Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИННОВАЦИЙ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Инновации / инновационные стратегии / цифровые технологии / инновационное развитие. / Innovations / innovative strategies / digital technologies / innovative development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сентищева Е. А., Серёжкина А. В.

В статье освещены вопросы о влиянии развития инноваций на сферу образования. Определены положительные и отрицательные аспекты влияния инновационных изменений, приведены примеры внедрения инновационных технологий в разных странах мира, а также проанализированы основные вопросы, возникающие в ходе применения инноваций. В работе представлены значимые аспекты выбора необходимых навыков при обучении для лучшего усвоения инновационных изменений, реализации инновационных проектов. Авторы рассматривают понятие «инновации в предпринимательстве», подчёркивая актуальность данного вопроса в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сентищева Е. А., Серёжкина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ASPECT OF INNOVATION

The article describes the issues of the innovation development impact on the field of education. The positive and negative aspects of the impact of innovative changes are identified, examples of the introduction of innovative technologies in different countries of the world are given, and the main ideas arising during the application of innovations are analyzed. The work presents significant aspects of choosing the necessary skills in training for better assimilation of innovative changes, implementation of innovative projects. The authors examine the concept of “innovation in entrepreneurship”, emphasizing the relevance of this issue at the present time.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИННОВАЦИЙ»

УДК 378.147

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИННОВАЦИЙ

© 2022 Е. А. Сентищева1, А. В. Серёжкина2

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры международных отношений и государственного управления e-mail: elenasentischeva@yandex.ru

Юго-Западный государственный университет

ассистент кафедры педиатрии e-mail: aleksandra.ykv@gmail. com

Курский государственный медицинский университет

В статье освещены вопросы о влиянии развития инноваций на сферу образования. Определены положительные и отрицательные аспекты влияния инновационных изменений, приведены примеры внедрения инновационных технологий в разных странах мира, а также проанализированы основные вопросы, возникающие в ходе применения инноваций. В работе представлены значимые аспекты выбора необходимых навыков при обучении для лучшего усвоения инновационных изменений, реализации инновационных проектов. Авторы рассматривают понятие «инновации в предпринимательстве», подчёркивая актуальность данного вопроса в настоящее время.

Ключевые слова: инновации, инновационные стратегии, цифровые технологии, инновационное развитие.

EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ASPECT OF INNOVATION

© 2022 E. A. Sentishcheva1, A. V. Serezhkina2

Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer at the Department of International Relations and Public Administration e-mail: elenasentischeva @yandex. ru

Southwest State University

Assistant at the Department of Pediatrics e-mail: aleksandra.ykv@gmail.com

Kursk State Medical University

The article describes the issues of the innovation development impact on the field of education. The positive and negative aspects of the impact of innovative changes are identified, examples of the introduction of innovative technologies in different countries of the world are given, and the main ideas arising during the application of innovations are analyzed. The work presents significant aspects of choosing the necessary skills in training for better assimilation of innovative changes, implementation of innovative projects. The authors examine the concept of "innovation in entrepreneurship", emphasizing the relevance of this issue at the present time.

Keywords: innovations, innovative strategies, digital technologies, innovative development.

Инновации в образовании - весьма спорный вопрос, так как слишком много изменений должны быть рассмотрены и внесены в деятельность без необходимых предпосылок для их успешного осуществления. В некоторых странах инновационные трансформации были реализованы без тщательной проверки или соответствующего предварительного тестирования, экспериментирования и оценки.

Проблема, с которой сталкивается образование в настоящий период времени, в основном связана с производительностью и эффективностью применения современных технологий. В таких секторах, как здравоохранение, технология является основной движущей силой роста указанных факторов. Многие задаются вопросом, почему достижения в области технологий до сих пор не привели к повышенным результатам в образовании. Руководящие органы, ответственные за данные компетенции, в разных странах вложили значительные средства в то, чтобы современные технологии, главным образом информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в электронном обучении, новые системы управления обучением, новые онлайн-курсы или новые педагогические инструменты, такие как карты, анатомические модели, электронные лаборатории повсеместно стали использоваться в разного уровня учебных заведениях. Однако, согласно данным, полученным в ходе подробного изучения данного вопроса, пока еще не удалось связать увеличение доступности и использования технических средств с улучшением результатов обучения [10].

Инновации, повышающие эффективность и результативность такой большой области государственных расходов, к какой можно отнести сферу образования на современном этапе развития общества, могут принести важные результаты и соответствующую прибыль.

Анализ исследований, связанных с реализацией образовательного потенциала инновационных средств, свидетельствует о том, что в секторе образования существует справедливый уровень инноваций как в абсолютном выражении, так и по отношению к другим секторам. В среднем более двух третей выпускников высших учебных заведений последних лет (69%) во всех секторах считают свое рабочее место высокоинновационным, если даже и применяются инновации одного типа. Интересно, что примерно такая же доля выпускников высших учебных заведений, как государственных, так и частных, занятых в секторе образования (70%), также считают свое рабочее место высокоинновационным. Наиболее распространенные инновации, о которых сообщалось в секторе образования, были связаны со знаниями и методами: 59% выпускников высших учебных заведений, занятых в секторе образования, считают, что их рабочее место является высокоинновационным в этом отношении по сравнению с 49% в среднем во всех секторах. Напротив, 38% считают свое рабочее место высокоинновационным в отношении продуктов или услуг (по сравнению с 47% в среднем), а 36% считают свое рабочее место высокоинновационным в отношении технологий, инструментов или инструментов (по сравнению с 41% в среднем).

В ходе исследований также были проанализированы различные уровни образования. Хотя провести анализ по отдельным странам не представляется возможным, было доказано, что 80% выпускников, занятых в высших учебных заведениях, считают свое рабочее место высокоинновационным, по сравнению с 65% выпускников, занятых в области начального образования, и 63% занятых в области среднего образования [2].

В ходе анализа этих исследований представляется целесообразным отметить следующее.

• В целом образование находится на высоком или ниже среднего уровнях с точки зрения скорости внедрения инноваций.

• Если рассматривать инновационный аспект внедрения в профессиональную деятельность, высшее образование доминирует по сравнению с аналогичным показателем в областях начального и среднего образования.

• Сектор образования является, по крайней мере, таким же инновационным, как и сектор здравоохранения.

Аргумент в пользу инноваций в образовании часто приводится в более широком контексте вклада образования в успешные инновации. Действительно, успешные инновации в экономике и обществе опираются на хорошую основу образования и развитых навыков и умений. Если системы образования не выполняют эту роль, они сами нуждаются в инновациях [9].

Образовательная политика, направленная на стимулирование инноваций, традиционно была сосредоточена на расширении участия в научных, технологических, инженерных и математических дисциплинах (STEM). Однако в последнее время появился более всеобъемлющий взгляд на инновации: в то время как специалисты STEM, несомненно, важны для определенных видов инноваций, особенно технологических, государственная политика должна учитывать широкий взгляд на компетенции, используемые в инновационном процессе.

Инновации требуют широкого спектра навыков и приёмов. Международный опрос REFLEX, в котором анкетирование проходят выпускники через пять лет после окончания учебных заведений, показывает, что инновационные сотрудники (определяемые как те, кто работает в организации, которая внедряет инновации и участвует в разработке этих инноваций) сообщают, что используют больше навыков и приёмов в своей работе, чем их коллеги, не связанные с инновационным развитием. Среди них особо выделяют следующие: креативность, критическое мышление и коммуникацию (которые наиболее отличают инновационных работников от тех, кто не является приверженцами инновационных технологий).

Развитие отличных предметных навыков, несомненно, важно для инновационного общества, но этого недостаточно. В дополнение к повышению успеваемости на всех уровнях образования, инновационная политика должна уделять больше внимания тому, какие именно навыки приобретают молодые люди. Развитие критического мышления, творчества, поведенческих и социальных навыков следует рассматривать как центральный элемент компетенции учебных заведений.

Роль навыков для инноваций в учебных программах стала более заметной в последние годы во многих странах. Так, в основе большинства разработанных за последнее время учебных программ в развитых странах лежат критическое мышление, творчество, решение проблем и социальные навыки. Даже во многих азиатских странах, где системы образования, как правило, ассоциируются с традиционными моделями обучения и узким фокусом на предметах (STEM), есть признаки новых усилий с акцентом на творчестве и критическом мышлении в национальных учебных программах. С 2009 г. в Республике Корея часть образовательных заведений страны в приоритетные задачи ставят развитие творческого потенциала в рамках предметного обучения, а также почти 10% учебного плана посвящено реализации проектов и другим трансверсальным мероприятиям, способствующим творческой реализации. Ожидается, что к концу средней школы у обучающихся Сингапура развиваются навыки критического и изобретательского мышления, а также социальные и эмоциональные способности, такие как «устойчивость перед лицом невзгод». Сингапур также принял учебную программу по математике, основанную на метакогнитивных подходах к решению сложных

проблем. В Китайской Народной Республике с 2009 г. также больше внимания стало уделяться изменению традиционных моделей обучения. В Индонезии обучение направлено на содействие профессиональному развитию преподавателей и оказание им помощи в соотнесении обучающих методов в зависимости от потребностей обучающихся [3].

В некоторых странах мира системы образования начинаются с разных позиций и сталкиваются с различными проблемами в реформах учебных программ. В Индии, например, система механического обучения (использующая повторение в качестве метода запоминания) по-прежнему преобладает во многих индийских школах, что препятствует разработке учебных программ, ориентированных на использование инновационных навыков. Но следует отметить, что обнадеживающие примеры появились в недавнем времени, хотя их темпы являются замедленными по сравнению с темпами инновационно-образовательного прироста в мире.

Другим примером является Коста-Рика, где используется программа «Инновации на дому», направленная на то, чтобы научить родителей тому, как развивать творческий потенциал своих детей с раннего возраста. Эти примеры показывают, что все больше внимания и интереса возникает к развитию более широких навыков в различных обучающих контекстах по всему миру.

Обучение предпринимательству является популярным политическим инструментом для развития предпринимательских навыков, поощрения более благоприятной культуры и отношения к инновациям и созданию новых образовательных тенденций.

Обучение предпринимательству на школьном уровне часто включает в себя попытки развить предпринимательские навыки посредством деятельности по решению проблем и контекстуального обучения, основанного на интерактивных проектах и играх, а для учащихся старших классов средней школы и молодых людей оно, как правило, основано на предоставлении информации и развитии практических знаний и навыков, необходимых для ведения бизнеса. Например, программа «Junior Achievement» на Ближнем Востоке направлена на обеспечение деловых навыков и финансовой грамотности учащихся в Египте, Иордании, Ливане, Марокко, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах посредством сочетания классных и внеклассных мероприятий.

Внедрение инновационных технологий повсеместно используется в мире в разных формах. Например, в настоящее время Национальная инновационная стратегия Дании способствует интеграции инноваций и предпринимательства в основную учебную программу и расширяет практическое обучение в школах и инновационные курсы в программах подготовки учителей. Кроме того, некоторые страны, в том числе Португалия, Финляндия и Швеция, включили обучение предпринимательству в учебные программы начальных и средних школ, в то время как ряд стран ОЭСР, например Австралия и Ирландия, поощряют интеграцию информационно-коммуникационных технологий в школы.

Данные об эффективности программ обучения предпринимательству на уровне образовательных учреждений неоднозначны. Анализ некоторых исследований показал, что инициатива «мини-компании» в Нидерландах не оказала статистически значимого влияния на предпринимательские навыки студентов, но и не сказалась негативно на их готовности начать бизнес. Но определённые показатели доказывают, что обучение предпринимательству всё же способствует развитию некогнитивных предпринимательских навыков (включая настойчивость, креативность и проактивность), по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Необходима

дополнительная работа, чтобы сделать общие выводы и определить успешные элементы образовательной деятельности в данном аспекте [5; 6].

Некоторые страны признали, что им необходимы конкретная политика для повышения вклада образования в их национальные инновационные стратегии и для внедрения инноваций в сами системы образования, и приступили к разработке конкретных национальных инновационных стратегий для сектора образования. Национальные инновационные стратегии в секторе образования интегрируют конкретные стратегии исследований, разработок, целевых инноваций и управления знаниями в системе образования. Отличным примером является Венгерская национальная инновационная система сектора образования (МЕБК).

За последние десятилетия были предприняты попытки разработать общие требования, принципы и указания для инновационных стратегий в образовании. Например, Европейский союз признал важность конкретных инновационных стратегий, ориентированных на образование и навыки, в качестве фундаментального компонента общих инновационных стратегий.

Другим примером является недавнее исследование, в котором изучались формы, принципы, условия и политика «реорганизации» образования на микро-, мезо-и метауровнях. Эта структура, основанная на обширном исследовании инновационных кейсов и систем, также может рассматриваться как всеобъемлющая инновационная стратегия в секторе образования.

Образованию как системе необходимо наличие хорошо продуманной инновационной стратегии. Вопреки распространенному мнению, образование не против инноваций: количество изменений в образовании сопоставимо с аналогичными государственными секторами, и специалисты в области образования считают свою профессиональную деятельность такой же инновационной, как и работники других сфер - например, экономики, здравоохранения и технологий. Несмотря на это, применяемые в образовании современные технологии не являются основополагающими для повышения производительности и эффективности. Инновационная политика в образовании частично сосредоточена на фрагментарных вопросах или на неправильных целях, иногда движимых стремлением к быстрым победам, но без устойчивой выгоды в долгосрочной перспективе. Хорошо продуманные инновационные стратегии в сфере образования могли бы использовать потенциал новых технологий и при правильном сочетании мер политики могли бы способствовать как повышению эффективности, так и улучшению результатов в отношении качества получаемого продукта [1].

Таким образом, представляется целесообразным сделать следующие выводы.

Образование на современном этапе развития информационного общества должно быть модернизировано с использованием современных инновационных инструментов, технологий и систем. Инновационные новшества необходимо внести во все уровни образовательного контента, начиная с научных исследований как самостоятельных единиц образовательного процесса и заканчивая обучением профессорско-преподавательского состава образовательных организаций в ходе реализации профессиональной деятельности. Модернизированная система оценки результатов деятельности должна стать основой инноваций в образовании. Базируясь на четком определении результативности на различных уровнях системы, необходимо на постоянной основе оценивать изменения, происходящие с помощью реализации указанной модернизированной педагогической и организационной практики.

Хотя инновации в образовании не являются синонимом внедрения цифровых технологий, инновационные стратегии должны включать в себя разумное использование данных технологий, чтобы реализовывать их потенциал для улучшения

практики преподавания и обучения; при этом эффективные инновационные стратегии в образовании должны выявлять ключевые изменения, определять роли заинтересованных в модернизации сторон образовательного процесса, вносить соответствующие коррективы и разрабатывать эффективные подходы к масштабированию и распространению предлагаемых инноваций.

Помимо того что образование является областью инноваций в своем собственном ракурсе, оно также имеет ключевое отношение к инновациям в целом -как система, развивающая навыки для инноваций в экономике и обществе. В представленных в последнее время инновационных стратегиях подчеркивается важность процессов деятельности, необходимых для распространения и внедрения инноваций. Критическое мышление, творчество и воображение, в дополнение к сильным предметным, социальным и эмоциональным навыкам, являются ключом к успеху инноваций. Политика в области образования должна охватывать развитие указанных процессов в качестве ключевого вопроса. Образование в области предпринимательства является хорошим примером среды, в которой такие навыки могут поощряться и развиваться.

Современное общество развивается быстрыми темпами по разным направлениям, будь то здравоохранение, экономика, политика и другие. Необходимо отметить, что сфера образования является одной из наиболее молодых в инновационном плане, при этом процессы модернизации образовательного контента плодотворно влияют на уровень получаемого продукта.

Библиографический список

1. Брызгалина, Е. В. Цифровые трансформации педагогики: опыт повышения квалификации / Е. В. Брызгалина, Д. А. Алексеева, Э. Д. Дряева // Высшее образование в России. - 2021. - № 5. - С. 161-167.

2. Использование обучающих технологий для совершенствования педагогического процесса на кафедре педиатрии / Н. С. Разинькова, И. Г. Хмелевская, Т. А. Миненкова [и др.] // Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 84-й годовщине КГМУ, Курск, 01 февраля 2019 года / под редакцией В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, Н.Б. Дрёмовой, А.И. Овод, Н.С. Степашова. - Курск: Курский государственный медицинский университет, 2019. - С. 488-492.

3. Казачихина, М. В. Формирование установки на инновационную деятельность у педагогов / М. В. Казачихина // Образование и наука. - 2011. - № 2 - С. 42-52.

4. Особенности здоровьесохраняющего поведения и самооценка здоровья студенческой молодежи / А. В. Летяго, Е. В. Матвиенко, Н. С. Разинькова [и др.] // Университетская наука: взгляд в будущее : сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, посвященной 85-летию Курского государственного медицинского университета: В 2 томах. Курск, 07 февраля 2020 года. - Курск: Курский государственный медицинский университет, 2020. - Том 1.

- С. 227-229.

5. Подымова, Л. С. Инновационные технологии в системе управления цифровым образованием в условиях высшей школы / Л. С. Подымова, Т. А. Головятенко, М. А. Хмелькова // Высшее образование сегодня. - 2021. - № 2. - С. 12-16.

6. Подымова, Л. С. Традиции и инновации в проектировании высшего педагогического образования / Л. С. Подымова // Высшее образование сегодня. - 2021.

- № 5. - С. 30-35.

7. Сентищева, Е. А. Условия, обеспечивающие эффективность овладения прагматическим аспектом профессионального общения в процессе реализации антропологической парадигмы образования / Е. А. Сентищева // Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования: сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Курск, 18-19 июня 2019 года. - Курск: Курский государственный университет, 2019. - С. 147-149.

8. Сентищева, Е. А. Электронные средства в языковом образовании / Е. А. Сентищева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 4(60). - С. 268-273. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4185 (дата обращения: 15.01.2022).

9. Sentishcheva, E. Л. On computerization of the educational process in the Russian Federation / E. A. Sentishcheva, D. I. Raspopin // Наука молодых - будущее России: сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 8 томах, Курск, 10-11 декабря 2019 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - Том 3. - P. 22-24.

10. Sentishcheva, E. Л. Use of innovative technologies in teaching / E. A. Sentishcheva // Будущее науки - 2021: сборник научных статей 9-й Международной молодежной научной конференции. В 6-ти томах, Курск, 21-22 апреля 2021 года / отв. редактор А. А. Горохов. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. - Том 3. -P. 274-278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.