Научная статья на тему 'Стратегические направления развития маркетинга в системе распределения'

Стратегические направления развития маркетинга в системе распределения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1048
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / КАНАЛЫ СБЫТА / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / МАРКЕТИНГ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / КАТЕГОРИЙ-НЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОМНИКАНАЛЬНЫЙ РИТЕЙЛ / MARKETING / SALES STRATEGY / DISTRIBUTION SYSTEM / DISTRIBUTION CHANNELS / RETAIL / RETAIL MARKETING / MARKETING DISTRIBUTION SYSTEM / CURRENT TRENDS / CATEGORY MANAGEMENT / OMNICHANNEL RETAIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухостав Елизавета Васильевна, Козлова Оксана Александровна

Развитие сектора торговли имеет важное экономическое и социальное значение. Несмотря на положительную динамику роста данного сектора, остаются актуальными вопросы распределения товара, его доведения до конечного потребителя, в связи с чем возрастает актуальность и потенциал использования маркетинга в области розничной торговли. Отмечено, что потребность в маркетинге у торгового сектора постепенно увеличивается с течением времени и будет возрастать и в последующие годы. Потенциал эффективного формирования маркетинговой системы подчеркивается анализом современных тенденций маркетинга в области торговли и распределения. Актуальные тенденции, в свою очередь, формируются за счет изменения потребительского поведения, возрастающей конкурентной среды, затянувшегося экономического кризиса, а также под влиянием цифровых технологий, электронных сервисов. Тенденции маркетинга розничной торговли представлены авторами по основным блокам зоны их проникновения: в товарной политике, ценообразовании, политике продвижения и сбыта, то есть наложены на комплекс маркетинга «4Р». Среди основных тенденций особенно значимыми выступают следующие: развитие собственных торговых марок, управление по категориям товаров, мобильные платежи, мобильные приложения, концепция «SoLoMo», а также тренд «быстрой» торговли. Для систематизации рассмотренных тенденций предложено выделение на данной основе инструментального и стратегического уровня маркетинга розничной торговли. Предложенные инструменты представляют собой достаточно изолированные субстанции, управление которыми возможно через стратегический уровень. В качестве последнего, по мнению авторов, могут выступать кате-горийный ритейл, мобильный ритейл и омниканальный ритейл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS OF MARKETING IN THE SYSTEM OF DISTRIBUTION

The development of the trade sector has important economic and social value. Despite the positive dynamics of the sector, remain relevant issues of the goods distribution, bringing it to the final consumer. In this connection, the relevance and potential of marketing in the field of retail trade is increasing. The authors point out that the need of marketing in the retail sector is gradually increasing over time and will increase in the coming years. The potential for efficient formation of the marketing system emphasizes the analysis of modern marketing trends in the field of trade and distribution. Recent trends, in turn, are formed at the moment due to changes in consumer behavior, increasing competitive environment, the protracted economic crisis, and also under the influence of digital technologies, electronic services. Retail marketing trends are presented by the authors on the basic units of the invaded zone: in the product policy, pricing, promotion and sales policy, that is imposed on the marketing mix «4P». Among the main trends of particular relevance are such as the development of own brands, management of categories of goods, mobile payments, mobile applications, the concept «SoLoMo» and also the trend of «fast» trading. For ordering examined trends, the authors suggest the selection based on a given level of instrumental and strategic marketing retailers. The offered tools are quite isolated substances that are managed through the strategic level possible. As the last one, the authors of the article offer a categorical retail, mobile and omnichannel retail, explaining the importance of the consistent implementation of the strategic level

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития маркетинга в системе распределения»

УДК 339.138

DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-11-140-150

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

STRATEGIC DIRECTIONS OF MARKETING IN THE SYSTEM OF DISTRIBUTION

Е. В. Сухостое,

Омский государственный

университет

им. Ф. М. Достоевского,

г. Омск

liza [email protected]

E. Sukhostav,

Omsk State University named after F. M. Dostoevsky, Omsk

О. А. Козлоео,

Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск [email protected]

O. Kozlova, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Развитие сектора торговли имеет важное экономическое и социальное значение. Несмотря на положительную динамику роста данного сектора, остаются актуальными вопросы распределения товара, его доведения до конечного потребителя, в связи с чем возрастает актуальность и потенциал использования маркетинга в области розничной торговли. Отмечено, что потребность в маркетинге у торгового сектора постепенно увеличивается с течением времени и будет возрастать и в последующие годы. Потенциал эффективного формирования маркетинговой системы подчеркивается анализом современных тенденций маркетинга в области торговли и распределения. Актуальные тенденции, в свою очередь, формируются за счет изменения потребительского поведения, возрастающей конкурентной среды, затянувшегося экономического кризиса, а также под влиянием цифровых технологий, электронных сервисов. Тенденции маркетинга розничной торговли представлены авторами по основным блокам зоны их проникновения: в товарной политике, ценообразовании, политике продвижения и сбыта, то есть наложены на комплекс маркетинга «4Р». Среди основных тенденций особенно значимыми выступают следующие: развитие собственных торговых марок, управление по категориям товаров, мобильные платежи, мобильные приложения, концепция «SoLoMo», а также тренд «быстрой» торговли. Для систематизации рассмотренных тенденций предложено выделение на данной основе инструментального и стратегического уровня маркетинга розничной торговли. Предложенные инструменты представляют собой достаточно изолированные субстанции, управление которыми возможно через стратегический уровень. В качестве последнего, по мнению авторов, могут выступать кате-горийный ритейл, мобильный ритейл и омниканальный ритейл

Ключевые слова: маркетинг; сбытовая политика; система распределения; каналы сбыта; розничная торговля; маркетинг розничной торговли; маркетинг в системе распределения; современные тенденции; категорий-ный менеджмент; омниканальный ритейл

The development of the trade sector has important economic and social value. Despite the positive dynamics of the sector, remain relevant issues of the goods distribution, bringing it to the final consumer. In this connection, the relevance and potential of marketing in the field of retail trade is increasing. The authors point out that the need of marketing in the retail sector is gradually increasing over time and will increase in the coming years. The potential for efficient formation of the marketing system emphasizes the analysis of modern marketing trends in the field of trade and distribution. Recent trends, in turn, are formed at the moment due to changes in consumer behavior, increasing competitive environment, the protracted economic crisis, and also under the influence of digital technologies, electronic services. Retail marketing trends are presented by the authors on the basic units of the invaded zone: in the product policy, pricing, promotion and sales policy, that is imposed on the marketing mix «4P». Among the main trends of particular relevance are such as the development of own brands, management of categories of goods, mobile payments, mobile applications, the concept «SoLoMo» and also the trend of «fast» trading. For ordering examined trends, the authors suggest the selection based on a given level of instrumental and strategic marketing retailers. The offered tools are quite isolated substances that are managed through the strategic level possible. As the last one, the authors of the article offer a categorical retail, mobile and omnichannel retail, explaining the importance of the consistent implementation of the strategic level

© E. В. Cyxocmoe, О. А. Kosëoeo, 2016

Key words: marketing; sales strategy; distribution system; distribution channels; retail; retail marketing; marketing distribution system; current trends; category management; omnichannel retail

Сектор торговли выступает в роли «локомотива» всестороннего развития сферы производства, способствуя развитию востребованной на рынке продукции, и сферы потребления, удовлетворяя потребности и способствуя повышению уровня жизни населения. Это утверждение одновременно предполагает и то, что отрасль торговли признана в качестве выполнения важной экономической и социальной роли. В подтверждение значимости сектора торговли представляется целесообразным отметить лидирующие позиции рассматриваемой отрасли по вкладу в российский ВВП — доля торговли в добавленной стоимости, созданной в экономике России в 2014 г., составила 17 %. Далее следуют обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых (16 и 10 % соответственно) [12]. В рамках стратегии развития торговли в Российской Федерации на период до 2020 г. обоснование значимости рассматриваемого сектора для экономики представлено следующими переменными: качественное развитие сектора торговли положительно влияет на конкурентоспособность экономики, предпринимательская активность в торговле стимулирует инновации, сектор торговли оказывает существенный вклад в занятость, играет значимую роль в обеспечении высокого уровня жизни, а также может выступать опережающим индикатором развития экономки [24].

По данным результатов исследования «Мировой сектор розничной торговли в 2016 году» (Global Powers of Retailing 2016) компании Deloitte, выручка 250 крупнейших ритейлеров мира в 2014 г. выросла на 4,1 % по сравнению с предыдущим годом, что в денежном выражении составило 4,5 трлн долл. Исходя из этого, можно сделать вывод о достаточно благоприятном «климате» для роста розничной торговли, несмотря на общую нестабильность экономики: 43 % мировых ритейлеров ускорили рост, 32 % снизили темпы роста, 25 %

показали отрицательный результат. В список быстрорастущих компаний вошли шесть российских представителей торговли («О" кей», «Магнит», «X5», «Дикси», «Лента», «М. Видео») [27].

Согласно данным Росстата, оборот российского рынка розничной торговли в 2015 г. составил 27,5 трлн р., что демонстрирует прирост на 4 % по отношению к 2014 г. (26,4 трлн р.) и 67 % по отношению к 2010 г. (16,5 трлн р.) [17]. Несмотря на положительную динамику, сектор розничной торговли имеет ряд проблемных зон, касающихся области логистики, персонала, маркетинга. По данным исследований Deloitte, Nielsen, а также таких авторов, как П. И. Здравомыслов [5], Е. И. Беккер [1], Е. Ю. Селезнева [21], Е. Г. Кащенко [7], Е. Е. Прушковская, В. В. Пасечко [15], А. В. Панкрухин [14], В. В. Никиш-кин, А. Б. Цветкова [9], именно в области последнего (маркетинга) заложен больший потенциал для дальнейшего роста сектора розничной торговли, что подчеркивает актуальность изучения маркетинговых тенденций в данной отрасли.

По данным стратегии развития торговли в Российской Федерации на период до 2020 г., основной целью розничной торговли в рамках повышения качества жизни населения является поддержание социальной стабильности и удовлетворение потребностей населения в товарах [24]. Несмотря на то, что цель розничной торговли с течением времени по существу остается той же, составляющие к ее достижению со стороны представителей ритейла претерпевают изменения и заслуживают перманентного изучения. Так, несколько десятилетий назад введение самообслуживания в торговых точках стало причиной того, что ответственность за отбор и накопление товаров легла на покупателя. Услуги розничного предприятия свелись скорее к показу товара и сбыту, чем к личным контактам с покупателями [19]. Это привело к необходимо-

сти обратить внимание на широкий спектр возможных маркетинговых действий.

Современный уровень развития производства свидетельствует о высоких производственных мощностях и практически отсутствии каких-либо ограничений. Ограничения, напротив, затрагивают возможности сбыта, так как, во-первых, это касается физической возможности полочного пространства, во-вторых, экономической возможности конечного покупателя. Поэтому одним из актуальных аспектов для изучения становится не проблема производства, а доведение товаров и услуг до конечного потребителя. Этим объясняется возрастающая важность эффективного маркетинга в секторе розничной торговли.

В настоящее время, по данным исследования Deloitte, в секторе розничной торговли развивается продажа собственных торговых марок, разрушаются традиционные модели доставки, появляются новые способы оплаты товаров, осуществляется переход части торговли к социальным медиа, развивается омниканальный сектор ритейла, что подчеркивает актуальность развития маркетинга в области розничной торговли на качественно новом уровне [26].

Отметим, что потребность в маркетинге торгового сектора увеличивалась с течением времени. В прошлом в качестве ведущих маркетологов выступали производители. По мере роста и усиления влияния розничных компаний поставщикам пришлось переключить свое внимание с отношений с конечными потребителями на отношения с парнерами-ритейлерами. Основное место в отношениях с потребителями стали занимать представители сектора розничной торговли. В то же время, как отмечает Deloitte, розничным представителям все еще не хватало соответствующих навыков и опыта в области маркетинга. В настоящий момент эта тенденция претерпевает изменения [27]. Последние годы стали показателями увеличивающейся информированности, осведомленности, требовательности покупателей и все более конкурентной и концентрированной розничной среды, которая сделала задачу

удовлетворения потребностей покупателей более ответственной. Реагируя на это давление, розничные предприятия все чаще обращаются за ответами к искусству маркетинга [19].

Деструктивные изменения в развитии маркетинга розничной торговли, безусловно, возникают не только вследствие изменения потребительского поведения, возрастающей конкурентной среды, но и под влиянием цифровых технологий, электронных сервисов, а также затянувшегося экономического кризиса. Это приводит к формированию современных тенденций в области маркетинга розничной торговли (рис. 1).

Тенденции маркетинга розничной торговли сформированы нами по основным блокам зоны их проникновения: в товарной политике, ценообразовании, политике продвижения и сбыта, то есть наложены на комплекс маркетинга «4Р». Отдельное внимание уделено влиянию цифровых технологий, а также возможным направлениям их проникновения. Следует отметить, что границы разделения тенденций на отдельные области комплекса «4Р» условны, так как в современной рыночной ситуации маркетинговая политика носит интегрированный характер, и определенная возникающая тенденция единовременно затрагивает несколько направлений, требующих пересмотра при внедрении.

Западные представители торговых сетей активно используют стремление человека к потреблению экологически чистой, натуральной продукции. В России это направление активно развивается, в первую очередь, в столичных регионах: некоторые сети открывают отдельные торговые точки, ориентированные на экологические продукты — «Азбука Вкуса», «Зеленый Перекресток», «Глобус Гурме» [8]. Экотренд затрагивает и дизайн магазинов розничной торговли (использование дерева, кирпича, камня), и подачу рекламной информации (крафт бумага для упаковки и рекламных буклетов) [20].

Другая тенденция товарной политики ритейла — «Fresh food to go» — содержание

собственной кухни и приготовления пищи непосредственно при потребителе. Исследования показывают, что спрос на продукцию, процесс изготовления которой виден покупателю, выше на 50 %, чем на готовый упакованный товар из этой категории. Подтверждением тому, что данное направление является одним из наиболее быстрорастущих и в российском ритейле, стало проведение в Москве такого мероприятия, как

«Первая национальная премия "Fresh Food Awards"» в области продажи свежих продуктов и собственного производства в розничной торговле [8]. Направление «Fresh food to go» развивается и в регионах России: Новосибирске («Добрянка»), Омске («Самовар»), Казани («Бахетле»). Подобный формат оказывает влияние на продвижение, создает «эффект шоу» для потенциального покупателя.

Рис. 1. Схема тенденции маркетинга розничной торговли. Источник: разработано авторами Fig. 1. Trends in marketing retail. Source: developed by the authors

Стратегическое представительство PwC, рассматривая перспективы роста розничных сетей до 2020 г., в качестве одного из ключевых направлений выделяет

формирование ценности бренда посредством развития собственных торговых марок (СТМ) [30]. Аналогичная тенденция находит подтверждение в исследовании

Rabobank International Food С. Чейжена (S. Schreijen) — 50 % продаж от мировых продовольственных ритейлеров будет поступать от частных марок к 2025 г. [28]. Согласно результатам исследования Nielsen 2016 г., 83 % потребителей в России покупают частные марки, причем 32 % из них стали больше интересоваться частными марками и чаще покупать их в последнее время [13]. Основополагающими факторами развития СТМ во всем мире являются консолидация розницы и расширение форматов «дискаунт» [23]. Действительно, интерес покупателей к СТМ основан на цене товара — в среднем она ниже на 15.. .20 %, чем у аналогичного товара брендовой продукции. Такое существенное снижение цены СТМ происходит за счет сокращения логистических издержек и отсутствия посредников [2; 10; 16].

Развитие СТМ, как можно заметить, приводит к возможности снижения цены. Рассмотренные ранее тренды, такие как экопродукты и «Fresh food to go», наоборот, рассчитаны на потребителя с высоким уровнем дохода. Таким образом, в секторе FMCG наблюдается тенденция «умирания» средних цен. Представители Deloitte отмечают стремление покупателя к низкой цене, причем данная тенденция применима и к другим отраслям розничной торговли [16]. Аналогичное мнение демонстрирует исследование GfK, где ситуацию называют трендом «Рационального выбора» [6].

Другая тенденция, возникающая на стыке интеграции, включает управление товарами по категориям или, иными словами, развитие системы категорийного менеджмента. На первый взгляд, катего-рийный менеджмент затрагивает лишь товарную политику торгового предприятия. При глубинном изучении можно прийти к выводу, что категорийный менеджмент имеет распространение на весь комплекс маркетинга и несет в себе достаточно полную мобилизацию системы работы ритей-ла, предполагая в том числе перманентное изучение потребительского поведения. Проекты в рамках категорийного менеджмента реализовали L'Oreal — Мосмарт,

Nestle — Лента, Schwarzkopf&Henkel — Real [3]. Действительно, на практике управление по категориям успешно реализуется именно через совместные проекты розничной сети и производителей, направленные на увеличение ключевых экономических показателей категории за счет эффективного реагирования на запросы покупателей [18].

Работа внутри торгового зала, как часть категорийного менеджмента, с развитием других тенденций в области маркетинга розничной торговли позволяет сделать процесс выбора для покупателя более простым и в то же время увлекательным: цифровые витрины, «умные» тележки, «умные» ценники, система прайсчекер, виртуальные примерочные, виртуальный продавец. Таким образом, отдельно отметим возможную взаимосвязь современных тенденций в области маркетинга ритейла: появление одних тенденций дает возможность более полной реализации других.

Важной тенденцией в области маркетинга розничной торговли является работа с контактным персоналом. Часто в российской практике именно контактный персонал оставляет негативное мнение о практике покупки. Западный опыт показывает эффективность работы по принципу «консультанты вместо продавцов». Такой формат общения с потенциальным покупателем предполагает в первую очередь дружественную беседу «старых знакомых» — понимание проблемы, собственный опыт, варианты, рекомендации [4]. Отдельной положительной практикой отметим работу с постоянными покупателями — продавцу рекомендуется обращаться к данной группе клиентов по имени, знать и помнить опыт прошлых покупок, учитывать предпочтения [22].

Представителям розницы современного рынка стоит обращать внимание и на возможность влияния на выбор потребителя в социальных медиа: регулярное отслеживание упоминаний о компании, создание качественного контента, публикация рейтингов, обзоров, предложений, «включение» в диалог с клиентом, изучение пред-

почтений и опыта покупок клиента. Работа в данном направлении получила название «социальный шопинг» [29]. Дополнительное направление социального шопинга — это специальные программы, способные анализировать предпочтения клиента и тем самым упрощать процесс выбора. Программа «Glimpse» подсчитывает все клики «мне нравится» на Facebook и других социальных сетях, по результатам чего создает индивидуальный каталог товаров, который появляется на странице потенциального покупателя [4]. Тенденция «социального шопинга» набирает обороты в связи с возможностью прямой покупки через социальные медиа, что происходит за счет внедрения кнопки-функции «купить». Зарубежные исследования подтверждают, что социальные сети влияют на решения пользователей купить рекламируемый товар: около 40 % пользователей социальных сетей сделали покупки именно после посещения Pinterest, Facebook, Twitter, где и увидели товар. Особенную популярность набирает Pinterest, так как новаторство подачи в качестве графического представления против текстового описания больше стимулирует современного потребителя к покупке [25]. Нововведения данного характера в социальных медиа еще больше расширяют возможности онлайн и мобильной торговли. В случае последнего интересна концепция, получившая название «SoLoMo» (от англ. Social — «социальный», Local — «локальный» и Mobile — «мобильный»). Это сочетание социальной сети, геолокаций и мобильных платформ. Мобильные приложения — основной пример технологий в формате SoLoMo. Мобильный ритейл имеет стремительное развитие, что подкрепляется и развитием мобильных платежей. Ожидается, что к 2017 г. они составят 90 млрд долл. Wall-Мар, eBay и Amazon уже создали удобный мобильный контент, и другие в ближайшее время последуют за ними. Однако, в то время как покупатели предпочитают в режиме реального времени получать актуальные и персонализированные предложения и информацию, ритейлерам нужно

будет обеспечить эту услугу конфиденциальностью и безопасностью [23 ].

Повысить рост продаж, уровень лояльности помогает геймификация, вошедшая в возможности продвижения благодаря также развитию цифровых технологий. Также отмечается, что использование геймифика-ции в 2016 г. будет выходить за рамки увеличения лояльности клиентов и двигаться в процесс обучения сотрудников [23].

В области распределения, по данным исследования Deloitte, в настоящее время имеет место тенденция «быстрой» торговли — своевременное поступление продукта, оперативное реагирование на запрос продукта, доставка «день в день» [26]. Последнее приобретает все большую актуальность в связи с развитием новых технологий. Российская компания «Copter Express» осуществляет доставку продукции дронами-роботами за десять минут, предоставляя заказанный продукт в окно заказчика [11].

Под трендом «быстрой торговли» стоит заметить и новые форматы магазинов, которые решают вопросы не только распределения, но и продвижения: Поп Ап Сторе (Pop-Up Store) и Темпорари Шоп (Temporary Shop) [23]. Данные форматы имеют временный характер работы: магазины неожиданно открываются, работают короткий срок, предоставляя значительные скидки, неожиданно закрываются. Информация о месте и времени открытия и закрытия таких форматов не распространяется в СМИ, что создает эффект «квеста» для потребителя и быстро передается путем «сарафанного радио».

Современный потребитель зачастую имеет ограниченное время для принятия решения и совершения покупки. Тема «быстрой торговли» имеет продолжение в данном аспекте: благодаря электронным сервисам сокращаются временные затраты потребителя. В то же время цифровые технологии способны не только экономить время, но и вносить в процесс шопинга развлекательный характер, мобилизируя процесс приобретения товаров в приятный досуг. Отсюда исходит вывод о тенденции эконо-

мии времени и наоборот — создании досуга из процесса совершения покупок.

В целом анализ современных тенденций маркетинга в розничной торговле позволяет сделать вывод, с одной стороны, о стремительном развитии торговли как таковой, с другой — об активном проникнове-

нии в маркетинг ритейла цифровых сервисов и технологий.

На основе анализа современных тенденций, авторы данной статьи представляют целесообразным выделение инструментального и стратегического уровня маркетинга розничной торговли (рис. 2).

Рис. 2. Схема уровней маркетинга розничной торговли Источник: разработано авторами Fig. 2. Levels of retail marketing Source: developed by the authors

Так, например, виртуальная витрина, виртуальный продавец, умный ценник, геймификация, SoLoMo (в области продвижения); мобильные приложения, мобильные платежи, доставка роботами-дронами (в области распределения) формируют инструментальный уровень, который в свою очередь способствует воздействию влияния на потребителя при отдельных коммуникациях с ним. При этом сами отдельные инструменты маркетинга ритейла представляют собой достаточно изолированные субстанции, для управления которы-

ми необходимо выделение комплексного подхода, который, по нашему мнению, проявляется через формирование стратегического уровня маркетинга в розничной торговле.

В рамках стратегического уровня авторами статьи выделяется категорийный, мобильный и омниканальный ритейл. Выделенные стратегические направления, благодаря в том числе сопутствующим их развитию инструментам, способны вносить структурные изменения в развитие сектора торговли.

При этом формирование стратегического уровня имеет под собой основу поэтапной реализации. Разработанная схема стратегического уровня маркетинга розничной торговли (рис. 2) наглядно демонстрирует, что первоначальной задачей является выделение и управление категориями товаров. Процесс категорийного ритейла или управления по категориям в розничной торговле должен формироваться, исходя из потребительского опыта, для удобства и, как следствие, максимального удовлетворения потребностей потребителя. Изучение процессов поиска товара, количество соприкосновений с брендом в процессе поиска, совокупность используемых каналов, как оффлайн, так и онлайн, поведение в местах продаж дает серьезное основание для качественной разработки системы управления по категориям и соответственного нового стратегического уровня коммуникации с потребителем. На основании сказанного и рассмотренных ранее тенденций в области маркетинга розничной торговли отметим, что управление по категориям товаров должно затрагивать как офлайн, так в онлайн канал распределения современного розничного предприятия. Исходя из последнего, происходит переход ко второму стратегическому уровню — мобильному ритейлу, т.е. развитие мобильного ритейла, несмотря на множество ин-

Список литературы_

струментов, подкрепляющих его широкое распространение, невозможно без выделения в данном канале торговли товарных категорий. Аналогичная ситуация переносится и на стратегию омниканальных продаж, из чего исходит следующий стратегический шаг розничного предприятия — при эффективном управлении категориями в сочетании с внедрением мобильного ритейла становится возможным формирование новой высшей стратегии, в качестве которой выступает стратегия перехода к омника-нальному ритейлу. Омникальная торговля основана на интегрированном подходе к покупателю, наличии множества различных каналов сбыта для каждой отдельной категории, связанных между собой, большим объемом доступной информации об ассортименте товаров и услуг, одинаковых по своим характеристикам и цене на различных каналах.

Таким образом, категорийный ритейл в рамках выделенных стратегических уровней представляет собой актуальную ступень совершенствования российского сектора розничной торговли через управление по категориям товаров на основе маркетинговых принципов. При реализации стратегии категорийного ритейла возможно дальнейшее прогрессивное выстраивание концепций и современных стратегий в розничной торговле.

1. Беккер Е. И. Мировой опыт развития услуг розничной торговли и оценка стратегических перспектив торговых сетей в России // Бизнес в законе. 2012. № 2. С. 250—253.

2. Беккер Е. И. Современное состояние и динамика развития торговых розничных сетей (обзор) // ИВД. 2011. № 3. С. 294-299.

3. Буянова Е., Давыдов Н., Кельбах Л. Категорийный менеджмент: теория и практика в России. Комитет по управлению спросом ECR-Rus. Сборник. 2008. 44 с.

4. Гафаити О. Семь трендов розничной торговли [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mindspace. ru/863-7_trendov_roznichnoj_torgovli/ (дата обращения: 10.07.2016).

5. Здравомыслов П. И. Комплекс маркетинга розничной сети // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2007. № 3. С. 224-228.

6. Исследование FMCG-рынка в 2014-2015. Как кризис влияет на продажи товаров повседневного спроса. GfK [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.retail.ru/articles/89024/ (дата обращения: 10.07.2016).

7. Кащенко Е. Г. Особенности и тенденции развития розничных торговых предприятий на российском рынке // Вестник ОГУ. 2010. № 2. С. 73-79.

8. Никишкин В. В., Твердохлебова М. Д. Современные тенденции маркетинга розничных торговых предприятий // Практический маркетинг. 2012. Спецвыпуск. С. 1-11.

9. Никишкин В. В., Цветкова А. Б. Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле / / Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.

10. Оплеснина Е. Е. Использование собственной торговой марки в качестве инструментария в торго-во-технологической системе // Проблемы современной экономики. 2014. № 18. С. 111—114.

11. Официальный сайт Copter Express [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. copterexpress.ru/ (дата обращения: 10.07.2016).

12. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 10.07.2016).

13. Охлопкова А. Частная марка: ставки растут. Nielsen, 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2016/private-label-anna-okhIopkova.html (дата обращения: 10.07.2016).

14. Панкрухин А. В. Ретейл идет навстречу покупателю: современные тренды, стратегии и технологии розничной торговли // Практический маркетинг. 2012. № 6 (184). С. 4—17.

15. Прушковская Е. Е., Пасечко В. В. Развитие маркетинговой деятельности в розничной торговле потребительской кооперации / / Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2009. № 1 (29). С. 216-221.

16. Розничная торговля. Прогнозы. Прайм, 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.1prime.ru/projects/forecast2016/retail2016.html (дата обращения: 10.07.2016).

17. Россия в цифрах. 2016: краткий стат. сб. / под ред. А. Е. Суринов. Росстат. M., 2016. 543 с.

18. Сазонов М. О. Категорийный менеджмент как эффективный способ управления продажами в розничной торговле / / Вестн. Московской государственной академии делового администрирования. Сер. Экономика. 2013. № 3 (24). С. 115-122.

19. Салливан М., Эдкок Д. Маркетинг в розничной торговле / пер. с англ., под ред. Л. Л. Никитиной. СПб.: Нева, 2004. 384 с.

20. Селезнев Д. Ритейл в стиле эко и другие тренды в рознице [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mmr.ua/show/ritejl-v-stile-eko-i-drugie-trendy-v-roznice/42189 (дата обращения: 02.07.2016).

21. Селезнева Е. Ю. Розничная торговля: проблемы, тенденции и перспективы развития / / Вестник РГГУ. 2011. № 10. С. 254-260.

22. Серновиц Э. Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить / пер. с англ. Таиры Мамедовой. Манн, Иванов и Фербер, 2016. 224 с.

23. Современная маркетинговая деятельность торговых предприятий / под общ. ред. О. А. Козловой. Омск: Изд-во ОмГУ, 2014. 171 с.

24. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. М., 2010. 163 с.

25. Тренды розничной торговли 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.izvestia.ru/ news/601956#ixzz48cnINjq4 (дата обращения: 10.07.2016).

26. Global Powers of Retailing 2015. Embracing innovation. Deloitte. 2015. 44 p.

27. Global Powers of Retailing 2016. Navigating the new digital divide. Deloitte. 2016. 48 p.

28. Schreijen S. Private Label vs. Brands: an inseparable combination. Ranobank International Food. 2011.

26 p.

29. The top 5 Consumer-driven trends in retail. Baasarvoice. 2013. 7 p.

30. Vuijst C., Kesteloo M., Hoogenberg M. European grocery retail 2020: winning ways to play. PWC. 2014.15 p.

List of literature_

1. Becker E. I. Biznes v zakone (Business-in-law), 2012, no. 2, pp. 250—253.

2. Becker E. IVD (SVS), 2011, no. 3, pp. 294-299.

3. Buyanova E., Davydov N., Kelbakh L. Kategoriyny menedzhment: teoriya i praktika v Rossii [Category of management: theory and practice in Russia]. Demand management committee ECR-Rus. Collection. 2008. 44 p.

4. Gafaiti O. Sem trendov roznichnoy torgovli (Seven retail trends) Available at: http://www.mindspace. ru/863-7_trendov_roznichnoj_torgovli/ (accessed 10.07.2016).

5. Zdravomyslov P. I. Marketing i marketingovye issledovaniya (Marketing and market research), 2007, no. 3, pp. 224-228.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Issledovanie FMCG-rynka v2014—2015. Kak krizis vliyaet na prodazhi tovarovpovsednevnogo sprosa. GfK (Research of the FMCG-market in 2014-2015. The crisis affects the sale of consumer goods. GfK) Available at: http://www.retail.ru/articles/89024/ (accessed 10.07.2016).

7. Kashchenko E. G. Vestnik OGU (Herald of the OSU), 2010, no. 2, pp. 73-79.

8. Nikishkin V. V., Tverdokhlebova M. D. Prakticheskiy marketing (Practical marketing), 2012, pp. 1-11.

9. Nikishkin V. V., Tsvetkova A. B. Marketing v Rossii i za rubezhom (Marketing in Russia and abroad), 2001, no. 4.

10. Oplesnina E. E. Problemy sovremennoy ekonomiki (Problems of modern economy), 2014, no. 18, pp. 111-114.

11. Ofitsialny sait Copter Express (The official website Copter Express) Available at: http://www. copterexpress.ru/ (accessed 10.07.2016).

12. Ofitsialny sait Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii (The official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation) Available at: http://www.minfin.ru/ru/ (accessed 10.07.2016).

13. Okhlopkova A. Chastnaya marka: stavki rastut (Private label: rates rise). Nielsen, 2016 Available at: http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2016/private-label-anna-okhIopkova.html (accessed 10.07.2016).

14. Pankrukhin A. V. Prakticheskiy marketing (Practical marketing), 2012, no. 6 (184), pp. 4-17.

15. Prushkovskaya E. E., Pasechko V. V. Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitelskoy kooperatsii (Herald of the Belgorod University of Consumer Cooperatives), 2009, no. 1 (29), pp. 216-221.

16. Roznichnayatorgovlya. Prognozy (Retail. Projections). Prime, 2016 Available at: http://www. 1prime. ru/projects/forecast2016/retail2016.html (accessed 10.07.2016).

17. Rossiya v tsifrah (Russia in numbers). 2016: brief collection of articles. Rosstat. Moscow, 2016. 543 p.

18. Sazonov M. O. Vestn. Moskovskoy gosudarstvennoy akademii delovogo administrirovaniya. Ser. Ekonomika (Bulletin of the Moscow State Academy of Business Administration. Ser. Economy), 2013, no. 3 (24), pp. 115-122.

19. Sullivan M., Adcock J. Marketing v roznichnoy torgovle [Marketing in retail]. St. Petersburg: Neva, 2004. 384 p.

20. Seleznev D. Riteyl v stile eko i drugie trendy v roznitse (Retail in eco-style and other trends in retail) Available at: http://www.mmr.ua/show/ritejl-v-stile-eko-i-drugie-trendy-v-roznice/42189 (accessed 07.02.2016).

21. Selezneva E. Yu. Vestnik RGGU (Bulletin of the Russian State Humanitarian University), 2011, no. 10, pp. 254-260.

22. Sernovits E. Sarafanny marketing. Kak umnye kompanii zastavlyayut o sebe govorit [Word of mouth marketing. How smart companies are forced to talk about themselves]. Mann, Ivanov and Ferber, 2016. 224 p.

23. Sovremennaya marketingovaya deyatelnost torgovyh predpriyatiy [Modern marketing activities of trading companies]. Omsk: Omsk State University Publishing House, 2014. 171 p.

24. Strategiya razvitiya torgovli v Rossiyskoy Federatsii na 2010—2015gody i period do 2020 goda (Trade Development Strategy of the Russian Federation for 2010-2015 and the period up to 2020). Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation. Moscow, 2010. 163 p.

25. Trendy roznichnoy torgovli2016 (Trends in the retail trade in 2016) Available at: http://www.izvestia. ru/news/601956#ixzz48cnINjq4 (accessed 10.07.2016).

26. Global Powers of Retailing 2015. Embracing innovation (Global Powers of Retailing 2015). Embracing innovation. Deloitte. 2015. 44 p.

27. Global Powers of Retailing 2016. Navigating the new digital divide (Global Powers of Retailing 2016. Navigating the new digital divide). Deloitte. 2016. 48 p.

28. Schreijen S. Private Label vs. Brands: an inseparable combination (Private Label vs. Brands: an inseparable combination0. Ranobank International Food. 2011. 26 p.

29. The top 5 Consumer-driven trends in retail (The top 5 Consumer-driven trends in retail). Baasarvoice. 2013. 7 p.

30. Vuijst C., Kesteloo M., Hoogenberg M. European grocery retail 2020: winning ways to play [European grocery retail 2020: winning ways to play]. PWC. 2014. 15 p.

Коротко об авторах_

Сухостав Елизавета Васильевна, соискатель, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия. Область научных интересов: маркетинговые стратегии, категорийный менеджмент, поведение потребителей [email protected]

Козлова Оксана Александровна, д-р экон. наук, профессор, Нижневартовский государственный университет.

г. Нижневартовск, Россия. Область научных интересов: экономические науки

[email protected]

Briefly about the authors_

Elizaveta Sukhostav, applicant, Omsk State University named after F. M. Dostoevsky, Omsk, Russia. Sphere of scientific interests: marketing strategy, category management, consumer behavior

Oksana Kozlova, doctor of economic sciences, professor, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia. Sphere of scientific interests: economic sciences

Образец цитирования_

Сухостав Е. В., Козлова О. А. Стратегические направления развития маркетинга в системе распределения // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 11. С. 140—150. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-11-140-150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.