Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ЦИФРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПРОЦЕСС ЦИФРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
820
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ ДИСКУРС / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН ЛЕКЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕТВОРКИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова Юлия Александровна

Цель : изучить тенденции исследований цифрового дискурса в образовательном процессе, указать на достижения и побочные эффекты новых коммуникативных инструментов. Методы . Комплексный структурно-функциональный анализ, дискурсивный и лингвокультурологический анализ, метод кейсов, метод обобщения, дискурс-анализ, сравнительный метод и SWOT-анализ, историко-описательный метод, интерпретация документов, использование формально-логических приемов, мониторинг практики высшей школы, анализ средств массовой информации и научной литературы, дающие возможность определить амбивалентное влияние цифрового дискурса на образовательный процесс. Результаты . Позитивное влияние и негативные последствия цифрового дискурса, функциональные возможности новых образовательных платформ, виртуальные обучающие среды Moodle, Coursera, онлайн-платформы Zoom, Skype, веб-сервисы Google (Google Classroom, Google Forms, Hangouts, Google Academia, Google Scholar) их и потенциал. С дискурсивной точки зрения качества вопроса описывается электронная информационно-образовательная среда университета, научная электронная библиотека e-library.ru, социальные сети для учёных (Researchgate, ИСТИНА и т.п.). Выводы . В статье рассмотрена сложная и неоднозначная ситуация с массовой цифровизацией в образовательном процессе, которая особенно актуальна для современной действительности. Информационно-коммуникационные технологии в современном университете имеют большое значение и затрагивает многие сферы. В образовательных программах все чаще встречаются новые понятия, которые требуют освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF DIGITALIZATION IN MODERN EDUCATION

Purpose: to study trends in digital discourse research in the educational process, to point out the achievements and side effects of new communication tools . Methods. Complex structural and functional analysis, discursive and linguoculturological analysis, case study method, generalization method, discourse analysis, comparative method and SWOT analysis, historical and descriptive method, document interpretation, use of formal and logical techniques, monitoring of higher school practice, analysis of mass media and scientific literature, which make it possible to determine the ambivalent influence of digital discourse on the educational process. Results. The positive impact and negative consequences of digital discourse, the functionality of new educational platforms, virtual learning environments Moodle, Coursera, online platforms Zoom, Skype, Google web services (Google Classroom, Google Forms, Hangouts, Google Academy, Google Scholar) and their potential. From the discursive point of view of the quality of the question, the electronic information and educational environment of the University, the scientific electronic library is described e-library.ru, social networks for scientists (Researchgate, TRUTH, etc.). Conclusions. The article examines the complex and ambiguous situation with mass digitalization in the educational process, which is especially relevant for modern reality. Information and communication technologies in a modern University are of great importance and affect many areas. In educational programs, new concepts are increasingly encountered that need to be mastered.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ЦИФРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34) ВОРОНОВА Юлия Александровна

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780 ПРОЦЕСС ЦИФРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ...

УДК 37.013.78

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0014

ПРОЦЕСС ЦИФРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 5227-1733 AuthorlD: 793304 ResearcherlD: C-3479-2015 ORCID: 0000-0003-4562-694X ScopusID: 57209220377

ВОРОНОВА Юлия Александровна, преподаватель

Московский государственный институт международных отношений (университет) (119454, Россия, Москва, проспект Вернадского, 76, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель: изучить тенденции исследований цифрового дискурса в образовательном процессе, указать на достижения и побочные эффекты новых коммуникативных инструментов. Методы. Комплексный структурно-функциональный анализ, дискурсивный и лингвокультурологический анализ, метод кейсов, метод обобщения, дискурс-анализ, сравнительный метод и SWOT-анализ, историко-описательный метод, интерпретация документов, использование формально-логических приемов, мониторинг практики высшей школы, анализ средств массовой информации и научной литературы, дающие возможность определить амбивалентное влияние цифрового дискурса на образовательный процесс. Результаты. Позитивное влияние и негативные последствия цифрового дискурса, функциональные возможности новых образовательных платформ, виртуальные обучающие среды Moodle, Coursera, онлайн-платформы Zoom, Skype, веб-сервисы Google (Google Classroom, Google Forms, Hangouts, Google Academia, Google Scholar) их и потенциал. С дискурсивной точки зрения качества вопроса описывается электронная информационно-образовательная среда университета, научная электронная библиотека e-library.ru, социальные сети для учёных (Researchgate, ИСТИНА и т.п.). Выводы. В статье рассмотрена сложная и неоднозначная ситуация с массовой цифровизацией в образовательном процессе, которая особенно актуальна для современной действительности. Информационно-коммуникационные технологии в современном университете имеют большое значение и затрагивает многие сферы. В образовательных программах все чаще встречаются новые понятия, которые требуют освоения.

Ключевые слова: цифровизация, цифровой дискурс, цифровые компетенции, диджитализация, образование, высшее образование, онлайн лекции, дистанционное обучение, цифровые технологии, нетворкинг.

THE PROCESS OF DIGITALIZATION IN MODERN EDUCATION

© The Author(s) 2021

VORONOVA Yulia Alexandrovna, lecturer

MGIMO-University

(119454, Russian Federation Moscow, 76, Prospect Vernadskogo, e-mail: [email protected]) Abstract. Purpose: to study trends in digital discourse research in the educational process, to point out the achievements and side effects of new communication tools. Methods. Complex structural and functional analysis, discursive and linguo-culturological analysis, case study method, generalization method, discourse analysis, comparative method and SWOT analysis, historical and descriptive method, document interpretation, use of formal and logical techniques, monitoring of higher school practice, analysis of mass media and scientific literature, which make it possible to determine the ambivalent influence of digital discourse on the educational process. Results. The positive impact and negative consequences of digital discourse, the functionality of new educational platforms, virtual learning environments Moodle, Coursera, online platforms Zoom, Skype, Google web services (Google Classroom, Google Forms, Hangouts, Google Academy, Google Scholar) and their potential. From the discursive point of view of the quality of the question, the electronic information and educational environment of the University, the scientific electronic library is described e-library.ru, social networks for scientists (Researchgate, TRUTH, etc.). Conclusions. The article examines the complex and ambiguous situation with mass digitalization in the educational process, which is especially relevant for modern reality. Information and communication technologies in a modern University are of great importance and affect many areas. In educational programs, new concepts are increasingly encountered that need to be mastered.

Keywords: digitalization, digital discourse, digital competencies, digitalization, education, higher education, online lectures, distance learning, digital technologies, networking.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все актуальнее становится проблема цифрового дискурса в образовании. Мы становимся свидетелями реформирования системы высшего образования, в которой все активнее принимают участие дистанционные образовательные технологии и большее внимание уделяется цифровизации образования [1]. Эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания, но в новых реалиях электронное обучение носит ситуационный характер. Аналоговая форма передачи информации переходит в цифровую, переводят текстовую, аудиовизуальную информацию в цифровую форму. Происходит оцифровка текста, звука и видео в языки, понятные компьютеру [2]. Дискурсивная компетенция использует для этого соответствующие средства связи. В эпоху диджитализа-ци необходимо знать основы IT технологий и несколько языков, желательно программирования, быть способным к научным дисциплинам, построенным на компьютерных технологиях, развивать soft skills, EQ, креативно мыслить, уметь распоряжаться большим объемом

информации, работать и учиться дистанционно. Задачи университетов в области цифровизации относятся прежде всего к категории разнообразия и гибкости технологий обучения, особенно в сфере дистанционного/открытого обучения, в наименьшей степени цифровизация касается научных исследований и социальной сферы [3]. Мы знаем, что российское высшее образование обладает высоким потенциалом. Оно опирается на надежный фундамент и прочную репутацию, особенно в естественнонаучных и инженерно-конструкторских дисциплинах

[4].

Обеспечение качества российского высшего образования представляет собой сложную, многоуровневую систему взаимосвязанных элементов [5]. Наращивание конкурентных преимуществ может стать одним из драйверов развития российского высшего образования и экономики страны в целом [6]. Важнейшее условие успешного развития мировой и национальных экономик в начале третьего тысячелетия - возможность анализировать возрастающие массивы информации. Сегодня ни одна сфера экономики не способна нормально разви-

VORONOVA Yulia Alexandrovna THE PROCESS OF DIGITALIZATION .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ваться без высокоуровневой информатизации. Главной особенностью цифровой экономики являются знания, а условием доступа к этому ресурсу являются специфические качества самого человека- его интеллектуальная активность, способность осваивать знания и генерировать новые [7].

Для развития цифровой грамотности преподаватели осваивают электронные образовательные платформы, виртуальные обучающие среды Moodle [8], Coursera [9], онлайн - приложения Zoom, Skype, веб-сервисы Google (Google Classroom, Google Forms, Hangouts, Google Academia, Google Scholar), библиографические, полнотекстовые и реферативные базы данных SCOPUS, Web of Science, Medline, научную электронную библиотеку e-library, издательства Elsevier, Springer Nature, Taylor & Francis, Wiley, SAGE, Emerald, LinkedIn, Academia. edu, Researchgate и др. Есть исследования, что самым популярным инструментом работы в дистанционном формате выступает электронная почта — ее использовали 85,8%. Работают на платформе вуза 67%, на онлайн платформах для конференций (в основном ZOOM, Skype и MS Teams) около половины (46,7%). Использовали возможности мессенджеров 44,9%, организовали работу посредством социальных сетей —41,6%. По мнению преподавателей, основная проблема дистанционного обучения — организация групповой работы студентов и контроля знаний [10].

МЕТОДОЛОГИЯ

В исследовании используются: комплексный структурно-функциональный анализ, дискурсивный и линг-вокультурологический анализ, метод кейсов, метод обобщения, дискурс-анализ, сравнительный метод и SWOT-анализ, историко-описательный метод, интерпретация документов, использование формально-логических приемов, мониторинг практики высшей школы, анализ средств массовой информации и научной литературы, дающие возможность определить амбивалентное влияние цифрового дискурса на образовательный процесс.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В современном учебном процессе лекции переводят в электронный формат, запрос ведущих мировых университетов - создавать и продвигать онлайн-курсы на образовательных платформах, публикации образовательных материалов в виде набора электронных ресурсов. Например, в e-library.ru [11] можно посмотреть публикации исследователей, ученых, преподавателей, количество цитирований и h-индекс (индекс Хирша). Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ), созданным по заказу Минобрнауки РФ. Крупнейшая в России электронная библиотека научных публикаций обладает богатыми возможностями поиска и получения информации.

Интересный опыт проекта НИИ механики МГУ Интеллектуальная Система Тематического Исследования Наукометрических данных (ИСТИНА) позволяет увидеть, как меняется современная научная реальность. На сайте портала фиксируют все публикации, доклады на конференциях, участие в проектах и научно-исследовательских работы, выступления в СМИ, отчёты, стажировки, НИР, членства в редколлегии, авторство и преподавание курсов, сдаются научные отчеты, считаются баллы за отчетный период и даже проходит электронная подача заявлений на участие в конкурсе замещения должностей. ИСТИНА [12] предназначена для сбора, систематизации, хранения и анализа наукометрической информации сотрудников МГУ им. М.В.Ломоносова с целью подготовки и принятия управленческих решений. На личной странице преподавателей представлена вся актуальная:

- научная деятельность (статьи в международных и российских журналах, в сборниках; материалы конференций; книги: монографии, учебники, пособия; выступления на российских и международных конференциях;

защищённые диссертации, руководство диссертациями; патенты, свидетельства о регистрации прав на программное обеспечение);

- учебная работа (авторство учебных курсов, чтение лекций, ведение семинаров и практических занятий, руководство дипломными работами);

- организационная работа (членство в оргкомитетах конференций, в редколлегиях журналов и сборников). Системы на основе наукометрии Current Research Information Systems (CRIS-системы) активно взаимодействуют с базами данных о публикациях, которые индексируются отдельными мировыми агентствами и компаниями. Ставшая трендовой необходимость создания для каждого университета цифрового двойника обусловлена значимостью предоставления максимально доступной образовательной среды. Качественная цифровая среда вуза - важное условие сохранения стабильности образовательного процесса. Сегодня способность университетов оперативно приспособить цифровое образовательное пространство под нужны дистанционного обучения - значимый признак состоятельности и качества их управленческого аппарата [13].

Научные и научно-педагогические специализированные социальные сети позволяют находить коллег по всему миру (LinkedIn, Academia.edu, социальная сеть для учёных Researchgate [14]). Беспрецедентный экспоненциальный рост сетей в количественном и территориальном измерениях позволяет считать их стратегическим информационным ресурсом для расширения и консолидации гражданского общества [15].

Преподавательский состав российских вузов — это высоко мотивированные и социально ответственные профессионалы [16] Чтобы быть востребованным преподавателем, экспертом интерактивных технологий и знатоком мобильных приложений для проведения увлекательных и продуктивных занятий.

Широкое использование методов и переход на дистанционный формат обучения снижает роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель - студент. В организационном плане для осуществления трансформации методического мышления требуется специальное обучение преподавателей новым методическим подходам [17]. По индексам циф-ровизации и креативности сделано заключение о существенном влиянии креативности региона на скорость и глубину развития в нем «оцифровки» основных сфер жизнедеятельности. Для расчета корреляции используются комплексный индекс креативности пространства, включающий три компонента («талант», «технологии», «толерантность»), и комплексный индекс региональной цифровизации, содержащий три составляющие (индекс развития ИКТ, сводный индекс цифровой грамотности и индекс цифровой жизни) [18].

В образовательных программах все чаще встречаются новые понятия, которые требуют освоения. В лексикон входят новые понятия, такие как: цифровизация, цифровая трансформация, цифровая прокрастинация, цифровая коммуникация, технология блокчейн, нетвор-кинг, лайфхак, инсайт и т.д., Есть много иностранных слов, которые в русском языке написаны в авторской интерпретации.

Одной из главных задач современного исследователя является поиск релевантной информации, обладающей научной ценностью. Самыми популярными по количеству цитирований и количеству публикаций являются обзоры, посвящённые культуре высшего образования, педагогическим технологиям и особенностям их применения в новом образовательном ландшафте, онлайн-об-разованию как новому измерению образования, требующему формирования особой экосистемы, академической этике преподавателей вузов [19]. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо изучать современные тенденции

64

OECD: 5.G3 Educational sciences; ASJC: 33G4; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-00бб; ISSN online: 2712-97S0

ВОРОНОВА Юлия Александровна ПРОЦЕСС ЦИФРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ...

цифрового дискурса, осваивать термины, используемые в медиапространстве, развивать новые навыки и компетенции.

ВЫВОДЫ

В настоящее время исследованию цифровизации посвящают всё больше научных и практических исследований. Положительные следствия электронной культуры усматривается в расширении возможностей для формирования личностной идентичности, формировании новых социально-политических и научных практик, расширение возможностей для самореализации и самопрезентации, удовлетворение когнитивных потребностей, наращивание ресурсности, мобильность [20, 21]. Сложная и неоднозначная ситуация с всеобщей циф-ровизацией в образовательном процессе, активное использование информационно-коммуникационных технологий в современном университете имеют большое значение и затрагивает многие сферы. Система образования, сформированная в предыдущем технологическом укладе, не соответствует потребностям современного общества. Основным современным трендом развития образования является внедрение цифровых технологий и в частности переход от традиционной «аудиторной» модели обучения к онлайн-образованию [22].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Букаева Н.Г., Букаев Г.Г. Организация самостоятельной работы студентов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 2. С. 25-32.

2. Цифровизация - это процесс цифровой трансформации общества [Электронный ресурс]. URL: https://mentamore.com/socium/ didzhitalizaciya.html (дата обращения: 12.11.2020).

3. Kuzu, Ö.H. (2020).Digital Transformation in Higher Education: A Case Study on Strategie Plans. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. vol. 29, no. 3, pp. 9-23.DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-29-3-9-23

4. Ханс де Вит. Эволюция концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования. Вопросы образования / EducationalStudiesMoscow. 2019.No2 DOI: 10.17323/1814954520192834

5. Алексанков А.М., Магер В.Е., Черненькая Л.В., Черненький А.В. Обеспечение качества высшего образования. Открытое образование. 2016;(4):10-16. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2016-4-10-16

6. Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ //Высшее образование в России. 2020. Т. 29. No2. С. 27-40.D0I: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40

7. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект //Высшее образование в России. 2019. Т. 28. No2. С. 9-22.DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-9-22

8. Система управления электронным обучением Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) [Электронный ресурс]. URL: https://moodle.org/ (дата обращения: 12.11.2020)

9. Образовательная платформа Coursera [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/(дата обращения: 12.11.2020)

10. Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. -2020. - Т. 20. - №3. - C. 611-621. doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-3611-621

11. НаучнаяэлектроннаябиблиотекаElibrary[Электронныйресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=793304&show_ refs=1&show_option=1 (дата обращения: 12. 11. 2020)

12. «ИСТИНА» — система исследования информации [Электронный ресурс]. URL: https://istina.msu.ru/profile/Yulia/ (дата обращения: 12.11.2020)

13. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Азаров А. А. Критерии для рейтингования уровня и качества цифровиза-ции процесса образования в вузах РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. — 2020. — Т. 25,No2.— С. 268—283. — DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2020.2.20

14. ResearchGate [Электронный ресурс]. URL: https://www. researchgate.net/profile/Yulia_Voronova/info (дата обращения: 25.01.2020)

15. Шарков Ф.И. Социальные сети как основа формирования пространства публичных коммуникаций // Коммуникология. 2019. Том 7. №4. С. 32-40. DOI 10.21453 / 2311-3065-2019-7-4-32-40

16. Троцук И.В., Суховерова Д.В. Корпоративная культура как инструмент повышения конкурентоспособности вуза //Высшее образование в России. 2018. T. 27. No11.

17. Дёмина О.А., Тепленёва И.А. О трансформации методического мышления преподавателей вузов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. No 7. С. 156-167.DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-156-167

18. Грошев И.В., Kçаснослободцев А.А. Цифровизация и креативность российских регионов. Социологические исследования. 2020. № 5. С. 66-78. DOI: Î0.3Î857/S0Î32Î6250009390-2

19. Раицкая ЛЖ., ТихоноваЕ.В. Обзор обзоров как инструмент выявления трендов в исследуемой области знания // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. No3. С. 37-57. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-37-57

20. ^савина Н.А. Цифровизация как предмет междисциплинарных исследований. Эпистемология и философия науки 2019. Т. 56. No 4. С. 251-259 DOI: Î0.5840/eps20Î956480

21. Прохорова М.П., Шкунова А.А., Булганина А.Е., Григорян ЖМ. Направления трансформации высшего образования в русле цифрови-зации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 299-302.

22. K}>знецов Н. В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия // E-Management. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/onlayn-obrazovanie-klyuchevye-trendy-i-prepyatstviya (дата обращения: 0Î.ÎÎ.2020).

Статья поступила в редакцию 11.10.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.