ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.147
Н. Х. Савельева
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и образовательных технологий, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург
E-mail: [email protected]
Nelly Kh. Savelyeva
PhD (Education), Associate Professor of the Chair of Foreign Languages and Educational Technologies, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Eltsyn, Ekaterinburg, Russia
Н. В. Уварина
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск E-mail: [email protected]
ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ЭЛЕКТРОННОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ» В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
Современное информационное общество проявляет тенденцию к исчезновению грани между традиционным образованием и дистанционным, что объясняется широкой популярностью сети Интернет среди студентов в процессе изучения тех или иных дисциплин. Контент глобальной сети на сегодняшний день предусматривает информацию на абсолютно любую интересующую тему, что, несомненно, облегчает поиск информации и сокращает время научного поиска. Электронное дистанционное образование считается проявлением процесса виртуализации общества и является одним из актуальных требований к системе образования со стороны правительства, что регулярно отражается в посланиях и обращениях Президента Российской Федерации В. В. Путина и постановлениях Правительства Российской Федерации. Электронное дистанционное обучение предусматривает непрерывную подготовку и переподготовку специалистов без привязки к географии и определенному времени. Кроме того, далеко не каждый гражданин современного общества имеет возможность быстрого и легкого доступа к высшему учебному заведению, желание или физическую возможность удовлетворения своих познавательных потребностей... И хотя глобальная сеть Интернет в том виде, в каком она нам знакома, является относительно молодым феноменом, очевидно, что электронное дистанционное
Как цитировать статью: Савельева Н. Х., Уварина Н. В. Гнатышина Е. А. Генезис понятия «электронное дистанционное обучение» в педагогической теории и практике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 1 (65). С. 74-83.
обучение существует довольно давно и далеко не всегда имело такой высокий уровень технологического развития. Для лучшего понимания сущности и возможности современных цифровых технологий обучения авторы предлагают рассмотрение истории развития данной системы.
Ключевые слова: онлайн-обучение, электронное дистанционное обучение, история развития, генезис, Интернет, смешанное обучение.
ВВЕДЕНИЕ
Привычные учебные будни современных студентов, являющихся представителями информационного поколения, тесно связаны с электронными образовательными программами и курсами, учебниками, заданиями, проектами. Информационное обеспечение учебного процесса обусловливает получение соответствующих профессиональных компетенций, а также успешную профессиональную деятельность и продвижение по карьерной лестнице. Стремительное развитие онлайн-техно-логий послужило катализатором появления и распространения информационных образовательных технологий, в частности онлайн-образования.
Первое появление термина «электронное дистанционное обучение» в области профессионального образования связано с методическим семинаром по профессиональной компьютерной подготовке, который состоялся в октябре 1999 г. в Лос-Анджелесе [12]. Близкое по значению и содержанию к понятиям «онлайн-обучение» и «виртуальное обучение» понятие «электронное дистанционное обучение» (ЭДО) представляло собой интерактивный, зачастую индивидуализированный способ онлайн-обучения с использованием новых технологий (Интернет, интранет, экстранет, интерактивное телевидение, компакт-диски и пр.). Одной из ведущих целей ЭДО являлось развитие
Natalya V Uvarina
Dr. Sc. (Education), Professor of the Chair of the Training of Professional Training Teachers and Subject Methodics, South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia
Е. А. Гнатышина
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск E-mail: [email protected]
Elena A. Gnatyshina
Dr. Sc. (Education), Professor of the Chair of the Training of Professional Training Teachers and Subject Methodics, South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia
компетенций при сохранении независимости процесса обучения от определенного времени и места.
Появление понятия ЭДО связано с целым рядом предшествующих новшеств, среди которых появление книгопечатания, изобретение наборного шрифта, появление профессии учителя, появление первых технических средств обучения. Проводя историографический анализ понятия ЭДО, следует также отдельно остановиться на первых дистанционных курсах по стенографии, организованных в середине XX века в Великобритании Исааком Питманом. Питман был высококвалифицированным педагогом и работал в частной школе, которую он открыл в г. Воттон-на-Эдж. Именно ему принадлежала идея организации дистанционных курсов, суть которых заключалась в представлении обучающимся заданий посредством почты. Обратная связь в виде выполненных готовых заданий от учеников осуществлялась также по почте.
МЕТОДОЛОГИЯ
Теоретическое обоснование процесса электронного дистанционного обучения, его историко-педагогический анализ, описание методологического аппарата является целью настоящего исследования.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1) методом историко-педагогического анализа представить историографию проблемы электронного дистанционного обучения и проанализировать ее современное состояние в педагогической теории и практике;
2) методом теоретико-методологического и понятийно-терминологического анализа выявить терминологический аппарат для успешного и адекватного применения методики электронного дистанционного обучения при подготовке специалистов различного уровня и областей знания.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Прорывом в области ЭДО, произошедшим в середине XX века, можно считать разработку американского профессора педагогической психологии университета Огайо Сидни Пресси, которая представляла собой машину для отработки и практического применения изученного материала студентами после прохождения вводного курса. Автор-разработчик утверждал, что такой способ отработки учебного и информационно-
го материала продемонстрировал достаточную простоту и четкость, предоставляя реализацию большей части образовательного процесса техническим средствам обучения. Обучающая машина Пресси имела некоторое сходство с пишущей машинкой, на ее экране были изображены вопросы с четырьмя ответами. Пользователю необходимо было нажать на клавишу, соответствующую правильному ответу, после чего машина фиксировала ответ на специальном устройстве и выводила на экран следующий вопрос. По завершении теста специалист, осуществляющий проверку, вставлял в устройство лист бумаги, на который фиксировались результаты прохождения теста. На сегодняшний день подобные методы проверки усвоения пройденного материала широко и успешно применяются в онлайн-системах. Тестирование и учебное сопровождение могут великолепно осуществляться автоматизированным способом, облегчая процесс обучения и улучшая качество проверочных заданий и тестов [10].
Примечательно, что, несмотря на большую популярность кинофильмов во второй половине XX века, система образования не проявляла ни малейшего интереса к телевидению и кинематографу как средствам массовой информации. И разразившаяся Вторая мировая война внесла в такое состояние дел свои коррективы, обнажив огромное количество образовательных проблем — тысячи новобранцев нужно было быстро обучать, а сложность новых видов оружия требовала беспрецедентного уровня мастерства. Таким образом, война стала «двигателем прогресса и бизнеса».
Следующим этапом в мировой истории развития электронного дистанционного обучения можно считать инновационную деятельность Берреса Фредерика Скиннера, психолога из Гарвардского университета. В 50-х годах XX века Скиннер изобрел обучающую систему, коренным образом изменившую отношение к обучающим машинам в мире. Следует отметить, что в этот момент в США существовала острая нехватка педагогических кадров, тогда как средства массовой информации были очень популярны даже в системе образования.
Сущность обучающей системы Скиннера заключалась в электронной презентации учебного контента небольшими порциями. При этом обучающиеся не получали задания с вариантами ответов. Правильные, по их мнению, ответы записывались на бумагу. На сегодняшний день электронные обучающие программы получают популярность и широкое
использование, если применяются на цифровых курсах самообучения.
К концу XX века произошел окончательный прорыв в области электроники, и связан он был с появлением первого персонального компьютера. Это был «Альтаир 880», который появился в 1975 г. и повлек за собой изобретение Apple II и IBM. Компьютеры того периода продемонстрировали достаточную надежность и широкую популярность в сфере образования и науки, где благодаря им было запущено много инновационных дидактических проектов, представлявших собой преимущественно симуляторы и обучающие программы (например, программа Дэ Джонга, появившаяся в 1991 г.). Очевидно, что персональные компьютеры использовались для облегчения решения существовавших дидактических задач и были необычайно полезны в работе педагогов, выступая эффективным средством обучения. Как результат, было создано и разработано большое количество авторских обучающих программ и тренировочных упражнений.
Конец 90-х гг. XX века связан с появлением в европейских учебных заведениях систем управления процессом обучения (LMS), предназначенных для обеспечения административной и технической поддержки процессов электронного обучения.
Впервые обзор основных понятий электронного дистанционного обучения представил Аксель Волперт, старший консультант компании time4you, подчеркивая наличие и в электронном дистанционном обучении определенного контента. Классический тип контента цифрового процесса обучения основан на учебной программе, реализующейся посредством глобальной сети Интернет. Большинство обучающих программ на сегодняшний день доступны для скачивания в электронных обучающих библиотеках и входят в состав определенной обучающей платформы.
Обучающая платформа (LMS) представляет собой структурный базис обучающих и образовательных процессов в системе электронного дистанционного обучения. Благодаря обучающим платформам многие фирмы и предприятия проводят обучение и переподготовку сотрудников, клиентов и партнеров. Кроме того, обучающие платформы могут быть использованы для эффективного управления процессом обучения и отслеживания прогресса обучающихся в процессе обучения посредством анализа и интерпретации полученных данных.
Пионером и лидером на рынке образовательных услуг, в частности
в области LMS, принято считать американскую компанию Blackboard. За пределами образовательного мира были популярны SABA и Docent. Следует отметить, что электронная обучающая система Blackboard была идеальным решением для организации разного рода обучающих курсов и управления ими, позволившим педагогам и обучающимся обмениваться учебными материалами; выполнять тесты онлайн; общаться друг с другом разнообразными многочисленными способами; фиксировать и отслеживать прогресс и многое другое.
Появление обучающей платформы Blackboard обусловило осуществление фасилитации процесса обучения абсолютно легким и непринужденным способом. Продукт был прост в использовании ввиду отсутствия в нем перегруженной траектории обучения, чем объясняется столь высокая его популярность. Критики же, в свою очередь, высказывались об отсутствии в этой платформе какой-либо образовательной инновации, характеризуя основное содержание Blackboard наличием старой педагогической модели, дополненной новыми методами взаимодействия.
Перейдем к описанию основных понятий электронного дистанционного обучения, существующих и активно применяемых в современной педагогической науке [11; 13; 15]:
1) дополненная реальность: цифровое дополнение реальности в большинстве случаев за счет дополнительной визуальной информации, которую можно скачать на смартфон (специально разработанные приложения считывают ссылку с QR-кода);
2) смешанное обучение: микс контактного традиционного процесса обучения с электронным, при котором общепринятые формы обучения дополняются новыми цифровыми возможностями. Классический сценарий смешанного типа обучения предполагает личную встречу-знакомство всех участников процесса, за которым следует этап самообучения, дополняемый чатом и форумом, после которого предусмотрена традиционная контактная форма обучения;
3) компьютерная подготовка: обучающая программа первого поколения, основанная на принципе «вопрос-ответ», когда система интерпретирует правильность / неправильность полученных результатов и выдает обучающимся информацию о количестве правильных ответов;
4) закон об авторском праве: предусматривает наличие лицензии,
согласно которой авторы предоставляют общественности и ограничивают при необходимости право пользования результатами своей интеллектуальной деятельности;
5) электронное обучение: обучение с использованием цифровых информационных и коммуникационных технологий;
6) интерактивные симуляторы: применение интерактивных технологий и процессов в незнакомом игровом контексте по реалистичному образцу;
7) обучающая платформа, или LMS (Learning Management System): система программного обеспечения, составляющая техническую основу сложной электронной обучающей инфраструктуры с доступом в Интернет;
8) массовые открытые онлайн-курсы (например, MOOC = Massive Open Online Course): онлайн-курсы, ориентированные на широкий круг потребителей, до 150 человек, отличающиеся открытостью и доступностью;
9) открытый контент: информация, находящаяся в свободном доступе для бесплатного использования и распространения без какого-либо ограничения (крупнейший архив открытой информации в Глобальной сети — Википедия);
10) виртуальный класс: учебное мероприятие в режиме онлайн, сопровождающееся синхронными формами коммуникации, контроля и обратной связи между педагогами и обучающимися, и многое другое.
ВЫВОДЫ
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что электронное дистанционное обучение — это многостороннее и разнообразное явление, применяющееся в индивидуальной и совместной, традиционной и нетрадиционной формах обучения, в распоряжении которого имеются многочисленные дидактические средства обучения (вебинары, виртуальные классы, игры, форумы, социальные сети, чаты, учебные фильмы, блоги и т.д.). При этом решающим фактором при организации электронного дистанционного обучения является выбор соответствующего дидактико-методического концепта, реализующегося посредством подходящего микса разнообразных средств обучения, ориентированных на целевую группу и поставленные учебные цели. Кроме того, обяза-
тельным элементом электронного дистанционного обучения следует считать квалифицированного педагога, целесообразно и интеллигентно применяющего электронные средства и формы обучения.
Литература
1. Андреев А. А. Интернет в высшей школе: состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2009. № 12. С. 29-33.
2. Андреев А. А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 113-117.
3. Андреев А. А. Роль и проблемы преподавания в среде e-Learning // Высшее образование в России. 2010. № 8/9. С. 41-45.
4. Московский Центр дистанционного образования: EDX—самая интеллектуальная МО ОС платформа в американском дистанционном образовании // Бакалавр Магистр [Электронный ресурс]. URL: http://bakalavr-magistr.ru/news/177 (дата обращения: 10.12.2019).
5. Петькова Ю. Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания. 2015. № 3. С. 199-204 [Электронный ресурс]. URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34763 (дата обращения: 07.09.2019).
6. Пьянников М. М. К вопросу об истории дистанционного образования // Педагогика и психология. 2011. № 5. С. 119-123.
7. Тимкин С. Л. Udacity — возмутитель спокойствия в системе высшего образования США // Институт непрерывного и открытого образования Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского [Электронный ресурс]. URL: http://omsu.ru/page.php?id=4137 (дата обращения: 08.12.2019).
8. Хузиахметов А. Н., Насибуллов Р. Р. Учебная деятельность студентов вузов в условиях дистанционного образования // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 98-102.
9. Шаповалов А. С. От «E-LEARNING» к «E-LEARNING 2.0» и «MASSIVE OPEN ONLINE COURSES»: развитие онлайн-обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7. С. 52-55 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/ meo/?section=content&op=show_article&article_id=5551 (дата обращения: 12.12.2019).
10. Aspillera M. What are the potential benefits of online learning? Education guidance // WorldWideLearn. 05.08.2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldwidelearn.com/ education-articles/benefits-of-online-learning.htm (дата обращения: 15.12.2019).
11. Means B., Toyama Y., Murphy R., et al. Evaluation of evidence-based practices in online learning: a meta-analysis and review of online learning studies // US Department of Education, 2009 [Электронный ресурс]. URL: https://www2.ed.gov/rschstat/eval/tech/evidence-based-practices/ finalreport.pdf (дата обращения: 15.12.2019).
12. Miller G. History of Distance Learning. Education Guidance // American Inter Continental University Online. 10.11.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldwidelearn.com/ education-articles/history-of-distance-learning.html (дата обращения: 28.11.2019).
13. Rosen D. J., Stewart C. Blended learning for the Adult Education Classroom, 2013 // Academia. edu [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/18475257/Blended_Learning_for_the_ Adult_Education_Classroom (дата обращения: _05.12.2019).
14. Tenberg R. Linking learning and assessment: Cambridge ESOL's blended learning approach // Cambridge ESOL: Research Notes. 2009. No. 36. P. 18-22.
15. Writers S. 10 Advantages to Taking Online Classes // Open Education Database. 12.01.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://oedb.org/ilibrarian/10-advantages-to-taking-online-classes (дата обращения: 15.12.2019).
GENESIS OF THE NOTION "ELECTRONIC DISTANCE EDUCATION" IN THE PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE
In modern information society there is no edge between the traditional and distance education because of the popularity of online teaching technologies among the students and teachers in process of training. There is a wide amount of information that offers the Internet. It helps the researchers and scientists to retrieve the required information and shortens the duration of the scientific inquiry. E-learning is considered as the demonstration of the virtu-alization of the society and is one of the worthwhile trends in the education system. It makes possible the organization of the training different specialists without discontinuing work, to get an education from the house. In addition to it not all people have the opportunity to get an education easily and fast, not all modern people have the wish and physical opportunity to visit the university... The Internet world network is quite young phenomenon, but the history of E-learning is quite old and not always was on the such high level. So the authors suggest consideration of the history of the development of E-learning.
Keywords: online-learning, e-learning, developmental history, Internet, blended learning.
References
• Andreev A. A. Internet v vysshej shkole: sostoyanie i problemy // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. № 12. S. 29-33. [In Rus].
• Andreev A. A. Pedagogika v informacionnom obshchestve, ili elektronnaya pedagogika // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 11. S. 113-117. [In Rus].
• Andreev A. A. Rol' i problemy prepodavaniya v srede e-Learning // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № 8/9. S. 41-45. [In Rus].
• Aspillera M. What are the potential benefits of online learning? Education guidance // WorldWideLearn. 05.08.2010 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.worldwidelearn.com/education-articles/benefits-of-online-learning.htm (data obrashcheniya: 15.12.2019).
• Huziahmetov A. N., Nasibullov R. R. Uchebnaya deyatel'nost' studentov vuzov v usloviyah distan-cionnogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 4. S. 98-102. [In Rus].
• Means B., Toyama Y., Murphy R., et al. Evaluation of evidence-based practices in online learning: a meta-analysis and review of online learning studies // US Department of Education, 2009 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www2.ed.gov/rschstat/eval/tech/evidence-based-practices/finalreport.pdf (data obrashcheniya: 15.12.2019).
• Miller G. History of Distance Learning. Education Guidance // American Inter Continental University Online. 10.11.2014 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.worldwidelearn.com/education-articles/ history-of-distance-learning.html (data obrashcheniya: 28.11.2019).
• Moskovskij Centr distancionnogo obrazovaniya: EDX — samaya intellektual'naya MOOS platforma v amerikanskom distancionnom obrazovanii // Bakalavr Magistr [Elektronnyj resurs]. URL: http:// bakalavr-magistr.ru/news/177 (data obrashcheniya: 10.12.2019). [In Rus].
• Pet'kova Yu. R. Istoriya razvitiya distancionnogo obrazovaniya. Polozhitel'nye i otricatel'nye storony MOOS // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2015. № 3. S. 199-204 [Elektronnyj resurs]. URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34763 (data obrashcheniya: 07.09.2019). [In Rus].
• Pyannikov M. M. K voprosu ob istorii distancionnogo obrazovaniya // Pedagogika i psihologiya. 2011. № 5. S. 119-123. [In Rus].
• Rosen D. J., Stewart C. Blended learning for the Adult Education Classroom, 2013 // Academia.edu [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.academia.edu/18475257/Blended_Learning_for_the_Adult_ Education_Classroom (data obrashcheniya: 05.12.2019).
• Shapovalov A. S. Ot «E-LEARNING» k «E-LEARNING 2.0» i «MASSIVE OPEN ONLINE COURSES»: razvitie onlajn-obucheniya // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2014. № 7. S. 52-55 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_ article&article_id=5551 (data obrashcheniya: 12.12.2019). [In Rus].
• Tenberg R. Linking learning and assessment: Cambridge ESOL's blended learning approach //
Cambridge ESOL: Research Notes. 2009. No. 36. P. 18-22.
• Timkin S. L. Udacity—vozmutitel' spokojstviya v sisteme vysshego obrazovaniya SShA // Institut nepre-ryvnogo i otkrytogo obrazovaniya Omskogo gosudarstvennogo universiteta im. F. M. Dostoevskogo [Elektronnyj resurs]. URL: http://omsu.ru/page.php?id=4137 (data obrashcheniya: 08.12.2019). [In Rus].
• Writers S. 10 Advantages to Taking Online Classes // Open Education Database. 12.01.2012 [Elektronnyj resurs]. URL: http://oedb.org/ilibrarian/10-advantages-to-taking-online-classes (data obrashcheniya: 15.12.2019).