Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИФКиС ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИФКиС ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод проектов / дистанционная форма обучения / межкультурная компетенция / project method / distance learning / intercultural competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиридонова Майя Егоровна

В статье изложен опыт реализации метода проектов в обучении студентов ИФКиС иностранному языку. Целью реализации метода проектов стала активизация познавательного интереса и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе формирования межкультурной компетенции. Ценность метода проектов заключается в том, что его можно применять в рамках дистанционного обучения в целях активизации познавательного интереса студентов при формировании межкультурной компетенции с целью развития коммуникативных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спиридонова Майя Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE PROJECT METHODOLOGY AS A FACTOR OF IMPROVING OF THE EFFECTIVENESS OF STUDENT EDUCATION OF IPTS TO A FOREIGN LANGUAGE IN REMOTE LEARNING

The article describes the experience of implementing of the project method in teaching of students of IPTS to a foreign language. The aim of implementing of the project method was an activation of cognitive interest and the development of the communicative abilities of students in the process of forming of intercultural competence. The value of the project method lies in the fact that it can be applied in the framework of distance learning in order to increase the cognitive interest of students in the formation of intercultural competence in order to develop communicative abilities

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИФКиС ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Инновационные аспекты развития науки и техники УДК 372.881.111.1

Спиридонова Майя Егоровна Spiridonova Maya Egorovna

старший преподаватель Senior Lecturer

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова M. K. Ammosov North-Eastern Federal University

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИФКиС ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

APPLICATION OF THE PROJECT METHODOLOGY AS A FACTOR OF IMPROVING OF THE EFFECTIVENESS OF STUDENT EDUCATION OF IPTS TO A FOREIGN LANGUAGE IN REMOTE LEARNING

Аннотация: В статье изложен опыт реализации метода проектов в обучении студентов ИФКиС иностранному языку. Целью реализации метода проектов стала активизация познавательного интереса и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе формирования межкультурной компетенции. Ценность метода проектов заключается в том, что его можно применять в рамках дистанционного обучения в целях активизации познавательного интереса студентов при формировании межкультурной компетенции с целью развития коммуникативных способностей.

Abstract: The article describes the experience of implementing of the project method in teaching of students of IPTS to a foreign language. The aim of implementing of the project method was an activation of cognitive interest and the development of the communicative abilities of students in the process of forming of intercultural competence. The value of the project method lies in the fact that it can be applied in the framework of distance learning in order to increase the cognitive interest of students in the formation of intercultural competence in order to develop communicative abilities

Ключевые слова: метод проектов, дистанционная форма обучения; межкультурная компетенция;

Keywords: project method, distance learning, intercultural competence;

III Международная научно-практическая конференция

Введение

Современные условия жизни требуют новых подходов в обучении иностранным языкам. Наибольшую популярность приобретает в наше время дистанционное обучение. В условиях пандемии 2020 года мы вынуждены были перейти на дистанционную форму обучения. В основе дистанционного обучения - «целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно [1, с. 64]. Опрос студентов направлений подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», «Физическая культура» института физической культуры и спорта СВФУ о сложностях дистанционного обучения показал, что им не хватает практических занятий, контактной работы, коммуникации друг с другом и преподавателем. Они считают, что учиться обычным способом интереснее, так как присутствует живое общение. Отношение студентов и преподавателей к внезапному переходу на дистанционную форму обучения представляется нам объяснимым, так как обучение в первую очередь должно быть направлено на достижение эффективных результатов в освоении материала, развитие и воспитание студентов. Одной из методик обучения, которые повышают учебную мотивацию и эффективность и результативность обучения, можно считать проектную методику (или метод проектов). Ценность метода проектов заключается в том, что его можно применять при изучении любой темы, на любом этапе работы независимо от уровня знаний студентов [2]. Цель работы -представление реализации метода проектов при изучении иностранного языка студентами ИФКиС в условиях дистанционного обучения.

Методы и принципы исследования

Первоначально метод проектов назывался проблемным. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет

Инновационные аспекты развития науки и техники применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем [3]. На

современном этапе, как отмечают исследователи (Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина),

суть проектной методики остается прежней - стимулировать интерес учащихся к

определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой

знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной

или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных

знаний. Существует большое количество разных типов проектов. Различаются,

например, мини-проекты, выполняемые в течение одного занятия, а также

проекты, развиваемые в срок от несколько дней до семестра, года. По виду

деятельности выделяют исследовательские, творческие, практико-

ориентированные. Бывают индивидуальные, парные и групповые проекты, в

зависимости от количества участников [4, а 36-41]. Н.Ю. Пахомова описала

возможности использования метода проектов в рамках традиционной классно-

урочной системы [5]. В современной образовательной практике проблеме

исторического развития метода проектов посвящено немалое количество работ:

проведен анализ его исторического развития и показана интерпретация в

образовательной практике 20-х гг. XX века [6], проанализирована история

возникновения и развития данного метода в России [7]. Активное применение

метода проектов как средства обучения иностранному языку в зарубежных

странах началось в конце XX века. Т. Хатчинсон работал над таким

направлением, как проектное обучение (обучение с помощью проектирования)

[8]. Метод проектов реализуют в своей деятельности современные зарубежные

педагоги: делается акцент на необходимости использования метода проектов с

целью развития у учащихся жизненно важных навыков [9]. Исследователи,

применяющие проектную методику на практике, выделяют такие преимущества

проектов, как: повышение активности учащихся в процессе изучения языка,

возможность развивать у них навыки самоконтроля и самооценки; создание

внутренней и внешней мотивации к изучению иностранного языка; наглядное

представление результата работы над проектом; совместная работа учащихся в

III Международная научно-практическая конференция группах, интенсивное межличностное общение; привлечение предыдущего

опыта и знаний учащихся [10].

Основные результаты

Проектная деятельность осуществлялась со студентами 2-го курса ИФКиС в условиях дистанционного обучения. Выполнение проекта осуществлялось в три этапа: подготовительный, технологический и заключительный. Ставились следующие задачи: развитие самоконтроля, ответственности и поддержание нужного темпа обучения. Результатом было создание студентами видеоролика о достопримечательностях Великобритании. На подготовительном этапе студентам был предложен список достопримечательностей, которые могли быть рассмотрены в рамках проекта. По результатам онлайн голосования выбор большинства пал на The Big Ben, Madam Tussaud's Museum в Лондоне. С целью выявления исходного уровня владения лексическими единицами в рамках изучаемой тематики мы провели онлайн-конференцию, во время которой было предложено сопоставить выражения и слова на английском языке с их эквивалентами на русском: 1. The world-known clock. 2. Everyday about 500 tourists come to London to see the Big Ben. 3. Built in 1858, it was named after an architect whose name was Ben (Benjamin). 4. The interesting fact is that you are not allowed to get inside the Big Ben if you aren't an Englishman. 5. London's Clock Tower is one of the most famous landmarks in the world. 6. But not many people know that Big Ben is name of the main bell. 7. In the United Kingdom it was the largest bell at that time. 8. And the clock of tower was the largest and most accurate in the world. 9. Now the Big Ben is not the largest clock, but it remains a cultural symbol of the United Kingdom. 10. Madam Tussaud's Museum is the most amazing wax museum in the whole world! It is visited by 2,5 million people every year. 11. Every day you can see thousands of people standing in the queue near the entering to this building. 1. Всемирно известные часы. 2. Ежедневно около 500 туристов приезжают в Лондон, чтобы увидеть Биг Бен. 3. Построенный в 1858 году, он был назван в честь архитектора, которого звали Бен (Бенджамин). 4. Интересный факт: вы не можете попасть внутрь Биг-Бена, если вы не англичанин. 5. Лондонская часовая

Инновационные аспекты развития науки и техники башня - одна из самых известных достопримечательностей во всем мире. 6. Но

не многие люди знают, что Биг Бен - это название главного колокола. 7. В

Великобритании это был самый крупный колокол на то время. 8. А башенные

часы считались крупнейшими и самыми точными во всем мире. 9. Сейчас Биг

Бен не самые большие часы, но они остаются культурным символом

Объединенного Королевства. 10. Музей Madam Тюссо - это сатый

удивительный тузей восковых фигур в тире. Его посещают 2,5 тиллиона людей

kaждый год. 11. Ежедневно вы тожете видеть тысячи людей, которые стоят

в очереди возле входа в здание. В качестве следующего задания студентам

предлагалось дать ответы на следующие вопросы: 1. When was Big Ben (the clock

tower) built? Когда был построен Биг-Бен? 2. How tall is the tower? Какова

высота башни? 3. In which building can Big Ben be found? В каком здании можно

найти Биг-Бен? 4. Where's Madame Tussauds? 5. What can you see there? 6.

When/How it started?

Анализ ответов позволил сделать вывод, что 35 % студентов не справились с заданием на сопоставление предложений на английском языке с их эквивалентами на русском языке. У 65 % респондентов возникли трудности с ответами на предложенные вопросы. Задачами следующего (технологического) этапа были сбор информации, обсуждение собранной информации и распределение ролей для создания видеоролика. Далее была проведена групповая онлайн-конференция, во время которой выслушивались идеи каждого студента, анализировалась и распределялась между студентами собранная информация для создания видеороликов. Следующим этапом было непосредственное создание видеороликов. Каждому студенту предстояло самостоятельно записать видео, в котором они освещали часть информации о The Big Ben, Madam Tussaud's Museum. Видеоролик представлял собой устное сообщение студента по одной из тематик. Далее проводилась еще одна видеоконференция, во время которой презентовался видеоролик, анализировалась групповая работа, успехи и ошибки индивидуальной работы каждого студента. На заключительном этапе предстояло оценить работу каждого

III Международная научно-практическая конференция студента при выполнении проектной деятельности и эффективность

примененного метода при формировании межкультурной компетенции. Всего

было пять критериев, каждый из которых оценивался от 1 до 3 баллов.

Максимальное количество баллов, полученных за активное участие и

выполнение всех критериев- 15. Далее студентам было предложено выполнить

задания, направленные на определение уровня освоения новой информации и

выявления уровня владения лексическими единицами в рамках изучаемой

тематики. Им было вновь предложено письменно выполнить задания, вызвавшие

затруднения на подготовительном этапе реализации проекта, кроме того,

необходимо было ответить на те же вопросы по предложенным темам. За каждое

выполненное задание студенты могли получить 3 балла. Для того чтобы

измерить уровень владения лексическими единицами в рамках изучаемой

тематики, суммировались баллы за письменное выполнение заданий

(сопоставление предложений на английском языке с их эквивалентами на

русском, определение их значения на английском языке) с баллами за защиту

проекта. Результаты контрольных заданий в значительной степени превзошли

показатели, полученные на подготовительном этапе работы. 100% студентов

справились с сопоставлением слов и предложений на английском языке с их

эквивалентами на русском. В результате суммирования набранных баллов за

выполнение проектной деятельности и контрольных заданий у 95 % студентов

был отмечен высокий показатель уровня осведомленности в рамках

культурологической тематики, у 5 % показатель оказался средним. Такие

результаты говорят о высокой эффективности используемого метода проектов

при формировании межкультурной компетенции студентов в условиях

дистанционного обучения.

Заключение

В ходе выполнения проектной деятельности студентами ИФКиС в условиях дистанционного обучения были отмечены положительные результаты. Ценность метода проектов заключается в том, что его можно применять в рамках вынужденного дистанционного обучения в целях активизации познавательного

Инновационные аспекты развития науки и техники интереса студентов при формировании межкультурной компетенции с целью

развития коммуникативных способностей, при изучении любой темы в рамках

любой дисциплины, на любом этапе работы над темой (хотя традиционно

выполнение проекта является завершающим этапом как итоговое задание,

обобщающее учебный материал темы), на любой ступени обучения и независимо

от уровня знаний учащихся.

Библиографический список:

1. Жигулина О.В., Миналиева М.А., Рачителева Н.А. Дистанционные образовательные технологии - ключ к массовому образованию XXI века [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 63-65.

2. Белоус И. О. Применение проектной методики как фактор повышения эффективности обучения студентов иностранному языку в неязыковых вузах // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2 (62). Т. 3. С. 7-10.

3. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2000. - № 2, С. 3-10.

4. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е. С. Полат// учебное пособие. - М.: Академия, 1999. - С. 224.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. -2000. - № 1., С. 41-45.

6. Плеханова, Е.М., Лобанова, О.Б. Метод проектов: его интерпретация в отечественной образовательной практике 1920-х гг. // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3, С. 41-48.

7. Козлова, Л.К. «Метод проектов» в дошкольной образовательной организации, история развития метода, основные понятия // Проектирование. Опыт. Результат.- 2018.- № 2. С. 34-40.

III Международная научно-практическая конференция

8. Hutchinson, T. (1996), Introduction to Project Work. Oxford: Oxford University Press, p. 400.

9. Wurdinge, S.D. (2016), The Power of Project-Based Learning: Helping Students Develop Important Life Skills, Maryland: Rowman & Littlefield, p. 134.

10. Побокова О. А., Немченко А. А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. Иркутск, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.