Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Государственное и муниципальное управление / организационно-коммуникативная компетенция / обучение бакалавров. / State and municipal administration / organizational and communication competence / bachelor's degree training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сентищева Е. А.

Данная работа посвящена рассмотрению понятия «организационнокоммуникативная компетенция будущих бакалавров государственного и муниципального управления». Автор исследования предлагает описание данного педагогического явления на основе изучения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения с учётом основных видов деятельности специалистов указанной сферы. В статье представлены основные составляющие организационнокоммуникативной компетенции, рассматривается цель формирования указанного вида компетенции у будущих бакалавров государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сентищева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND CONTENT OF THE CONCEPT OF “ORGANIZATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE” AND THE FEATURES OF ITS FORMATION IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE BACHELORS OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

This work is devoted to the description of the concept of "organizational and communicative competence of future bachelors of state and municipal administration". The author of the study offers an overview of this pedagogical phenomenon based on the study of the Federal State Educational Standard of Higher Education of the third generation, taking into account the main activities of specialists in this field. The article presents the main components of organizational and communicative competence, considers the purpose of forming this type of competence for future bachelors of state and municipal administration.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 378.147

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

© 2021 Е. А. Сентищева

преподаватель кафедры международных отношений и государственного управления e-mail: elenasentischeva @ yandex. ru

Юго-Западный государственный университет (Курск)

Данная работа посвящена рассмотрению понятия «организационно-коммуникативная компетенция будущих бакалавров государственного и муниципального управления». Автор исследования предлагает описание данного педагогического явления на основе изучения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения с учётом основных видов деятельности специалистов указанной сферы. В статье представлены основные составляющие организационно-коммуникативной компетенции, рассматривается цель формирования указанного вида компетенции у будущих бакалавров государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, организационно-коммуникативная компетенция, обучение бакалавров.

THE ESSENCE AND CONTENT OF THE CONCEPT OF "ORGANIZATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE" AND THE FEATURES OF ITS FORMATION IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE BACHELORS OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

© 2021 E. A. Sentishcheva

Lecturer of the Department of International Relations and Public Administration e-mail: elenasentischeva @ yandex. ru

South-West State University (Kursk, Russia)

This work is devoted to the description of the concept of "organizational and communicative competence of future bachelors of state and municipal administration". The author of the study offers an overview of this pedagogical phenomenon based on the study of the Federal State Educational Standard of Higher Education of the third generation, taking into account the main activities of specialists in this field. The article presents the main components of organizational and communicative competence, considers the purpose of forming this type of competence for future bachelors of state and municipal administration.

Keywords: state and municipal administration, organizational and communication competence, bachelor's degree training.

Сфера государственного и муниципального управления является одной из областей деятельности, в которых в настоящее время Россия осуществляет взаимодействие с зарубежными странами, поэтому профессиональная подготовка кадров для данной сферы должна учитывать требования современной действительности к специалисту в области ГМУ. В частности, он должен иметь достаточно высокий уровень сформированности организационно-коммуникативной компетенции, чтобы качественно выполнять основные виды своей профессиональной деятельности: организационно-управленческой, исполнительно-распорядительной, организационно-регулирующей и других [Приказ Минобрнауки России].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования третьего поколения говорит о необходимости овладения будущими бакалаврами, обучающимися по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», необходимыми знаниями, навыками, умениями и опытом, обеспечивающими эффективное взаимодействие с зарубежными партнерами в процессе организации совместной деятельности на основе использования средств иноязычной коммуникации [Там же].

Процесс формирования организационно-коммуникативной компетенции будущих бакалавров государственного и муниципального управления носит комплексный характер и способствует формированию у них таких важных для современных кадров указанной сферы компетенций: «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации; способность осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации; способность владеть основными технологиями (включая информационные), обеспечивающими формирование и продвижение имиджа государственной и муниципальной службы» [Там же].

Формирование указанных выше видов компетенций в целом и организационно-коммуникативной компетенции в частности может быть интенсифицировано на основе применения возможностей цифрового образования.

В настоящий период времени инновации в образовательном процессе сочетаются с традиционными обучающими методиками и техниками на достаточно высоком уровне, обеспечивая повышение эффективности и улучшение качества образовательного процесса и организацию процесса обучения по отдельным направлениям подготовки, создавая инновационно-дружественную культуру общения, что позволяет вывести образовательный процесс на новый качественный уровень. В связи с этим Министерство экономического развития РФ на Заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам от 13.07.2020 запланировало реализацию государственного проекта, в соответствии с которым работники сферы ГМУ получат возможность профессиональной подготовки в зарубежных университетах [Заседание совета... 2020]. Необходимость изучения иностранных языков государственными служащими также подчеркивается в Стратегии инновационного развития России до 2030 г., где указывается на актуальность создания инновационных образовательных центров, важнейшим условием функционирования которых является формирование цифровой образовательной среды [Стратегия инновационного развития. 2020]. Развитие данного направления современного Российского образования также отмечается в выступлении мэра г. Москвы С.С. Собянина, который

Сентищева Е. А. Сущность и содержание понятия «Организационно-коммуникативная компетенция»

и особенностей её формирования в процессе подготовки будущих бакалавров государственного и муниципального управления

указал, что следующий этап информатизации образования - это внедрение новых информационных технологий с целью создания единой информационной базы и качественного контента [Заседание совета... 2020].

Процесс цифровизации образования широко рассмотрен в новом ФГОС 3++, так как именно новый стандарт образования подразумевает применение информационных и коммуникационных технологий и средств для решения основных образовательных задач. Необходимость использования современных компьютерных технологий также представлена в ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки бакалавров государственного и муниципального управления, где указывается, что электронное обучение и дистанционные образовательные технологии предлагают образовательные возможности нового поколения и могут способствовать лучшему усвоению материала и формированию устойчивых знаний, умений и навыков посредством применения актуальных образовательных программно-педагогических технологий нового поколения. Кроме того, цифровые навыки порождают значительную отдачу в плане занятости, доходов и других социальных последствий для тех, у кого они есть, но устанавливают барьеры для улучшения жизненных возможностей для тех, у кого их нет.

Процесс формирования у будущих бакалавров в сфере государственного и муниципального управления организационно-коммуникативной компетенции выступает основой для формирования у них всех других необходимых компетенций -как общекультурных, так и профессиональных.

Отметим, что процесс формирования у будущих бакалавров сферы ГМУ организационно-коммуникативной компетенции предполагает их подготовку к решению профессиональных задач в области управленческой деятельности в процессе коммуникации при взаимодействии с органами государственной власти РФ, деловыми партнёрами, коммуникантами разных уровней.

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов в области государственного и муниципального управления кадры данной сферы должны обеспечить эффективную организацию и осуществление управленческих решений в процессе общения с отечественными и зарубежными партнерами в ходе осуществления непосредственного общения с ними, а также в ходе работы с соответствующими видами документации, обеспечивающими выполнение совместных проектов. Отдельным видом деловой коммуникации является общение по телефону, что требует дополнительных навыков взаимодействия, так как реакция собеседников должна быть незамедлительной, а вербальные и невербальные средства общения не представлены открыто собеседникам, таким образом включая механизмы психолого-языковой антиципации.

Организационно-коммуникативная компетенция (ОКК) будущего бакалавра государственного и муниципального управления рассматривается как способность реализовывать эффективное взаимодействие в процессе коммуникации и организации деятельности в сфере ГМУ на основе применения системы иноязычных лингвистических, информационных и коммуникационных средств с целью достижения наиболее эффективных способов решения профессиональных задач в ходе осуществления организационно-управленческой, коммуникативной, исполнительно-регулятивной, проектной, исполнительно-распорядительной, информационно-методической и иной деятельности.

Организационно-коммуникативная компетенция позволяет специалисту сферы ГМУ выступать в качестве лидера, руководителя и активного участника деятельности в процессе решения задач в сфере государственного и муниципального управления.

Процесс формирования организационно-коммуникативной компетенции у будущих бакалавров государственного и муниципального управления направлен на решение наиболее типичных задач, предполагающих разработку и принятие управленческих решений, организацию их воплощения во взаимодействии со сторонними учреждениями и отдельными лицами в ходе реализации проектов в сфере ГМУ.

Основной целью формирования у будущих бакалавров сферы ГМУ организационно-коммуникативной компетенции выступает реализация профессионально-направленного взаимодействия посредством применения организационных и коммуникативных средств в ходе подготовки обучающихся к эффективному решению профессиональных задач в рамках международного сотрудничества в процессе проектирования и исполнения управленческих решений на региональном и международном уровнях.

Формирование указанной компетенции у обучающихся ГМУ предполагает формирование у будущих бакалавров способности реализовывать продуктивное иноязычное общение на иностранном языке в конкретном контексте профессиональной деятельности в данной сфере на основе применения системы произносительных, грамматических, лексических и стилистических средств с учётом социокультурной специфики взаимодействия с представителями различных стран и культур, что позволяет им в полной мере реализовать целостность, целенаправленность, точность, доступность и связность профессионально ориентированного дискурса на иностранном языке.

Неоспоримым является то, что организация иноязычного общения студентов ГМУ должна быть основана исходя из наиболее значимых сфер профессиональной деятельности кадров данной сферы, предусматривающих принятие управленческих решений в процессе реализации профессионально ориентированных проектов с отечественными и зарубежными партнерами.

Организационно-коммуникативная компетенция включает в себя две составляющие: организационную и коммуникативную, которые представляют собой неразрывные единства в ходе выполнения деятельности в сфере государственного и муниципального управления. Коммуникативная составляющая предполагает комплексное применение коммуникативных средств (лексических, грамматических и интонационных), обеспечивающих общение на иностранном языке и применение информационных и коммуникационных средств с целью эффективного взаимодействия с партнерами по профессиональной коммуникации в сфере ГМУ.

При этом организационная составляющая предполагает овладение студентами организационными знаниями, умениями, способами, средствами и опытом, необходимыми для решения организационных профессиональных задач.

Процесс формирования организационно-коммуникативной компетенции будущих бакалавров в сфере государственного и муниципального управления многоаспектный и довольно длительный. Данный процесс реализуется ходе изучения дисциплины «Иностранный язык», а также в процессе производственной практики студентов, их научно-исследовательской деятельности и изучения элективных курсов.

Немаловажную роль в эффективной организации процесса формирования организационно-коммуникативной компетенции будущих бакалавров в сфере ГМУ играет содержание обучения, основанное на использовании аутентичных текстов, в частности нормативно-правовых актов, других документов, созданных на иностранном языке, а также в ходе обращения к профессионально ориентированным сайтам и к социальной рекламе.

Сентищева Е. А. Сущность и содержание понятия «Организационно-коммуникативная компетенция»

и особенностей её формирования в процессе подготовки будущих бакалавров государственного и муниципального управления

Рассматриваемый процесс, несомненно, имеет свою специфику, будучи осуществляемым посредством функционального переноса, основанного на перенесении коммуникативного опыта обучающегося, сформированного на его родном языке, на опыт иноязычного общения [Сентищева 2021], в соответствии с точкой зрения Л.С. Выготского относительного того, что в сознании человека система иностранного языка выстраивается на базе структур, имеющихся в его родном языке [Выготский 2007]. Педагоги, акцентируя внимание обучающихся на идентичных явлениях в родном и иностранном языках, посредством применения функционального переноса актуализируют в сознании студентов образы профессиональной речи, сформировавшиеся на русском языке. Закрепив необходимые коммуникативные модели на иностранном языке, будущие бакалавры в сфере ГМУ легко смогут перенести эти речевые образцы назад в русский язык.

Благодаря процессу функционального переноса обеспечивается погружение студентов в типичные профессионально ориентированные ситуации сферы государственного и муниципального управления; включаются все средства, обеспечивающие эффективное овладение особенностями профессионального общения на основе сравнительно-сопоставительного изучения русского и иностранного языков в ходе решения типичных задач в сфере ГМУ; осуществляется перенос организационно-коммуникативных умений и навыков обучающихся на уровне восприятия и осознания. Закрепившиеся же в сознании студентов речевые образцы постоянно ими рефлексируются в ходе работы над совершенствованием профессиональной речи. Сущность образовательного потенциала явления функционального переноса состоит в том, что происходит вербализация накопленного опыта с помощью сравнительно-сопоставительного изучения родного и иностранного языков.

Формирование организационно-коммуникативной компетенции обеспечивает возможность эффективного овладения будущими бакалаврами в сфере ГМУ социокультурным опытом в процессе взаимодействия с представителями различных стран, то есть позволяет выбирать коммуникативные средства, связанные в той или иной культуре с общепринятыми моделями речевого поведения, поскольку при реализации одних и тех же функций общения в разных языках могут использоваться различные социокультурные модели.

Овладение студентами социокультурным аспектом межкультурного профессионально ориентированного общения в сфере государственного и муниципального управления способствует также совершенствованию у будущих бакалавров межкультурной компетенции, которая в настоящее время просто необходима каждому, в какой бы сфере деятельности он ни был задействован.

Таким образом, формирование организационно-коммуникативной компетенции будущих бакалавров государственного и муниципального управления -организованный, целенаправленный процесс, имеющий свои структурные составляющие, четко поставленную цель, алгоритм формирования. Данный процесс интерпретируется как языковое явление межкультурной коммуникации.

Процесс формирования организационно-коммуникативной компетенции будущих бакалавров государственного и муниципального управления направлен на развитие умений работать с документацией, обеспечение взаимодействия с субъектами профессиональной деятельности в плане разработки и принятия управленческих решений со сторонними учреждениями и отдельными лицами, развитие у обучающихся необходимых умений, обеспечивающих возможность разработки и реализации разного рода проектов в сфере ГМУ.

Библиографический список

Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2007. 352 с.

Заседание совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам -2020. URL: http: //www.kremlin.ru/events/president/news/54983 (дата обращения: 20.02.2021).

Послание Президента Федеральному собранию 2020. URL: http://www.kremlin.ru/d/62582 (дата обращения: 20.02.2021).

Приказ Минобрнауки России от 10.12.2014 № 1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.03 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата)». 20 с.

Сентищева Е. А. Иностранный язык как средство межкультурной коммуникации // Молодежь и XXI век - 2021: Материалы XI Международной молодежной научной конференции: в 6 томах, Курск, 18-19 февраля 2021 года / отв. ред. М.С. Разумов. -Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. С. 131-134.

Сентищева Е. А. Применение иностранного языка при взаимодействии с деловыми партнерами в мультиполярном мире // Там же. С. 134-137.

Sentishcheva E. A. Communicative approach in the process of teaching // Молодежь и наука: шаг к успеху: сборник научных статей 5-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 4 томах, Курск, 22-23 марта 2021 года / отв. ред. М.С. Разумов. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. P. 294-297.

Соколова Л. Н. Комплексы заданий для развития умений иноязычного профессионально-делового общения (английский язык, технический вуз). Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007. 56 с.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: ac.gov.ru (дата обращения: 25.04.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.