ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
DIGITAL TRANSFORMATION OF DOMESTIC STATE ADMINISTRATION:
GROUNDS AND PROSPECTS
Аннотация: политические и социально-экономические трансформации в условиях глобализации требуют от государства выработки новых направлений, форм управления с использованием передовых технологий, интегрирующих ресурсы, в первую очередь информационные, всех субъектов для решения социально значимых проблем. Одним из главных инструментов регулирования отношений между основными субъектами и институциональными структурами в сфере информации и с использованием информационно-цифрового потенциала становится цифровое правительство, цели которого состоят в непрерывной оптимизации предоставления услуг, создании условий для участия граждан в управлении и развитии гражданского потенциала общества. В статье представлен авторский взгляд на цифровую трансформацию в государственном управлении, обозначены основные подходы к определению цифрови-зации и цифровой трансформации в сфере государственного управления, рассматриваются проблемы и направления изменений взаимоотношений государства и гражданского общества в условиях цифровизации форм взаимодействия и перспективы развития стратегии цифрового правительства в России. Изучение практического опыта внедрения цифровых технологий в государственном управлении помогло выделить положительные моменты как для одной стороны взаимодействия (государства), так и для другой (общества), позволяющие качественно улучшить рост показателей по всем направлениям развития государства.
Ключевые слова: государственное управление, электронное правительство, цифровое правительство, информационное поле, гражданское общество, государственные и муниципальные услуги.
Для цитирования: Сорокопуд М.С. Цифровая трансформация отечественного государственного управления: основания и перспективы // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 1. - С. 18-24.
Abstract: political and socio-economic transformations in the context of globalization require the state to develop new directions, forms of management using advanced technologies that integrate resources, primarily information, of all subjects to solve socially significant problems. One of the main tools for regulating relations between the main subjects and institutional structures in the field of information and using the information and digital potential is becoming a digital government, the goals of which are to continuously optimize the provision of services, create conditions for citizens to participate in governance and develop the civil potential of society. The article presents the author's view on digital transformation in public administration, outlines the main approaches to the definition of digitalization and digital transformation in the field of public administration, considers the problems and directions of changes in the relationship between the state and civil society in the context of digitalization of forms of interaction and prospects for the development of a digital government strategy in Russia. The study of the practical experience of introducing digital technologies in public administration has helped to emphasize the positive aspects for one side of interaction (the state) and for the other (society), which make it possible to qualitatively improve the growth of indicators in all areas of the development of the state.
Keywords: public administration, electronic government, digital government, information field, civil society, state and municipal services.
For citation: Sorokopud M.S. Digital transformation of domestic state administration: grounds and prospects // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 1. - P. 18-24.
УДК 354
М.С. СОРОКОПУД,
кандидат философских наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) azarimariya@yandex.ru
MARIA S. SOROKOPUD,
Candidate of Philosophical Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Последние десятилетия развития страны характеризуются высокой степенью внедрения информационных технологий во все сферы государственного управления. Данные технологии позволяют значительно повысить эффективность управленческих процессов на различных уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) посредством качественного совершенствования технологий сбора, обработки и передачи информации, обеспечения ее доступности для различных представителей и институтов гражданского общества. Наиболее значимым инструментом информатизации, в частности цифровизации системы государственного управления, является модель электронного правительства (сегодня теоретики и практики говорят о его переходе в цифровую стадию).
С конца XX - начала XXI столетия переход к глобальной технократической концепции развития общества обусловил стремительное развитие 1Т-индустрии по всему миру, создал условия для обеспечения доступности информационных технологий в различных сферах общественной практики и на различных уровнях социальных взаимодействий. В этот же период информационные технологии становятся инструментами и ресурсами глобализационных и интеграционных процессов, в частности в политической, военно-промышленной, социально-экономической, духовной, научно-технологической сферах.
Россия является одной из лидирующих стран в сфере разработки и внедрения цифровых технологий в инновационные процессы развития социально-политической, экономической и духовной сфер жизни общества, в том числе в систему государственного управления социальной сферой. Особое значение в свете развития указанных инновационных управленческих практик и цифровых трансформаций имеет формирование системы электронного правительства, которая в последние годы становится значимым ресурсом повышения гражданского потенциала общества и репутацион-ного потенциала органов государственного (муниципального) управления. Так, результаты социологических исследований, направленных на оценку эффективности и «приживаемости» в общественном сознании и социальных практиках населения внедряемых в социально-экономическую сферу жизни цифровых инноваций, показывают, что 85% взрослого населения России (18-75 лет) доверяет цифровым сервисам государства, созданным на порталах: «Госуслуги», МФЦ, ФНС России, ГИБДД. Также высокий уровень доверия населения фиксируется в отношении денежных переводов (84,5%), онлайн и цифровых сервисов для приобретения товаров и услуг (70,5%). Поэтому высокий кредит цифрового доверия населения, по нашему мне-
нию, может стать драйвером не только цифровой трансформации государственного сектора в России, но и социально-экономического роста страны в целом1.
В условиях формирования стратегии социально-экономического развития России с учетом актуальных перспектив, вызовов и угроз ведется планомерная работа по совершенствованию контроля цифровых потоков и более эффективному использованию информации государственных информационных систем. Так, в перспективе планируется создание единого цифрового информационного пространства Российской Федерации, значимым сектором которого становится система электронного правительства.
В свете этого Президентом России в 2021 году был подписан Указ «Об утверждении основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации»2. В документе сформулированы концептуальные основания функционирования «единой цифровой информационно-аналитической платформы стратегического управления Российской Федерации». Она предназначена для комплексной аналитической обработки данных, оценки динамики реализации стратегических национальных приоритетов и документов стратегического планирования, а также информационной поддержки участников стратегического планирования при принятии управленческих решений.
В контексте реализации инноваций с января 2023 года в России действует постановление о единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех»3. Областью применения системы является инфраструктурное, организационно-технологическое и документационное обеспечение процессов жизненного цикла государственных информационных систем (далее - ГИС), исполь-
1 Исследование: порядка 85% взрослого населения доверяет цифровым госсервисам [Электронный ресурс]. - URL: https:// tass.ru/ekonomika/11121571 (дата обращения: 26.06.2023).
2 Указ Президента Российской Федерации от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/47244 (дата обращения: 26.06.2023).
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2338 «Об утверждении Положения о единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 и признании утратившим силу пункта 6 изменений, которые вносятся в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 555 [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202212200036 (дата обращения: 26.06.2023).
зование цифровых продуктов платформы «Гос-Тех» в виде прикладных сервисов, работающих в инфраструктуре облачных вычислений. Органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) предприятия и учреждения, государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, а также хозяйственные общества, более 50% в уставном капитале которых находится в государственной (муниципальной) собственности, вправе принять решение об использовании платформы «ГосТех» для реализации процессов жизненного цикла своих информационных систем.
Создание информационно-аналитического пространства и внедрение его технологий в систему управления стало предпосылкой к формированию новой формы диалога правительства и гражданского общества - электронного (цифрового) правительства. Ожидается, что развитие данной диалоговой платформы будет способствовать повышению качества взаимодействия и уровня доверия между органами власти и гражданами, а также оптимизации администрирования. Вместе с тем в ряде сфер взаимодействия для многих социально-демографических групп и общностей (например, людей пожилого возраста) реализация общественных отношений, корреспондирующих с государственным управлением, требует фундаментального переосмысления, поэтапного перехода к новым цифровым стандартам и принципам. В большинстве случаев цифровые инструменты и формы реализации прав, свобод, законных интересов граждан должны носить дополняющий характер.
Важным аспектом обозначенной проблемы является повышение профессионально-имиджевого потенциала системы органов государственного управления как управленческого ресурса. В свете этого дифференцируются такие составляющие информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности, как взаимодействие органов государственной власти (всех уровней) на корпоративном уровне (в рамках профессионального сообщества) с органами местного самоуправления, с различными социальными группами и институтами гражданского общества.
В частности, реализация концепции электронного правительства на уровне взаимодействия с гражданским обществом проявляется через формирование у граждан отношения к государственным учреждениям как к поставщикам различных услуг населению. Вместе с тем процесс электронного взаимодействия является межсубъектным и требует не менее активной деятельности самих граждан как субъектов. Это взаимодействие осуществляется на наиболее продуктивных и эффективных информационно-аналитических площад-
ках, являющихся технологической составляющей реализации инструментов «цифрового правительства», таких как портал «Госуслуги», сайты органов государственного и муниципального управления с расширенными функциями и другие аналогичные площадки.
В контексте исследования необходимо определить факторы возникновения концепции электронного правительства и содержание данного феномена.
Так, в начале XXI века необходимо было сформулировать стратегию и технологию эффективного функционирования и развития системы органов государственного управления, учитывая следующие взаимосвязанные факторы: экономические (ограниченность человеческих и финансовых ресурсов на фоне интенсивного возрастания спроса субъектов гражданского общества на государственные услуги); социальные (необходимость развития гражданского потенциала общества, институтов гражданского общества и компетентности в области информационных инноваций на фоне низкого уровня доверия граждан к органам государственного и муниципального управления, низкой оценки качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг); технологические (стремительное развитие интернет-технологий, технологий искусственного интеллекта и их внедрение). Проработка обозначенных проблем осуществлялась в контексте нарастающих глоба-лизационных процессов и глобальных социально-экономических и политических вызовов и угроз. Это требовало мобилизации ресурсов и создания гибких технологий администрирования на всех уровнях государственного (муниципального) управления, что позволяла обеспечить концепция «электронного правительства».
В рамках проекта электронного правительства, сформулированного в 2016 г., «электронное правительство» интерпретировано следующим образом: «Под электронным правительством понимается система организации деятельности федеральных и региональных государственных органов власти, органов местного самоуправления, а также организаций, участвующих в реализации полномочий государственных (муниципальных) органов, обеспечивающая на основе применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия при реализации функций (оказании услуг)»4.
4 Системный проект электронного правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https:// digital.gov.ru/uploaded/files/sistemnyii-proekt-elektronnogo-pravitelstva-rf.pdf?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex. ш%2f#:~:text=Под%20электронным%20правительством%20 понимается%20система,при%20реализации%20функ-ций%20(оказании%20услуг) (дата обращения: 26.06.2023).
Осмысление сущности «электронного правительства» сохраняет свою актуальность. Большой вклад в исследование указанной проблематики внесли отечественные авторы, работающие в разных направлениях [1-6].
Так, по мнению И.В. Клименко и Е.А. Линева, электронное управление - «...это автоматизация работы с документами, с заявлениями граждан, справками, лицензиями, другими формальными актами, которые легализуют определенную деятельность лица» [7]. Акцент делается только на информационно-аналитических задачах обеспечения документационного оборота, возникающего в процессе получения государственных и муниципальных услуг населением.
Необходимы комплексные формы понимания данного феномена. Так, А.Б. Емельяненко считает, что проблема операционализации изначально затруднена неоднозначностью перевода термина «e-government», который берется за основу. Образуемое понятие «электронное правительство» - это только один из вариантов перевода. В свете этого в исследованиях, направленных на изучение «электронного правительства», встречаются различные аналоги данного понятия, в частности «электронная инфраструктура государства», «электронное государство», «государство информационного общества», «электронный государственный аппарат» и другие. Фактически же имеется в виду «электронное государство» и информационное общество с новыми, приобретенными специфическими чертами [8].
В связи с этим некоторые исследователи часто отождествляют понятие «электронное правительство» и «электронное управление» [9]. Обозначенный термин, имеющий американское происхождение, в научном обиходе возник относительно недавно. Он широко используется во многих странах, в которых внедряется модель электронного правительства, и является международным.
При анализе использования новых цифровых технологий было использовано понятие «цифровое правительство» или «digital government», впоследствии вытесненное понятием «цифровое правительство» или «е-Govemment».
Понятие «е-Govemment» употребляется в отношении различных ветвей власти. При изучении отечественных литературных источников еще встречается понятие «электронное государство»5.
5 Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности
государственной программы Российской Федерации «Инфор-
мационное общество 2011-2020 годы» [Электронный ресурс]. -
URL: hhttps://digital.gov.ru/uploaded/files/otchet-za-i-e-polugodie-2016-g-o-realizatsii-publ-deklaratsii-tselei-i-zadach-minkomsvyazi-rossii-na-2016-g.pdf?utmj-eferrer=https%3a%2f%2fyandex.m%2f (дата обращения: 10.06.2023).
В настоящее время в отечественных исследованиях пока не сложилось общепризнанного определения содержания данного феномена, несмотря на наличие терминологии. Вместе с тем, как указывалось выше, можно выделить тенденции, стремящиеся раскрыть содержание терминов «электронное государство» и «электронное правительство» как в широком, так и в узком смыслах.
Узкая трактовка электронного правительства используется в условиях применения цифровых технологий в работе государственных организаций. К примеру, в сфере предоставления цифровых услуг гражданам, проведения финансовых закупок, цифровых финансовых операций [10].
Указанный подход применяется на практике при внедрении проектов в рамках электронного правительства для улучшения качества оказания услуг государством для сферы бизнеса и общества [11].
Широкое трактование «электронного правительства» интерпретирует его как процесс трансформаций во внешней и внутренней коммуникации национальных административных органов в результате использования информационных и коммуникационных инструментов для осуществления государственного управления и повышения качества государственных услуг.
«Электронное правительство» - это в некотором смысле «новая форма» государственного управления, меняющая взаимоотношения общества и государства и требующая качественной трансформации процесса управления государственной структурой; развитие с помощью цифровых методов и средств реализации национальных задач; формирование народной основы государственного управления и принципов прозрачности и рациональности в социальном управлении.
Концепция электронного правительства основана на внедрении новых форм взаимосотрудничества в области государственного управления. Происходит переход к организациям, которые быстро адаптируются к новым цифровым потребностям и изменениям в принципах работы административной структуры.
Переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в цифровом формате стал приоритетным российским 1Т-проектом с начала 2010-х годов. С 1 июля 2012 года все регионы и муниципалитеты начали осваивать постепенный переход на электронное межведомственное взаимодействие. К 2018 году в соответствии с Указом Президента Российс-
кой Федерации от 7 мая 2012 года6 № 601 70% всех государственных слуг должны были оказываться в электронном виде7.
Российское государство приняло на себя инициативу по развитию и продвижению цифровизации в стране, внедрению которой во многом способствовало принятие государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)»8 и цепочки более частных программ на различных уровнях власти, что привело к ощутимым результатам в этой сфере.
Когда речь идет о сопоставлении цифрового и электронного правительства, концепции которых реализует правительство России, необходимо учитывать, что цифровое правительство рассматривается как следующий этап после реализации системы электронного правительства. Для полноценной реализации концепции электронного правительства и перехода к цифровому этапу от субъектов, обеспечивающих трансформационный процесс, требуется обеспечение непрерывного развития комфортного комплекса услуг на федеральном и муниципальном уровне, топ-уровень цифрового взаимодействия с правительственными организациями, унифицированная платформа с доступом к необходимой информации, высокая скорость при оформлении документов для юридических и физических лиц. Цифровизация позволит усилить гибкость и адаптивность системы под разноуровневые потребности субъектов.
Минцифры России является основным органом исполнительной власти Российской Федерации и участвует в разработке и реализации государственной политики, правовом регулировании в сферах информационных технологий, телекоммуникаций, средств массовой информации, издательского дела и обработки персональных данных. Под его руководством создана методологическая основа управления созданием и использованием информационных технологий государственными органами; разработаны индикатор и комплекс показателей бюджетного планирования IT-деятель-
6 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/70170942/?ysclid=liucrzbr fl588484303 (дата обращения: 10.06.2023).
7 Информатизация госорганов // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/46/?utm_ referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f (дата обращения: 10.07.2023).
8 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс]. - URL: http:// government.ru/docs/3369/ (дата обращения: 10.06.2023).
ности; осуществляется планирование политики по реализации концепции цифровой трансформации электронного государственного управления; отлажена техническая и организационная поддержка совершенствования платформ в соответствии с планом внедрения концепции цифровизации электронного правительства.
Согласно рейтингу, составленному Департаментом экономического и социального развития ООН, по уровню развития электронного правительства в 2022 году Россия заняла 42-е место из 93 государств. Значение индекса развития электронного правительства (EGDI) у Российской Федерации равно 0,8162 балла, что выше среднемирового значения в 0,6102 балла9.
В свете вышеуказанного отметим, что в апреле 2023 года российское правительство утвердило документ, в соответствии с которым все государственные услуги населению, бизнесу, предприятиям, организациям будут предоставляться в электронном формате. Данная целевая установка является промежуточной в контексте реализации стратегии цифровизации государства.
В ходе реализации стратегических направлений социально-экономического развития России до 2030 года Правительством России планируется системно внедрить искусственный интеллект, большие данные и «Интернет вещей». Для этого на законодательном уровне утверждено «Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления» по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта»10 (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 2998-р)11.
Целями цифровой трансформации государственного управления являются социально-экономическое развитие Российской Федерации (управление отраслями экономики и социальной сферы), выраженное в росте реальных доходов и повышении покупательской способности граждан Российской Федерации, повышение инвестиционной привлекательности государства, обеспечение национальной безопасности и личной
9 Электронному правительству Российской Федерации не хватило онлайна [Электронный ресурс]. - URL: https://www. kommersant.ru/doc/5607129?ysclid=liuc8eavnd461791125 (дата обращения: 22.06.2023).
10 Перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 года Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64859/print
11 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
безопасности граждан Российской Федерации. Для их эффективной реализации Президентом Российской Федерации подписан Указ «О создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем с применением единой цифровой платформы «Гостех». «В целях повышения эффективности реализации мероприятий, связанных с созданием, развитием и эксплуатацией государственных информационных систем, постановляю: Правительству Российской Федерации обеспечить к 1 апреля 2023 г. функционирование единой цифровой платформы Российской Федерации «Гостех» в соответствии с требованиями о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах»12, -говорится в документе. В соответствии с Указом Президента формирование, развитие и эксплуатация государственных информационных систем с использованием платформы в отношении федеральных информационных систем начались с 1 апреля 2023 г., для региональных информационных систем внедрение планировалось с 1 января 2024 г.
Необходимо заметить, что сегодня вектор цифровизации государственных сервисов является глобальным. Согласно данным GovTech Maturity Index (GTMI), Всемирного банка по итогам 2022 г. 154 из 198 стран (78%) запустили инициативы цифрового правительства (или GovTech), а 147 стран (74%)13 имеют соответствующие стратегии для решения проблем цифровой трансформации. Мировым трендом в этой области является гибридная разработка, предполагающая формирование внутренних центров компетенций, предоставление им ресурсов и новых знаний через создание независимых сообществ разработчиков и акселераторов стартапов. Внедрение подобной модели широко применяется во всем мире, вследствие ее гибкой масштабируемости и вовлечении в процесс цифровизации большого количества участников.
Как указывалось выше, Россия, являясь одним из лидирующих субъектов в объявленной глобаль-
12 Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 231 «О создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/406546701/?ysclid=livsp29c7x448613062 (дата обращения: 10.06.2023).
13 Жизнь в облаках: проблемы и перспективы цифровой трансформации государственного управления» по итогам конференции «Цифровая индустрия промышленной России» [Электронный ресурс]. - URL: https://cipr.ru/articles-2023/ zhizn-v-oblakah-problemy-i-perspektivy-cifrovoj-transformacii-gosudarstvennogo-upravleniya/?ysclid=livrxhxl7x129706694 (дата обращения: 10.06.2023).
ной повестке цифровизации, характеризуется высоким уровнем технологического развития, наличием практического опыта реализации цифровой трансформации государственного управления, большим опытом в проектировании 1Т-сервисов государственных и муниципальных услуг, что подтверждается их широкой распространенностью в сфере обслуживания частных лиц по сравнению с зарубежными аналогами. Отечественные технологии и специальные знания могут быть востребованы в рамках обмена положительным опытом с другими странами. Например, в настоящий момент потребность в этом направлении существует в государствах Центральной Азии.
Ожидаемый результат логичного продолжения цифровой трансформации системы деятельности органов государственного управления - повышение качества и скорости оказания услуг, возможность разработки новых сервисов. Запуск платформенного подхода в области оказания государственных и муниципальных услуг будет способствовать значительному увеличению информационной прозрачности деятельности компаний и каждого гражданина в отдельности. Вместе с тем в рамках продолжающейся цифровой трансформации необходимо формирование законодательного и безопасного информационного поля, обеспечивающего защищенность персональных и иных данных (включая биометрические) всех субъектов взаимодействия, качество сервисов и обоснованность стоимости их использования.
Необходимо отметить, что в контексте обсуждения вопросов обеспечения информационной безопасности государства и граждан по инициативе Минцифры России, Банка России и ПАО «Ростелеком» в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в июне 2018 года была запущена Единая биометрическая система, которая с декабря 2021 года приобрела статус государственной информационной системы, являющейся частью инфраструктуры, направленной на взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. В стране с ее помощью планируют увеличить количество доступных сервисов (с интегрированными биометрическими системами), что будет способствовать более оперативному и качественному оказанию услуг населению. Вместе с тем вопросы защиты биометрических данных проблемны и являются одними из актуальных междисциплинарных направлений исследований.
Таким образом, развитие системы отечественного цифрового правительства осущест-
2024'1
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ
(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
вляется в контексте глобальных информационных тенденций, оказывает существенное воздействие на решение социальных проблем. Его функционирование характеризуется такими признаками, как открытость, доступность, прозрачность, удобство и простота использования. Роль цифрового правительства в развитии национальной инновационной сферы России очень значима, данная модель способствует распространению технологий во всех сферах и на всех уровнях общества. Вместе с тем усиление темпов внедрения стратегии цифрового правительства не должно приводить к потере «человеческого измерения» взаимодействия органов государственного (муниципального) управления и гражданского общества, его институтов. Необходимо одновременно развивать и сохранять механизмы обратной связи, с помощью которых граждане
могут выражать опасения по поводу тех или иных технологий и практик цифрового правительства, направлять обращения, разрешать нестандартные жизненные ситуации в ходе непосредственного взаимодействия с должностными лицами.
Еще одним важным проблемным аспектом, на который необходимо обратить внимание в контексте данной статьи, является обеспечение информационной безопасности всех сторон и участников системы «цифрового» взаимодействия в рамках реализации и получения государственных и муниципальных услуг, в частности посредством определения конкретных субъектов, центров и зон ответственности.
Перспективы исследования связаны с изучением и обоснованием направлений решений указанных проблем.
Литература
1. Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. - Москва: Центр, 2003. - 381 с.
2. Голобуцкий А.П, Шевчук А.Б. Электронное правительство [Электронный ресурс]. - URL: https://knigogid.ru/books/1831449-elektronnoe-pravitelstvo (дата обращения: 20.06.2023).
3. Ковалева Н.Н. Государственное управление в информационной сфере: монография. - Саратов: КУБиК, 2011. - 222 с.
4. Бонэм М., Сейферт Д. Потенциал «электронного правительства» // Государственное управление. Электронный вестник. -2003. - № 2. - С. 1-5.
5. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Повестка дня и информационное общество: социологические очерки. - Москва: Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2019. - 142 с.
6. Юртаев А.Н. Электронное правительство: концептуальные подходы к построению: монография. - Казань: Казанский государственный университет, 2007. - 183 с.
7. Ковалева Н.Н. Вопросы взаимосвязи административно-правового регулирования и использования информационных технологий в трудах профессора В.М. Манохина // Актуальные проблемы административного права и процесса. - 2013. - № 11. - С. 46-48.
8. КалугинЕ. Создание электронного государства России // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 1. - С. 63-74.
9. Сулимин В.В. Электронное правительство: история и сущность // Московский экономический журнал. - № 6. - 2020. - С. 872-878.
10. ПриходькоЛ.В. Канадский проект электронного правительства // Труды Института государства и права РАН. - 2009. - № 5. -С. 173-184.
11. Атаисматов И. Электронное правительство // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 59-63.
References
1. Pochepcov G.G. Informacionno-politicheskie tekhnologii. - Moskva: Centr, 2003. - 381 s.
2. GolobuckijA.P, ShevchukA.B. Elektronnoe pravitel'stvo [Elektronnyj resurs]. - URL: https://knigogid.ru/books/1831449-elektronnoe-pravitelstvo (data obrashcheniya: 20.06.2023)
3. Kovaleva N.N. Gosudarstvennoe upravlenie v informacionnoj sfere: monografiya. - Saratov: KUBiK, 2011. - 222 s.
4. Bonem M., Sejfert D. Potencial «elektronnogo pravitel'stva» // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. - 2003. - № 2. -S. 1-5.
5. D'yakova E.G., TrahtenbergA.D. Povestka dnya i informacionnoe obshchestvo: sociologicheskie ocherki. - Moskva: Ekaterinburg: Kabinetnyj uchenyj, 2019. - 142 s.
6. YurtaevA.N. Elektronnoe pravitel'stvo: konceptual'nye podhody k postroeniyu: monografiya. - Kazan': Kazanskij gosudarstvennyj universitet, 2007. - 183 s.
7. Kovaleva N.N. Voprosy vzaimosvyazi administrativno-pravovogo regulirovaniya i ispol'zovaniya informacionnyh tekhnologij v trudah professora V. M. Manohina // Aktual'nye problemy administrativnogo prava i processa. - 2013. - № 11. - S. 46-48.
8. Kalugin E. Sozdanie elektronnogo gosudarstva Rossii // Problemy teorii i praktiki upravleniya. - 2007. - № 1. - S. 63-74.
9. Sulimin V.V. Elektronnoe pravitel'stvo: istoriya i sushchnost' // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. - № 6. - 2020. - S. 872-878.
10. Prihod'koL.V. Kanadskij proekt elektronnogo pravitel'stva // Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN. - 2009. - № 5. - S. 173-184.
11. Ataismatov I. Elektronnoe pravitel'stvo // Nauka i sovremennost'. - 2016. - № 48. - S. 59-63.
(статья сдана в редакцию 18.07.2023)