ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ DIGITAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN EDUCATION
УДК/UDC 377 М. А. Гуляева
DOI 10.54509/22203036_2021_4_47
M. Gulyaeva
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
DIGITAL TRANSFORMATION OF METHODOLOGICAL WORK IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Введение. Массовое внедрение инноваций невозможно без системного обновления профессионального образования, прежде всего деятельности педагогов и, как следствие, методической работы. Одной из возможностей системной методической работы профессиональной образовательной организации, включающей все направления деятельности, становится ее цифровая трансформация. Целью статьи является анализ возможных форм методической работы в профессиональной образовательной организации в контексте цифровой трансформации.
Методология. Исследование основано на системном подходе, в основе которого лежит понимание объектов как систем, ориентация на целостность объекта и его объединение с деятельностным подходом, характеризуемым своей направленностью на результат. В методической работе профессиональной образовательной организации можно обозначить следующие задачи: методическое сопровождение цифрови-зации образовательного процесса; развитие профессиональной компетентности педагогов, повышение квалификации педагогических кадров при использо-
вании соответствующих форм и методов подготовки в условиях глобального технологического обновления и цифровизации. Цифровизация методической работы означает перенос некоторых направлений и функций методической работы ПОО в цифровую среду.
Результаты. Цифровая трансформация методической работы профессиональной образовательной организации рассматривается нами как создание новых и введение эффективных путей решения профессиональных задач на основе цифровых технологий, ресурсов и сервисов, применяемых в методической работе. В статье предлагаются некоторые способы цифровой трансформации методической работы для решения перечисленных задач.
Заключение. Проведенный анализ по проблеме цифровой трансформации методической работы профессиональных образовательных организаций позволил установить, что методическая работа приобретает определенную специфику. Существует множество способов цифровизации методической работы профессиональной образовательной организации,
позволяющих облегчить загруженность методиста, обеспечить открытость и доступность информации. При этом специалисты методических служб часто испытывают затруднения при проектировании цифровых продуктов для методической работы и нуждаются в консультационной и консалтинговой помощи по внедрению цифровых технологий в методическую работу.
Introduction. Mass introduction of innovations is impossible without a systematic updating of all aspects of vocational education, first of all, teachers' activity and, as a result, methodological work. One of the possibilities of systematic methodological work of a vocational educational organization, which includes all areas of activity, becomes its digital transformation. The purpose of the article is to identify and analyze possible forms of digital transformation of methodological work in a vocational educational organization.
Methodology. The study is based on a systematic approach, which is based on the consideration of objects as systems, focusing on the integrity of the object and its association with the activity approach, characterized by its focus on the result. In this regard, the following tasks can be identified in the methodological work of a vocational educational organization: methodological support for the digitalization of the educational process; development of teachers' professional competence, advanced training, using the appropriate forms and methods of training teachers in the context of global technological renewal and digitalization; digitalization of methodical work - transfer of some directions and functions of VET methodical work into a digital environment.
Results. The digital transformation of the methodological work of a professional educational organization is considered by us as the creation and introduction of new, effective ways of solving professional tasks on the basis of digital technologies, resources and services used in methodological work. The paper proposes some ways of digital transformation of the methodological work to solve the above-mentioned tasks.
Conclusion. The analysis of digital transformation of methodical work of vocational educational organizations has revealed that methodical work becomes a specific issue. There are many ways of digitalization of the methodological work of vocational educational organizations, which can ease a methodologist's workload, provide openness and accessibility of information. At the same time, specialists of methodological services often have difficulties in designing digital products for methodical work and need consulting and assistance in implementing digital technologies in methodological work.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, образовательный процесс, методическая работа, повышение квалификации педагогов.
Keywords: digitalization, digital transformation, educational process, methodological work, professional development of teachers.
Введение
Профессиональное образование является категорией, которой уделяется особое внимание. В условиях активных изменений в производственной сфере, научных и цифровых технологий подготовка квалифицированных специалистов в профессиональных образовательных организациях приобретает особую актуальность. В профессиональном образовании реализуются проекты модернизации: Национальный проект «Образование»; внедряются новые профессиональные образовательные программы; изменяются подходы к их реализации; приобретает значимость использование в профессиональном образовании современных технологий, в том числе и на производстве; проекты, направленные на развитие воспитательной работы и др.
Оперативное и массовое внедрение инноваций невозможно без системного обновления всех аспектов профессионального образования, но прежде всего деятельности педагогов и, как следствие, методической работы. Именно методическая работа нацелена на создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса на основе комплексного подхода к совершенствованию преподавания, содержания,организации и методов обучения [7].
Исследованию содержания деятельности методистов в образовательных организациях по осуществлению методической работы с педагогами посвящены работы Т. Г. Аргуновой, Т. И. Медоева, A. M. Моисеева, Н. В. Немовой, И. П. Пастуховой, М. М. Поташника, Т. А. Сергеевой, В. А. Скакун, Н. М. Уваровой, Г. П. Скам-ницкой и др. Методическая работа рассматривается авторами как целостная система мер, направленная на повышение квалификации, творческого потенциала и профессионального мастерства педагогического коллектива, совершенствование учебно-воспитательного процесса (А. М. Моисеев); деятельность по выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта (Н. В. Немова); процесс и показатель качества кадрового потенциала учебного заведения (Т. Г. Аргунова, И. П. Пастухова, Г. П. Скамницкая); комплекс мероприятий, направленный на повышение компетентности и профессионального мастерства учителя
(В. А. Скакун); целостная система мер, действий и мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передовом педагогическом опыте (Т. И. Медоева).
Как видим, в исследованиях отмечается много-векторность методической работы образовательной организации [7]. Рассматривая направления методической работы в профессиональной образовательной организации, авторы отражают множество подходов:
- методическая работа рассматривается как: учебно-методическая, ориентированная на организацию образовательного процесса, и научно-методическая, сопровождающая исследовательские проекты и экспериментальную работу в профессиональной образовательной организации;
- методическая работа подразделяется на технологическое (информационно-методическое); педагогическое (андрагогическое); управленческое (организационное); научное (исследовательское); экспертное направления деятельности [9];
- в методической работе выделяют научно-методический, учебно-методический, организационно-методический, консультационно-методический, экс-пертно-методический [11] и другие виды деятельности.
Таким образом, методическая работа в профессиональной образовательной организации имеет многовекторный характер, включает в себя множество направлений деятельности, а также должна обеспечить преемственность положений науки и государственной политики и реализуемого образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях. Разнонаправленность накладывает определенные затруднения на системный, полный охват всех направлений методической работы профессиональных образовательных организаций, и появляются приоритеты в их реализации. Перечисленное, безусловно, влияет на качество результата методической работы и, как следствие, препятствует эффективной деятельности преподавателей, реализации образовательного процесса в целом.
Одной из возможностей, на наш взгляд, в реализации системной методической работы профессиональной образовательной организации, охвата всех ее направлений, является ее цифровая трансформация.
Цель статьи: выявить, проанализировать возможные формы цифровой трансформации методической работы профессиональной образовательной организации.
Методология
Исследование основано на системном подходе, в основе которого лежит рассмотрение объектов
как систем, ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и его объединении с дея-тельностным подходом (системно-деятельностным), характеризуемым своей направленностью на результат, обеспечение достижения планируемых результатов обучения. В образовательном процессе системно-деятельностный подход направлен на развитие каждого обучающегося, на формирование его индивидуальных способностей, позволяет увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся, создает благоприятные условия для разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования [1].
Все перечисленное было учтено нами в ходе исследования с той позиции, что методическая работа имеет комплексный характер, ориентирована на результат, обеспечивает успешное внедрение требований науки и образовательного законодательства в практику образовательного процесса, создает условия для успешного развития профессиональной компетентности, повышения квалификации каждого педагога и качественного обучения студента.
Цифровая трансформация сегодня является актуальным трендом мировой социальной, экономической, индустриальной и образовательной систем; одной из наиболее обсуждаемых и актуальных тем в педагогическом сообществе [8]; отмечается как стратегическая цель в ряде документов в образовательной сфере. Трансформация образования предусмотрена и федеральным проектом «Цифровая образовательная среда», являющимся составной частью Национального проекта «Образование», целью которого является создание в образовательных учреждениях различного уровня и профиля современной цифровой образовательной среды, отвечающей условиям безопасности [10]. Цифровая образовательная среда рассматривается как системно-упорядоченный набор цифровых инструментов, обеспечивающий реализацию основной профессиональной программы, способствующий достижению студентами высоких результатов обучения. В условиях реализации проекта важной перспективой развития профессионального образования становится не только процесс формирования цифровой образовательной среды как совокупности цифровых средств обучения, онлайн-курсов, электронных образовательных ресурсов, но и модернизация образовательного процесса, которая предполагает изменение в подходах к организации образовательного процесса. В свою очередь, подготовка обучающихся в условиях цифровой образовательной среды (ЦОС)
тесно связана с необходимостью подготовки педагогов к реализации качественного образовательного процесса.
При этом педагоги сталкиваются с множеством затруднений: необходимость адаптации образовательного процесса к условиям цифровой образовательной среды; обеспечение мотивации обучающихся в условиях учебной самостоятельности; реализация активных и интерактивных образовательных технологий в условиях цифровой среды; адаптация контрольно-оценочных средств; качественная организация контрольных мероприятий и др. Педагогам необходимо дополнительно изучить технические возможности различных цифровых образовательных ресурсов, сервисов, платформ и др.
Таким образом, при анализе цифровой трансформации методической работы профессиональной образовательной организации необходимо обратиться к пониманию цифровой трансформации образовательного процесса и преобразований в деятельности преподавателей.
Анализируя цифровую трансформацию образовательного процесса, исследователи подчеркивают необходимость учета системного подхода и следующих аспектов:
- создание в образовательной организации цифровой образовательной среды, характеризующейся персонализацией (возможность выбора индивидуальной образовательной траектории); возможностью обучаться с использованием различных электронных устройств на нескольких образовательных площадках (кросс-платформенность) и др. [14];
- возможность активного внедрения сетевого взаимодействия между образовательными организациями, а также использование ресурсов иных организаций и предприятий;
- массовый доступ всех образовательных организаций к скоростному интернету, техническое оснащение образовательных организаций.
При этом отмечается, что одной из главных задач при цифровом образовании является «ориентация на новые качества личности специалиста будущего, обуславливающая успешное его самоопределение в цифровую эпоху» [2]. Имеется в виду, что преподавателям необходимо корректировать образовательный процесс на основе не только установок образовательного законодательства и деятельности образовательного учреждения, но и изменений восприятия учебного материала обучающимися (особенности поколения Z). С учетом указанных изменений в условиях цифровизации корректируется и обнов-
ляется деятельность преподавателей профессиональной образовательной организации, включающая:
- обеспечение и (или) создание цифровой образовательной среды для обучающихся, разработку и управление образовательным контентом;
- изменения в методике обучения. Педагогам необходимо освоить новые образовательные формы (микроуроки, подача материала небольшими блоками, краткие практико-ориентированные курсы, технологии смешанного обучения, персонализация или выбор индивидуальной образовательной траектории и др.); использовать новый инструментарий, инновационные, адаптивные и интерактивные подходы к обучению, цифровые формы обучения (геймифика-ция, добавление в учебный процесс игровых элементов, основа на визуализацию, и др.); организовывать эффективное взаимодействие обучающихся с обучающимися (группы в социальных сетях, мобильные электронные ресурсы, приложения, видеоматериалы и др.); ориентироваться на смещение психологических установок цифрового поколения обучающихся, влияющих на восприятие информации и др.
Методическая работа должна обеспечить достижение всех перечисленных целей, связанных как с образовательным процессом,так и с деятельностью педагогов. В связи с этим расширяется сфера деятельности методической службы профессиональной образовательной организации (ПОО). Методическая служба должна обеспечить переход профессиональных образовательных организаций к условиям цифровизации и цифровой образовательной среды, сопровождать процессы трансформации и адаптации методик, применяемых педагогами в очном профессиональном образовании.
Методическая работа в профессиональной образовательной организации должна осуществляться на основе системного подхода, который обеспечивает создание электронной образовательной среды, создание контента, соответствующего запросам обучающихся; модернизацию методики преподавания и обучения (осуществляется на основе внедрения локальных документов); обучение преподавателей для успешной работы в цифровых условиях.
В методической работе профессиональной образовательной организации можно обозначить следующие задачи:
- методическое сопровождение процесса цифро-визации образовательного процесса: модернизация нормативных локальных документов, регламентирующих создание цифровой образовательной среды
ПОО, подходы к методике обучения, проектный подход в разработке документов;
- развитие профессиональной компетентности педагогов, повышение квалификации, используя соответствующие формы и методы подготовки педагогических кадров в условиях глобального технологического обновления и цифровизации, реализация проектов цифрового наставничества, программ развития кадрового потенциала, внедрение гибких образовательных программ;
- цифровизация методической работы - процесс переноса некоторых направлений и функций методической работы ПОО в цифровую среду.
Результаты
В сложившихся условиях методическая служба профессиональной образовательной организации должна трансформироваться в цифровую. Суть цифровой трансформации методической работы, на наш взгляд, заключается в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированной и ориентированной на результат методической работе. Именно такой подход поможет донести информацию до каждого педагога и в то же время оптимизировать профессиональную нагрузку и затраты специалистов методической службы профессиональной образовательной организации.
Цифровая трансформация методической работы профессиональной образовательной организации рассматривается нами как создание и введение новых, эффективных процессов достижения профессиональных задач при реализации направлений методической работы с использованием цифровых технологий, ресурсов и сервисов, др.
Рассмотрим некоторые возможные способы цифровой трансформации методической работы в реализации перечисленных задач.
Методическое сопровождение процесса цифровизации образовательного процесса. В условиях цифро-визации изменяются требования к организации всего образовательного процесса в целом:
- происходят изменения проектирования учебных программ, основанные на обеспечении погружения в профессиональную среду, возможности проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Индивидуальная образовательная траектория основана на использовании широкого спектра цифровых технологий и включает набор курсов и программ, выбранных студентом к изучению. Освоение программ может идти в ходе консультаций
с тьютором, в онлайн-формате, в форме традиционных лекций и др. [6];
- изменяется организация учебных занятий, трансформация использования активных и интерактивных технологий, их адаптация к цифровой среде. На учебных занятиях педагоги используют облачные технологии, ориентированные на интеграцию различных информационных ресурсов в рамках темы, научной области, раздела учебной программы с целью упрощения пользования ими, выполнения различных проектных работ в облаке; блокчейн-технологии; технологию BYOD (Bring your own devices), стимулирующую использование студентами в образовательном процессе собственных мобильных устройств (планшетов, ноутбуков, телефонов и др.), с помощью которых осуществляется выполнение образовательных задач [6; 15];
- в условиях цифровизации изменяются подходы к проведению контроля, самоконтроля обучающихся;
- применяются возможности искусственного интеллекта в сопровождении образовательной деятельности.
И в целом изменяется подход к проектированию и использованию учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В современных условиях речь идет о его смешанном представлении, то есть возможности легкой адаптации к условиям цифровой среды.
В связи с этим в аспекте деятельности методической службы необходима модернизация локальных документов, методических рекомендаций, помощь педагогам в проектирование программного, учебно-методического обеспечения. И данные материалы должны регламентировать создание цифровой образовательной среды в ПОО, а именно проектирование дистанционных курсов, где необходимо учесть трансформацию методики обучения, возможность смешанного обучения и использования интерактивных и коммуникативных образовательных технологий в цифровой среде, применение системы дистанционного обучения (открытых образовательных курсов, интернет-сервисов и др.) и др.
В цифровой реализации данного направления методической работы могут помочь облачные сервисы для организации проектной командной работы (Trello, YouGile, Worksection). Отметим, что данные сервисы в методической работе могут применяться и в планировании методической работы ПОО, разработке программ развития и других проектах, что способствует построению открытой системы методической работы, устранению нормативных барьеров.
Развитие профессиональной компетентности педагогов. В условиях цифровой трансформации образовательного процесса и реализации проекта «Образование» при повышении квалификации педагогов является важным учет и удовлетворение образовательных потребностей педагогов на основе диагностики профессиональных компетенций; построение индивидуальной образовательной траектории на основе диагностики и регистрации результатов профессиональной деятельности каждого педагога; обеспечение достижения образовательных результатов на основе тренингов и проектной деятельности, симулирующих реальные педагогические ситуации.
Использование цифровых ресурсов при организации диагностики профессиональных достижений и затруднений педагогов, сформированности профессиональных компетенций. Важным направлением методической работы профессиональной образовательной организации является диагностика профессиональных достижений, дефицитов и затруднений педагогов, профессиональных компетенций педагогов. На основе диагностики методическая служба планирует свою деятельность на год, составляет перспективный план работы на 3 года, продумывает образовательные и информационные мероприятия и др. В вопросе диагностики профессиональных затруднений педагогов качественное значение имеют цифровые средства. В методической работе важно использовать сервисы для проведения опросов, к ним можно отнести сервисы Google, сервис Onlinetestpad, мессенджеры и др. При использовании данных сервисов методисты имеют возможность оценить динамику ответов, отследить процентное соотношение выявленных затруднений, проанализировать каждый ответ, даже в случае анонимного заполнения. Также сегодня цифровые ресурсы предоставляют возможность табличного и графического представления информации.
Повышение квалификации педагогов в образовательной организации. При развитии профессиональной компетентности педагогов, проведении мероприятий по повышению квалификации в методической работе важно использовать формы и методы подготовки, соответствующие условиям глобального технологического обновления и цифровизации. В этом случае наиболее приемлемым является обучение педагогов в условиях цифровой среды и при использовании системы дистанционного обучения, облачных технологий, открытых онлайн-курсов. Такой подход обеспечит понимание педагогов особенностей применения данных технологий в практике образовательного про-
цесса для достижения профессиональных целей, создаст условия для опережающей подготовки педагогов, которую необходимо обеспечить при реализации методической работы в профессиональной образовательной организации.
Повышение квалификации педагогов в профессиональной образовательной организации с использованием цифровых технологий можно подразделить:
- на организацию повышения квалификации: курсы на базе профессиональной образовательной организации; проведение семинаров, организацию работы школы начинающего педагога, мастер-классы и др.;
- консалтинговую и консультационную поддержку педагогов;
- организацию работы творческих групп, педагогических сообществ, виртуальных сообществ педагогов и др.
В условиях цифровизации специалисты методической службы вынуждены учитывать ориентиры, установленные нормативными документами, и обеспечивать цифровые формы проведения данных мероприятий. Организовывать мероприятия в интерактивном режиме с учетом современных педагогических технологий, групповых форм работы и др. Примеры использования таких форм в деятельности методической службы приведены в таблице ниже.
Приведенные в таблице формы и их реализация с использованием цифровых технологий являются лишь примерами применения в методической работе.
При организации повышения квалификации педагогов важно ориентироваться на использование технологий, актуальных в цифровой образовательной среде учреждения и применимых в работе с обучающимися. Например, такие как облачные технологии, ориентированные на выполнение различных проектных работ в облаке, блокчейн-технологии, технология BYOD, виртуальная и дополненная реальность, большие данные, персонифицированное обучение, индивидуальные образовательные траектории и другое. Безусловно, при повышении квалификации педагогов имеет значение разработка цифровых систем управления образовательным процессом и построения индивидуальной образовательной траектории каждого педагога, включающая выявление уровня профессиональной компетентности, затруднений и дефицитов, а также построение и корректировку оптимального индивидуального образовательного маршрута.
Выбор цифровых форм и образовательных технологий в большинстве случаев зависит от творче-
Таблица
Формы методической работы в цифровой среде
Форма методической работы Цифровые средства реализации
Курсы повышения квалификации на базе профессиональной образовательной организации Системы дистанционного обучения Массовые открытые онлайн-курсы (создание и использование) Интернет-сервисы для проектирования образовательной среды и др.
Проведение семинаров Системы дистанционного обучения Сервисы для проведения вебинаров Интернет-сервисы для проектирования образовательной среды и др. Использование облачных технологий
Организация работы школы начинающего педагога Системы дистанционного обучения Сервисы для проведения вебинаров Использование облачных технологий и другое
Мастер-классы Сервисы для проведения вебинаров Интерактивные онлайн-мастер-классы Видео-мастер-классы Социальные сети Платформы для создания интерактивных образовательных ресурсов и др.
Консалтинговая и консультационная поддержка педагогов Системы дистанционного обучения Сервисы для проведения вебинаров Использование облачных технологий Социальные сети Мессенджеры и др.
Организация работы творческих групп, педагогических сообществ, виртуальных сообществ педагогов Системы дистанционного обучения Сервисы для проведения вебинаров Использование облачных технологий Социальные сети Сервисы для работы с проектами Мессенджеры и др.
ского подхода специалиста методической службы. Специалисты методической службы часто определяют, какую технологию применить в повышении квалификации, исходя из потребностей педагогов, необходимости изучения определенной платформы, цифровых инструментов и дальнейшего их использования в образовательном процессе с обучающимися.
Для обеспечения цифрового развития организации повышения квалификации в практике методической работы профессиональные образовательные организации используют следующие ресурсы:
- электронный помощник для педагога, предназначенный для использования преподавателями при проектировании учебно-программных материалов, подготовке к учебным занятиям, к аттестации и сертификации и т. д.;
- цифровые образовательные ресурсы для педагогов и цифровое представление методических рекомендаций для удобной навигации, поиска необходимой информации;
- обучающие курсы в системах дистанционного обучения с использованием педагогического квеста повышения профессиональной компетентности преподавателей в области современных цифровых технологий; технологии смешанного обучения.
Цифровизация методической работы. В условиях увеличения потоков информации, необходимости оперативной работы актуальной становится проблема цифровизации деятельности методической службы. Значимыми становятся программные продукты, предназначенные для создания различного рода баз данных: базы нормативных, методических материалов; базы данных о педагогических достижениях; базы учебно-методического обеспечения образовательного процесса и др.
Рассмотрим некоторые примеры цифровизации методической работы в профессиональных образовательных организациях, опыт которых был представлен на областном конкурсе «Лучшая методическая служба профессиональной образовательной организации». Конкурс проводится в течение шести лет, на конкурс представляют работы методические службы профессиональных образовательных организаций Кемеровской области. Отметим, что в номинации конкурса с 2015 г. включены: «Использование ИКТ в деятельности методической службы ПОО» (2015 г.); «Методические рекомендации, электронные методические материалы для педагогов, подготовленные методической службой (методистами)» (2018 г.); «Современные образовательные и цифровые техно-
логии в деятельности методической службы ПОО» (2021 г.) и т. д.
На конкурс методические службы представляли различные формы «Электронного методического кабинета» (Виртуальный методический кабинет), созданного для локального использования в формате сайтов, на платформах систем дистанционного обучения и др. Электронный методический кабинет является цифровым ресурсом, позволяющим обобщать методическую работу образовательного учреждения, сохранять и внедрять педагогический опыт, минимизировать время на поиск нормативной информации.
Информационная система «METODIST» - программный продукт, предназначенный для оптимизации методической работы, а именно таких функций, как учет и хранение документов; поиск и выгрузка информации о мероприятиях и их участниках; оповещение о необходимости прохождения преподавателем соответствующих курсов, аттестации, сертификации.
Цифровая разработка «Методический паспорт преподавателя». Данный программный продукт разработан и внедрен для эффективной методической работы. «Методический паспорт преподавателя» позволяет сократить время на поиск необходимой информации о результатах деятельности каждого преподавателя, образовательного учреждения в целом (например, информация об участии в конкурсах, издательская деятельность) и ее систематизации. Программа дает возможность хранить информацию в базе данных, составлять необходимые отчеты, быстро находить запрашиваемые данные, предоставлять информацию, сокращать трудозатраты на обработку информации.
Заключение
Проведенный анализ по проблеме цифровой трансформации методической работы профессиональных образовательных организаций позволил установить, что методическая работа приобретает определенную специфику, связанную с необходимостью методического сопровождения процесса циф-ровизации образовательного процесса; развития профессиональной компетентности педагогов при использовании соответствующих форм и методов подготовки в условиях цифровизации; цифровизации методической работы.
Существует множество направлений цифровиза-ции методической работы профессиональной образовательной организации, позволяющих облегчить про-
фессиональную загруженность методиста, обеспечить открытость и доступность информации, предоставляющих возможность быстрого доступа к необходимой и важной информации, а также получение необходимого структурированного результата.
Необходимо отметить, что процесс цифровой трансформации методической работы осуществляется, и методические службы ПОО используют цифровые технологии в своей работе. Но при этом специалисты методической службы не всегда акцентируют внимание на возможностях цифровой трансформации внутрифирменного обучения (повышение квалификации) педагогов, использовании цифровых образовательных ресурсов в методической работе и др. При этом специалисты методических служб испытывают затруднения в проектировании цифровых продуктов для методической работы, понимании важности и специфики организации методической работы в условиях цифровизации. И поэтому методические службы профессиональных образовательных организаций нуждаются в консультационной и консалтинговой помощи по внедрению цифровых технологий в методическую работу.
Литература
1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. СПб., 2012. Т. 1. С. 140-142.
2. Гнатышина Е. В., Белоусов А. О. Трансформация методической работы учителя в условиях цифровизации образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 2 (39). С. 47-52.
3. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев. М., 2020. 98 с.
4. Жукова М. А. Цифровые технологии и платформы как инструмент цифровой трансформации // Финансовый вестник. 2018. № 4 (43). С. 84-88.
5. Казакова Е. И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 8-14.
6. Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Горшкова Л. А. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2021. № 2. С. 61-69.
7. Медоева Т. И. Особенности методической работы в учреждениях начального и среднего профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2012. № 1 (01). С. 91-95.
8. Назаров В. Л., Жердев Д. В., Авербух Н. В. Шоковая цифрови-зация образования: восприятие участников образовательного процесса // Образование и наука. 2021. № 1. С. 156-201.
9. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования. Кемерово, 2009. 408 с.
10. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/.
11. Плеханова Л. А., Резанович И. В. Особенности организации методической работы в институтах дополнительного профессионального образования педагогических работников // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 184-186.
12. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева, Г. Р. Имаева, Л. В. Спиридонова. М., 2019. 84 с.
13. Чикова О. А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 3 (73). С. 22-39.
14. Цифровая трансформация образования / В. Ф. Шамшович, Н. Ю. Фаткуллин, Л. А. Сахарова, Л. М. Глушкова // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2020. № 1 (31). С. 136-146.
15. Шаронин Ю. В. Цифровые технологии в высшем и профессиональном образовании: от личностно ориентированной SMART-дидактики к блокчейну в целевой подготовке специалистов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28507.
16. Щербина Е. Ю., Шмурыгина О. В., Уткина С. Н. Алгоритм цифровой трансформации процесса профессионально-педагогического образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 4. С. 22-32.
References
1. Aksenova N. I. Sistemno-deyatel'nostnyy podkhod kak osnova formirovaniya metapredmetnykh rezul'tatov [System-activity approach as the basis for the formation of metasubject results]. Theory and practice of education in the modern world. Proceedings of the I International Scientific Conference. St. Petersburg, 2012, vol. 1, pp. 140-142. (In Russian).
2. Gnatyshina E. V., Belousov A. O. Transformatsiya metodicheskoy raboty uchitelya v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya [Transformation of methodical work of teacher in the conditions of education digitalization]. Scientific Support of a System of Advanced Training, 2019, no. 2 (39), pp. 47-52. (In Russian)
3. Bilenko P. N., Blinov V. I., Dulinov M. V., Esenina E. Y, Konda-kov A. M., Sergeev I. S. Didakticheskaya kontseptsiya tsifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya [The didactic concept of digital vocational education and training]. Moscow, 2020, 98 p. (In Russian).
4. Zhukova M. A. Tsifrovyye tekhnologii i platformy kak instrument tsifrovoy transformatsii [Digital technologies and platforms as a tool for digital transformation]. Financial newsletter, 2018, no. 4 (43), pp. 84-88. (In Russian)
5. Kazakova E. I Tsifrovaya transformatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya [Digital transformation of pedagogical education]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2020, no. 1 (112), pp. 8-14. (In Russian).
6. Larionov V. G., Sheremetyeva E. N., Gorshkova L. A. Tsifrovaya transformatsiya vysshego obrazovaniya: tekhnologii i tsifrovyye kompetentsii [Digital transformation of higher education: technologies and digital competencies]. Vestnik of Astrakhan State
Technical University. Series: Economics, 2021, no. 2, pp. 61-69. (In Russian).
7. Medoeva T. I. Osobennosti metodicheskoy raboty v uchrezhdeni-yakh nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya [Features of methodological work in institutions of primary and secondary vocational education]. Innovative Development of Vocational Education, 2012, no. 1 (01), pp. 91-95. (In Russian).
8. Nazarov V. L., Zherdev D. V., Averbukh N. V. Shokovaya tsifrovi-zatsiya obrazovaniya: vospriyatiye uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa [Shock digitalisation of education: the perception of participants of the educational process]. The Education and Science Journal, 2021, no. 1, pp. 156-201. (In Russian).
9. Panina T., Vavilova L. Modernizatsiya deyatel'nosti metodich-eskikh sluzhb uchrezhdeniy professional'nogo obrazovaniya [Modernization of the activity of methodological services of vocational education institutions]. Kemerovo, 2009, 408 p. (In Russian).
10. Pasport natsional'nogo proyekta «Obrazovaniye»: utv. prezidi-umom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strate-gicheskomu razvitiyu i natsional'nym proyektam ot 24.12.2018 № 16) [Passport of the National Project "Education". Approved by the Presidium of the Presidential Council of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects on December 24, 2018 No. 16]. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_319308/. (In Russian).
11. Plehanova L. A., Rezanovich I. V. Osobennosti organizatsii metodicheskoy raboty v institutakh dopolnitel'nogo professio-nal'nogo obrazovaniya pedagogicheskikh rabotnikov [Peculiarities of methodological work organization in institutes of additional vocational education of teaching employee]. The World of Science, Culture and Education, 2011, no. 6-2, pp. 184-186. (In Russian).
12. Aymaletdinov T. A., Baymuratova L. R., Zaytseva O. A., Imayeva G. R., Spiridonova L. V. Tsifrovaya gramotnost' rossi-yskikh pedagogov. Gotovnost' k ispol'zovaniyu tsifrovykh tekh-nologiy v uchebnom protsesse [Digital literacy of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process]. Moscow, 2019, 84 p. (In Russian).
13. Chikova O. A. Tsifrovaya transformatsiya soderzhaniya peda-gogicheskogo obrazovaniya [Digital transformation of teacher education content] Domestic and Foreign Pedagogy, 2020, vol. 2, no. 3 (73), pp. 22-39. (In Russian).
14. Shamshovich V. F., Fatkullin N. U., Sakharova L. A., Glush-kova L. M. Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya [Digital transformation of education]. Bulletin USPTU. Science, Education, Economy. Series Economy, 2020, no. 1 (31), pp. 136-146. (In Russian).
15. Sharonin Y. V. Tsifrovyye tekhnologii v vysshem i professional'nom obrazovanii: ot lichnostno oriyentirovannoy SMART-didaktiki k blokcheynu v tselevoy podgotovke spetsialistov [Digital technologies in higher and vocational education: personality-oriented smart didactics to the blockchain in target training]. Modern Problems of Science and Education, 2019, no. 1. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28507. (In Russian).
16. Shcherbina E. Y., Shmurygina O. V., Utkina S. N. Algoritm tsifro-voy transformatsii protsessa professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [Algorithm of transformation of the professional educational process]. Vocational Education and the Labor Market, 2019, no. 4, pp. 22-32. (In Russian).