5. Taizeng Ren, et al. (2019) The Impact of Tourism Quality on Economic Development and Environment: Evidence from Mediterranean Countries, MDPI. Number 11, Volume 8. P.7// .https://www.mdpi.com/2071-1050/11/8/2296/htm?fbclid= IwAR3kdV5ArHVMIzXBJN6Tavuu1OpxXNHU_ctzmmhQSfIeJFQUqpMjSfIqZf0.
6. World Travel & Tourism Council (2020). Global Economic Impact and Trend"-P:11// file:///C:/Users/jusei/Downloads/Global_Economic_Impact_&_Trends_2020.pdf.
7. World Tourism Organization (2020). Tourism Statistical Data Set
Database//https://www.unwto.org/?fbclid=IwAR38TrGlVaUrHGBaW592dw0qMBTvibAve0PI3ml9klKFH81cDhZV2ud Qpjg.
8. World bank, World Development Indicators, database// https: //databank.worldbank.org/source/world-development-indicators?fbclid=IwAR0RsypadQB1g CzQHxDyqlttArGV7ID9RZCt40lvhxRhLGt3Yh-kQwhPuD8.
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10829
Л.А. Белова - профессор кафедры экономики и ВЭД, к.э.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет ([email protected],
L.A. Belova - Professor, Department of Economics & international relations, candidate of Economics, associated Professor, Kuban state agrarian University;
Л.И. Верона - студентка 3 курса экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),
L.I. Verona - 3rd year student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University.
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ РОССИЙСКОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ MODERN TRENDS OF THE RUSSIAN RETAIL TRADE
Аннотация. В статье представлен обзор современного состояния и тенденций развития российской розничной торговли. Обозначена разница между оптовой и розничной торговлей в соответствии с законом РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Выявлены основные факторы, влияющие на функционирование сферы торговли. Представлена динамика оборота розничной торговли России, в том числе по формам собственности. Акцентируется внимание на возрастании роли сетевой торговли продуктами питания в России. Дана характеристика высокой степени концентрации розничного рынка в странах Европы. Обозначены основные тренды российского ритейла, в числе которых диджитализация, региональная дискаунтеризация, использование промо-акций и СТМ, организация общественного питания в магазинах, развитие интернет-торговли продуктами. Отмечается, что приоритетами развития сферы торговли остаются развитие категорийного менеджмента, а также цифровой сферы и электронной коммерции, т.е. инновационные технологии - это настоящее и будущее российской торговли.
Abstract. The article presents an overview of the current state and trends in the development of Russian retail trade. The difference between wholesale and retail trade is indicated in accordance with the Law of the Russian Federation «On the Basics of State Regulation of trade activities in the Russian Federation». The main factors influencing the functioning of the trade sphere are identified. The dynamics of retail trade turnover in Russia, including by form of ownership, is presented. The article focuses on the growing role of the food network trade in Russia. The characteristic of the high degree of concentration of the retail market in Europe is given. The main trends of Russian retail are outlined, including digitalization, regional discounterization, the use of promotions and STM, the organization of public catering in stores, and the development of online food trading. It is noted that the development of category management, as well as the digital sphere and e-commerce remain priorities for the development of the trade sector.
Ключевые слова: доходы, спрос, предложение, оборот, диджитализация, дискаунтеризация, промо-ак-ции, СТМ, интернет-торговля, категорийный менеджмент, инновации.
Keywords: revenue, demand, supply, turnover, digitalization, discounterization, promotions, STM, e-commerce, category management, innovation.
Состояние сферы торговли находится под воздействием состояния экономики страны в целом, испытывающей довольно ощутимые проблемы, обусловленные падением цен на энергоносители, политическими и экономическими проблемами со странами запада, пандемией коронавируса, которая приостановила функционирование целых отраслей. Транспорт, гостиничный и ресторанный бизнесы, индустрия красоты, санаторно-курортный комплекс, торговые центры в 2020 году не работали достаточно продолжительное время, что привело к потере работы и, соответственно, доходов населения. Данная ситуация повлекла за собой снижение потребительского спроса, кроме того, произошло смещение приоритетов в сторону недорогих и самых необходимых товаров.
Вместе с тем, если сравнить динамику темпов роста реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения за 2014-2019 гг., можно отметить, что, начиная с 2018 г. оба показателя ощутимо возросли и достигли положительных значений (рисунок 1).
■ Реальная заработная плата
■ Реальные доходы населения
ЬЛ СО
сС
СО о" ___■! о . 1
|01, 12016 1/2017 о" 2018 2019
1 1Л
ЯР
Рисунок 1 - Динамика темпов роста реальных доходов населения и реальной заработной платы в России,
2014-2019 гг., % [3]
К росту реальных доходов населения привело падение уровня инфляции, а также снижение долговой нагрузки ввиду сжатия потребительского кредитования с 2018 г. на 4,2%. При этом заметный рост заработной платы в 2018 г. связан с выплатами работникам бюджетных учреждений в связи с майскими указами президента, без их учета рост должен составить не 8,5%, а 4,6%.
По прогнозам института «Центр развития» НИУ ВШЭ, влияние кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией, будет иметь достаточно тяжелые последствия для реальных доходов населения, темп снижения которых может составить в 2020 году от 5,7 до 8,5%, реальной заработной платы от 4,1 до 6,2%.
Торговля, выполняющая роль ключевого посредника при движении товаров от производителей к покупателям, занимает одну из лидирующих позиций по вкладу в валовой внутренний продукт Российской Федерации. По прогнозам в 2020 г. удельный вес торговли в ВВП составит порядка 12,5%, тогда как в 2019 г. он составлял 13,7%, опережая обрабатывающие производства, удельный вес которых достигал 13,1%.
В соответствии с законом РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ разница между оптовой и розничной торговлей заключается в том, что оптовая торговля предусматривает приобретение и продажу товаров для использования их в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, а розничная торговля - приобретение и продажа товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [1].
В 2019 году в сфере торговли работало порядка 15,6% всего занятого населения России. Отрасль являлась лидером по количеству созданных рабочих мест с уровнем оплаты труда, соответствующим среднему по стране. Удельный вес торговли в налоговых платежах составлял 9,8%, торговли в обороте малого бизнеса — 57% [7].
Вместе с тем, в 2019 году число организаций, осуществляющих розничную торговлю, уменьшилось на 33,1%, индивидуальных предпринимателей на 16% по сравнению с 2015 годом (таблица 1).
Таблица 1 - Число хозяйствующих субъектов розничной торговли в
Российской Федерации [8]
Показатели 2015 г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2019 г. к 2015 г.
Абсолютное отклонение, (+,-) Темп роста, %
Организации, осуществляющие розничную торговлю, тыс. ед. 380,5 352,3 327,2 290,3 254,5 -126,0 66,9
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную, тыс. ед. 1418,7 1384,7 1294,3 1258,2 1191,4 -277,3 84,0
Розничные рынки, ед. 1308 1158 1091 1002 967 -341,0 74,0
Число торговых мест на рынках, тыс. мест. 352,4 311,0 282,2 261,8 251,5 -100,9 71,4
На 26 % сократилось количество розничных рынков и на 28,6% число торговых мест на рынках. Несмотря на снижение числа субъектов хозяйствования в розничной торговле, их оборот ежегодно увеличивался и достиг 33624 млрд. руб. в 2019 году (таблица 2).
Более 84% оборота розничной торговли в 2019 году занимали частные собственники, оборот которых за пять лет вырос на 20,0%, а оборот потребительских кооперативов сократился на 26,9%, организаций торговли государственной и муниципальной собственности - на 0,4%.
Таблица 2 - Оборот розничной торговли России, млрд руб. [8]
Год 2019 г. к 2015 г.
Показатели 2015 2016 2017 2018 2019 Абсолютное отклонение, (+,-) Темп роста, %
Оборот розничной торговли 27526 28240 29746 31579 33624 6098 122,2
В том числе по формам собственности: государственная и муниципальная
227 234 219 218 226 -1 99,6
частная 23708 24218 25605 27300 28435 4727 120,0
потребительской кооперации 171 161 147 137 125 -46 73,1
другие формы собственности 3421 3693 3842 3942 4838 1417 141,5
Оборот розничной торговли торгующих организаций 25358 26298 27879 29799 31843 6485 125,6
В % к обороту розничной торговли 92,2 93,2 93,8 94,4 94,7 2,5 -
Продажа на розничных рынках и ярмарках 2168 1942 1865 1779 1780 -388 82,1
В % к обороту розничной торговли 7,8 6,8 6,2 5,6 5,3 -2,5 -
Из общего объема розничной торговли: пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия 13412 13716 14403 15055 16121 2709 120,2
непродовольственные товары 14114 14524 15343 16524 17503 3389 124,1
Товарные ресурсы в % к обороту розничной торговли: - отечественного производства 62 62 65 64 62 0
- импортных товаров 38 38 35 36 38 0 -
Оборот торгующих организаций возрос на 25,6%, а их удельный вес в обороте розничной торговли увеличился на 2,5 п.п. и достиг в 2019 году 94,7%, торговый оборот на рынках и ярмарках сократился на 17,9%. Разница между объемами торговли непродовольственными и продовольственными товарами составлял на протяжении последних пяти лет 1000-1500 млрд. руб., а прирост их объемов, соответственно, 24% и 20,2%. В обороте розничной торговли 62% приходилось на отечественную продукцию, 38% на импортную.
Особенностью современного развития розничной торговли является усиление роли сетевой торговли продуктами питания в России: доля 10-ти крупнейших ритейлеров увеличилась с 25% до 34,2% за исследуемый период (рисунок 1).
35 30 25 20 15 10 5 0
11111
2015 2016 2017 2018 2019
Рисунок 1 - Доля Топ-10 игроков в обороте розничной торговли продуктами питания, %, 2015-2019 г. [2]
Консолидация продовольственной розничной торговли в развитых странах значительно выше российских показателей: в Германии - 80%, в США - 55%, в Швейцарии - 63%, в Португалии - 47%.
Высокая степень концентрации розничного рынка характерна для Германии - 5 крупнейших розничных операторов контролируют 65% доли рынка, Великобритании - 4 сети занимают более 70%, Франции - 5 крупнейших сетей контролируют 85%, Дании - 2 лидирующие сети делят между собой 60% рынка.
В России выделяется постоянный топ лидеров ритейла - Х5 Retail Groip, Магнит, на третьем месте постоянным лидером была Лента, но в середине 2019 г. произошло объединение сетей «Дикси», «Бристоль» и «Красное&Белое» в DKBR MEGA RETAIL GROUP LIMITED - теперь компания входит в топ-3 ритейлеров с долей в 5,7% [9].
Диджитализация, региональная дискаунтеризация, использование промо-акций и СТМ, организация общественного питания в магазинах, развитие Интернет-торговли продуктами — так обозначил основные тренды российского ритейла Максим Боровиков, ведущий аналитик РБК.
Крупнейшие игроки в российском ритейле, по мнению М.Боровикова, вкладываются в диджитализацию. Ежегодный рост доли инвестиций в IT составляет порядка 10%, несмотря на то, что не у всех игроков растут инвестиции. Инвестиции в IT составляют порядка 54 млрд рублей. Это очень существенная цифра, мало, в каких других российских отраслях есть столь серьезные инвестиции в IT [5].
Если говорить о вложениях в IT в ритейле, то это, прежде всего, развитие видео-аналитики, определение потребителя, определение товара на полке, развитие big data и карт лояльности, развитие мобильных приложений, систем безопасности и оптимизации графиков работы. Ритейлеры называют видео-аналитику одной из наиболее перспективных технологий в розничной торговле, позволяющей сократить численность персонала или перераспределить его работу, уменьшить количество ошибок, совершаемых из-за человеческого фактора. В 2021 году эти технологии будут внедряться более плотно, появятся новые эффективные IT-решения.
В условиях пандемии и продолжающего кризиса цена остается ключевым фактором выбора места покупки товара для большинства российских потребителей, что способствует развитию дискаунтеризации региональных рынков. Этот же фактор стимулирует развитие промо-акций и повышение доли покупок с картами лояльности. Промо-акции действительно помогают привлечь внимание и удержать интерес покупателей, но выбирать и проводить необходимо именно те, которые максимально подходят формату магазина.
Продолжается процесс смещения доли респондентов с более высоким уровнем дохода, которые начинают приобретать СТМ (собственные торговые марки). Доля продаж СТМ в «Пятерочке» в 2020 году выросла на 20%, при этом в компании декларируется приоритет качества продукции над количеством [4]. В Европе это уже даже не тренд, а данность: в некоторых сетях СТМ занимает более 50%. Здесь важно акцентировать внимание на том, что успешность данного направления возможна при регулярном и оперативном мониторинге потребительских предпочтений, инноваций крупных брендов, себестоимости производства и контроля качества продукции.
По мере усложнения социальных и экономических процессов, роста доходов населения и ожиданий потребителей от приобретения товаров, дифференциации предложения известных брендов и сетей-конкурентов тактика конкуренции по цене даже в случае роста объемов продаж не гарантирует ретейлеру эффективность направления СТМ [6].
Активно открываются интернет-магазины, развивается торговля продуктами категории fresh - наиболее проблемными для реализации вне торговых площадок. У многих федеральных игроков реализованы интернет-магазины с возможностью доставки товаров до двери покупателя.
Одним из заметных трендов в розничной торговле России является общественное питание, развитие которого, в числе прочего, способствует наращиванию объема СТМ.
Рост ритейлеров подталкивает их к активной инвестиционной деятельности, крупнейшие игроки энергичней сотрудничают со стартапами и даже создают собственные инкубаторы. Розничная торговля постепенно становится одним из самых технологичных секторов российской экономики.
Исходя из планов ведущих игроков и сокращения количества несетевых торговых точек, их доля может достигнуть 38-40% в ближайшие несколько лет. Наравне с этим на протяжении последних лет наблюдается банкротство большого числа региональных ритейлеров, это заметно по уменьшающемуся количеству субъектов торговли.
В числе наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в России, выделяется недостаточный уровень развития инфраструктуры, неприспособленность инфраструктуры, созданной в доперестроечный период, для развития современных форм торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей.
В России отдаленные и труднодоступные территории зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. Порядка пяти процентов населения России не имеют доступа к торговым объектам, в результате того, что для розничных компаний нецелесообразно, с экономической точки зрения, открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой. Особенно характерна подобная ситуация для городов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа, удаленных от городов сельских районов.
С момента начала пандемии у ритейлеров обозначились следующие тренды:
а) в доставке стала размываться грань между продуктовым и непродуктовым ритейлом - доставкой товаров разного типа занялись одни и те же сервисы, изначально ассоциировавшиеся именно с продуктами питания;
б) безопасность вышла на первый план, безусловно, в дальнейшем проблема сохранит актуальность;
в) 2020 год стал особенно тяжелым для супермаркетов: покупатели уходят в «магазины у дома»;
г) СТМ-продукты становятся перспективным направлением, в котором критически важно качество продукции;
д) вырос спрос на ЗОЖ-товары, ритейлеры отреагировали, выделив под данный сегмент отдельные площади в магазинах;
е) средний чек вырос, но снизился трафик - покупатели реже приходят в магазин и закупаются на более длительный срок;
ж) лидеры рынка, несмотря на пандемию, заинтересованы в экспансии в регионы и дальнейшей консолидации рынка;
и) многие ритейлеры решили пересмотреть планы развития своих интернет-магазинов: некоторые запустили их с нуля, некоторые начали активно сотрудничать с агрегаторами.
Приоритетами розничной торговли остаются развитие категорийного менеджмента, а также цифровой сферы и электронной коммерции. Инновационные технологии - это настоящее и будущее российской торговли, в котором прогнозирование ассортимента, в зависимости от внешних факторов, открытие новых магазинов от гео-прогнозирования, персонализация покупок уже сегодня становится реальностью.
Источники:
1. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-Ф3 (последняя редакция)// - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/
2. Белова Л.А., Пономаренко К.В. Современные методы минимизации рисков в сфере торговли /Белова Л.А., Пономаре-нко К.В.// В сборнике: Российская наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Материалы всероссийского конкурса научных работ . 2020. С. 35-41.
3. Динамика доходов населения [Текст]: Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики / Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. — февраль 2020. — №58. [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/rus_feb_2020.pdf
4. Игроки рынка в 2020 - 2021 годах: меняющиеся стратегии и новые горизонты https://www.retail.ru/interviews/sergey-goncharov-pyaterochka-nashi-otnosheniya-s-partnerami-zizhdutsya-na-stremlenii-zavoevat-doveri/
5. Основные тренды российского ритейла - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://retail-life.ru/osnovnye-trendy-razvitija-rossijskogo-ritejla/
6. Тенденции развития собственных торговых марок розничных сетей- [Электронный ресурс]. - Режим доступа ttps://www.leonov.consulting/publication/tendencii_razvitiya_sobstvennyh_torgovyh_marok_roznichnyh_setej/
7. Торговля // Официальный сайт Минпромторг России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/otrasli/trade/
8. Федеральная служба государственной статистики //Официальный сайт Росстат - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
9. Цифры и факты ритейла // АКОРТ. Ассоциация компаний розничной торговли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.acort.ru/media-tsentr/tsifry-i-fakty-riteyla/Dolja-TOP-10.html]
References:
1. Federal Law" On the basics of State regulation of trade activities in the Russian Federation " of 28.12.2009 N 381-FZ (latest edition)// - [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/
2. Belova L. A., Ponomarenko K. V. Modern methods of risk minimization in the field of trade / Belova L. A., Ponomarenko K. V. / / In the collection: Russian science: current issues, achievements and innovations. Materials of the All-Russian competition of scientific papers . 2020. pp. 35-41.
3. Dynamics of income of the population [Text]: Bulletin on current trends in the Russian economy / Analytical Center under the Government of the Russian Federation. - February 2020. - No. 58. [Electronic resource]. —Mode of access: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/rus_feb_2020.pdf
4. Market players in 2020-2021: changing strategies and new horizons https://www.retail.ru/interviews/sergey-goncharov-py-aterochka-nashi-otnosheniya-s-partnerami-zizhdutsya-na-stremlenii-zavoevat-doveri/
5. The main trends of Russian retail - [Electronic resource]. - Mode of access: https://retail-life.ru/osnovnye-trendy-razvitija-rossijskogo-ritejla/
6. Trends in the development of own brands of retail chains- [Electronic resource]. - Access mode ttps://www.leonov.consult-ing/publication/tendencii_razvitiya_sobstvennyh_torgovyh_marok_roznichnyh_setej/
7. Trade / / Official website of the Ministry of Industry and Trade of Russia. - [Electronic resource]. - Mode of access: https://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/otrasli/trade/
8. Federal State Statistics Service / / Official website of Rosstat - [Electronic resource]. - Access mode: https://rosstat.gov.ru /
9. Figures and facts of retail / / AKORT. Association of retail trade companies [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.acort.ru/media-tsentr/tsifry-i-fakty-riteyla/Dolja-TOP-10.html]