ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 004.9:330 http://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-3-175-182
Цифровизация экономики как тенденция развития России
Ушакова Е. В.1, Воронина Е. В.1, Фугалевич Е. В.1, Михайлова М. В.2
1 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия
2 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия
Цель. Определить приоритетные направления государственной политики в рамках цифрови-зации экономики на федеральном уровне.
Задачи. Проанализировать программные направления, предусмотренные национальным проектом «Цифровая экономика Российской Федерации», выявить стратегические задачи каждого из них; определить продукты и сервисы, нацеленные на улучшение кадровой составляющей в процессе цифровизации экономики.
Методология. Авторами использованы общенаучные методы, в частности методы анализа, обобщения, классификации. Метод анализа программных документов позволил определить основные стратегические задачи каждого федерального проекта, реализуемого в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Результаты. На основе анализа реализации федеральных проектов в процессе цифровизации экономики в России становится очевидным, что важно учитывать такой фактор, как уровень профессиональной подготовки кадров в сфере цифровых технологий. Образовательные программы учебных заведений нередко оторваны от нужд реального сектора цифровой экономики. Неслучайно возникает необходимость развития компетенций трудовых ресурсов в области цифровой экономики. Этому уделено особое внимание в федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики».
Выводы. Не вызывает сомнений актуальность применения цифровых технологий в разных сферах деятельности. Не стала исключением и экономическая деятельность. Развитие технологий — отправная точка при разработке национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая охватила временной диапазон с 2019 по 2024 г. Среди ее целей — контроль за развитием цифровой экономики в стране. В поле ее влияния оказались и такие направления, как становление бизнеса в указанной сфере, рынок электронной коммерции, кадры, внедряемые квантовые технологии и другие. Современный вызов государство должно принять с успехом. Если этого не произойдет, то оно окажется неконкурентоспособным по сравнению с другими странами. Целесообразно уделять повышенное внимание кадровой составляющей. В частности, требуется создание реестра направлений подготовки (бакалавриата, магистратуры), которые должны быть реализованы в ведущих вузах России.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация, цифровая экономика, индекс готовности к сетевому обществу, информационные и коммуникационные технологии, федеральный проект.
Для цитирования: Ушакова Е. В., Воронина Е. В., Фугалевич Е. В., Михайлова М. В. Цифровизация экономики как тенденция развития России // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 3. С. 175-182. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-3-175-182
Digitalization of the Economy as a Development Trend in Russia
Elena V. Ushakova1, Elena V. Voronina1, Elena V. Fugalevich1, Marina V. Mikhaylova2
1 St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, St. Petersburg, Russia
2 St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia
Aim. The presented study aims to identify priority directions for national policy in the context of the digitalization of the economy at the federal level.
g Tasks. The authors analyze program directions of the national project "Digital Economy of the
Russian Federation" and determine their strategic objectives; identify products and services o aimed at improving the human resources aspect of the digitalization of the economy.
IL
Methods. This study uses general scientific methods, such as analysis, generalization, and clas-co sification. Analysis of program documents allows the authors to identify the main strategic
objectives of each federal project implemented within the framework of the national program ™ "Digital Economy of the Russian Federation".
0 Results. The analysis of implementation of federal projects during the digitalization of the
^ economy in Russia makes it obvious that it is important to make allowance for the level of
professional training in the field of digital technologies. Programs of educational institutions are often disconnected from the needs of the real sector of the digital economy. It is no coincidence that competencies of personnel in the field of the digital economy need to be developed. This problem is specifically addressed in the federal project "Human Resources for the Digital Economy".
Conclusions. The relevance of digital technologies in various fields is obvious, and economic activity is no exception. Technological development is the starting point of the national program "Digital Economy of the Russian Federation", which covers the time range between 2019 and 2024. One of its objectives is to monitor the development of the digital economy in the country. It also affects such areas as the establishment of businesses in this field, the e-commerce market, human resources, quantum technologies, etc. The government must successfully tackle the current challenges or risk becoming non-competitive compared to other countries. It is advisable to pay increased attention to human resources. In particular, it is necessary to create a register of training programs (bachelor's and master's degrees), that should be adopted by the leading Russian universities.
Keywords: digital technologies, digitalization, digital economy, Networked Readiness Index, information and communication technologies, federal project.
For citation: Ushakova E.V., Voronina E.V., Fugalevich E.V., Mikhaylova M.V. Digitalization of the Economy as a Development Trend in Russia. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2021;27(3): 175-182 (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-3-175-182
Термин «цифровая экономика» стремительно вошел в современную жизнь человечества. Эту тему постоянно обсуждают в органах власти на федеральном и региональном уровнях, в экспертных кругах и социуме в целом. Начало XXI в. ознаменовано тем, что информационные технологии играют все большую роль в экономике многих стран. Начало такого влияния информационных технологий положено на Давосском форуме. Президент форума, профессор Клаус Шваб, в своем выступлении предупредил о предстоящем глобальном социальном кризисе. По мнению Шваба, повсеместное развитие и внедрение технологий во все сферы жизни в ближайшие годы приведет к сокращению количества рабочих мест для нескольких десятков миллионов человек в мире. Происходит непосредственный контакт мирового сообщества с четвертой промышленной революцией. Результатом этого столкновения будет смешение физического, биологического, технологического и цифрового миров. В итоге следует ожидать появления широкого спектра новых возможностей, ко-
торые окажут непосредственное влияние на социально-экономические и политические системы.
Научно-технический прогресс послужил сильным ускорителем, способствующим быстрому формированию единого информационного экономического пространства. Последнее, в свою очередь, не оказалось в стороне от таких общественных процессов, как экономический рост, повышение производительности и качества труда, создание не просто новых рабочих мест, а рабочих мест, основанных на инновациях и цифровых возможностях, что расширяет возможности как отдельных физических, так и юридических лиц, повышает конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на международной арене и, что особенно важно, качество оказания государственных услуг населению страны в целом [1, с. 97].
Становление и развитие цифровой экономики — длительный и сложный процесс. Но это не помешало нашему государству достичь существенных результатов. Вместе с тем отставание от зарубежных стран
в данной отрасли еще очень заметно. Так, по данным ежегодного глобального исследования, в России количество интернет-пользователей в прошлом году достигло 118 миллионов. Это означает, что интернетом пользуются 81 % россиян [2]. Уместно обратить внимание на индикатор Networked Readiness Index (NRI), известный как Индекс готовности стран к сетевому обществу. Всемирный экономический форум и международная школа бизнеса INSEAD ежегодно рассчитывают данный показатель, который публикуется в докладе "The Global Information Technology Report".
Цель расчета Индекса готовности к сетевому обществу заключается в понимании и определении эффективности применения цифровых технологий в экономиках стран, поскольку показатель эффективности напрямую влияет на уровень конкурентоспособности стран. Следует отметить, что Индекс готовности к сетевому обществу оценивает факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие цифровой экономики стран мира. Последний доклад "The Global Information Technology Report" выявил наиболее сильные стороны России в соответствующей сфере, а именно:
1. Степень доступности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
2. Высокая готовность населения страны использовать ИКТ, и этот плюс поставлен благодаря тому, что население России обладает немалым уровнем базовых навыков в области образования. Данный факт обусловлен как уровнем грамотности взрослого населения, так и качеством отечественной образовательной системы.
3. Развитая инфраструктура ИКТ, где определяющими элементами являются степень доступности цифрового контента, пропускная способность сети Интернет и зона покрытия мобильной сети.
4. Проникновение и последующее распространение ИКТ на уровне отдельного индивида.
В докладе "The Global Information Technology Report" отмечены и слабые стороны: уровень эффективности деятельности законодательных органов власти и политическая среда. К направлениям, в которых в нашей стране за последние несколько лет цифровая экономика получила наибольшее развитие, относятся рынок труда; инфраструктурные проекты, способствующие повышению уров-
ня и качества, доступности для физических и юридических лиц цифровых услуг; глобальная сеть Интернет, мобильная и широкополосная связь.
Перечисленные выше направления, несомненно, послужили весомым толчком к существенным изменениям в аспектах глобального распространения интернет-технологий в мировом сообществе, развития банковского сектора и сети оказания банковских услуг физическим и юридическим лицам, расширения рынка электронных услуг населению, улучшения промышленной, социальной инфраструктуры городов, повышения доступности учебных и методических материалов для населения и образовательных организаций, совершенствования компьютерной техники и другим.
В 2016 г. Президент РФ В. В. Путин, обращаясь в своем послании к верхней палате парламента, говорил о следующем: «Предлагаю запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения — цифровой экономики. В ее реализации будем опираться на российские компании, научно-исследовательские и инжиниринговые центры страны. Это вопрос национальной безопасности, технологической независимости России, нашего общего будущего... Нужно также учитывать, что в цифровых технологиях кроются и риски. Необходимо укреплять защиту от киберугроз, должна быть значительно повышена устойчивость всех элементов инфраструктуры, финансовой системы, системы государственного управления» [3].
В целях дальнейшей цифровизации и совершенствования развития цифровой экономики 9 мая 2017 г. Президентом РФ издан Указ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [4]. Мероприятия, указанные в данной Стратегии, нацелены на развитие российской экономики в среднесрочной перспективе. В этом же 2017 г. правительством РФ издано и распоряжение № 1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее — Программа) [5]. Цифровая экономика в Программе определена как хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровой форме и которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и обще-
> ö
о
сг
О
< =
>
ства в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы.
Впоследствии на основе этой Программы сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В ее состав входят ряд федеральных проектов: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление» [6]. Для последующего развития и эффективного функционирования цифровой экономики необходима развитая инфраструктура, на этом и сделан акцент в Программе. В первую очередь к объектам инфраструктуры следует отнести сети связи, доступ к сети Интернет, центры обработки данных.
Таким образом, с уверенностью можно констатировать тот факт, что «Цифровая экономика Российской Федерации» ориентирована на создание принципиально новой схемы взаимодействия между тремя элементами: властью, научным сообществом и бизнес-сообществом. Разработка данной схемы нацелена на создание условий для повышения конкурентоспособности страны на международном уровне. Разработано шесть направлений, сосредоточенных на устранении барьеров и создании базы развития для высокотехнологичной экономики. Эти направления нашли свое отражение в федеральных проектах, которые начали реализовываться с 1 ноября 2018 г. Срок окончания их реализации — 31 декабря 2024 г.
В рамках каждого из перечисленных проектов сформулирована стратегическая задача. Кратко рассмотрим их.
1. Суть проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» состоит в создании законодательных условий, необходимых для формирования так называемой цифровой среды доверия, развитии электронного документооборота, иных мерах, направленных на создание эффективной системы государственного регулирования сферы цифровой экономики в России.
2. В основе проекта «Кадры для цифровой экономики» находится система подготовки
и переподготовки кадров. Обозначена необходимость обеспечения компетентными кадрами экономической деятельности, сфокусированной на цифровых технологиях.
3. Проект «Цифровые технологии» включает в себя направления развития перспективных цифровых технологий и создание цифровых платформ.
4. Сущность проекта «Информационная инфраструктура» заключается в разработке глобальной устойчивой конкурентной инфраструктуры, в основу которой положены преимущественно российские разработки: в частности, речь идет о создании передовой инфраструктуры, которая будет обеспечивать передачу данных между домашними хозяйствами, государственными органами, учреждениями образования. В данный проект входят мероприятия, направленные на создание и развитие инфраструктуры мобильной и спутниковой связи нового поколения, инновационных медицинских технологий, внедрение цифровых технологий и платформенных решений и многое другое. Следует подчеркнуть, что и на федеральном, и на региональном уровнях предусмотрены налоговые преференции для компаний, проводящих прикладные исследования в сфере высоких технологий.
5. Разработки по созданию условий, направленных на повышение степени информационной безопасности в ходе передачи, обработки и хранения данных, нашли отражение в проекте «Информационная безопасность», в котором сделан акцент на важности использования преимущественно отечественных разработок.
6. Цифровизации государственного управления посвящен проект «Цифровое государственное управление». В нем говорится о применении цифровых технологий и платформенных решений при оказании государственных услуг, что повышает качество их предоставления.
Относительно источников финансирования отметим, что, например, в 2020 г. преимущественную долю в финансовых источниках заняли внебюджетные средства. Главным источником финансирования национальной программы в дальнейшем станут средства федерального бюджета [7]. Реализация национального проекта осуществляется одновременно в ходе нескольких государственных программ, в том числе в рамках государственной программы «Информационное общество». Ее цель — повы-
шение качества жизни и работы граждан, улучшение условий деятельности организаций, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [8].
В Программе представлена не только известная система поддержки развития существующих сквозных цифровых технологий, то есть «большие данные» (Big Data), ней-ротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей, но и создание условий для возникновения новых платформ и технологий. Программа нацелена на создание не менее десяти национальных компаний-лидеров — высокотехнологичных предприятий, развивающих «сквозные» технологии и управляющих цифровыми платформами, которые работают на глобальном рынке и формируют вокруг себя систему «стартапов», исследовательских коллективов и отраслевых предприятий, обеспечивающую развитие цифровой экономики.
В программных мероприятиях акцент сделан на стратегическом уровне управления развитием цифровой экономики, к которым относятся утверждение целей, разработка и утверждение планов, направлений работы, и, что особенно важно, предусмотрены оперативный и тактический уровни. В контексте проблемы оперативного уровня управления отметим, что сегодня разрабатывается методология планирования, координации, контроля, мониторинга и отчетности при реализации Программы, ее методическая поддержка, управление проектами, обеспечение ресурсами, координация финансирования мероприятий, а также деятельности федеральных и региональных органов власти, взаимодействие с представителями бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества, разработка приоритетных направлений прикладных исследований и разработок и т. д.
На тактическом уровне обеспечено управление выполнением планов и реализацией проектов по цифровой трансформации органов власти, государственных учреждений, корпораций и фондов, исполнение проек-
тов и масштабирование пилотных проектов и лучших практик, организация исследований и экспертизы в области цифровой экономики, формирование нормативной базы компонентов образовательных программ, обеспечение ресурсами проектов и инициатив в области цифровой экономики, их финансирование.
С 2017 г. наша страна принимает активное участие в переговорах с Сербией, Казахстаном, Китаем и другими государствами. Тематика этих переговоров связана с развитием цифровых технологий. Взаимодействие России и Китая, в частности, организовано с помощью работы подкомиссии по связям и деятельности ИТ-комиссии, цель которой заключается в подготовке и организации регулярных встреч глав правительств этих стран.
К числу вопросов, обсуждаемых главами профильных министерств, относятся разработка и построение перспективных и стратегически важных цифровых технологий и платформ; строительство подводного магистрального кабеля, который будет проходить вдоль арктического побережья России (магистраль обеспечит скоростное соединение Европы с Азией, а также проведение научных исследований); обеспечение персональной подвижной спутниковой связью пространства стран — членов Шанхайской организации сотрудничества; использование спектра радиочастот с наибольшей эффективностью.
Одно из ключевых направлений Программы — кадры для цифровой экономики. Данная тема всегда была и остается актуальной, приобретая в современных условиях новый окрас. Сегодня, как никогда, увеличивается потребность в высококвалифицированных 1Т-специалистах. К сожалению, в подготовке специалистов такого уровня еще очень много проблем, связанных с недостаточно разработанными подходами к обучению и переподготовке кадров с учетом развития цифровой экономики. Перечислим некоторые продукты и сервисы национального проекта, направленные на улучшение кадровой составляющей: сервисы и гранты для населения и бизнеса; межбюджетные трансферты, в частности субсидии для учреждений образования; подготовка кадров для бизнеса.
В отношении проведения работы с населением можно выделить ряд мероприятий в рамках нескольких направлений. Среди
> ö
о
сг
О
< =
>
них — личные именные сертификаты на обучение цифровым компетенциям; поддержка посредством грантов молодежи, одержавшей победу на олимпиадах по таким дисциплинам, как информатика и математика; повышение уровня при самостоятельном освоении материалов по цифровой грамотности (в помощь — единый онлайн-сервис); связанные с методикой обучения интерактивные формы, в том числе использование различного рода презентаций, инфографики, решение кейсов и участие в деловых играх по теме цифро-визации; создание новых моделей образовательных программ, что влечет за собой изменение методологии преподавания в школах и вузах.
Значима и тема субсидирования. Речь идет о том, что расходы учреждений среднего и высшего образования в области 1Т-технологий будут субсидироваться из федерального бюджета. Для получения субсидий необходимы следующие мероприятия: проведение тематических детских лагерных смен по математике и информационным технологиям; использование на занятиях цифрового учебно-методического комплекса, например, ресурсов виртуальных лабораторий; создание международных центров, проводящих мониторинг и изучение передовых опыта и идей. В случае успешной реализации проекта у выпускников появится возможность освоить профиль «Цифровые технологии» в ведущих вузах России. Результатом этого станет уменьшение числа имеющихся вакансий 1Т-специалистов в различных отраслях народного хозяйства нашей страны.
Однако наблюдаются и существенные минусы. Несомненно, в России происходит расширение спектра применения цифровых технологий. В последние несколько лет значительно возросло число граждан, которые обладают цифровыми навыками. Тем не менее в российском государстве сохраняются такие пережитки, как значительное цифровое расслоение, невысокий уровень профессиональной подготовки кадров в сфере цифровых технологий, образовательные программы учебных заведений не в полной мере соответствуют нуждам реального сектора цифровой экономики.
Сегодня рано говорить о лидерстве России в рамках развития цифровых технологий в целом и цифровой экономики в частности. Однако наша страна продолжительное время уверенно удерживает место в группе стран, следующих за лидерами. Благодаря реализации программных мероприятий в этой сфере, позиции России постоянно улучшаются. Главное — не останавливаться на достигнутом уровне, поскольку конкуренция в данной сфере очень жесткая. Соответственно, в таких условиях необходимо усиливать совместную работу органов власти, научного сообщества и бизнес-сообщества, направленную на дальнейшее развитие цифровой экономики.
Итак, можно сделать вывод о том, что динамика развития цифровой инфраструктуры, профессионализма и компетенций трудовых ресурсов в области цифровой экономики позволит в ближайшие годы России выйти в лидеры.
Литература
1. Прокопьева Т. В., Прокопьев А. В., Попова А. Ю. Цифровая экономика — взгляд в будущее // Open Innovation: сб. тр. V Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2018. С. 97-101.
2. Digital 2020: The Russian Federation // Datareportal.com. 2020. 18 February. URL: https:// datareportal.com/reports/digital-2020-russian-federation?rq=Digital%202020%3A%20 The%20Russian%20Federation (дата обращения: 26.02.2021).
3. О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства [Электронный ресурс]: послание Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. б/н // Президент России. URL: http://www. kremlin. ru/acts/bank/41550/page/1 (дата обращения: 20.02.2021).
4. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Правительство России: офиц. сайт. 2017. 31 июля. URL: http://government.ru/docs/28653/ (дата обращения: 20.02.2021).
5. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_319432/ (дата обращения: 20.02.2021).
6. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru (дата обращения: 01.03.2021).
7. Счетная палата РФ [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru (дата обращения: 01.03.2021).
8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 (в ред. от 16 декабря 2020 г.) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_162184/ (дата обращения: 01.03.2021).
References
1. Prokop'eva T.V., Prokop'ev A.V., Popova A.Yu. Digital economy - a look into the future. In: Proc. 5th Int. sci.-pract. conf. "Open innovation". Penza: Nauka i Prosveshchenie; 2018:97101. (In Russ.).
2. Digital 2020: The Russian Federation. Datareportal.com. Feb. 18, 2020. URL: https://data-reportal.com/reports/digital-2020-russian-federation?rq=Digital%202020%3A%20The%20 Russian%20Federation (accessed on 26.02.2021).
3. On the situation in the country and main directions of domestic and foreign policy of the state. Message from the President of the Russian Federation dated 01.12.2016. Official website of the President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41550/page/! (accessed on 20.02.2021). (In Russ).
4. On the approval of the program "Digital economy of the Russian Federation". Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r. Official website of the Government of Russia. July 31, 2017. URL: http://government.ru/docs/28653/ (accessed on 20.02.2021). (In Russ.).
5. Passport of the national program "Digital economy of the Russian Federation". Approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (Minutes No. 16 dated December 24, 2018). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319432/ (accessed on 20.02.2021). (In Russ.).
6. Official website of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation. URL: https://digital.gov.ru (accessed on 01.03.2021). (In Russ.).
7. Official website of the Accounts Chamber of the Russian Federation. URL: https://ach.gov. ru (accessed on 01.03.2021). (In Russ.).
8. On the approval of the state program of the Russian Federation "Information society". Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 313 (as amended on December 16, 2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_162184/ (accessed on 01.03.2021). (In Russ.).
> ö
Сведения об авторах
Ушакова Елена Викторовна
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и государственного и муниципального управления
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а, Россия
(Н) e-mail: [email protected]
Воронина Елена Владимировна
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а, Россия
(Н) e-mail: [email protected]
Information about Authors
Elena V. Ushakova
Ph.D. in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Management and Public and Municipal Administration
St. Petersburg University of Management Technologies and Economics
44A, Lermontovskiy Ave., St. Petersburg, 190103, Russia
(H ) e-mail: [email protected] Elena V. Voronina
Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Public and Municipal Administration
St. Petersburg University of Management Technologies and Economics
44A, Lermontovskiy Ave., St. Petersburg, 190103, Russia
(H ) e-mail: [email protected]
о
CL
О
< =
>
Фугалевич Елена Владимировна
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а, Россия
(Н) e-mail: [email protected]
Михайлова Марина Владиславовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и территориального управления
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21, Россия
(Н) e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 02.03.2021 Подписана в печать 22.03.2021
Elena V. Fugalevich
Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Public and Municipal Administration
St. Petersburg University of Management Technologies and Economics
44A, Lermontovskiy Ave., St. Petersburg, 190103, Russia
(H ) e-mail: [email protected]
Marina V. Mikhaylova
Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of State and Territorial Administration
St. Petersburg State University of Economics 21, Sadovaya Str., St. Petersburg, 191023, Russia (H ) e-mail: [email protected]
Received 02.03.2021 Accepted 22.03.2021