Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровизация / профессиональное образование / цифровые технологии / цифровое пространство / геймификация. / Digitalization / professional education / digital technologies / digital space / gamification.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сентищева Е. А.

В статье освещены вопросы о влиянии цифровизации на профессиональное образование. Определены положительные и отрицательные стороны, а также проанализированы риски и возможности внедрения цифровых технологий в систему образования. В работе представлены значимые аспекты воздействия COVID-19 на изменение профессионального образования с применениями цифровых технологий. Автор рассматривает понятие «геймификация в образовании», анализирует характеристики данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сентищева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AND ITS IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article describes the issues of the impact of digitalization on professional education. The positive and negative aspects are identified, as well as the risks and opportunities of introducing digital technologies into the education system are analyzed. The article presents significant features of COVID-19 impact on the change of professional education with the use of digital technologies. The author examines the concept of “gamification in education”, analyzes some aspects of this process.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.147

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2022 Е. А. Сентищева

канд. пед. наук, преподаватель кафедры международных отношений и государственного управления e-mail: elenasentischeva @yandex. ru

Юго-Западный государственный университет (Курск)

В статье освещены вопросы о влиянии цифровизации на профессиональное образование. Определены положительные и отрицательные стороны, а также проанализированы риски и возможности внедрения цифровых технологий в систему образования. В работе представлены значимые аспекты воздействия COVID-19 на изменение профессионального образования с применениями цифровых технологий. Автор рассматривает понятие «геймификация в образовании», анализирует характеристики данного процесса.

Ключевые слова: цифровизация, профессиональное образование, цифровые технологии, цифровое пространство, геймификация.

DIGITALIZATION AND ITS IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION

© 2022 E. A. Sentishcheva

Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer at the Department of International Relations and Public Administration e-mail: elenasentischeva@yandex.ru

Southwest State University

The article describes the issues of the impact of digitalization on professional education. The positive and negative aspects are identified, as well as the risks and opportunities of introducing digital technologies into the education system are analyzed. The article presents significant features of COVID-19 impact on the change of professional education with the use of digital technologies. The author examines the concept of "gamification in education", analyzes some aspects of this process.

Keywords: digitalization, professional education, digital technologies, digital space, gamification.

На сегодняшний день трудно представить нашу жизнь без внедрения инноваций. Цифровизация выступает основным фактором развития инновационных стратегий, так как процесс цифровизации всеобъемлющий и охватывает все сферы деятельности, следовательно, использование и внедрение цифровых информационно-коммуникационных технологий является актуальной и жизненно необходимой задачей. Цифровизация образования - это то, на что должна быть нацелена государственная политика России, а именно предоставление качественного и непрерывного образования с помощью цифровых ресурсов.

Правительством РФ утверждены следующие нормативные документы, направленные на развитие цифровизации в сфере образования:

- Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г. (распоряжение Правительства

РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р) [6];

- проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный Правительством РФ 25 октября 2016 г. [4];

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. (указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203) [5].

В связи с развитием сети Интернет и появлением концепции цифровой экономики, как в образовании, так и в культуре в целом на данный момент наступает новый этап, который начал закладываться еще в 2000-х гг.

Для начала определим основные положительные и отрицательные стороны влияния цифровизации на развитие профессионального образования.

Положительные стороны цифровизации образования следующие:

• Улучшение компьютерной грамотности студентов.

• Выполнение и проверка домашнего задания через онлайн-платформы. Преподаватель может сам заполнить различные формы и после прислать их студентам для выполнения. Проверка знаний будет занимать намного меньше времени и быть более эффективной; после выполнения задания студенту достаточно зайти в свой аккаунт и посмотреть итоговые баллы или оценки.

• С помощью сети Интернет можно получить бесплатно огромное количество информации, например, найти очень старые издания книг, статей или, наоборот, ознакомиться со свежими выпусками, не выходя из дома. Также сделав нужный запрос, можно рассмотреть разнообразные рисунки, графики, таблицы. Поисковая система подстраивается под уровень и потребности пользователей, тем самым работа становится более гибкой и быстрой по выполнению.

• Абитуриенты при выборе учебного заведения в первую очередь отдают предпочтение образовательной организации с более развитым уровнем цифровизации, а также с более современными цифровыми технологиями, следовательно, престиж образовательного учреждения повышается.

• Изучение новых профессий теперь легко можно совмещать с другой различной деятельностью, для этого на помощь приходят онлайн-курсы, что актуально для тех, кто хочет получить сразу несколько специальностей или хочет совмещать обучение с работой.

• Происходит взаимодействие педагогов как на базе одного учебного заведения, так и нескольких. Преподаватели могут давать ссылки не только на свои работы, но и на работы коллег из других вузов. Также предлагаемый материал может быть полезен студентам при написании научных работ, курсовых или отчетов по практике.

• Цифровые технологии помогают студентам быстрее начать работу, не тратить время на прослушивание курсов или модулей.

Однако, несмотря на множество плюсов, существуют и некоторые отрицательные стороны влияния цифровизации на образование.

Среди отрицательных сторон цифровизации образования можно выделить следующие:

• Не все образовательные учреждения оснащены материально и технически и могут быть конкурентоспособными. Также некоторым преподавателям тяжело перестроиться с традиционной формы обучения на цифровое.

• Недобросовестность выполнения заданий возможна на всех этапах обучения, преподаватель не может точно отследить, как и кто выполнял тест или задание.

• Студенты становятся менее социальными, сложнее находят общий язык в группах.

• Идет высокая нагрузка на зрение, тяжело усваивать большой объем информации на электронном носителе, вследствие чего возможно возникновение проблем со здоровьем (например, ухудшение зрения).

• Прямой диалог преподавателя и студента переходит в общение посредством электронных носителей.

• Постепенно может утратиться способность грамотно общаться, что замечают даже сами студены [2].

Итак, рассмотрев как плюсы, так и минусы цифровизации в системе образования, можно сказать, что негативная сторона, безусловно, является вектором развития цифровых технологий.

Всемирная пандемия привнесла в нашу жизнь некую способность всеобщего использования цифровых технологий в масштабах целых государств. Так, для нашей страны появились новые условия для цифровизации и создания цифровой экономики. Поэтому важно иметь четкие представления об изменениях, которые могут произойти и к чему они могут привести [8].

Всемирный экономический форум, наблюдая за трендами в современном образовании, выдвигает следующие вероятные варианты развития:

• Инновации появятся в процессе педагогических экспериментов (к обычному обучению в классе будут добавлены новые способы занятий - например, занятие в цифровом пространстве).

• Увеличение взаимодействия между частными и государственными образовательными учреждениями.

• Рост цифрового неравенства [10].

На современном этапе развития общества предполагают три основных варианта развития профессионального образования в условиях постпандемии:

1. Резкое развитие аудиторного обучения и дистанционных занятий (использование смешанных технологий для изменения содержания курсов высшего образования: в раздел домашнего обучения пойдет теоретическая информация, которую преподаватели уже изучили, перенеся содержание своих учебных курсов в Интернет).

2. Онлайн-образование как одно из ведущих направлений всех образовательных учреждений. Стоит отметить, что не все учебные заведения пользовались цифровыми технологиями до наступления COVID-19, однако после пандемии использование таких технологий стало неотъемлемой частью образовательной системы, и в будущем это пространство будет развиваться и набирать обороты в образовательных программах разных учебных заведений по всему миру.

3. Изменение в существующих и потенциальных партнерских отношениях в управлении онлайн-программами. Образовательным учреждениям, которые напрямую зависели от интернет-провайдеров в использовании онлайн-программ, было намного труднее перейти на платформу дистанционных занятий, именно поэтому учебные заведения в будущем должны решать эту проблему, развивая цифровые программы, курсы и т.д. [7]

Соответственно, полное введение цифровых технологий повлечет за собой переквалификацию или профессиональную переподготовку специалистов, а также научно-педагогических работников, что подразумевает следующее: рост «компьютерной» грамотности; умение перезаписывать учебный материал на электронные носители и применять на занятиях; приобретение навыков в создании электронных изданий; организацию многочисленных обучающих курсов как

в традиционном формате, так и в дистанционном, независимо от уровня знаний, возрастных и личностных характеристик научно-педагогических работников и т.д.

Для реализации всего этого необходимо спрогнозировать риски и возможности применения цифрового пространства.

Варианты развития событий при введении цифровизации в профессиональное образование

Перемены в сфере образования Способности цифрового пространства Опасность введения в экономику

Низкий уровень обучения и в дальнейшем утрата основных способностей Скачок в развитии искусственного разума Возможная потеря отечественного опыта из-за применения зарубежных услуг

Потеря одаренных студентов и преподавательского состава из-за смены места жительства, а также ограниченное число личных взаимодействий Проверка личных данных через цифровое распознавание Потеря личных данных, а следовательно, утрата конфиденциальности, в дальнейшем полный цифровой контроль

Трансформация системы обучения, а также подходов и средств для дальнейшего обучения Применение новейших технологий, создание компаний с 1Т-услугами для бизнеса Избыток компаний с производственными подразделениями в различных странах

Изменение места отечественного образования в мировом образовательном сообществе, заметный спад количества учащихся Появление новых отраслей, а также разработка стартап-проектов и их инвестирование Потеря собственного экономического пространства

Трансформация условий работы педагогов Полная саморегуляция технических средств, повышение производительности и улучшение качества производства Массовая безработица, потеря рабочих мест

Концепция современного образования ориентирована на то, чтобы обучающийся в короткие сроки мог овладеть необходимой информацией без учета того факта, будет ли полученная информация долговременной. Процесс цифровизации профессионального образования тесно связан с геймификацией - внедрением игр в образовательный процесс. Геймификация предполагает применение игровых методик с целью увеличения количества вовлечённых в обучающий процесс, что способствует улучшению результатов при выполнении определённых действий. В геймификации применяются техники и методики преподавания, при которых основой обучения выступают игровые элементы [3].

В 2011 г. были проведены первые эксперименты, которые оценивали результаты геймификации. Так, было доказано, что те участники эксперимента, которые полностью отдались игровой форме, стали более позитивными с достаточно высоким уровнем полученных знаний. Но были и те, кто изначально относился к эксперименту скептически, данные участники ухудшили свои результаты, показав низкий уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

Применение игры в профессиональном образовании основано на общепринятых принципах обучения. Игра - процесс с участием нескольких сторон, каждая из которых старается достичь наилучшего результата с помощью применения разного рода стратегий и практик, приводящих к победе или поражению. Таким образов, процесс коммуникации и социализации в современном цифровом обществе проходит в более комфортных условиях, что с психологической стороны обучающего процесса способствует усвоению учебного материала.

Игровой формат обучения при цифровизации образования подразумевает наличие четко поставленной цели и соответствующего ей результата, обладающих учебной и познавательной направленностью, что выступает в качестве мотивирующего компонента в образовательной деятельности. При этом важное место при применении игровых методик обучения занимает самостоятельная работа обучающихся. Основанием для использования игровых методик в процессе обучения является также и тот факт, что слуховые и зрительные анализаторы задействованы в полном объеме, что благоприятно сказывается на восприятии и усвоении материала.

Необходимо отметить, что геймификация имеет следующие образовательные функции:

• Социокультурная функция (обучающиеся имеют возможность познакомиться с культурой и обычаями разных стран, их ценностями; они взаимодействуют друг с другом во время игры).

• Функция межэтнического общения (возможность понять и принять особенности чужой культуры; быть бесконфликтным для других народов или искать пути выхода из конфликтной ситуации).

• Функция самореализации человека в игре (в данном случае важен номинальный процесс реализации себя как личности, а не результат или дух соперничества).

• Терапевтическая функция игры (игры используются для преодоления различных трудностей, возникающих в процессе социализации).

• Функция исправления в игре (психологическая коррекция проходит в легкой, непринужденной форме; граница между сильными и слабыми обучающимися размыта).

• Развлекательная функция игры (создание благоприятной атмосферы, которая помогает насладиться всеми этапами ролевой игры).

Основы геймификации также заложены в применяемых на современном этапе развития цифрового общества методиках обучения на основе дистанционных средств, к которым можно отнести прохождение различных онлайн-курсов топовых мировых университетов и компаний, приложения для обучения игре на музыкальных инструментах, обучающие игры для персонала компаний и различного рода учреждений и т.д. Подобных игр множество, можно найти платформы для обучения в совершенно разных отраслях жизни. Так, многие студенты-экономисты получают практические задания, в которых главная цель - создать свой прибыльный проект. Но главным условием здесь является подробное описание бизнес-проекта и объяснение, каким способом и с помощью каких действий был получен тот или иной результат [1].

Геймификация имеет и ряд недостатков. Одним из них является плохо проработанный сценарий. Если разработчики курса создают неправдоподобные или нереальные кейсы, не объясняя подробно правила игры или не задавая определенную цель, то у участника пропадает желание проходить данную игру. Он просто не понимает её или теряет смысл участия в ней [9].

Другим важным недостатком можно считать объем предоставляемой информации. Очень часто разработчики перегружают свои задания посредством добавления разного рода бонусных систем, что отвлекает участников образовательного процесса от самого процесса обучения, когда на первое место у них выходит лишь понимание системы вознаграждения, а сам процесс обучения перестаёт быть на лидирующих позициях, что приводит к получению низких результатов.

Как отмечают обучающиеся, имеющие определённый багаж знаний, умений и навыков, отрицательный аспект применения геймификации - постоянный многократный повтор пройденного материала без возможности выбора модуля

программы (по сравнению с некоторыми дистанционными средствами обучения, например электронным тренажером, когда обучающийся может выбрать курс в соответствии с уровнем своей подготовки, при необходимости возможна проработка отдельных тем модуля или курса с пояснением фонетического, лексико-грамматического или синтаксического материала посредством ссылок на нужные справочники, учебные пособия, словари, глоссарии и т.д.).

Главной целью геймификации, как и применения разного рода дистанционных средств обучения, является создание удобного для всех его участников информационно-обучающего контента, способствующего повышению уровня мотивации обучающихся в получении профессиональных навыков. Именно использование цифровых технологий является неотъемлемой частью развития общества на современном этапе.

Таким образом, влияние цифровизации образования может быть охарактеризовано как многообещающее, эффективное в решении не только усовершенствования учебно-образовательных возможностей, но и в трансформации существующих технологий обучения. Одними из основных аспектов цифровизации профессионального образования являются следующие: наращивание цифрового пространства, повышение квалификации научно-преподавательских работников в IT-направлении, при этом - предоставление им свободы методического самовыражения и свободы выбора средств осуществления педагогического процесса в условиях образовательного учреждения. Необходимо отметить, что воздействие цифровизации на указанную сферу деятельности достаточно велико, так как есть и риски, и возможности, которые уже сейчас, а также в дальнейшем понесут за собой модернизацию элементов системы профессионального образования по всему миру.

Библиографический список

1. Ларькин, М. Д. Геймификация в современном образовании / М. Д. Ларькин // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2019. - № 37(56). - С. 133-138.

2. Сентищева, Е. А. Электронные средства в языковом образовании / Е. А. Сентищева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 4(60). - С. 268-273. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4185 (дата обращения: 15.01.2022).

3. Симоненкова, А. В. Влияние социальных сетей на политику / А. В. Симоненкова, Е. А. Сентищева // Будущее науки - 2021: Сборник научных статей 9-й Международной молодежной научной конференции: в 6 томах, Курск, 21-22 апреля 2021 года / отв. редактор А. А. Горохов. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. - Том 3. - С. 265-267.

4. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации [Электронный ресурс]: паспорт приоритетного проекта, утвержденный Правительством РФ 25 октября 2016 г. - URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 15.01.2022).

5. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. -URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1110 145/ (дата обращения: 15.01.2022).

6. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года [Электронный ресурс]:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р. -URL: https://rg.ru/2013/11/08/texnologii-site-dok.html (дата обращения: 15.01.2022).

7. Kim, J. Teaching and Learning After COVID-19 / J. Kim // Inside Higher Ed. -2020. - Apr. 1. - URL: https://www.insidehighered.com/digital-learning/blogs/learning-innovation/ teaching-and-learning-after-covid-19 (дата обращения: 15.01.2022).

8. Sentishcheva, E. A. On computerization of the educational process in the Russian Federation / E. A. Sentishcheva, D. I. Raspopin // Наука молодых - будущее России: сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 8 томах, Курск, 10-11 декабря 2019 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - Том 3. - P. 22-24.

9. Sentishcheva, E. A. Use of innovative technologies in teaching / E. A. Sentishcheva // Будущее науки - 2021: сборник научных статей 9-й Международной молодежной научной конференции. В 6-ти томах, Курск, 21-22 апреля 2021 года / отв. редактор А. А. Горохов. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. - Том 3. -P. 274-278.

10. Tam, G. Three ways the coronavirus pandemic could reshape education / G. Tam, D. El-Azar // World Economic Forum. 2020. Mar. 13. - URL: https://www.weforum.org/ agenda/2020/03/3-ways-coronavirus-is-reshaping-education-and-what-changesmight-be-here-to-stay/ (дата обращения: 15.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.