Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дистанционное обучение / электронное обучение / онлайн-обучение. / Distance learning / e-learning / online learning.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сентищева Е. А.

В статье раскрыты современные методы обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий и различные варианты их применения в работе преподавателя университета для организации эффективного взаимодействия со студентами. Использование онлайн-платформ для дистанционного обучения обусловлено глобальным интересом университетов и сложившейся ситуацией с пандемией, в связи с которой возникает необходимость повышения качества образовательного процесса, расширения возможностей образовательной среды и повышения эффективности обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сентищева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC MEANS IN LANGUAGE EDUCATION

The article describes modern methods of e-learning a foreign language and various options for their use in the work of a university teacher to organize effective interaction with students. The use of online platforms for distance learning is due to the global interest of universities and the current situation with the pandemic, in connection with which there is a need to improve the quality of the educational process, expand the capabilities of the educational environment and improve the effectiveness of student learning.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 378.147

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2021 Е. А. Сентищева

преподаватель кафедры международных отношений и государственного управления e-mail: elenasentischeva@yandex. ru

Юго-Западный государственный университет (Курск)

В статье раскрыты современные методы обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий и различные варианты их применения в работе преподавателя университета для организации эффективного взаимодействия со студентами. Использование онлайн-платформ для дистанционного обучения обусловлено глобальным интересом университетов и сложившейся ситуацией с пандемией, в связи с которой возникает необходимость повышения качества образовательного процесса, расширения возможностей образовательной среды и повышения эффективности обучения студентов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, онлайн-обучение.

ELECTRONIC MEANS IN LANGUAGE EDUCATION © 2021 E. A. Sentishcheva

Teacher

e-mail: elenasentischeva@yandex.ru South-WestState University (Kursk, Russia)

The article describes modern methods of e-learning a foreign language and various options for their use in the work of a university teacher to organize effective interaction with students. The use of online platforms for distance learning is due to the global interest of universities and the current situation with the pandemic, in connection with which there is a need to improve the quality of the educational process, expand the capabilities of the educational environment and improve the effectiveness of student learning.

Keywords: distance learning, e-learning, online learning.

Электронное обучение - это сложный процесс создания образовательного пространства для обмена знаниями и приобретения навыков с помощью новых информационных технологий. Его значение для высшего образования заключается во внедрении информационно-коммуникационных технологий, ускоряющих процесс сбора, накопления, хранения, обработки и передачи различных данных. В настоящее время преподаватели во всех областях используют онлайн-обучение для обучения в каждой сфере и развития необходимых компетенций. Практически любое учебное заведение так или иначе включает в свои программы электронное обучение или смешанное обучение. Как правило, электронное обучение проводится в Интернете, где студенты могут получить доступ к своим учебным материалам в любом месте

и в любое время посредством онлайн-технологий. Электронное обучение чаще всего осуществляется в форме онлайн-курсов, онлайн-дипломов или онлайн-программ.

Онлайн-обучение имеет многочисленные преимущества перед традиционными методами обучения. Некоторые из них включают в себя возможность для студентов использовать самостоятельное обучение и выбирать свою собственную учебную среду. Кроме того, электронное обучение является экономически эффективным и экономичным, поскольку оно устраняет географические препятствия, часто связанные с традиционными классами и образованием [ Davis 2019].

Принимая во внимание эти преимущества и многое другое, становится очевидным, почему современные тенденции в области электронного обучения демонстрируют значительный рост для отрасли. Ожидается, что к 2025 г. мировые доходы от электронного обучения вырастут до 325 млрд долларов (в 2015 г. они составляли 107 млрд долларов). Однако необходимо сказать, что электронное обучение имеет ряд недостатков и не является совершенным [Сентищева 2021 ].

Повышенный риск мошенничества во время экзаменов, социальная изоляция и недостаточное развитие коммуникативных навыков у онлайн-студентов -лишь некоторые из проблем электронного обучения, которые необходимо решить.

Электронное обучение в традиционной обстановке может включать учебные фильмы и презентации PowerPoint. Эти типы медиа могут предоставить студентам контент, который более динамичен и привлекателен, чем учебники и доска. Контент, который предназначен быть образовательным и развлекательным, может быть использован для удержания внимания студентов при предоставлении знаний по определенной теме. Документальный фильм, например, может быть и интересным, и познавательным.

В то время как некоторые модели обучения включают в себя цифровые технологии, другие спроектированы вокруг них. Например, система успеваемости (CPS) обеспечивает полностью цифровую среду обучения. Данная система включает в себя проектор для отображения видео и веб-контента, а также цифровую классную доску для инструктора. Студенты могут заполнять викторины и тесты, используя цифровые блокноты для ответов, а не сдавать документы. Безбумажная среда обеспечивает эффективный способ обучения студентов и гарантирует, что у преподавателей всегда есть самые последние учебные материалы [Калимуллина 2018].

Онлайн-образование - еще одна распространенная форма электронного обучения. Многие колледжи и университеты теперь позволяют студентам сдавать задания и тесты онлайн. Некоторые учебные заведения работают на 100% онлайн, а это значит, что студентам никогда не приходится посещать занятия в классе. Чтобы поддерживать чувство общности, онлайн-университеты часто даже требуют от студентов участия в онлайн-дискуссиях с использованием Moodle или другой виртуальной учебной среды.

Онлайн-занятия, как правило, проводятся в виде живых или записанных лекций, которые студенты могут смотреть онлайн. При этом преподаватель оценивает задания студентов и может отвечать на отдельные вопросы. В большинстве случаев ответы, полученные с помощью использования интернет-ресурсов, эквивалентны тем, которые были получены при традиционной форме обучения.

Как аудиторные, так и электронные методы обучения призваны наделить обучающихся знаниями и навыками. И те, и другие имеют свои преимущества и ограничения. Процесс оценки успеваемости студентов требует огромного количества времени. С другой стороны, курсы электронного обучения могут проводиться на любой платформе, предназначенной для автоматического отслеживания и мониторинга учебного процесса.

С точки зрения персонализации образования этот вопрос является спорным, поскольку аудиторное обучение позволяет обучающимся взаимодействовать лицом к лицу с преподавателями или наставниками и другими обучающимися в живой среде, в то время как обучающиеся должны зависеть от электронных средств массовой информации при взаимодействии с курсом в электронном обучении.

Программное обеспечение, способствующее коммуникации между студентами и преподавателями, можно разделить на два вида. Во-первых, существуют такие типы программного обеспечения, которые позволяют взаимодействовать в реальном времени (то есть синхронно), например: телефонные разговоры, заседания правления, голосовые конференции и мгновенные сообщения. Второй тип программного обеспечения включает в себя те, которые происходят с временной задержкой (то есть асинхронно), например: электронная почта, текстовые сообщения, передаваемые по мобильным телефонам, и дискуссионные доски [Калимуллина 2018].

На пути к персонализации обучения технологии расширяют возможности студентов. Благодаря современным компьютерным технологиям и доступу к интернет-ресурсам студенты вдохновляются на то, чтобы стать самостоятельными при решении проблем, критическими мыслителями, сотрудниками и творцами. Там, где технология успешно интегрирована в обучающий процесс, студенты не только развивают интерес к обучающему процессу в целом, но и рассматривают отдельные его аспекты дифференцированно, что приводит к достижению поставленных задач.

Некоторые информационные и коммуникационные технологии могут облегчить и повысить эффективность преподавания и обучения навыкам письма и чтения. Примерами таких технологий могут служить онлайновые доски объявлений, онлайновые журналы, блоги и электронные книги, которые могут быть использованы для создания цифровых материалов или портфолио. Таким образом, в онлайн-пространствах обучающиеся могут работать в совместных проектах, которые необходимы и требуются к использованию, исходя из новых государственных стандартов образования, для профессионального развития или обобщения работы. Примерами таких технологий являются Blogger. com, Wikispaces.com и Penzu.com. В электронные книги добавлены аудио, интерактивные задания и встроенные словари. Кроме того, ещё одним преимуществом указанных технологий является то, что обучающиеся могут получить доступ к электронным книгам на нескольких устройствах (планшеты, мобильные телефоны и ноутбуки).

Навыки аудирования на современном этапе могут быть развиты с помощью таких инструментов информационных и коммуникационных технологий, как видео- и аудиофайлы; подкасты (синдицированные аудиофайлы) и водкасты (синдицированные видеофайлы); библиотеки обмена аудио-видео, такие как YouTube.com.

Виртуальная учебная среда - это веб-платформы, которые позволяют преподавателям и обучающимся организовывать свою работу в электронном виде. Некоторые из преимуществ этих онлайн-пространств заключаются в следующем: и родители, и обучающиеся могут получить доступ к этим пространствам для оценки прохождения обучающего процесса; все участники могут высказать свое мнение на дискуссионных форумах или секциях конференций. Возможность уменьшить социальную дистанцию между всеми участниками благотворно сказывается на итогах и результатах обучения. Добавляя элемент соперничества и вознаграждения, виртуальная учебная среда воздействует на самые глубинные отделы человеческого мозга. Многие приложения и инструменты, как автономные, так и всеохватывающие, сегодня интегрируют ту или иную форму геймификации изучения языка [Щерьа 2018].

MosaLingua.com - ещё одна программа изучения языка, которая использует когнитивную науку для более быстрого протекания процесса обучения. MosaLingua.com фокусируется на наиболее полезных, распространенных словах и вводит их медленно, что способствует лучшему их запоминанию. Тысячи карточек содержат полезную лексику по таким темам, как транспорт, шопинг и многое другое. Есть также диалоги, которые показывают эти словарные слова, используемые в реальных контекстах.

FluentU.com - это инновационный вариант изучения языка, который превращает аутентичные, реальные видео в привлекательные инструменты обучения для изучающего язык на любом уровне. FluentU.com включает в себя такие видео, как трейлеры фильмов, новости, музыкальные клипы и многое другое.

HelloEnglish.com охватывает все аспекты изучения языка, включая лексику, перевод, грамматику, орфографию, разговорную речь и навыки чтения.

Процесс обучения иностранным языкам на современном этапе возможен с применением множества ресурсов интернета, что благотворно сказывается не только при достижении поставленных целей и задач, но и помогает как преподавателям, так и обучающимся раскрывать потенциал. Современные технологии чрезвычайно демократизировали обучение, что также способствует уменьшению «барьеров» при взаимодействии в группах «преподаватель - студент», «преподаватель -студенты», «студенты - студенты», «студент - студент» [Сентищева 2021а].

В процессе формирования разных видов компетенций при обучении иностранным языкам и культурам в настоящее время в рамках применения дистанционных технологий широко используется платформ Zoom.com, с помощью которой проводятся видеоконференции и вебинары. Главные преимущества данной обучающей платформы заключаются в следующем: создание видеоконференций и проведение онлайн-занятий с целью обмена сообщениями в чате, а также сохранения и последующего просмотра для отсутствующих обучающихся; возможность парной или групповой работы при проведении занятий; отправка ссылок на учебные материалы, тесты и тесты по опциям в чат; функция демонстрации экрана, позволяющая преподавателю отображать презентации, видео и другие материалы на экраны студентов [Атрощенко 2019].

Использование онлайн-платформ для дистанционного обучения обусловлено глобальным интересом университетов и сложившейся ситуацией с пандемией, в связи с которой возникает необходимость улучшения качества образовательного процесса, расширения возможностей образовательной среды и повышения эффективности обучения студентов. Использование современных информационных и коммуникационных технологий позволяет анализировать и упорядочить опыт дистанционного обучения, а также интегрировать полученные результаты и представившиеся возможности ведущих вузов мира в образовательную систему Российской Федерации.

Цифровые технологии изменили способ изучения языков до неузнаваемости. Давно прошли те времена, когда для изучения иностранного языка приходилось сидеть над учебниками и громоздкими двуязычными словарями. Компьютеры, планшеты, телефоны, проекторы, интерактивные модели - все это повышает уровень вовлеченности студентов в учебный процесс и делает изучение иностранных языков более захватывающим. Современные дистанционные технологии позволяют преподавателям увеличивать объем материалов в ходе проведения занятий, а также способствуют более глубокому погружению в предмет, причём информация может быть представлена быстрее и проще для понимания [Sentishcheva 2021].

Цифровые технологии позволяют преподавателям видеть, как работают обучающиеся, представляя им необходимые данные о ходе реализации теоретического материала на практике. Вооружившись этой информацией, преподаватели могут адаптировать свою деятельность и соответствующие подходы к обучению согласно потребностям обучающихся, делая весь процесс еще более эффективным и действенным. Например, преподаватель, который знает, что все его обучающиеся испытывают трудности с определённым аспектом, может уделить большее внимание именно данному материалу для отработки, вместо того чтобы тратить время на примеры, не имеющие отношения к потребностям группы.

Подводя итог, можно отметить, что, как и в любом образовательном контексте, технология может быть ценной частью общего подхода к изучению языка, когда она используется для стратегического решения проблем и/или обогащения процесса изучения языка. Благодаря современным дистанционным образовательным технологиям нового поколения и социальным сетям, обучающиеся могут свободно овладевать изучаемыми языками в ходе языковой практики в онлайн-режиме, которая невозможна при использовании традиционной модели обучения. Динамические инструменты совместной работы способствуют развитию чувства общности наряду с интерактивными учебными мероприятиями, позволяя обучающимся участвовать в занятиях, когда им это удобно, и устраняя пространственные и временные барьеры. В целом обучение с использованием компьютерных технологий способствует более последовательному взаимодействию между обучающимися из любых точек мира.

Таким образом, цифровые технологии часто также могут быть интересными для обучающихся и предлагают потенциально более привлекательную альтернативу. В то же время важно осознавать, что некоторые обучающиеся могут быть менее уверены в применении цифровых технологий, поэтому необходимо предпринять некоторые шаги для обеспечения равного доступа. Цифровые технологии обеспечивают немедленную обратную связь как для студента, так и для преподавателя. Современные образовательные компьютерные технологии помогают подготовить обучающихся к техническим навыкам, проектной деятельности и применению на практике полученной информации, что является залогом для успешной карьеры.

Библиографический список

Атрощенко И.Г. Мобильные приложения и их использование в учебном процессе / И.Г. Атрощенко, А.С. Коваленко, Т.В. Лебедева // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2019. № 2. С. 160-166.

Калимуллина О.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций / О.В. Калимуллина, И. В. Троценко // Открытое образование. 2018. № 3. С. 61-73.

Сентищева Е.А. Иностранный язык как средство межкультурной коммуникации // Молодежь и XXI век - 2021: материалы XI Междунар. молодежной науч. конф.: в 6 т. Т. 4. Курск, 18-19 февраля 2021 года / отв. ред. М.С. Разумов. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. С. 131-134.

Сентищева Е.А. Применение иностранного языка при взаимодействии сделовыми партнерами в мультиполярном мире // Там же. С. 134-137.

Щерба Л.В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики: учеб. пособие для студ. филол. фак. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2018. 160 с.

Davis F.D. Perceived Usefulness, Perceived Ease of Use, and User Acceptance of Information Technology // MIS Q. 2019. P. 319-340.

Sentishcheva, E. A. Communicative approach in the process of teaching // Молодежь и наука: шаг к успеху: сб. науч. ст. 5-й Всерос. науч. конф. перспективных разработок молодых ученых: в 4 т. Т. 2. Курск, 22-23 марта 2021 года / отв. ред. М.С. Разумов. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. P. 294-297.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.