Научная статья на тему 'О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ'

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА / РЕГИОНЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / PUBLIC ADMINISTRATION / FEDERAL DISTRICTS / REGIONS / DIGITAL TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION / DIGITAL PUBLIC ADMINISTRATION / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушакова Е. В., Воронина Е. В., Фугалевич Е. В., Михайлова М. В.

В 2017 г. цифровая революция вышла на новый виток в мировом масштабе, преодолев существенный рубеж. Каждый второй житель нашей планеты подключился к всемирной сети Интернет. Программа «Цифровая экономика», утвержденная Правительством РФ в июле 2017 г., направлена на решение амбициозных задач, которые продиктованы новыми требованиями к системе государственного управления, а также к организации и структуре государственного аппарата РФ. Миссия внедрения цифровых технологий в сферу государственного управления должна заключаться в повышении его качества, в первую очередь качества государственных услуг и качества управления реализацией национальных проектов (программ), направленных на обеспечение экономического роста России.Цель. Определить приоритетные сферы и направления государственного управления в рамках внедрения цифровых технологий на федеральном и региональном уровнях.Задачи. Проранжировать уровни использования в субъектах и федеральных округах РФ потенциала цифровых технологий во всех аспектах народно-хозяйственной деятельности; выявить лидеров среди субъектов и федеральных округов РФ по применению цифровых технологий в сфере государственного управления.Методология. В исследовании использованы общие методы научного познания и научный социологический количественный метод определения места территории в рейтинге субъектов и федеральных округов РФ по применению цифровых технологий сфере государственного управления.Результаты. Авторами статьи сделан вывод о том, что в вопросах реализации проектов в рамках внедрения цифровых технологий на федеральном уровне требуется тщательная детализация нормативно-правовых актов. Применительно к субъектам РФ определены факторы, оказывающие влияние на неравномерное развитие цифровизации, в частности из-за недостаточной квалификации кадров, дефицита финансирования проектов в регионах, цифрового неравенства и проблемы формирования новой регуляторной среды.Выводы. Развитие цифровых технологий требует тесного взаимодействия государственных органов на всех уровнях исполнительной власти. Следует отметить, что методология формирования цифрового правительства сама по себе способствует созданию необходимых условий для решения народнохозяйственных задач, в частности задач стратегического планирования на базе единых цифровых информационных платформ. Данный аспект является первоочередным для развития отечественной экономики. Таким образом, цифровизация должна стать базой дальнейшего освоения государством принципа управления по результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ушакова Е. В., Воронина Е. В., Фугалевич Е. В., Михайлова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project Implementation in the Context of Digital Technologies: Federal and Regional Aspects

In 2017, the digital revolution reached a new global milestone: every second inhabitant of our planet was connected to the Internet. The Digital Economy Program approved by the Government of the Russian Federation in July 2017 aims to address ambitious tasks dictated by new requirements to the public administration system and the organization and structure of the state apparatus of the Russian Federation. The mission of implementing digital technologies in public administration should involve improving the quality of the latter, primarily the quality of public services and management of the implementation of national projects (programs) aimed at ensuring Russia’s economic growth.Aim. The presented study aims to determine priority areas and directions of public administration in the context of the implementation of digital technologies at the federal and regional levels.Tasks. The authors rank the constituent entities and federal districts of the Russian Federation by the extent to which the potential of digital technologies is realized in all aspects of national economic activity and identify the leading constituent entities and federal districts of the Russian Federation in terms of the implementation of digital technologies in public administration.Methods. This study uses general scientific methods of cognition and the scientific sociological quantitative method for ranking the constituent entities and federal districts of the Russian Federation in terms of the implementation of digital technologies in public administration.Results. The authors conclude that regulatory and legal acts need to be specified at the federal level in matters of project implementation in the context of digital technologies. With respect to the constituent entities of the Russian Federation, the study identifies factors that affect the uneven development of digitalization, particularly the under-qualified staff, lack of project funding in regions, digital divide, and problems of creating a new regulatory environment.Conclusions. The development of digital technologies requires close cooperation between public bodies across all levels of the executive branch. It should be noted that the methodology of forming a digital government itself facilitates the establishment of the necessary conditions for addressing national economic challenges, including those associated with strategic planning based on unified digital information platforms. This aspect is crucial for the development of the Russian economy. Thus, digitalization should lay the groundwork for the further implementation of results-based management by the government.

Текст научной работы на тему «О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ»

цифровая экономика

УДК 338.2:004

http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-2-157-164

О реализации проектов в рамках внедрения цифровых технологий: федеральный и региональный аспекты

Е. В. Ушакова1, Е. В. Воронина1, Е. В. Фугалевич1, М. В. Михайлова2

1 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия

2 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия

В 2017 г. цифровая революция вышла на новый виток в мировом масштабе, преодолев существенный рубеж. Каждый второй житель нашей планеты подключился к всемирной сети Интернет. Программа «Цифровая экономика», утвержденная Правительством РФ в июле 2017 г., направлена на решение амбициозных задач, которые продиктованы новыми требованиями к системе государственного управления, а также к организации и структуре государственного аппарата РФ. Миссия внедрения цифровых технологий в сферу государственного управления должна заключаться в повышении его качества, в первую очередь качества государственных услуг и качества управления реализацией национальных проектов (программ), направленных на обеспечение экономического роста России.

Цель. Определить приоритетные сферы и направления государственного управления в рамках внедрения цифровых технологий на федеральном и региональном уровнях.

Задачи. Проранжировать уровни использования в субъектах и федеральных округах РФ потенциала цифровых технологий во всех аспектах народно-хозяйственной деятельности; выявить лидеров среди субъектов и федеральных округов РФ по применению цифровых технологий в сфере государственного управления.

Методология. В исследовании использованы общие методы научного познания и научный социологический количественный метод определения места территории в рейтинге субъектов и федеральных округов РФ по применению цифровых технологий сфере государственного управления.

Результаты. Авторами статьи сделан вывод о том, что в вопросах реализации проектов в рамках внедрения цифровых технологий на федеральном уровне требуется тщательная детализация нормативно-правовых актов. Применительно к субъектам РФ определены факторы, оказывающие влияние на неравномерное развитие цифровизации, в частности из-за недостаточной квалификации кадров, дефицита финансирования проектов в регионах, цифрового неравенства и проблемы формирования новой регуляторной среды.

Выводы. Развитие цифровых технологий требует тесного взаимодействия государственных органов на всех уровнях исполнительной власти. Следует отметить, что методология формирования цифрового правительства сама по себе способствует созданию необходимых условий для решения народнохозяйственных задач, в частности задач стратегического планирования на базе единых цифровых информационных платформ. Данный аспект является первоочередным для развития отечественной экономики. Таким образом, цифровизация должна стать базой дальнейшего освоения государством принципа управления по результатам.

Ключевые слова: государственное управление, федеральные округа, регионы, цифровые технологии, цифровизация, цифровое государственное управление, цифровая экономика.

Для цитирования: Ушакова Е. В., Воронина Е. В., Фугалевич Е. В., Михайлова М. В. О реализации проектов в рамках внедрения цифровых технологий: федеральный и региональный аспекты // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 2. С. 157-164. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-2-157-164

Project Implementation in the Context of Digital Technologies: Federal and Regional Aspects

In 2017, the digital revolution reached a new global milestone: every second inhabitant of our planet was connected to the Internet. The Digital Economy Program approved by the Government of the

E. V. Ushakova1, E. V. Voronina1, E. V. Fugalevich1, M. V. Mikhaylova2

1 St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, St. Petersburg, Russia

2 St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia

2

g Russian Federation in July 2017 aims to address ambitious tasks dictated by new requirements to the

public administration system and the organization and structure of the state apparatus of the Russian o Federation. The mission of implementing digital technologies in public administration should involve

g improving the quality of the latter, primarily the quality of public services and management of the

v implementation of national projects (programs) aimed at ensuring Russia's economic growth.

k Aim. The presented study aims to determine priority areas and directions of public administration in

m the context of the implementation of digital technologies at the federal and regional levels.

o

q- Tasks. The authors rank the constituent entities and federal districts of the Russian Federation by

® the extent to which the potential of digital technologies is realized in all aspects of national eco-

^ nomic activity and identify the leading constituent entities and federal districts of the Russian Federation in terms of the implementation of digital technologies in public administration.

Methods. This study uses general scientific methods of cognition and the scientific sociological quantitative method for ranking the constituent entities and federal districts of the Russian Federation in terms of the implementation of digital technologies in public administration.

Results. The authors conclude that regulatory and legal acts need to be specified at the federal level in matters of project implementation in the context of digital technologies. With respect to the constituent entities of the Russian Federation, the study identifies factors that affect the uneven development of digitalization, particularly the under-qualified staff, lack of project funding in regions, digital divide, and problems of creating a new regulatory environment.

Conclusions. The development of digital technologies requires close cooperation between public bodies across all levels of the executive branch. It should be noted that the methodology of forming a digital government itself facilitates the establishment of the necessary conditions for addressing national economic challenges, including those associated with strategic planning based on unified digital information platforms. This aspect is crucial for the development of the Russian economy. Thus, digi-talization should lay the groundwork for the further implementation of results-based management by the government.

Keywords: public administration, federal districts, regions, digital technologies, digitalization, digital public administration, digital economy.

For citation: Ushakova E.V., Voronina E.V., Fugalevich E.V., Mikhaylova M.V. Project Implementation in the Context of Digital Technologies: Federal and Regional Aspects. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2020;26(2): 157-164 (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-1-157-164

В современных условиях актуальной становится проблема повышения качества государственного управления. Не вызывает сомнения тот факт, что ее решение непосредственно связано с деятельностью органов власти и зависит от введения в практику современных и эффективных методов управления [1, с. 45].

Цифровизация государственного управления — общемировая тенденция. Сегодня мировая экономика вступила в новую фазу цифрового развития. Данная фаза определяется активной трансформацией институтов и механизмов государственного управления. За последние двадцать лет проблемы повышения качества и эффективности государственного управления стали важнейшими направлениями исследований. Полученные результаты таких исследований определяют основные принципы реформирования институтов гражданского общества и государственного управления.

К сожалению, наша страна пока не входит в число стран-лидеров в сфере развития цифровой экономики. Сегодня доля этого сектора составляет около 3,9 % ВВП страны. Это приблизительно в два-три раза ниже, чем у лидирующих стран. Но, несмотря на отставание, в России заметны и положительные тенден-

ции. Например, объем цифровой экономики в последние годы устойчиво растет. Только за 2011-2015 гг. на цифровую экономику пришлось 24 % общего прироста ВВП [2].

По оценке экспертной группы Digital McKinsey, российское государство имеет значительный потенциал и перспективы дальнейшего развития в рассматриваемой области. Так, к 2025 г. цифровизация экономики России может увеличить ВВП страны на 4,1-8,9 трлн руб., что составит 19-34 % от общего увеличения ВВП [3]. В мае 2018 г. вступил в силу Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В этом Указе поставлены цели, которые необходимо выполнить правительству страны в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации. В их числе — ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа; обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.

В связи с этим одной из приоритетных задач следует признать внедрение цифровых тех-

нологий и платформенных решений в сфере государственного управления и оказания государственных услуг. Для достижения поставленных целей и решения задач их реализации Правительством РФ разработан федеральный проект «Цифровое государственное управление», входящий в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации». С момента инициации национальных проектов прошло больше года, а прошедший 2019 год формально является первым годом их полноценной реализации. Однако ввиду разных причин пока рано говорить о том, что процесс реализации национальных проектов запущен в полной мере. Об этом свидетельствуют показатели их исполнения. Так, по данным Счетной палаты РФ, уровень исполнения расходов федерального бюджета на национальные проекты за первое полугодие 2019 г. составил 32,4 % (0,56 трлн руб.), а в среднем по бюджету исполнение составляет 42,5 % [4].

Расходы на программу «Цифровая экономика» профинансированы всего на 8,3 % [5]. Причем из 27 задач на первое полугодие выполнено всего 12. Проектный офис программы «Цифровая экономика» такое низкое исполнение объясняет тем, что на текущем этапе принимаются новые правовые акты, необходимые для реализации национального проекта. Они требуют большого количества согласований. После принятия этих актов бюджетные деньги будут расходоваться быстрее.

Не вызывает сомнения тот факт, что активное применение новых электронных платформ и цифровых технологий создает все необходимые условия для последующей трансформации функций государственного управления и, как следствие, развития институциональных форм. Такая трансформация позволит в ближайшее время обеспечить более эффективное взаимодействие между органами государственной власти и обществом. Но стоит отметить тот факт, что достижение согласия в рамках определения стратегических направлений и целей выбранной обществом модели социально-экономического развития обязательно должно базироваться на фундаментальном понимании роли, задач и функций трех взаимосвязанных элементов: государства, бизнеса и общества.

В 2018 г. представлена Концепция циф-ровизации государственного управления на 2018-2024 гг. — «Сервисное государство 2.0». Данная модель «сервисного государства» направлена на комплексное решение жизненно важных ситуаций граждан. Такое решение может быть достигнуто на основании автоматизированных бизнес-процессов, которые носят название «суперсервисы». В рамках этой модели будет минимизировано участие чиновников в принятии решений по оказанию

услуг, будут исключены документы на бумажных носителях, как в самом процессе оказания ^

о

услуг, так и между ведомствами. Представлен- ^

ная концепция «сервисного государства» вер- *

сии 2.0 укладывается в федеральный проект ^

«Цифровое государственное управление» на- £

циональной программы «Цифровая экономика 2

РФ» [6, с. 176]. |

Не остаются в стороне от внедрения тех- |

нологий цифрового управления и регионы. ^

Программы цифровизации регионов и веду- |

щие направления стратегического развития *

задаются федеральным центром. Основными £

задачами цифровизации регионов являются, |

прежде всего, повышение эффективности де- ^

ятельности органов государственной власти за ш

счет цифровизации государственного управ- £

о

ления и приоритетных отраслей экономики, °

создание устойчивой и безопасной информаци- ^

онной инфраструктуры, а также обеспечение ^

подготовки квалифицированных кадров. ™

На базе Центра финансовых инноваций и ^

безналичной экономики Московской школы ^

управления «Сколково» была представлена °

полная версия рейтинга «Цифровая Россия » по В

85 субъектам РФ за первое полугодие 2018 г. °

По нашему мнению, индекс цифровизации <

отражает состояние процессов цифровизации |

в регионах России. Что под этим понимается? т Речь идет об уровне использования в отдельно

взятом регионе потенциала цифровых техно- -

логий во всех аспектах народно-хозяйствен- ^

ной деятельности, бизнес-процессах, сервисах, ^

продуктах, а также подходах к принятию ре- £

шений. Эти решения направлены на модерни- ©

зацию социально-экономической инфраструк- 03

туры регионов страны с учетом официальных ш

открытых источников (сайтов муниципалите- ^

тов, официальных документов и др.), а также 2

наиболее популярных СМИ. 2

Определение индекса осуществлялось по 2

100-бальной шкале. Интервал показателей В

индекса «Цифровая Россия» в первом полу- ш

годии 2018 г. сузился — от 37,2 до 75,14 бал- <

лов (в 2017 г. этот интервал составлял 26,06- о

70,01). Полученный результат подтверждает ^

факт снижения разрыва между лидирующи- >

ми и отстающими субъектами РФ в данном 03

и п ш

рейтинге. В десятку лидирующих вошли такие субъекты РФ, как Москва, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Московская область, Республика Башкортостан, Ленинградская область, Челябинская область. Бесспорное лидерство столицы основано, в первую очередь, на перманентном совершенствовании региональной программы «Информационный город», стартовавшей в 2012 г., одной из первоочередных городских

2 программ на 2012-2018 гг. Ее цели — повы-| шение качества жизни населения Москвы за ° счет широкомасштабного использования ин-2 формационно-коммуникационных технологий ® в социальной сфере, в сфере обеспечения ком-^ плексной безопасности города Москвы, во всех ° сферах управления городским хозяйством, | а также в повседневной жизни граждан; по-^ вышение эффективности и прозрачности городского управления.

В рамках программы «Информационный город» реализуется три подпрограммы: обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде гражданам и юридическим лицам, развитие открытой и безопасной городской среды путем внедрения информационно-коммуникационных технологий; повышение эффективности реализации функций органами исполнительной власти Москвы путем внедрения информационно-коммуникационных технологий; формирование общедоступной информационно-коммуникационной среды. План финансирования в 2012-2018 гг. равен 440 млрд руб. Плановый объем финансирования на реализацию мероприятий Государственной программы города Москвы «Информационный город» в 2018 г. составил 92 484 942,0 тыс. руб., в том числе 66 384 942,0 тыс. руб. — средства бюджета столицы; 26 100 000,0 тыс. руб. — средства, полученные из внебюджетных источников. Эти средства направлены на развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры региона.

Помимо данной программы, Москва принимает активное участие в работе с федеральным центром. Необходимо отметить, что некоторые технологические направления, предусмотренные в федеральной программе «Цифровая экономика России (2018-2024 гг.)», в Москве уже применяются в практической деятельности. Следующий лидер в данном рейтинге — Санкт-Петербург. В 2018 г. губернатором утверждена Концепция развития Санкт-Петербурга с помощью технологий «Умного города». Настоящая Концепция разработана в рамках деятельности проектного офиса «Умный Санкт-Петербург», организованного распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 26 июля 2017 г. с целью инициирования приоритетной программы «Умный Санкт-Петербург». Цель Концепции — формирование основ будущего образа Санкт-Петербурга на основе применения технологий «Умного города», механизмов их внедрения с учетом особенностей и целей развития города.

К успешно функционирующим сегодня элементам инфраструктуры «Умного города» можно, например, отнести городские интернет-ресурсы, обеспечивающие полноценное взаимодействие граждан с органами власти, го-

сучреждениями и городскими службами: портал государственных услуг Санкт-Петербурга gu.spb.ru, портал «Наш Санкт-Петербург» gorod.gov.spb.ru; городскую сеть центров государственных услуг «Мои документы»; развитие городской беспроводной сети Wi-Fi. В настоящее время беспроводной доступ к сети Интернет обеспечивается на всех линиях Петербургского метрополитена, а также в трех районах Петербурга: Центральном, Петроградском и Василеостровском.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В состав средств управления входят следующие функциональные элементы: средства поддержки стратегического управления; средства поддержки генерального планирования развития города; средства поддержки оперативного управления; средства поддержки управления в чрезвычайных ситуациях. Происходит преобразование города в «эффективного собственника» за счет создания системы эффективного государственного и частного управления всеми городскими ресурсами, в том числе трудовыми.

29 августа 2019 г. подписано соглашение между администрацией Санкт-Петербурга и генеральным директором организации «Цифровая экономика» Е. Ковниром в рамках Петербургского цифрового форума. Соглашение предусматривает сотрудничество сторон для реализации проектов национальной программы «Цифровая экономика РФ» в Санкт-Петербурге, в том числе на основе предложений организации «Цифровая экономика». В частности, планируется организовать взаимодействие по направлению повышения эффективности государственного управления в Санкт-Петербурге за счет применения цифровых технологий. По словам в тот период временно исполняющего обязанности губернатора Санкт-Петербурга А. Беглова, «есть программа по развитию города, чтобы во всех сферах городского хозяйства присутствовала современная цифровая составляющая». Рейтинг замыкают следующие регионы: Севастополь, Псковская область, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Северная Осетия — Алания, Чукотский автономный округ, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Республика Ингушетия, Еврейская автономная область.

В июле 2017 г. Законодательным собранием города Севастополя утверждена Стратегия социально-экономического развития города Севастополя до 2030 г. [7] Для каждой цели Стратегии сформулированы стратегические задачи. В качестве одной из шести задач создания высокоэффективной экономики определено формирование условий для развития информационно-коммуникационных технологий. Стратегические цели развития цифровой экономики в Севастополе также определены

Таблица 1

Индекс «Цифровая Россия» в аспекте федеральных округов за первое полугодие 2018 г.

№ п/п Федеральный округ (наименование) Первое полугодие 2018 г. Место в 2017 г. Изменение, %

1 Уральский 65,81 57,17 (1) 15,11

2 Центральный 59,82 50,05 (3) 19,52

3 Приволжский 59,55 46,93 (4) 26,89

4 Северо-Западный 58,95 50,9 (2) 15,82

5 Сибирский 53,48 41,91 (7) 27,61

6 Дальневосточный 52,28 44,2 (5) 18,28

7 Южный 51,35 43,06 (6) 19,25

8 Северо-Кавказский 43,44 33,37 (8) 30,18

и в Концепции формирования цифровой среды Севастополя «Умный город» [7], утвержденной в январе 2018 г. В Севастополе действует региональный проект «Цифровое государственное управление». Цель проекта — внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

В таблице 1 представлены федеральные округа РФ, упорядоченные по индексу «Цифровая Россия».

Лидером по итогам первого полугодия 2018 г. с отрывом от второго места практически в шесть баллов стал Уральский федеральный округ (УФО). По уровню цифровизации на Урале лидирует Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) с показателем 74,24. В общероссийском рейтинге он занял четвертое место. В него попали еще три уральских региона: Тюменская область с показателем 74 (пятое место), Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) — 72,4, (шестое место) и Челябинская область — 70,7 (десятое место).

Эксперты полагают, что Уральский федеральный округ стал лидером рейтинга, так как в его состав входят меньше всего субъектов. Следует отметить, что в данном федеральном округе сконцентрированы релевантные образовательные центры, деятельность которых направлена на подготовку кадров, создание научно-производственной базы и, как следствие, формирование территории опережающего социально-экономического развития. Четыре региона из шести, входящие в состав Уральского федерального округа, набрали более 70 баллов. На основании этого они смогли попасть в десятку лучших в общем индексе, что и обеспечивает Уральскому федеральному округу первое место: Челябинская (70.75) и Тюменская (74.01) области, ХМАО — Югра (74.24) и ЯНАО (72,43). Второе и третье места, соответственно, достались Центральному и Приволжскому федеральным округам.

о =

0

1

X

о

X

2 СО О

ГО

По полученным данным из открытых источ- а

m

ников определены основные факторы, оказы- ш

о

вающие влияние на неравномерное развитие s цифровизации в субъектах РФ:

1. Дефицит квалифицированных кадров и, как с= следствие, необходимость корректировок об- ^ разовательных программ. ES

2. Недостаточное финансирование. В сложной ^

<i>

ситуации оказываются регионы, которым не о.

хватает средств на решение экономических °

вопросов. В связи с этим сложно выделять 2

средства им на цифровизацию. °

3. Наличие цифрового неравенства. Как из- < вестно, без доступа к сети Интернет не ^ представляется возможным пользоваться как государственными услугами, так и ^ услугами «Умного города». Сегодня, к сожалению, только треть базовых станций ^ сотовой связи поддерживают современный ^ стандарт мобильного интернета — это 4G £ и LTE. Кроме того, принято решение, что е внедрение стандарта 5G оказалось отло- m женным до 2022 г. ш

4. Постепенное формирование новой регуля- ^ торной среды. Цель такой среды — созда- 2 ние максимально благоприятного правового 2 режима для возникновения и дельнейшего 2 развития цифровых технологий. Данный m процесс еще не завершился в большинстве ш регионов России. < Достижение высокого уровня информати- о

зации и автоматизации является важным <

условием цифровизации отраслей экономи- >

ки. Исходя из данного положения, субъекты m

РФ, помимо проектов и программ, реализуе- ш мых в сфере цифровой экономики, обращали внимание на проекты и программы в сфере развития информационной инфраструктуры, внедрения автоматизированных информационных систем. С 30 апреля по 17 мая 2019 г. проведен опрос и получены ответы из 79 субъектов РФ. В частности, в 34 субъектах указали, что их региональные программы по циф-ровизации либо разработаны, либо находятся на стадии разработки. Из 45 субъектов РФ, принимавших участие в опросе, сообщили,

2 что региональные программы по цифровиза-| ции на их территории отсутствуют. ° Как показывает анализ, перечень отраслей 2 и сфер, которые регионы выбирали в качестве ® наиболее актуальных для внедрения цифро-^ вых технологий, очень широк. В связи с этим ° для некоторых субъектов РФ созданы укруп-| ненные группы. Перечислим приоритетные ^ сферы и отрасли, наиболее актуальные для большинства регионов: 56 % регионов — ЖКХ и энергетика; 61 % регионов — транспорт и связь, включая беспроводную связь и цифровую мобильность; 66 % регионов — кадры и образование; 75 % регионов — городская среда; 75 % регионов — здравоохранение.

Необходимо указать и на ряд других приоритетных отраслей, выбранных регионами: государственные и муниципальные услуги и управление (в том числе электронное правительство), туризм, культуру, лесное и сельское хозяйство, промышленность и строительство. В качестве знаковых проектов в сфере цифровой экономики субъекты РФ преимущественно представили проекты в сфере государственного управления (включая оказание государственных услуг и государственные финансы). Региональные органы исполнительной власти отбирали знаковый проект. Основной критерий такого проекта — это наиболее существенный ожидаемый, достигнутый эффект реализации и преимущественно финансируемый за счет средств бюджета субъекта РФ.

В целом регионы решают подобные проблемы по выделенным направлениям. Большая часть указанных региональных проектов в сфере государственного и муниципального управления связана с созданием информационной инфраструктуры. Приоритетное значение информатизации государственного управления для исполнительной власти субъектов РФ, выявленное на основе анализа одного или нескольких значимых проектов, не свидетельствует об отсутствии в регионе проектов по цифровизации в других отраслях экономики. В сфере здравоохранения во многих регионах реализуются проекты по внедрению региональной медицинской информационной системы и автоматизации работы скорой медицинской

помощи. Большинство кейсов в регионах, отметивших проекты в сферах образования и транспорта, связаны с созданием автоматизированной системы управления образованием и внедрением системы фото- и видеофиксации в области дорожного движения.

18 октября 2019 г. прошло заседание Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации. Тема заседания — «От умного города к цифровому региону». На заседании А. Турчак, вице-спикер Совета Федерации, предложил разработать федеральный проект «Цифровой регион». Цель нового проекта — ликвидация отставания в качестве жизни людей, проживающих в населенных пунктах, которые не попали в программу «Умный город». По мнению Турчака, у государственно-частного партнерства существует огромный потенциал при реализации проекта «Цифровой регион».

Подводя итог, можно отметить, что регионы начинают активнее принимать участие в процессе формирования и реализации стратегических решений в сфере цифровой экономики. Это связано с желанием обеспечить свои конкурентные преимущества на длительную перспективу путем выхода на вновь создаваемые рынки инновационных видов технологий, товаров и услуг. Однако по-прежнему не решены вопросы, связанные с оценкой возможных последствий реализации преимуществ цифровой экономики применительно к отдельным отраслям, регионам и социальным группам населения. Исходя из этого, возникают вопросы о том, смогут ли войти во вновь формируемые цепочки создания стоимости технологически отсталые отрасли экономики; что будет происходить с региональной занятостью в отстающих от других субъектах РФ по степени цифровизации; насколько усилится роль ТНК в функционировании национальных и региональных экономик [8].

К сожалению, на эти вопросы сегодня нет четко сформулированных и однозначных ответов, что еще раз подтверждает актуальность и необходимость проведения глубоких прикладных исследований в этой сфере. Последние позволили бы систематизировать происходящие процессы и на основании этого подготовить обоснованные решения на возникающие вызовы и угрозы.

Литература

1. Воронина Е. В., Ким О. Л., Михайлова М. В. Электронные государственные услуги в России: проблемы формирования и перспективы развития // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование: сб. науч. трудов по итогам 1-й национальной науч.-практ. конф. / под ред. И. В. Федосеева. М.: Перо, 2018. C. 44-49.

2. Аптекман А. [и др.]. Цифровая Россия: новая реальность [Электронный ресурс]. М.: McKinsey & Co., 2017. 133 с. URL: https://www.mckinsey.eom/ru/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20 and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения: 09.12.2019).

3. Цифровое правительство 2020. Перспективы для России [Электронный ресурс]: доклад. 2016. 84 с. URL: http:// www.iis.ru/docs/DigitalGovernmentRussia2020RUS.pdf (дата обращения: 09.12.2019).

4. Уровень исполнения расходов на нацпроекты вырос: пресс-релиз [Электронный ресурс] // Счетная палата РФ. 2019. 24 июля. URL: http://www.ach.gov.ru/news/uroven-ispolneniya-rashodov-na-nacproekty-vyros-38037/ (дата обращения: 15.12.2019).

5. Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за I полугодие 2019 г. [Электронный ресурс] // Счетная палата РФ. URL: http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-2/index.html (дата обращения: 21.12.2019).

6. Воронина Е. В., Соловьев С. А. Сервисное государство в контексте повышения эффективности государственного управления // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование: сб. науч. трудов по итогам 2-й национальной науч.-практ. конф. / под ред. И. В. Федосеева. М.: Перо, 2019. С. 173-178.

7. Умный город: концепция формирования цифровой среды Севастополя [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства Севастополя № 16-РП от 25 января 2018 г. URL: https:// sevastopol.gov.ru/docs/253/46715 (дата обращения: 25.12.2019).

8. Смешко О. Г., Ушакова Е. В., Борисова Т. А. Управление качеством государственных и муниципальных услуг в условиях цифровизации общества // Экономика и управление. 2019. № 11 (169). С. 4-13. DOI: 10.35854/1998-1627-2019-11-4-13

References

1. Voronina E. V., Kim O. L., Mikhailova M. V. Electronic public services in Russia: Problems of formation and development prospects. In: Theory and practice of managing public functions and services. Tariff regulation. Proc. 1st Nat. sci.-pract. conf. (St. Petersburg, Nov. 07, 2018). Moscow: Pero; 2018:44-49. (In Russ.).

2. Aptekman A. et al. Digital Russia: A new reality. Moscow: McKinsey & Co., 2017. 133 p. URL: https://www.mckinsey.com/ru7~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/ Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (accessed on 09.12.2019). (In Russ.).

3. Digital government 2020: Prospects for Russia. Washington, DC: The World Bank; 2016. 84 p. URL: http://www.iis.ru/docs/DigitalGovernmentRussia2020RUS.pdf (accessed on 09.12.2019). (In Russ.).

4. Level of execution of expenditures on national projects has increased: Press release. Accounts Chamber of the Russian Federation. July 24, 2019. URL: http://www.ach.gov.ru/news/uroven-ispolneniya-rashodov-na-nacproekty-vyros-38037/ (accessed on 15.12.2019). (In Russ.).

5. Analytical report on the implementation of the federal budget and the budgets of state extra-budgetary funds for the first half of 2019. Accounts Chamber of the Russian Federation. URL: http:// audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-2/index.html (accessed on 21.12.2019). (In Russ.).

6. Voronina E. V., Solov'ev S. A. Service state in the context of improving the efficiency of public administration. In: Theory and practice of managing public functions and services. Tariff regulation. Proc. 2nd Nat. sci.-pract. conf. (St. Petersburg, Nov. 07, 2019). Moscow: Pero; 2019:173-178. (In Russ.).

7. Smart city: The concept of the formation of the digital environment of Sevastopol. Approved by order of the Government of Sevastopol No. 16-RP of January 25, 2018. URL: https://sevastopol. gov.ru/docs/253/46715 (accessed on 25.12.2019). (In Russ.).

8. Smeshko O. G., Ushakova E. V., Borisova T. A. Quality Management of Public and Municipal Services in the Context of the Digitalization of Society. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2019;(11):4-13 (In Russ.). DOI: 10.35854/1998-1627-2019-11-4-13

> ö

о

CL

О

Сведения об авторах

Ушакова Елена Викторовна

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а, Россия

(Н) e-mail: [email protected]

Author information

Elena V. Ushakova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Chair

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russia

(H) e-mail: [email protected]

< =

>

g Воронина Елена Владимировна

X

5 кандидат экономических наук, доцент кафедры

0

1 Санкт-Петербургский университет технологий V управления и экономики

CD

к 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а,

2 Россия

^ Фугалевич Елена Владимировна

кандидат экономических наук, доцент кафедры

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а, Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Михайлова Марина Владиславовна

кандидат исторических наук, доцент кафедры

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21, Россия

Поступила в редакцию 29.01.2020 Подписана в печать 07.02.2020

Elena V. Voronina

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Chair

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russia

Elena V. Fugalevich

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Chair

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russia

Marina V. Mikhaylova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Chair

St. Petersburg State University of Economics 21 Sadovaya Str., St. Petersburg, 191023, Russia

Received 29.01.2020 Accepted 07.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.