Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ И СЛОЖНОСТИ'

ПРОЦЕСС ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ И СЛОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТФОРМЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / FOREIGN LANGUAGE / ELECTRONIC PLATFORMS / TEACHING METHODS / ONLINE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Н. Х., Павлова О. Ю., Велиева Л. Ф., Довгополова Л. Б.

Для экономически развитых стран мира приоритетной задачей становится обмен технологиями. Люди становятся более образованными, уменьшается доля рабочих, повышается на них спрос и, соответственно, стоимость их услуг. Высшие учебные заведения также вовлечены в конкурентную борьбу и существенно влияют на экономику страны и мира. Статус диплома и положение вуза в мировом рейтинге играют решающую роль при выборе специальности. В данной ситуации необходимы новые, нестандартные подходы к преподаванию. Использование современных образовательных информационно-коммуникационных технологий дает преподавателю широкие возможности донести учебный материал одновременно до различных категорий обучающихся - с разным уровнем начальной подготовки, с разной скоростью восприятия и порой с различным отношением к образованию в университете. Это резко сокращает число неуспевающих студентов, мотивируя их к учебной деятельности, делает обучение более эффективным, поднимает его на должный уровень и, соответственно, повышает при этом рейтинг вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Н. Х., Павлова О. Ю., Велиева Л. Ф., Довгополова Л. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF RUSSIAN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION. PROBLEMS AND DIFFICULTIES

The changes taking place in the modern world economic and socio-cultural space contribute to the growth of intercultural interaction, the expansion of cooperation in international educational projects, and professional contacts between representatives of different cultures. All this requires university graduates to be professionally competent, whose inherent indicators are fluency in a foreign language and proficiency in principles of intercultural dialogue. For economically developed countries the priority are the technological exchanges. The export is not so beneficial. People are becoming more intelligent. Universities are also involved in the competition and are influencing the economics. The status of Diploma plays the important role by choosing the speciality. In this situation are needed new teaching methods. Use of modern education information communication technologies gives the teacher the opportunity to teach different categories of students with different entry-levels, with different speed of perception and with different attitudes towards education at the university. It helps to reduce the number of weak students motivating them to learning activity, makes the education more effective and enhances the rating of university.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ И СЛОЖНОСТИ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147

Н. Х. Савельева

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и образовательных технологий Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург E-mail: nellik1983@mail.ru

Nelly Kh. Savelyeva

PhD (Education), Associate Professor of the Chair of Foreign Languages and Educational Technologies, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Eltsyn, Ekaterinburg, Russia

О. Ю. Павлова

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск E-mail: o.yu.pavlova@mail.ru

Olga Yu. Pavlova PhD (Education), Associate Professor, Head of the Chair of Foreign Languages, South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

ПРОЦЕСС ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.ПРОБЛЕМЫ И СЛОЖНОСТИ

Для экономически развитых стран мира приоритетной задачей становится обмен технологиями. Люди становятся более образованными, уменьшается доля рабочих, повышается на них спрос и, соответственно, стоимость их услуг. Высшие учебные заведения также вовлечены в конкурентную борьбу и существенно влияют на экономику страны и мира. Статус диплома и положение вуза в мировом рейтинге играют решающую роль при выборе специальности. В данной ситуации необходимы новые, нестандартные подходы к преподаванию. Использование современных образовательных информационно-коммуникационных технологий дает преподавателю широкие возможности донести учебный материал одновременно до различных категорий обучающихся — с разным уровнем начальной подготовки, с разной скоростью восприятия и порой с различным отношением к образованию в университете. Это резко сокращает число неуспевающих студентов, мотивируя их к учебной деятельности, делает обучение более эффективным, поднимает его на должный уровень и, соответственно, повышает при этом рейтинг вуза.

Ключевые слова: информационно-коммуникаци-

Как цитировать статью: Савельева Н. Х., Павлова О. Ю., Велиева Л. Ф., Довгополова Л. Б. Процесс циф-ровизации российской системы высшего образования. Проблемы и сложности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 6 (72). С. 30-37.

Л. Ф. Велиева

Старший преподаватель кафедры иностранных языков, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск E-mail: velievalj@cspu.ru

Leyla F. Velieva

Senior Lecturer of the Chair of Foreign Languages, South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

Л. Б. Довгополова

Кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

E-mail: dovliliya@yandex.ru

Liliya B. Dovgopolova

PhD (Education), Associate Professor of the Chair of Foreign Languages, South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

онные технологии, иностранный язык, электронные платформы, методы обучения, онлайн-обучение.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система российского высшего образования требует полной переоценки своего статуса и значимости. Для сферы научных исследований должен стать недостаточным только высокий уровень достижений в научных изысканиях. Необходимым и решающим фактором должен стать высокий уровень знаний в той или иной сфере. Политика Правительства Российской Федерации на сегодняшний день направлена на развитие и расширение программ стимулирования в сфере науки и образования. Проблема «качества обучения» получает все больший интерес и отклик со стороны государства и общества.

В этой связи следует отметить тенденцию в ведущих российских университетах к внедрению технологий смешанного обучения как микса элементов контактного и онлайн-обучения. При этом успешное и эффективное применение технологий смешанного обучения всегда вызывает ряд вопросов к технической и содержательной стороне процесса, что влечет за собой также появление определенных требований к профессионализму и технической грамотности преподавателя вуза. Для соответствия появляющимся вызовам университетам необходимо разрабатывать курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава с учетом требований и возможностей применения разнообразных технических средств обучения, существующих в современной педагогической науке. Сфера повышения квалификации должна быть оснащена технически и финансово на достаточном необходимом уровне, чтобы не противоречить политике цифровизации и виртуализации вуза.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Очевидно, что мы являемся современниками «постгутенбергской» эпохи, когда любой человек в любое время может выйти во всемирную Сеть и опубликовать желаемый контент. Нет сомнения, что большая часть современного мира всегда находится онлайн, не признавая и не замечая грани между он- и офлайн. На этом фоне может сложиться впечатление, что лекции во многих современных университетах проходят, как сто лет назад,— в переполненных аудиториях, когда один оратор зачитывает вслух заранее подготовленный текст.

Несмотря на это, снова и снова можно услышать мысль о начале цифровой революции в системе образования. Переполненные аудитории со скучными лекциями постепенно уходят в прошлое. Современные студенты проходят «сетевое онлайн-обучение», встречаясь и общаясь на онлайн-платформах с интерактивными содержательными обучающими модулями, самостоятельно определяя свой учебный ритм и получая «зна-ниевую» выгоду не только от предложений своего университета, но и от ведущих мировых образовательных и научных центров и учреждений.

На наш взгляд, это начало новой эпохи — эпохи всеобщей мировой доступности знаний, когда каждый человек вне зависимости от происхождения и уровня материального благосостояния может абсолютно без ограничений получать образование любого рода. Стимулирование и поддержка обучения «через всю жизнь» — основные цели современной системы образования, которые одновременно вызывают появление ряда противоречий:

• между классическим контактным процессом обучения и цифровым способом трансляции знаний в системе высшего образования России;

• между доступностью и демократичностью онлайн-обучения и правовыми основами системы высшего образования России.

МЕТОДОЛОГИЯ

Создавая и развивая цифровую среду обучения, университеты должны учитывать ряд особенностей. Среди основных моментов, вызывающих беспокойство у исследователей, можно выделить риск исчезновения профессорско-преподавательского состава как целого пласта системы высшего образования. Большинство обучающих онлайн-курсов привлекательны для потребителя своей интерактивностью, коммуникативностью

и игровой формой. Они легки для освоения и усвоения. В то время как классический вариант обучения с преподавателем может показаться на этом фоне скучным и абсолютно неэффективным [2].

Отсутствие «живого» общения в процессе обучения — следующий момент, вызывающий опасения. Онлайн-обучение предполагает общение в чатах, структура которых постоянно меняется. При этом следует подчеркнуть отсутствие структурированных форматов обучения (без деления на семестры, учебные годы, академические группы и т.д.), снижающих мотивацию и целеполагание. Как следствие — низкий процент обучающихся, прошедших полный курс обучения (от начала и до конца).

Что касается правовых норм, действующих в системе высшего образования в России, то в этой области также можно выделить отрицательную тенденцию — недоступность или полное отсутствие высокоскоростного интернета для малообеспеченных слоев населения и для российской «глубинки». О необходимости проработки и решения указанной проблемы Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин неоднократно говорил в многочисленных выступлениях. Кроме того, в своих обращениях Федеральному Собранию В. В. Путин указывал и на необходимость внедрения интернет-технологий 5G на территории Российской Федерации.

Важно отметить, что при умелом и грамотном использовании он-лайн-технологий из процесса обучения можно извлечь максимальную выгоду и достичь заметных успехов в организации и осуществлении профессиональной подготовки будущих специалистов в университете.

Формат интерактивного обучения способен существенно разнообразить образовательный процесс, уменьшая нагрузку на профессорско-преподавательский состав университета в виде массовых лекций, которые можно перевести в онлайн-формат. «Освободившиеся ресурсы» университеты смогут направить на повышение квалификации преподавателей, а также на развитие и стимулирование научно-исследовательской деятельности. «Сетевой» формат обучения благодаря своей гибкости и интерактивности приведет также к повышению успеваемости и увеличению количества студентов, завершивших курс обучения. Обучение «через всю жизнь» станет более реальным и, как следствие, популярным [1].

ОБСУЖДЕНИЕ

Таким образом, микс традиционного и цифрового обучения, иными словами, смешанного обучения (Blended Learning), имеет ряд эффек-

тивных преимуществ. Современное мировое пространство идет по пути всеобщей цифровизации контента, что имеет непосредственную связь с возможностями Web 2.0, предусматривающей социальное взаимодействие, улучшенные потребительские свойства, экологическую медиасистему обучающих платформ, социальные сети, приложения и многое другое [5]. При этом речь идет не об информационном обществе, а о сетевом взаимодействии, требующем наличия высокого уровня медиакомпетенции от участников и потребителей всех возрастных групп, а также эффективных инструментов и платформ с высоким уровнем потребительских свойств и коллективного целеполагания.

Правильные и адекватные решения в области сетевого онлайн-обу-чения, принятые сегодня, впоследствии приведут к появлению разнообразия на рынке образовательных услуг, повышению квалификации, коллаборации и активизации научно-исследовательской деятельности. И, разумеется, речь идет не о банальной замене классических форм обучения, а о расширении спектра образовательной деятельности.

Обратимся к понятию «заочное обучение», классический вариант которого предполагает отправку по почте писем с учебными заданиями. С конца 90-х гг. XX века некоторые университеты начали экспериментировать с внедрением элементов онлайн-обучения в заочном формате, когда возможности электронного обучения, удаленного формата обучения и элементы контактного обучения (Face-to-Face) успешно взаимодействуют друг с другом [4]. Таким образом, внедрение цифровых технологий в образовательное пространство современного информационного общества становится обязательным и необходимым. Причем эта мысль актуальна для всех уровней и типов образования, характеризующихся противоречием между цифровой грамотностью современных детей и подростков, владеющих персональным компьютером практически «с пеленок», и недостаточным вниманием и применением цифровых технологий в образовательном процессе. Очевидно, что на сегодняшний день существует огромный разрыв между учебным процессом и повседневными буднями обучающихся, что значительно снижает мотивацию и интерес к учебе и, как следствие, эффективность. Следует также отметить, что для подрастающего поколения учеников и студентов огромное значение имеет мир реальный и мир виртуальный, в связи с чем в очередной раз приходится констатировать факт острой необходимости модернизации российской системы образования, ко-

торая полностью устарела. Хотя многие образовательные учреждения и отдельные педагоги смело и с интересом применяют новинки и цифровые медиатехнологии, подавляющее большинство представителей и структур российского образовательного пространства продолжают работать «по старинке», отказываясь вводить и осваивать инновации.

Мы считаем, что современный образовательный процесс всех уровней и типов должен содержать аутентичные учебные задания, компетентност-но-ориентированный контент и направленность в сочетании с новыми техническими средствами онлайн-обучения, что в свою очередь сократит существующий разрыв между образовательным процессом и буднями современных обучающихся.

Проблема онлайн-обучения выводит также на первый план не способ или факт применения цифровых технологий в образовательном процессе, а их целесообразное сочетание с проблемным обучением [3]. Новые обучающие технологии должны выступать в роли средств обучения и ни в коем случае не должны быть целью (!). Несущим элементом в конструкции каждого урока является дидактика, состоящая, по нашему мнению, из следующих этапов:

1. Постановка цели обучения.

2. Планирование (формулировка поставленных задач).

3. Взаимодействие (обсуждение поставленных задач в группе).

4. Презентация возможных способов решения поставленных задач.

5. Рефлексия (обсуждение изученного материала).

Выбор обучающих медиатехнологий должен быть обусловлен поставленной целью. Важную роль играют при этом и средства обучения. Так, например, для постановки проблемы возможно использование видеороликов с видеохостинга YouTube; для интерактивного обсуждения возможных вариантов решения поставленной задачи эффективен сервис Google Groups, а для презентации подготовленных предложений по решению проблемы — ресурс Scoop.it. В качестве дополнения целесообразно обращение к ресурсам сети Twitter-Debatte, когда две учебные группы получают возможность обсуждения поставленной задачи, а для определения лучшего варианта решения проблемы можно использовать инструменты службы SurveyMonkey.

ВЫВОДЫ

Логика процесса цифрового обучения в качестве центральной опорной точки требует со стороны преподавателя тщательного продумывания всех дидактических этапов и соответствующих им средств и методов. На сегодняшний день дидактика предлагает педагогу широкий выбор возможностей, тогда как многие «пользователи» не имеют ни малейшего понятия о существующих дидактических инструментах и способах их применения. При этом целесообразное использование дидактических средств обучения очень важно и способно изменить образовательный процесс по принципу «увеличение объема и сложности учебных задач при соответствующем оснащении и организации процесса обучения».

Подводя итог вышеизложенному, отметим следующее:

1. В современной системе российского образования отсутствуют инструменты стимулирования и мотивирования к учебе, не говоря уже о цифровой составляющей образовательного процесса;

2. Квалификация профессорско-преподавательского состава университетов зачастую недостаточна, что объясняется отсутствием соответствующих требований;

3. Конкуренция между педагогическими работниками и недостаточно эффективная кадровая политика создают препятствия необходимой коллаборации;

4. Отсутствие или зачастую нехватка временных ресурсов у педагогов для перехода на онлайн-обучение по причине высокой загруженности;

5. Дидактическая сложность обучающих платформ воспринимается педагогами зачастую как сомнительная и труднодостижимая;

6. Подавляющее большинство педагогов отказываются принимать имеющиеся дидактические концепты;

7. Обучающие платформы ассоциируются и связаны с высокой технологичной сложностью и отсутствием дидактической поддержки со стороны разработчиков.

Литература

1. Хузиахметов А. Н., Насибуллов Р. Р. Учебная деятельность студентов вузов в условиях дистанционного образования // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 98-102.

2. Шаповалов А. С. От «E-Learning» к «E-Learning 2.0» и «Massive Open Online Courses»: развитие онлайн-обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7, Ч. 2. С. 52-55 [Электронный ресурс]. URL: https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=5551 (дата обращения: 12.12.2019).

3. Means B., Toyama Y., Murphy R., et al. Evaluation of evidence-based practices in online learning: A meta-analysis and review of online learning studies. US Department of Education, 2009. 72 p.

4. Miller G. History of Distance Learning // WorldWideLearn. 10.11.2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldwidelearn.com/education-articles/history-of-distance-learning.html (дата обращения: 28.11.2019).

5. Rosen D. J., Stewart C. Blended learning for the Adult Education Classroom, 2013. 82 p.

DIGITALIZATION OF RUSSIAN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION. PROBLEMS AND DIFFICULTIES

The changes taking place in the modern world economic and socio-cultural space contribute to the growth of intercultural interaction, the expansion of cooperation in international educational projects, and professional contacts between representatives of different cultures. All this requires university graduates to be professionally competent, whose inherent indicators are fluency in a foreign language and proficiency in principles of intercultural dialogue. For economically developed countries the priority are the technological exchanges. The export is not so beneficial. People are becoming more intelligent. Universities are also involved in the competition and are influencing the economics. The status of Diploma plays the important role by choosing the speciality. In this situation are needed new teaching methods. Use of modern education information communication technologies gives the teacher the opportunity to teach different categories of students with different entry-levels, with different speed of perception and with different attitudes towards education at the university. It helps to reduce the number of weak students motivating them to learning activity, makes the education more effective and enhances the rating of university.

Keywords: information and communication technologies, foreign language, electronic platforms, teaching methods, online training.

References

• Khuziahmetov A. N., Nasibullov R. R. Uchebnaya deyatel'nost' studentov vuzov v usloviyah distan -cionnogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 4. S. 98-102. [In Rus].

• Means B., Toyama Y., Murphy R., et al. Evaluation of evidence-based practices in online learning: A meta-analysis and review of online learning studies. US Department of Education, 2009. 72 p.

• Miller G. History of Distance Learning // WorldWideLearn. 10.11.2014 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.worldwidelearn.com/education-articles/history-of-distance-learning.html (data obrash-cheniya: 28.11.2019).

• Rosen D. J., Stewart C. Blended learning for the Adult Education Classroom, 2013. 82 p.

• Shapovalov A. S. Ot «E-Learning» k «E-Learning 2.0» i «Massive Open Online Courses»: razvitie onlajn-obucheniya // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2014. № 7, Ch. 2. S. 52-55 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=5551 (data ob-rashcheniya: 12.12.2019) [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.