УДК 351/354
DOI:10.24412/2782-4845-2022-4-77-85
ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
И.В. Осипова, Липецкий филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ, Липецк, Россия
Аннотация. В статье проводится анализ основных тенденций цифровой трансформации, которые указывают на то, что цифровизация и связанные с ней изменения приведут к новому витку социально-экономического развития нашей страны, развитию новых цифровых производств и услуг. При этом акцент делается на изучении проблем и перспектив цифровой трансформации системы государственного управления, которая как показал проведенный анализ является необходимым, но сложным процессом преобразований, требующим проведения глубокого анализа проблем и разработки действенных инструментов их решения. Для этого в работе были проанализированы принятые нормативно-правовые документы в этой области. Это позволило определить основные направления дальнейшего реформирования институтов государственного управления в рамках принятой Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 г., которые учитывают приоритетные направления и риски перехода к концепции «цифрового правительства». В статье приводится характеристика цифровых преобразований с позиции повышения эффективности государственного управления, которым отводится ключевая роль для обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности страны в цифровой экономике.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, система государственного управления, цифровые сервисы и услуги, эффективность управления, электронное и цифровое правительство
Для цитирования: Осипова И.В. Основные тренды и новые возможности цифровой трансформации системы государственного управления // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. 2022. №4. С.77-85. DOI:10.24412/2782-4845-2022-4-77-85
THE KEY TRENDS AND OPPORTINITIES OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM
I.V. Osipova, Lipetsk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk, Russia
Abstract. The paper deals with the main trends of digital transformation, which indicate that digitalization and related changes will lead to a new stage of socio-economic development of our country, the development of new digital industries and services. At the same time, the emphasis is made on the problems studying and the prospects of digital transformation of the public administration system, which, as the analysis shows, is a necessary but complex
process of transformation, requiring an in-depth analysis ofproblems and the development of efficient tools for solving them. For this, the paper examines the regulatory documents in this field. It enables to determine the main directions for further reform ofpublic administration institutions within the framework of the adopted Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation until 2030, which takes into account priority areas and risks of the transition to the concept of "digital government." The article describes the characteristics of digital transformations from the standpoint of improving the efficiency of public administration, which has a key role in ensuring the national security and competitiveness of the country in the digital economy.
Keywords: digital economy, digital transformation, public administration system, digital services and services, management efficiency, electronic and digital government
Введение
В настоящее время в мировой экономике на лидирующие позиции выходит цифровизация, которая также затронула масштабной цифровой трансформацией систему государственного управления. Существование отдельных программных продуктов и эксплуатация цифровых моделей определяют новые правила и механизмы предоставления государственных услуг для результативного сотрудничества государственных органов и общества на разных уровнях исполнительной власти. Для этих целей в рамках реализации государственной программы «Информационное общество» в 2021 году был принят Федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Ключевой целью данного проекта к 2030 году выступает «увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%» [1-2]. При этом данный проект ориентирован на реализацию комплекса мероприятий цифровых преобразований в системе государственного управления, которые должны обеспечить достижение нового уровня предоставления услуг, необходимых для высокого качества жизни общества и развития бизнеса. Все это обуславливает необходимость проведения научного исследования сформировавшихся трендов цифровой трансформации системы государственного управления и определении новых возможностей для повышения качества предоставления государственных услуг.
Гипотеза и цель исследования
Таким образом, основной гипотезой данного исследования выступает мнение о том, что существующий вектор цифровой трансформации влечет за собой формирование новых трендов в цифровой трансформации системы государственного управления, что позволит определить новые возможности и перспективные направления повышения качества предоставления государственных услуг. Из формулировки гипотезы вытекает цель исследования: выявить основные тренды цифровой трансформации системы государственного управления и определить на их основе новые возможности для повышения качества представления государственных услуг.
Результаты исследования
Процессы цифровизации пронизывают многие стороны жизни и деятельности человека. При этом многие эксперты сходятся во мнении о том, что цифровизация и связанные с ней изменения приведут к новому витку социально-экономического развития нашей страны, развитию новых цифровых производств и услуг. Для этого нужен значительный ресурсный потенциал, который, как отмечают отечественные и западные эксперты, у России есть.
Проведенный анализ научных трудов отечественных ученых, позволяет сделать вывод, что вопросу изучения проблем и перспектив цифровой трансформации системы государственного управления посвящено множество исследований. Так, Трубецкая О. В., Асеев В. М., Климова Н. Ю. в своем исследовании рассматривают особенности перехода к цифре с государственном секторе российской экономики. Они отмечают, что «в процессе диджитализации российские органы государственного управления сталкиваются с рядом трудностей, при преодолении которых необходимо учесть мировой опыт цифровизации государственной сферы» [3]. Исследования Лебедевой Ю. А., Мамитовой Н. В. также посвящены выявлению «проблем и перспективных направлений развития цифровизации государственного и муниципального управления в России» [4]. По их мнению, «на государственном и муниципальном уровне необходимо проводить реализацию проектов и инициатив цифровой трансформации по множеству причин: от удовлетворения граждан до экономии бюджетных средств» [5]. В своих работах Добролюбова Е. Г. [6] и Смотрицкая И. И. [7] проводят оценку не только цифровой зрелости государственного управления, но и определяют стратегические вызовы и риски, связанные с реализацией данных процессов.
Таким образом, проведенный анализ этих и других научных трудов позволил прийти к выводу, что цифровая трансформация системы государственного управления является необходимым, но сложным процессом преобразований, требующим проведения глубокого анализа проблем и разработки действенных инструментов их решения. Для этого, в первую очередь, необходимо проанализировать принятые нормативно-правовые документы в этой области.
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8], в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня
2019 г. № 7., имея ряд проектов, в которые входят:
- «Нормативное регулирование цифровой среды»
- «Кадры для цифровой экономики»
- «Информационная инфраструктура»
- «Информационная безопасность»
- «Цифровые технологии»
- «Цифровое государственное управление»
- «Онлайн цифровые сервисы и услуги» [9].
Реализация данной программы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. №234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [9]. Данная программа ориентирована на внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферу государственного управления и оказания государственных услуг. Освоение цифровых новшеств в структуре государственного аппарата управления должна иметь прогресс функционала обязанностей и удовлетворенности качеством выполнения национальных проектов для гарантированного экономического роста страны.
Основным толчком в системе цифровых трансформаций государственного управления послужила Стратегия развития информационного общества в РФ, утвержденная Президентом РФ в 2008 году. Далее значительную роль в этом процессе сыграла Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 гг.)», направленная на фундаментальные и результативные перспективы применения информационных технологий в области государственного управления. При участии Министерства связи и массовых коммуникаций РФ учитывался мировой опыт формирования и реализации подобных программ. Главной задачей Госпрограммы является освоение цифровых преимуществ для населения и организаций государства. Подпрограмма «Информационное государство» имеет целью обеспечить переход к цифровизации функций государственного управления на основе:
- необходимости электронного правительства;
- уровня качества государственного управления за счет внедрения новейших информационных технологий;
- предоставление услуг на основе информационных технологий в области медицины, здравоохранения и социального обеспечения;
- развития сервисов на основе информационных технологий в области образовательной среды, науки и культурного наследия;
- содействие региональных программ в области информационных технологий» [10].
Все эти направления цифровых преобразований в настоящее время уже имеют ряд положительных результатов. Создание Единого портала госуслуг и открытие множества многофункциональных центров позволило обеспечить эффективное взаимодействие межведомственных базовых государственных информационных систем. Согласно официальным статистическим данным за 2021 год, качество государственных услуг, предоставленных для населения, достигло 88,9 % [11].
В настоящее время много говорится о трансформации институтов государственного управления и переходу к развитию «цифрового правительства». В нашей стране начало данного этапа связано с принятием в 2017 г. «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». В данном документе определены основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны на пути к информационному обществу. Одним из основных направлений реализации положений Стратегии становится повышение эффективности государственного управления, развитие взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, повышения качества и оперативности предоставления государственных услуг.
Эксперты под цифровым правительством понимают «большие данные, их сбор, перекрестная обработка, извлечение из них полезной информации, ее анализ, получение новых знаний и их интеграция для решения управленческих вопросов» [12].
Цифровое правительство - это новый уровень электронного правительства, которое предполагает функционирование по принципу «цифровые по умолчанию», применяемые «для перепроектирования и реинжиниринга административных процессов, для предоставления услуг по цифровым каналам с целью обеспечения максимальной эффективности и продуктивности» [12]. Благодаря увеличению информационно-коммуникационных технологий по предоставлению государственных услуг возрастает роль электронного правительства. Однако, в настоящее время дальнейшее развитие этого направления испытывает ряд трудностей. Так, в частности, отсутствует взаимодействие между существующими элементами инфраструктуры электронного правительства, что в определенной мере является результатом преобразования управленческих процедур на базе имеющихся административных регламентов, которые сохраняют ряд этапов традиционных бумажных способов предоставления государственных услуг. Тем не менее, технологии не стоят на месте, и имеющиеся новые разработки для электронного правительства формируют значительный потенциал для усовершенствования государственных услуг в цифровом поле, начиная от этапа обращения, до их исполнения.
Проведенный анализ научных публикаций и аналитических материалов позволил выделить основные принципы и ключевые элементы функционирования цифрового правительства, а именно:
- цифровые по умолчанию;
- ориентация на мобильных устройствах;
- проектирование услуг, ориентированное на пользователя;
- цифровые от начала до конца;
- правительство как платформа.
К ключевым элементам цифрового правительства можно отнести:
- единый портал;
- единые данные для совместного использования в государственном секторе;
- межведомственные сервисы для совместного использования;
- государственная инфраструктура совместного использования;
- улучшенные сенсорные сети и аналитика;
- кибербезопасность и конфиденциальность» [10].
Следует отметить, что данные принципы нашли отражение в принятой в «Стратегии развития информационного общества РФ», а также стали основой для разрабатываемых программ реформирования институтов государственного управления.
Экспертами Центра стратегических разработок с целью реформирования системы государственного управления предлагаются следующие изменения для внедрения цифровых технологий:
- «создание единой архитектуры государственной цифровой платформы, преодолевающей разрозненность ведомственных систем и базирующейся на едином массиве данных;
- перевод всех государственных услуг в электронную форму с системой удаленной биометрической идентификации, перевод в цифровой формат контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
- формирование «цифровых двойников» граждан, организаций, объектов и предоставление государственных услуг на основе развития «цифрового двойника» [11]. Реализация цифровой трансформации, которая подразумевает переход к государству-платформе, достаточно сложна, так как существующая система управления сильно законсервирована и требует серьезных преобразований. Именно поэтому многие эксперты отмечают важность координации этого процесса со стороны вице-премьером по цифровой трансформации, который будет «главным архитектором» системы [12].
Стратегия регламентирует в рамках единого портала государственных услуг возможность осуществлять операции без инационализации на другие цифровые платформы. В качестве примера можно привести созданный в Сингапуре портал по исследованию трансакционных интерактивных услуг. Правительство Сингапура определило в качестве приоритета развитие наукоёмкой экономики, которая позволит быть привлекательной для компаний. Внедряя систему электронного правительства, ставилась задача, уничтожив бюрократические барьеры, создать благоприятную среду для роста электронной коммерции. «Для правильной работы электронной коммерции правительство Сингапура вводит юридические регулирующие механизмы, такие как засвидетельвование подлинности, выработка основных положений договоров, защита интеллектуальной собственности и конфиденциальность» [13].
К сожалению, страны с федеративным устройством не могут в полной мере в данный момент иметь такие базы данных, которые имеют доступ для государственных органов и органов регионального и муниципального уровней.
Еще одним из ключевых моментов перехода государственных услуг на цифровые платформы сыграла пандемия СОУГО-19, которая своей масштабностью захватила весь мир и определенным образом заставила укрепить роль цифрового правительства как в традиционном понятии цифровых услуг, так и в инновационных способах управления страной в кризисном периоде, а именно: отслеживание контактов, электронное здравоохранение, онлайн-обучение и удаленная работа [14].
Мировая практика внедрения электронных услуг свидетельствует о значительных успехах в этой области. Так, к примеру, в Австралии опробовали, и с успехом прижилась в быту онлайн-услуга для пар, которые решили развестись. С помощью искусственного интеллекта происходит обработка документов о родительских правах и регистрации разводов.
Так, например, в Эстонии на сегодняшний день имеется самая передовая национальная система удостоверений личности в мире. Была разработана определенная национальная карта, которая имеет ресурсы доступности к электронным услугам государства на смарт-устройствах, и при этом имеет высокий уровень безопасности.
Если говорить о нашей стране, то за последнее время цифровой прорыв по многим позициям позволяет конкурировать с площадками зарубежных стран. Уже с 2009 г. был введен в действие Единый портал государственных и муниципальных услуг, имеющий большой спектр информации и услуг. Одной из весомых ступеней в строительстве электронно-цифрового правительства является Единый федерально-информационный портал государственных закупок (официальный сайт zakupki.gov.ru), где можно наблюдать за модульными подсистемами и отслеживать реестры поставщиков и заказчиков как закупочный модулятор в бюджетных закупках.
Стратегически важно понимать, что для нашей экономики развитие правительственного блока в информационном пространстве имеет большое значение для решения комплексных задач в долгосрочной перспективе.
Тем не менее, не стоит забывать о том, что развитие цифровизации в Российской Федерации еще и связаны с большими рисками для национальной экономики и безопасности страны, имея в виду закупку иностранного программного продукта. По словам Президента Российской Федерации, имея свою хорошую базу серьезных, глубоких научных исследований и более активного продвижения инновационных технологий, к концу 2023 года в нашей стране будет осуществлен полный переход на программные технологии Российского производства.
Заключение
В заключении необходимо отметить, что сегодня данная ступень государственного управления заняла активную позицию в ракурсе цифровых трансформаций, основываясь на комплексном подходе к развитию фундаментально новых информационных технологий с учетом цифровой профилизации, которая основывается на создании новой модели
«правительства», позволяющая обеспечивать качественный подход к планированию, координации и реализации всех поставленных задач. При этом имеется значительный потенциал перевода основных процессов на электронный документооборот с оказанием государственных услуг круглосуточно в автоматическом режиме. В этой связи цифровая трансформация системы государственного управления в развитии тактического администрирования и межведомственного контроля в конструктивном решении задач должна стать более эффективным, открытым и удобным инструментом, открывая принципиально новые возможности для взаимодействия «общества и государства». Осознавая то, что применение цифровых технологий в государственном управлении сводится к повышению качества и расширения спектра предоставляемых услуг, разработка новых цифровых технологических в этой области будет способствовать более качественной реализации целей национальных проектов и достижению лидерства в мировые экономики.
Список использованных источников:
1. Цифровая трансформация государственного управления: мифы и реальность: докл. к XX Апр. Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 9-12 апреля 2019 г.) / под общ. ред. Н. Е. Дмитриевой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 43 с.
2. «Цифровое государственное управление»: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Режим доступа свободный: https: //digital .gov.ru/ru/activity/directions/882/?utm_referrer=https%3 a%2f%2fya ndex.ru%2f (дата обращения 01.11.2022)
3. Трубецкая О. В., Асеев В. М., Климова Н. Ю. Цифровая трансформация государственного управления: Российская практика и мировой опыт. // Проблемы развития предприятий: теория и практика. 2019. №1-1. С.32-38
4. Лебедева Ю. А. Цифровая трансформация государственного и муниципального управления в Российской Федерации: проблемы и тенденции развития // Муниципальная академия. 2020. №4. С.25-28
5. Мамитова, Н. В. Цифровая трансформация государственного управления / Н. В. Мамитова // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2020. № 1. С. 365-369.
6. Добролюбова Е. Г. Оценка цифровой зрелости государственного управления //Информационное общество. 2021. № 2. С. 37-52. [Электронный ресурс] — URL: http://infosoc.iis.ru/article/view/580. (дата обращения 30.10.2022)
7. Смотрицкая И. И. Государственное управление в условиях развития цифровой экономики: стратегические вызовы и риски // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018. № 4. С. 60-72.
8. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. № 474.
[Электронный ресурс] — URL: http://www.garant. ru/hotlaw/federal/1401794/. (дата обращения 20.10.2022)
9. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7. [Электронный ресурс] — URL: https : //digital. gov.ru/ru/activity/directions/858. (дата обращения 25.10.2022)
10. Смотрицкая И. И., Черных С. И. Организационные инновации в сфере государственного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 1. С. 9-25.
11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа свободный: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/# (дата обращения 30.10.2022).
12. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России. Экспертно-аналитический доклад // Центр стратегических разработок [Электронный ресурс]. - М., 2017. Режим доступа: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/ novaya-tehnologicheskaya-revolutsiya-2017-10-13.pdf. (дата обращения 30.10.2022)
13. Сморчкова Л. Н. Цифровое правительство как перспектива государственного управления в России: информационно-правовые аспекты // Правовая информатика. 2022. №2. [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n7tsifrovoe-pravitelstvo-kak-perspektiva-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossii-informatsionno-pravovye-aspekty/viewer (дата обращения 30.10.2022)
14. Афанасьева А. С. Возможности электронного правительства в Сингапуре // Теория и практика общественного развития. 2015. №20. [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-elektronnogo-pravitelstva-v-singapure/viewer. (дата обращения 25.10.2022)
Сведения об авторе I Information about the author:
Осипова Ирина Викторовна - доцент кафедры «Менеджмента и общегуманитарных
дисциплин» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Email: [email protected] | Osipova Irina Victorovna - Associate professor of the Department
"Management and Humanities" of the Lipetsk branch of the Financial University under the
Government of the Russian Federation, Candidate of Economics, E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 16.08.2022 Принято решение о публикации: 14.10.2022
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.