Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РИТЕЙЛА, ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СТРУКТУРУ КОМПАНИИ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РИТЕЙЛА, ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СТРУКТУРУ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / DIGITAL TRANSFORMATION / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнева А.К.

В статье рассмотрены особенности цифровизации ретейла и изменения в организационной структуре, необходимые для адаптации к новым условиям. В качестве объекта исследования нами был выбран крупнейший российский ретейлер АО «Тандер», владеющий сетью розничных магазинов «Магнит».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF RETAIL, IS IMPACT ON THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE COMPANY

The article discusses the features of digitalization of retail and changes in the organizational structure necessary to adapt to new conditions. We have chosen the largest Russian retailer, JSB Tander, which owns the chain Magnit.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РИТЕЙЛА, ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СТРУКТУРУ КОМПАНИИ»

УДК 65.01

Корнева А.К. студент 2 курс магистратура, Институт систем управления, Самарский государственный экономический университет, Россия, г. Самара Научный руководитель: Шведова И.А.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РИТЕЙЛА, ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СТРУКТУРУ КОМПАНИИ

В статье рассмотрены особенности цифровизации ретейла и изменения в организационной структуре, необходимые для адаптации к новым условиям. В качестве объекта исследования нами был выбран крупнейший российский ретейлер АО «Тандер», владеющий сетью розничных магазинов «Магнит».

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация.

A.K. Korneva,

Student of the 2nd yeas of graduate school, Institute of Control Systems, Russia, Samara Scientific adviser: I.A. Shvedova Ph.D.

DIGITAL TRANSFORMATION OF RETAIL, IS IMPACT ON THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE COMPANY

The article discusses the features of digitalization of retail and changes in the organizational structure necessary to adapt to new conditions. We have chosen the largest Russian retailer, JSB Tander, which owns the chain Magnit.

Keywords: digital transformation, digitalization.

В настоящее время мы можем наблюдать как цифровизация преобразует мир, оказывает влияние на нашу жизнь, экономику, бизнес. В современных условиях залогом успеха и развития является внедрение и совершенствование информационно-коммуникационных технологий в бизнесе.

Такая отрасль как ритейл не могла остаться в стороне, все российские и мировые ретейлеры стремятся к цифрофизации. Это обусловливается тем, что все большее число потребителей активно пользуются цифровыми технологиями и ритейлу необходимо подстраиваться под их требования.

Так согласно статистическим данным всероссийского омнибуса GFK число пользователей Интернета среди населения старше шестнадцати лет к 2019 году превысило 90 миллионов человек, что составляет 75,4% взрослого населения России. Главной тенденцией последних лет стал рост

пользователей мобильного интернета в основном за счет пользователей смартфонов. Доля пользователей мобильного интернета к началу 2019 года составила 61%.

Еще одной важной тенденцией является быстрый рост количества пользователей «mobile only», использующих только мобильный интернет. За 2018 год эта аудитория выросла в два раза и составила 35% от совокупности пользователей сети Интернет в РФ. Это в значительной мере оказывает влияние на облик Интернета. Происходит смена приоритетов при развитии, коммуникаций, рекламы и «диджитал-продуктов». Интернет становится в первую очередь мобильным. Учитывая это ритейлерам необходимо адаптировать текущие продукты под мобильных пользователей.

Центр цифровой трансформации IMD провел исследование в 2017 году, согласно которому 40% лидеров ритейла к 2022году могут утратить лидирующие позиции, если не проведут диджитализацию.

Главными трендами в диджитализации ритейла, по нашему мнению, является использование современных технологий и глубокий анализ поведения потребителей. Потребители стремятся к развитию и для того чтобы сформировать персонализированное качественное предложение требуется глубокий анализ потребительских действий (отслеживание перемещений, зон внимания) и поведения.

Покупатели (потребители) становятся омниканальными, открытым для технически вооруженной компании, ведь современные технологии, в частности большие данные, позволяют собирать и накапливать большие данные о потребителе, его покупках, а также сравнивать похожих покупателей, что позволяет составлять для покупателя более ценное предложение, предвосхищая спрос.

Сегодняшний российский потребитель очень восприимчив к цифровым (техническим) новинкам. Это касается и торговли, покупатели с охотой пользуются кассами самообслуживания (в некоторых магазинах сети «Магнит» на них приходится до 70% чеков), значительно возросло количество бесконтактных платежей, возрастает востребованность мобильного приложения «Магнит». В приложении можно следить за акциями в выбранном магазине, составлять списки покупок и делиться ими.

Для развития сети «Магнит» необходимо сфокусироваться на покупателе, его потребностях и желаниях. Для их удовлетворения создаются омниканальное и кросс-категорийное предложения, а также система лояльности. Развитие омниканальной концепции АО «Тандер» планирует на второй квартал 2019 года. Чтобы успешно внедрить новшества потребовалось перенести центр принятия решений ближе к покупателю, создать мультиформатную децентрализованную операционную модель. Также улучшается IT-инфраструктура (используется предиктивная аналитика, персонализация, большие данные).

Внедрение новых технологий неизбежно влияет на организационную структуру. Магнит развивает текущие функции и центры передового опыта,

а именно: категорийный менеджмент, корпоративный маркетинг (включительно цифровой маркетинг), разрабатываются стандарты и инструменты для внедрения новых процессов. Происходит повышение эффективности инфраструктуры за счет внедрения системы SLA (соглашений об уровне обслуживания); корректировки стратегии логистики, применения информационных технологий для поддержания стратегических изменений в компании и организации единого сервис-центра для выполнения операционных задач, в который в 2019 году будут переведены подразделения HR и финансовые подразделения.

Для HR-специалистов создан специальный инструмент, позволяющий в режиме реального времени отслеживать объективные данные, которые необходимы для работы с 300-тысячным коллективом. Он разработан в рамках программы «Digital HR» на основе собственной конфигурации программы «1С» с дополнительными доработками. Новый интерфейс для визуальног представления аналитических данных (дашборд) позволяет в онлайн режиме управлять кадровым резервом, производительностью сотрудников, а также прогнозировать индивидуальные и групповые риски и производить оценку стоимости сотрудника на каждом этапе «жизненного цикла» компании.

В заключении необходимо отметить, что в ближайшем будущем произойдут значительные изменения, сети «Магнит» предстоит цифровая трансформация, которая затронет HR- процессы (реализация проекта Digital HR) и множество новаций во всех сферах работы. На сегодняшний момент перед менеджментом компании АО «Тандер» стоит задача определить в каких бизнес-процессах будут применяться цифровые технологии.

Использованные источники:

1 Исследование GfK: Проникновение Интернета в России // [Электронный ресурс]: сайт исследовательской компании «GfK» // Режим доступа: https://www.gfk.com/ru

2 «Магнит»: курс на открытость. Статья // [Электронный ресурс]: сайт «Ritail.ru» // Режим доступа: https: //www.retail .ru

3 Презентация по стратегии трансформации // [Электронный ресурс]: официальный сайт «Магнит Investor Relations» // Режим доступа: http: //ir.magnit.com/ru

4 Российский ритейл считает внедрение IT ключевым драйвером развития / статья [Электронный ресурс]: сайт «Ritail.ru» // Режим доступа: http s: //www.retail .ru

5 Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса. Высшая школа экономики. Доклад, под редакцией Д.С. Медовникова. / [Электронный ресурс]: Официальный сайт НИУ Высшая школа экономики // Режим доступа: https://imi.hse.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.