13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378.018.43:004.77] :811.1/.8 ПОПОВА И.Ю.
старший преподаватель кафедры иностранных языков в сфере профессиональной коммуникации, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
Е-mail: [email protected]
UDC 378.018.43:004.77] :811.1/.8 POPOVA I.Y.
Senior teacher of the Department Foreign Languages in the Sphere of Professional Communication of Orel State
University
Е-mail: [email protected]
ОПЫТ ^ПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ ZOOM ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОВИД-19
EXPERIENCE OF USING ONLAIN- PLATFORM ZOOMWHILE DISTANCE LEARNING OF THE FOREIGN LANGUAGEIN THE CONDITIONS OF COVID-19 PANDEMIC
В статье рассматривается вопрос об использовании платформы Zoomпри обучении иностранному языку в условиях пандемии. Акцентируется внимание на основных преимуществах и недостатках данной технологии. Также приводится мнение преподавателей и студентов об опыте использовании платформы Zoom при обучении иностранному языку.
Ключевые слова: онлайн-платформа, видеоконференция, дистанционное обучение, пандемия, функция, сервер, иностранный язык.
The article deals with the issue of the using Zoom platform in learnig a foreign language while a pandemic. The main advantages and disadvantages of this technology are emphasized. The opinion of teachers and students about the experience of using Zoom in learning a foreign language is also given.
Keywords: online platform, videoconference, distance learning, pandemic, function, server, foreign language.
В «условиях вирусной пандемии, самоизоляции граждан (обучаемых и преподавателей) и сопутствующего экономического кризиса в начале 2020 г. по всему миру и в РФ на смену традиционному аудиторному образованию при обучении студентов пришли различные формы дистанционного, электронного и сетевого обучения» [1].
Переход на дистанционный формат обучения высших учебных заведений в условиях пандемии COVID-19 поставил перед профессорско-преподавательским составом ряд сложных задач. Многие преподаватели образовательных учреждений столкнулись с новыми форматами дистанционного обучения, которые необходимо было осваивать в кратчайшие сроки. Одним из таких форматов являются различные онлайн-платформы.
Использование «этих платформ для дистанционного обучения обусловлено мировым интересом ВУЗов и сложившейся ситуацией с пандемией коронавирусной инфекции, в связи с чем появилась необходимость повысить качество образовательного процесса, расширить возможности образовательной среды и повысить эффективность обучения студентов» [4].
В нашей образовательной организации для обеспечения дистанционного формата обучения в основном используется такая онлайн платформа как Zoom.
«Zoom Video Communications, Inc.- американская компания коммуникационных технологий со штаб-квартирой в Сан-Хосе, Калифорния, которая предоставляет услуги удалённой конференц-связи с ис-
пользованием облачных вычислений»[6].
В России Zoom стал наиболее быстрорастущим сервисом видеоконференций.
Указанная платформа позволяет общаться в режиме реального времени, что является основным фактором при выборе дистанционной формы обучения студентов иностранному языку. Благодаря своим функциональным особенностям Zoomдает преподавателям возможность проводить занятие максимально эффективно, насколько это возможно при дистанционном формате обучения. «Платформа Zoom предлагает коммуникационное программное обеспечение, что является одним из основных преимуществ данной системы, объединяющее видеоконференции, чат и совместную работу обучающихся и преподавателей посредством использования различных функций. Главной целью обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции, что, в свою очередь, подразумевает формирование и развитие коммуникативных умений студентов в понимании устной речи на слух, говорении, чтении и письменной речи на иностранном языке» [3]. Следовательно, для развития указанных выше умений наиболее перспективными для обучения иностранным языкам в вузах являются возможности онлайн-платформы Zoom.
Когда мы начинали работать с этой платформой, то испытывали некоторые трудности, так как ранее не имели опыта работы и соответствующих навыков с данным сервисом. Пришлось в экстренном режиме разбираться
© Попова И.Ю. © Popova I.Y.
Ученые записки Орловского государственного университета. № 1 (90), 2021 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 90. 2021
с функциями и вникать в принцип работы, так как необходимо было срочно начинать занятия с группами.
Рассмотрим основные преимущества и недостатки работы с этой платформой.
Известно, что в процессе обучения иностранным языкам обучающимися и преподаватели вовлекаются в коммуникацию в разных видах и формах. Онлайн платформа Zoom помогает реализовать данные условия, так как преподаватель-организатор предоставляет возможности для устного и письменного общения, используя многочисленные функциями, которые предлагает данная система. Например, он может организовать аудио и видео восприятие для обучающихся, которые присутствуют на конференции и таким образом способствовать отработке навыков аудирования и чтения.
Одним из преимуществ платформы Zoom является функция записи занятия. Преподаватель таким образом сможет воспроизвести предыдущие занятия, которые обучающиеся пропустили. Либо студенты могут самостоятельно просмотреть пропущенное занятие в удобное для них время.
Также большим плюсом Zoom является функция демонстрации экрана. Организатор показывает на экране своего гаджета необходимые для занятия информационные материалы, (аудио и видео файлы, презентации, электронные версии учебных пособий и наглядных материалов), которые отображаются на цифровых устройствах обучающихся.
Интересна такая функция платформы Zoom как чат. Преподаватель имеет возможность отправлять ссылки на учебные материалы, контрольные, тесты, а также комментарии и замечания как группе, так и определенному студенту. Очень удобно пользоваться такой функцией как запланировать конференцию и быстро разослать нужную ссылку участникам конференции. При этом данную запись можно редактировать и изменять, а всплывающее окно напоминания не даст организатору забыть о предстоящем мероприятии. Онлайн-платформа Zoom также имеет такую необходимую функцию как передача роли организатора другому участнику конференции. Некоторые интерактивные приложения не синхронизированы между преподавателем и обучающимися, т.е. отправляя ссылку на определенное задание, организатор не видит все действия присутствующих на конференции. Используя указанную функцию, преподаватель запускает задание на своем гаджете, передает управление мышью обучающемуся и наблюдает за процессом выполнения.
Среди других преимуществ онлайн-платформы Zoom можно выделить следующие:
- требует меньше оперативной памяти компьютера;
- доступна трансляция экрана с мобильных устройств (однако при этом выключается камера);
- платформа в основном работает стабильно, несмотря на большую нагрузку из-за большого количества пользователей;
- возможность выключения камеры и микрофо-
на, когда этого требует необходимость
Несмотря на свои явные и очевидные достоинства платформа Zoom имеет некоторые недостатки. Наиболее существенным из них является ограничение сессии - 40 минут. Этого вполне достаточно для традиционного урока в средней школе, но недостаточно для обучающихся высших учебных заведений. Необходимо вновь заходить по ссылке, что требует определенного времени в условиях его постоянной нехватки. Можно активировать платную версию, но к сожалению не все образовательные организации могут выделить на это денежные средства. Следует отметить, что иногда в нашем вузе по необъяснимым или непонятным для обычных пользователей причинам платформа Zoom не «выкидывала» нас с группой через 40 минут.
Работая с данной платформой мы убедились, что Zoom предполагает наличие скоростного интернета и качественного цифрового устройства. Также мы с группами студентов столкнулись с тем, что часто программа "выбрасывает" из чата участников конференции. Нужно вновь заходить по ссылке, а это лишняя трата времени.
Также в адрес платформы поступает много критики из-за проблем с безопасностью. Злоумышленники используют поддельные домены Zoom для распространения вредоносного программного обеспечения и получения доступа к чужим видеоконференциям. «В программе есть уязвимости, которые могут приводить к утечкам персональных данных пользователей». [2]Хотя на личном опыте мы с такими проблемами не сталкивались. В то же время многие «эксперты сходятся во мнении, что на данный момент у сервиса просто нет альтернативы, поэтому нам необходимо создать отечественное приложение с аналогичными характеристиками» [5].
В сложившейся ситуации все мы столкнулись с тем, что мнения как преподавателей так и студентов по поводу использования платформы Zoom и вообще дистанционного формата обучения в российских вузах разделились. В связи с этим хотелось бы поделиться опытом коллег и студентов по поводу использования платформы Zoom в условиях пандемии и самоизоляции. В основном как преподаватели так и студенты считают, что это хорошая платформа для дистанционного обучения и онлайн-конференций, которая имеет простой и понятный интерфейс, работает на различных гаджетах: смартфоне, компьютере, планшете и прочих устройствах. Тем не менее часто коллеги жалуются на то, что использование платформы Zoom требует больших затрат времени на техническую организацию занятия, в связи с чем обучающиеся получают меньший объем материала. Многие преподаватели, в том числе и автор, статьи столкнулись с тем, что часто студенты выходили на занятие без веб-камеры, объясняя это либо ее отсутствием либо просто нежеланием показывать свое изображение. У некоторых также отсутствовал микрофон на гаджете. Такие моменты часто вызывали негативные эмоции у преподавателей и затрудняли процесс обучения.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Также при работе в Zoom были сложности с вовлечением всех участников группы в работу над материалом, так как не все присутствующие принимали активное участие на занятии. Многие обучающиеся жаловались на отсутствие «живого» контакта друг с другом и преподавателем. По их мнению дистанционное обучение лишает их возможности полноценно общаться. Также некоторые обучающихся испытывали сложности в общении с преподавателем онлайн и не получили исчерпывающие ответы на вопросы. С одной стороны, отсутствие контроля кажется большим преимуществом дистанционного обучения. но на самом деле требует от обучающихся самодисциплины, мотивации и ответственности. У большинства современных молодых людей данные качества отсутствуют, что мешает им более качественно участвовать в процессе обучения. Были случаи, когда студенты вообще перестали посещать занятия в Zoom, объясняя это отсутствием технических возможностей, а также какими-то неубедительными личными причинами. Некоторые студенты и преподаватели высказали мнение, что им очень сложно провести за экраном гаджета 3-4 пары, которые они легко выдерживали при очном обучении. Также мы сталкивались с такими моментами, когда обучающиеся не могли полноценно принимать участие в занятии из-за отсутствия нормальных условий для удаленного обучения. Некоторые выходили на связь из общежитий, где одновременно занимались в Zoom их соседи по комнате, либо были случаи, когда в квартире у обучающихся не было возможности полноценно заниматься из-за присутствия родственников, которые также работали дистанционно.
Тем не менее большинство студентов и препода-
вателей считают платформу Zoom и в целом дистанционный формат обучения очень удобным решением в сложившейся ситуации пандемии. Многие были рады тому, что не нужно вставать рано и ехать на занятия и на работу, думать о том, что опоздаешь. Некоторые очень довольны тем, что у них при дистанционном режиме обучения оказалось больше свободного времени на самообразование, общение с близкими и хобби. Немаловажно, что у обучающихся с ограниченными возможностями появилось больше шансов заниматься более полноценно. Также многие считают большим плюсом, что приложение Zoom бесплатное, хотя и с ограничениями по времени. В общем, большинство пользователей положительно отзывается об обширном функционале сервиса, о чем уже было упомянуто ранее. Однако почти все высказали мнение, что дистанционный формат никогда не заменит очного обучения, только при крайней необходимости, когда есть реальная угроза здоровью в тех условиях, с которыми мы столкнулись в 2020-2021 гг. Многие тем не менее допускают использование смешанных форм обучения даже при отсутствии пандемии.
Таким образом платформа Zoom, как и любая другая форма дистанционного обучения, имеет свои преимущества и недостатки. Тем не менее она представляется наиболее эффективной для проведения занятий по иностранному языку в условиях пандемии, поскольку позволяет сохранить такой важнейший и основополагающий фактор успешности приобретения основных навыков и умений как коммуникация, без которой невозможно овладеть языковой компетенцией, что является основным результатом обучения иностранному языку.
Библиографический список
1. Абрамян Г.В. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии/ Г.В. Абрамян,Г.Р Катасонова. // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3.URL: http://science-education.ru/ra/article/view?id=29830 (дата обращения: 03.02.2021).
2. Атрощенко И.Г. Мобильные приложения и их использование в учебном процессе / И. Г. Атрощенко, А. С. Коваленко, Т.В. Лебедева //Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2019. № 2. С. 160-166.
3. Гуреева А.В. Практика применения Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку. / А.В. Гуреева, Е.Ф. Валяева // Современное педагогическое образование. 2020. №6. С. 47-49.
4. Калимуллина О.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций / О. В. Калимуллина, И.В Троценко // Открытое образование. 2018. № 3. С. 61-73.
5. https://newinform.com/219427-v-gosdume-obyasnili-pochemu-rossiiskie-shkoly-ispolzuyut-opasnoe-prilozhenie-zoom (дата обращения: 22.01.2021).
6. https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 22.01.2021).
References
1. Abrahamyan G.V. Features of the organization of distance education in universities in the conditions of self-isolation of citizens in a viral pandemic/G.V. Abrahamyan, G.R. Katasonova .//Modern problems of science and education. 2020. No. 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29830 (accessed at: 03.02.2021).
2. AtroshchenkoI.G. Mobile applications and their use in the educational process / I. G. Atroshchenko, A. S. Kovalenko, T.V. Lebedeva / №6 2020 [СПО] 50edeva // Bulletin of Tver State University. Issue.: Pedagogy andpsychology. 2019. No. 2. Pp. 160-166.
3. Gureeva A.V. Practice of using Zoom in the process of distance learning of a foreign language ./A.V. Gureeva, E.F. Valyaeva// Modern pedagogical education. 2020. No. 6. Pp. 47-49.
4. Kalimullina O.V. Modern digital educational tools and digital competence: analysis of existing problems and trends /O.V. Kalimullina, I. V Trotsenko // Open Education. 2018. No. 3. Pp. 61-73.
5. https://newinform.com/219427-v-gosdume-obyasnili-pochemu-rossiiskie-shkoly-ispolzuyut-opasnoe-prilozhenie-zoom (accessed at: 22.01.2021).
6. https://ru.wikipedia.org/ (accessed at: 22.01.2021).