты будут напрямую идти в персональные «кошельки» учащихся. Обучающийся в определенный момент времени заключает смарт-контракт с заинтересовавшей его образовательной организацией (школа, колледж, техникум или вуз), по условиям которого после прохождения курсов и сдачи экзаменов образовательная организация получает деньги.

Персональное портфолио обучающегося будет содержать весь спектр его активностей, потенциально интересный для образовательных организаций и работодателей (цифровой социально-образовательный след). Такие портфолио будут анализироваться интеллектуальными цифровыми роботами: цифровым наставником (будет строить персональную траекторию на основе предпочтений и профессиональной ориентации, выявлять скрытые таланты) и цифровым HR (будет предлагать обучающемуся развитие в требуемом для работодателя направлении). Успешно сданные экзамены, тесты, выполненные задания, спортивные и творческие достижения, участие в олимпиадах и конкурсах будут поощряться через пополнение образовательного «кошелька». Чем больше и качественнее обучающийся выполнил задания, тем больше у него образовательной валюты, которая может быть использована при поступлении в образовательные организации или для оплаты дополнительных курсов. Биржа цифровой образовательной валюты будет контролироваться государством и гарантировать обмен активностей на деньги.

В программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [1] уже к концу 2019 года стоит задача по созданию формата индивидуальных профилей компетенций граждан и траекторий их развития, включающих запись их учебной и трудовой деятельности и результатов.

К ожидаемым преимуществам такого подхода относят ряд характеристик [5]:

• Огромная экономия бюджетных средств при финансировании образовательных организаций и связанных с этим бюрократических издержек.

• Образовательные организации будут находиться в конкурентной среде, постоянно улучшая условия и качество образовательных программ.

• Увеличение инвестиций со стороны работодателей в систему образования.

• Существующая инертность системы образования исчезнет, т.к. увеличится использование информационных технологий в образовании [7].

• Образовательный процесс изменится под потребности работодателей и обучающихся (в частности, появится больше проектной деятельности).

• Адресность поддержки со стороны работодателей, их реальная вовлеченность в образовательную траекторию участника, получение индивидуально подготовленного сотрудника.

• Индивидуальные образовательные траектории позволят обучающимся свободно выбирать направления развития без риска не поступить на следующий уровень образования.

• Биржа данных цифровых профилей, на основе которых формируются уникальные траектории развития и компетенции будущего.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

2. Айснер, Л.Ю. Теоретические и методологические основы профессионального обучения / Л.Ю. Айснер, Т.В. Терешонок, О.В. Богдан // Ком-петентностный подход в образовании отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 42-56.

3. Айснер, Л.Ю. Роль образования в формировании личности / Л.Ю. Айснер, С.М. Трашкова // Казанская наука. 2017. № 10. С. 126-128.

4. Бертовский, Л.В. Цифровое судопроизводство: проблемы становления / Л.В. Бертовский // Проблемы применения уголовного и уголовного-процессуального законодательства: сборник мат-в междунар. научно-практич. конф. Симферополь, 2018. С. 173-178.

5. Концеция «Единая цифровая образовательная экосистема» [Электронный ресурс] https://www.ibs.ru/media/media/kontseptsiya-edinaya-tsifrovaya-obrazovatelnaya-ekosistema/.

6. Наумкина, В.В. Факторы, влияющие на качество высшего образования / В.В. Наумкина. Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: мат-лы Всеросс. научно-методич. конф. Оренбург, 2019. С. 40274030.

7. Трашкова, С.М. Информационные технологии в образовании // Проблемы и перспективы развития науки в России и в мире: Сб. статей Меж-дунар. научно-практич. конф. Отв. ред. А.А. Сукиа-сян. Казань, 2015. С. 118-121.

8. Some aspects of the essence and legal regulation of agriculture digitalization as one of the priorities of modern state policy of agriculture development Kur-batova S.M., Aisner L.Yu., Naumkina V.V. В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2019. С. 32021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.