Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичное управление / цифровая трансформация управления / цифровизация / цифровое государственное управление / цифровая экономика / цифровая среда / электронное правительство / public administration / digital transformation of management / digitalization / digital public administration / digital economy / digital environment / e-government

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Изотов Илья Сергеевич, Завьялов Артур Суренович, Хоменко Екатерина Борисовна

В статье проанализированы современные тенденции цифровой трансформации публичного управления в России. Определены ключевые преимущества внедрения цифровых технологий в систему государственного управления. Обосновано утверждение о том, что цифровая трансформация позволяет создать единую платформу цифрового государства, ключевыми трендами в формировании которой являются открытость государственных данных, прозрачность государственных закупок, высокая скорость взаимодействия экономических субъектов, что позволяет снизить монопольную власть в экономике, повышение значимости подготовки кадров, обладающих ИТ-компетенциями. Авторами проведен анализ ключевых задач и планируемых результатов реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Раскрыты наиболее значимые положения государственной программы «Информационное общество», изучено их влияние на развитие гражданского общества, определен вклад в улучшение качества жизни и условий труда граждан. Показано, что формирование инфраструктуры электронного правительства позволяет всем ведомствам взаимодействовать в рамках единого цифрового поля и существенно экономить государственные ресурсы, обеспечивает повышенную эффективность функционирования информационной системы. Сделан вывод о том, что «Электронное правительство» как цифровой ресурс направлен на автоматизацию управленческих процессов в рамках государственного управления и предоставления государственных и муниципальных услуг, тем самым увеличивая пользовательскую заинтересованность граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Изотов Илья Сергеевич, Завьялов Артур Суренович, Хоменко Екатерина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS AND DIRECTIONS FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes current trends in the digital transformation of public administration in Russia. The key advantages of introducing digital technologies into the public administration system have been identified. The assertion is substantiated that digital transformation makes it possible to create a unified digital state platform, the key trends in the formation of which are the openness of government data, transparency of government procurement, high speed of interaction between economic entities, which allows reducing monopoly power in the economy, increasing the importance of training personnel with IT-skills. The authors analyzed the key tasks and planned results of the implementation of the national program “Digital Economy of the Russian Federation”. The most significant provisions of the state program “Information Society” are revealed, their impact on the development of civil society is studied, and their contribution to improving the quality of life and working conditions of citizens is determined. It is shown that the formation of egovernment infrastructure allows all departments to interact within a single digital field and significantly save government resources, ensuring increased efficiency of the information system. It is concluded that “Electronic government” as a digital resource is aimed at the automation of management processes within the framework of public administration and the provision of state and municipal services, thereby increasing the user interest of citizens.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.24:004.9(045)

И.С. Изотов, А.С. Завьялов, Е.Б. Хоменко

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье проанализированы современные тенденции цифровой трансформации публичного управления в России. Определены ключевые преимущества внедрения цифровых технологий в систему государственного управления. Обосновано утверждение о том, что цифровая трансформация позволяет создать единую платформу цифрового государства, ключевыми трендами в формировании которой являются открытость государственных данных, прозрачность государственных закупок, высокая скорость взаимодействия экономических субъектов, что позволяет снизить монопольную власть в экономике, повышение значимости подготовки кадров, обладающих ИТ-компетенциями. Авторами проведен анализ ключевых задач и планируемых результатов реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Раскрыты наиболее значимые положения государственной программы «Информационное общество», изучено их влияние на развитие гражданского общества, определен вклад в улучшение качества жизни и условий труда граждан. Показано, что формирование инфраструктуры электронного правительства позволяет всем ведомствам взаимодействовать в рамках единого цифрового поля и существенно экономить государственные ресурсы, обеспечивает повышенную эффективность функционирования информационной системы. Сделан вывод о том, что «Электронное правительство» как цифровой ресурс направлен на автоматизацию управленческих процессов в рамках государственного управления и предоставления государственных и муниципальных услуг, тем самым увеличивая пользовательскую заинтересованность граждан.

Ключевые слова: публичное управление, цифровая трансформация управления, цифровизация, цифровое государственное управление, цифровая экономика, цифровая среда, электронное правительство.

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-614-620

Цифровая трансформация публичного управления - неизбежная форма развития для всех развитых стран. С помощью этого инструмента возможно выстроить более эффективное управление государством. Начиная от взаимодействия между государственными органами власти, заканчивая прямым контактом ведомств и граждан. Цифровизация помогает упрощать многие бюрократические элементы и создает более прозрачное и открытое взаимодействие между органами власти и людьми.

Внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни общества на данный момент показывают высокую актуальность. Кризис, вызванный распространением коронавирусной инфекции СОУГО-19, показал, как быстро различные компании могут внедрять цифровые технологии и адаптироваться к новым условиям. Многие процессы были перенесены в онлайн-формат.

Цифровая трансформация государственного управления - это процесс изменения и совершенствования системы государственного управления путем внедрения цифровых технологий [1]. Внедрение цифровых технологий в систему государственного управления представляет ряд следующих преимуществ: автоматическое предоставление государственных услуг; электронный документооборот, исключение бумажных процессов; универсальная идентификация граждан на различных цифровых сервисах; проактивное предоставление услуг; граждане управляют своими личными данными самостоятельно; хранение больших баз данных.

В системе современных реалий работа с бумажными документами уходит в прошлое, на первое место встает работа с базами данных. Эта тенденция, которая формируется в рамках цифровой трансформации. К подобным трендам мы можем отнести также открытость государственных данных. Открытость и прозрачность государственных данных является одной из основ для государственного управления, а также определенной базой для обеспечения гражданского контроля над деятельностью органов государственной власти. Еще одним трендом для внедрения цифровой трансформации являются изменения в сфере государственных закупок. Во многих процессах наблюдается монополизация рынков определенными компаниями.

Из вышеперечисленного вытекает следующий тренд - подготовка квалифицированных специалистов в сфере 1Т-технологий и правовому регулированию в этой сфере. Разработка новых систем и внедрение их на государственном уровне потребует определенного правового регулирования, что

приводит к формированию еще одного тренда цифровой трансформации - разработка цифровых административных кодексов, которые способны регулировать деятельность в рамках взаимодействия в сфере цифровых технологий.

Данные тренды помогут создать единые сайты органов государственной власти и объединить их на единой цифровой платформе государственной власти.

Основными пользователями и выгодополучателями данной платформы будут являться, в первую очередь, граждане страны. Цифровая трансформация позволит уменьшить время принятия тех или иных управленческих решений, так как они уже будут автоматизированы. Данные меры позволят повысить уровень доверия к государственным службам среди населения, так как повышается спектр взаимодействия граждан и государства. Так как взаимодействие человека и государственного аппарата будет осуществляться напрямую, то это, в свою очередь, позволит снизить нагрузку на чиновничий аппарат, как основных посредников между жителями страны и государственными органами. Ведь взаимодействие будет осуществляться по средствам использования сети интернет и различных цифровых ресурсов.

С целью ускорить процесс внедрения цифровых технологий в структуру органов государственной власти, в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Правительством Российской Федерации на базе программы «Цифровая экономика Российской Федерации» сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7. Проанализируем основные направления данной национальной программы1.

«Нормативное регулирование цифровой среды» предполагает создание и исполнение законодательных предложений, которые, в свою очередь, помогли бы создать правовую среду для реализации цифровых проектов на территории Российской Федерации, также данные инициативы должны помочь в решении задач, которые мешают развитию цифровой трансформации.

Направление «Кадры для цифровой экономики» ориентировано на создание среды, способствующей повышению цифровой грамотности населения. Данное направление должно дополнить систему внутрифирменного обучения персонала в организациях [2]. Особый уклон в реализации данного направления делается на развитие математической и информационно-технической подготовки молодежи. Кроме того, большое значение придается созданию платформы для переподготовки кадров по тем профессиям, значение которых является критическим в условиях цифровой трансформации бизнеса [3]. Задачи направления «Кадры для цифровой экономики» в рамках национального проекта «Цифровая экономика» представлены в таблице.

Задачи направления «Кадры для цифровой экономики» в рамках национального проекта

«Цифровая экономика»

Задача Результат

1.Обеспечение доступности для населения обучения по программам дополнительного образования Получение персоналом предприятий новых, востребованных на рынке труда, цифровых компетенций

2. Обеспечение предприятий специалистами с высоким уровнем цифровой грамотности Увеличение количества специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, владеющих цифровыми компетенциями

3. Обеспечение онлайн-сервисами образовательных организаций Разработка новых онлайн-сервисов для учреждений образования

Источник: составлено авторами

1 Протокол заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 г. № 9.

В рамках направления «информационная инфраструктура» предполагается создание по всей стране инфраструктуры для возможности выхода в сеть интернет из любого места Российской Федерации, также планируется покрыть все федеральные автомобильные дороги сотовыми сетями связи.

Направление «Информационная безопасность» будет обеспечивать устойчивость и безопасность информационной инфраструктуры, конкурентоспособность отечественных разработок и технологий информационной безопасности и выстроена эффективная система защиты прав и законных интересов личности, бизнеса и государства от угроз информационной безопасности. Данное направление носит особую важность в рамках повышения уровня интернет-преступности.

«Цифровые технологии» направлены на поддержку 1Т-разработчиков. В основе направления лежит создание благоприятной среды для создания проектов в сфере информационных технологий, а также развитие высокотехнологичных направлений (например, квантовый компьютер). К формам стимулирования для создания такой среды можно отнести:

1. Выдача грантов для развития стартапов в сфере информационных технологий.

2. Выдача льготных кредитов организациям, занимающимся исследованиями и разработкой в сфере информационных технологий.

3. Предоставление доступа к акселерационным программам для проектов в сфере информационных технологий.

4. Венчурное финансирование проектов в сфере информационных технологий.

Поддержка подобных проектов производится не только на стадии запуска проекта, но и на стадии возникновения идеи такого проекта. Таким образом, разработки российских специалистов станут конкурентоспособными не только в Российской Федерации, но и на международных рынках. Подобные решения позволят внедрить множество разработок в деятельность не только частных производственных предприятий, но и в систему государственного управления [4], что позволит усовершенствовать взаимодействие не только между органами государственной власти, но и между гражданами Российской Федерации и органами государственной власти.

«Цифровое государственное управление» является флагманским направлением для этой научной работы. Его изучение потребует тщательного внимания для дальнейшего понимания развития страны. Само направление предназначено для предоставления гражданам доступа к государственным услугам в удобном цифровом формате, который позволяет более эффективно решать запросы пользователя.

Еще одним инструментом, способствующим развитию взаимодействия государства и граждан, является государственная программа «Информационное общество». Главная цель программы -развитие гражданского общества, улучшение качества жизни и условий труда [5]. Вывод страны на высокий уровень экономического и технологического развития посредством цифровизации.

В государственную программу «Информационное общество» входит Подпрограмма «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», предназначенная для обеспечения высококачественными услугами связи по всей территории Российской Федерации. Эта подпрограмма подразумевает создание высококачественной глобальной инфраструктуры связи на основе разработок российских специалистов. Основным исполнителем данной подпрограммы является Россвязь.

Подпрограмма «Информационная среда» подразумевает под собой обеспечение равного доступа граждан Российской Федерации к информационной среде. Подпрограмма направлена на развитие общества в сфере культуры, политики, здоровья, духовной и других сфер жизни человека по средствам увеличения числа качественной информации в информационном пространстве. Также граждане должны своевременно получать достоверную информацию о происходящем в стране и мире. Одной из сильных сторон данной подпрограммы является то, что она может являться платформой для акселерации социально значимых проектов. В рамках подпрограммы возможно создавать электронные библиотеки и базы данных на основе отцифрованных печатных, либо других носителей информации. Это позволит создавать образовательные среды, что сделает доступ к образованию более открытым в каждой точке Российской Федерации. Основной исполнитель данной программы - Роспечать.

Подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» предназначена для борьбы с экстремизмом, предотвращения распространения идеологии терроризма и сообщений призывающим к насилию, что является актуальным для нашей страны, которая находится в стадии проведения специальной военной операции и что, безусловно, сказывается на жизни всех людей в России. Пример вычисления и борьбы с экстремизмом можно было наблюдать на выборах Президента РФ в марте 2024

года, когда по всей стране распространялись фейковые сообщения о заминированных участках для голосования. Основным исполнителем данной программы является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Стоит добавить, что, помимо данной программы, проблемой экстремизма в социально-коммуникативной сети интернет занимаются и силовые ведомства, такие как Федеральная Служба Безопасности РФ.

Еще одной частью программы «Информационное общество» входит подпрограмма «Информационное государство», разработанная для повышения качества государственного и муниципального управления в сфере оказания услуг. Цифровизация способствует упрощению доступа к услугам как на уровне муниципалитетов, так и предоставляемых органами государственной власти. Подпрограмма создает благоприятные условия для роста эффективности оказания услуг и взаимодействия ключевых субъектов государства, бизнеса и населения, а также способствует развитию межведомственного взаимодействия [6].

Реализация государственной программы способна вывести Россию на первое место в списке лидеров стран по уровню цифровизации. Если обратиться к статистике, то в России самый дешевый и быстрый Интернет, который покрывает каждый населенный пункт. С такими ресурсами страна способна быть на первом месте в цифровизации, что, безусловно, создает комфортную среду для жизни людей. А осуществление более 95 % взаимодействий между государством и человеком по средствам информационных технологий уже позволяет стране держать высокий фокус на развитие цифровиза-ции. Именно поэтому цифровизация государственного управления не является новым и инновационным в России, а служит инструментом, который давно применяется и улучшается с каждым новым годом. Развитие информационных технологий происходит посредствам разработки новых подходов, сервисов и программ.

Изучая зарубежный опыт, можно сделать вывод о том, что получение государственных услуг в цифровой среде в России организовано на одном из самых высоких уровней. Российская Федерация занимает передовую позицию по данному параметру и способна послужить примером для других держав. Фокус развития цифровых сервисов ориентирован на конечном получателе услуг, что является важным преимуществом отечественного подхода к цифровизации государственного управления [7].

В России активно формируется нормативно-правовая база для регулирования взаимоотношений, возникающих в сфере информационных технологий. Использование информационных технологий, таких как: получение, передача, поиск, хранение, создание при взаимодействии с данными регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В рамках федерального закона государство заинтересовано в «развитии информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем»2. Статья 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» раскрывает принцип открытости информации. Принцип открытости информации говорит о том, что каждый гражданин имеет право на получение доступа к информации. Население имеет право знать о результатах деятельности государственных органов. Доступна информация о состоянии государственного бюджета, государственного имущества окружающей среды и др.3.

Защита персональных данных гражданина Российской Федерации осуществляется в рамках Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О персональных данных». Данный закон регулирует взаимоотношения, возникающие в результате обработки, сохранения и передачи персональных данных, которую осуществляют органы государственной власти, юридические или физические лица.

В рамках регулирования информационной безопасности в масштабах государства в Российской Федерации была принята «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646). «Доктрина представляет собой систему офици-

2 Ст.12, п.2 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

3 Ст.8, Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

альных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере»4.

Электронное правительство - это один из способов построения взаимодействия между органами власти, а также организаций, задействованных в исполнении подведомственных полномочий, при котором органы власти могут обмениваться, хранить, назначать поручения и исполнять поставленные задачи по средствам электронного документооборота, что значительно ускоряет это взаимодействие, делает его более простым, прозрачным и повышает эффективность каждого отдельного органа [8].

Электронное правительство направлено на автоматизацию управленческих процессов в рамках государственного управления и предоставления государственных и муниципальных услуг, тем самым увеличивая пользовательскую заинтересованность граждан, именно потребности населения становятся приоритетом [9].

Одним из ярких примеров электронного правительства является система обеспечения законодательной деятельности. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД) - федеральная государственная информационная система, которая позволяет в прямом времени посмотреть на законопроекты, которые внесены в Государственную Думу РФ, на каком этапе находится данный закон, сколько чтений пришел и также изучить все сопутствующие документы. С помощью этой системы упрощается и увеличивается взаимодействие между Государственной Думой РФ и органами исполнительной власти. Каждый участник звена может найти нужный ему законопроект и изучить сопутствующие документы. Также эта система делает деятельность Депутатов Государственной Думы РФ более прозрачной и понятной.

Инфраструктура «Электронного правительства» образована в виде государственной информационной системы, которая объединяет 28 компонентов. Таким образом, «Электронное правительство» - это результат формирования «единого портала государственных и муниципальных услуг» и соответствующих информационных систем, его дополняющих. Обеспечением данных систем приоритетно занимается Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, часть информационных систем входят в зону влияния других министерств, например, Министерства экономического развития РФ.

«Единый портал государственных и муниципальных услуг» является площадкой для взаимодействия граждан и бизнеса с органами государственной власти. Одним из примеров ресурсов для взаимодействия являться ситуация, когда в личный кабинет контролируемого лица, личный кабинет бизнеса, приходит информация о проверках, которые намечены. Сейчас такое информирование становится юридически значимым. С одной стороны, это серьезная экономия денежных средств со стороны государства. Ведь пропадает необходимость использования бумажной почты для осуществления функции информирования. Оправданностью данной экономии является то, что в инфраструктуре «единой системы идентификации и аутентификации» зарегистрировано более 100 млн человек, что, в свою очередь, является более 67 % населения Российской Федерации. Численность постоянного населения России на 1 января 2022 года, по оценке Росстата, составила 146,98 млн человек [10]. С другой стороны, это позволяет гражданами и бизнесу более эффективно и легче взаимодействовать с органами государственной власти. Ведь время от подачи заявки на «Единый портал государственных и муниципальных услуг» до ее исполнения значительно меньше того времени, которое раньше человек тратил на поездки в Многофункциональные центры «Мои документы» и на оформление бумажной документации в других разных ведомствах.

К базовым системам «электронного правительства» относится «Единая система идентификации и аутентификации». Она позволяет человеку создать подтвержденную учетную запись со специализированной системой идентификации, которая позволяет воспользоваться системой электронной подписи, не используя внешние носители с технологией крипта-шифрования. Данную электронную подпись гражданин использует при подаче заявлений на получение различных государственных услуг на «Едином портале государственных и муниципальных услуг», за исключением выдачи паспорта и т. д. «Единая система идентификации и аутентификации» получила широкое распространение и была внедрена в другие информационные системы.

4 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646)

Следующая информационная система, которая является одной из базовых информационных систем электронного правительства - это «Система межведомственного электронного взаимодействия». Данная система позволяет ведомствам с разными базами данных обмениваться информацией. «Система межведомственного электронного взаимодействия» обеспечивает подписание ведомствами пакетов информации и контроль процесса передачи информации. «Система межведомственного электронного взаимодействия» работает двумя основными формами организации передачи и получения информации. Базовая форма - это предоставление информации по запросу ведомства. Вторая форма - широкая рассылка. Примером может являться рассылка, производимая Федеральной налоговой службой данных из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) в другие ведомства, которые с помощью полученного пакета информации обновляют свою базу данных.

Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» - это реестр, в который заносится информация о процессе оказания услуги, обеспечивающая цифровизацию процессов, заложенных в ведомственных приказах, административных регламентах оказания государственных и муниципальных услуг. В соответствии с этим формируется форма на «Едином портале государственных и муниципальных услуг».

Формирование инфраструктуры электронного правительства позволяет всем ведомствам взаимодействовать в рамках единого цифрового поля и существенно экономить государственные ресурсы, обеспечивает повышенную работоспособность информационной системы, т. е. высокую отказоустойчивость (части системы могут прекратить свою работу на несколько часов в год). Развитие инфраструктуры электронного правительства является существенным приоритетом и реализуется в рамках средств, выделенных на развитие в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» и национальной программы «Цифровая экономика».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цифровая трансформация: ожидания и реальность: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. [Текст] / Г.И. Абдрахманова, С.А. Ва-сильковский, К.О. Вишневский, М.А. Гершман, Л.М. Гохберг и др.; рук. авт. кол. П. Б. Рудник; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 221 с.

2. Главатских О.Б., Хоменко Е.Б. Модели оценки эффективности внутрифирменного обучения персонала / Глобальный научный потенциал. 2024. № 1(154). С. 262-264. [Электронный ресурс]. URL: http://globaljoumals.ru/ assets/files/journals/global-scientific-potential/154/g-n-p-1(154)-main.pdf (дата обращения: 30.05.2024).

3. Хоменко Е.Б., Борнякова Е.В. Цифровая экономика: новые компетенции и актуальные для современной молодежи навыки // Вестн. удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2022. Т. 32, вып. 1. С. 95-101.

4. Сидорова А.А. Электронное правительство: учебник и практикум для вузов. М: Юрайт, 2024. 234 с.

5. Деева Т.В. Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг: первостепенная задача государства // Экономика и социум: современные модели развития. 2021. Т. 11, № 1. С. 9-28.

6. Рыбакова М.В., Иванова Н.А. Цифровые технологии в современной системе государственной службы // Социология. 2022. № 2. иКЬ: https://cyberleninka.ru/artide/n/tsifrovye-tehnologii-v-sovremennoy-sisteme-gosudarstvennoy-sluzhby (дата обращения: 30.05.2024).

7. Черных В.В. Взаимосвязанность цифровых технологий при реализации задач государственного управления // Информатизация в цифровой экономике. 2023. Т. 4, № 4. С. 339-362.

8. Кожевина А.А. Электронное правительство в Российской Федерации: состояние, перспективы, угрозы // Н.Экс.Т. 2020. № 2. иКЬ: https://cyberleninka.ru/artide/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-rossiyskoy-federatsii-sostoyanie-perspektivy-ugrozy (дата обращения: 30.05.2024).

9. Дятлов С.А. Электронное правительство как организационная форма реализации интеллектуально-информационного капитала на макроуровне // Экономика образования. 2013. №3. иКЬ: https://cyberleninka.ru/ article/n/elektronnoe-pravitelstvo-kak-organizatsionnaya-forma-realizatsii-intellektualno-informatsionnogo-kapitala-na-makrourovne (дата обращения: 30.05.2024).

10. Демография / Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. иКЬ: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 30.05.2024).

Поступила в редакцию 14.06.2024

Изотов Илья Сергеевич, аспирант

Базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», E-mail: izotov.kapitany@gmail.com Завьялов Артур Суренович, аспирант

Базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», E-mail: art.zavialoff@yandex.ru

Хоменко Екатерина Борисовна, доктор экономических наук, профессор,

профессор Базовой кафедрой Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство» E-mail: Homenko.EB@rea.ru

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36

I.S. Izotov, A.S. Zavyalov, E.B. Khomenko

CURRENT TRENDS AND DIRECTIONS FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-614-620

The article analyzes current trends in the digital transformation of public administration in Russia. The key advantages of introducing digital technologies into the public administration system have been identified. The assertion is substantiated that digital transformation makes it possible to create a unified digital state platform, the key trends in the formation of which are the openness of government data, transparency of government procurement, high speed of interaction between economic entities, which allows reducing monopoly power in the economy, increasing the importance of training personnel with IT-skills. The authors analyzed the key tasks and planned results of the implementation of the national program "Digital Economy of the Russian Federation". The most significant provisions of the state program "Information Society" are revealed, their impact on the development of civil society is studied, and their contribution to improving the quality of life and working conditions of citizens is determined. It is shown that the formation of e-government infrastructure allows all departments to interact within a single digital field and significantly save government resources, ensuring increased efficiency of the information system. It is concluded that "Electronic government" as a digital resource is aimed at the automation of management processes within the framework of public administration and the provision of state and municipal services, thereby increasing the user interest of citizens.

Keywords: public administration, digital transformation of management, digitalization, digital public administration, digital economy, digital environment, e-government.

Received 14.06.2024

Izotov I.S., postgraduate student at Basic department of the Charitable Foundation for Support of Educational Programs "CAPTAINS" "Innovative Management and Social Entrepreneurship", E-mail: izotov.kapitany@gmail.com

Zavyalov A.S., postgraduate student at Basic department of the Charitable Foundation for Support of Educational Programs "CAPTAINS" "Innovative Management and Social Entrepreneurship", E-mail: art.zavialoff@yandex.ru

Khomenko E.B., Doctor of Economics, Professor, at Basic Department of the Charitable Foundation for Support of Educational Programs "CAPTAINS" "Innovative Management and Social Entrepreneurship" E-mail: Homenko.EB@rea.ru

Russian Economic University named after. G.V. Plekhanov Stremyanny lane, 36, Moscow, Russia, 117997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.