3.2. Цифровизация сельскохозяйственной отрасли: тенденции и перспективы
©Гусарева Н. БД ©Царитова К. Г.ь, ©Бондаренко А. В.11 Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация ae-mail: NadezdaGusareva@yandex.ru be-mail: caritovakg@rgsu.net ce-mail: BondarenkoAnV@rgsu.net
Аннотация. В современных условиях России особую актуальность приобрели проблемы реализации федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Особое внимание в научном сообществе уделяется обсуждению современной концепции «цифровой экономики» и практики развития процессов региональной цифровизации. В работе проведен критический анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме цифровизации сельского хозяйства в России. Авторами предложен подход к реализации стратегии цифровизации субъектов Российской Федерации в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Ключевые слова: цифровая экономика, стратегия цифровизации, субъект Российской Федерации, цифровизация сельского хозяйства.
Для цитирования: Гусарева Н. Б., Царитова К. Г., Бондаренко А. В. Цифровизация сельскохозяйственной отрасли: тенденции и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №3. С. 51-55.
Digitalization of the agricultural industry: trends and prospects
©N. B. Gusarevaa,©K. G. Tsaritovab,©A. V. Bondarenkoc Russian State Social University, Moscow, Russian Federation ae-mail: NadezdaGusareva@yandex.ru be-mail: caritovakg@rgsu.net ce-mail: BondarenkoAnV@rgsu.net
Abstract. In modern conditions of Russia, the implementation of federal projects of the national program «Digital Economy of the Russian Federation» has become particularly relevant. The scientific community pays special attention to the discussion of the modern concept of the «digital economy» and the practice of the development of regional digitalization processes. The paper provides a critical analysis of foreign and domestic approaches to the problem of digitalization of agriculture in Russia. The authors have proposed an approach to implementing the digitalization strategy of the constituent entities of the Russian Federation in the framework of federal projects of the national program «Digital Economy of the Russian Federation».
Keywords: digital economy, digitalization strategy, subject of the Russian Federation, agricultural digitalization.
For citation: Gusareva N.B.,Tsaritova K. G.,Bondarenko A. V. Digitalization of the agricultural industry: trends and prospects // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №3. P. 51-55.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что в течение следующих четырёх лет действует государственная программа по развитию сельского хозяйства, направленная на внедрение информационных технологий в данную сферу. Исходя из этого, возникла потребность в трансформации законодательства, контролирующего данную сферу деятельности, создании необходимых кадровых единиц и изменении связанных сфер деятельности.
Сельскохозяйственная сфера является одним из важнейших направлений деятельности в государстве. Поэтому трансфор-
мация данной сферы является неотъемлемой частью экономического развития страны.
Для внедрения цифровых технологий в процесс сельскохозяйственной деятельности требуется полное изменение принципов деятельности на всех этапах производства без потери качества продукта и увеличение его объёмов в отношении населения страны.
Цифровизация данной сферы позволит выявить площади, которые не были задействованы в процессе сельского хозяйства, определить качество земель и создать полную картину состояния почв на всей протяжённости страны по средствам спутникового мониторинга.
Несомненными достоинствами данной системы является точность, систематичность, снижение человеческого фактора. Всё это позволит развиваться сельскохозяйственной деятельности стремительными темпами, наращивать объёмы производства под полным контролем без потери качества на всех этапах.
«В сельском хозяйстве отраслевым стандартом становится использование систем геопозиционирования, комплексного управления парком техники, точного земледелия. Однако, как показывает кросс-отраслевой анализ, настоящая цифровая революция в мировом сельском хозяйстве -только впереди»[18].
В современном мире лидерство цифровизационной эстафеты за сферами информационных технологий, медийной сферой, финансовой и страховой. Что касается производства, на данный момент, уровень внедрения цифровых технологий в данных сферах крайне низкий.
Проблемы цифровизации сельского хозяйства активно обсуждаются на мировом уровне. Ежегодный Глобальный форум по продовольствию и сельскому хозяйству (GFFA) — это международный форум по вопросам агропродовольственной политики, который объединяет более двух тысяч участников. На форуме, который прошел в 2019 году, участники сосредоточили свое внимание на вопросе о том, как цифровое сельское хозяйство может способствовать ресурсосберегающему и экологически чистому производству продовольствия. Было отмечено, что цифровые технологии могут внести значительный вклад в повышение урожайности, снизив при этом использование химических пестицидов. В ходе дискуссии также были отмечены и риски, среди которых можно выделить сокращение рабочих мест.
Что касается реализации глобальных проектов по цифрови-зации сельского хозяйства, то интересен опыт европейских стран, реализующих проект Internet of Food & Farm 2020 (IoF2020). Проект Internet of Food & Farm 2020 направлен на ускорение внедрения цифровых технологий для обеспечения конкурентоспособности фермерских хозяйств и продовольственных цепочек в Европе.
«IoF2020» - это одно из направлений развития включенного в глобальную программу «Horizon 2020». Данная программа реализуется при поддержке Европейской комиссии. Часть бюджета данного проекта состоит из инвестиций данной комиссии объёмом в 30 миллионов евро.
Основная задача программы «IoF2020» создание новой информационной структуры для её последующего внедрения в систему государства и производства. В данном проекте участвует множество компаний из сфер производства пищевой продукции, информационных технологий, а так же институты с научно-исследовательской базой.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Основная цель исследования состоит в разработке и обосновании теоретических и концептуальных положений, методических и практических рекомендаций, связанных с совершенствованием системы управления в сельском хозяйстве России.
Интерес исследования состоит в формировании и научном обосновании теоретико-методических и практических направлений развития механизма разработки законодательства о цифровых технологиях, модернизации цифровой инфраструктуры, внедрении цифровых практик в ключевых сферах экономики и государственном управлении Результаты исследования
заключаются в совершенствовании процесса управления реализацией стратегии цифровизации субъектов Российской Федерации в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В ходе обработки и анализа данных был использован комплекс экономических методов исследования, объединенных системным подходом к изучению проблемы циф-ровизации в сельском хозяйстве, применялись аналитический, экономико-статистический, абстрактно-логический, сравнительный методы.
Основу информационной и эмпирической базы исследования составили: статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, информация и аналитика Министерства сельского хозяйства России, результаты экспертных оценок специалистов агропродовольственного комплекса; материалы наблюдений авторов.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
В ходе работы были изучены научные труды отечественных и зарубежных авторов по исследованию проблематики цифровой экономики. Приведем некоторые определения цифровой экономики, которые используются в научном и профессиональном сообществах:
- «Экономика, основанная на цифровых технологиях, однако мы в большей степени понимаем под этим осуществление деловых операций на рынках, основанных на сети Интернети Всемирнойпа-утине» (British Computer Society, 201327 ) [7].
- «Use of digital technologies to change a business model» (Banu Dawood Gani and Fernando,2018) [6].
- «Integration of digital technologies into everyday life by the digitization of everything that can be digitized» ( Ochs and Riemann, 2018) [15].
- Is the process of converting information into a digital (bits - 0,1) format (i.e., readable by computers). This allows any information to be stored, processed, and transmitted easily by using a network of computers (Gupta, 2019) [12].
- The integration of digital technologies into everyday life. Digitalization also means the process of making digital everything that can be digitized and the process of converting information into digital format (Croon Fors, 2013) [9].
Очевидно, что разнообразие представленных мнений о сути цифровой экономики рождает и разные варианты его описания.
Мы согласны с мнением Гохберг Л.М. [11], что цифровая экономика - это «деятельность по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг» (Гохберг Л.М. and ets, 2019).
Резкий технологический скачёк в области обработки и передачи данных послужил толчком для развития терминологической базы в научной сфере. В последнее время всё чаще в научных трудах встречаются термины связанные с «цифровизацией».
Этот термин обозначает новый способ обработки и передачи информационных массивов данных в различных областях сферы деятельности.
В положении о развитии информационного общества Российской федерации описан термин цифровой экономики: «Цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства,
52 Economic problems and legal practice
Vol. 16, №3,2020
ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)
технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг»[3].
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. N0 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы», определены основные направления данной деятельности :создание благоприятных условий для развития общества знаний в Российской Федерации; повышение благосостояния и качества жизни граждан; повышение доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике при использовании современных цифровых технологий; повышение степени информированности и цифровой грамотности; увеличение доступности и качества государственных услуг для граждан; обеспечение безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.
Высокие технологии являются приоритетной задачей в программе «Цифровой экономики РФ». Список направлений развития высоких технологий дополняется по мере их развития.
Что касается программы «Цифровой экономики» - это задача является одной из самых приоритетных в стратегии развития страны на ближайшие пятнадцать лет.
Необходимо выделить основные задачи Программы цифро-визации:
- разработка новой информационной системы экономики страны для взаимодействия всех её субъектов;
- обеспечение благоприятных условий для научного развития данной сферы на всём протяжении их разработки и внедрения;
- поддержание и увеличение качественный и объёмных показателей производства для упрочнения конкурентных позиций внутри страны и на международном рынке.
Для реализации данной программы необходимо развитие прочной системы информационного взаимодействия в цифровой сфере на всех уровнях. Только по достижению данной цели возможно внедрение данной системы на глобальном уровне.
На сегодняшний день состояние сферы сельскохозяйственной деятельности в отношении использования цифровых технологий сильно отличается от других сфер деятельности. Уровень использования цифровых технологий в сельском хозяйстве на данный момент, не позволяет говорить о внедрении глобальной системы цифровизации.
Это связано со множеством факторов. В первую очередь на положение вещей в данной сфере влияет низкий уровень финансирования, отсутствие современных технологий на производстве, высокая доля человеческого труда, низкий уровень подготовки кадров. В особенности это касается подготовки в сфере информационных технологий.
Кроме того, в данной сфере низкая доля внедрения новых разработок и научных исследований. Сфера сельского хозяйства в России на данный момент не готова к глобальной цифровизации и требует серьёзных преобразований.
Исходя из этого необходимо разработать новую систему для преобразования сельскохозяйственной отрасли в России, направленную на подготовку данной сферы к глобальным качественным изменениям, связанные с цифровизаци-ей отрасли.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Низкий уровень использования современных информационных технологий в сфере сельскохозяйственной деятельности определён несколькими проблемами:
1. Раздробленность сектора производства пищевой продукции на частные производства влекут за собой низкую финансовую обеспеченность, что является причиной отсутствия дорогостоящих разработок и технологий.
2. Развитые предпринимательские единицы зачастую активно используют кредитные услуги для развития бизнеса, что влечёт за собой низкий уровень собственных оборотных средств.
3. В региональной структуре сельскохозяйственная деятельность представлена слабыми производителями без возможности приобретения дорогостоящего оборудования.
4. Большая часть земель предназначенных для сельхоз работ в России относится к мелким частным хозяйствам. Такой показатель распределения земель определяет низкую производительность труда в данной сфере и малоэффективное использование ресурсов.
5. Связанные отрасли сельскохозяйственной деятельности находятся в зависимом друг от друга положении. Данная цепочка связей сильно усложняет цифровизацию данной области.
6. Доля государственного участия в сфере сельского хозяйства довольно низкая. Производители в данной сфере не обеспечены необходимыми ресурсами для развития информационных технологий.
В исследовании авторами определены три основных этапа цифровизации сельского хозяйства:
Вводные исследования: в 2005 году стартовала программа по определению объёмов и состояния отрасли, определение её позиций и оценка технологического оснащения.
Наполнение отрасли: за последние годы количество продуктов направленных на цифровизацию данной области из других стран стремительно возросло. Такой скачёк в развитии данной отрасли существенно влияет на необходимость преобразования сферы в России.
Интеграция: наиболее важным показателем в интеграции цифровых технологий в сферу сельского хозяйства является связанность технологии передачи данных в единое целое. На данный момент наиболее перспективной технологий является облачная система хранения и передачи данных. Такой способ связи цифрового пространства сельскохозяйственной деятельности позволит объединить все аспекты его информационной деятельности.
Кроме того, такой метод связи данных в единую базу позволит облегчить многие маркетинговые и логистические процессы, что приведёт к удвоению прибыли. Так же это позволит Российской сельскохозяйственной деятельности достичь высоких показателей конкурентоспособности на международном рынке за счёт постоянной оценки собственной эффективности.
Авторами выделены основные риски и угрозы связанные с цифровизацией сельскохозяйственной деятельности на данный момент:
- существующие на рынке технологии являются общими без учёта индивидуальных показателей конкретного производства, в том числе географического и климатического положения;
- серьёзный разрыв в уровне цифровизации сельского хозяйства по отношению другим сферам деятельности;
- длительная разработка совокупных методов и средств для внедрения информационных технологий в данную сферу;
- низкая оснащённость технологиями мобильной связи и сети в связи с удалённостью от крупных населённых пунктов;
- потребность в существенной финансовой поддержке данного процесса;
- низкий уровень подготовки кадров, что существенно усложняет и замедляет процесс цифровизации;
- несовершенство законодательства (штрафы при использовании техники без присутствия человека).
Кроме того, можно выделить ряд организационных и технологических проблем, которые ограничивают качество информационного обеспечения:
- необходимость в разработке соответствующих положений для развития цифровизации данной области со стороны государства;
- отсутствие единой методической базы информационного обеспечения предприятий аграрной сферы;
- низкий уровень интеграции предприятий АПК в единое информационное пространство и ограниченный доступ к информационным ресурсам;
- отсутствие единой информационной платформы и сложность интеграции существующих программных продуктов и комплексов в сфере сельского хозяйства и его взаимодействия с прочими структурами;
- недостаточная квалификация кадров в использовании информационных технологий большой части руководителей и специалистов АПК;
- ограниченные финансовые ресурсы не позволяют развивать информационную инфраструктуру сельскохозяйственного производства.
Мы считаем, что необходимо включение информатизации системы аграрного производства в число приоритетных задач развития АПК. Это позволит повысить эффективность менеджмента данной сферы.
Именно информатизация обеспечивает технико-технологический базис цифровой экономики, позволяет начать процесс цифровизации данной области. Основными задачами для начала процесса информационной трансформации данной сферы, для её дальнейшей цифровизации являются:
- Интеграция разработок автоматизации процесса и контроля на производстве;
- Разработка и распространение комплексного программного обеспечения направленного на интеграцию всех бизнес-процессов в данной сфере;
- Внедрение комплексного программного обеспечения для осуществления административной деятельности предприятий данной сферы. Это позволит обеспечить регламентированный доступ к информационным ресурсам и реализовать задачи системного управления.
- Обеспечение высокого уровня связи на местах осуществления сельскохозяйственной деятельности;
- Упрочнение и развитие цифрового обмена данными со связанными единицами организации процесса в данной сфере;
- Развитие цифрового обмена данными направленного на приобретение товаров и услуг;
Стоит отметить, что цифровизация в отрыве от системы не определяют дальнейшее развитие сферы, однако, является важнейшим инструментом для достижения высоких показателей конкурентоспособности и прочих значимых эффектов.
Кроме того, данный процесс позволит оптимизировать производство и качественно улучшить систему менеджмента в данной сфере.
Для внедрения цифровых технологий необходимо усилить государственную поддержку АПК.
Основными направлениями повышения эффективного государственного управления развитием регионального агропро-довольственного комплекса являются:
- Создание чёткого плана по развитию данного сектора;
- Создание государственных программ поддержки в целом и для каждого субъекта в частности, в зависимости от его географического положения;
- Создание благоприятных условий для развития отрасли на всех её уровнях;
- Уменьшение разрыва перспективности и уровня благоприятности условий ведения сельскохозяйственной деятельности относительно территориальной принадлежности к разным областям страны;
- Развитие информационных технологий во всех регионах России;
- Рост доли ГЧП в данной сфере;
- Стремление к объединённой модели управления производства в данной сфере;
- Модернизация связанных областей деятельности и регулирования процессов в сфере сельского хозяйства;
- Перманентное совершенствование стратегии цифровизации относительно реалий.
Результат деятельности по цифровизации в данной сфере будет определён непосредственно управленческой деятельности со стороны государства, уровнем подготовки к данному процессу и контролем над осуществлением проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеперечисленного, мы можем заключить, что цифровизация сельского хозяйства это необходимый процесс, который позволит снизить риски в данной сфере деятельности, повысить эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность не только внутри страны, но и на международном рынке.
Стоит отметить, что в процессе цифровизации сельского хозяйства, на данный момент, существует множество проблем связанных с низким уровнем финансирования данной сферы, низкой квалификацией кадров и плохой технологической оснащенностью.
Все эти сложности представляются возможными для решения, при поддержке со стороны государства и в большей степени зависит от эффективности и грамотности найденных решений по преодолению возникших трудностей.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,08%.
Список литературы / Reference list:
1. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of may 7, 2018 On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024 3. Access mode: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
2. Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of 09.05.2017 On The strategy for the development of the
information society in the Russian Federation for 2017-2030 (2017). Access mode: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 Decree of the President of the Russian Federation of 12.05.2009 N 537 (ed. from 01.07.2014) «on the national security Strategy of the Russian Federation until 2020» / / SPS «ConsultantPlus». Access mode: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW
54 Economic problems and legal practice Vol. 16, №3,2020 ISSN 2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)
4. Resolution of the Government of the Russian Federation from 02.03.2019 N 234 (edition of 07.12.2019) «On the system of managing the implementation of the national programme «Digital economy of the Russian Federation» (together with «Regulation on the implementation of the national programme «Digital economy of the Russian Federation») Access mode: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_319701/3
5. Antipina N. I. Transformation of Russian business in the conditions of transition to digital economy: branch and regional aspects / / Economic science of modern Russia. 2018. No. 2 (81). Pp. 102-111.
6. Banu Dawood A. Gani and Fernando Y. (2018) Concept and Practices of Cyber Supply Chain in Manufacturing Context/ Encyclopedia of Information Science and Technology. 11 p.
7. British Computer Society (2013). The Digital Economy. https://policy.bcs.org/position_statements/digital-economy).
8. Bryakina A.V. Digitalization of economic systems in agriculture: economic and legal aspects of innovative development of agriculture / / Agrarian education and science. 2019. No. 2. C. 2.
9. Croon Fors A. The Ontology of the Subject in Digitalization/ Handbook of Research on Technoself: Identity in a Technological Society/ 2013 | Pages: 19
10. Demura N. A., Yarmolenko L. I., Kazhanova E. Yu. Digitalization as a necessary condition for economic development of Russia and regions/ / Economics of sustainable development. 2019. No. 2 (38). Pp. 126-130. Banu Dawood A. Gani and Fernando Y. (2018) Concept and Practices of Cyber Supply Chain in Manufacturing Context/Encyclopedia of Information Science and Technology. 11 p.
11. Gohberg L. M. et al. What is the digital economy? Trends, competencies, measurement / / APR. international. science. Conf. on problems of economic and social development, Moscow, 9-12 APR. 2019 / G. I. Abdrakhmanova, K. O. Vishnevsky,
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Гусарева Надежда Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства Российского государственного социального университета, г. Москва, Российская Федерация, РИНЦ Author ID 7777-3745, Scopus Author ID 57194381067, e-mail: NadezdaGusareva@yandex.ru
Царитова Кристина Герасимовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства Российского государственного социального университета, г. Москва, Российская Федерация, РИНЦ Author ID 788173, e-mail: caritovakg@rgsu.net Бондаренко Анастасия Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Российского государственного социального университета, г. Москва, Российская Федерация, РИНЦ Author ID 753666, Scopus Author ID 56612919900, e-mail: BondarenkoAnV@rgsu.net
L. M. Gokhberg, etc.; sci. ed. by L. M. Gohberg; NAT. research. Higher school of Economics. - Moscow: Ed. house of the Higher school of Economics, 2019. - 82 p.
12. Gupta V. Procurement Strategies for Digital Supply Chains: Concepts and Best Practices/ Technology Optimization and Change Management for Successful Digital Supply Chains, 2019 | Pages: 22
13. Motorin O. «Open systems»: scientific and information electronic publishing house. «Digital economy and state information systems: (analytical center of the Ministry of Agriculture», [website]. URL: http://ospcon.osp.ru/page1761856.html https://www.osp.ru/ (accessed 25.02.2019).
14. Nesterenko E. A. Directions of development of digital economy and digital technologies in Russia / E. A. Nesterenko, A. S. Kozlova / / Economic security and quality. - 2018. - No. 2 (31). - Pp. 9-14.
15. Ochs T. and Riemann U. A. (2018) IT Strategy Follows Digitalization/ Encyclopedia of Information Science and Technology, Fourth Edition, 2018, p.153
16. Skvortsov E. A. Transition of agriculture to digital, intelligent and robotic technologies / E. A. Skvortsov, E. G. Skvortsova, I. S. Sandu, G. A. iovlev / / Economy of the region. - 2018.- Vol. 14.-No. 3. - Pp. 1014-1028.
17. Tsirik O. A. Digital economy - a new vector of development of the modern economy / O. A. Tsirik / / Modern science: ideas that will change the world: materials of the all-Russian scientific and practical conference. 2018. Pp. 237-277.
18. «Trends in the digital economy». MNIAP. RF: network publishing house: [site]. URL: http://MHMan.p$/analytics/Trendy-cifrovyh-tehnologij-v-APK/ (accessed 07.11.2019).
19. Yakutin Yu. V. Russian economy: strategy of digital transformation (to constructive criticism of the government program «Digital economy of the Russian Federation» /Yu.V. Yakutin // Management and business administration. 2017. No. 4. Pp. 27-52.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Nadezhda B. Gusareva, Cand. Sci. (Ped.), associate Professor of Economics and Business Department, of the Russian State Social University, Moscow, Russian Federation, PI^ Author ID 7777-3745, Scopus Author ID 57194381067, e-mail: NadezdaGusareva@yandex.ru Kristina G. Tsaritova, Cand. Sci. (Econ.), Cand. Sci. (Ped.), associate Professor of Economics and Business Department, of the Russian State Social University, Moscow, Russian Federation, P^IНЦ Author ID 788173, e-mail: cari-tovakg@rgsu.net
Anastasia V. Bondarenko, Cand. Sci. (Econ.), associate Professor of Finance and credit Department of the Russian State Social University, Moscow, Russian Federation, Author ID 753666, Scopus Author ID 56612919900, email: BondarenkoAnV@rgsu.net