Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМ'

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1058
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН ПЛАТФОРМЫ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕДИАПЛАТФОРМЫ / ELECTRONIC DISTANT LEARNING / LEARNING PLATFORM / FOREIGN LANGUAGE / BLENDED LEARNING / MEDIAPLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Нэлли Хисматуллаевна, Салимова Ирина Михайловна, Почиталкина Наталия Евгеньевна, Довгополова Лилия Борисовна

Привычные учебные будни современных студентов, являющихся представителями информационного поколения, тесно связаны с электронными образовательными программами и курсами, учебниками, заданиями, проектами. Информационное обеспечение учебного процесса обусловливает получение соответствующих профессиональных компетенций, а также успешную профессиональную деятельность и продвижение по карьерной лестнице. Стремительное развитие онлайн-технологий послужило катализатором появления и распространения информационных образовательных технологий, в частности онлайн-образования. Использование современных образовательных информационно-коммуникационных технологий даёт преподавателю широкую возможность донести учебный материал одновременно различным категориям обучающихся - с разным уровнем начальной подготовки, с разной скоростью восприятия и порой с различным отношением к образованию в университете. Это резко сокращает число неуспевающих студентов, мотивируя их к учебной деятельности, делает обучение более эффективным, поднимает его на должный уровень, и, соответственно, повышает при этом рейтинг вуза. И хотя глобальная сеть Интернет в том виде, в каком она нам знакома, является относительно молодым феноменом, очевидно, что электронное дистанционное обучение существует довольно давно и далеко не всегда имело такой высокий уровень технологического развития. Для лучшего понимания сущности и возможности современных цифровых технологий обучения авторы предлагают рассмотрение типовой структуры и содержания медиаплатформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Нэлли Хисматуллаевна, Салимова Ирина Михайловна, Почиталкина Наталия Евгеньевна, Довгополова Лилия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND CHARACTERISTICS OF ELECTRONIC LEARNING PLATFORMS

Common daily life of modern students, that are the representatives of information generation, is closely related to electronic education programs and courses, student`s books, tasks and projects. E-learning is considered as the demonstration of the virtualization of the society and is one of the worthwhile trends in the education system. It makes possible the organization of the training different specialists without discontinuing work, to get an education from the house. In addition to it not all people have the opportunity to get an education easily and fast, not all modern people have the wish and physical opportunity to visit the university. Use of modern education information communication technologies gives the teacher the opportunity to teach different categories of students with different entry-levels, with different speed of perception and with different attitudes towards education at the university. It helps to reduce the number of weak students motivating them to learning activity, makes the education more effective and enhances the rating of university. The Internet world network is quite young phenomenon, but the history of E-learning is quite old and not always was on the such high level. So the authors suggest the consideration of the structure of E-learning platforms.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМ»

педагогические науки

Савельева Нэлли Хисматуллаевна, Салимова Ирина Михайловна, Почиталкина Наталия Евгеньевна и другие

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХ ОНЛАЙН ...

УДК 378.147

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0043

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХ ОНЛАЙН ПЛАТФОРМ

© 2020

AuthorlD: 701501 SPIN: 2895-1875

Савельева Нэлли Хисматуллаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков и образовательных технологий

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19, e-mail: nellik1983@mail.ru)

AuthorlD: 763176 SPIN: 9712-7580

Салимова Ирина Михайловна, старший преподаватель, кафедра иностранных языков AuthorlD: 725567 SPIN: 8721-8055

Почиталкина Наталия Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков

AuthorlD: 312933 SPIN: 3835-0722

Довгополова Лилия Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. им. Ленина, 69, e-mail: dovliliya@yandex.ru) Аннотация. Привычные учебные будни современных студентов, являющихся представителями информационного поколения, тесно связаны с электронными образовательными программами и курсами, учебниками, заданиями, проектами. Информационное обеспечение учебного процесса обусловливает получение соответствующих профессиональных компетенций, а также успешную профессиональную деятельность и продвижение по карьерной лестнице. Стремительное развитие онлайн-технологий послужило катализатором появления и распространения информационных образовательных технологий, в частности онлайн-образования. Использование современных образовательных информационно-коммуникационных технологий даёт преподавателю широкую возможность донести учебный материал одновременно различным категориям обучающихся - с разным уровнем начальной подготовки, с разной скоростью восприятия и порой с различным отношением к образованию в университете. Это резко сокращает число неуспевающих студентов, мотивируя их к учебной деятельности, делает обучение более эффективным, поднимает его на должный уровень, и, соответственно, повышает при этом рейтинг вуза. И хотя глобальная сеть Интернет в том виде, в каком она нам знакома, является относительно молодым феноменом, очевидно, что электронное дистанционное обучение существует довольно давно и далеко не всегда имело такой высокий уровень технологического развития. Для лучшего понимания сущности и возможности современных цифровых технологий обучения авторы предлагают рассмотрение типовой структуры и содержания медиаплатформы.

Ключевые слова: электронное дистанционное обучение, онлайн платформы, смешанное обучение, медиаплат-формы.

THE STRUCTURE AND CHARACTERISTICS OF ELECTRONIC LEARNING PLATFORMS

© 2020

Savelyeva Nelly Khismatullaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Foreign Languages and Educational Technologies Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Eltsyn (620002, Russia, Ekaterinburg, Mira Str., 19, e-mail: nellik1983@mail.ru) Salimova Irina Mikhailovna, Senior Lecturer at the Department of Foreign Languages Pochitalkina Nataliya Yevgenyevna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

at the Department of Foreign Languages

Dovgopolova Liliya Borisovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Foreign Languages South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenina Av., 69, e-mail: dovliliya@yandex.ru) Abstract. Common daily life of modern students, that are the representatives of information generation, is closely related to electronic education programs and courses, student's books, tasks and projects. E-learning is considered as the demonstration of the virtualization of the society and is one of the worthwhile trends in the education system. It makes possible the organization of the training different specialists without discontinuing work, to get an education from the house. In addition to it not all people have the opportunity to get an education easily and fast, not all modern people have the wish and physical opportunity to visit the university. Use of modern education information communication technologies gives the teacher the opportunity to teach different categories of students with different entry-levels, with different speed of perception and with different attitudes towards education at the university. It helps to reduce the number of weak students motivating them to learning activity, makes the education more effective and enhances the rating of university. The Internet world network is quite young phenomenon, but the history of E-learning is quite old and not always was on the such high level. So the authors suggest the consideration of the structure of E-learning platforms.

Keywords: electronic distant learning, learning platform, foreign language, blended learning, mediaplatform.

глобальной сети на сегодняшний день предусматривает явлением процесса виртуализации Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33)

Savelyeva Nelly Khismatullaevna, Salimova Irina Mikhailovna, Pochitalkina Nataliya Yevgenyevna and others THE STRUCTURE AND CHARACTERISTICS OF ELECTRONIC LEARNING ...

pedagogical sciences

одним из актуальных требований к системе образования со стороны правительства. Электронное дистанционное обучение предусматривает непрерывную подготовку и переподготовку специалистов без привязки к географии и определенному времени [1, 2].

Обратимся к понятию «заочное обучение», классический вариант которого предполагает отправку по почте учебных писем с заданиями.

С конца 90-х гг XX века некоторые университеты начали экспериментировать с внедрением элементов он-лайн-обучения в заочном формате, когда возможности электронного обучения, удаленного формата обучения и элементы контактного обучения (Face-to-Face) успешно взаимодействуют друг с другом.

Таким образом, внедрение цифровых технологий в образовательное пространство современного информационного общества становится обязательным и необходимым.

Причем эта мысль актуальна для всех уровней и типов образования, характеризующихся противоречием между цифровой грамотностью современных детей и подростков, владеющих персональным компьютером практически «с пеленок», и недостаточным вниманием и применением цифровых технологий в образовательном процессе.

Очевидно, что на сегодняшний день существует огромный разрыв между учебным процессом и повседневными буднями обучающихся, что значительно снижает мотивацию и интерес к учебе и, как следствие, эффективность.

Следует также отметить, что для подрастающего поколения учеников и студентов огромное значение имеет мир реальный и мир виртуальный. В связи с чем, в очередной раз приходится констатировать факт острой необходимости модернизации российской системы образования, которая полностью устарела. Хотя многие образовательные учреждения и отдельные педагоги смело и с интересом применяют новинки и цифровые медиатехнологии, тогда как подавляющее большинство представителей и структур российского образовательного пространства продолжают работать «по старинке», отказываясь вводить и осваивать инновации.

МЕТОДОЛОГИЯ

Главной целью электронной обучающей платформы мы считаем обеспечение людей по всему миру бесплатным и неограниченным доступом к образовательным возможностям и услугам университетов [3-12]. Онлайн обучение - идеальный на сегодняшний день способ демократизации академического образования, перевода системы высшего образования в новый формат, предусматривающий сочетание популярных социальных сетей (YouTube, Facebook, Instagram, VKontakte) и платформ (Webinar, Zoom, GoogleMeet, eTutorium) со стандартным очным и заочным форматом обучения. Цифровые методы обучения модульно структурируют учебный материал и обеспечивают его доступность всем и каждому в любое время без фиксированных учебных планов, финансовых вливаний и труднодоступности.

Метацель современной системы высшего образования заключается в создании и разработке единой образовательной платформы, соответствующей всем требованиям обучающихся, а также не противоречащей признанным академическим стандартам. Потенциальными потребителями необходимой платформы являются в первую очередь, люди, не имеющие возможности (финансовой, географической) получения высшего образования; люди, с ограниченными физическими возможностями; маломобильные люди, осуществляющие уход за нездоровыми членами семьи.

Электронные образовательные платформы представляют значительный потенциал для высших учебных заведений, особенно некрупных.

Цифровизация обучения открывает перед университетами возможность привлечения иностранных студен-

тов, открывая доступ к имеющимся образовательным возможностям без выезда из страны, что, в свою очередь, помимо повышения мотивации будет способствовать повышению уровня эффективности и результативности процесса профессиональной подготовки.

Кроме того, важным преимуществом цифрового обучения может быть одновременное привлечение высококвалифицированных иностранных и иногородних специалистов из разных отраслей знаний, транслирующих свой контент студентам посредством медиаплатформы, неся в себе выгоду и пользу как для студентов, так и для ученых.

Обучение на базе онлайн платформ предполагает формирование академических групп по определенным критериям в зависимости от уровня образования, личных особенностей (географическое положение, страна происхождения и т.д.) и желаемого уровня образования на выходе.

Интенсивное сопровождение посредством менторства обеспечивает непрерывное курирование обучающихся лицами, не относящимися к профессорско-преподавательскому составу, как в процессуальном отношении, так и в содержательном. Менторами назначаются старшие и более опытные студенты, которые становятся своеобразным связующим звеном между студентами и преподавателями.

Введение в процесс онлайн обучения осуществляется педагогами-экспертами в видеоформате, сопровождающими процесс обучения тематическим консультированием.

Обратная связь обеспечивается качественной оценкой итоговых квалификационных работ студентов. Группа тьюторов отвечает за плавное и равномерное «вхождение» в онлайн курс, освещая тематические вопросы и оценивая итоговые работы. На каждого тьютора приходится по 5 студентов. В задачи тьютора входит руководство процессом коллаборации между обучающимися в составе группы; контроль за академическими успехами группы; пересылка документов об образовании; поддержка обучающихся в период экзаменов и текущей аттестации.

Современные образовательные платформы предусматривают также систематический академический обмен и обратную связь. Институт кураторства активно поддерживается прозрачным, общедоступным и мо-дерируемым чатом, обеспечивая всестороннее решение возникающих учебных вопросов и проблем, а также двустороннюю обратную связь и оценивание. Студенты оказываются вовлеченными в традиции научного дискурса и независимого экспертного контроля. При этом главная цель заключается в привлечении в учебный процесс индивидуального опыта обучения каждого участника образовательного процесса, их национальных и культурных особенностей, а также личных предпочтений и интересов.

Важным представляется также не только формирование у студентов уверенности в том, что всегда существует способ решения любой проблемы, но и открытие новых перспектив и другое видение будущей профессиональной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Примечательно, что сами обучающиеся выделяют ряд преимуществ обучения посредством медиаплат-форм по сравнению с традиционным типом обучения, среди которых четкий тематический план, отлаженная система оповещения и коммуникации, четкие сроки, наличие электронной доски, удобная структура онлайн платформы, возможность скачивания домашнего задания и партнерской проверки работ друг у друга. Все перечисленные факторы способствуют достижению значительных успехов в обучении при небольших затратах и вложениях.

Среди основных достоинств электронных обучающих платформ студенты отмечают также расширение

педагогические науки

Савельева Нэлли Хисматуллаевна, Салимова Ирина Михайловна, Почиталкина Наталия Евгеньевна и другие

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХ ОНЛАЙН ...

круга возможностей классической траектории образования.

Обучающие платформы являются своеобразным прорывом, революцией в системе образования, значительно облегчающей учебные будни студентов, и вносит некоторое разнообразие. Учебный материал, всегда доступный для скачивания, временная и географическая флексибильность, простые и удобные способы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса - все это неоспоримые преимущества цифрового обучения.

Однако несмотря на доступность учебного материала, следует отметить риск снижения познавательной активности и потери навыка научного поиска у обучающихся.

Помимо замечательных возможностей, которые предлагают электронные обучающие платформы, студенты отмечают их неспособность функционировать автономно, без элементов классического обучения. Неотъемлемым компонентом процесса обучения являются эмоции и непосредственное личное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. Исходя из этого, мы отмечаем необходимость комбинирования онлайн технологий с аудиторным (контактным) типом обучения.

Следующей проблемой следует признать наличие или отсутствие определенных технических условий, необходимых для адекватного и эффективного использования всех возможностей обучающих платформ. Для осуществления процесса онлайн обучения каждому участнику требуются минимальные знания в сфере IT, персональный компьютер или минимальный гаджет и устойчивое интернет-соединение на максимальной скорости.

В противном случае возрастает риск регистрации и участия в запланированном онлайн учебном мероприятии только обучающихся с более выигрышными техническими возможностями.

Среди основных трудностей при осуществлении цифрового обучения можно считать также возможность его организации на базе нескольких обучающих платформ внутри одного факультета, института, департамента и т.д., что поставит студентов в ситуацию необходимости постоянного мониторинга нескольких ресурсов на предмет получения новой информации. Подобная раздробленность может привести к потере важной информации и соответственно к снижению эффективности и результативности учебного процесса.

ВЫВОДЫ

Таким образом, применение обучающих платформ не вносит ничего кардинально нового в основы педагогики и методики, не внедряет новые дидактические концепции.

К сожалению, многие педагоги едва ли знакомы с разнообразными возможностями и инструментами обучающих платформ, что зачастую приводит к применению лишь малой части потенциала этих ресурсов, как правило только к хранению информации. При осуществлении промежуточного и итогового контроля на базе обучающих платформ студентам как правило предлагаются задания с несколькими вариантами ответов (Multiple Choice) или просто онлайн тесты без привлечения креативных мыслительных процессов.

На сегодняшний день электронное дистанционное обучение можно рассматривать как способ установления большего равноправия и достижения одинаковых возможностей в области высшего образования, так называемое «Открытое образование» (Open Education).

При этом важно установить правильный баланс между электронным дистанционным и контактным аудиторным типом обучения.

Электронное обучение может обусловить демократизацию академического образования, характеризующуюся интенсивным взаимодействием между обучающими-

ся и педагогами, а также доступностью для всех групп населения, прежде не имевших возможности получения академического образования.

Мы считаем, что электронное обучение можно также рассматривать в качестве более привлекательного элемента системы повышения квалификации (как принципа обучения через всю жизнь) среди разнообразных слоев населения.

При этом на передний план выходит необходимость разработки новой соответствующей дидактики, учитывающей интересы и потребности всех целевых групп, выступающей вне всяких политических течений и трендов.

В настоящее время многие учебные заведения, а также их обучающиеся создают и разрабатывают собственные онлайн-курсы и программы. Не редкость на данный момент и частные фирмы и предприятия, специализирующиеся на разработке и продаже цифровых образовательных услуг.

В том и другом случае этот процесс требует и неизбежно влечет за собой значительные финансовые вливания, для сокращения которых вузы зачастую объединяют свои усилия для создания цифровых образовательных продуктов.

К сожалению, распространенным заблуждением руководства многих вузов является внедрение обучающих онлайн платформ как возможности снизить расходы, в частности посредством сокращения доли профессорско-преподавательского состава, задействованного в учебном процессе.

Наряду с вышеизложенным следует отметить, что средства, направляемые на цифровизацию учебного процесса, вузы могли бы с большей эффективностью использовать в области модернизации традиционных приемов и способов обучения.

Кроме того, не следует забывать об энергозатратах на разработку и содержание обучающих онлайн курсов, требующих регулярной модернизации, обновления и технического обслуживания. А современные университеты располагают ограниченным объемом средств и не всегда могут рассчитывать на спонсорскую помощь и поддержку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Савельева Н. Х., Демакова Г. А., Ульянова В. Г. Возможности электронной информационной образовательной среды вуза для профессиональной подготовки будущих специалистов //Балканско научно обозрение. 2020. Т. 4. № 1(7). DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0401.0009.

2. Савельева Н. Х., Уварина Н. В., ГнатышинаЕ. А. Генезис понятия «электронное дистанционное обучение» в педагогической теории и практике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, №1 (65). С. 74-83.

3. Ивинская М.С. Педагогический потенциал электронных ресурсов и электронной образовательной среды в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 217-223.

4. Готлиб А.С. Онлайн - образование в оптике преподавателей российской высшей школы // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 230-233.

5. Куликова И.В. Информационные технологии как компонент учебного процесса на примере обучения иностранным языкам // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (3940). С. 163-168.

6. Иванова О.Э., Рябинина Е.В. Проблемы управления молодой генерацией работников // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 150-153.

7. Yarmolchuk T.M. Synchronous and asynchronous online tools, learning a foreign language in the process of professional training of specialists in information technology // Humanitarian Balkan Research. 2018. № 1. С. 75-79.

8. Aspillera M. What are the potential benefits of online learning? Education guidance // WorldWideLearn. 05.08.2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldwidelearn.com/education-articles/bene-fits-of-online-learning.htm (дата обращения: 15.12.2019).

9. Means B., Toyama Y., Murphy R., et al. Evaluation of evidence-based practices in online learning: a meta-analysis and review of online learning studies // US Department of Education, 2009 [Электронный ресурс]. URL: https://www2.ed.gov/rschstat/eval/tech/evidence-based-practicesfinalreport.pdf (дата обращения: 15.12.2019).

10. Miller G. History of Distance Learning. Education Guidance // American Inter Continental University Online. 10.11.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldwidelearn.com/education-articles/history-of-distance-learning.html (дата обращения: 28.11.2019).

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33)

203

Savelyeva Nelly Khismatullaevna, Salimova Irina Mikhailovna, Pochitalkina Nataliya Yevgenyevna and others

THE STRUCTURE AND CHARACTERISTICS OF ELECTRONIC LEARNING ...

pedagogical sciences

11. Rosen D. J., Stewart C. Blended learning for the Adult Education Classroom, 2013 // Academia.edu [Электронный ресурс]. URL: https:// www.academia.edu/18475257/Blended_Learning_for_the_Adult_ Education_Classroom (дата обращения: _05.12.2019).

12. Writers S. 10 Advantages to Taking Online Classes // Open Education Database. 12.01.2012 [Электронный ресурс]. URL: http:// oedb.org/ilibrarian/10-advantages-to-taking-online-classes (дата обращения: 15.12.2019).

Статья поступила в редакцию 07.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.