Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / цифровые технологии / инновационные технологии / интернет-ресурсы / дистанционное обучение / мотивация / digital learning environment / digital technologies / innovative technologies / Internet resources / distance learning / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.А. Полянская, С.Ю. Полянский

В данной статье рассматривается цифровая образовательная среда как открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Компьютеризация, информатизация, цифровизация общественного устройства порождают необходимость к изменениям и в системе образования. Использование интернет-среды подрастающим поколением стало большей частью их жизни. Авторы рассматривают возможности повышения мотивации школьников к учению путем использования современных интернет-ресурсов в образовательных целях. Приведены результаты опроса, где в качестве информантов выступают 89 учителей, определивших наиболее актуальные проблемы преподавания. В статье приводятся примеры использования цифровых технологий, в том числе актуальных для успешного дистанционного обучения. В заключение делаются выводы о возможности осуществления благодаря ЦОС личностно ориентированного обучения, включающего развитие поискового метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.А. Полянская, С.Ю. Полянский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF THE QUALITY OF EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF A SECONDARY GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL)

The article discusses the digital educational environment as an open set of information systems designed to support various tasks of the educational process. Computerization, informatization and digitalization of the social structure gives rise to the need for changes in the education system. The usage of the Internet environment by the younger generation has become a big part of their lives. The authors consider ways to increase motivation of schoolchildren to study by using modern Internet resources for educational purposes. Most recent problems are identified by empirical research on 89 teachers. The article provides examples of the use of digital technologies including relevant technics for successful distance learning. In conclusion, the use of digital educational environment makes it possible to implement student-centered learning, including the development of search activity.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)»

Анализируя лучшие образовательные практики, мы приходим к выводу о том, что решение данной проблемы заключается в разработке специализированного курса для студентов бакалавриата. Целью такого спецкурса будет ознакомление студентов с основами психологии семьи и семейных отношений, введение в перинатологию, основы семейной педагогики, вопросы экономики семьи и семейной медицины. Целесообразно продумать стилистику образовательно-

Библиографический список

го процесса, интерактивные технологии преподавания цикла учебных занятий, формы и методы контроля. Разработка и внедрение такого спецкурса позволит интегрировать все лучшие модели подготовки к родительству из прошлого опыта отечественной и зарубежной педагогики с учетом современных ИКТ-технологий и комплексно подойти к решению вопросов подготовки к родительству современной молодежи.

1. Андрюшина П.А. Подготовка к родительству в российских вузах: проблемы, пути решения. Тезисы докладов международной конференции «ДППО-2021». Воронеж, 2021: 26-28.

2. Андрюшина П.А., Григорьева М.В. Проблемы подготовки к родительству в отечественной и зарубежной педагогике. Available at: http://izvestia- ippo.ru/andryushina-p-a-grigoreva-m-v-problemy

3. Белановская О.В. Представления о родительстве и готовность к материнству у молодых женщин. Перинатальная психология и психология родительства. 2009; № 4: 15-19.

4. Лисова О. Ответственное родительство: формирование родительских ролей. Тезисы международной научно-методической конференции. Псков: Издательство ПГУ 2016: 142-146.

5. Овчарова РВ. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006.

6. Сеппенен Ю.В. Формирование осознанного родительства в молодой семье. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017; № 11: 127-132.

7. Сидоров С.В. Педагогика (Теория и методика воспитания): учебно-методическое пособие. Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2006.

References

1. Andryushina P.A. Podgotovka k roditel'stvu v rossijskih vuzah: problemy, puti resheniya. Tezisy dokladov mezhdunarodnoj konferencii «DPPO-2021». Voronezh, 2021: 26-28.

2. Andryushina P.A., Grigor'eva M.V. Problemy podgotovkikroditel'stvu v otechestvennojizarubezhnojpedagogike. Available at: http://izvestia- ippo.ru/andryushina-p-a-grigoreva-m-v-problemy

3. Belanovskaya O.V. Predstavleniya o roditel'stve i gotovnost' k materinstvu u molodyh zhenschin. Perinatal'naya psihologiya ipsihologiya roditel'stva. 2009; № 4: 15-19.

4. Lisova O. Otvetstvennoe roditel'stvo: formirovanie roditel'skih rolej. Tezisy mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Pskov: Izdatel'stvo PGU, 2016: 142-146.

5. Ovcharova R.V. Roditel'stvo kakpsihologicheskij fenomen: uchebnoe posobie. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2006.

6. Seppenen Yu.V. Formirovanie osoznannogo roditel'stva v molodoj sem'e. Skif. Voprosy studencheskoj nauki. 2017; № 11: 127-132.

7. Sidorov S.V. Pedagogika (Teoriya i metodika vospitaniya): uchebno-metodicheskoe posobie. Shadrinsk: Izdatel'stvo PO «Iset'», 2006.

Статья поступила в редакцию 05.12.22

УДК 373.1

Polyanskaya L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: ludmilapol@rambler.ru

Polyanskiy S.Yu., senior teacher, principal of school № 54, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: polaynski@rambler.ru

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF THE QUALITY OF EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF A SECONDARY GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL). The article discusses the digital educational environment as an open set of information systems designed to support various tasks of the educational process. Computerization, informatization and digitalization of the social structure gives rise to the need for changes in the education system. The usage of the Internet environment by the younger generation has become a big part of their lives. The authors consider ways to increase motivation of schoolchildren to study by using modern Internet resources for educational purposes. Most recent problems are identified by empirical research on 89 teachers. The article provides examples of the use of digital technologies including relevant technics for successful distance learning. In conclusion, the use of digital educational environment makes it possible to implement student-centered learning, including the development of search activity.

Key words: digital learning environment, digital technologies, innovative technologies, Internet resources, distance learning, motivation.

Л.А. Полянская, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Е-mail: ludmilapol@rambler.ru

С.Ю. Полянский, директор МБОУ СОШ № 54, ст. преп. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

Е-mail: polaynski@rambler.ru

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

В данной статье рассматривается цифровая образовательная среда как открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Компьютеризация, информатизация, цифровизация общественного устройства порождают необходимость к изменениям и в системе образования. Использование интернет-среды подрастающим поколением стало большей частью их жизни. Авторы рассматривают возможности повышения мотивации школьников к учению путем использования современных интернет-ресурсов в образовательных целях. Приведены результаты опроса, где в качестве информантов выступают 89 учителей, определивших наиболее актуальные проблемы преподавания. В статье приводятся примеры использования цифровых технологий, в том числе актуальных для успешного дистанционного обучения. В заключение делаются выводы о возможности осуществления благодаря ЦОС личностно ориентированного обучения, включающего развитие поискового метода.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровые технологии, инновационные технологии, интернет-ресурсы, дистанционное обучение, мотивация.

Особенностью современного глобального информационного общества является не только повышение скорости передачи и обработки информации, но и повышение скорости изменений интернет-среды и гаджетов. Современные гад-жеты обеспечивают «включенность» человека в интернет-реальность, виртуальную реальность, дополненную реальность и просто обеспечивают повседневное, нормальное взаимодействие с социальной средой и природой.

Актуальность темы обусловлена тем, что постоянно растущая скорость изменений - одновременно и достижение, и проблема постиндустриального информационного общества. Открывая множество возможностей, растущие скорости передачи и обработки информации вызывают к жизни абсолютно новые проблемы социокультурного характера. Система образования находится в эпицентре цифровых трансформаций общества.

Современная интернет-среда постоянно меняется, и драйвером этих изменений является молодежь. Цифровизация практически всех сторон жизни общества диктует новые формы взаимодействия: человек - человек, человек -природа. Цифровая опосредованность практически любого вида деятельности погружает современных детей в несколько реальностей. Дети в действительности одновременно живут в виртуальной и дополненной реальностях. «Цифровой разрыв» между представителями разных поколений не только увеличивается с ростом цифровизации общества, но и становится неизбежным.

Целью исследования является поиск цифровых инструментов для повышения качества учебно-познавательного процесса и образования в средней общеобразовательной школе. Для достижения поставленной цели необходимо уточнить сущность понятий «ЦОС» и «цифровое образовательное простран-

ство», выявить основные проблемы педагогов, возникшие в связи с цифровой трансформацией образовательной среды, рассмотреть возможности повышения мотивации школьников к учению путем использования современных интернет-ресурсов в образовательных целях.

Научная новизна настоящего исследования состоит в попытке осмысления актуальных проблем в преподавании путем анализа данных, полученных в результате опроса педагогов на основе Google forms.

Практическая значимость исследования заключается в создании рекомендаций по использованию цифровых инструментов для внедрения в образовательный процесс.

По данным совместного исследования Google и Ipsos, 65% россиян используют Интернет ежедневно, но если речь идет о молодом поколении, то эта цифра достигает 98%.

Пользователи от 13 до 24 лет - первое цифровое поколение, чье взросление происходит неразрывно от технологий. В своих привычках, ценностях и поведении онлайн они принципиально отличаются от миллениалов. А главное -они проводят в сети значительно больше времени, чем пользователи 25-34 лет. В частности, в социальных сетях, за просмотром видео и онлайн-играми. Молодые пользователи всегда стремятся оставаться на связи. Основным каналом коммуникации для них являются социальные сети, в числе которых одна из самых популярных - это YouTube [1].

«Проживая» одновременно в нескольких реальностях, современный ребенок становится заложником клиповой реальности не только Интернета, СМИ, но и всего общества. По мнению Т.Н. Шеметовой, современные реалии таковы, что порождают интернет-сознание, которое следует сопоставить с «инкорпорированным типом мышления, лишенным временных категорий. Привычка современного человека оперировать короткой реальностью, мыслить «чувственными пятнами» отсекает опыт логических рассуждений в пространстве и времени» [2, с. 254].

Такое влияние цифрового образовательного пространства не способствует росту качества образования, а, на наш взгляд, является одним из условий экзистенциальной деградации личности. Интернет-среда и нахождение ребенка практически 24 часа в сутки онлайн, как правило, не выполняет функции образования и саморазвития личности, а является, в общем, времяпрепровождением и способствует усилению зависимости от гаджетов.

Современному педагогу необходимо не запрещать пользоваться интернет-технологиями, а направить эту потребность в гаджетах в правильное русло. Любить можно то, что знаешь и понимаешь, о чем есть информация, знания, чем можно и хочется поделиться с другими. Ребенок может проявить свои способности и стремление социализироваться не только постами в соцсетях и бло-герством на всевозможные темы, но и разместив видео или сюжет об изученном объекте, поведать миру свою личную историю, связанную, так или иначе, с его субъективными переживаниями, изученной новой темой. Такой подход к интернет-среде меняет суть вопроса. ИКТ становится средством, цифровым инструментом, при помощи которого пользователь может стать созидателем социально значимого продукта и, изучая социальные реалии, историю, школьный предмет, краеведение, особенности общественной жизни, стать активным, саморазвивающимся пользователем ИКТ.

Цифровое образовательное пространство предстает как накопитель образовательной информации и средств работы с ней «в цифре», тогда как ЦОС - это главный вектор развития современной системы образования. ЦОС - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

О.Н. Шилова понимает под цифровой образовательной средой опосредованный использованием цифровых технологий и цифровых образовательных ресурсов комплекс отношений в образовательной деятельности, способствующих реализации субъектами образовательного процесса возможностей по освоению культуры, способов самореализации, выстраиванию социальных отношений, нацеленных на формирование ответственного цифрового поведения гражданина современного общества [3].

Цифровые технологии в образовательном пространстве являлись предметом изучения Е.Л. Вартановой, М.И. Максеенко, Л.В Орловой, Л.В. Шмельковой, Т.Н. Шеметовой, А.Ю. Уварова и многих других. Так, А.Ю. Уваров отмечает, что использование цифровых технологий должно производиться в комплекте с «си-нергичным» обновлением содержания» образования. Такой подход позволяет кардинально улучшить качество образования. Создание цифровой образовательной среды в каждом образовательном учреждении - процесс уникальный, зависящий от множества факторов [4].

Новый федеральный государственный образовательный стандарт предоставляет каждому обучающемуся возможность участия в организации своего обучения. Цифровая трансформация образования призвана решить эту задачу [5; 6].

В соответствии с реализацией ФГОС и обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования ИКТ-грамотность включена в фундаментальные знания обучающихся.

Для установления актуальных проблем и трудностей, волнующих педагогов средней общеобразовательной школы, нами был проведен анонимный опрос 89 учителей английского языка Алтайского края с использованием онлайн-инстру-мента Google Forms. Реципиентам было предложено выбрать наиболее актуальные проблемы из 9 предложенных:

Укажите наиболее актуальные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в преподавании (выберите несколько из списка);

89 ответов

сложно работать с современ... 35 (39,3 %)

уровень мотивации у... 58 (65,2

большая нагрузка -50(56,2%)

признаки профессионального... слабая методическая поддер... неэффективные уроки недостаточно знаний низкий уровень личной мотив.., языковые затруднения

29(32,6%) ■23(25,8%)

Рис. 1. Результаты анонимного опроса на базе Google forms

В результате опроса было установлено, что более половины интервьюируемых (65,2%) отмечают низкий уровень мотивации обучающихся к изучению иностранного языка как ключевую проблему (не)успешности образовательного процесса. Вторую позицию (56,2%) в списке трудностей занимает большая загруженность современного учителя. И, наконец, в качестве третьей проблемы (39,3%) обозначена сложность работы с современными школьниками. При этом недостаточный уровень знаний и низкий уровень собственной мотивации отметили лишь от 2,2% до 4.6% реципиентов. Решением данных проблем представляется организация для учительской аудитории мастер-классов, курсов повышения квалификации, ориентированных на обучение педагогов современным образовательным технологиям. Таким образом, для решения названных вопросов следует найти те современные технологии и приемы обучения, которые способствовали бы, с одной стороны, повышению мотивации обучающихся, с другой стороны, позволили бы снизить нагрузку на учителя, помочь в организации повышения эффективности урока.

Около четверти реципиентов обозначили проблему слабой методической поддержки учителя, что в сочетании с большой нагрузкой на педагога оказывает негативное влияние на образовательный процесс. Отметим, что с развитием цифровых технологий не остается без внимания и методическая поддержка педагога. Так, конструктор рабочих программ, учитывающий все требования обновленного ФГОС, размещенный на сайте www.edsoo.ru, призван экономить временные затраты педагога на составление рабочих программ. Задача учителя заключается в правильном проектировании рабочей программы с указанием количества часов, выделенных на прохождение темы, контрольных или практических работ, видов и форм контроля и ЦОР.

Пандемия и вынужденная организация дистанционного обучения также внесли коррективы в организацию более эффективного обучения, основанного на применении интернет-технологий. Появился успешный опыт использования программы для организации видеоконференций Zoom, позволяющих виртуально присутствовать на занятиях. Некоторые возможности Zoom представляют особый интерес для организации обучения в группах, например, обсуждение проблемных вопросов с использованием сессионных залов, дающих учителю возможность распределить обучающихся на необходимое количество групп. Данная форма организации работы актуальна для урока иностранного языка, поскольку учителю необходимо создавать условия для формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции. При такой форме работы учитель создает благоприятные условия для демонстрации обучающимися практического знания языка, что позволяет имитировать реальную ситуацию общения. Учитель также может посещать комнаты для совместной работы с целью контроля и координации действий обучающихся, при этом обучающиеся более свободно могут общаться, не ощущая постоянного контроля со стороны учителя и не боясь сделать ошибку.

Следующим ресурсом для организации эффективного дистанционного обучения можно назвать платформу CoreApp. Необходимо отметить, что данный стартап в сфере образования не является ресурсом с разработанными готовыми заданиями, а выступает лишь конструктором интерактивных уроков, предоставляющим учителю «широкое поле» для внедрения креативных идей в образовательный процесс. Несомненным плюсом является возможность создания контрольных, тестовых работ и автоматизированная проверка знаний обучающихся, способствующая снижению нагрузки на учителя, поскольку данный вид работы не требует от учителя значительных временных затрат. Каждый обучающийся имеет индивидуальный логин и пароль для выполнения заданий, также ресурс позволяет вести учет всех выполненных работ, учет успеваемости каждого обучающегося. Положительные отзывы учителей, апробировавших обучение с элементами дистанционных технологий на платформе CoreApp, свидетельствуют об успешности и эффективности данной интернет-технологии, которая может быть использована для выполнения домашних заданий и позволяет реализовать мо-

дель flipped classroom (букв.: 'перевернутый класс'). Кроме того, являясь асинхронным видом онлайн-обучения, CoreApp позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении: обучающийся может выполнять задания в том темпе, который ему необходим для успешного усвоения материала, а учитель может на свое усмотрение подобрать дополнительный материал, включающий аудиовизуальный контент, завершив обучение тестовой проверкой усвоения знаний. (С примером разработанного урока английского языка Highland Games можно ознакомиться на платформе CoreApp https://coreapp.ai/app/player/lesson/621dc6 dfda7fb2033f4d7d7a/1).

Несомненным преимуществом является возможность учителя поделиться наиболее удачными уроками с коллегами, предоставив им ссылку на урок.

Нас также интересовало мнение педагогов относительно важности компетенций, необходимых учителю в современном мире. Тот факт, что более половины реципиентов (57,3%) считают владение цифровыми инструментами неотъемлемой частью компетенций современного учителя, свидетельствует о значимости и актуальности данного вопроса, требующего дальнейшего осмысления.

Сложность в работе с современными обучающимися заключается в том, что это дети цифрового века, буквально с рождения использующие всевозможные гаджеты и в разы быстрее осваивающие новые технологии обучения в отличие от учителей, которым необходимо научиться, сознательно и целенаправленно «пропустив через себя» новую информацию. Невозможно использовать в образовательном процессе лишь традиционные технологии обучения, избегая внедрения современных цифровых технологий, способствующих, в том числе,

Библиографический список

переключению внимания и повышению мотивации школьников к учению. К сожалению, наличие интерактивной панели, смарт-доски в классе не всегда гарантирует ее (целесообразное) использование на уроке.

Исследование показало, что ЦОС и цифровые технологии позволяют осуществлять личностно ориентированное обучение, включающее развитие поискового метода, поскольку при таком обучении нет трансляции знаний, оно извлекается самостоятельно.

Дальнейшее решение указанных проблем требует тщательно продуманной стратегии с учетом реалий времени, требований ФГОС, актуальных для реализации образовательного процесса, а также всех участников образовательных отношений, в том числе обучающихся, педагогических, учебно-вспомогательных и иных работников организации, обеспечивающих реализацию программы, родителей или законных представителей несовершеннолетних обучающихся.

В заключение отметим, что, используя современные реалии включенности обучающихся в интернет-среду и ИКТ (социальные сети, обмен сообщениями, блогерство, вайнерство и др.) для социализации и саморазвития личности, воспитания патриотизма, любви к малой родине, можно и нужно привлекать детей и молодежь к изучению истории, культуры, природы, социально-экономической, политической жизни страны, включать подрастающее поколение в творческую, созидательную деятельность, направленную на создание средствами ИКТ конкретного продукта (видеосюжет, вайн, презентация и др.) о своей школе, своем районе, каком-либо объекте на актуальную, злободневную, интересную самим обучающимся тему.

1. Google: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн. Available at: https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158475.phtml

2. Шеметова Т.Н. Клиповое интернет сознание как тип пралогического мышления. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013; № 4 (2): 254-259.

3. Шилова О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд. Человек и образование. 2020; № 2 (63): 40.

4. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2018.

5. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды. Приказ Минпросвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/73235976/

6. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287. Приказ Министерства просвещения России от 18 июля 2022 г. № 568. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/3a8149c34cdc83e7 5c444be77a4c791a/

References

1. Google: issledovanie privychek i povedeniya rossijskoj molodezhl onlajn. Available at: https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158475.phtml

2. Shemetova T.N. Klipovoe internet soznanie kak tip pralogicheskogo myshleniya. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2013; № 4 (2): 254-259.

3. Shilova O.N. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda: pedagogicheskij vzglyad. Chelovekiobrazovanie. 2020; № 2 (63): 40.

4. Uvarov A.Yu. Obrazovanie v mire cifrovyh tehnologij: na puti kcifrovoj transformacii. Moskva: Izdatel'skij dom GU-VSh'E, 2018.

5. Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Prikaz Minprosvescheniya RF ot 2 dekabrya 2019 g. № 649. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73235976/

6. O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya, utverzhdennyj prikazom Minprosvescheniya Rossii ot 31 maya 2021 g. № 287. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossii ot 18 iyulya 2022 g. № 568. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/3a8149c34cdc83e75c444be77a4c791a/

Статья поступила в редакцию 30.11.22

УДК 378.016:81'243

Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: marina_popova777@mail.ru

Fyodorova A.S., student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: lestrange1998@mail.ru

ACTIVATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK THROUGH THE PROJECT METHOD IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE. The article reveals a problem of developing skills of independent work of future teachers of foreign languages, based on the active use of the project method in the educational process with the students of a language university, which allows to learn English language effectively. The authors propose to introduce planning and implementation of practical tasks-projects in the format of video clips into the educational process. The project method allows students to activate cognitive and creative abilities, taking into account their personal characteristics. The paper substantiates the idea that the use of the project method will be more effective if, when working on the project, the independent activity of students is activated. The idea that the teacher plays an important role in activating the independent work of students is substantiated. That is why the teacher should competently introduce this type of activity into the educational process.

Key words: independent work, project method, language university.

М.И. Попова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: marina_popova777@mail.ru

А.С. Федорова, студентка, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: lestrange1998@mail.ru

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье раскрывается проблема формирования навыков самостоятельной работы будущих учителей иностранных языков, основанной на активном применении метода проекта в учебной деятельности студентов языкового вуза, позволяющей обеспечить эффективное изучение английского языка. Авторы предлагают внедрить в учебно-воспитательный процесс планирование и выполнение практических заданий-проектов в формате видеороликов. Метод проекта позволяет активизировать у студентов познавательную деятельность и творческие способности с учетом их личностных характеристик. В работе обосновывается мысль о том, что использование метода проекта окажется более эффективным, если при работе над ним будет произведена активизация самостоятельной деятельности студентов. Обосновывается мысль о том, что преподаватель играет важную роль в активизации самостоятельной работы студентов. Именно поэтому преподавателю следует грамотно внедрять данный вид деятельности в учебный процесс.

Ключевые слова: самостоятельная работа, метод проекта, языковой вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.