DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_100 УДК 349.2
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ DIGITAL TRANSFORMATION IN THE SPHERE OF LABOR RELATIONS
АФАНАСЬЕВ Александр Васильевич,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры гражданского права и гражданского процесса
Санкт-Петербургского университета МВД России.
198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.
E-mail: [email protected];
Afanasiev Alexander Vasilievich,
deputy chief departments of civil procedure
Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: на сегодняшний день в Российской Федерации активно развивается наука, а вместе с ней во все сферы жизни общества внедряются цифровые технологии, которые позволяют автоматизировать достаточно большое количество процессов. Цифровизация затронула и сферу трудовых отношений путём внедрения в практику ряда инноваций, таких как электронный профиль работника, электронная трудовая книжка, электронный документооборот с использованием электронных цифровых подписей. В данной статье проанализированы вопросы, касающиеся применения цифровых нововведений, трансформирующих традиционный порядок взаимоотношений между работником и работодателем в Российской Федерации.
Abstract: Today, science is developing actively in the Russian Federation, and with it, digital technologies are being introduced into all spheres of society, which allow automating a fairly large number of processes. Digitalization has also affected the sphere of labor relations by introducing a number of innovations into practice, such as an electronic profile of the employee, an electronic work book, electronic document management using electronic digital signatures. This article analyzes questions regarding the application of electronic innovations in the labor relations of the Russian Federation.
Ключевые слова: цифровая трансформация, электронная трудовая книжка, электронный документооборот, электронный профиль работника, цифровые технологии.
Keywords: digital transformation, electronic work book, electronic document management, employee's electronic profile, digital technologies.
Для цитирования: Афанасьев А.В. Цифровая трансформация в сфере трудовых отношений // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 100-102. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_100.
For citation: Afanasiev A.V. Digital transformation in the sphere of labor relations // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 100-102. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_100.
Статья поступила в редакцию: 10.05.2023
Вопросы цифровой трансформации в сфере трудовых отношений стали весьма актуальными в период пандемии вируса Covid 19 в 2020 году, когда достаточно большое количество работодателей с целью сохранения работоспособности своих организаций стали переводить работников на удалённую систему работы.
С 1 января 2021 года вступили в силу поправки, внесённые в Трудовой кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 08.12.2020 № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удалённой) работы и временного перевода работника на дистанционную (удалённую) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях», которые расширили положения главы 49.1 ТК РФ [1]. Исходя из этих поправок, удалённая работа разделилась на постоянную (когда работник на протяжении действия трудового договора работает удалённо), временную (когда работник осуществляет свою трудовую деятельность удаленно на протяжении периода, не превышающего шести месяцев) и чередующуюся (когда работник совмещает удалённую работу с посещением организации работодателя).
По мнению Прутцковой С.В. и Пророковой Е.А., введение режима удалённой работы позволяет выделить определённые преимущества как для работника, так и для работодателя, а именно: затраты на аренду офисного пространства, коммунальные услуги, услуги интернета и связи снижаются, так как при удалённой работе рабочее место формируется самим сотрудником; снижаются транспортные расходы и оплата услуг обслуживающего персонала; работнику не приходится тратить время и денежные средства на поездки на работу и с работы; работник может выполнять свою работу более эффективно, не отвлекаясь на общение с коллегами [7].
С развитием цифровых технологий появилось достаточно большое количество так называемых «цифровых профессий», к которым следует относить СММ-специалистов1, IT-специалистов2, UA/UI - дизайнеров3 и т.д., а у специалистов с профильными профессиональными навыками появилась возможность предоставлять свои услуги посредством использования сети «Интернет» (информационный бизнес), причём из любого города, региона или даже государства. В связи с этим у работодателя, использующего удалённый формат работы, появилась возможность при подборе специалистов не зависеть от конкретного расположения организации, а нанимать действительно профессиональных и компетентных сотрудников, заинтересованных в работе и её результатах.
Вместе с тем для удалённых трудовых отношений актуальным является вопрос организации документооборота. Наиболее популярным инструментом, применяемым в целях его реализации, является использование электронной цифровой подписи (ЭЦП). Применение ЭЦП в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 06.04.2011 № 63 «Об электронной подписи».
К видам ЭЦП относятся:
- простая (неквалифицированная) подпись, которая используется физическими и юридическими лицами для получения государственных или муниципальных услуг либо для документооборота между хозяйствующими субъектами, если между ними заключено соглашение (договор);
1 Специалисты по продвижению товаров, услуг и бренда в социальных сетях
2 Специалисты, работа которых связана с информационными технологиями
3 Специалисты, которые работают над процессом визуализации прототипа, разработанного на основании пользовательского опыта и исследования целевой аудитории
Частно-правовые (цивилистические) науки
- усиленная (квалифицированная) подпись используется руководителями организаций либо лицами, уполномоченными на работу с счетами-фактурами [2].
С учётом данных Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации ЭЦП используют всего 5% населения. Это обусловлено такими причинами, как высокой стоимостью использования данного инструмента, а также низким уровнем доверия к нему со стороны граждан.
С точки зрения Асеева А.А., Макарова В.В., Наружного В.Е., подобное недоверие вызвано тем, что граждане нашего государства не считают ЭЦП безопасной, так как использование ЭЦП не исключает возможность её применения посторонними лицами, которые могут получить к ней доступ как при передаче самим владельцем, так и путём преступных деяний (кража, взлом, подбор пароля). Граждан также смущает стоимость электронного сертификата ЭЦП, которая в общей сложности может достигать 25 тысяч рублей, учитывая, что для использования такого инструмента необходима установка специализированного программного обеспечения [5].
Тем не менее, использование ЭЦП имеет ряд преимуществ, особенно актуальных на фоне цифровой трансформации в сфере трудовых отношений, а именно: использование ЭЦП сокращает время на обмен документацией с работниками, клиентами, органами власти; ЭЦП гарантирует защиту документа от подделки и его авторство; использование ЭЦП всеми членами коллектива организации позволяет полностью перейти на безбумажный электронный документооборот, что, в свою очередь, делает процесс движения документов и их обмена прозрачным и понятным.
Таким образом, использование ЭЦП с учётом развития цифровизации является ощутимым преимуществом тех организаций, которые успешно адаптируются к цифровым нововведениям в сфере трудовых отношений.
Ещё одним преимуществом для работников и работодателей стало введение электронных трудовых книжек.
Переход к электронным трудовым книжкам представляется в действительности весьма актуальным по достаточно объективной причине, обусловленной тем, что развитие правовой системы происходит в том числе и на основе цифровых нововведений.
Трудовая книжка - документ, который используется в трудовых отношениях в качестве инструмента учёта информационных данных профессиональной деятельности работника. В трудовую книжку заносятся следующие сведения: организация-работодатель; профессия/должность; период времени, в течение которого работник осуществлял свою трудовую деятельность в организации. Использованию трудовых книжек в бумажном виде сопутствовал ряд проблем, которые устранились после введения в эксплуатацию электронных трудовых книжек.
Так, по мнению Кубиковой Я.С., одной из проблем, с которой весьма часто сталкивались работодатели, было сокрытие трудовой деятельности лиц, устраивающихся на работу. Сведения, содержащиеся в трудовых книжках, необходимы работодателям для учёта и анализа трудового стажа работника. Поэтому в процессе трудоустройства специалисты по подбору персонала зачастую уточняют информацию, отражённую в таких книжках, посредством общения с бывшим работодателем [6]. В связи с этим недобросовестные граждане с целью введения в заблуждение работодателя относительно своего трудового опыта и оснований увольнения с прежних мест работы, как правило, связанных с нарушением трудовой дисциплины, уничтожали свои трудовые книжки либо в процессе трудоустройства приносили новые (пустые) трудовые книжки.
В таких условиях работодатель не мог установить предыдущие места работы лица, а также не был осведомлен о возможных дисциплинарных проступках потенциального работника. Исходя из этого, установить причину увольнения не представлялось возможным, а соответственно, возникал риск принять на работу недисциплинированного или некомпетентного, не обладающего необходимым профессиональным опытом работника. Кроме того, потерянная трудовая книжка бумажного образца могла создать проблему и самому работнику в связи с тем, что, как уже отмечалось, работодатели оценивают при приёме на работу трудовой стаж потенциального работника путём изучения данного документа. Когда трудовая книжка отсутствует, то работодатель может отказать в приёме на работу из-за несоответствия кандидата предъявляемым требованиям, в том числе связанным с наличием необходимого стажа.
Указанные проблемы были решены после принятия Федерального закона от 16.12.2019 № 436 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 16.12.2019 № 439 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», которые закрепили новые правила ведения трудовых книжек, а именно, обусловили переход на электронные трудовые книжки [3,4].
В этих федеральных законах отражены основные положения, касающиеся ведения трудовых книжек. Во-первых, электронную трудовую книжку обязан оформить первый для физического лица работодатель, после чего она будет внесена в специальный реестр. Такая трудовая книжка упрощает процесс принятия граждан на работу, так как скрыть какие-либо данные относительно трудового стажа не получится. Запросить сведения, указанные в электронной трудовой книжке можно у работодателей (нынешнего и предыдущего), в МФЦ государственных услуг, а также в Пенсионном (с 1 января 2023 года - Социальном фонде России), что удобно как для гражданина, так и для трудоустраивающей организации, поскольку в любой момент можно ознакомиться с содержащимися в данном документе сведениями.
Переход к электронным трудовым книжкам несёт в себе ряд преимуществ перед традиционными трудовыми книжками бумажного образца.
Во-первых, уменьшается риск предоставления неверных сведений о трудовой деятельности работника, в связи с чем трудовые отношения становятся более прозрачными, так как работодатель сможет установить необходимые данные, касающиеся стажа, опыта, квалификации, соблюдения трудовой дисциплины, непосредственно обратившись к электронной трудовой книжке.
Во-вторых, сам работник сможет в любой момент обратиться к тем сведениям, которые отражены в его трудовой книжке. Это актуально по той причине, что бумажная трудовая книжка хранится у работодателя, и для того, чтобы получить данные о своей трудовой деятельности, работнику приходится просить предоставить её по месту работы, что требует подачу письменного заявления с указанием цели выдачи трудовой
книжки и соответствующих затрат времени. Используя электронную трудовую книжку, можно, к примеру, не увольняясь с предыдущего места работы, предоставить необходимую информацию возможным будущим работодателям на собеседованиях, не вызывая подозрений о готовящемся переходе на другое место работы у своего руководства.
В-третьих, решается вопрос нивелирования негативных последствий непреднамеренной потери (утраты) или порчи трудовой книжки, поскольку если это случается с трудовой книжкой бумажного образца, то порой очень сложно восстановить имеющиеся в ней, тогда как электронная трудовая книжка будет сохранена даже в таких чрезвычайных обстоятельствах.
В-четвертых, сокращаются расходы на приобретение и хранение данного документа. Более того, электронный формат трудовой книжки упрощает анализ и статистический учёт занятости граждан Российской Федерации и её субъектов.
Ещё одним существенным преимуществом электронной трудовой книжки над бумажной является сохранение, обеспечение безопасности и защиты персональных данных граждан.
Таким образом, переход к электронным трудовым книжкам представляется значимым нововведением в сфере трудовых отношений.
Следующим шагом на пути цифровизации является создание электронного (цифрового) профиля работника, что актуально для различных профессий и особенно тех работников, которые занимаются трудовой деятельностью в удалённом формате
Под цифровым профилем работника следует понимать определённый набор интерфейсов аналитического характера, содержащий сведения из портфолио/резюме специалиста, который на протяжении всего периода активной трудовой жизни наполняется сведениями о его трудовой деятельности. Использование электронного профиля работника позволяет собирать всю информацию о человеке, которая необходима для оценки его опыта, квалификации, стажа, навыков, умений. Алгоритмы цифрового профиля оценивают процесс адаптации и вовлечённости работника в профессиональную деятельность, которой он занимается.
Так, с точки зрения Рожковой А.Ю., использование такого профиля работодателем сможет повлиять на принятие решений о трудоустройстве, повышении в должности, либо наоборот, увольнении. Более того, работодатель сможет отслеживать, кто из работников является наиболее вовлечённым в деятельность организации, и поручать таким специалистам более важные задачи, а тех работников, которые по каким-либо причинам работают посредственно, вовремя отправлять на обучение или переподготовку [8].
Исходя из этого, работодатель сможет анализировать эффективность трудовой деятельности своих работников, а в случаях, когда какие-либо из поставленных перед ними задач не выполняются, определить причину и устранить её в разумный срок. Кроме того, анализ электронного профиля может помочь руководителям в более грамотном подборе персонала на замещение должностей с учётом не только профессиональных компетенций, но и личных качеств, а также вовлечённости работников.
Следует отметить, что цифровой профиль полезен не только работодателю, но и самому работнику, в связи с тем, что содержащаяся в нем аналитическая информация и соответствующие рекомендации могут позволить работнику развиваться и планировать свою професси о-нальную деятельность. Иначе говоря, работник может отследить свои показатели и понять свои слабые места, проработав и устранив которые он сможет расширить зону своей компетентности, занимая более высокие должности.
Таким образом, цифровой профиль позволит работодателю нанимать наиболее подходящих, квалифицированных и заинтересованных работников, а работники смогут улучшить свои показатели, и, как следствие, смогут в дальнейшем успешно трудоустроиться.
Подводя итог, можно констатировать, что цифровая трансформация в сфере трудовых отношений отражает общую тенденцию цифровизации жизни нашего общества и призвана обеспечить новое качество взаимоотношений между работником и работодателем, отвечающее современным реалиям.
Библиогра фия:
1. Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» // https://www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63 «Об электронной подписи» // https://www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 16.12.2019 № 436 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // https://www.consultant.ru.
4. Федеральный закон от 16.12.2019 № 439 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» // https://www.consultant.ru.
5. Асеев А.А., Макаров В.В., Наружный В.Е. Проблемы и практика использования электронной цифровой подписи // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №1(71). С. 20-23.
6. Кубикова Я.С. Переход на электронные трудовые книжки // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №4. С. 87-90.
7. Прутцкова С. В., Пророкова Е. А. Особенности перехода компаний на удаленную работу в условиях пандемии // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2021. №2. С. 54-57.
8. Рожкова А.Ю. Правовой статус работника: цифровой профиль и цифровые доходы // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2021. №2. С. 99-107.
References:
1. Federal Law No. 407-FZ of December 8, 2020 "On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation in Regard to Regulation of Remote (R emote) Work and Temporary Transfer of an Employee to Remote (Remote) Work on the Employer's Initiative in Exceptional Cases" // https: //www.consultant.ru.
2. Federal Law of April 6, 2011 No. 63 "On Electronic Signature" // https://www.consultant.ru.
3. Federal Law of December 16, 2019 No. 436 "On Amendments to the Federal Law "On Individual (Personalized) Accounting in the System of Compulsory Pension Insurance" // https://www.consultant.ru.
4. Federal Law of December 16, 2019 No. 439 "On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation in Part of the Formati on of Information on Labor Activity in Electronic Form" // https://www.consultant.ru.
5. Aseev A.A., Makarcv V.V., Outer V.E. Problems and practice of using electronic digital signature // Economics and business: theory and practice. 2021. № 1 (71). pp. 20-23.
6. Kubikova Ya.S. Transition to electronic work books // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2022. №4. pp. 87-90.
7. Pruttskova S.V., Prorokova E.A. Features of the transition of companies to remote work in a pandemic // Actual problem of the present: science and society. 2021. №2. pp. 54-57.
8. Rozhkova A.Yu. Legal status of an employee: digital profile and digital income // Legal Bulletin of the Dagestan State University. 2021. №2. pp. 99-107.