Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО "БИОХИМИИ" ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ОНЛАЙН ФОРМАТЕ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО "БИОХИМИИ" ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ОНЛАЙН ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / БИОХИМИЯ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яроватая М.А., Могилевцева С.Э.

Проблема обучения в сложной эпидемиологической обстановке сегодня является одной из самых актуальных тем в мире. В условиях дистанционного обучения на время пандемии COVID19 оказалось и высшее медицинское образование. Реализация части образовательной программы по «Биохимии» для иностранных студентов-медиков осуществлялась онлайн. Были организованы и проведены учебные занятия-видеоконференции с помощью системы конференций Zoom.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яроватая М.А., Могилевцева С.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEARNING OUTCOMES OF THE INTERNATIONAL STUDENTS UPON COMPLETION OF THE BIOCHEMISTRY EDUCATIONAL PROGRAM AS PART OF HIGHER MEDICAL TRAININGIN THE ONLINE ENVIRONMENT

Teaching and learning in a complicated epidemiological situation have becomemajor challenges nowadays worldwide. DuetotheCOVID-19 pandemicmedicaleducationalsohad to switch over to distance learning.A part of the Biochemistry course for international medical students was held online.The classes were organized and conducted via Zoom videoconferencing software.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО "БИОХИМИИ" ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ОНЛАЙН ФОРМАТЕ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 577.121 ЯРОВАТАЯ М.А.

кандидат биологических наук, доцент, кафедра общей, биологической, фармацевтической химии и фармакогнозии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: maya0330@mail.ru МОГИЛЕВЦЕВА С.Э.

старший преподаватель, кафедра английского языка, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: sv.mogilevtseva@yandex.ru

UDC 577.121

YAROVATAYA M.A.

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of General, Biological, Pharmaceutical Chemistry and Pharmacognosy, Orel State University E-mail: maya0330@mail.ru MOGILEVTSEVA S.E. Senior Lecturer, English Language Department, Orel State

University

E-mail: sv.mogilevtseva@yandex.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО «БИОХИМИИ» ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ОНЛАЙН ФОРМАТЕ

THE LEARNING OUTCOMES OF THE INTERNATIONAL STUDENTS UPON COMPLETION OF THE BIOCHEMISTRY EDUCATIONAL PROGRAM AS PART OF HIGHER MEDICAL TRAININGIN THE ONLINE ENVIRONMENT

Проблема обучения в сложной эпидемиологической обстановке сегодня является одной из самых актуальных тем в мире. В условиях дистанционного обучения на время пандемии COVID19 оказалось и высшее медицинское образование. Реализация части образовательной программы по «Биохимии» для иностранных студентов-медиков осуществлялась онлайн. Были организованы и проведены учебные занятия-видеоконференции с помощью системы конференций Zoom.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, иностранные студенты, биохимия, онлайн обучение, дистанционные технологии.

Teaching and learning in a complicated epidemiological situation have becomemajor challenges nowadays worldwide. DuetotheCOVID-19 pandemicmedicaleducationalsohad to switch over to distance learning.A part of the Biochemistry course for international medical students was held online.The classes were organized and conducted via Zoom videoconferencing software.

Keywords: higher medical education, international students, biochemistry, online learning, distance learning technology tools.

Востребованность дистанционного обучения в современном мире достаточно высока. В образование активно внедряются информационные технологии. Необходимость онлайн обучения в нынешних условиях не вызывает сомнений. Каждый из нас в период пандемии СОУГО-19 убедился в этом на собственном опыте. Проблема обучения в сложной эпидемиологической обстановке сегодня является одной из самых актуальных тем. Вопрос онлайн обучениявстал и в высших медицинских учебных заведениях. В российских вузах обучаются большое количество иностранных студентов из разных стран мира. В медицинском институте ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет» получают образование студенты-иностранцы по специальности «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация», «Педиатрия» из стран дальнего и ближнего зарубежья (Индия, Египет, Ливан, Сирия, Армения, Афганистан, Таджикистан, Узбекистан и т.д.).

Биохимия в системе подготовки врача общей практики «является одной из фундаментальных наук, осуществляющей взаимосвязь дисциплин

медико-биологического и клинического профиля» [1]. Дисциплина относится к обязательной части (Блок 1) программы специалитета (общая трудоемкость - 6 з.е./216ч) и направлена на формирование у выпускника общепрофессиональных компетенций - готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач.

Студенты из Индии, которые обучаются на специальности «Лечебное дело», осваивают образовательную программу по «Биохимии» на английском языке, что вызывает немало сложностей, как для студентов, так и для преподавателей. Все учебно-методические материалы к лекционным и лабораторным занятиям по биохимии размещаются в личных кабинетах студентов по расписанию занятий в разделе «Методические материалы». Это дает возможность обучающимся в любое, удобное для них время, познакомиться с материалами дисциплины.

Программа дисциплины предполагает изучение фундаментальных вопросов современной биохимии.

© Яроватая М.А., Могилевцева С.Э. © Yarovataya M.A., Mogilevtseva S.E.

Биохимия осваивается студентами на 2 курсе. В период пандемии были проведены 2-х часовые лекционные и 4-х часовые лабораторные чат-занятия, веб-занятия, телеконференции с использованием образовательной платформы zoom. Общение студентов и преподавателей происходило через личный кабинет на сайте университета, а также с использованием электронной почты и видео-уроков на канале «YouTube». Занятия проводились по расписанию, с которым обучающиеся были заранее ознакомлены. «Студенты получили полное представление об организации и функционировании основных биомакромолекул клетки, магистральных путях метаболизма веществ в организме человека, сведения о молекулярных механизмах ряда заболеваний, принципах биохимического анализа и диагностики заболеваний, научились решать клинические задачи» [3, 4].

Опираясь на собственный опыт преподавания медико-биологических дисциплин и опыт коллег, лекционный курс по биохимии постарались вычитать студентам непосредственно перед лабораторными занятиями, чтобы помочь обучающимся разобраться в огромном теоретическом материале дисциплины [5]. Хочется отметить, несмотря на неудобства, связанные с разницей во времени в странах Индии и России, посещаемость онлайн-лекций по биохимии иностранными студентами составила 90-100%.

Особая роль в усвоении программы дисциплины «Биохимия» всегда отводилась лабораторному практикуму, как при очной форме обучения, так и при дистанционном обучении. Это и стало самым острым вопросом при реализации программы по биохимии в онлайн формате, так как выполнение лабораторных опытов вне биохимической лаборатории, при отсутствии оборудования и реактивов, студентам самостоятельно не представлялось возможным. Эксперимент выполнялся и демонстрировался преподавателем при помощи видеосвязи в специализированной лаборатории. Некоторые эксперименты демонстрировались на «YouTube» канале. «Лабораторные работы подбирались таким образом, чтобы теоретические знания студенты непосредственно подтверждали на практике. Предлагались лабораторные журналы-практикумы, в которых представлены требования к технике безопасности при работе в лаборатории, при эксплуатации оборудования, приведены методики проведения лабораторных работ, рассчитанных на 4-х часовые занятия, представлены нормальные биохимические показатели организма» [2]. Обучающиеся после демонстрации эксперимента оформляли свои журналы, защищали лабораторные работы.

Следует отметить, что именно эти занятия в онлайн-лаборатории с огромным неподдельным интересом посещали иностранные обучающиеся. На дистанционные занятия студенты приходили подготовленные, с конспектами лекций, с выполненным домашним заданием, теоретически подготовленной лабораторной работой. Студенты всегда задавали вопросы, если им какой-то материал был непонятен. Для закрепления материала на

каждом занятии успешно выполняли тестовые задания [4].

В качестве промежуточной аттестации по «Биохимии» для студентов-медиков из Индии предусмотрен письменный экзамен. Билет письменного экзамена включает всего 15 вопросов (4 задачи, 4 вопроса, требующих однозначного ответа и 7 тестовых заданий: выбрать правильный вариант ответа, выбрать несколько правильных ответов, установить соответствие), требующих достаточно четких конкретных ответов. Максимальная сумма баллов за письменную экзаменационную работу - 40. С экзаменационными вопросами и задачами, критериями оценки на экзамене по биохимии, утвержденными на заседании кафедры, а также процедурой проведения экзамена студенты были ознакомлены заранее.

В сложной эпидемиологической обстановке экзамен проводился в онлайн формате с применением дистанционных образовательных технологий.Подробные инструкции к проведению экзамена в онлайн форме отправлены в личные кабинеты студентов.

Для участия в экзамене студенту нужно было установить программу Zoom на свой гаджет (компьютер, телефон и т.д.), инструкция - в технической поддержке в личном кабинете. Экзамен проводился строго по расписанию экзаменационной сессии в формате видеоконференции, с обязательной идентификация личности студента (с применением микрофона и видеокамеры). За 10 минут до начала экзамена по ссылке из своего личного кабинета студент входил в конференцию (программа Zoom) как участник. Получал экзаменационный билет в своем личном кабинете. На время выполнения экзаменационной работы отводилось 2 академических часа. На технические моменты (сфотографировать, сохранить в нужном формате, прикрепить, отправить документ) было предусмотрено 15 минут. Работы, отправленные после указанного срока, не проверялись. С результатами экзамена студентымогли ознакомиться в своем личном кабинете (Промежуточная аттестация). По результатам экзамена со студентами была проведена видеоконференция на платформе Zoom, где обсудили возникшие спорные вопросы [7].

Таблица 1.

Результаты промежуточной аттестации иностранных студентов специальности «Лечебное дело» по Биохимиив онлайн и офлайн формате

Оценка Результаты экзамена в онлайн формате 2020г. (%) Результаты экзамена в офлайн формате 2019г. (%)

«Отлично» 3 9

«Хорошо» 68 44

«Удовлетворительно» 25 45

«Неудовлетворительно» 4 2

«Не явились» на экзамен - -

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Анализ результатов промежуточной аттестации иностранных студентов по биохимии показал, что в период дистанционного и очного обучения все студенты явились на экзамен. «Неудовлетворительных»оценокпри онлайн обучении, оказалось 4%, напротив, при написании работы традиционно - в два раза меньше студентов (2%) «неудовлетворительно» сдали экзамен. Но следует отметить, что 68% студентов выполнили экзаменационную работу на «хорошо» при дистанционном обучении, что на 24% больше, чем в 2019г при традиционном обучении. Оценку «удовлетворительно» получили при выполнении экзаменационной работы в 2020 г 25% студентов, что на 20% ниже такого показателя в 2019 г. При традиционной форме сдачи экзамена оценку «отлично» получили 9% студентов, а при дистанционном онлайн обучении всего 3%.

Итак, анализируя результаты экзамена по биохимии в онлайн условиях, пришли к выводу, что трудности выполнения экзаменационных заданий касались именно практической части лабораторного практикума, который студенты смогли самостоятельно выполнить только теоретически в условиях дистанционного обучения. Тем не менее, большая часть обучающихся успешно справилась с заданиями, хотя отличных знаний студенты на дистанционном обучении показалив три раза меньше, чем при традиционной форме работы.

Таким образом, проводить онлайн занятия для иностранных студентов по медико-биологическим дисциплинам в медицинских вузах возможно, но только частично. На наш взгляд, целесообразно для оптими-

зации учебного процесса использовать дистанционные технологии при чтении лекций. Важно отметить, что при всех плюсах онлайн обучения, оно не может быть единственным способом реализации образовательной программы по биохимии в медицинских вузах, особенно это касается лабораторного практикума по дисциплине. Лабораторные занятия по биохимии должны проводиться в оборудованных лабораториях, с использованием специализированных приборов, реактивов, материалов, где студент самостоятельно будет проводить эксперимент, получать результат, формулировать выводы. При формировании общепрофессиональных компетенций по биохимии должны использоваться традиционные формы обучения, чтобы в результате получить качественные знания, умения и навыки [6].

Наверное, каким бы необходимым не было онлайн образование на сегодняшний день, переходить полностью на дистанционное обучение нашему российскому медицинскому образованию нельзя. Ничто не заменит личного «живого» общения студента и преподавателя, врача и пациента, преподавателей и студентов между собой.

В дальнейшем мы постараемся оптимизироватьу-чебный процесс, учесть все ошибки и замечания, сделать обучение иностранных студентов медицинских специальностей доступным, интересным, качественным, чтобы получить высококвалифицированных профессионалов-медиков, которые так необходимы в современных сложных условиях во всем мире.

Библиографический список

1. Фомина Т. К. Иностранные студенты в медицинском вузе России: интериоризация профессиональных ценностей :дис. ... д-ра социол. наук. Волгоград, 2004. 289 с.

2. Яроватая М. А. Лушников А. В. Лабораторный практикум по биохимии в медицинском вузе // Российско-Украинская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы химии и методики ее преподавания», Нижний Новгород, 18 ноября 2010г., C.108-111

3. Яроватая М.А., Таканаев А.А. Преподавание биохимии иностранным студентам в медицинском вузе// Сборник научных трудов 62 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования», г. С-Петербург, 16-19 апреля 2015 г., C. 300-303

4. Яроватая М.А., Королева И.П., Лазарева Е.К. Тестирование как форма контроля знаний по биохимии для иностранных студентов в медицинском вузе// Сборник по мат. III Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в области естественнонаучного и социально-гуманитарного образования», Оренбург, 17-18 марта 2016 г., C. 308-311

5. .Яроватая МА.Краткий курс лекций по биохимии для иностранных студентов [Текст] = A shortcourseoflecturesin Biochem istryforinternationalstudents /М. А. Яроватая, Д. А. Иванишин, С. Е. Могилевцева. Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2016. 695с.: цв. илл., табл., схемы.

6. Таканаев А.А., Яроватая М.А., Юшкова Е.И., Щиголев И.В.Элективный курс как эффективный фактор повышения преподавания биохимии в медицинских вузах. Научный журнал «Ученые записки Орловского государственного университета», №3 (88), 2020г., C. 278-281

7. . Яроватая М.А., Таканаев А.А., Юшкова Е.И. Особенности реализации образовательной программы по биохимии в медицинском вузе в условиях дистанционного обучения. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные достижения химико-биологических наук в профилактической и клинической меди-цине»3 декабря 2020 года / Под ред. А.В. Силина, Л.Б. Гайковой. Ч. 2. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2020. 312 с., с.305-311

References

1. Fomina T.K.(2004) International students in medical universities of Russia: internalization of professional values. Doct.Diss. Volgograd.

2. YarovatayaM.A, LushnikovA.V. (2010) Laboratory practicum in Biochemistry at medical universities. Proceedings of the Russian-Ukrainian research and practice conference "Current problems of Chemistry and Chemistry teaching methods" (Russia, Nizhny Novgorod, November 18, 2010), pp.108-111.

3. Yarovataya M.A., Takanaev A.A. (2015) Teaching Biochemistry to international students at a medical university. Proceedings

of the 62-ndall-Russianresearch and practice chemists' conference with international participation "Current problems of chemical and environmental education"(Russia, Saint Petersburg, April 16-19, 2015), Pp. 300-303.

4. Yarovataya M.A, Korolyova I.P., Lazareva E.K. (2016) Testing as a means to assess the academic performance of international students studying Biochemistry at a medical university. Proceedings of the III-rd International research and practice conference "Innovation processes in science and humanitarian education" (Russia, Orenburg, March 17-18, 2016), Pp. 308-311.

5. Yarovataya M.A., Ivanishin D.A., Mogilevtseva S.E. (2016) A short course of lectures in Biochemistry for international students, Orel: OSU named after I.S. Turgenev.

6. Takanaev A.A., Yarovataya M.A., Yushkova E.I., Shchigolev I.V. (2020) Elective course as an effective factor for improving the teaching of Biochemistry in medical higher education institutions. Scientific Notes of Orel State University, no 3 (88), Pp. 278-281.

7. Yarovataya M.A., Takanaev A.A., Yushkova E.I (2020) Implementation of the Biochemistry educational program at a medical university during the distance learning period.Proceedingsof the All-Russian research and practice conference with international participation "Modern achievements of chemical and biological sciences in preventive and clinical medicine" (Russia, Saint Petersburg, December 3, 2020), Part 2,(eds.A.V. Silin, L.B. Gaikova), Russia, Saint Petersburg: North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, Pp. 305-311.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.