Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / AGRIBUSINESS / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / RURAL AREAS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Елена Георгиевна, Мурашова Наталья Вячеславовна

Введение: статья посвящена оценке перспектив экономического развития регионов, включая сельские территории, вследствие информатизации и развития цифровых платформ и модулей. Актуальность цифровизации экономики обеспечивается созданием возможности свободного обмена информацией, ведением деловой переписки, расширением границ маркетингового информационного взаимодействия, оперативным осуществлением платежей и продажи товаров (услуг). Одним из направлений общего процесса информатизации является информатизация социальной и экономической сферы села, которая может способствовать диверсификации сельской экономики, расширению источников формирования доходов сельского населения, увеличению самозанятости, приближению села к городским жизненным стандартам и, как следствие, устойчивому развитию сельских территорий и обеспечению продовольственной безопасности страны. Материалы и методы: исследование проводилось на основе данных обследований по ключевым вопросам формирования информационного общества, проводившихся Федеральной службой государственной статистики в регионах России, а также информации Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области. Для обработки информации использовались экспертные и статистические методы, факторный анализ. Результаты: определены основные тенденции информатизации и цифровизации социальной и экономической сферы в России и Нижегородской области; проанализированы действующие в регионе цифровые платформы и сервисы, дана сравнительная оценка уровня информатизации в городской и сельской местности. Обсуждение процессов цифровизации и информатизации в деятельности организаций и жизнедеятельности граждан: по уровню использования и типовым местам сети Интернет; взаимодействию населения с органами государственной власти и местного самоуправления через ИКТ; удельному весу организаций, использовавших различные виды ИКТ, имеющих веб-сайт и использующих электронную почту. Представлен рейтинг по уровню развития информационного общества с формулировкой позиций основных цифровых проектов и программ, действующих в Российской Федерации и Нижегородской области. Заключение: цифровизация экономических и социальных процессов как в регионе, так и на сельских территориях имеет стратегическое значение, позволяя реализовать меры по социальному контролю над сельской местностью, деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивая возможности получения гражданами комплексных государственных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITIZATION AND INFORMATIZATION AS FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

Introduction: the article is devoted to assessing the prospects for economic development of regions, including rural areas, due to informatization and development of digital platforms and modules. The relevance of the digitalization of the economy is ensured by creating the possibility of free exchange of information, conducting business correspondence, expanding the boundaries of marketing information interaction, promptly making payments and selling goods (services). One of the directions of the general process of informatization is the informatization of the social and economic sphere of the village, which can contribute to the diversification of the rural economy, expanding the sources of rural income generation, increase self-employment, bringing the village closer to urban living standards and, as a result, sustainable development of rural areas and ensuring food security country. Materials and methods: the study was carried out on the basis of surveys on key issues of the formation of the information society conducted by the Federal State Statistics Service in the regions of Russia, as well as information from the Ministry of Agriculture and Food Resources of the Nizhny Novgorod Region. For information processing, expert and statistical methods, factor analysis were used. Results: identified the main trends in informatization and digitalization of the social and economic sphere in Russia and the Nizhny Novgorod region; the digital platforms and services operating in the region are analyzed, a comparative assessment of the level of informatization in urban and rural areas is given. Discussion processes of digitalization and informatization in the activities of organizations and the life of citizens: according to the level of use and typical places of the Internet; interaction of the population with public authorities and local self-government through ICT; the share of organizations using various types of ICT, having a website and using e-mail. The rating on the level of development of the information society with the wording of the positions of the main digital projects and programs operating in the Russian Federation and the Nizhny Novgorod region is presented. Conclusion: the digitalization of economic and social processes both in the region and in rural areas is of strategic importance, allowing the implementation of measures for social control of the countryside, the activities of state authorities and local self-government, providing citizens with the opportunity to receive comprehensive public services.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»

08.00.05

УДК 332.1 DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10100

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Е. Г. Коваленко1, Н. В. Мурашова2

1 Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск (Россия) 2 Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение: статья посвящена оценке перспектив экономического развития регионов, включая сельские территории, вследствие информатизации и развития цифровых платформ и модулей. Актуальность цифровизации экономики обеспечивается созданием возможности свободного обмена информацией, ведением деловой переписки, расширением границ маркетингового информационного взаимодействия, оперативным осуществлением платежей и продажи товаров (услуг). Одним из направлений общего процесса информатизации является информатизация социальной и экономической сферы села, которая может способствовать диверсификации сельской экономики, расширению источников формирования доходов сельского населения, увеличению самозанятости, приближению села к городским жизненным стандартам и, как следствие, устойчивому развитию сельских территорий и обеспечению продовольственной безопасности страны.

Материалы и методы: исследование проводилось на основе данных обследований по ключевым вопросам формирования информационного общества, проводившихся Федеральной службой государственной статистики в регионах России, а также информации Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области. Для обработки информации использовались экспертные и статистические методы, факторный анализ.

Результаты: определены основные тенденции информатизации и цифровизации социальной и экономической сферы в России и Нижегородской области; проанализированы действующие в регионе цифровые платформы и сервисы, дана сравнительная оценка уровня информатизации в городской и сельской местности. Обсуждение процессов цифровизации и информатизации в деятельности организаций и жизнедеятельности граждан: по уровню использования и типовым местам сети Интернет; взаимодействию населения с органами государственной власти и местного самоуправления через ИКТ; удельному весу организаций, использовавших различные виды ИКТ, имеющих веб-сайт и использующих электронную почту. Представлен рейтинг по уровню развития информационного общества с формулировкой позиций основных цифровых проектов и программ, действующих в Российской Федерации и Нижегородской области.

Заключение: цифровизация экономических и социальных процессов как в регионе, так и на сельских территориях имеет стратегическое значение, позволяя реализовать меры по социальному контролю над сельской местностью, деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивая возможности получения гражданами комплексных государственных услуг.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, информационные и телекоммуникационные технологии, сельские территории, устойчивое развитие, цифровизация.

Для цитирования: Коваленко Е. Г., Мурашова Н. В. Цифровизация и информатизация как факторы устойчивого развития территорий // Вестник НГИЭИ. 2020. № 10 (113). С. 119-128. DOI: 10.24411/2227-94072020-10100

DIGITIZATION AND INFORMATIZATION AS FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

E. G. Kovalenko1, N. V. Murashova2,

1 National Research Mordovia State University, Saransk (Russia) 2 Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia)

Abstract

Introduction: the article is devoted to assessing the prospects for economic development of regions, including rural areas, due to informatization and development of digital platforms and modules. The relevance of the digitalization of the economy is ensured by creating the possibility of free exchange of information, conducting business correspond-

119

ence, expanding the boundaries of marketing information interaction, promptly making payments and selling goods (services). One of the directions of the general process of informatization is the informatization of the social and economic sphere of the village, which can contribute to the diversification of the rural economy, expanding the sources of rural income generation, increase self-employment, bringing the village closer to urban living standards and, as a result, sustainable development of rural areas and ensuring food security country.

Materials and methods: the study was carried out on the basis of surveys on key issues of the formation of the information society conducted by the Federal State Statistics Service in the regions of Russia, as well as information from the Ministry of Agriculture and Food Resources of the Nizhny Novgorod Region. For information processing, expert and statistical methods, factor analysis were used.

Results: identified the main trends in informatization and digitalization of the social and economic sphere in Russia and the Nizhny Novgorod region; the digital platforms and services operating in the region are analyzed, a comparative assessment of the level of informatization in urban and rural areas is given.

Discussion processes of digitalization and informatization in the activities of organizations and the life of citizens: according to the level of use and typical places of the Internet; interaction of the population with public authorities and local self-government through ICT; the share of organizations using various types of ICT, having a website and using e-mail. The rating on the level of development of the information society with the wording of the positions of the main digital projects and programs operating in the Russian Federation and the Nizhny Novgorod region is presented. Conclusion: the digitalization of economic and social processes both in the region and in rural areas is of strategic importance, allowing the implementation of measures for social control of the countryside, the activities of state authorities and local self-government, providing citizens with the opportunity to receive comprehensive public services. Key words: agribusiness, information and telecommunication technologies, rural areas, sustainable development, digi-talization.

For citation: Kovalenko E. G., Murashova N. V. Digitization and informatization as factors of sustainable development of territories // Bulletin NGIEI. 2020. № 10 (113). P. 119-128. (In Russ.). DOI: 10.24411/2227-9407-202010100

Сегодня одними из ключевых задач государственной политики являются построение информационного общества и глобальная цифровизация и информатизация социально-экономических сфер жизнедеятельности человека. Процесс цифровиза-ции актуален в силу создания ряда возможностей для населения и организаций: моментальный обмен информацией и документацией, расширение границ взаимодействия в сфере продажи и покупки товаров и услуг, в том числе осуществление быстрых платежей и онлайн-продажа товаров (услуг), дистанционное управление сегментами организаций, удаленное контролирование процессов производства.

Введение

технологий (ИКТ). Для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий гражданами и бизнесом в настоящее время реализуются государственные программы «Электронная Россия», «Информационное общество» [2].

В настоящей статье будет рассмотрен один из основных блоков построения информационного общества - цифровизация социальной и экономической сферы села, которая обеспечивает заявленный государством курс на устойчивое развитие регионов и сельских территорий.

В становлении процессов цифровизации и информатизации социально-экономических сфер неоспорима роль государства как гаранта нормативно-правового регулирования. В Российской Федерации разработаны и введены в практику основные нормативные акты: федеральные программы «Цифровая экономика» и «Цифровое сельское хозяйство», Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [1], в которых закреплены основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных

Одним из вопросов планирования и реализации процессов цифровизации и информатизации является необходимость вливания значительных финансовых средств для закупки и содержания технической и программной базы, а также подготовка и переподготовка квалифицированных кадров [3]. В настоящее время разнонаправленность экономической политики ряда организаций и неэффективное распределение ресурсов при внедрении информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) вызывают диспропорцию в уровне развития ИКТ как отдельных предприятий, так и отраслей экономической деятельности. В связи с этим встают такие научные задачи, как измерение степени этой

диспропорции, оценка изменении во времени показателей информатизации экономики сельских территорий и изучение влияния на них различных социально-экономических факторов.

Материалы и методы

По мнению исследователей, информатизация АПК и сельских территорий определяется как «процесс создания и внедрения новейших средств микроэлектроники, компьютерной техники, программного обеспечения во все сферы производственной, организационно-экономической, научной и социальной деятельности сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности в целях кардинального улучшения условий труда и качества жизни населения, значительного повышения эффективности производства, глубоких, многоплановых преобразований в этих отраслях в соответствии с мировыми тенденциями при максимально эффективном использовании природных, трудовых, интеллектуальных и материальных ресурсов» [4]. Цифровизация -более широкое понятие и определяется как «процесс перехода предприятия или целой экономической отрасли на новые модели бизнес-процессов, менеджмента и способов производства, основанных на информационных технологиях» [5]. Основными инструментами цифровизации являются Big Data, машинное обучение, нейронные сети, искусственный интеллект, человеко-машинные интерфейсы, виртуальная реальность, интернет-вещей и роботизация. Оба этих понятия и реализуемые процессы неразрывно связаны между собой.

Сегодня проблемы и перспективы цифровиза-ции и информатизации экономических систем и процессов активно изучаются мировыми и российскими исследователями. Наиболее интересны работы А. А. Аузана [6], А. И. Московского [7], Р. М. Нижегородцева [8], В. Л. Тамбовцева [9],

Б. Я. Татарских [10], Ю. Н. Климова [11], Р. Р. Тол-стякова [12], Г. Л. Смолян [13], Д. В. Юркова [14]. Основные вопросы исследований - проблемы экономической оценки информационных ресурсов организаций, аспекты информатизации региона как факторы их устойчивого развития и основы становления цифровой экономики.

Под информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) понимаются технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука [15].

Объектом настоящего исследования являются эффективность процессов цифровизации и информатизации для экономики региона и, в частности, сельских территорий и сельского хозяйства. Работа выполнена на примере Нижегородской области. В работе использованы как методы, основанные на выявлении и обобщении опыта специалистов-экспертов, так и методов формализованного представления систем управления, включая аналитические и статистические методы исследования.

Фактологической базой настоящего исследования послужили данные обследований Федеральной службы государственной статистики (Росстата) (раздел «Информационное общество).

Обсуждение

Внедрение процессов ИКТ в нашу повседневную жизнь характеризует статистика использования сети Интернет городским и сельским населением в РФ. Исходя из данных таблицы 1 как городское, так и сельское население активно использует сеть Интернет. Различия между ними составляют около 10 %. Есть точки различия: городское население чаще использует сеть Интернет для заказов товаров и (или) услуг.

Таблица 1. Уровень использования сети Интернет городским и сельским населением в Российской Федерации, %

Table 1. The level of Internet use by urban and rural population in the Russian Federation, %

Тип местности / Type of terrain Доля населения, использующего сеть Интернет (в процентах от общей численности населения в возрасте 15-74 лет) / The proportion of the population using the Internet (as a percentage of the total population aged 15-74 years) В том числе/ Including:

являющегося активными пользователями сети Интернет / active users of the Internet использовавшего сеть Интернет для заказов товаров и (или) услуг / who used the Internet to order goods and (or) services не использующего сеть Интернет по соображениям безопасности / not using the Internet for security reasons

Город / Town Село / Village

91,0

81,2

84,1 73,1 121

39,6 23,8

0,5 0,5

Оценивая различия по месту использования сети Интернет (таблица 2), следует отметить наибольший разрыв в точках общественного доступа, который составляет почти 20 %, что характеризует в большей степени инфраструктурные особенно-

сти сельской местности: низкий уровень обеспеченности сельских населенных пунктов объектами социальной сферы и их подключенности к сети Интернет. Кроме того, в малочисленных деревнях и селах часто отсутствуют условия для доставки товаров и услуг.

Таблица 2. Типичные места использования сети Интернет городским и сельским населением, % Table 2. Typical places of using the Internet by urban and rural population, %

Место использования сети Интернет / Всего / Город / Село /

Place of use of the Internet Total Town Village

Всего / Total 100 100 100

из них использовали сеть Интернет /of them used the Internet:

дома / at home 96,3 96,9 94,1

на работе / at work 46,5 49,3 37,0

по месту учебы / at the place of study 9,2 9,2 9,2

у друзей, знакомых / friends, acquaintances 31,0 30,8 31,6

в публичных библиотеках / in public libraries 1,1 1,3 0,7

в отделениях почты России / in post offices of Russia 1,5 1,5 1,6

в компьютерных клубах / in computer clubs 0,8 0,9 0,5

в точках общественного доступа (в гостиницах, аэропортах, кафе 31,7 36,1 16,6

и т. п.) / at public access points (in hotels, airports, cafes, etc.)

в других местах / in other places 44,2 45,8 38,7

* Сумма значений по строкам больше итога, т. к. респонденты указывали несколько вариантов ответов / The sum of the values in the rows is greater than the total, because respondents indicated several answers

Таблица 3. Уровень взаимодействия населения с органами государственной власти и местного самоуправления через ИКТ, %

Table 3. The level of interaction of the population with state authorities and local self-government through ICT, %

Территория/ Territory

Население, взаимодействовавшее с органами государственной власти и местного самоуправления /

The population interacting with state authorities and local self-government

Из них / Of them:

через сеть Интернет (используя официальные сайты и порталы государственных и муниципальных услуг, мобильные устройства (мобильный телефон, планшет и пр.), электронную почту, терминалы самообслуживания) / via the Internet (using official websites and portals of state and municipal services, mobile devices (mobile phone, tablet, etc.), e-mail, self-service terminals)

в МФЦ

предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) / at the MFC for the provision of state and municipal services (MFC)

и и

н ti rn

EJ • > <l> ^ О CS

о

С

и р

с

Й

o

s

r

e a а й

o

£

а ю

о

о

о

С о

r e heto

Й

0 t

e

1 f

С еЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

ии § ^

y

Российская Федерация / Russian Federation Нижегородская область (29 место) / Nizhny Novgorod Region (29th place)

74,0

79,5

57,5

71,8

22,5

9,9

21,8

13,3

1,9

1,2

Становление процессов информатизации экономики региона (в том числе АПК и сельских территорий) рассмотрим на примере Нижегородской области. По состоянию на сегодняшний день одним из компонентов разработки и последующего использования различных электронных платформ, систем и сервисов является электронное правительство как инструмент онлайн-взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. В Нижегородской области функционирует региональный портал Госуслуг, как обобщенная платформа с информацией по комплексу услуг региона и точка входа на федеральные сервисы, а также созданный в 2020 году портал «Карта жителя Нижегородской области». В целом по показателю

взаимодействия населения с органами государственной власти и местного самоуправления через ИКТ Нижегородская область входит в тридцатку лучших субъектов РФ (таблица 3), большинство ее граждан осуществляют взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления через сеть Интернет.

Для полноты картины также важны еще два показателя: доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, по типам поселения (таблица 4) и доля населения, имеющего электронную подпись, зарегистрированного на Едином портале государственных и муниципальных услуг, региональном портале государственных и муниципальных услуг (таблица 5).

Таблица 4. Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, по типам поселения, %

Table 4. The proportion of the population that used the Internet to receive state and municipal services, by type of settlement, %

Территория / Territory

Всего / Total

В том числе / Including:

город / town

село / village

Российская Федерация / Russian Federation Нижегородская область / Nizhny Novgorod Region

77,6 90,2

80,7 91,7

67,0 84,5

Таблица 5. Доля населения, зарегистрированного на Едином портале государственных и муниципальных услуг, региональном портале государственных и муниципальных услуг, % Table 5. The proportion of the population registered on the Unified portal of state and municipal services, the regional portal of state and municipal services, %

Территория / Territory

Население, зарегистрированное на Едином портале государственных и муниципальных услуг, региональном портале государственных и муниципальных услуг (в %) / Population registered on the Unified portal of state and municipal services, regional portal of state and municipal services (in %)

Российская Федерация / Russian Federation Нижегородская область / Nizhny Novgorod Region

59,4 64,9

Стоит отметить, что население сельских территорий активно использует сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг: процентная разница между городским и сельским населением составляет меньше 10 %.

Показатели информатизации, рассмотренные в таблице 5, дают нам представление о темпах распространения ИКТ при получении государственных и муниципальных услуг гражданами: жители Нижегородской области пользуются указанными порталами активнее, чем среднестатистический житель Российской Федерации.

В 2016 году Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской

Федерации был проведен мониторинг уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации. Результатом данного мониторинга стал рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития информационного общества. Методика расчета индекса развития информационного общества в субъектах Российской Федерации предполагает оценку уровня региональной информатизации по инфраструктурным (среди них, человеческий капитал, экономическая среда, ИКТ-инфраструктура, управление информатизацией) и отраслевым (среди них, электронное правительство, образование, здравоохранение, культура, предпринимательство и торговля, сельское хозяйство,

транспорт, социальное управление, ЖКХ) показателям [16]. На данный момент опубликованы данные первого этапа (на базе 2015 года): Нижегородская

область занимает 19 место по России и имеет высокий уровень развития информационного общества (таблица 6).

Таблица 6. Рейтинг по уровню развития информационного общества за 2015 год (1-й этап) Table 6. Rating by the level of development of the information society for 2015 (1st stage)

Субъект Российской Федерации / The subject of the Russian Federation Значение индекса / Index value

г. Москва (1 место) / Moscow (1 place) Нижегородская область (19 место) / Nizhny Novgorod region (19th place)

Обратимся непосредственно к основным показателям, характеризующим распространенность ИКТ в экономике РФ и Нижегородской области. По динамике числа персональных компьютеров на 100 работников организаций Нижегородская область незначительно отстает от среднего показателя по России: в РФ в 2010 г. было 36 штук, в 2014 -

0, 6631 0,4698

47, в 2018 - 51 (прирост 41,7 %), в Нижегородской области - соответственно 35, 45 и 50 (прирост 42,9 %). Удельный вес организаций, использовавших различные виды ИКТ (в общем числе обследованных организаций), а также имеющих веб-сайт и использующих электронную почту (в общем числе обследованных организаций) отражен в таблице 7.

Таблица 7. Удельный вес организаций, использовавших различные виды ИКТ, имеющих веб-сайт и использующих электронную почту (в общем числе обследованных организаций), % Table 7. Percentage of organizations using different types of ICTs, having a website and using e-mail (in the total number of organizations examined), %

Удельный вес организаций, использовавших различные виды ИКТ / The proportion of organizations using various types of ICT

Российская Федерация / Russian Federation

Нижегородская область / Nizhny Novgorod Region

Персональные компьютеры / Personal computers Локальные вычислительные сети / Local area networks Глобальная информационная сеть Интернет / Global Information Network Internet Веб-сайт / Web site Электронная почта / E-mail

Обратимся непосредственно к цифровизации сферы АПК, сельского хозяйства и сельских территорий. В настоящее время разработаны и успешно внедрены узкопрофильные сервисы: единая федеральная информационная система земель сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН) и федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Семеноводство» [17].

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации предлагается внедрение и глобальных программных инструментов. Один из таких -ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» (разработан в 2019 году), в рамках которого предусмотрен комплекс мероприятий по внедрению цифровых технологий и платформенных решений для сельского хозяйства и сельских территорий. Ключевыми аспектами данного проекта являются: национальная платформа цифрового государственного управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство», модуль оценки эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроиз-

94.0 63,9

91.1

50,9 90,9

96,0 65,8

94,7

54,4 94,6

водителей «Агрорешения»; отраслевая электронная образовательная среда «Земля знаний» [18].

Реализация каждого из этапов ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» оказывает непосредственное влияние на устойчивое развитие сельских территорий. По мнению авторов, на данном этапе наибольшее значение для устойчивого развития сельских территорий окажет отраслевая электронная образовательная среда «Земля знаний», так как она напрямую затрагивает социальную сферу (образование) сельских жителей.

Ключевым моментом в преодолении цифрового неравенства между городским и сельским населением является изменение социальной политики государства, в части создания систем дополнительного образования (в том числе онлайн-образования), обеспечивающих возможность каждого человека овладеть навыками и знаниями, необходимыми для жизни и работы в информационном обществе, так как определяющим требованием к квалификации сотрудников становятся навыки уверенного пользо-

вания персональным компьютером и сетью Интернет. Отдельной задачей стоит повышение цифровой грамотности школьников, обучающихся средних профессиональных и высших учебных заведений [3], молодых работников сферы АПК, которые являются трудовым потенциалом страны.

На уровне субъектов РФ активно ведется цифровизация сельского хозяйства и сельских территорий в рамках регионального нормативно-правового поля и потенциала региона.

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области в 2020-2021 годах планирует внедрить два цифровых модуля: региональную информационную систему агропромышленного комплекса с применением модуля подготовки, передачи данных для ЕФИС ЗСН и цифровую систему получения субсидий сельхозтоваропроизводителями. Кроме этого, Нижегородская область вошла в число регионов - участников пилотного проекта по внедрению Комплексной системы дистанционного мониторинга состояния природных ресурсов и объектов, имеющих важное социально-экономическое значение. Данная система мониторинга позволит эффективно контролировать

состояние лесов, использования недр и сельскохозяйственных территорий и направлена на решение задач Указа Президента России № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года», который предусматривает создание новых подходов в области государственного управления на базе цифровых технологий, а значит, будет способствовать повышению доверия граждан к органам государственной власти [19].

Для информирования населения области с реализацией Национальных проектов, проектов в рамках Стратегии развития Нижегородской области и значимых социально-экономических программ Проектным офисом была разработана и внедрена интерактивная карта Нижегородской области. Данная карта предполагает следующие возможности для жителей области: получение полной информации о реализуемом объекте (сроки и ожидаемый результат); узнать, какие работы в режиме «здесь и сейчас» ведутся на объекте и когда они будут выполнены; оставить обратную связь и предложить идею реализации [20]. Скрин интерактивной карты Нижегородской области представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Интерактивная карта Нижегородской области Fig. 1. Interactive map of Nizhny Novgorod region

Заключение

Таким образом, цифровые инструменты, используемые органами власти в Нижегородской области, помогают им, во-первых, быстро и эффективно решать поставленные цели и задачи в рамках действующих государственных программ и активно привлекать к этому местное население, а также опе-

ративно реагировать на обратную связь жителей территорий, что делает их деятельность более прозрачной и направленной.

В целом проблема цифровизации и информатизации регионов, и сельских территорий в частности, имеет стратегическое значение для государственной политики и экономики страны как фактор

приближения села к городским жизненным стандартам, что влечет за собой решение демографических задач и обеспечение миграции населения на данные территории. Основные усилия государства будут направлены на создание устойчивой инфраструктуры и качественных каналов связи на сельских территориях и реализацию проектов по фор-

мированию качественного пула удаленных услуг сельскому населению (в том числе медицинской помощи и образования различных уровней). Данная задача - один из приоритетов цифровизации настоящего времени в связи с всемирной пандемией, вызванной коронавирусной инфекцией, и последующей массовой дистанцированностью общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/all/ (дата обращения: 15.06.2020)

2. Ашмарина С. И., Казарин С. В. Оценка и сравнительная характеристика процессов информатизации экономики регионов // Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. № 2 (58). С. 73-84.

3. Былина С. Г. Информатизация социальной сферы российского села: сравнительный анализ // Информационная безопасность регионов. 2014. № 3 (16). С. 88-94.

4. Матюшок В. М., Ревинова С. Ю. Оценка степени проникновения ИТ и Интернета в регионы Российской Федерации как базы для внедрения «умных» энергетических сетей // Управленческий учет. 2018. № 11. С. 49-61.

5. Коломейченко А. С. Информационное обеспечение процессов управления в АПК // Молодой ученый. 2017. № 15.1. (149.1). С. 10-12.

6. Аузан А. А., Никишина Е. Н. Долгосрочная экономическая динамика: роль неформальных институтов // Журнал экономической теории. 2013. № 4. С. 330-341.

7. Московский А. И. «Старый» и «новый» институционализм и проблемы экономических реформ в России // Общество. Государство. Политика. 2010. № 2.

8. Нижегородцев Р. М. Экономическая политика в период глобальных потрясений: на пути к новой парадигме // Проблемы управления. 2013. № 5. С. 79-81.

9. Тамбовцев В. Л. Институты-как-равновесие vs институты-как-правила // Журнал экономической теории. 2013. № 4. С. 111-122.

10. Татарских Б. Я. Стратегические направления повышения эффективности машиностроительного комплекса России // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 10 (111). С. 89-94.

11. Климов Ю. Н. Системная методология исследования потока научно-технической информации // Межотраслевая информационная служба. 2009. № 3. С. 62-73.

12. Толстяков Р. Р., Зюкин С. Г. Маркетинговая информационная система как инструмент менеджмента предприятия // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2012. № 12 (116). С. 84-88.

13. Смолян Г. Л. Рефлексивное управление в лабиринтах киберпространства // Человек. 2012. № 1. С. 138-144.

14. Юрков Д. В. Управление региональной информатизацией // Арктика и Север. 2012. № 8. С. 77.

15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/14478 (дата обращения: 19.06.2020).

16. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/783/ (дата обращения: 21.06.2020).

17. Яркова Т. М., Фазылова С. С. Значение единой цифровой платформы для АПК // Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в решении научных проблем». 2019. С. 154-159.

18. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание. Москва : ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. 48 с.

19. Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pfo.gov.ru/press/events/103573/ (дата обращения: 21.06.2020).

20. Интерактивная карта Нижегородской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://карта52.рф/ (дата обращения: 01.07.2020).

Дата поступления статьи в редакцию 21.07.2020, принята к публикации 24.08.2020.

Информация об авторах: КОВАЛЕНКО ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА,

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Государственное и муниципальное управление» Адрес: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», экономический факультет, 430005, г. Саранск, ул. Полежаева, д. 44, каб. 209 E-mail: [email protected] Spin-код: 7018-2786

МУРАШОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА,

аспирант

Адрес: ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected] Spin-код: 2238-8164

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заявленный вклад авторов: Коваленко Елена Георгиевна: научное руководство, анализ и дополнение текста статьи. Мурашова Наталья Вячеславовна: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Oficial'nyj sajt pravitel'stva Rossijskoj Federacii [Official website of the Government of the Russian Federation] [Electronic resource]. Access mode: http://government.ru/docs/all/ (accessed: 06/15/2020)

2. Ashmarina S. I., Kazarin S. V. Ocenka i sravnitel'naya harakteristika processov informatizacii ekonomiki re-gionov [Assessment and comparative characteristics of the processes of informatization of the economy of the regions], Izvestiya ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [News of the Ural State Economic University], 2015, No. 2 (58), pp. 73-84.

3. Bylina S. G. Informatizaciya social'noj sfery rossijskogo sela: sravnitel'nyj analiz [Informatization of the social sphere of the Russian village: a comparative analysis], Informacionnaya bezopasnost' regionov [Information security of the regions], 2014, No. 3 (16), pp. 88-94.

4. Matyushok V. M., Revinova S. Yu. Ocenka stepeni proniknoveniya IT i Interneta v regiony Rossij-skoj Fed-eracii kak bazy dlya vnedreniya «umnyh» energeticheskih setej [Assessment of the degree of penetration of IT and the Internet into the regions of the Russian Federation as a basis for the introduction of «smart» energy networks], Uprav-lencheskij uchet [Management accounting], 2018, No. 11, pp. 49-61.

5. Kolomeychenko A. S. Informacionnoe obespechenie processov upravleniya v APK [Information support of management processes in the agro-industrial complex],Molodoj uchenyj [Young scientist], 2017, No. 15.1 (149.1), pp. 10-12.

6. Auzan A. A., Nikishina E. N. Dolgosrochnaya ekonomicheskaya dinamika: rol' neformal'nyh institutov [Long-term economic dynamics: the role of informal institutions], Zhurnal ekonomicheskoj teorii [Journal of Economic Theory], 2013, No. 4, pp. 330-341.

7. Moskovsky A. I. «Staryj» i «novyj» institucionalizm i problemy ekonomicheskih reform v Rossii [«Old» and «new» institutionalism and problems of economic reforms in Russia], Obshchestvo. Gosudarstvo. Politika [Society. State. Politics], 2010, No. 2.

8. Nizhegorodtsev R. M. Ekonomicheskaya politika v period global'nyh potryasenij: na puti k novoj pa-radigme [Economic policy in the period of global upheaval: on the way to a new paradigm], Problemy upravleniya [Problems of management], 2013, No. 5, pp. 79-81.

9. Tambovtsev V. L. Instituty-kak-ravnovesie vs instituty-kak-pravila [Institutes-as-equilibrium vs institutions-as-rules], Zhurnal ekonomicheskoj teorii [Journal of Economic Theory], 2013, No. 4, pp. 111-122.

10. Tatarsky B. Ya. Strategicheskie napravleniya povysheniya effektivnosti mashinostroitel'nogo kompleksa Rossii [Strategic directions of increasing the efficiency of the machine-building complex of Russia], Vestnik Samar-skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Samara State University], 2013, No. 10 (111), pp. 89-94.

11. Klimov Yu. N. Sistemnaya metodologiya issledovaniya potoka nauchno-tekhnicheskoj informacii [Systemic methodology for researching the flow of scientific and technical information], Mezhotraslevaya informacionnaya slu-zhba [Intersectoral Information Service], 2009, No. 3, pp. 62-73.

12. Tolstyakov R. R., Zyukin S. G. Marketingovaya informacionnaya sistema kak instrument menedzhmenta predpriyatiya [Marketing information system as an instrument of enterprise management], Vestnik Tambovskogo uni-versiteta. Ser. «Gumanitarnye nauki» [Bulletin of the Tambov University. Ser. «Humanitarian sciences»], 2012, No. 12 (116), pp. 84-88.

13. Smolyan G. L. Refleksivnoe upravlenie v labirintah kiberprostranstva [Reflexive control in the labyrinths of cyberspace], Chelovek [Man], 2012, No. 1, pp. 138-144.

14. Yurkov D. V. Upravlenie regional'noj informatizaciej [Management of regional informatization], Arktika i Sever [Arctic and North], 2012, No. 8, pp. 77.

15. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [The official website of the Federal State Statistics Service] [Electronic resource]. Access mode: https://www.gks.ru/folder/14478 (accessed date: 06/19/2020).

16. Oficial'nyj sajt Ministerstva cifrovogo razvitiya, svyazi i massovyh kommunikacij Rossijskoj Federacii [Official site of the Ministry of Digital Development, Telecommunications and Mass Media of the Russian Federation] [Electronic resource]. Access mode: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/783/ (accessed: 06/21/2020).

17. Yarkova T. M., Fazylova S. S. Znachenie edinoj cifrovoj platformy dlya APK [The value of a single digital platform for the agro-industrial complex], Sbornik statejpo materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii «Innovacionnye podhody v reshenii nauchnyh problem» [Collection of articles based on the materials of the international scientific and practical conference «Innovative approaches to solving scientific problems»], 2019, pp. 154-159.

18. Vedomstvennyj proekt «Cifrovoe sel'skoe hozyajstvo» [Departmental project «Digital Agriculture»: the official publication], Moscow: Federal State Budgetary Institution «Rosinformagroteh», 2019, 48 p.

19. Oficial'nyj sajt polnomochnogo predstavitelya Prezidenta Rossijskoj Federacii v Privolzh-skom federal'nom okruge [Official site of the plenipotentiary of the President of the Russian Federation in the Volga Federal District] [Electronic resource]. Access mode: http://pfo.gov.ru/press/events/103573/ (accessed: 06/21/2020).

20. Interaktivnaya karta Nizhegorodskoj oblasti [Interactive map of the Nizhny Novgorod region] [Electronic resource]. Access mode: https: //map52.rf/ (accessed date: 07/01/2020).

The article was submitted 21.07.2020, accept for publication 24.08.2020.

Information about the authors: KOVALENKO ELENA GEORGIEVNA,

Dr. Sci. (Economy), Head of the chair of State and Municipal Administration

Address: National Research Mordovia State University, Faculty of Economics, 430005, Saransk, Polezhaeva str., 44, cab. 209

E-mail: [email protected] Spin-code: 7018-2786

MURASHOVA NATALIA VYACHESLAVOVNA,

graduate student

Address: Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, 606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya str, 22a

E-mail: [email protected] Spin-code: 2238-8164

Contribution of the authors: Elena G. Kovalenko: scientific guidance, analysis and addition of the text of the article.

Natalia V. Murashova: collection and processing of materials, preparation of the original version of the text of the article.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.