ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.34022/2658-3712-2023-51-2-8-15 УДК 349.2 JEL J01; J53
ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА И В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В.Л. Вуколов
Министерство юстиции Российской Федерации, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
В предложенной статье обосновываются нормативно-правовые основы и особенности регулирования использования цифровых информационных технологий в процессах организации и развития рынка труда и системы трудовых отношений. Объектом исследования выступают сферы рынка труда и трудовых отношений, складывающихся и развивающихся в Российской Федерации. Предмет — нормативно-правовое регулирование использования цифровых технологий в этой сфере. Целью исследования является выявление особенностей нормативно-правового регулирования использованных цифровых технологий в процессах развития рынка труда и трудовых отношений.
Ключевые слова: цифровые технологии; информационные технологии; цифровая экономика; рынок труда; занятость; трудовые отношения; нормативно-правовые основы; нормативно-правовое регулирование.
Для цитирования: Вуколов В.Л. Особенности нормативно-правового регулирования использования цифровых технологий на рынке труда и в сфере трудовых отношений. Социально-трудовые исследования. 2023;51(2):8-15. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-51-2-8-15.
ORIGINAL PAPER
FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE LABOR MARKET AND IN THE FIELD OF LABOR RELATIONS
V.L. Vukolov
Ministry of Justice of the Russian Federation, Moscow, Russia
ABSTRACT
The proposed article substantiates the legal framework and features of regulating the use of digital information technologies in the processes of organizing and developing the labor market and the system of labor relations. The object of the research is the emerging and developing spheres of the labor market and labor relations in the Russian Federation. The subject is the legal regulation of the use of digital technologies in this area. The purpose of the study is to identify the features of the legal regulation of the digital technologies used in the development of the labor market and labor relations.
Keywords: digital technologies; information technologies; digital economy; labor market; employment; labor relations; regulatory and legal framework; legal regulations.
For citation: Vukolov V.L. Features of the legal regulation of digital technologies in the labor market and in the field of labor relations. Social and labor research. 2023;51(2):8-15. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-51-2-8-15.
ВВЕДЕНИЕ
Мир вступил в эпоху цифровой трансформации и нарастающий поток информационных и цифровых технологий необратимо меняет пространство существования и деятельности людей. Информатизация проникает практически во все структуры и сферы общественной жизни и право вынуждено фиксировать и отражать это проникновение, своевременно формировать необходимую норматив-
© Вуколов В.Л., 2023
ную правовую основу для меняющейся социальной реальности.
Трудовое право, как самостоятельная отрасль права, также не может оставаться без изменений, поскольку вследствие влияния цифровых технологий на сферу труда, взаимодействие между работниками и работодателями, причем на всех его стадиях - поиска работы, выполнения трудовых функций, смены работодателя или
завершения трудовых отношений появления нестандартных форм занятости, более жестких требований к охране труда и к защите информации, имеющей отношение к работникам, возрастает потребность в современном трудоправовом регулировании [1].
Таким образом, можно констатировать: наличие цифровизации в социально-трудовых отношениях - сформировавшаяся реальность, что требует разработки и принятия все большего числа правовых норм для того, чтобы рынок труда регулировался в соответствии с постоянно меняющимися реалиями в социально-трудовой сфере.
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНО-
ТРУДОВОЙ СФЕРЕ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Нормативная правовая основа применения информационных технологий в основных процессах организации рынка труда и при реализации и оформлении трудовых отношений стала активно формироваться с начала десятых годов XXI в.
С 2011 г. начался поэтапный процесс прямой выплаты пособий социального страхования из Фонда социального страхования, «минуя» работодателя. Пособия рассчитываются и выплачиваются гражданам непосредственно территориальными органами ФСС на основе данных, в электронной форме передаваемых работодателем. Большинство регионов страны включены в данный процесс (Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. № 294) [2].
Также одним из первых этапов нормативного правового закрепления информационного влияния в социально-трудовой сфере можно считать введение Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. № 66-ФЗ ст. 155.1 ГПК РФ согласно которой, для рассмотрения трудовых и иных социальных споров (по вопросам пенсий, а также пособий по нетрудоспособности) предусмотрена возможность участия в судебном заседании с помощью видео-конференц-связи (далее - ВКС) соответствующих судов по месту нахождения сторон процесса. Активно развиваются также сервисы по подаче в суд в электронном формате документов, связанных с трудовыми спорами.
С 1 июля 2017 г. по желанию граждан стала допустимой выдача электронного листка нетрудоспособности (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 1 мая 2017 г. № 86-ФЗ). Количество выданных таким образом больничных листков давно превысило 1 млн и продолжает расти.
Со второй половины 2013 г. Роструд при реализации своих полномочий стал активно использовать цифровые технологии и первым из федеральных органов исполнительной власти сформулировал и принял Концепцию повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства, центральное место в которой занимает цифровизация надзорной деятельности. Например, большим подспорьем для граждан, которые обращаются в органы Государственной инспекции труда и прокуратуры о нарушении их трудовых прав, стали сайты данных ведомств и портал Госуслуг.
Со второй половины 2013 г. начал работу портал онлайн-консультирования работников и работодателей «Онлайнинспекция.рф», значительно повысивший эффективность государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства. Общее количество посетителей «Онлайнин-спекции» превысило 9 млн, запущены сервисы «Досудебное обжалование», «Электронная приемная», «Библиотека трудовых ситуаций», «Банк типовых документов», «Памятки для работников и работодателей» «Трудовой навигатор» и другие.
За время работы «Онлайнинспекции» инспекторы труда рассмотрели более 900 тыс. обращений пользователей, гражданам предоставлены почти 300 тыс. консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства. Реализован механизм самоконтроля работодателя за соблюдением трудового законодательства. В рамках функционирования сервиса «Электронный инспектор» проведено свыше миллиона самопроверок, в ходе которых было выявлено более трех миллионов нарушений. Работодатели смогли оградить себя от неправомерных штрафных санкций на общую сумму превышающую 15 млрд руб.
Разработаны свыше 50 трудовых ситуаций для сервиса «Библиотека трудовых ситуаций», 200 проверочных листов для сервиса «Электронный инспектор», 150 памяток для сервиса «Памятки для работников и работодателей», 250 маршрутов для сервиса «Трудовой навигатор».
В 2017 г. в «Онлайнинспекция.рф» был добавлен сервис «Общественная оценка деятельности федеральной инспекции труда», дающий возможность с помощью опроса населения оценить деятельность Роструда и его территориальных органов, а затем использовать полученные результаты для принятия управленческих решений и совершенствования системы надзора.
Для поддержки предприятий созданы сервисы «Предприятие информирует» и «Банк предпри-
ятий и организаций». Первый сервис позволяет авторизованным работодателям направить в территориальный орган Роструда обращения об изменении категории риска и о предоставлении сведений в рамках контрольно-надзорной деятельности. Второй сервис позволяет пользователям направить запрос в Систему на получение сведений об организации из перечня открытых источников.
В государственных инспекциях труда более 10 лет функционирует Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью (АСУ КНД). Сформированная на основе процессного принципа управления и вне зависимости от инспектора она инициирует процессы контрольно-надзорной деятельности, отслеживает сроки их реализации и блокирует возможность неправомерных действий.
В рамках исполнения поручений Президента и Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования трудовой мобильности Рострудом в 2014 г. была разработана новая современная версия портала «Работа в России», который был запущен в эксплуатацию 3 июля 2015 г. в соответствии с решением Правительственной комиссии по информационным технологиям.
На портале доступно свыше 1,3 млн вакансий (крупнейшая база вакансий в стране), размещено более миллиона резюме, зарегистрировано напрямую свыше 300 тыс. работодателей. Ежедневно портал посещает не менее трех миллионов человек.
Являясь частью электронного правительства портал взаимосвязан со всеми ключевыми системами и элементами этой инфраструктуры, например, такими, как ЕСИА, СМЭВ, Единый портал государственных и муниципальных услуг. Любой пользователь, зарегистрированный на портале gosuslugi.ru, может использовать тот же пароль для работы с порталом «Работа в России».
Функциональные возможности портала соответствуют современным стандартам и он оснащен всеми принципиально важными сервисами по поиску и подбору работы. Пользователи могут размещать напрямую вакансии, резюме, оценивать транспортную доступность рабочего места на карте и прокладывать маршрут к нему от дома, подписываться на уведомления о появлении подходящих вакансий и так далее, и так далее.
Некоторые эксклюзивные передовые сервисы портала «Работа в России» стали активно использоваться в других электронных системах, например, сервис проверки проекта трудового договора
или голосовой сервис, читающий содержание портала для граждан с ограничениями по зрению.
За период эксплуатации портала большое внимание было уделено работе с отдельными сегментами рынка труда, его настройкой для решения актуальных задач в сфере занятости населения. Например, можно выделить сервисы для трудоустройства на предприятия оборонно-промышленного комплекса, сервисы по стимулированию внутренней трудовой мобильности, трудоустройству инвалидов (с крупнейшей базой вакансий для инвалидов), трудоустройству студентов и выпускников (с крупнейшей базой стажировок).
РАСШИРЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
Разразившаяся в 2020 г. пандемия корона-вируса стремительно развернула мир трудовых отношений в сторону цифровизации, породив одновременно множество правовых неопределенностей и возможностей для нарушений трудового законодательства, социальных проблем и противоречий. Государственные решения по урегулированию возникающих сложностей (на которые обычно требовались годы) в период пандемии принимались весьма оперативно. Достаточно вспомнить стремительный перевод на дистанционный формат государственных услуг в сфере труда, занятости, социальной защиты, а также надзора за соблюдением трудовых прав и рассмотрения трудовых споров. Начало пандемии и объявленный в связи с этим режим самоизоляции подтолкнули органы власти оперативно перейти к предоставлению в электронном виде тех госуслуг, которые ранее требовали личного присутствия гражданина. В частности, был введен временный порядок дистанционного оформления больничных листов для тех, кто находится на карантине, а также упрощен порядок назначения и выплаты ряда пособий, и установлен временный порядок заочного признания гражданина инвалидом.
Революционные изменения произошли в работе Государственной службы занятости. С момента ее образования в 1991 г. требовался личный визит гражданина в центр занятости для регистрации в качестве безработного и оформления пособия. Попытки «оцифровать» этот порядок были безуспешными, и только риск распространения новой коронавирусной инфекции побудил власти - первоначально в г. Москве, а затем и по всей России - разрешить гражданам подавать заявление для
получения пособия по безработице онлайн через портал «Работа в России».
Исключена необходимость предоставления копии трудовой книжки, приказа об увольнении и справки о заработке от предыдущего работодателя - данную информацию центры занятости уточняют путем межведомственного взаимодействия.
И хотя все эти новации в сфере предоставления госуслуг были приняты в качестве временных мер дальнейший ход событий показал, что формат оказываемых госуслуг уже никогда не будет прежним. Эпидемия, выступив катализатором развития системы дистанционного предоставления госуслуг, потребовала нестандартных решений, которые, не только «прижились», но и начали интенсивно развиваться и в пост-пандемийный период.
«Эпоха коронавируса» ускорила и цифровиза-цию системы социально-трудовых отношений. Стали востребованы представительство и защита прав работников и работодателей в онлайн-формате. Роструд и общественные организации развернули дистанционное консультирование, поскольку в период самоизоляции миллионы работников, отправленных на удаленную работу, в неоплачиваемые отпуска или уволенных, обращались к интернет-ресурсам за решением их проблем, - например, количество обращений только в Роструд возросло в 7 раз.
В пандемийный период обострилась проблема сроков рассмотрения трудовых споров в судах, поскольку в условиях пандемии суды стали назначать к слушанию дела только безотлагательного характера, к которым трудовые споры не относятся. И если подать любые процессуальные документы в суд в электронном виде не составляет проблемы, то сроки заседаний сдвинулись минимум на полтора месяца - это касалось исков о невыплате или неполной выплате зарплаты, незаконном увольнении или незаконном переводе и признании незаконным простоя производства в организации.
Опыт работы в пандемийный период был закреплен юридически через принятые изменения в законодательство о содействии занятости населению.
Общероссийская база вакансий на портале «Работа в России» с 1 июля 2021 г. была трансформирована и расширена на основании Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ (далее - Закон № 219-ФЗ), который внес изменения в Закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» и портал «Работа в России» был переименован в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее Единая цифровая платформа).
Указанными изменениями юридически было закреплено, что наравне с очным приемом граждан, ищущих работу, предусмотрены на постоянной основе дистанционная и проактивная (без заявлений) формы оказания такой услуги службами занятости - с использованием рассматриваемой цифровой платформы. И хотя толчком для реализации указанных изменений послужила пандемия коронавируса, само развитие сервисов в данных направлениях полностью соответствует современному развитию информационно-коммуникационных технологий в сфере содействия занятости населения.
При этом, принятие Закона № 219-ФЗ не отменяет очных консультаций и обращений в центры занятости, граждане могут выбирать и могут обращаться за помощью в удобном формате.
Единая цифровая платформа позволила сформировать единые требования к порядку предоставления госуслуг в части в сфере содействия занятости, а также единую федеральную систему мониторинга и управления качеством деятельности органов государственной службы занятости на основе единых стандартов
Закон № 219-ФЗ также установил основы особенностей взаимодействия работодателей, граждан и служб занятости в электронной форме. Он закрепил обязанность центров занятости регистрировать граждан в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) при сайте Госуслуг для подачи заявлений через Единую цифровую платформу (при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи).
Для расширения банка общедоступных вакансий Закон № 219-ФЗ установил требования к размещению на Единой цифровой платформе занятости и трудовых отношений информации о вакансиях для органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, работодателей с численностью работников выше 25 человек и ряда других категорий работодателей.
Статус и основы функционала Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (теперь это федеральная государственная информационная система) установила новая редакция ст. 16.2 Закона о занятости населения в РФ. Оператором Единой цифровой платформы занятости и трудовых отношений определен Роструд как уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Участники Единой цифровой платформы должны обеспечивать полноту, достоверность и
актуальность информации, которую размещают на ней. Возможность создания и хранения на платформе кадровых документов и договоров была отложена на 2023 г.
ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ НА ОСТРИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Трудовая книжка является одним из важнейших персональных документов гражданина нашей страны. Она служит основанием для подтверждения трудовой деятельности и фактического стажа работника, содержит важную информацию для работодателя на этапе подбора персонала, а также обеспечивает работнику защиту его трудовых прав. Трудовая книжка - это документ, который не только фиксирует определенные факты и события трудовой биографии работника, но и характеризует его личность, отношение к исполнению функциональных обязанностей.
За всю историю своего существования трудовая книжка неоднократно меняла свой облик, сохраняя при этом свои функции в социальной и правовой структуре общества. Масштабная информатизация всех сторон и аспектов общественной жизни, проводимая последние годы в нашей стране, сделала актуальным внедрение информационных технологий в государственное регулирование рынка труда, важнейшей из которых стал перевод данных о трудовой деятельности в электронный вид («электронная трудовая книжка»).
Внедрение электронных трудовых книжек вместо традиционно бумажных обеспечивает сохранность персональных данных в информационной системе ПФР, снижает издержки работника и работодателя при трудоустройстве, упрощает оформление трудовых отношений для удаленных работников, снимает с гражданина обязанность предоставления сведений о своей трудовой деятельности и позволяет в любое время ознакомиться со сведениями о его трудовой деятельности, а также существенно упрощает процесс кадрового делопроизводства.
Переход от ведения трудовой книжке на бумажном носителе к электронному формату данного документа потребовал внесения существенных изменений в нормативно-правовую базу, регламентирующую трудовые отношения.
Законодательство о ведении сведений о трудовой деятельности в электронном виде развивалось поэтапно. В связи с вступлением в силу федеральных законов от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой
деятельности в электронном виде» и № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатели с 15.02.2020 стали представлять сведения о трудовой деятельности работников в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее -ПФР) в электронном виде.
С 01.04.2020 в работу запущен режим онлайн, в соответствии с которым в случаях приема на работу и увольнения сведения об этом передаются в ПФР на следующий рабочий день (Федеральный закон от 24.04.2020 № 136-ФЗ).
Перечень сведений о трудовой деятельности в электронном виде аналогичен практически всем сведениям в трудовой книжке (информация о работнике; даты приема, увольнения, перевода; место работы; вид мероприятия; должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение; вид поручаемой работы; основание кадрового мероприятия; причины прекращения трудового договора).
Для передачи сведений о трудовой деятельности в ПФР идентификация работника проводится по страховому номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС). До 31.12.2020 включительно гражданам было необходимо подать письменное заявление работодателю о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной трудовой книжки. Если работник не подал ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его бумажную трудовую книжку. Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности.
Формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31.12.2020, осуществляется только в электронном виде.
В связи с распространением короновирусной инфекции постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году» был продлен срок уведомления работников о выборе способа ведения трудовой книжки по 31.10.2020 (в Федеральном законе № 439 -01.07.2020).
По состоянию на конец 2020 г. в ПФР страхователями переданы сведения о трудовой деятельности работников в составе индивидуального
лицевого счета - 2,3 млн работодателей на 58,1 млн застрахованных лиц. Количество работников, представивших заявления - 40,1 млн человек, из них о ведении данных о трудовой деятельности в электронном виде - 5,2 млн человек, что составляло порядка 13 % представивших заявления.
По состоянию на июль 2022 г. электронный формат трудовой книжки выбрали уже 9,5 млн человек (18,1 % представивших заявления).
В связи с принятием Федерального закона от 24.02.2021 № 30-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» граждане вправе обратиться в органы ПФР для включения в их индивидуальный лицевой счет всех сведений о трудовой деятельности, содержащихся в трудовой книжке за периоды до 01.01.2020.
Преимущества для работников в том, что они смогут получить сведения у работодателя по последнему месту работы, в территориальном органе ПФР, многофункциональном центре Госуслуг, или в личном кабинете на сайте ПФР, или на портале Госуслуг, причём в случае потери трудовой книжки обеспечивается высокий уровень безопасности и сохранности сведений.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен установлением административной ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Сформированная и принятая система изменений в нормативно-правовую базу, регламентирующую трудовые отношения в связи с введением электронной трудовой книжки позволила организовать плавный переход для их введения. Для работодателей сохраняется обязанность ведения и хранения бумажных трудовых книжек до 1 января 2027 г. После этой даты работодатель не ведет бумажную трудовую книжку и освобождается от ответственности за ее хранение.
Практика оформления, ведения, учета и хранения трудовых книжек в России насчитывает уже 100 лет. Современные информационные технологии позволяют осуществить цифровую трансформацию и обеспечить удобство пользования и надежность хранения данных, минимизировать
возможность ошибок в связи с человеческим фактором, избежать бумажной волокиты, оптимизировать взаимодействие между гражданами, кадровыми службами и государственными органами.
Учитывая введение в действие поправок в ТК РФ (Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ, далее - Закон № 439-ФЗ) в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде, целесообразно обратить внимание, что законодатель предпочел разделить процесс на два этапа: первый - внедрение электронных трудовых книжек и сведений о стаже; второй - переход к электронному кадровому документообороту (приказы по кадрам, табели учета рабочего времени, ознакомление работников с локальными нормативными актами и т.п.).
Практика применения Закона № 439-ФЗ в части электронных трудовых книжек и электронной передачи информации в органы Пенсионного фонда России выявила проблемы как правового, так и неправового характера. Так, например, возникла необходимость активной разъяснительной работы среди работников - в первую очередь, представителей старшего поколения, - поскольку законодатель сохранил альтернативный вариант ведения бумажной трудовой книжки, и многие работники опасаются получить ее на руки. Кроме того возник ряд технических проблем из-за необходимости в каждом подразделении по управлению персоналом наладить процесс взаимодействия с ПФР по передаче сведений.
По мнению профессионального сообщества Закон № 439-ФЗ содержит также ряд правовых аспектов, несущих риск возникновения правоприменительных проблем, в связи с чем требуется его коррекция. В связи с тем, что ст. 66.1 ТК РФ предусматривает для работника право получать сведения о работе через МФЦ только на бумажном носителе, а не электронном или бумажном, как в ПФР, например, было бы логично наделить любого работника правом получать сведения через портал Госуслуг на выбор - в электронном виде или на бумажном носителе, как в ПФР, а не только на бумажном носителе через МФЦ как того требует ст. 66.1 ТК РФ. Поскольку Закон № 439-ФЗ регулирует вопрос усиленной электронной цифровой подписи только для работодателя, а также с учетом того, что законопроект об электронном документообороте на уровне эксперимента также предполагает усиленную ЭЦП для работника, представляется правильным разрешить работникам использовать для подписания трудовой документации простую ЭЦП, а для работодателей - усиленную, что изба-
■
вит от необходимости оплаты усиленной ЭЦП самим работником или работодателем за него [3, 4].
Следующий шаг на пути цифровизации, - автоматизация кадрового документооборота [5]. Совершенно закономерно, что в условиях распространения цифровых технологий, крупнейшие работодатели уже начали вести кадровые документы в электронной форме. Действующее законодательство пока накладывает ограничения на развитие процесса, но дальнейшее развитие этой темы, в том числе и в нормативном ключе, чрезвычайно востребовано бизнесом.
Перевод в электронный вид кадровой документации позволит перейди к технологиям дистанционного и автоматизированного контроля, апробацию которых Роструд уже провел в «пилотном» режиме. Прототип модуля автоматической дистанционной проверки трудовых договоров в юридически значимой электронной форме прошел успешное тестирование.
Параллельно в Роструде планируется создание новых сервисов для работодателей, которые позволили бы взаимодействовать с инспекцией труда в интерактивном режиме, анализировать и хранить большие объемы данных, участвовать в регулярном мониторинге соблюдения трудового законодательства. Планируется создать систему полностью электронного дистанционного надзора в части проверки кадровых документов, которая будет проводиться без представителей инспекции труда и проверяемого предприятия. Достаточным и юридически значимым в перспективе должно стать «общение» информационных систем Ростру-да и работодателя.
Масштабные изменения и широкое применение информационных систем и цифровых технологий на рынке труда, при реализации и оформлении трудовых отношений требуют не разрозненных, а комплексных организационных, технических и нормативных правовых действий, что стало особенно очевидным для профессионалов при разработке и реализации концепции «электронного надзора [6].
ВЫВОДЫ
В настоящий момент не существует отрасли права или законодательства, которые регулировали бы общественные отношения, связанных с применением управления данными и технологий цифрового государства. Однако можно указать на ряд законодательных актов, устанавливающих нормы для подобного рода отношений:
• Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу и распространение информации, применении информационных технологий и обеспечении защиты информации.
• Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» регулирует отношения в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации в целях ее устойчивого функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак.
• Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации.
• Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ предполагает весьма широкое использование информационно-коммуникативных технологий в ходе осуществления закупок. В частности, организацию электронного документооборота и электронного аукциона, создание единой информационной системы, электронных площадок и т.д.
• Федеральный закон Российской Федерации «Об электронной подписи» от 06 апреля 2011 № 63-ФЗ расширил сферу использования и допустимые виды электронной подписи. Выделяются два вида последней: простая и усиленная. Последняя может быть квалифицированной либо неквалифицированной. Простая подтверждает, что данное электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная неквалифицированная электронная подпись позволяет не только однозначно идентифицировать отправителя, но и подтвердить, что с момента подписания документа его никто не изменял.
Данный перечень не является исчерпывающим. Помимо законов существует целый ряд подзаконных актов, содержащих вопросы непосредственно связанных с регулированием управления цифровыми данными. К таким можно отнести:
• Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»;
• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
• Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
В данных актах определяются цели дальнейшего внедрения цифровых технологий (том числе связанных с управлениями данными) в экономике, социальной сфере и государственном управлении.
Тем не менее, несмотря на кажущееся многообразие законодательных и нормативных документов, полноценной отрасли законодательства еще не создано, законодательное регулирование управления данными в Российской Федерации пока находится в начальной стадии своего формирования. Законодатель идет по пути казуального правотворчества, то есть проблемы решаются по мере их поступления.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Филипова И.А. Влияние цифровых технологий на труд: ориентиры для трудового права: монография - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2021. 106 с.
2. Андреев Павел, Локтюхина Наталья. Цифровизация управления социально-трудовыми отношениями. - Электронный ресурс - Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/mneniya/tsifrovizatsiya-upravleniya-sotsialno-trudovymi-otnosheniyami/
3. Андреев Павел. Трудовые отношения: вектор на цифровизацию. - Электронный ресурс - Режим доступа: https://Www. advgazeta.ru/mneniya/trudovye-otnosheniya-vektor-na-tsifrovizatsiyu/
4. Андреев Павел. Проблемы правоприменения электронного кадрового документооборота. - Электронный ресурс - Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/mneniya/problemy-pravoprimeneniya-elektronnogo-kadrovogo-dokumentooborota/
5. Федченко А.А., Дорохова Н.В., Дашкова Е.С. Цифровые технологии в системе организационно-правового регулирования занятости населения // Социально-трудовые исследования. 2021;(1):24-35.
6. Колосова Р.П., Разумова Т.О., Артамонова М.В. Человек и труд в цифровой экономике (100-летию Международной организации труда посвящается) // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2019;(3):174-190.
REFERENCES
1. Filipova I.A. The impact of digital technologies on labor: guidelines for labor law: Monograph. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky; 2021. p.106. (In Russ.).
2. Andreev P., Loktyukhina N. Digitalization of social and labor relations management. URL:https://www.advgazeta.ru/mneniya/ tsifrovizatsiya-upravleniya-sotsialno-trudovymi-otnosheniyami/
3. Andreev P. Labor relations: A vector for digitalization. URL:https://www.advgazeta.ru/mneniya/ trudovye-otnosheniya-vektor-na-tsifrovizatsiyu/
4. Andreev P. Problems of law enforcement of electronic personnel document management. URL:https://www.advgazeta.ru/mneniya/ problemy-pravoprimeneniya-elektronnogo-kadrovogo-dokumentooborota/
5. Fedchenko A.A., Dorokhova N.V., Dashkova E.S. Digital technologies in the system of organizational and legal regulation of employment. Social and Labor Research. 2021;(1):24-35. (In Russ.).
6. Kolosova R.P., Razumova T.O., Artamonova M.V. Man and labor in the Digital Economy (dedicated to the 100th anniversary of the International Labor Organization). Bulletin of the Moscow University. Series 6. Economics. 2019;(3):174-190. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Всеволод Львович Вуколов - действительный государственный советник Российской Федерации I класса, Заместитель Министра юстиции Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Москва, Россия
Vsevolod L. Vukolov - Acting State Adviser of the Russian Federation, First Rank, Deputy Minister of Justice of the Russian Federation, Ministry of Justice of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила в редакцию 14.03.2023; после рецензирования 20.03.2023, принята к публикации 22.03.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 14.03.2023; revised on 20.03.2023 and accepted for publication on 22.03.2023. The author read and approved the final version of the manuscript.