Научная статья
Б01: 10.15593/2224-9354/2022.4.10 УДК 351:004
И.Ю. Храмова, Ю.А. Гриневич
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
В настоящее время процессы государственного управления в большинстве стран мира подвержены цифровым изменениям. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу вызывает необходимость развития сферы услуг, в том числе и услуг в сфере государственного управления. Большинство государств стремится расширить доступ к услугам, автоматизировать процессы информирования и их предоставления. Развитые страны разработали концепцию цифрового государства и активно внедряют ее на современном этапе. В последние годы особенно в условиях пандемии СОУЮ-19 внедрение ИКТ, новых технических средств, развитие информационных ресурсов, удаленное предоставление государственных услуг приобрели огромное значение в деятельности государственных органов и повысили эффективность их деятельности. Внедрение информационных технологий в процессы государственного управления началось более 10 лет назад и было активно простимулировано российским правительством в период пандемии 20202022. Авторами проанализированы модели цифровой трансформации государственного управления, выявлены основные требования и направления изменений, подробно рассмотрен зарубежный опыт изменения систем государственного управления в разных странах мира. Также авторами проведен анализ показателя, характеризующего степень развития электронного правительства в стране (ЕОй!). Сделаны выводы о динамике составляющих его компонентов, а также о необходимости изменений как в социальной, так и экономической сферах. Авторы делают вывод о необходимости кардинальных изменений в государственном управлении при переходе к функционированию цифрового правительства, что позволит повысить эффективность, сформировать открытую и удобную для всех пользователей систему государственного управления.
Ключевые слова/ цифровая трансформация экономики, государственное управление, цифровизация государственного управления, электронное правительство, цифровое правительство.
Стратегия научно-технологического развития РФ, принятая в 2016 г., обозначила совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых объективно требуют реакции со стороны государства. Они определены как «большие вызовы», создающие существенные риски для системы государственного управления [1]. Одним из таких вызовов является формирование цифровой экономики. В настоящий момент развитие цифровых технологий
© Храмова И.Ю., Гриневич Ю.А., 2022
Храмова Ирина Юрьевна - канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», е-таИ; [email protected].
Гриневич Юлия Анатольевна - канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», е-ттаУ; [email protected].
привело к тому, что во всех странах мира осуществляется переход к цифровому обществу, что затрагивает большое количество сфер жизни общества. Четвертая промышленная революция привела к их взрывному росту. Бурное развитие инноваций подрывает сложившиеся модели управления не только в бизнесе, но и в сфере государственного управления.
Цифровая трансформация и появление на этой основе новых моделей государственного управления относится к числу наиболее широко обсуждаемых во всем мире вопросов.
Свидетельством этого является особое внимание, уделяемое данному вопросу Организацией Объединенных Наций (ООН). С 2001 г. Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН публикует исследование «E-Government Survey», в котором обсуждаются проблемы, связанные с цифровой трансформацией государственного управления, новые модели государственного управления, возникающие в результате этой трансформации, представлены рекомендации по переходу правительства на цифровые технологии, формулируются глобальные тенденции развития электронного правительства [2].
Цифровая трансформация правительства, согласно этому документу, связана с трансформацией государственного управления и культурными изменениями с целью выработки общего видения и стратегии национального развития, достижения целей устойчивого развития. Цель цифровой трансформации правительства - обеспечение гражданам, включая уязвимые группы населения, доступа к новым технологиям для повышения их благосостояния [2, с. 34].
Современный этап развития общества требует инновационного преобразования работы органов власти. Это связано с развитием системы обмена информацией, предоставления услуг населению, принятия решений, а также взаимодействия и партнерства с населением для целей решения политических задач, представляющих общественный интерес. С этой целью активно проводится цифровая трансформация правительства.
В настоящий момент государственное управление проходит цифровую трансформацию, состоящую из четырех этапов:
1. Предварительная стадия, состоящая в проведении анализа ситуации и потребностей.
2. Стадия целеполагания, в рамках которой формулируются направления трансформации правительства и прописываются способы и сферы применения цифровых технологий для решения задач в социальной сфере.
3. Стадия разработки и внедрения стратегии развития цифрового правительства.
4. Стадия контроля, состоящая в создании механизмов мониторинга и оценки для постоянного улучшения [2, с. 34].
Согласно трактовке ООН, переход к модели электронного правительства позволит повысить не только качество предоставления государственных услуг,
но и степень вовлеченности населения, степень прозрачности, подотчетности и инклюзивности государственного управления, в конечном счете работая на улучшение качества жизни для общества в целом [2, с. 35].
Зарубежный опыт цифровой трансформации показывает, что наиболее часто используются такие технологии и подходы в деятельности, как гибкое развитие цифровых услуг, укрепление и расширение цифрового потенциала и партнерства в сфере предоставления услуг, интерактивное многоканальное предоставление информации и предоставление услуг, использование искусственного интеллекта и технологии блокчейн, особенно в развитии концепции умных городов. Все это позволяет использовать электронное правительство как платформу реализации социальных целей.
Глобальная пандемия СОУГО-19 ускорила процессы развития электронного правительства в разных странах мира. Все более распространенным становится предоставление традиционных государственных услуг онлайн, так как необходимость соблюдения социального дистанцирования стимулировало он-лайн-взаимодействие [2, с. 25]. К числу наиболее распространенных в мире цифровых услуг относятся подача заявок на получение лицензии и регистрация нового бизнеса, получение различного рода документов (свидетельства о рождении и т.п.), а также проведение коммунальных платежей [2, с. 26].
Новым вызовом для современных систем государственного управления в разных странах мира стало резкое изменение способов создания и использования данных. Революционные изменения в информационных технологиях, создание, развитие и широкое распространение разнообразных приложений, систем геолокации, возможности обработки больших массивов данных привели к необходимости кардинальных изменений в государственном управлении.
Возникающие в связи с этим потенциальные риски и проблемы приводят к необходимости использования правительствами систем защиты и управления данными, а также использование инновационных способов создания общественной ценности, основанной на стратегии электронного управления. В результате этих процессов число стран, создавших порталы открытых государственных данных, значительно увеличилось. Если в 2014 г. число этих стран составляло 46 (24 % от общего количества), то к 2021 г. оно увеличилось более чем в 3,3 раза, достигнув 153 (80 % от общего количества) [2, с. 32].
Особый интерес в данном исследовании представляет рейтинг государств-членов ООН по уровню развития электронного правительства. В качестве критерия сравнения государств по данному параметру выступает показатель, характеризующий степень развития электронного правительства в стране (индекс развития электронного правительства (ЕОБ1)).
ЕОБ1 представляет собой унифицированный сводный индекс, включающий в себя: индекс онлайн-услуг (О81), индекс телекоммуникационной инфраструктуры (Т11), индекс человеческого потенциала (НС1). Каждый индекс мо-
жет быть в интервале от 0 до 1. Общий индекс БОБ! рассчитывается как среднее арифметическое индексов 081, Т11, НС1 [2, с. 39].
В качестве комплексного показателя БОБ! используется для оценки степени готовности и потенциала государственных учреждений к применению информационно-коммуникационных технологий для предоставления услуг.
В табл. 1 приведены данные по пяти странам, имеющим наибольшее значение показателя БОБ!. Лидером по данному показателю выступает Дания. РФ по данному показателю находится на 22-м месте среди стран Европы и на 36-м месте в мире.
Таблица 1
Страны Европы с самыми высокими показателями БОБ! в 2020 г.*
Страна Место в общемировом рейтинге по показателю БОБ1 Значение показателя БОБ1
1. Дания 1 0,9758
2. Эстония 3 0,9473
3. Финляндия 4 0,9452
4. Швеция 6 0,9365
5. Великобритания 7 0,9358
22. Российская Федерация 36 0,8244
* Источник: [2].
Успехи в развитии электронного правительства в РФ наглядно демонстрируют данные табл. 2. Как видно, наблюдается устойчивая динамика роста значения показателя БОБ!. С 2003 г. данный показатель вырос в 1,86 раза и составил в 2020 г. 0,82.
Таблица 2
Индекс развития электронного правительства в РФ в 2003-2020 гг.*
Год 2003 2004 2005 2008 2010 2012 2014 2016 2018 2020
БОБ! 0,44 0,5 0,53 0,51 0,51 0,74 0,73 0,72 0,8 0,82
* Источник: [3].
В табл. 3 представлены значения индексов, на основе которых был рассчитан сводный индекс развития электронного правительства. Если сравнить значения индексов, на основе которых рассчитывается показатель БОБ!, то можно отметить, что наименьшее значение имеет индекс телекоммуникационной инфраструктуры.
По мнению некоторых отечественных экспертов, в мире назрела необходимость проведения первой революции государственного управления, так как модель государственного управления оставалась неизменной, несмотря на
прошедшие четыре промышленные и научно-технические революции. Современное государственное управление ориентировано в основном на процессный менеджмент (решение рутинных задач). К числу основных недостатков существующей модели государственного управления они относят недостаточное применение государственными органами проектного менеджмента, полное игнорирование подрывных инноваций, недостаточное количество чиновников, занимающихся проектным управлением и внедрением инноваций в сферу государственного управления [4]. Новая модель государственного управления, по их мнению, должна быть ориентирована на «построение государства как платформы». Последнее предполагает активное использование в практике государственного управления цифровых технологий.
Таблица 3
Показатели уровня развития электронного правительства в РФ в 2020 г.*
Страна Индекс онлайн-услуг Индекс человеческого потенциала Индекс телекоммуникационной инфраструктуры
Российская Федерация 0,8176 0,8833 0,7723
* Источник: [2].
В современной литературе активно ведется дискуссия, посвященная вопросам цифровизации государственного управления [5-9], в частности цифровой трансформации государственного управления, направлений его цифрови-зации [10-12], разработки стандартов или моделей зрелости государственного управления [13].
При этом ряд авторов различает электронное правительство и цифровое правительство [14, 15]. Цифровое правительство рассматривается как следующий этап развития государственного управления, эволюция электронного правительства. Развитие в направлении перехода от подхода, где применяемые цифровые технологии в управлении рассматриваются с позиции эффективности, к более открытому, совместному, учитывающему включенность бизнеса и населения, и инновационному управлению [16, с. 14]. Продуманная политика правительства в области цифровых технологий позволяет организациям государственного сектора использовать стратегическое использование цифровых технологий и данных для обеспечения ориентированного на пользователя и активного предоставления государственных услуг. Правительствам во всем мире приходится приспосабливаться, управлять и принимать смену парадигмы, вызванную цифровой трансформацией, и они больше не могут позволить себе отделять эффективность от других целей социальной политики в области государственного управления и управления цифровыми технологиями [16, с. 14].
Цифровая трансформация все сильнее затрагивает как социальную, так и экономическую сферы деятельности государств во всем мире и ставит перед государственным управлением новые вызовы. Насколько своевременно и успешно государство сможет на них ответить, определит его конкурентоспособность в современном мире. Неизбежно разделение государств на тех, кто сможет занять и удерживать лидирующие позиции в цифровизации, и тех, кто будет являться пользователями решений в данной сфере, предлагаемых другими странами [17].
Немаловажным является сам факт понимания государством стоящих перед ним вызовов и проведение проактивной государственной политики. Российская власть эти вызовы понимает и предпринимает целый ряд усилий в этом направлении. В 2020 г. Президентом РФ цифровая трансформация стала одной из пяти наиболее значимых национальных целей развития. В качестве целевых показателей достижения этой цели заявлены, в том числе, показатели, напрямую связанные с государственным управлением: достижение «цифровой зрелости» государственного управления. Основные (95 %) наиболее важные для общества услуги должны стать доступными в электронном виде [18]. Проект «Цифровое государственное управление» является одним из наиболее значимых в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [19]. Целью программы является цифровая трансформация государственного управления, что создает принципиально новые возможности для взаимодействия общества и государства.
Новая модель государственного управления в РФ находится в процессе своего становления и постепенно ее контуры становятся все более явными. При этом речь идет уже не столько об электронном правительстве, но о направлении на формирование цифрового правительства. В рамках реализации проекта изменения системы государственного управления планируется внедрение цифровых платформ и технологий [19]. Также должен быть запрещен запрос документов, имеющихся в распоряжении органов власти, снижено участие чиновников в процедурах принятия решений, автоматизировано предоставление услуг в онлайн-режиме, снижен объем документов, предоставляемых в бумажной форме, планируется использование суперсервисов и межведомственного взаимодействия, комплексно решающих вопросы граждан и юридических лиц. Одной из важных целей является развитие электронных платформ предоставления услуг (мобильные приложения, сайты и т.п.) [20].
В настоящий момент формируется клиентоцентричная модель взаимодействия между органами власти и населением, в рамках которой осуществляется предоставление услуг. При этом органы власти должны работать не только с населением, но и с представителями бизнеса. Это предполагает, что государство автоматически будет информировать о предоставляемых услугах, а также осуществлять их предоставление в электронном формате.
Переход к проактивному, т.е. опережающему формату работы органов государственного власти с населением и бизнесом, как ответу на существующие глобальные вызовы выражается в применении проектного подхода. Цифрови-зация меняет устоявшиеся бизнес-процессы, бизнес-модели, поэтому органы государственного управления должны отвечать на эти изменения и адаптироваться к созданной цифровой среде. В частности, это напрямую затрагивает деятельность администраторов доходов федерального бюджета или так называемых доходообразующих ведомств [21].
Самыми крупными администраторами доходов бюджета являются федеральные налоговая и таможенная службы (ФНС и ФТС), которые администрируют более 90 % совокупных доходов Федерального бюджета. Внедрение цифровых технологий в деятельность данных служб меняют систему взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами, создавая принципиально новые бизнес-модели. Наиболее ярким примером успешного использования данного подхода в государственном управлении является Федеральная налоговая служба РФ, активно использующая в своей деятельности цифровые технологии и искусственный интеллект.
В настоящее время ФНС и ФТС активно работают над созданием собственных цифровых платформ, ориентированных на взаимодействие органов власти, налогоплательщиков и участников внешнеэкономической деятельности. Основная цель процессов цифровизации - упростить взаимодействие и ускорить процессы предоставления государственных услуг [22]. К примеру, в рамках ФНС планируется автоматизация системы налоговых вычетов.
К числу новых разрабатываемых в РФ проектов в сфере государственного управления относится проект «социального казначейства» как единой цифровой платформы для всех видов социальной поддержки населения (пенсии, пособия, социальные выплаты, предоставление льгот гражданам с инвалидностью, выплаты в рамках социального страхования: оплата больничных, пособий по беременности и родам, выплаты материнского капитала при рождении ребенка и другие меры поддержки). Реализация этого проекта предполагает, что с 01.01.2025 эти меры поддержки будут предоставляться гражданам без сбора документов, по одному заявлению или даже без него. В частности, 23 федеральные меры поддержки федерального уровня будут оказываться в беззаявительном режиме, 53 меры - по одному заявлению [23].
Ответом на существующие большие вызовы должно стать появление и внедрение в практику новой модели государственного управления, которая позволила бы повысить эффективность, сформировать открытую и удобную для всех пользователей (населения, предприятий и организаций и самих государственных структур) систему государственного управления. Учитывая высокую инертность существующей системы государственного управления, новая модель должна обладать гибкостью и высокой степенью адаптивности к быстро меняющимся условиям окружающей среды.
Список литературы
1. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 10.06.2022).
2. Исследование ООН: Электронное правительство 2020. UN Publishing Section. New York, 2020. - URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/ Por-tals/egovkb/Documents/un/2020-Survey/2020%20UN%20E-Government%20Survey% 20-%20Russian.pdf (дата обращения: 10.06.2022).
3. Индекс развития электронного правительства. - URL: https://www.statista. com/statistics/1078588/egdi-e-government-development-index-russia/ (дата обраще-ния: 10.06.2022).
4. Калюков Е. Греф предупредил о революции государственного управления // РБК. - 2019. - 25 сент. - URL: https://www.rbc.ru/society/25/09/2019/5d8b 31fa9a7947c721902c91 (дата обращения: 10.06.2022).
5. OECD Recommendation on Digital Government Strategies. 2014. - URL: https://www.oecd.org/gov/digital-government/recommendation-on-digital-government-strategies.htm (accessed 21 June 2022).
6. UK Digital Strategy 2017. - UK Department for Digital, Culture, Media & Sport, 2017. - URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-digital-strategy/ uk-digital-strategy (accessed 21 June 2022).
7. Australian government Digital Transformation Agenda. 2017. - URL: https://www.dta.gov.au/about-us/reporting-and-plans/corporate-plans/corporate-plan-2017-20/full-text-government-digital-transformation-roadmap (accessed 21 June 2022).
8. Цифровое будущее государственного управления по результатам / Е.И. Добролюбова, В.Н. Южаков, А.А. Ефремов, Е.Н. Клочкова, Э.В. Талапина, Я.Ю. Старцев. - М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2019. - 114 с.
9. Сидоренко Э.Л., Барциц И.Н., Хисамова З. И. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2019. - № 2. - С. 93-114. -URL: https://vgmu.hse.ru/data/2019/06/17/1485071385/%D0%A1%D0%B8%D0%B4 %D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,%20%D0%91%D0%B0 %D 1%80%D 1 %86%D0%B8%D1%86,%20%D0%A5%D0%B8%D1%81%D0%B0% D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%202-2019.pdf (дата обращения: 10.06.2022).
10. Digital Government Strategies for Transforming Public Services in the Welfare Areas. 2016. - URL: http://www.oecd.org/gov/digital-government/Digital-Government-Strategies-Welfare-Service.pdf (accessed 21 June 2022).
11. O'Reilly T. Government as a Platform // Innovations: Technology, Governance, Globalization. - 2011. - Vol. 6, iss. 1. - P. 13-40.
12. Richard P. Playbook: Government as a Platform. - Harvard Kennedy School, 2019. - URL: https://ash.harvard.edu/files/ash/files/293091_hvd_ash_gvmnt_as_plat-form_v2.pdf (accessed 21 June 2022).
13. Digital Government: Pathways to Delivering Public Services for the Future. -Accenture, 2014. - P. 1-79. - URL: https://www.accenture.com/in-en/-/ me-dia/accenture/conversion-assets/dotcom/documents/global/pdf/industries_7/accenture-digital-government-pathways-to-delivering-public-services-for-the-future.pdf (accessed 21 June 2022).
14. Смотрицкая И.И. Цифровая трансформация государственного управления: основные тренды и новые возможности // Научные труды вольного экономического общества России. - 2021. - Т. 230, № 4. - С. 223-229.
15. Павлютенкова М. Ю. Электронное правительство vs цифровое правительство в контексте цифровой трансформации // Мониторинг общественного мнения: кономические и социальные перемены. - 2019. - № 5. - С. 120-135.
16. OECD "Digital Government Index: 2019 Results" // OECD Public Governance Policy Papers. - 2019. - No. 3. - URL: https://www.oecd-ilibrary.org/go-vernance/digital-government-index_4de9f5bb-en. (accessed 21 June 2022).
17. Мишустин заявил о «клиентоцентричной модели» управления Россией // ИА REGNUM. - 07.09.2020. - URL: https://regnum.ru/news/polit/3055872.html (дата обращения: 10.06.2022).
18. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474. -URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 10.06.2022)
19. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: Паспорт национального проекта (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам; протокол от 04.06.2019 № 7). - URL: https://base.garant.ru/72296050/ (дата обращения: 10.06.2022).
20. Суперсервисы и цифровая трансформация госуслуг / М-во цифр. развития, связи и массовых коммуникаций Рос. Федерации. - URL: https://di-gital.gov.ru/ru/activity/directions/854/ (дата обращения: 21.06.2022).
21. Городецкий А.Е. Институты государственного управления в условиях новых вызовов социально-экономического развития: моногр. / Ин-т экономики РАН. - М., 2018. - 237 с.
22. Глава ФНС: подходы доходообразующих органов и бизнеса к работе в цифровой экономике схожи / ИА ТАСС. - 06.09.2018. - URL: https://tass.ru/ ekonomika/5532882 (дата обращения: 15.06.2022).
23. Голикова: проект «Социальное казначейство» упростит получение всех мер социальной поддержки // Национальные проекты России. - 2021. - URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/proekt-sotsialnoe-kaznacheyst-vo-uprostit-poluchenie-vsekh-mer-sotsialnoy-podderzhki-golikova (дата обращения: 17.06.2022).
References
1. Strategiia nauchno-tekhnologicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii [Strategy for scientific and technological development of the Russian Federation]. Decree of the RF President dated 01.12.2016 No. 642, available at: http://kremlin.ru/acts/bank/41449 (accessed 10.06.2022).
2. Issledovanie OON: Elektronnoe pravitel'stvo 2020 [UN Study: E-Go-vernment 2020]. New York, UN Publishing Section, 2020, available at: https://pu-blicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2020-Survey/2020 %20UN%20E-Government%20Survey%20-%20Russian.pdf (accessed 10.06.2022).
3. Indeks razvitiia elektronnogo pravitel'stva [E-Government development index]. Available at: https://www.statista.com/statistics/1078588/egdi-e-government-development-index-russia/ (accessed 10.06.2022).
4. Kaliukov E. Gref predupredil o revoliutsii gosudarstvennogo upravleniia [Gref warned of the public administration revolution]. RBK, 25.09.2012, available at: https://www.rbc.ru/society/25/09/2019/5d8b 31fa9a7947c721902c91 (accessed 10.06.2022).
5. OECD recommendation on digital government strategies, 2014, available at: https://www.oecd.org/gov/digital-government/recommendation-on-digital-government-strategies.htm (accessed 21.06.2022).
6. UK digital strategy 2017. UK department for digital, culture, media & sport, 2017, available at: https://www.gov.uk/government/publications/uk-digital-strategy/uk-digital-strategy (accessed 21.06.2022).
7. Australian government digital transformation agenda, 2017, available at: https://www.dta.gov.au/about-us/reporting-and-plans/corporate-plans/corporate-plan-2017-20/full-text-government-digital-transformation-roadmap (accessed 21.06.2022).
8. Dobroliubova E.I., Iuzhakov V.N., Efremov A.A., Klochkova E.N., Talapina E.V., Startsev Ia.Iu. Tsifrovoe budushchee gosudarstvennogo upravleniia po rezul'tatam [The digital future of public administration based on the results]. Moscow, Delo, RANEPA, 2019, 114 p.
9. Sidorenko E.L., Bartsits I.N., Khisamova Z.I. Effektivnost' tsifrovogo gosudarstvennogo upravleniia: teoreticheskie i prikladnye aspekty [The efficiency of digital public administration assessing: Theoretical and applied aspects]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia, 2019, no. 2, pp. 93-114, available at: https://vgmu.hse.ru/data/2019/06/17/1485071385/%D0%A1%D0%B8%D0%B4 %D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,%20%D0%91%D0% B0%D 1%80%D 1%86%D0%B8%D 1 %86,%20%D0%A5%D0%B8%D1%81 %D0% B0% D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%202-2019.pdf (accessed 10.06.2022).
10. Digital government strategies for transforming public services in the welfare areas. 2016, available at: http://www.oecd.org/gov/digital-government/Digital-Government-Strategies-Welfare-Service.pdf (accessed 21.06.2022).
11. O'Reilly T. Government as a platform. Innovations: Technology, Governance, Globalization, 2011, vol. 6, iss. 1, pp. 13-40.
12. Richard P. Playbook: Government as a platform. Harvard Kennedy School, 2019, available at: https://ash.harvard.edu/files/ash/files/293091_hvd_ ash_gvmnt_as_platform_v2.pdf (accessed 21.06.2022).
13. Digital government: Pathways to delivering public services for the future. Accenture, 2014, pp. 1-79, available at: https://www.accenture.com/in-en/-/ me-dia/accenture/conversion-assets/dotcom/documents/global/pdf/industries_7/ accenture-digital-government-pathways-to-delivering-public-services-for-the-future.pdf (accessed 21.06.2022).
14. Smotritskaia I.I. Tsifrovaia transformatsiia gosudarstvennogo upravleniia: osnovnye trendy i novye vozmozhnosti [Digital transformation of public administration: Main trends and new opportunities]. Nauchnye trudy vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii, 2021, vol. 230, no. 4, pp. 223-229.
15. Pavliutenkova M.Iu. Elektronnoe pravitel'stvo vs tsifrovoe pravitel'stvo v kontekste tsifrovoi transformatsii [Electronic government vs digital government in the context of digital transformation]. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial'nyeperemeny, 2019, no. 5, pp. 120-135.
16. OECD "Digital Government Index: 2019 Results". OECD Public Governance Policy Papers, 2019, no. 3, available at: https://www.oecd-ilibrary.org/governance/digital-government-index_4de9f5bb-en (accessed 21.06.2022).
17. Mishustin zaiavil o "klientotsentrichnoi modeli" upravleniia Rossiei [Mishustin announced the "client-centric model" of Russia's management]. IA REGNUM, 07.09.2020, available at: https://regnum.ru/news/polit/3055872.html (accessed 10.06.2022).
18. O natsional'nykh tseliakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda [On the national goals of the RF development for the period until 2030]. Decree of the RF President dated 21.07.2020 No. 474, available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (accessed 10.06.2022)
19. Natsional'naia programma "Tsifrovaia ekonomika Rossiiskoi Federatsii": Pasport natsional'nogo proekta [National program "Digital economy of the Russian Federation": Passport of the national project]. Approved by Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects. Protocol dated 04.06.2019 No. 7, available at: https://base.garant.ru/72296050/ (accessed 10.06.2022).
20. Superservisy i tsifrovaia transformatsiia gosuslug [Super services and digital transformation of state services]. RF Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications, available at: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/854/ (accessed 21.06.2022).
21. Gorodetskii A.E. Instituty gosudarstvennogo upravleniia v usloviiakh novykh vyzovov sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia [Institutes of public administration during new challenges of socio-economic development]. Moscow, Institute of Economics of RAS, 2018, 237 p.
22. Glava FNS: podkhody dokhodoobrazuiushchikh organov i biznesa k rabote v tsifrovoi ekonomike skhozhi [Head of the Federal Tax Service: Approaches of income-forming bodies and businesses to work in a digital economy are similar]. IA TASS, 06.09.2018, available at: https://tass.ru/ekonomika/5532882 (accessed 15.06.2022).
23. Golikova: proekt "Sotsial'noe kaznacheistvo" uprostit poluchenie vsekh mer sotsial'noi podderzhki [The project "Social Treasury" will simplify the receipt of all measures for social support]. Russian National Projects, 2021, available at: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/proekt-sotsialnoe-kaznacheystvo-uprostit-poluchenie-vsekh-mer-sotsialnoy-podderzhki-golikova (accessed 17.06.2022).
Оригинальность 95 %
Получена 27.06.2022 Одобрена 18.07.2022 Принята к публикации 01.12.2022
I.Yu. Khramova, Yu.A. Grinevich
DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION: NEW OPPORTUNITIES FOR STATE-SOCIETY INTERACTION
Nowadays public administration processes in many countries are subject to digital changes. The transition from an industrial to a post-industrial society calls for the development of the service sector, services in the field of public administration being faced with such changes, too. Many states are trying to expand access to services, automate the processes of informing and providing them. Developed countries have created the concept of a digital state and are actively implementing it at present. In recent years, especially under Covid-19 pandemic, the introduction of ICT, new technical tools, the development of information resources, remote public services have become of great importance in governmental activities and have increased their efficiency. The introduction of information technologies into public administration processes began more than 10 years ago and was actively stimulated by the Russian government during the pandemic in 2020-2022. The authors analyzed the models of digital transformation of public administration, identified the main requirements and fields of changes. They reviewed in detail the foreign experience of changing public administration systems in different countries. The authors also analyzed the indicator characterizing the degree of development of electronic government in the country (EGDI). Conclusions are drawn about the dynamics of its constituent components, as well as about the need for changes in both social and economic spheres. The authors conclude that there is a necessity of fundamental changes in public administration during the transition to the functioning of digital government, which will increase efficiency, form an open and user-friendly system of public administration.
Keywords: digital transformation of the economy, public administration, digitalization of public administration, electronic government, digital government.
Irina Yu. Khramova - Cand. Sc. (Economics), Associate Professor, Department of World Economy and Customs Affairs, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, e-mail: [email protected].
Yulia A. Grinevich - Cand. Sc. (Economics), Associate Professor, Department of World Economy and Customs Affairs, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, e-mail: [email protected].
Received 27.06.2022 Accepted 18.07.2022 Published 01.12.2022
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад авторов равноценен.
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Храмова, И.Ю. Цифровая трансформация государсвтенного управления: новые возможности для взаимодействия общества и государства / И.Ю. Храмова, Ю.А. Гриневич // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2022. - № 4. - С. 131-143.
Please cite this article in English as:
Khramova I.Yu., Grinevich Yu.A. Digital transformation of public administration: new opportunities for state-society interaction. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 4, pp. 131-143 (In Russ).