Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

280
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / BIM-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулимова Е.А., Новицкая Д.А.

В статье дается характеристика основных направлений программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Данный национальный проект нацелен на формирование стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 года. В статье кратко описываются основные составляющие Правительственной программы. Это такие направления как: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровое государственное управление» и другие важные направления. Основное внимание авторы статьи уделяют основным направлениям развития цифровой экономики в сфере строительства. Процессы цифровизации охватили все сферы общественной жизни и социальные институты, в том числе, и строительную отрасль. В рамках реализации национального проекта в строительной сфере деятельности начали внедрять цифровые технологии, большее внимание уделяется BIM-технологиям, а также тем перспективным направлениям, которые связанны с массовым использованием данных технологических средств на различных этапах жизненного цикла проекта в сфере строительства. В статье представлено графическое изображение затрат на финансирование проекта, а также показаны результаты деятельности и влияние на экономику и строительную сферу. Также авторы рассматривают основные положения системы нормативно-технических документов, обеспечивающих внедрение технологий информационного моделирования в строительстве, в которой отражены все ключевые области применения BIM-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY

The article describes the main directions of the program "Digital Economy of the Russian Federation". This national project is aimed at forming a strategy for the development of the information society in the Russian Federation until 2030. The article briefly describes the main components of the Government program. These are such areas as: "Regulatory regulation of the digital environment", "Information infrastructure", "Information security", "Digital public administration" and other important areas. The authors of the article pay the main attention to the main directions of development of the digital economy in the field of construction. Digitalization processes have covered all spheres of public life and social institutions, including the construction industry. As part of the implementation of the national project in the construction industry, digital technologies have begun to be introduced, more attention is paid to BIM technologies, as well as to those promising areas that are associated with the massive use of these technological tools at various stages of the project life cycle in the construction industry. The article presents a graphical representation of the costs of financing the project, as well as showing the results of activities and the impact on the economy and the construction industry. The authors also consider the main provisions of the system of regulatory and technical documents that ensure the introduction of information modeling technologies in construction, which reflects all the key areas of application of BIM technologies.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА»

Развитие цифровой экономики в сфере строительства

Сулимова Елена Александровна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры корпоративного управления и инноватики, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», Sulimova.EA@rea.ru

Новицкая Диана Андреевна

студент Высшей школы менеджмента, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», novickaya.d@edu.rea.ru

В статье дается характеристика основных направлений программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Данный национальный проект нацелен на формирование стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 года. В статье кратко описываются основные составляющие Правительственной программы. Это такие направления как: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровое государственное управление» и другие важные направления. Основное внимание авторы статьи уделяют основным направлениям развития цифровой экономики в сфере строительства. Процессы цифровизации охватили все сферы общественной жизни и социальные институты, в том числе, и строительную отрасль. В рамках реализации национального проекта в строительной сфере деятельности начали внедрять цифровые технологии, большее внимание уделяется BIM-технологиям, а также тем перспективным направлениям, которые связанны с массовым использованием данных технологических средств на различных этапах жизненного цикла проекта в сфере строительства. В статье представлено графическое изображение затрат на финансирование проекта, а также показаны результаты деятельности и влияние на экономику и строительную сферу. Также авторы рассматривают основные положения системы нормативно-технических документов, обеспечивающих внедрение технологий информационного моделирования в строительстве, в которой отражены все ключевые области применения BIM-технологий.

Ключевые слова: цифровая экономика, национальный проект, строительная отрасль, информационная безопасность, цифровые технологии, процессы цифровизации, финансирование, BIM-технологии.

В 2018 году Россия занимала 40 место из 63 в мировом рейтинге конкурентоспособности в цифровой сфере. Страны были оценены по трём категориям: знания, технологии и будущая готовность. Слабой категорией на тот момент оказалась последняя, в то время как «знания» и «технологии» были достаточно развиты. В последние несколько лет на территории России наблюдается повышенное внимание к развитию цифровой индустрии. Ввиду этого в 2019 году была запущена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», реализация которой запланирована на конец 2024 года. Её целями являются: повышение уровня информационной безопасности как для граждан, так и для государства, введение телекоммуникационных стандартов связи нового поколения (5G) и повышение работоспособности и эффективности отраслей экономики. Таким образом, к 2024 году Россия должна совершить «цифровой переворот» в экономической, а также иных сферах. Национальный проект включает в себя несколько направлений. «Нормативное регулирование цифровой среды» отвечает за разработку новых законопроектов с целью более легкого внедрения цифровой экономики в жизнь общества и развития данной сферы, а также за осуществление экономической деятельности на фоне благоприятного правового режима. На финансирование вышеупомянутого направления планируется выделить 1,59 млрд рублей. Также для реализации данной программы необходимо повысить массовую

цифровую грамотность, обеспечить достойную и усовершенствованную систему образования для того, чтобы рынок труда в цифровой сфере работал исправно. Затраты направления «кадры для цифровой экономики» составят 138, 65 млрд рублей. Следующим важным направлением является «Информационная инфраструктура». Обеспечение широкополосного доступа в интернет и использование связи 5g - основные задачи данного направления. На это направление отведено 413,39 млрд рублей из федерального бюджета страны.

С развитием цифровой экономики происходит неминуемый рост информационных угроз, в виду чего информационная безопасность особенно нуждается в надлежащем развитии. «Информационная безопасность» необходима для того, чтобы осуществлять защиту от информационных угроз не только отдельной личности, но и общества и государства в целом. При таком виде защиты населения страны станет возможна реализация конституционных прав и свобод граждан, а также обеспечение высокого жизненного уровня, укрепление суверенитета и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации [1, с. 1901]. На развитие направления из федерального бюджета выделено 17,99 млрд рублей. В связи с тем, что Россия, как и остальные страны, хочет завоевать лидерские позиции на международной арене, в ее целях сформировать и владеть достойным уровнем технологического развития, так как именно этот фактор является определяющим фактором лидерства. Потому направление цифровых технологий, на реализацию которого направлено 282,05 млрд рублей, будет ответственно за формирование в направлении цифровой экономики механизма поддержки поисковых исследований. Данное направление будет способно обеспечить безопасность страны и технологическую самостоятельность в сфере сквозных современных технологий, которые в свою очередь обладают высокой конкурентоспособностью на мировом уровне.

Как крупные, так и малые бизнесы должны находиться в цифровом и технологическом развитии, это может быть достигнуто при поддержке государства. Что касается социальной сферы общества, то к 2024 году планируется обеспечить доступ граждан к государственным услугам и сервисам в цифровом формате, а также создать национальную систему управления данными. За выполнение этих функций, как и за платформенные решения в вопросах государственного управления ответственно направление федерального проекта «Цифровое государственное управление». В рамках этого проекта планируется создание системы управления жизненным циклом проектов капитального строительства на основе информационных технологий моделирования (BIM) [3, с. 76]. Финансирование данного проекта составит 1,55 млрд рублей до 2024 года.

Ежедневно проходят обсуждения свыше тысячи экспертов из различных отраслей и организаций по поводу реализации достаточно большого числа проектов и мероприятия в рамках данной программы.

Все финансирование национального проекта по направлениям наглядно представлено на рисунке 1.

Контроль за проведением мероприятий такого рода осуществляют Министерство строительства РФ и Министерство финансов РФ. Целью данного мероприятия является перевод на использование единой системы кодирования и классификации информации строительной сферы, кроме того, построение на территории Российской Федерации всеобщего информационного пространства по строительству и эксплуатации объектов.

Нормативное регулирование цифровой среды | 1,59

Информационная инфраструктура | Кадры для цифровой экономики

Информационная безопасность Щ 17,99

Цифровые технологии | Цифровое государственное управление

413,39

138,65

282.05

226,34

0 42 84 126 168 210 252 294 336 378 420 462 Рис.1. Финансирование национального проекта по направлениям [9]

В рамках начального этапа федерального проекта была сформирована организационно-нормативная система на основе технологий информационного моделирования по управлению жизненным циклом объектов капитального строительства, предусматривающая разработку концепции и плана мероприятий, утверждение нормативных правовых актов с использованием технологий В1М и введением платформы цифрового строительства в области управления жизненным циклом объектов капитального строительства, разработаны соответствующие нормативно-технические требования к управлению жизненным циклом объектов капитального строительства [2, с. 53].

В конце 2021 года завершился начальный этап внедрения цифровой платформы. В 2024 году предполагается окончание второго этапа. Отметим, что Президент России в 2018 году поручил Правительству разработать мероприятия с целью модернизации строительной индустрии и улучшения качества строительства.

В частности, обсуждались такие события, как:

- переход к системе управления жизнеспособностью объектов посредством введения технологий информационного моделирования;

- использование стандартных образцов системы управления (проектирование, строительство, эксплуатация и утилизация) как приоритетных в социальной сфере;

- формирование фондов стандартной проектной документации по вопросам информационного моделирования;

- утверждение нормативов информационного моделирования (а также согласованность ранее утвержденных нормативно-технических документов с международным и российским законодательством);

- утверждение индикаторов эффективности системы управления;

- обучение кадров в области информационного моделирования в строительстве и активизация разработки и применения для информационного моделирования зданий и сооружений отечественного программного обеспечения [4, с. 34].

При переходе на цифровое проектирование расходы и сроки строительства объектов, строящихся за счет средств бюджетов различных уровней, должны сократиться до 20% в течение ближайших нескольких лет вплоть до 2026 года. А снижение

длительности от принятия решения о строительстве до передачи объекта в эксплуатацию будет до 30%.

Рис. 2. Ключевые компоненты «Цифрового строительства» для обеспечения перехода к системе управления жизненным циклом проектов капитального строительства [3, с. 75]

Рис. 3. Структура сферы цифровой платформы в сфере строительства [8]

Рассмотрим систему нормативно-технических документов, обеспечивающих внедрение технологий информационного моделирования в строительстве. В ней отражены все ключевые области применения BIM:

- общие положения моделирования;

- правила составления электронных элементов и разделов;

- правила организации порядка совместной работы;

- правила по охране информации и проверки качества;

- классификация информации о строительстве;

- концептуальная база и технология реализации информационного моделирования в реальной деятельности, обоснования инвестиций, утилизации и реконструкции строительных объектов.

На последующем шаге были намечены такие мероприятия, как:

- перевод фонда нормативно-технической строительной базы в цифровой формат;

- организация подготовки к переходу на автоматизированную верификацию информационной модели проекта капитального строительства;

- введение всеобщей системы категорирования строительной информации для приведения в норму документации в соответствие с международным и российским законодательством.

Минстрой в июне 2021 года подготовил законодательный проект о внесении изменений в Градостроительный кодекс, который был направлен на перевод строительной отрасли в цифровую сферу. В документе предусматривалось формирование унифицированного перечня объектов капитального строительства, включая сведения, которые отображают полный цикл жизни объектов, об идентифицирующих номерах, выводах экспертизы проектной документации и соответствия построенного объекта различным требованиям, о выдаче разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.

Выдача разрешений на строительство объектов не будет разрешена до тех пор, пока информация о них не будет внесена в реестр. Также выдача экспертных заключений по проектной документации не будет разрешена, если объекту не присвоен уникальный номер.

В настоящее время подготавливается к запуску суперсервис Цифрового строительства, использование которой заложит фундамент для повышения жизненного уровня населения и улучшения условий ведения бизнеса. Данная программа была одобрена представителями ведущих технологических компаний, и к концу 2021 года была запущена бета-версия суперсервиса, которая обеспечивает совокупную автоматизация процессов при строительстве индивидуального жилого или многоэтажного дома.

Данный национальный проект однозначно положительно влияет на развитие в нашей стране как цифровой экономики, так и экономики в целом, а также способствует цифровому образованию населения и его адаптации к будущему. В России идет существенное развитие технологий, которое в будущем ей позволит быстро и качественно принимать решения, исключая ошибки. Человеческий фактор будет устранен из различных экономических отношений. Технологическое развитие происходит во всем мире, и наша страна не должна идти по проторенному пути за другими государствами, она должна занимать лидирующие позиции. Среди плюсов цифрови-зации можно выделить экономию на издержках и скорость работы. Однако устаревшее оборудование и низкие доходы населения могут существенно затормозить данный процесс. На данный момент далеко не все граждане страны готовы к такой кардинальной трансформации. Но инвестиции в цифровизацию экономики играют существенную роль, и их должна осуществлять не только государственная власть, но и обычные граждане и предприниматели, так как с течением времени, жизнь без цифровой экономики станет невозможна.

Таким образом, государство финансирует большие суммы в развитие цифровой экономики РФ. Уже сейчас заметно влияние проекта на жизнь государства и обще-

ства, это во многом упрощает решение проблем тех сфер, которые охватывает «Цифровая экономика». Данный масштабный проект должен способствовать тому, чтобы Россия смогла пробиться в лидеры на мировой арене технологического развития.

Литература

1. Едронова В. Н. Финансирование федеральных и ведомственных проектов цифрового развития экономики и социальной сферы России // Финансы и кредит. 2019. № 8 (788). С. 1889-1906.

2. Дмитриев А.Н., Владимирова И.Л. Технологии информационного моделирования в управлении строительными проектами России // Промышленное и гражданское строительство. 2019. № 10. С. 48-59.

3. Кужакова З.У. Байбурин А.Х. Обзор нормативной документации в области BIM-моделирования в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. серия: Строительство и архитектура. 2020. Том 20. № 3. С.70-79.

4. Перов Г.О. Роль моделей предпринимательской деятельности в формировании "цифровой экономики" региона // Вестник ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2018. №3 (63). С. 29-35.

5. Сулимова Е.А., Ермишин М.В. Применение современных цифровых технологий в бизнесе // Экономика строительства. 2022. № 9. С. 131-137.

6. Сулимова Е.А., Фетисов А.Ю. Роль информационных технологий в обеспечении финансовой безопасности организации // Экономика строительства. 2022. № 5. С. 1215.

7. Сулимова Е.А., Шалыганова Е.С. Особенности системы управления инвестиционными процессами в строительстве //Инновации и инвестиции. 2017. № 1. С. 29-31.

8. Национальный проект «Цифровая экономика» // Экономика URL: https://data-economy.ru/2024.

9. Финансирование национального проекта «Цифровая экономика» // TADVISER URL: https://www.tadviser.ru/ .

Development of the digital economy in the construction industry Sulimova E.A., Novickaya D.A.

Plekhanov Russian University of Economics

The article describes the main directions of the program "Digital Economy of the Russian Federation". This national project is aimed at forming a strategy for the development of the information society in the Russian Federation until 2030. The article briefly describes the main components of the Government program. These are such areas as: "Regulatory regulation of the digital environment", "Information infrastructure", "Information security", "Digital public administration" and other important areas. The authors of the article pay the main attention to the main directions of development of the digital economy in the field of construction. Digitalization processes have covered all spheres of public life and social institutions, including the construction industry. As part of the implementation of the national project in the construction industry, digital technologies have begun to be introduced, more attention is paid to BIM technologies, as well as to those promising areas that are associated with the massive use of these technological tools at various stages of the project life cycle in the construction industry. The article presents a graphical representation of the costs of financing the project, as well as showing the results of activities and the impact on the economy and the construction industry. The authors also consider the main provisions of the system of regulatory and technical documents that ensure the introduction of information modeling technologies in construction, which reflects all the key areas of application of BIM technologies. Keywords: digital economy, national project, construction industry, information security, digital technologies, digitalization

processes, financing, BIM technologies. Reference

1. Edronova V. N. Financing of federal and departmental projects of digital development of the economy and the social sphere of

Russia // Finance and credit. 2019. No. 8 (788). S. 1889-1906.

2. Dmitriev A.N., Vladimirova I.L. Technologies of information modeling in the management of construction projects in Russia //

Industrial and civil construction. 2019. No. 10. S. 48-59.

3. Kuzhakova Z.U. Baiburin A.Kh. Review of normative documentation in the field of BIM-modeling in the Russian Federation //

Bulletin of the South Ural State University. series: Construction and architecture. 2020. Volume 20. No. 3. P.70-79.

4. Perov G.O. The role of business models in the formation of the "digital economy" of the region // Bulletin of the Rostov State

University of Economics (RINH). 2018. No. 3 (63). pp. 29-35.

5. Sulimova E.A., Ermishin M.V. Application of modern digital technologies in business // Construction Economics. 2022. No. 9. P.

131-137.

6. Sulimova E.A., Fetisov A.Yu. The role of information technologies in ensuring the financial security of the organization //

Construction Economics. 2022. No. 5. S. 12-15.

7. Sulimova E.A., Shalyganova E.S. Features of the investment process management system in construction //Innovations and

investments. 2017. No. 1. S. 29-31.

8. National project "Digital Economy" // Economics URL: https://data-economy.ru/2024.

9. Financing the national project "Digital Economy" // TADVISER URL: https://www.tadviser.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.