теория и практика // Вестник СибГУПС. —
2015. — № 3 (34). — С. 53-61.
10. Летюхин, И. Реформирование железнодорожного транспорта в России: реалии и перспективы развития // Известия СПбГЭУ. — 2014. — № 4 (88). — С. 38-44.
11. Хусаинов, Ф. К вопросу о возможности функционирования частных железнодорожных перевозчиков // Бюллетень транспортной информации. — 2017. — № 11 (269). — С. 9-17.
12. Эскин, В. Повышение эффективности функционирования железнодорожной отрасли в РФ // Логистика. —
2016. — № 4 (113). — С. 46-50.
Bibliographic list
1. Speech by President of Russia V.V. Putin at Congress of transport workers on 05.03.2018 // Bulletin of transport information. — 2018. — № 4 (274). — P. 33-34.
2. Bondarenko, V. A., Guzenko, N. V. Logistics service: theoretical aspects of consumer orientation // Vestnik of RSUE (RINH). — 2015. — № 1 (49). — P. 19-24.
3. Bondarenko, V. A., Guzenko, N. V. Apologia of market-oriented infrastructure // Concept. — 2015. — № T30. — P. 21-25.
4. Bondarenko, V. A., Guzenko, N. V. Outsourcing of logistics services: realities and trends // Financial research. — 2015. — № 3 (48). — P. 176-181.
5. Guzenko, A. V., Guzenko, N. V. Development of logistics in operator's activity in
railway transport // Logistics in portfolio of resources of import-substituting industrialization: anticrisis strategies of growth and development in conditions of sanctions restrictions. XI South-Russian logistics forum. — Rostov-on-Don, 2015. — P. 44-48.
6. Dzhavrshyan, A. Analysis of results of structural reform of Russian Railways in terms of passenger transportation // Financial Aspects of Economic Structural Transformations. — 2017. — № 3 (3). — P. 63-71.
7. Keivanova, E. Features of development of socially-oriented logistic system of suburban passenger transportation // New paradigm of social and humanitarian knowledge : materials of Int. scient.-pract. conf. — Belgorod, 2018. — Vol. V. — P. 49-53.
8. Keivanova, E. Institutional-market transformation of socially oriented logistic system of suburban railway passenger transportation // Modern Economy Success. — 2017. — № 6. — P. 180-184.
9. Kibalov, E., Pyataev, M. Reform of railway transport in Russia: theory and practice // Bulletin of SibSUC. — 2015. — № 3 (34). — P. 53-61.
10. Letyukhin, I. Reforming railway transport in Russia: realities and development prospects // News of SPbSUE. — 2014. — № 4 (88). — P. 38-44.
11. Khusainov, Ph. On question of possibility of functioning of private railway carriers // Bulletin of transport information. — 2017. — № 11 (269). — P. 9-17.
12. Eskin, V. Improving performance of railroad industry in RF // Logistics. — 2016. — № 4 (113). — P. 46-50.
Д. Д. Костоглодов, И. С. Емельяненко
ДЕТЕРМИНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
Аннотация
В статье исследуются вопросы анализа проявившихся в современной розничной торговле России тенденций, их влияния на дальнейшее развитие рынка. Обоснована востребованность такого формата розничной торговли, как жесткие дискаунтеры, что связано с рефлексией кризисных появлений и стремлением потребителей к экономии.
Ключевые слова
Розничная торговля, тенденции, конкуренция, консолидация, дискаунтеры.
D. D. Kostoglodov, I. S. Yemelyanenko
DETERMINING THE MAIN TRENDS OF MODERN RETAIL TRADE
IN RUSSIA
Annotation
Article deals with the analysis of tendencies manifested in modern retail trade of Russia, their influence on further development of market. Demand for such a format of retail trade as hard discounters is justified, which is associated with reflection of crisis occurrences and desire of consumers to save.
Keywords
Retail trade, trends, competition, consolidation, discounters.
Введение
Конкуренция в сфере розничной торговли в немалой степени определяется состоянием отрасли, общей динамикой в краткосрочной и среднесрочной перспективе в Российской Федерации в контексте сложившихся и проявляющихся общемировых тенденций в стране и на региональном уровне. Отметим, что в таком аспекте исследовательской задачей статьи является рассмотрение основных проявившихся и прогнозируемых векторов и тенденций развития розничной торговли на федеральном уровне и региональном уровне, что представляется актуальным ввиду большой динамичности данного сектора и его влияния на экономику.
Материалы и методы
В качестве методов исследования в данной статье использованы подходы, позволяющие анализировать статистические данные, характеризующие основные макроэкономические показатели розничной торговли. Проанализированы также данные рейтинговых агентств, позволяющие делать выводы о состоянии исследуемой отрасли. Так, в России можно отметить, что товарооборот в постоянных ценах показал снижение в 2015 и 2016 гг. Например, согласно данным Национального рейтингового агентства совокупный оборот розничной торговли составил 28,3 трлн руб., демонстрируя формальный прирост на
2,9 % в сравнении с 2015 г., но в постоянных ценах это, напротив, свидетельствовало о снижении товарооборота на 4,9 % [9]. Отметим также, что на текущий период 2017 г. специалисты отмечают, что за 2015-2016 гг. розничный товарооборот снизился почти на 20 % [11]. Ряд других аналитических источников свидетельствует о сокращении объемов розницы в 2015 и 2016 гг. в сопоставимых ценах на 10,0 и 4,6 %, а в 2017 г. произошел рост на 1,2 % [1].
Результаты
Ситуацию в розничной торговле необходимо рассматривать в рамках общеэкономических показателей, таких как реальные доходы населения и реальная заработная плата (рис. 1). Как видим, реальные доходы населения демонстрировали тенденцию к снижению, что отражалось на структуре и объемах потребления. Реальная заработная плата показала относительный рост, что привело, в итоге, к выравниванию ситуации в продажах.
Не менее значимым представляется проиллюстрировать динамику индекса потребительских цен и ВВП, включая расходы домохозяйств и оказанные населению платные услуги в процентном выражении данных показателей. В 2017 г. реальный ВВП в России вырос на 1,5 %, что произошло благодаря оживлению потребления россиян. Так, в 2017 г. выросли реальные расходы до-
мохозяйств. Доля расходов домохо-зяйств в ВВП превышает 50%, соответственно, рост расходов домохозяйств на
Рисунок 1
Товарооборот на рынке продаж легковых автомобилей вырос почти на 12 % (возможно, потому что часть населения рассматривает приобретение авто, как вложение средств и/или возможность развивать свой собственный небольшой бизнес), выросли продажи лекарственных средств и препаратов почти на 9 %. Продажи одежды и топлива показали, напротив, отрицательную ди-
личные нужды позволил осуществить небольшой, но уверенный прирост розничной торговли в 2017 г.
намику, снизившись на 2 % [1]. В отмеченном аспекте целесообразным представляется продемонстрировать существующую динамику розничных продаж товаров в России в % по всем розничным продажам, а также по группе продовольственных и непродовольственных товаров во временном интервале с 2013 по 2017 гг.
Отмеченная динамика проиллюстрирована на рисунке 2.
У год 2017
-5 год 20И6
-4 (Г -/ гЩ 2015 год 2014 год 2013
А А А
3,9 2, 6
-30 -25 -20 -15 -10 -5 0 5 10 15
■ розничные продажи всего ■ продажи продовольственных товаров
■ продажи непродовольственных товаров
Рисунок 2 — Динамика розничных продаж товаров в России в 2013-2017 гг., в % [1]
— Динамика реальных доходов и реальной заработной платы населения в России в 2013-2017 гг., в % [1]
Если характеризовать ситуацию в секторе торговли продовольствием, то можно отметить, что в 2017 г. был отмечен прирост физического объема продаж на такие продукты, как: мясо, яйца, сахар, мука, крупа. Однако их доля снизилась в структуре розничного товарооборота при сопоставлении с показателями сравнению с 2015-2016 гг.
Рисунок 3
По сектору непродовольственных товаров отмечается стремление снижать расходы на приобретение одежды, мебели; по ряду других товарных категорий отмечается выравнивание показателей или даже небольшой прирост в процентном отношении. Так, наблюдается прирост в продажах автомобилей и, соответственно, автомобильных бензинов [1].
В аспекте приведенной динамики розничных продаж товаров и услуг в
Доля продаж свежих овощей, например, выросла в структуре личного потребления поскольку физический объем прирос существенно больше, чем темпы снижение цен на эту продукцию [1].
Динамика структуры розничных продаж в России (в текущих ценах, в процентах) в 2010-2017 гг. приведена на рисунке 3.
России представляется интересным продемонстрировать специфику структуры личного потребления в России и ряде других государств (табл. 1).
Согласно приведенным данным видно, что для России характерна достаточно высокая доля расходов на товары длительного пользования, что объясняется желаем населения вложить средства во избежание их утраты из-за роста инфляции.
табачные изделия алкогольные напитки, пиво свежие фрукты свежие овощи свежий картофель хлеб, макароны кондитерские изделия сахар, мука, крупа яйцо птицы сыры жирные цельномолочная продукция животные и растительные масла, маргарин рыба и морепродукты мясо и продукты из него (без консервов) продовольственные товары, в т.ч.:
год 2017 ■ год 2016
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 год 2015 ■ год 2014 ■ год 2013 ■ год 2010
— Динамика структуры розничных продаж продовольственных товаров в России (в текущих ценах) в 2010-2017 гг., % [1]
Таблица 1 — Размер ВВП на душу населения и структура личного потребления в России и ряде других государств в 2017 г. [1]
Страна/ ВВП по Доля Доля категорий личного потребления, %
группа ППС личного Товары Товары Товары Услуги
стран на душу, потребления длительного среднего краткосроч-
тыс. долл. в ВВП, % пользования срока ис- ного исполь-
(2016) пользования зования
Россия 24,4 52,2 12,0 7,0 49,2 31,7
Бразилия 14,0 63,8 10,1 7,6 39,3 43,0
Индия 6,1 57,7 3,3 8,3 41,2 47,3
Китай 14,4 38,6 7,3 9,5 34,5 48,7
ЮАР 12,2 59,4 8,1 8,5 39,9 43,5
Беларусь 16,8 55,6 12,0 8,9 52,8 26,3
Казахстан 23,4 54,1 5,9 12,1 54,2 27,9
Турция 23,8 59,1 18,9 8,8 34,3 38,0
ЕС 36,3 56,0 9,9 8,2 29,9 52,0
США 53,4 69,1 8,8 6,7 17,5 66,9
Япония 38,3 55,9 8,2 5,7 27,2 58,8
Мир, 15,1 57,4 9,1 7,4 29,1 54,5
усредненно
Интересной доминантой, характеризующей рынок розничной торговли можно считать общее снижение продаж на рынках и ярмарках и, соответственно, прирост продаж торговых организаций. Поясним, что в 2000-х на выставки и ярмарки приходилось почти 26 % оборота розничных продаж, в 2015 г. этот показатель остановился на отметке в 7,9 %, а в
2016 составлял уже 7,1 % [9]. В 2017 г. данный тренд продемонстрировал устойчивость: продажи товаров на выставках и ярмарках сократились почти на 10 % по сравнению со значением 2016 г.
Динамика распределения оборота между розничными рынками, ярмарками и торговыми организациями приведена на рисунке 4.
год 2015
год 2013
год 2011
год 2009
год 2007
год 2005
год 2003
год 2001
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
I продажи торговых организации
I продажи рынков и ярмарок
0
Рисунок 4 — Динамика распределения оборота между розничными рынками, ярмарками и торговыми организациями в 2001-2016 гг., % [9]
Кроме того, чертой характеризующей современный рынок розничной торговли в России является его консолидация, а именно — рост присутствия крупных игроков. Большие сетевые структуры конкурируют в регионах с региональными сетями. Региональные торговые сети пытаются конкурировать за счет своих знаний о специфике местного рынка и потребительских предпочтениях, но крупные федеральные сети имеют больший «запас прочности». Они стремятся реализовывать отдельные (привлекательные) товарные позиции со скидками до 40 %, что привлекает потребителей на местах [11].
Обсуждение
Крупные игроки продолжаю консолидироваться и расти. Так, по данным ежегодного рейтинга торговых сетей компании «INFOLine»: «в 2016 г. на топ-100 российского ритейла уже приходилась треть всего розничного товарооборота» [11]. Если в 2015 г. на 10 ведущих игроков данного рынка приходилось порядка 3,3 трлн. руб. или порядка 24 % рынка, то в 2016 г. данный показатель составлял более 3,8 трлн руб. или порядка 27 %. Федеральные сети продолжаю активное «выдавливание» региональных игроков, продолжается активное проникновение крупных сетевых ретейлеров в регионы [6].
Лидерами по представительству розничных сетей, по мнению экспертов РИА «Рейтинг», являются следующие регионы: Ленинградская область — 38,8 %, Псковская область — 31,8 %, Новгородская область — 30,8 %, Мурманская область — 30,4 %, Ненецкий автономный округ — 29,8 % [12].
Согласно существующей статистике [14], аутсайдерами по представительству розничных сетей являются такие регионы, как Дагестан, Ингушетия, Якутия, Тыва, Чечня, Сахалинская область и Чукотский автономный округ, в которых розничные торговые сети осуществляли менее 2 % объема розничной
торговли. Такие реалии объясняются трудностями логистики в этих регионах и более низким платежеспособным спросом по сравнению с другими регионами, а также более низкой концентрацией спроса.
В целом регионы РФ имеют большую дифференциацию по развитию розничной торговли сетевого и несетевого формата. В одних сети занимают порядка 50 % рынка, в других — не более 2 %. Помимо объективных причин в ряде регионов наличествуют субъективные причины, которыми являются обобщенно положительное или отрицательное отношение административных органов к сетевой торговле как таковой, либо таковой, представленной отечественными и зарубежными сетями, а также наполнением сетевых форматов продукцией регионального и локального производителя или агрохолдингов федерального масштаба. Так, примером влияния администрации в плане скорейшего развития сетевой торговли является Санкт-Петербург. Причем сетевая торговля в этом городе в немалой степени ориентируется на товары из Европейских стран, что объясняется удобством подвоза и развитой инфраструктурой. Следует отметить, что в развитии институционального обеспечения торговой деятельности принята «Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 гг. и период до 2020 г. » (утверждена приказом Минпромторга России № 422 от 31.03.2011). Основным содержанием документа является ряд положений, которые при реализации позволят ускорить развитие торговли [13]. В рамках данной стратегии предусматриваются следующие факторы роста: увеличение консолидации в отрасли, расширение количества торговых площадей новых форматов и увеличение их доли в общем обороте [2], развитие интернет-торговли [3, 4, 5], поддержание конкурентной среды и вовлечения малого бизнеса в торговую деятельность на ос-
нове аутсорсинга с одновременным патронажем развития сетевого торгового формата. Одним из результатов реализации данного документа должны стать следующие рубежи: современные форматы в торговле должны составить к 2020 г. 50-55 %, а обеспеченность торговыми площадями должна составить не менее 109 кв. м на 1000 человек.
В настоящее время в России актуальным направлением стало развитие направления такого формата, как диска-унтер. Так, в 2016 г. продажи россий-
Следует также отметить, что среди наиболее успешных розничных сетей в России по показателю темпа прироста чистой прибыли в лидерах оказались также специализированные магазины. В таблице 2 представлены показатели наиболее крупных розничных торговых сетей в России по итогу 2016 г. (согласно данным «INFOLine-аналитика») [9, 11].
ских дискаунтеров выросли почти на 15 % [16]. Одним из наиболее востребованных форматов представляется такой, именуемый «жестким» дискаунтером, в
Таблица 2 — Показатели крупнейших розничных сетей в России по итогу 2016 г. [9]
Название Рыночный сегмент Чистая выручка, млрд руб. (без НДС) Темп роста выручки 2016 к 2015 г., %
«Магнит» (вместе с «Магнит косметик») FMCG и дрогери 1069,2 12,8
Х5 Retail Group («Карусель», «Пятерочка», «Перекресток», «Перекресток-экспресс», «Перекресток Гипер») FMCG 1025,6 27,5
Ашан FMCG 360 4,1
ГК «Дикси» («Мегамарт», «Минимарт», «Дикси», «Виктория», «Квартал», «Дешево», «Кэш») FMCG 309,1 14,3
Лента FMCG 306,4 21,2
Метро Cash&Carry FMCG 233 3,6
Леруа Мерлен DIY&household и мебель 186 24,0
«М.Видео» Бытовая и компьютерная техника 183,2 13,3
«Окей» FMCG 172,5 7,6
DNS Бытовая и компьютерная техника 151,9 11,9
«Красное и белое» FMCG 145 75,8
«Эльдорадо» Бытовая и компьютерная техника 110,6 11,1
IKEA DIY&household и мебель 100,1 1,1
«Связной» Мобильные устройства 92 14,9
«Спортмастер» Fashion 88 6,0
«Globus» FMCG 83,3 21,2
«Детский мир» Детские товары 79,5 31,4
«Атак» FMCG 78,5 12,4
«Монетка» FMCG 77,4 10,5
«Летуаль» Косметика и дрогери 76,3 9,0
нем минимизировано число сотрудников, которые являются универсалами, используются «короткие» кассы, нет кафе и склада, не предоставляются дополнительные услуги и товар располагается в транспортной упаковке. Акцент
сделан на высококачественных товарах ограниченного ассортимента. Можно представить место «жесткого» и «мягкого» дискаунтеров в рамках структуры существующих форматов розничной торговли следующим образом (табл. 3).
Таблица 3 — Сравнение торговых форматов дискаунтеров в рамках маркетинг-микса [8, 15]
Составляющие маркетинг-микса «Мягкий» дискаунтер «Жесткий» дискаунтер
Продукт Узкий ассортимент, но шире состава потребительской корзины. Известные бренды, 30 % ассортимента — товары под СТМ. Наличие молочной и иной скоропортящейся продукции Узкий ассортимент в пределах потребительской корзины (до 600-1000 позиций). До 80-90 % продукции под собственной торговой маркой. Отсутствие скоропортящихся продуктов, в том числе молочной продукции Одна торговая марка в одной категории
Цена Низкие цены (наценка торговой сети не более 30-40 %) Супернизкие цены (наценка торговой сети до 12 %)
Место Площадь помещения — до 1500 кв. м. Формат размещения — «магазин у дома» (стремление к стратегии универсала, поскольку здесь реализуется принцип «больше, но не самое хорошее») Площадь помещения — от 150 до 600 кв. м, максимум — 1000 кв. м. Увеличение аудитории путем территориального захвата. Удобное расположение в жилых массивах, на пересечениях потоков движения, в шаговой доступности или напротив супермаркета с более высоким уровнем цен. Интернет-торговля
Продвижение Реклама. Промоакции (в том числе купоны и бонусы на будущую покупку) Отсутствие рекламы, популяризация благодаря низкой цене. Предоставление покупателю скидки в момент покупки («здесь и сейчас»). Каталог товаров. Интернет-сайт. Яркое оформление, простой понятный логотип
Среда и сервис Упрощенная выкладка товара (витрины и полки присутствуют). Продажа крупными партиями (мелкооптовая торговля). Минималистское исполнение торгового зала (при этом хорошее освещение и торговое оборудование (холодильники)). Разная навигация в разных магазинах. Бесплатные тележки и пакеты. Кафе или мини-цеха с готовой едой Палетная выкладка товара. Ангар с минимальным (тусклым) освещением. Одна товарная позиция на кв. м. Отсутствие специального торгового оборудования. Стандартная навигация во всех магазинах. Платные дополнительные услуги, в том числе тележки и пакеты, отсутствие корзин. Чистота и простота навигации. «Короткая» касса, которая своей конфигурацией «подсказывает» покупателю, что нужно оперативно оплатить товар и покинуть кассу для упаковки продуктов в другом месте (например, на специальном столе у выхода). В этом помогают специальные модификации кассовых боксов — для выкладки товара отведено небольшое место. Пекарня или пекарня-автомат
Составляющие маркетинг-микса «Мягкий» дискаунтер «Жесткий» дискаунтер
Персонал Минимальный набор услуг для покупателя, частичное самообслуживание. Количество персонала — до 15 человек. Персонал, как правило, недоволен своей позицией (низкая оплата труда), что сказывается на настроении и мотивации Самообслуживание. Количество персонала — три-четыре человека. Персонал оперативен и приветлив. Персонал совмещает несколько видов обязанностей (раскладывает товар и обслуживает кассу или принимает товар, грузит и оформляет его, выставляет на полки)
Бизнес-процессы Наличие склада, иногда перемещение партий товара из одного магазина в другой, где есть больший спрос. Поставки еженедельные или два-три раза в неделю. Сотрудничество с поставщиками известных торговых марок Торговый зал и есть склад. Постоянное перемещение партий товара из одного магазина в другой, где есть больший спрос. Ежедневные поставки из собственных распределительных центров. Четкая регламентация работ в магазине (выкладка одного товара за 2,83 сек.). Сотрудничество с местными производителями (неизвестными компаниями, в том числе фермерами)
Драйвер выбора покупателя Расположение и сервис Цена
Отметим, что современный ритейл делает ставку на онлайн продажи в целью диверсификации взаимоотношений с клиентами и роста собственной конкурентоспособности. На сегодняшний день «поданным исследовательской компании Data Insight, на сегодняшний день электронная торговля составляет приблизительно 1,2 % от общего размера торгового оборота России, в то время как в США данный показатель достигает 4,6 %» [10]. Согласно исследовательским данным порядка 37 % потребителей в России, осуществляющих приобретение продуктов в торговых точках, выражают желание приобретать такие товары онлайн; сейчас приобретающих продукты онлайн порядка 4 % [7].
Выводы
Отмеченные выше явления проявляются по всей стране и актуальны, в первую очередь, для мегаполисов, крупных, больших, а также средних и малых городов. Следует также упомянуть, что в средних и малых городах магазинная торговля и сетевой бизнес представлены более скромно, нежели в региональных центрах по сравнению с федеральными. Конкуренция приводит
также к развитию формата дискаунте-ров и появлению несетевых магазинов у дома с адаптированным под запросы жителей микрорайона ассортиментом.
Конкуренция усиливается, доходы населения практически не растут и розничным торговым предприятиям, как сетевым, так и несетевым необходимо развивать СТМ, выстраивать продуктивную работу с местными производителями, снижая свои издержки и повышая ценность товара (за счет его свежести) в глазах потребителей, выстраивать свою позицию в развиваемой рыночной нише, продвигать решения по продаже продуктов посредством интернет.
Библиографический список
1. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. — 2018. — № 35. — С. 4.
2. Васильев, И. А., Куликова, О. М., Суворова С. Д. Оценка лояльности покупателей к торговым предприятиям современного формата // Журнал правовых и экономических исследований. — 2012. — № 1. — С. 172-176.
3. Зыбин, О. С., Цупсман, В. С. Особенности организации торгового бизнеса в сети Интернет // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Экономика и право. — 2012. — № 7. — С. 47-50.
4. Котляров, И. Д. Тенденции эволюции электронной коммерции // Интернет-маркетинг. — 2012. — № 4. — С. 252-258.
5. Крутякова, А. С. Проблемы и тенденции развития удаленной розничной торговли // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2011. — № 2. — С. 182-186.
6. Мамонтов, С. Торговые сети в розничной торговле регионов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://riarating.ru.
7. Онлайн и офлайн: где российские потребители покупают чаще? [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://rusability.ru.
8. Попова, И. Н. Развитие сетевого продовольственного ритейла России : моногр. — М. : Дашков и Ко, 2013.
9. Российский ритейл: итоги 2016 -1 полугодия 2017 г. Национальное рейтинговое агентство [Электронный ресурс]. — Режим доступа : ra-national.ru.
10. Российский ритейл: онлайн на фоне офлайна [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.slideshare.net.
11. Тенденции развития розницы в 2017 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.retail.ru.
12. Торговые сети в розничной торговле регионов РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://ria.ru.
13. Шкляровская, О. В. Модернизация региональной розничной торговли России // Экономика и право. — 2013. — № 12.
14. Экономика: обзор [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://ria.ru.
15. Юртаева, В. К. Развитие современного формата розничной торговли «жесткий» дискаунтер как инструмент эффективного позиционирования // Мар-
кетинг и маркетинговые исследования. — 2017. — № 3 (129). — С. 193-194.
16. Nielsen, дискаунтеры побеждают по-крупному [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.nielsen.com.
Bibliographic list
1. Bulletin on current trends in Russian economy. — 2018. — № 35. — P. 4.
2. Vasiliev, I. A., Kulikova, O. M., Suvorova, S. D. Evaluation of customer loyalty to commercial enterprises of modern format // Journal of legal and economic research. — 2012. — № 1. — P. 172-176.
3. Zybin, O. S., Capsman, V. S. Features of organization of trading business in Internet // Modern science: actual problems of theory and practice. Economics and law. — 2012. — № 7. — P. 47-50.
4. Kotlyarov, I. D. Trends in evolution of e-Commerce // Internet-marketing. — 2012. — № 4. — P. 252-258.
5. Krutyakova, A. S. Problems and tendencies of development of remote retail trade // Scientific and technical prospects of SPbSPU. Economics. — 2011. — № 2. — P.182-186.
6. Mamontov, S. Retail chains in retail trade of regions of Russian Federation [Electronic resource]. — Mode of access : http://riarating.ru.
7. Online and offline: where do Russian consumers buy more often? [Electronic resource]. — Mode of access : https://rusability.ru.
8. Popova, I. N. Development of network food retail in Russia : monogr. — M. : Dashkov and Co, 2013.
9. Russian retail: results of 2016 -1st half of 2017 National rating Agency [Electronic resource]. — Mode of access : ra-national.ru.
10. Russian retail: online against offline background [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.slideshare.net.
11. Development trends of retail in 2017 [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.retail.ru.
12. Retail chains in retail regions of Russian Federation [Electronic resource]. — Mode of access : http://ria.ru.
13. Sklyarevskaya, O. V. Modernization of regional retail trade in Russia // Economy and law. — 2013. — № 12.
14. Economy: review [Electronic resource]. — Mode of access : http://ria.ru.
15. Yurtaeva, V. K. Development of modern format of retail trade hard discounter as a tool for effective positioning // Marketing and marketing research. — 2017. — № 3 (129). — P. 193-194.
16. Nielsen, discounters are winning big [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.nielsen.com.
В. А. Ларионов
МАРКЕТИНГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы значимости применения в современных условиях маркетинговых решений в работе предприятий гостинично-туристского комплекса в рамках возрастающей активности в сфере туристской деятельности в России и роста конкуренции между средствами коллективного размещения. Обоснована целесообразность применения гостиницами определенных маркетинговых стратегий, продиктованная спецификой ориентации на целевые аудитории.
Ключевые слова
Предприятия гостинично-туристского комплекса, туризм, национальный туристический рейтинг, маркетинговые стратегии.
V. A. Larionov
MARKETING ACTIONS IN FUNCTIONING OF ENTERPISES OF HOTEL AND TOURIST COMPLEX
Annotation
Article deals with importance of application in modern conditions of marketing solutions in work of enterprises of hotel and tourist complex in framework of increasing activity in the field of tourism in Russia, and growth of competition between the means of collective accommodation. Expediency of application of certain marketing strategies by hotels, dictated by the specifics of targeting the target audience.
Keywords
Enterprises of hotel and tourist complex, tourism, national tourist rating, marketing strategies.
Введение
Интерес к маркетинговым мероприятиям в сфере управления предприятиями гостинично-туристического комплекса в России актуализирован конкуренцией в данной сфере между участниками данного рынка, предоставляющими услуги от-
дыхающим. Не менее значимым в данном аспекте представляется влияние государства, инициирующего развитие туризма, как внутреннего, так и въездного, что естественным образом сопряжено с совершенствованием всей инфраструктуры (в особенности инфраструктуры разме-