SAVELYEVA Nelly Khismatullaevna and others
DIGITAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN UNIVERSITIES .
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
УДК 378.147
DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0058
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ
© Автор(ы) 2021 AuthorID: 701501 SPIN: 2895-1875
САВЕЛЬЕВА Нэлли Хисматуллаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и образовательных технологий
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19, e-mail: nellik1983@mail.ru)
AuthorID: 519301 SPIN: 5812-6072
ГНАТЫШИНА Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор, Профессионально-педагогический институт
AuthorID: 456680 SPIN: 3743-3376
УВАРИНА Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, Профессионально-педагогический институт
Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. им. Ленина, 69, e-mail: nuvarina@yandex.com)
AuthorID: 593792 SPIN: 4790-7467
БОЖКО Екатерина Михайловна, старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19, e-mail: ekaterina.bozhko@gmail.com) AuthorID: 725567 SPIN: 8721-8055
ПОЧИТАЛКИНА Наталия Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. им. Ленина, 69, e-mail: natalie.felice@gmail.com) Аннотация. О необходимости внедрения в образовательный процесс вуза технологий онлайн-обучения на сегодняшний день ведутся многочисленные споры и обсуждения. Однако положительные примеры отдельных образовательных учреждений не должны вызывать иллюзию полного и повсеместного благополучия. Во многих российских вузах ситуация с введением новых средств обучения, мягко говоря, непростая как с точки зрения наличия организационной стратегии, так и с позиций культурных изменений. В статье предпринимается попытка охарактеризовать ситуацию с онлайн-обучением в вузах на основе анализа ожиданий студентов, кажущихся готовыми к переходу на «цифру», и решений Болонского процесса, требующих внедрения онлайн-компонентов в образовательный процесс вузов. Кроме того, авторы статьи дают обзор первоначальных попыток внедрения онлайн-обучения в образовательный процесс вузов с учетом возникших систематических и психологических сложностей. В качестве оптимального варианта авторы предлагают сочетание онлайн-обучения с научно-исследовательской составляющей с целью сохранения статуса университета как центра науки и образования.
Ключевые слова: цифровизация, онлайн-обучение, электронное обучение, университет, интернационализация.
DIGITAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN UNIVERSITIES: THE FIRST EXPERIENCE
© The Author(s) 2021
SAVELYEVA Nelly Khismatullaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Foreign Languages and Educational Technologies Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Eltsyn (620002, Russia, Ekaterinburg, Mira Str., 19, e-mail: nellik1983@mail.ru) GNATYSHINA Elena Alexandrovna, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor Vocational-Pedagogical Institute UVARINA Natalya Viktorovna, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor Vocational-Pedagogical Institute South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenina Av., 69, e-mail: nuvarina@yandex.com) BOZHKO Ekaterina Mikhailovna, Senior Lecturer at the Department of Foreign Languages and Translation Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Eltsyn (620002, Russia, Ekaterinburg, Mira Str., 19, e-mail: ekaterina.bozhko@gmail.com) POCHITALKINA Nataliya Yevgenyevna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
at the Department of Foreign Languages South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenina Av., 69, e-mail: natalie.felice@gmail.com) Abstract. There are numerous disputes and discussions about the need to introduce online learning technologies into the educational process of the university. However, the welcoming examples of individual educational institutions should not give rise to the illusion of complete and widespread prosperity. In many Russian universities, the situation with the introduction of new teaching aids is, to put it mildly, difficult both in terms of the availability of an organizational strategy and in terms of cultural changes. The article attempts to characterize the situation with online education in universities based on an analysis of the expectations of students who seem ready to move to digital, and the decisions of the Bologna process, requiring the introduction of online components in the educational process of universities. In addition, the authors of the article provide an overview of the initial attempts to introduce online learning into the educational process of universities in a particular region, taking into account the systematic and psychological difficulties that have arisen. As the best option, the authors propose a combination of online education with a research component in order to preserve the university's status as 226 OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
САВЕЛЬЕВА Нэлли Хисматуллаевна и другие ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИИСКИХ ВУЗОВ ...
a center of science and education.
Keywords: digitalization, e-learning, online learning, university, internationalization.
ВВЕДЕНИЕ.
Болонский процесс, интернационализация и ведущие позиции в научно-технологическом развитии - вот основные проблемы, волнующие всех специалистов системы высшего образования. Немаловажное значение имеют также проблемы качества обучения, более эффективного сопровождения обучающихся и более интенсивного внедрения инновационных средств обучения в образовательный процесс. В большинстве случаев в центре всех описанных проблем стоит стремление к сокращению доли государственного финансирования научно-технологических разработок и привлечение инвестиций со стороны частных компаний и лиц, заинтересованных в соответствующих исследованиях. Учитывая определенную ограниченность государственных финансовых вливаний в бюджеты вузов и растущую уверенность в общественном сознании в том, что университеты должны работать эффективнее, на сегодняшний день сохраняется риск того, что основное предназначение университетов - наука и образование - будет отодвинуто на второй план.
Экономическое мышление и прагматичная деятельность, гибкость и определенный темп - далеко не каждый современный университет способен отказаться от традиционной модели образования в пользу вышеупомянутых требований. Очевидно, что заявляемые требования имеют силу и относительно онлайн-обучения, порождая ряд вопросов и домыслов, среди которых можно назвать определение границ онлайн-компонента, его эффективности, возможных последствий его внедрения и т.д. Мы придерживаемся мнения, что результатом станет альянс определенной культуры и стратегии, который поможет университетам сохранить статус центров науки и образования.
В настоящее время в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития в нашей стране цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Без сомнения, современные российские студенты стоят у истоков цифровизации всей системы высшего образования. Очевидно, что существующие на сегодняшний день вызовы заставят университеты серьезно заняться проблемой онлайн-обучения. Вопрос только в том, какое направление примет эта тематика.
МЕТОДОЛОГИЯ.
Летом 2017 года Министерство образования и науки Российской Федерации провело конкурс среди российских вузов на разработку элементов образовательной платформы. В число победителей конкурса вошли ведущие университеты страны: МГУ имени М.В. Ломоносова, НИТУ «МИСиС», университет ИТМО, Уральский федеральный университет, Томский государственный университет, Дальневосточный государственный университет и другие.
По результатам конкурса ведущие вузы страны в соответствии с заявленной миссией на протяжении последних нескольких лет занимаются внедрением в образовательный процесс онлайн-технологий, используя «цифру» как средство повышения качества обучения, как эффективное сочетание научно-технологического и образовательного компонентов, как центр стратегических решений.
В частности, на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Приказом ректора от 21 ноября 2019 года создан Центр цифровой трансформации, основная цель которо-
го заключается в разработке и реализации Программы цифровой трансформации университета. Сотрудники Центра цифровой трансформации курируют вопросы разработки концепции, реализации и оценивания результатов онлайн-обучения в образовательном процессе университета в тесном взаимодействии с представителями классической дидактики высшей школы.
В рамках своей деятельности Центр цифровой трансформации УрФУ разрабатывает и реализует онлайн-курсы для сотрудников с целью формирования у них ключевых компетенций для цифровой экономики в соответствии с Федеральной программой «Кадры для цифровой экономики» от 28 мая 2019 г. Слушателями данных курсов становятся представители разных отраслей науки: медики и ветеринары, инженеры и биологи, а также филологи и социологи - вопросы и проблемы он-лайн-обучения затрагивают и вызывают интерес у всех представителей научного сообщества. Исходя из этого в круг задач сотрудников Центра цифровой трансформации УрФУ входит:
1) информационная, коммуникационная и общественная работа;
2) развитие сотрудничества с представителями других ведущих университетов;
3) администрирование и оценка качества реализации образовательного процесса;
4) техническое и организационное развитие.
Таким образом, процесс цифровизации образования
связан не только с миссией университета, но и представлен и активно развивается во всех его структурных подразделениях.
Современное мировое научное сообщество обладает внушительным потенциалом по вопросам внедрения и распространения онлайн обучения. Особого внимания заслуживает на наш взгляд позиция немецких ученых С. Зойферта и Д. Ойлера [1], предлагающих ряд стратегий по внедрению онлайн-обучения в образовательный процесс вуза:
1) стратегия профессионализации
(главная цель онлайн-обучения заключается в оптимизации и модернизации процесса обучения, обусловливающих создание новой системы менеджмента образовательного процесса);
2) стратегия флексибилизации
(главная цель онлайн-обучения предусматривает индивидуализацию процесса обучения и ориентацию на запросы и потребности студентов);
3) реформационная стратегия
(онлайн-обучение используется в качестве импульса к радикальным изменениям, например, к смене парадигмы всего образовательного процесса или проактивное представление культуры обучения и получения образования);
4) маркетинговая стратегия
(онлайн-обучение способствует раскрытию новых рыночных потенциалов прежде всего в области непрерывного образования и развитие новых бизнес-идей).
Итак, очевидно, что первая и вторая стратегии из списка (профессионализации и флексибилизации) призваны оптимизировать или улучшать существующее состояние системы образования. Третья и четвертая стратегии (реформационная и маркетинговая) направлены на введение и развитие чего-то нового, ранее не существовавшего в системе образования.
Проведенный анализ [1] позволил нам выделить ряд ключевых характеристик, необходимых вузу для успешного внедрения и осуществления онлайн-обучения:
1) техническая готовность вуза - важнейшая характеристика, в соответствии с которой принимается решение об использовании вузом в качестве основы онлайн-обучения централизованной обучающей платформы или
SAVELYEVA Nelly Khismatullaevna and others
DIGITAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN UNIVERSITIES .
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
онлайн-комплекса, состоящего из определенной платформы и социальных средств коммуникации; в качестве альтернативы может быть использована также частная обучающая платформа на возмездной основе;
2) экономические возможности вуза оценивают процесс онлайн обучения с позиций освоения новых сфер коммерческой деятельности и новых электронных каналов сбыта образовательных услуг; одновременно анализируются финансовые возможности и соотношение расходов и доходов от онлайн-обучения;
3) структурные характеристики вуза - возможность создания новых структур, служб и подразделений по всестороннему обеспечению процесса онлайн-об-учения; достижение баланса между централизацией и децентрализацией в зависимости от величины и разнородности университета;
4) социо-культурные характеристики вуза - поддержка со стороны руководства вуза, создание сети филиалов, активная информационная политика, повышение квалификации сотрудников, всесторонняя поддержка и стимулирование;
5) дидактическая стратегия вуза составляет ядро процесса цифровизации университета и заключается в мультимедийном оснащении, организации этапов учебного процесса на основе разнообразных форм цифровой коммуникации, а также обще-дидактическом оформлении учебных курсов или образовательных программ;
Подводя итог вышеописанному, следует подчеркнуть, что все что связано с ключевыми характеристиками вуза, необходимыми для успешного внедрения онлайн обучения, зависит от ряда условий, таких как внешняя среда и стратегические позиции вуза, величина и разнородность вуза, а также привычек и предпочтений сотрудников и студентов, вовлеченных в процесс цифровизации. Основная цель - внедрение онлайн-об-учения на постоянной основе с наименьшими психологическими затратами для всех участников процесса. Неотъемлемым условием данного процесса является также поддержка со стороны руководства вуза, региональных и федеральных властей, а также активная система структурных изменений и четкое следование Миссии университета.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Итак, победителей конкурса среди российских вузов на разработку элементов образовательной платформы, организованного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2017 году, по праву можно назвать первопроходцами в области внедрения онлайн-об-учения в образовательный процесс. Это вузы, которые признают важнейшее значение цифровой трансформации системы российского высшего образования и предлагают различные формы онлайн-обучения, среди которых виртуальное сопровождение очного формата обучения, смешанное обучение, а также онлайн-семинары или целые учебные программы в режиме онлайн.
На наш взгляд среди вышеупомянутых «первопроходцев» можно выделить:
1. университеты-«теоретики» - университеты, придающие высокое значение онлайн-обучению, но по факту практически не предоставляющие образовательные услуги в режиме онлайн, в лучшем случае - предлагающие виртуальное сопровождение очного формата обучения;
2. университеты-«скептики» - университеты, сомневающиеся в эффективности онлайн-обучения и имеющие в своем арсенале немногочисленные онлайн-курсы;
3. университеты-«прагматики» - университеты, рассматривающие онлайн-обучение малоэффективным, но предлагающие при этом разнообразные формы онлайн-обучения.
Обратимся теперь к сотрудникам вузов-первопроходцев. Каково же их отношение к происходящим переменам? Ведь эти перемены реализуются «их руками». В этой связи мы предлагаем условно разделить сотрудников университетов-победителей конкурса на разработку
элементов образовательной платформы на четыре группы, а именно:
1) предприимчивые сотрудники, внутренне мотивированные к введению онлайн-технологий в образовательный процесс вуза, готовые к экспериментам с новыми средствами обучения, неожидающие от университета какой-либо поддержки, но при отсутствии признания со стороны руководства отходящие в сторону;
2) осторожные сотрудники не желают подключаться к процессу цифровизации университета, опасаются рискованных экспериментов и ждут соответствующей поддержки - технической и персональной;
3) сотрудники-карьеристы не проявляют себя явными противниками, однако включаются в процесс циф-ровизации только в случае объективной выгоды для их собственной карьеры;
4) сотрудники-противники чувствуют над собой явное превосходство технических средств, являясь при этом сторонниками того, что все новое и современное ни на что не годится.
К сожалению, мы не обладаем точными данными о численном распределении вышеупомянутых типов среди сотрудников университетов. Однако первые данные о реакции российских университетов на тренд по циф-ровизации образования уже получены. Большая часть вузов находится в состоянии ожидания, причем больше от своих планов нежели от реальных действий; немногочисленные вузы считают себя первопроходцами или пионерами в области цифровой трансформации, в то время как многие вузы относятся к данному вопросу скептически. Как глобально в системе высшего образования, так и среди отдельных его сотрудников наблюдаются различные точки зрения и отношение к онлайн-обучению. Есть также пионеры и сомневающиеся, выжидательная и активная позиция и разнообразные мотивы.....
ВЫВОДЫ.
Опрос, проведенный среди студентов УрФУ в мае 2020 года, показал следующие результаты:
1) студенты в большинстве своем предъявляют определенные требования к онлайн-обучению. Около 90% опрошенных имеют дома доступ в сеть, больше половины из них имеют высокоскоростное подключение; практически все студенты, принявшие участие в опросе, владеют навыками работы с электронной почтой и поисковыми системами в сети Интернет;
2) 86% опрошенных студентов знакомы с онлайн-технологиями и платформами и активно используют их в учебной деятельности при условии их высокого качества; 80% из общего числа принявших участие в опросе знакомы и используют обучающие онлайн-технологии, обеспечивающие процесс очного обучения - первая ступень перехода на «цифру» в российской системе образования.
Онлайн-технологии, структуру и контент которых на сегодняшний день освоило большинство обучающихся российских вузов, к сожалению, пока недостаточно полно и эффективно обеспечивают учебную деятельность и процесс обучения.
Однако совершенно точно можно утверждать, что новые медиа стали привычным средством обучения, к работе с которым у студентов сформированы необходимые навыки и умения.
Цифровизация системы образования стала предметом многочисленных современных исследований в российской науке [2-9]. Подготовлены многочисленные исследования, на основе которых разработаны модели цифровой образовательной среды, призванные способствовать внедрению онлайн-технологий обучения на высоком профессиональном уровне.
Успешная реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» позволит коренным образом изменить подход к обучению граждан страны, подготовить Россию к переходу на новый технологический уклад - к цифровой экономике.
228
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
САВЕЛЬЕВА Нэлли Хисматуллаевна и другие ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИИСКИХ ВУЗОВ ...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зойферт С., Ойлер Д. Устойчивое развитие инновационных процессов в области электронного обучения: исследования в области стратегий внедрения электронного обучения как инноваций в университете. Режим доступа: http:/www.scil.ch/publications/ docs/2005-01-seufert-euler-nachhaltigkeit-elearning.pdf (Дата обращения: 15.07.2020).
2. Савельева Н. Х., Демакова Г. А., Ульянова В. Г. Возможности электронной информационной образовательной среды вуза для профессиональной подготовки будущих специалистов //Балканско научно обозрение. 2020. Т. 4. № 1(7). DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0401.0009.
3. Козлова Т.А., Полякова Ю.О., Леонтьева ДА. Актуальные проблемы философии образования в современную эпоху // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 19-21.
4. Вольчик В.В., Ширяев И.М. Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 2. С. 235248.
5. Чертовских О.О. Перспективы использования цифровых образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 184-187.
6. Савельева Н. Х., Уварина Н. В., Гнатышина Е. А. Генезис понятия «электронное дистанционное обучение» в педагогической теории и практике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, №1 (65). С. 74-83.
7. Miller G. History of Distance Learning. Education Guidance. American Inter Continental University Online. 10.11.2014. [Electronic resource]. URL: http://www.worldwidelearn.com/education-articles/histo-ry-of-distance-learning.html (date of request 28.11.2019).
8. Rosen D. J., & Stewart C., Blended learning for the Adult Education Classroom, 2013.
9. Writers S. 10 Advantages to Taking Online Classes. Open Education Database. 12.01.2012. [Electronic resource]. URL: http://oedb.org/ilibrar-ian/10-advantages-to-taking-online-classes/.
Статья поступила в редакцию 05.08.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021