Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / метод проекта / языковой вуз / independent work / project method / language university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.И. Попова, А.С. Федорова

В статье раскрывается проблема формирования навыков самостоятельной работы будущих учителей иностранных языков, основанной на активном применении метода проекта в учебной деятельности студентов языкового вуза, позволяющей обеспечить эффективное изучение английского языка. Авторы предлагают внедрить в учебно-воспитательный процесс планирование и выполнение практических заданий-проектов в формате видеороликов. Метод проекта позволяет активизировать у студентов познавательную деятельность и творческие способности с учетом их личностных характеристик. В работе обосновывается мысль о том, что использование метода проекта окажется более эффективным, если при работе над ним будет произведена активизация самостоятельной деятельности студентов. Обосновывается мысль о том, что преподаватель играет важную роль в активизации самостоятельной работы студентов. Именно поэтому преподавателю следует грамотно внедрять данный вид деятельности в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.И. Попова, А.С. Федорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK THROUGH THE PROJECT METHOD IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article reveals a problem of developing skills of independent work of future teachers of foreign languages, based on the active use of the project method in the educational process with the students of a language university, which allows to learn English language effectively. The authors propose to introduce planning and implementation of practical tasks-projects in the format of video clips into the educational process. The project method allows students to activate cognitive and creative abilities, taking into account their personal characteristics. The paper substantiates the idea that the use of the project method will be more effective if, when working on the project, the independent activity of students is activated. The idea that the teacher plays an important role in activating the independent work of students is substantiated. That is why the teacher should competently introduce this type of activity into the educational process.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

дель flipped classroom (букв.: 'перевернутый класс'). Кроме того, являясь асинхронным видом онлайн-обучения, CoreApp позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении: обучающийся может выполнять задания в том темпе, который ему необходим для успешного усвоения материала, а учитель может на свое усмотрение подобрать дополнительный материал, включающий аудиовизуальный контент, завершив обучение тестовой проверкой усвоения знаний. (С примером разработанного урока английского языка Highland Games можно ознакомиться на платформе CoreApp https://coreapp.ai/app/player/lesson/621dc6 dfda7fb2033f4d7d7a/1).

Несомненным преимуществом является возможность учителя поделиться наиболее удачными уроками с коллегами, предоставив им ссылку на урок.

Нас также интересовало мнение педагогов относительно важности компетенций, необходимых учителю в современном мире. Тот факт, что более половины реципиентов (57,3%) считают владение цифровыми инструментами неотъемлемой частью компетенций современного учителя, свидетельствует о значимости и актуальности данного вопроса, требующего дальнейшего осмысления.

Сложность в работе с современными обучающимися заключается в том, что это дети цифрового века, буквально с рождения использующие всевозможные гаджеты и в разы быстрее осваивающие новые технологии обучения в отличие от учителей, которым необходимо научиться, сознательно и целенаправленно «пропустив через себя» новую информацию. Невозможно использовать в образовательном процессе лишь традиционные технологии обучения, избегая внедрения современных цифровых технологий, способствующих, в том числе,

Библиографический список

переключению внимания и повышению мотивации школьников к учению. К сожалению, наличие интерактивной панели, смарт-доски в классе не всегда гарантирует ее (целесообразное)использование на уроке.

Исследование показало, что ЦОС и цифровые технологии позволяют осуществлять личностно ориентированное обучение, включающее развитие поискового метода, поскольку при таком обучении нет трансляции знаний, оно извлекается самостоятельно.

Дальнейшее решение указанных проблем требует тщательно продуманной стратегии с учетом реалий времени, требований ФГОС, актуальных для реализации образовательного процесса, а также всех участников образовательных отношений, в том числе обучающихся, педагогических, учебно-вспомогательных и иных работников организации, обеспечивающих реализацию программы, родителей или законных представителей несовершеннолетних обучающихся.

В заключение отметим, что, используя современные реалии включенности обучающихся в интернет-среду и ИКТ (социальные сети, обмен сообщениями, блогерство, вайнерство и др.) для социализации и саморазвития личности, воспитания патриотизма, любви к малой родине, можно и нужно привлекать детей и молодежь к изучению истории, культуры, природы, социально-экономической, политической жизни страны, включать подрастающее поколение в творческую, созидательную деятельность, направленную на создание средствами ИКТ конкретного продукта (видеосюжет, вайн, презентация и др.) о своей школе, своем районе, каком-либо объекте на актуальную, злободневную, интересную самим обучающимся тему

1. Google: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн. Available at: https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158475.phtml

2. Шеметова Т.Н. Клиповое интернет сознание как тип пралогического мышления. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013; № 4 (2): 254-259.

3. Шилова О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд. Человек и образование. 2020; № 2 (63): 40.

4. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2018.

5. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды. Приказ Минпросвещения РФ от 2 декабря 2019 г № 649. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/73235976/

6. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287. Приказ Министерства просвещения России от 18 июля 2022 г. № 568. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/3a8149c34cdc83e7 5c444be77a4c791a/

References

1. Google: issledovanie privychek i povedeniya rossijskoj molodezhi onlajn. Available at: https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158475.phtml

2. Shemetova T.N. Klipovoe internet soznanie kak tip pralogicheskogo myshleniya. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2013; № 4 (2): 254-259.

3. Shilova O.N. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda: pedagogicheskij vzglyad. Chelovekiobrazovanie. 2020; № 2 (63): 40.

4. Uvarov A.Yu. Obrazovanie v mire cifrovyh tehnologij: na puti kcifrovoj transformacii. Moskva: Izdatel'skij dom GU-VSh'E, 2018.

5. Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Prikaz Minprosvescheniya RF ot 2 dekabrya 2019 g. № 649. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73235976/

6. O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya, utverzhdennyj prikazom Minprosvescheniya Rossii ot 31 maya 2021 g. № 287. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossii ot 18 iyulya 2022 g. № 568. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/3a8149c34cdc83e75c444be77a4c791a/

Статья поступила в редакцию 30.11.22

УДК 378.016:81'243

Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: marina_popova777@mail.ru

Fyodorova A.S., student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: lestrange1998@mail.ru

ACTIVATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK THROUGH THE PROJECT METHOD IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE. The article reveals a problem of developing skills of independent work of future teachers of foreign languages, based on the active use of the project method in the educational process with the students of a language university, which allows to learn English language effectively. The authors propose to introduce planning and implementation of practical tasks-projects in the format of video clips into the educational process. The project method allows students to activate cognitive and creative abilities, taking into account their personal characteristics. The paper substantiates the idea that the use of the project method will be more effective if, when working on the project, the independent activity of students is activated. The idea that the teacher plays an important role in activating the independent work of students is substantiated. That is why the teacher should competently introduce this type of activity into the educational process.

Key words: independent work, project method, language university.

М.И. Попова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: marina_popova777@mail.ru

А.С. Федорова, студентка, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: lestrange1998@mail.ru

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье раскрывается проблема формирования навыков самостоятельной работы будущих учителей иностранных языков, основанной на активном применении метода проекта в учебной деятельности студентов языкового вуза, позволяющей обеспечить эффективное изучение английского языка. Авторы предлагают внедрить в учебно-воспитательный процесс планирование и выполнение практических заданий-проектов в формате видеороликов. Метод проекта позволяет активизировать у студентов познавательную деятельность и творческие способности с учетом их личностных характеристик. В работе обосновывается мысль о том, что использование метода проекта окажется более эффективным, если при работе над ним будет произведена активизация самостоятельной деятельности студентов. Обосновывается мысль о том, что преподаватель играет важную роль в активизации самостоятельной работы студентов. Именно поэтому преподавателю следует грамотно внедрять данный вид деятельности в учебный процесс.

Ключевые слова: самостоятельная работа, метод проекта, языковой вуз.

На сегодняшний день учителям и преподавателям иностранного языка необходимо не только формировать у обучающихся основные компетенции, знания и умения - им также необходимо научить обучающихся применять полученные знания на практике.

Для осуществления вышеупомянутых задач необходимо активизировать самостоятельную деятельность обучающихся, так как полученных на занятиях знаний может быть недостаточно. В связи с этим следует усовершенствовать технологии и методики современного обучения иностранному языку. Метод проекта является одним из самых эффективных методов обучения, он позволяет решить намеченные задачи. При работе над проектом обучающиеся переходят от пассивного восприятия к активному поиску новых знаний. Данный проект является эффективным способом организации самостоятельной деятельности студентов, чем и обусловлена актуальность нашего исследования.

Целью работы является выявление эффективности использования метода проекта при активизации самостоятельной работы студентов 1 курса в обучении иностранному языку Цель определяет поставленные нами задачи: изучение понятия «самостоятельная работа»; анализ научной литературы; проведение пробного обучения по разработанному проекту с целью активизации самостоятельной работы студентов; разработка методических рекомендаций по использованию метода проекта при обучении студентов иностранному языку. Научная новизна работы состоит в том, что выявлены эффективные способы активизации самостоятельной работы студентов языкового вуза при работе над проектом в команде. Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций преподавателю по использованию метода проектов, которые могут быть использованы в языковом вузе. Кроме того, разработанный нами проект можно будет использовать при обучении студентов 1 курса для активизации их самостоятельной работы. В рамках нашего исследования целевая аудитория -это студенты, обучающиеся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата).

Известный педагог и психолог И.А. Зимняя рассматривает самостоятельную работу как целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельность. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексии, самодисциплины и личной ответственности [1, с. 480].

Советский историк и профессор Горьковского пединститута Архангельский С.И. определяет СРС как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний и их использование для решения учебных, научных и профессиональных задач [2, с. 200].

Как считает советский и российский учёный-педагог Вяткин Л.Г, самостоятельная работа студента - вид деятельности, при которой в условиях систематического уменьшения прямой помощи преподавателя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, формированию познавательной самостоятельности как черты личности студента [3, с. 36].

Козаков В.А. трактует самостоятельную работу обучающихся как специфический вид деятельности, главной целью которого является формирование самостоятельности учащегося субъекта, а формирование его умений, знаний и навыков осуществляется опосредованно - через содержание и методы всех видов учебных занятий [4, с. 12].

А.Г Молибог видит в ней деятельность, складывающуюся из творческого восприятия и осмысления учебного материала в ходе лекции, из подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ [5, с. 6].

Нам близки их определения, так как мы считаем, что самостоятельная работа способствует формированию личностной самостоятельности студентов, ответственности за результаты их деятельности, а преподавателю дает возможность опосредованно участвовать в этом процессе, при этом осуществляя педагогическую поддержку и контроль над деятельностью студентов.

Для обеспечения успешного выполнения самостоятельной работы преподавателю необходимо создать следующие условия: мотивировать студентов на выполнение учебного задания, четко ставить познавательные задачи, выбрать алгоритм, метод выполнения работы, способы ее выполнения, четко определить формы отчетности, объем работы, сроки ее представления.

Метод проектов нацелен на принципиально новый подход в обучении, предполагающий самостоятельную разработку и реализацию того или иного учебного проекта.

Для студента проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого, научного, исследовательского потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Метод проектов направлен на решение актуальной проблемы, выбранной самими студентами. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы, который носит практический характер и является значимым для самих открывателей.

Для преподавателя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения, навыки и компетенции проектирования: про-

блематизацию, целеполагание, планирование деятельности, рефлексию и самоанализ, презентацию и самопрезентацию, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательскую и творческую деятельность [6, с. 48].

Самостоятельная работа студентов в условиях высшего учебного заведения - составная часть профессионального самообразования. Преподавателям важно уметь грамотно пользоваться этой методикой, им необходимо непрерывно работать над её совершенствованием. Кроме того, преподавателям нужно развивать у студентов необходимые умения и качества. Ведь студентам необходимо работать над саморазвитием, воспитанием волевых качеств, совершенствованием памяти, внимания. Самостоятельная работа студента результативна при соблюдении общей системы работы над самосовершенствованием.

В российской дидактике высшей школы накоплен значительный опыт организации самостоятельной работы студентов. В свое время известный российский педагог К.Д. Ушинский писал о важности формирования самостоятельности в работе обучающихся. Он считал, что важно помнить о том, что преподавателям следует передавать обучающимся не только те или иные знания, но и развивать в них желание и способность самостоятельно приобретать новые знания без его помощи. Ведь, обладая таким навыком или привычкой, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач обучения [7, с. 416].

В нашем исследовании приняли участие студенты 1 курса группы БА-А-ПО-21-161 Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

Перед началом работы над проектом нами был изучен список группы АПО-21-161. Группа состоит из 23 обучающихся, из них l8 девушек и 5 юношей. Уровень владения иностранным языком данной группы - Intermediate. Также в результате диагностики направленности учебной мотивации студентов по Т.Д. Дубовицкой мы выяснили, что у группы средний уровень внутренней мотивации.

Для того чтобы успешно активизировать самостоятельную работу студентов, необходимо составить задание, соответствующее их интересам. Знания, которые они будут получать в процессе работы над проектом, должны пригодиться в реальной жизни. Для этого следует найти или сформировать проблему, взятую из реальной жизни. Исходя из этого, мы решили подготовить творческий междисциплинарный групповой краткосрочный проект.

Задание для работы над проектом было составлено с опорой на УМК от издательства Pearson Longman Total English Intermediate Antonia Clare, JJ Wilson [8]. Тема проекта была отобрана из Unit 8 "Change". Она связана с изменениями в жизни и, на наш взгляд, актуальна и не может не заинтересовать студентов. Данный блок состоит из следующих тем: 8.1 Changing the rules 8.2 Change the world 8.3 Making the right decisions. Этот блок учит студентов грамотно использовать условные предложения (Second and Third Conditional) и лексику на тему "Changes". После ознакомления с группой и выбором темы из УМК Total English нами было составлено задание.

Так как студенты группы АПО-21-161 обучаются в языковом вузе, им часто приходится общаться с иностранными студентами, которые учатся по программам обмена в Северо-Восточном федеральном университете. Исходя из этого, мы решили сформулировать проблему для задания, связанную с иностранными студентами, которые планируют обучаться в г. Якутске. Для работы над проектом мы решили поделить студентов на четыре группы, состоящие из 5-6 участников, чтобы каждый из них мог проявить свои творческие способности и знания по иностранному языку. Кроме того, работа в группах может сплотить ее участников; развить их коммуникативные навыки и умение слушать; воспитать ответственное отношение к поставленным задачам; развить умение давать обратную связь; научить адекватно реагировать на конструктивную критику и справляться с конфликтными ситуациями; развить эмпатию и толерантность.

На сегодняшний день монтаж видеороликов актуален, в особенности среди обучающихся школ и студентов, поэтому мы приняли решение связать наше задание с видеороликами, которые можно будет загрузить в российскую социальную сеть ВКонтакте и в видеохостинг YouTube для привлечения внимания иностранных студентов. Так как у студентов АПО-21-161 уже имеется опыт в работе над монтажом и презентацией видеороликов, мы посчитали, что трёх недель на выполнение задания им будет достаточно, поэтому наш проект является краткосрочным.

Мы поставили перед студентами задачу, а далее они работали самостоятельно, отталкиваясь от своих интересов. Выполнение проекта способствовало развитию творческих навыков студентов. Сначала они самостоятельно продумали план работы над проектом, оформили проект и презентовали результат в назначенный срок.

Задание:

You are going to make a video for foreign students who have decided to study at North-Eastern Federal University but know nothing about Yakutsk.

To do list:

1) divide into four groups;

2) identify the theme of the video;

3) define the purpose and objectives of the project;

4) discuss the means of achieving the purpose and objectives;

5) distribute the tasks/roles between the group members;

6) make a video;

7) demonstrate the completed project;

8) evaluate the process and outcome of your work and the work of your classmates.

Prove to them that they have made the right decision.

В связи с эпидемиологической обстановкой все занятия по иностранному языку проходили дистанционно на платформе Zoom.

Этапы:

1. Представление темы проекта, постановка проблемы (17.03.2022).

2. Организация участников проекта (формирование 3-х групп по 7-8 участников) (17.03.2022).

3. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (17.03.2022).

4. Выполнение проекта (17.03.2022-31.03.2022).

5. Презентация проекта (31.03.2022).

6. Подведение итогов проектной работы (31.03.2022).

Критерии оценки видеороликов:

1) соответствие работы заявленной теме;

2) аргументированность и глубина раскрытия темы, ясность представления;

3) грамотное использование "Changes";

4) креативность видеоролика мышления);

5) участие всех участников группы над созданием проекта.

Требования к видеоролику:

1) формат - MP4;

2) звук хорошего качества;

3) максимальная продолжительность видеоролика - не более 3 минут;

4) участие в видеоролике всех участников - необязательно;

5) использование при монтаже и съемке видеоролика специальных программ и инструментов - на усмотрение участников;

Библиографический список

6) в ролике могут использоваться рисунки и фотографии;

7) содержание видеороликов не должно противоречить законодательству РФ. Не допускаются видеоролики, оскорбляющие достоинства и чувства других людей.

Студенты задавали интересующие их вопросы по выполнению задания. Далее они по уже сформированным группам отправились в сессионные залы для обсуждения проекта.

В качестве примера студентам были отправлены готовые видеоролики из видеохостинга YouTube.

После того, как все группы представили свои проекты, было проведено подведение итогов, обсуждены видеоролики всех групп, трудности, с которыми они столкнулись, и то, что им больше всего понравилось в процессе работы над проектом. Также студенты прошли анонимное анкетирование в Google-форме.

С целью выявления эффективности метода проектов в активизации самостоятельной деятельности студентов 1 курса нами было проведено исследование. Мы применили метод проектов, который, как было сказано выше, является, на наш взгляд, одним из самых эффективных способов организации самостоятельной работы студентов. Для того чтобы успешно активизировать самостоятельную работу студентов 1 курса СВФУ путем применения метода проектов, нами было составлено задание, соответствующее их интересам. Также мы сформировали проблему, взятую из реальной жизни. Знания, которые обучающиеся получили в процессе работы над проектом, пригодятся им в будущем.

В ходе подведения итогов исследования мы выяснили, что нам успешно удалось активизировать самостоятельную работу студентов группы АПО-21-161. Однако то, что одна группа не справилась с одной из задач проекта, а также ответы некоторых студентов в онлайн-опросе свидетельствуют о том, что обучающимся требовалось больше помощи от руководителя проекта в связи с тем, что студентам 1 курса не хватает практического опыта работы над проектами.

Чтобы проектная работа на 1 курсе вуза была максимально эффективной, нами были разработаны методические рекомендации для преподавателей, которые помогут им грамотно внедрить в учебный процесс метод проектов с учетом опыта зарубежных и российских исследователей, на опыт которых мы опирались при разработке рекомендаций.

Conditional sentences, лексики по теме (новизна идеи, оригинальность, гибкость

1. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения языку. Иностранные языки в школе. 1991; № 3: 9-15.

2. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. Москва: Высшая школа, 1976.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вяткин Л.Г, Ольнева А.Б., Турчин ГД. Уровни познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов. Актуальные вопросы региональной педагогики: сборник научных трудов. Саратов, 2002: 35-38

4. Козаков В.А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечени. Киев: Высшая школа, 1990.

5. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Минск: Высшая школа, 1975.

6. Котова С.С., Хасанова И.И. Самостоятельная работа студентов: проектный подход: учебное пособие. Екатеринбург, 2018. Available at: http://elar.rsvpu.ru/ 978-58050-0652-5

7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Составитель С.Ф. Егоров. Москва: Педагогика, 1988; Т. 1.

8. Total English Intermediate Students' Book by Mr J J Wilson, Antonia Clare. Longman, 2006.

References

1. Zimnyaya I.A., Saharova T.E. Proektnaya metodika obucheniya yazyku. Inostrannyeyazyki vshkole. 1991; № 3: 9-15.

2. Arhangel'skij S.I. Lekciipo nauchnojorganizacii uchebnogoprocessa v vysshejshkole. Moskva: Vysshaya shkola, 1976.

3. Vyatkin L.G., Ol'neva A.B., Turchin G.D. Urovni poznavatel'noj samostoyatel'nosti studentov pedagogicheskih vuzov. Aktual'nye voprosyregional'nojpedagogiki: sbornik nauchnyh trudov. Saratov, 2002: 35-38

4. Kozakov V.A. Samostoyatel'naya rabota studentov i ee informacionno-metodicheskoe obespecheni. Kiev: Vysshaya shkola, 1990.

5. Molibog A.G. Voprosy nauchnoj organizaciipedagogicheskogo truda v vysshej shkole. Minsk: Vysshaya shkola, 1975.

6. Kotova S.S., Hasanova I.I. Samostoyatel'naya rabota studentov: proektnyjpodhod: uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2018. Available at: http://elar.rsvpu.ru/ 978-5-8050-0652-5

7. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Sostavitel' S.F. Egorov. Moskva: Pedagogika, 1988; T. 1.

8. Total English Intermediate Students' Book by Mr J J Wilson, Antonia Clare. Longman, 2006.

Статья поступила в редакцию 01.11.22

УДК 378

Alizhanova Kh.A, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: alizhanowa@mail.ru

Tokhchukov M.O., Cand. of Sciences (Economics), Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration and Political Science, Karachay-Cherkess

State University n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia), E-mail: tohchukoff@mail.ru

BenevA.K., postgraduate, Synergy University (Moscow, Russia), E-mail: aleksanderbenev@gmail.com

THE EXPERIENCE OF USING CYBER GAMES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF THE DIRECTION "INFORMATION SECURITY". The task of the article is to study the main features of cyber games method and its application process in order to teach students technologies for protecting information systems from cyber-attacks. Specifically, the use of this method is considered as a way to optimize well-known information system protection technologies studding process by persons mastering "Information Security". Requirements of modern society for the appropriate profile professionals training are first given. They describe the corresponding knowledge, skills and abilities system, the process of which formation can be optimized through the widespread introduction of the cyber games method. Stages of applying this method in training future information security specialists are studied. The role and place of competencies developed through its use in the educational process, in the professional portrait of a graduate who has successfully mastered the relevant direction, are demonstrated.

Key words: higher education, information security, training of specialists, MITER ATT&CK, student, teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.