Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОГО ТРЕНАЖЕРА'

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОГО ТРЕНАЖЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Организационно-коммуникативная компетенция / иноязычное образование / управленческие кадры / дистанционное обучение / электронный тренажер. / Organizational and communicative competence / foreign language education / managerial personnel / distance learning / electronic simulator.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сентищева Е. А.

В статье представлены основные аспекты формирования организационнокоммуникативной компетенции при изучении иностранных языков и культур в процессе подготовки руководящего состава с применением современного программнопедагогического средства – электронного тренажера. Автор рассматривает указанную компетенцию, исходя из профессионально ориентированных ситуаций общения, присущих сфере деятельности управленческих кадров. Особое место в статье отведено рассмотрению использования электронного тренажера с целью решения типичных для указанной сферы задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сентищева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION IN MODERN MANAGEMENT PROFESSIONAL TRAINING BASED ON AN ELECTRONIC SIMULATOR

The article describes the main aspects of the formation of organizational and communicative competence in the study of foreign languages and cultures in the process of managerial personnel training using a modern software and pedagogical means – an electronic simulator. The author interprets this competence based on professionally-oriented communication situations inherent in the field of management. A special place in the article is devoted to the consideration of the use of an electronic simulator in order to solve typical tasks of this sphere.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОГО ТРЕНАЖЕРА»

УДК 378.147

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОГО ТРЕНАЖЕРА

© 2022 Е. А. Сентищева

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры международных отношений и государственного управления e-mail: elenasentischeva @ yandex. ru

Юго-Западный государственный университет (Курск)

В статье представлены основные аспекты формирования организационно-коммуникативной компетенции при изучении иностранных языков и культур в процессе подготовки руководящего состава с применением современного программно-педагогического средства - электронного тренажера. Автор рассматривает указанную компетенцию, исходя из профессионально ориентированных ситуаций общения, присущих сфере деятельности управленческих кадров. Особое место в статье отведено рассмотрению использования электронного тренажера с целью решения типичных для указанной сферы задач.

Ключевые слова: организационно-коммуникативная компетенция, иноязычное образование, управленческие кадры, дистанционное обучение, электронный тренажер.

FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION IN MODERN MANAGEMENT PROFESSIONAL TRAINING BASED ON AN ELECTRONIC SIMULATOR

© 2022 E. A. Sentishcheva

Candidate of Pedagogical Sciences, teacher, e-mail: elenasentischeva@yandex.ru

South-West State University (Kursk)

The article describes the main aspects of the formation of organizational and communicative competence in the study of foreign languages and cultures in the process of managerial personnel training using a modern software and pedagogical means - an electronic simulator. The author interprets this competence based on professionally-oriented communication situations inherent in the field of management. A special place in the article is devoted to the consideration of the use of an electronic simulator in order to solve typical tasks of this sphere.

Keywords: organizational and communicative competence, foreign language education, managerial personnel, distance learning, electronic simulator.

Модернизация современной системы подготовки кадров различных специальностей подразумевает увеличение требований как к качеству образования, так и процессу реализации определённых образовательных методов и технологий. Переход

на новые федеральные государственные стандарты привел к тому, что наиболее эффективными подходами к организации и содержанию профессионального образования являются технологии, включающие в себя как традиционные методики обучения, так и современные методики, основанные на принципах дистанционного обучения.

Концепции образования на современном этапе развития общества требуют применения понятия «интернационализации образования», при которой образовательные услуги приобретают международное значение. Именно здесь большую роль играет иноязычное образование, связанное с развитием международных контактов, сотрудничеством с зарубежными партнерами, мобильностью кадров, участием в проектной деятельности, что является основными задачами кадров управленческих специальностей. Необходимость изучения иностранных языков управленческими кадрами также подчеркивается в Стратегии инновационного развития России до 2030 г. Однако уровень владения иностранным языком не позволяет в полной мере применять полученные знания, выработанные умения, приобретённые навыки [11].

Одной из основных задач руководителя любого уровня является постановка целей, однако, по оценкам практиков, самой сложной при выполнении стратегических целей представляется организационная составляющая (как задать сотрудникам нужный курс при их выполнении). Анализируя каждодневную практику руководящего состава, можно отметить, что в среднем 80% рабочего времени руководители уделяют взаимодействию с партнёрами как внутри организации, так и за её пределами, не ограничиваясь уровнем страны, развивая межкультурную коммуникацию в процессе выполнения профессиональной деятельности, что предполагает знание иностранного языка на достаточно высоком уровне, как было отмечено выше. Именно наличие умений «организовывать» и «вести эффективную коммуникацию» - два основополагающих фактора, которые должны быть присущи успешному руководителю на современном этапе [2].

Так, говоря об иноязычном образовании, необходимо отметить, что особую роль при подготовке современных управленческих кадров играет организационно-коммуникативная компетенция, подразумевающая эффективное коммуникативное взаимодействие и организацию деятельности между партнерами с целью достижения поставленных коммуникативных и организационных задач. Организационно-коммуникативная компетенция даёт возможность управленческим кадрам выступать в роли руководителя, лидера, основоположника, наставника, тьютора в процессе реализации управленческих функций.

Необходимо отметить, что в настоящий момент имеется ряд исследований и работ выдающихся учёных, педагогов, лингвистов, психологов, бизнес-аналитиков, экономистов, социологов, которые в некоторой степени изучали специфику формирования организационно-коммуникативной компетенции руководителей (А.А. Воробьев, Э.П. Комарова, И.А. Круговой, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, Ю.Ю. Солодовникова, П.В. Сысоев, А.И. Уман и другие), но развитие указанной компетенции в иноязычном образовании не является широко освещённой и изученной темой.

Организационно-коммуникативная компетенция рассматривает

организационный и коммуникативный аспекты деятельности, которые являются неделимыми, взаимодополняющими и взаимообусловленными в ходе выполнения поставленных задач. Коммуникативный аспект включает в себя применение лексических, грамматических и интонационных, информационных и коммуникационных средств в процессе профессиональной коммуникации.

Организационный аспект подразумевает формирование организационных знаний, умений, средств и способа осуществления профессиональной деятельности [10].

Рассмотрим примеры заданий, которые характерны для овладения приоритетными видами профессиональной деятельности управленческих кадров.

1. Organizational and managerial:

Offer recommendations to your business partner to find out the solution to the complicated problem in the sphere of management.

2. Information and methodological:

Imagine as if you were the Head of the company and make up the report on the following topic "The main problems in strategic development and possible solutions".

3. Communicative:

Initiate communication with a foreign partner who is going to develop international projects with the company.

4. Project:

Make up the project how to improve the logistic of the company.

5. Auxiliary and technological:

Give technological recommendations to the representatives of the company how to increase the trade turnover.

6. Organizational and regulatory:

Organize and regulate how to deliver extra benefits to your employees.

7. Executive and administrative:

Make up the report on the funds spent on the stimulation of the employees.

Представленные задания целесообразно выполнять на основе примеров ситуаций, типичных для сферы деятельности руководителей, что предполагает выполнение профессионально ориентированных проектов с партнерами по коммуникации ка к в родной стране на родном языке, так и с зарубежными коллегами на иностранном языке [3].

Приоритетное место в процессе обучения на современном этапе занимает электронное обучение, предлагающее применение индивидуальных образовательных траекторий, что является выгодным не только с точки зрения самого образовательного контента, но и для управленческих кадров, так как не требует постоянного присутствия в процессе обучения, наличия многочисленных литературных источников, предполагает выбор времени обучения, что также важно для руководящего состава. Здесь важно отметить, что на сегодняшний день еще ни одна компьютерная разработка не может в должной степени заменить преподавателя, наставника, обучающего, но облегчает процесс обучения в целом и способствует формированию организационно-коммуникативной компетенции в частности.

Данную тему представляется возможным раскрыть благодаря работам и исследованиям, рассматривающим специфику применения информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам (Т.А. Бондаренко, А.В. Гвоздева, Н.М. Евстигнеев, Л.Г. Жук, В.А. Кудинов, П.И. Образцов, И.В. Роберт, А.В. Федоров, B. Dodge, G. Dudeney, M.J.L. Marko и др.).

Формирование указанной компетенции при подготовке управленческих кадров возможно с применением современного комплексного программно-педагогического средства - электронного тренажера, базирующегося на актуальных информационных источниках, включающих в себя памятки, опоры и методические задания, справочники и прочую содержательную основу, необходимые для овладения основными аспектами деятельности управленческих кадров.

Электронный тренажер имеет следующие основные функции: диагностическую, консультативную и контролирующую, которые также являются базовыми функциями преподавателя (обучающего). Данное программно-педагогическое средство развивает гибкость мышления, открытость и доступность познания, индивидуализацию и наглядность иноязычного образования. На первом этапе происходит выявление уровня знаний, умений и навыков, представляющих организационно-коммуникативный аспект иноязычного общения обучающихся. Исходя из полученных результатов, электронный тренажер предлагает различные варианты заданий по индивидуальным образовательным траекториям, способствуя наилучшему усвоению материала и формированию организационно-коммуникативной компетенции, при этом каждый модуль может быть повторно решен, а ошибки и замечания могут быть оформлены как в письменном варианте, так в устных моделях при открытии необходимых гиперссылок.

Образовательный потенциал электронного тренажера включает в себя направленность:

- на формирование мотивации к организационно-коммуникативной деятельности;

- овладение теоретическими знаниями для решения профессионально направленных задач как на родном, так и на иностранном языках;

- решение организационных задач на основе применения традиционных методик и современных информационных и коммуникационных технологий;

- развитие рефлексии результатов деятельности управленческих кадров.

С помощью электронного тренажера возможна эффективная реализация механизма функционального переноса, подразумевающего перенос базовых характеристик родной речи на иностранный язык в процессе профессионально ориентированной коммуникации [6]. Данное явление способствует закреплению моделей коммуникативного поведения в родном языке через иностранный. Обучающие (преподаватели) делают акцент на сходстве речевых моделей, которые впоследствии смогут быть перенесены в оформленную профессиональную речь [7].

Использование в иноязычном образовании комплексного программно-педагогического средства - электронного тренажера подталкивает обучающихся к работе на лексическом, фонетическом, интонационном, грамматическом, стилистическом уровнях языка, что способствует применению в практическом аспекте важных принципов обучения:

1) принципа профессиональной направленности (любая поставленная организационно-коммуникативная задача должна быть представлена в контексте сферы деятельности обучающихся для более эффективного усвоения предлагаемого материала);

2) принципа речемыслительной активности (обучающийся овладевает необходимыми знаниями при постоянной коммуникации в ходе активности речемышления);

3) принципа обучения через погружение в организационную деятельность (процесс вовлечения в реальную среду для выполнения организационных задач);

4) принципа интегративности (для наиболее успешного усвоения материала необходимо использовать разные системы, методы, подходы для решения поставленных коммуникативных задач);

5) принципа функциональности (перенос основных характеристик родной речи при воспроизведении её на иностранном языке);

6) принципа интерактивности (возможность взаимодействия между речевыми партнерами) [5].

Необходимо отметить, что указанные принципы неразрывно связаны друг с другом в процессе формирования организационно-коммуникативной компетенции в иноязычном образовании при подготовке современных управленческих кадров на основе применения электронного тренажера, который способствует формированию указанной компетенции, погружая обучающихся в профессионально ориентированные ситуации управленческой направленности. Электронный тренажер обладает основами сравнительно-сопоставительного анализа родного и иностранного языков, позволяя переносить организационные и коммуникативные умения и навыки на уровнях восприятия и осознания, что благотворно влияет на постоянную рефлексию речевых моделей в процессе совершенствования профессионально направленных коммуникативных ситуаций (с помощью электронного тренажера происходит вербализация приобретенного организационно-коммуникативного опыта).

Электронный тренажер направлен на многоступенчатый анализ коммуникативных моделей на родном и иностранном языках в ходе выполнения поставленных речевых задач, типичных для кадров управленческой сферы, при этом можно отметить, что организационно-коммуникативные средства применяются функционально и взаимообусловленно.

В процессе подготовки управленческих кадров в иноязычном образовании представляется возможным отметить социокультурную составляющую электронного тренажера, которая выражается в выборе коммуникативных средств, связанных с определёнными речевыми моделями, присущими разным культурах в ходе реализации профессионально ориентированных ситуаций общения управленческой сферы. Наличие социокультурного аспекта способствует развитию межкультурной компетенции, особенно необходимой кадрам управленческой сферы для достижения поставленных задач.

Основой содержательной базы электронного тренажера могут быть рекламные проспекты, документальные и художественные видеоматериалы, записи конференций на родном и иностранном языках, отечественная и зарубежная периодика, профессионально ориентированные сайты сферы управления, профессиональное общение по телефону, деловая документация, применяемая в руководящей сфере [9].

Процесс формирования организационно-коммуникативной компетенции в иноязычном образовании при подготовке управленческих кадров обеспечивается решением типичных задач на всех этапах формирования указанной компетенции:

- на этапе восприятия и переработки материала;

- на этапе повторения речевых моделей;

- на этапе подстановки речевых моделей;

- на этапе реализации, который позволяет выбирать речевые модели в зависимости от целей, задач и условий коммуникации в управленческой сфере.

Важным условием эффективного формирования организационно-

коммуникативной компетенции в иноязычном образовании при подготовке управленческих кадров можно назвать переход от теоретических знаний к их практическому применению в ходе построения высказываний на иностранном языке, что постепенно приводит к развитию неподготовленной речи. Использование электронного тренажера делает возможным создание интерактивного диалога посредством отработки корректно поставленных речевых моделей, при которых прагматические характеристики речи сопоставляются с представленными

в электронном тренажере, благодаря чему формируется навык владения речью в качестве профессионального инструмента кадров управленческого профиля, что необходимо для организационной составляющей указанной компетенции с целью решения профессиональных задач [4].

Представляется значимым указать, что материал, применяемый в электронном тренажере, должен иметь правильную визуальную и звуковую форму. Обучающимся необходимо сочетать навыки чтения (на основе написанного текста), навыки аудирования (на основе представленных речевых моделей) и адекватное произношение представленных фраз для выражения отношения к речевому партнеру в процессе профессионального взаимодействия. При этом каждый успешно освоенный модуль постепенно приводит к развитию уровня неподготовленной речи.

Таким образом, электронный образовательный тренажер способствует формированию организационно-коммуникативной компетенции в иноязычном образовании в процессе подготовки кадров управленческой направленности с учетом лексических, грамматических и интонационных средств, организационных знаний, умений, способов, средств и опыта, которые требуются руководителю при решении им профессионально ориентированных задач. Программно-педагогическое средство «электронный тренажер» может быть успешно применено наряду с традиционными методиками обучения иностранным языкам и культурам, способствуя развитию межкультурной компетенции в ходе решения стратегических организационных и коммуникативных задач, которые присущи руководящим кадрам любого уровня. Использование электронного тренажера в иноязычном образовании руководителей в целом и при формировании организационно-коммуникативной компетенции в частности является обоснованным в период цифровизации образования, обеспечивая подготовку управленческих кадров к необходимым на современном этапе техническим навыкам, развитию международных контактов, сотрудничеству с зарубежными партнерами, проектной деятельности и практическому применению полученной информации, что является неотъемлемой частью карьеры успешного руководителя.

Статья написана в рамках реализации проекта внутриуниверситетского гранта по программе развития ФГБОУ ВО «ЮЗГУ» («ПРИОРИТЕТ-2030», протокол №ПР2030/2021-53).

Библиографический список

1. Агабекян, И. П. Английский язык для менеджеров. English for Managers: учебное пособие / И. П. Агабекян. - Москва: Проспект, 2015. - 352 с.

2. Акперов, И. Г. Информационные технологии в менеджменте: учебник / И. Г. Акперов, А. В. Сметанин, И. А. Коноплева. - Москва: Инфра-М, 2014. - 104 с.

3. Андросова, И. Г. Деловой английский язык для экономистов и менеджеров (бакалавриат и магистратура) / И. Г. Андросова. - Москва: КноРус, 2017. - 191 с.

4. Калимуллина, О. В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций / О. В. Калимуллина, И. В. Троценко // Открытое образование. - 2018. - № 3. - С. 61-73.

5. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -Москва: ACADEMIA, 2005. - 208 с.

6. Пассов, Е. И. Сорок лет спустя, или Сто и одна методическая идея. - Москва: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. - 240 с.

7. Речевые диалоговые тренажеры и тесты системы дистанционного обучения // DialogSimulator.Ru [Электронный ресурс]. - URL: https://dialogsimulator.ru/speechsimulator.html - (дата обращения: 25.11.2021)

8. Сентищева, Е. А. Основные подходы к пониманию прагматики как науки / Е. А. Сентищева, Г. Майкл // Молодежь и системная модернизация страны: сборник научных статей 4-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых, Курск, 21-22 мая 2019 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 339-340.

9. Сентищева, Е. А. Применение иностранного языка при взаимодействии с деловыми партнерами в мультиполярном мире / Е. А. Сентищева // Молодежь и XXI век - 2021: материалы XI Международной молодежной научной конференции: в 6-ти томах. Том 4. Курск, 18-19 февраля 2021 года / отв. редактор М.С. Разумов. -Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. - С. 134-137.

10. Sentishcheva, E. Л. Communicative approach in the process of teaching / E. A. Sentishcheva // Молодежь и наука: шаг к успеху: сборник научных статей 5-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 4-х томах. Том 2. Курск, 22-23 марта 2021 года / отв. редактор М.С. Разумов. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. - P. 294-297.

11. Sentishcheva, E. A. On computerization of the educational process in the Russian Federation / E. A. Sentishcheva, D. I. Raspopin // Наука молодых - будущее России : сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 8 томах. Том 3. Курск, 10-11 декабря 2019 года. -Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - P. 22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.