УДК 33
Рынок розничной торговли. Основные этапы развития и тренды постиндустриальной экономики.
Retail market. Main stages of development and trends for postindustrial
economy
Шилиманов Максим Сергеевич Shilimanov Maxim Sergeevich Аспирант 3 года обучения Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова 38.06.01 «Экономика», профиль «Экономическая теория» (08.00.01)
Аннотация. В статье отражены результаты исследования рынка розничной торговли в России и в других странах мира, позволяющие выделить основные этапы развития этого бизнеса в целом в мире и в России в частности. Результатом работы является классифицированный список этапов развития отрасли в России, а также возможные будущие тренды и риски. Кроме того в качестве иллюстрации проведено сравнение Российской модели розничной торговли и моделей ряда других стран.
Abstract. The article reflects the results of research of the retail market in Russia and in other countries of the world, allowing to identify the main stages of the development of this business generally in the world and particularly in Russia. The result of the work is a classified list of the stages of development in the industry of Russia, as well as possible future trends and risks. As an illustration, the Russian retail trade model and the models of a number of other countries are compared.
Ключевые слова. Розничная торговля, розничные сети, сетевые ритейлеры, постиндустриальная экономика, развитие отрасли, товары повседневного спроса
Keywords. Retail trade, retail chains, network retailers, post-industrial economy, industry development, everyday goods
Введение
Розничная торговля занимает важную часть жизни общества. Практически каждый человек как в развитых, так и в развивающихся странах участвует в операциях розничной торговли на ежедневной основе. С развитием технологий обмена, ускорением темпа научно-технического прогресса, проникновением сети Интернет во все сферы жизни общества, розничная торговля претерпевает сильные изменения, которые могут потенциально повлиять на экономику в целом. Именно возможность торговли в течение большей части истории человечества являлась причиной большинства войн: из-за доступа к торговым путям образовывались новые города и наоборот беднели целые государства. Исходя из этого многовекового опыта очевидно, что контроль за дальнейшим развитием торговли является необходимой мерой стабильного будущего любого государства. А этот контроль невозможен без грамотного исследования предпосылок текущей конъюнктуры и основных трендов.
Розничная торговля в России
Существуют тренды мировой розничной торговли, которые подтверждаются как на статистике торговых сетей по международной торговле, так и на данных Российской Федерации. Среди них можно назвать:
• Глобализацию и постоянное стремление выйти на новые рынки;
• Экстенсивный рост за счёт поглощения и слияний с региональными конкурентами;
• Продвижение собственных максимально диверсифицированных торговых марок.
Рассмотрим историю развития сбытовых организаций от самого их зарождения до настоящего времени, чтобы показать, как именно эти тренды образовались, чем были обусловлены и к чему в ближайшем будущем могут привести.
В России торговые сети появились сравнительно недавно, а именно после распада Советского Союза в 1990-ых годах. Тем не менее сегодня крупнейшие
игрока на рынке занимают стали серьезными конкурентами даже для более опытных заграничных компаний, таких как Ашан, который по доле оборота в общем объёме розничной торговли России уступают АО Тандер и X5 Retail. Отечественные предприятия торговли традиционного формата с каждым годом теряют долю рынка, о чём говорит статистика как в общем, так и в отдельных отраслях (рис. 1 )
Рис. 1. Доля розничных торговых сетей в обороте розничной торговли РФ
35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Доля оборота розничной торговли розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли
Доля оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной
Источник: Федеральная служба государственной статистики Подобная тенденция характерна и для других стран с рыночной экономикой. В мире первые магазины самообслуживания (то есть с прямым доступом покупателя к товарам) были открыты в 1912 г. в США. Это была инновация в сфере торговли, которая в настоящее время стала наиболее распространённой по всему миру в сфере торговли товарами повседневного спроса и ставшая причиной появления целого нового направления в продвижении товаров: мерчендайзинге. Первый привычный современному потребителю супермаркет был открыт в 1916 г. американским предпринимателем К. Саундерсом, и через семь лет ему удалось собрать сеть розничных магазинов, состоящую уже из 2800 точек. За более чем вековую историю отрасль розничной торговли сильно изменилась и сегодня существует гораздо больше форматов торговли, чем были в начале.
В условиях плановой экономики подобного развития индустрии розничной торговли не происходило. На примере СССР и стран Восточной Европы можно видеть, что конкуренция отсутствует почти полностью, что в соответствие с выводами классической экономики приводит к потере общественного благополучия. Помимо прочего розничная торговля в плановой экономике характеризуется неэффективным управлением, неинтенсивным использованием рекламы, сильно ограниченным ассортиментом товаров и услуг, низкой скоростью или полным отсутствием развития.
В СССР существовала так называемая сфера товарного обращения, которая долгое время формировалась не самостоятельно, а под жёстким регулированием государства. Неудачные попытки заменить естественные рыночные регуляторы централизованным расчётом, усложнённые рядом негативных факторов привели к тому, что при переходе к рыночной экономике в будущем на проявились множественные экономические несоответствия и противоречия. К тому же даже в то время, когда ССР существовал существовали признаки неэффективного распределения, приводившее к распространённому дефициту многих повседневных товаров.
Кризисные явления и отсутствие желаемого экономического роста в восточноевропейских странах и республик СССР в 1980-ых годах привели к необходимости принимать реформы, присущие рыночной экономике. Долгий период жизни государств без капиталистических отношений оказал негативный эффект на развитие рыночных предприятий. Именно поэтому предприятия розничной торговли в таких странах переходили в частное владение с гораздо меньшими темпами, чем этого хотело правительство. В результате, например, в Польше из 10 собственных ритейлеров переходный период пережил лишь один, а в Чехии и вовсе рынок полностью заняли международные игроки. После расширения списка государств, входящих в Евросоюз, тенденция к глобализации усилилась и лидеры рынка международного ритейла получили ещё большее распространение.
Стоит подробнее описать ход развития розничной торговли в России. В развитии российского ритейла ведущее информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» (РИА «РБК») выделяет четыре этапа [19].
Первый этап проходил в период с 1994 по 1998 год, и на фоне падения объёмов промышленного производства, общего уровня жизни и оборота розничной торговли он проявлялся в том, что во многих регионах России стали активно появляться продовольственные рынки. Фирмы, занимавшиеся оптовой торговлей, массово переходили в розницу, и большая доля основных сетевых ритейлеров следующих лет появилась именно в результате подобных трансформаций этого периода.
Второй этап развития розничной торговли в России занимает короткий период с 1998 по 2000 год, когда после кризиса начался переход от дорогих супермаркетов к более доступным гипермаркетам и дискаунтерам. В экономике того времени наблюдалось резкое сокращение доходов не сформировавшегося ещё окончательно среднего класса.
Третий этап развития розничной торговли начинается через два года после кризиса 1998 года, когда на рынок стали заходить иностранные ритейлеры, составляя серьёзную конкуренцию российским компаниям. Приблизительные сроки этого этапа - с 2000 по 2005 годы. Доля сетевого оборота в розничной торговле росла, и иностранные компании, понимавшие перспективы российского рынка, вступают в очень активную конкурентную борьбу. Масштаб транснациональных компаний, владеющих международными брендами розничных сетей позволял выделять огромные рекламные бюджеты и даже некоторые время работать в убыток для завоевания лояльности потребителей. В подобных условиях небольшие российские предприятия торговли не могли ничего противопоставить и находились в заведомо проигрышном положении. Для противодействия повсеместному распространению иностранных игроков, российские компании вступили в период частых слияний и поглощений, укрупняя основных игроков до
национального уровня. Распространение получают форматы гипермаркетов и cash & carry.
Крупные торговые сети осваивают новые финансовые инструменты, включая акции, облигационные займы и кредиты. Розничная торговля в этот период становится одной из наиболее развитых современных российских отраслей. В итоге начиная с 2005 года начинается четвёртый этап развития российской розничной торговли, который без явных изменений продолжается и сегодня. Судя по растущему тренду Интернет-торговли можно уже сегодня говорить о наступлении следующего этапа развития розничной торговли в России через Интернет, однако доля подобных операция до сих пор ничтожно мала, и определить переходный момент пока не представляется возможным.
Основная тенденция дальнейшего развития розничной торговли в России - это информатизация. В первую очередь, розничные компании стремятся сэкономить свои издержки на персонале в торговых залах за счёт концепции протребления, когда потребитель берёт на себя часть обязанностей производителя. Это проявляется, например, в переходе на двухэтапный отпуск товара: кассир помогает лишь сформировать чек, а оплата производится покупателем самостоятельно через терминал оплаты. Подобная схема применена, например, в некоторых магазинах сети Ашан [20].
Другой распространённый способ внедрения протребления - это установка касс самообслуживания (помимо Ашана применяются также в сетях Магнолия [21], Глобус [22] и др.). Благодаря подобной технологии потребитель сам сканирует приобретённые товары, экономя время кассиров, а значит и издержки торговой компании, которая таким образом снижает отпускные цены.
Также некоторые компании делают первые шаги по переходу в Интернет. Существуют компании, целиком специализирующиеся только на торговле через Интернет (например, Утоконос и Ozon.ru), однако сегодня некоторые ритейлеры традиционного формата также переходят на торговлю через интернет (например, Окей [23] и Ашан [24]).
Рис. 2. Доля оборота розничных сетей по форматам в России
■ Дискаунтеры ■ Супермаркеты ■ Гипермаркеты (включая cash&carry)
Источник: Аналитический отчет DISCOVERY Research Group // М., 2008. - 200 с.
Наиболее распространёнными форматами современной розничной торговли являются гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры. В 2007 г. на долю дискаунтеров пришлось около 43% оборота российских продовольственных сетей, на долю супермаркетов - 30 %, гипермаркетов - 27 % (см рис. 2). С этой точки зрения никаких серьёзных изменений с тех пор не происходило.
В Западной Европе рынок розничной торговли поделён между несколькими крупнейшими компаниями, которые по сути являются олигополиями, причём иногда не только на национальном уровне, но и на международном. Например, во Франции, где наряду с США одними из первых появились современные форматы розничной торговли, а также в Великобритании на пять крупных розничных сетей приходится около 80% всего оборота на рынке. Вследствие того, что на внутреннем рынке рост уже сильно ограничен, многие ритейлеры выходят на рынки других стран [25]. В частности западноевропейские ритейлеры уже вышли на рынки Китая, Индии, Латинской Америки и, разумеется, ближайших стран Восточной Европы. По той же причине, эти компании заходят и на российский рынок. Однако повсеместного распространения иностранных ритейлеров в России нее происходит из-за большого количества сложностей: большая территориальная
разобщённость, высокие политические риски, а также экономические санкции, принятые против России.
Экспансия крупных ритейлеров на Восточную Европу также тормозится региональными особенностями: там до сих пор большой популярностью среди населения пользуются небольшие продуктовые и специализированные магазины. Например, их много в Польше их концентрация составляет в среднем 5 магазинов на тысячу жителей, в Чехии, Словакии и Венгрии - 2,3 магазина на тысячу жителей.
Даже в странах Западной Европы ситуация с распространение современных форматов торговли обстоит по-разному. Например, в южных Греции, Испании, Италии и Португалии супермаркеты и гипермаркеты не стали пользоваться большой популярностью среди населения: их суммарная доля редко доходит до 50%). Напротив, северные страны, такие как Великобритания, Франция, Финляндия и Швеция уже почти достигли доли 90%.
Несмотря на несомненную победу крупных сетевых магазинов на рынке розничной торговли, маленькие магазины и базары по-прежнему остаются востребованными. Узкоспециализированная потребительская ниша позволит и дальше существовать подобным форматам, хотя их суммарный товарооборот на национальном уровне незначительный. Такие предприятия являются чаще всего семейными, они не могут диктовать условия поставщикам, и зачастую вынуждены подстраиваться под тренды сетевых магазинов.
Говоря о трендах в странах Западной Европы, касающихся именно сетевой розницы, прежде необходимо упомянуть всего, глобализацию. Для сравнения, из 65 крупнейших сетей, вышедших на международный рынок, только 10% - это компании из Северной Америки, а из Западной Европы их больше 66%. Другим немаловажным трендом, как и в России, является информатизация и перевод операций в Интернет.
Сегодня транснациональные корпорации всё чаще воспринимают международную торговлю как внутрифирменную между различными своими подразделениями, превращая мировое хозяйство в единый рынок товаров и
услуг (а также капитала, рабочей силы и знаний). Возможность не только производить в разных частях света, но и повсеместно управлять распределением созданных товаров и услуг в глобальном пространстве с помощью крупных международных розничных торговых сетей становится важным условием для успешного развития компании.
Переход к постиндустриальному укладу международной экономики, характеризующееся особым вниманием не к технологии производства, а к технологиям продвижения товара, значимо повысил влияние транснациональных розничных компаний. Это не просто усилило конкуренцию в отрасли сбыта, но также изменило рынок, сделав его более клиентоориентированным, так как сетевые организации сегодня знаю потребности своих клиентов могут диктовать условия крупным производителям, чего раньше не происходило.
При этом необходимо отметить, что такого рода воздействия являются системными и в связи с этим процесс образования глобальных розничных сетей можно считать не столько результатом перехода к постиндустриальной экономике, но и как механизм её становления.
Наиболее успешными сетевыми предприятиями розничной торговли, выходящими на международный рынок являются компании, торгующие продуктами питания. В частности французский Carrefour, немецкий Metro, британский Tesco, американский Walmart и голландский Ahold являются лидерами в создании международных торговых предприятий, работающих на рынках многих стран. Успешные примеры международных розничных сетей есть и среди компаний, не связанных с продуктами питания. Наиболее известный для российского потребителя пример - IKEA, сеть гипермаркетов, продающих товары для дома. Местные компании, не обладающие таким же большим ассортиментом, качественным дизайном и дорогим брендом, часто не могут ничего противопоставить, поэтому IKEA часто становится одним из главных заказчиков для местных производителей мебели.
Другой пример - компания B&Q, входящая в группу компаний Kingfisher. Использовав свои большие финансовые возможности компания сумела зайти на рынок Китая в момент бума строительства частной недвижимости. А так как компания занимается продажей отделочных ма- териалов, то данный проект имел очень большой успех. B&Q обладает большим опытом в организации сложных процессов управления цепью поставок, а также возможностью сотрудничать с наиболее известными мировыми производителями. В результате местные китайские конкуренты зачастую не могли ничего предложить, чтобы удержать своего покупателя.
Также несколько примеров успешной реализации стратегии выхода на международный рынок существует в области моды. Шведский «H&M», испанский «Zara» и американский «Gap» имеют множество возможностей для расширения. Благодаря диверсификации эти компании стараются не конкурировать с другими производителями одежды, но отличаться настолько, чтобы создать собственное сообщество лояльных покупателей. Например, «H&M» на всех рынках предлагает качественную одежду по доступной цене для людей с заработком ниже среднего. Компания «Zara» специализируется на ультрамодных товарах, в первую очередь для молодёжи.
В будущем лидеры розничной торговли из США и стран Западной Европы продолжат экспансию рынков сбыта других стран, расширяя географию своего присутствия. Наиболее простой схемой выхода на новый рынок для большой компании - это приобретение или слияние с существующими игроками, имеющими точки соприкосновения в сфере деятельности, ассортименте и ценностях. Этот приём позволяет минимизировать риски не только культурные, но и политические, не исключая при этом возможности пользоваться преимуществами международной корпорации (поставок из-за рубежа, использование трансфертного ценообразования и пр.)
Естественное расширение деятельности на новые рынки даёт возможность расти по ключевым показателям эффективности предприятия и
при этом предлагать всё большему числу потребителей более качественные товары и услуги. Зачастую по сравнению с региональными ритейлерами глобальные игроки обладают гораздо большим опытом в построении процессов, что положительно сказывается на потребительском опыте.
Следует отметить, что некоторые успешные проекты по расширению розничных компаний на зарубежные рынки были предприняты и представителями из развивающихся стран. Как правило, целью таких компаний являются соседние государства, находящиеся на схожей стадии развития экономики: развивающейся или трансформационной. Примерами таких проектов могут служить опыт малазийской компании Metrojaya, гонконгской Giordano и бразильской O'Boticario. Такие ритейлеры из развивающихся стран в будущем могут составить конкуренцию лидерам мирового ритейла, в том числе и на развитых рынках, поскольку Интернет-торговля практически стирает границы между странами.
Усиливающаяся конкуренция среди международных сетей розничной торговли заставляет производителей искать новые подходы к построению логистики. В особенности этот касается цепочки поставок. В среднем начинает возрастать доля товаров полностью или частично произведённых из импортных ресурсов. В результате использования абсолютных и относительных преимуществ разных стран торговые сети с широким ассортиментом начинают конкурировать даже с узкоспециализированными магазинами.
Поставки товаров из развивающихся стран - это важный аспект современной международной торговли, и его влияние в некоторых случаях может быть катастрофическим. Ярким примером служит Китай, рост экономики которого оказывает эффект на ценообразование отраслей на мировом уровне. По условиям вхождения Китая в ВТО даже было прописано условие, позволяющее сдерживать уровень торговли с помощью квотирования отдельных отраслей в случае, если Китайская индустрия начнёт расти слишком высокими темпами. И случай с текстильной продукцией в начале 2000-ых наглядно показывает, к каким последствиям может привести
неконтролируемые товарно-денежные потоки между странами. Разумеется, эти меры несут скорее временный характер, и в последние годы подобных квот применено не было, однако экономики развивающихся стран по-прежнему могут иметь достаточный ресурс для кардинального изменения международной конъюнктуры. Для международных розничных сетей это означает, что даже несмотря на очевидную выгодность предложения, одним из лучших вариантом будем диверсификация поставщиков и работа с большим количеством более мелких поставщиков.
Распространённым направлением развития розничных сетей является развитие производства товаров и услуг под собственной торговой маркой (СТМ). По данным компаний, занимающихся исследованиями в сфере торговли товарами повседневного спроса, темп роста продаж товаров под частной маркой может до 2 раза превышать аналогичный показатель для товаров независимых производителей [26]. Для примера, в сети Дикси уже больше 500 позиций частных марок, присутствующих в первую очередь в категории продуктов питания. У таких сетей, как Перекрёсток, Седьмой континент и Магнит число наименований под собственной торговой маркой превысило 1000. Наращивание собственных торговых марок продолжается, и отдельные сети официально заявляют, что это одно из основных направлений для их развития. В европейских сетях доля СТМ доходит до 40% от оборота. Рост объёмов продаж СТМ в сетевых магазинах - это ещё один шаг к клиентоориентированному рынку. Выбирая производителя для своей СТМ ритейлер, как правило контролирует все этапы производства и в результате получает товар без наценок. Исключая из цепочки добавленной стоимости одну ступень, ритейлер снижает отпускную цену. Кроме того партнёрами ритейлеров в вопросе производства СТМ чаще всего являются небольшие производители, и таким образом ритейлер оказывает поддержку малому бизнесу. Как следствие ритейлер вытесняет часть крупных производителей с рынка, что также положительно сказывается на конкуренции среди производителей в целом.
Несмотря на все эти преимущества, рост доли СТМ несёт за собой и отрицательные эффекты, и в первую очередь это риск монополизации рынка сбыта в рамках торговой сети. Производители товаров под собственным брендом по понятным причинам имеют больше сложностей по продвижению товара в сети, поскольку он может являться конкурентом СТМ. При распределении торгового пространства ритейлер скорее всего самые удачные места выделит для СТМ, а это в свою очередь влечёт за собой падение спроса на товар других производителей, несмотря на то, хорошего они качества или нет. За введение в сеть новой позиции розничные операторы как правило требуют от поставщиков единоразовой платы или проведения определённого количества программ по стимулированию спроса. Дальнейшее использование пространства на полке также стоит денег, и поставщики постоянно конкурируют за него, проводя многочисленные рекламные кампании. Для СТМ же всех этих конкурентных ограничений не существует.
Однако данную ситуацию можно оправдать тем фактом, что производители СТМ получают эти преференции в результате победы в конкурсе на производство, а значит конкуренция при этом не страдает. Однако существует и другой негативный эффект. Небольшие производители, которым и раньше было сложно попасть в ассортимент крупного ритейлера теперь и вовсе имеют лишь один канал - через тендер СТМ. Оставшееся место на полке скорее всего займут крупные игроки на рынке. В результате малый бизнес теряет возможность развивать собственные бренды, что отрицательно сказывается на прибыльности среднего бизнеса.
Наконец, надо понимать, что ритейлеры с каждым годом укрупняются и в итоге превращаются в чрезмерно большую корпорацию, объединяющей в себе большое количество разнородных отраслей. Попытка вмешаться в них на более глубоком уровне, вовлекаясь в производства, является крайне рискованной, поскольку недостаток опыта и незнание специфики отрасли может отрицательно сказаться на качестве, и при этом конечный потребитель будет страдать. А поскольку продвижение СТМ неминуемо ведёт к снижению доли
других брендов, потребитель в итоге лишается выбора, и может оказаться вынужденным потреблять товар низкого качества.
В результате жизнеспособными остаются лишь ограниченное количество игроков на рынке:
• Крупные компании, производящие сразу большой ассортимент товаров и услуг, а также постоянно инвестирующие большие средства в программы по стимулированию спроса, а также научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность по созданию новых и улучшению старых продуктов
• Производители товаров для продажи через розничные сети под брендами СТМ розничных сетей;
• Нишевые производители.
В результате видно, что новым предприятиям довольно сложно будет пробиться в ассортимент розничных сетей, а поскольку роль последних в постиндустриальном обществе с каждым годом становится всё важнее, то возникает реальный риск стагнации. Производители, чьим торговым маркам не удалось войти в первую или вторую группы вынуждены либо уходить с рынка, либо выполнять работу по субконтрактам крупных промышленных компаний.
Ассоциация производителей частных марок (PLMA) пришла к выводу, что, чем больше в стране развита сетевая торговля, тем большую долю занимают СТМ. Например, в странах Западной Европы, где крупные ритейлеры сформировали олигополию и занимают большую часть рынка розничной торговли продажи СТМ значительно выше, чем в странах, где крупные сетевые торговые предприятия лишь набирают вес. Если говорить о России, то доля СТМ пока гораздо ниже, чем в странах Западной Европы, но тенденция её увеличения не изменяется уже несколько лет.
Помимо того, что ритейлеры сегодня начинают вмешиваться в производство, логичным следствием является и то, что они начинают всё глубже заниматься стимулированием спроса. Не редко можно увидеть рекламу товаров, не относящихся к СТМ, оформленных в стиле бренда ритейлера.
Услугу по создания типовых и не очень кампаний по продвижению начали принимать и российские крупные сетевые торговые предприятия. Если раньше отраслевой экспертизой занимались исключительно производители, либо специализированные агентства, то теперь розничные сети самостоятельно проводят исследования, необходимые им для составления эффективного портфеля. Более того, крупнейшие игроки на рынке ритейла сами начинают выступать в качестве маркетологов мирового уровня.
Производителям в подобных условиях приходится переключаться на исследования не только конечных производителей, но не в меньшей степени и на исследование рынка сбытовых организаций. Формирование профессиональных связей с дистрибьюторами играет всё более важную роль, превосходя по значимости некогда незаменимую рекламу в СМИ. Основное место в отношениях с потребителями стали занимать розничные компании.
Заключение
Подводя итоги все вышеописанным трендам мировой розничной торговли, наиболее логичным будет сделать вывод, что значимость сбытовых организаций в ближайшее время будет только увеличиваться. Данная тенденция характерна как для отдельных локальных рынков, так и для международной экономической арены. При этом в России до сих пор развитию потребительской сферы не уделяется должного внимания в социально-экономическом плане. Подобные реформы необходимо принмиать на всех уровнях: национальном, региональном и муниципальном. Без обдуманного контроля и регулирования этой области риски могут оказаться крайне высокими. Без подробно прописанной стратегии развития сферы торговли план развития и модернизация российской экономики нельзя считать полным.
Список литературы.
1. www.gks.ru Официальный сайт Государственного Комитета Статистики РФ
2. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.
3. Богатырева С.В. Модель привлечения инвестиций на региональном уровне / Богатырева С.В., Титов А.Б., Куприянова М.Ю. — Международный технико-экономический журнал. 2016. № 1. С. 22-26.
4. Богатырева С.В. Экономическая эффективность как основа формирования управленческих решений / С.В. Богатырева, А.Б. Титов, М.Ю. Куприянова — Экономика и менеджмент систем управления. 2016. Т. 20. № 2.1. — 125 с.
5. Воробьева Л.Г. Управление товарными запасами при колеблющемся детерминированном спросе / Л.Г. Воробьева, А.Д. Ливандовская
- Киров: Радуга- пресс, 2015. - 122 с.
6. Воронова Т. А. Иностранные инвестиции и инвестиционная политика России и регионов./ Т. А. Воронова, С.В. Сулоева — Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2002. — 208 с.
7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс, пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
8. Кент Т.,Омар О. Розничная торговля / Т. Кент, О. Омар — М.: Юнити, 2007. - 315 с.
9. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг / Ж.Ж. Ламбен — СПб.: Наука. 1996. - 243 с.
10. Панкова Н.В. Модернизация социально-экономического пространства: роль и взаимовлияние регионализации и глобализации как разнонаправленных процессов глобального развития / Монография под ред. Н. В Панковой, Л. Н. Борисоглебской, Е. С. Юдниковой. - Санкт-Петербург, 2010 г
— 265 с.
11. Панкова Н.В. Бизнес-технология индивидуализированного обслуживания в условиях массового потока покупателей / Н.В. Панкова, Ю.И. Стародубцев, Т.В. Кириллова - Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2013. № 1. С. 95-98.
12. Титов А.Б. Применение балансовых методов для целей планирования и анализа хозяйственной деятельности проектно-ориентированных холдингов / А.Б. Титов Экономика и предпринимательство. -2014. - № 7(48). - С. 609-617
13. Титов А. Б. Использование экономико-математических моделей для планирования хозяйственной деятельности проектно-ориентированных холдингов / А. Б. Титов - Прага, Чешская республика: Изд-во World Press., 2014. - с. 320-326
14. Сулоева С. В. Иностранные инвестиции: совершенствование привлечения в экономику региона / С. В. Сулоева — ДВГАЭУ. Владивосток. 2000 — 117 с.
15. Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними / Д.В. Сидоров — М: Вершина, 2007 - 354 с.
16. Чкалова О.В. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом / О. В. Чкалова — М: Маркетинг а России и за рубежом.— 2001,-№4. - 35 с.
17. Шмален Г. Основы планирования сбыта « Основы и проблемы экономики предприятия / Г. Шмален — М..1996. - 406 с.
18. Официальный сайт консалтинговой компании Euromonitor International. Отчёт «Grocery Retailers in Russia. Jan., 2017» http://www.euromonitor.com/grocery-retailers-in-russia/report
19. Исследование департамента консалтинга РИА «РосБизнесКонсалтинг". - «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) в России» - http://www.consulting.rbc.ru.
20. Официальный сайт Союза независимых сетей России - «В «Ашане» покупатели предоставлены сами себе»
http://russretail .info/rost/4185-v-ashane-pokupateli-predostavleny-sami-sebe.html
21. Интернет-издание Киосксофт - «Продуктовая сеть «Магнолия» продолжает внедрение касс самообслуживания»
http://kiosksoft.ru/news/2015/12/02/та§поНуа^е11-сЬеско^
22. Официальный сайт сети Глобус Ь^: //\vw\v.g1obits .ru/my/news/07112013/
23. Официальный сайт сети Окей / https: //www.okeydostavka.rU/msk/kontakti#
24. Официальный сайт сети Ашан / https://www.auchan.ru/
25. Паньков, В. С. Глобализация как одна из фундаментальных тенденций развития мировой экономики / В. С. Паньков // Мировая экономика и сфера сервиса - М.: МГУ, 2004.
26. Интернет сайт «Газета Известия» - Ритейлеры планируют вдвое увеличить оборот собственных торговых марок - http://izvestia.ru/news/583642