Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАЗАХСТАНСКОГО БАНКОВСКОГО СЕКТОРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАЗАХСТАНСКОГО БАНКОВСКОГО СЕКТОРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
860
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / БВУ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулумбетова Дина Болатовна, Маулина Нургул Хасановна, Асанова Алтынай Болысовна

Современный этап развития банковского сектора в условиях обострения конкуренции и стагнационных явлений вследствие пандемии характеризуется изменением формата взаимодействия банков и их клиентов в процессе осуществления банковской деятельности, повышением роли инновационных IT-технологий. Настоящая статья посвящена исследованию современных особенностей цифровой трансформация казахстанского банковского сектора. Авторами анализируются основные показатели деятельности банков второго уровня Республики Казахстан, дается обзор специфики функционирования банковского сектора в условиях цифровой экономики и основных проблем, возникающих в процессе их деятельности. Определено, что развитие цифровых технологий будет происходить в направлении персонализации банковских продуктов и услуг, обеспечения круглосуточного доступа клиента к банковским услугам; интеграции с компаниями-партнерами в целях предложения клиентам комплексных решений, содержащих спектр финансовых и нефинансовых продуктов и услуг. Установлено, что основными проблемами для казахстанского банковского сектора является потребность в значительных инвестициях в разработку, внедрение цифровых технологий, обеспечение кибербезопасности банковских систем и защиты персональных данных. В заключении сделаны выводы, определены тенденции развития современных технологий банковского обслуживания и описаны перспективы дальнейшего развития в указанном направлении. В статье использованы данные официальных сайтов Национального банка Республики Казахстан и отдельных коммерческих банков, официального информационного ресурса Премьер-Министра Республики Казахстан, информационно-статистических агентств и справочно-правовых систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF KAZAKHSTAN’S BANKING SECTOR AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

The current stage of development of the banking sector in the context of increased competition and stagnation due to the pandemic is characterized by a change in the format of interaction between banks and their customers in the process of banking, an increased role of innovative IT technologies. This article is devoted to the study of modern features of the digital transformation of the Kazakh banking sector. The authors analyze the main performance indicators of the STB of the Republic of Kazakhstan, give an overview of the specifics of the functioning of the banking sector in the digital economy and the main problems arising in the course of their activities. The authors determined that the development of digital technologies will take place in the direction of personalization of banking products and services, providing round-the-clock customer access to banking services; integration with partner companies in order to offer customers comprehensive solutions containing a range of financial and non-financial products and services. The main problems for the Kazakh banking sector are the need for significant investments in the development, implementation of digital technologies, ensuring cybersecurity of the system and protection of personal data. In conclusion, conclusions are drawn, trends in the development of modern banking technologies are identified and prospects for further development in this direction are described. The article uses data from the official websites of the National Bank of the Republic of Kazakhstan and individual commercial banks, the official information resource of the Prime Minister of the Republic of Kazakhstan, information and statistical agencies and legal reference systems.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАЗАХСТАНСКОГО БАНКОВСКОГО СЕКТОРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ»

УДК 336.71, 330.3

Кулумбетова Дина Болатовна,

кандидат экономических наук,

профессор кафедры экономических дисциплин,

Казахско-Русский международный университет,

г. Актобе, Республика Казахстан.

Маулина Нургул Хасановна,

кандидат экономических наук,

ассистент профессора кафедры экономических дисциплин Академия логистики и транспорта, г. Алматы, Республика Казахстан. Асанова Алтынай Болысовна,

кандидат экономических наук, ассоциированный профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и финансов, АО «Алматинский технологический университет», г. Алматы, Республика Казахстан.

Kulumbetova Dina Bolatovna,

PhD in Economics,

Professor of the Department of Economic, Kazakh-Russian International University, Aktobe, Republic of Kazakhstan. Maulina Nurgul Khasanovna,

PhD in Economics,

Assistant Professor at the Department of Economic, Academy of Logistics and Transport, Almaty, Republic of Kazakhstan. Asanova Altynai Bolysovna,

PhD in Economics, Associate Professor,

Head of the Department of Accounting and Finance,

Almaty Technological University,

Almaty, Republic of Kazakhstan.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАЗАХСТАНСКОГО БАНКОВСКОГО СЕКТОРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

DIGITAL TRANSFORMATION OF KAZAKHSTAN'S BANKING SECTOR AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

Современный этап развития банковского сектора в условиях обострения конкуренции и стагнационных явлений вследствие пандемии характеризуется изменением формата взаимодействия банков и их клиентов в процессе осуществления банковской деятельности, повышением роли инновационных IT-технологий.

Настоящая статья посвящена исследованию современных особенностей цифровой трансформация казахстанского банковского сектора. Авторами анализируются основные показатели деятельности банков второго уровня Республики Казахстан, дается обзор специфики функционирования банковского сектора в условиях цифровой экономики и основных проблем, возникающих в процессе их деятельности.

Определено, что развитие цифровых технологий будет происходить в направлении персонализации банковских продуктов и услуг, обеспечения круглосуточного доступа клиента к банковским услугам; интеграции с компаниями-партнерами в целях предложения клиентам комплексных решений, содержащих спектр финансовых и нефинансовых продуктов и услуг. Установлено, что основными проблемами для казахстанского банковского сектора является потребность в значительных инвестициях в разработку, внедрение цифровых технологий, обеспечение кибербезопасности банковских систем и защиты персональных данных.

В заключении сделаны выводы, определены тенденции развития современных технологий банковского обслуживания и описаны перспективы дальнейшего развития в указанном направлении.

80

В статье использованы данные официальных сайтов Национального банка Республики Казахстан и отдельных коммерческих банков, официального информационного ресурса Премьер-Министра Республики Казахстан, информационно-статистических агентств и справочно-правовых систем.

Ключевые слова: банковский сектор, БВУ, цифровизация, цифровые технологии, инновационные технологии

The current stage of development of the banking sector in the context of increased competition and stagnation due to the pandemic is characterized by a change in the format of interaction between banks and their customers in the process of banking, an increased role of innovative IT technologies. This article is devoted to the study of modern features of the digital transformation of the Kazakh banking sector. The authors analyze the main performance indicators of the STB of the Republic of Kazakhstan, give an overview of the specifics of the functioning of the banking sector in the digital economy and the main problems arising in the course of their activities.

The authors determined that the development of digital technologies will take place in the direction of personalization of banking products and services, providing round-the-clock customer access to banking services; integration with partner companies in order to offer customers comprehensive solutions containing a range of financial and non-financial products and services. The main problems for the Kazakh banking sector are the need for significant investments in the development, implementation of digital technologies, ensuring cybersecurity of the system and protection of personal data.

In conclusion, conclusions are drawn, trends in the development of modern banking technologies are identified and prospects for further development in this direction are described.

The article uses data from the official websites of the National Bank of the Republic of Kazakhstan and individual commercial banks, the official information resource of the Prime Minister of the Republic of Kazakhstan, information and statistical agencies and legal reference systems.

Keywords: banking sector, STB, digitalization, digital technologies, innovative technologies

ВВЕДЕНИЕ

Новые и улучшенные банковские продукты, услуги, инновационные технологии обслуживания клиентов появляются на рынке в ответ на изменения окружающей среды и являются единственной альтернативой для сохранения конкурентных позиций финансовых институтов и повышения эффективности своего функционирования. В настоящее время возможность разработки новых банковских продуктов и услуг, использования новых каналов поиска и взаимодействия с клиентами обеспечивается в основном внедрением современных информационных технологий во все сферы банковской деятельности. Развитие новейших информационных технологий привело к структурным преобразованиям в банках, изменении традиционных моделей работы, реинжинирингу бизнес-процессов и внедрению новых способов взаимодействия с клиентами. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В ходе исследования необходимо изучить специфику функционирования банковского сектора в условиях цифровой экономики, основные проблемы, возникающие в процессе их деятельности на современном этапе развития экономики, определить тенденции развития современных технологий банковского обслуживания. РЕЗУЛЬТАТЫ

Последствия пандемии, кризис общественного здравоохранения и введенные карантинных ограничений вызвали значительное сокращение доходов населения, рост безработицы и падение доходов в обрабатывающей промышленности, сфере услуг, транспортно-экспедиционной сфере [1, 2], однако значительно ускорили рост фармацевтической промышленности и современных IT-технологий для развития бизнеса.

Несмотря на ухудшение экономической ситуации с марта 2020 года ситуация в банковском секторе оставалась стабильной. Активы банков выросли за 2020 год на 16,3 % (табл. 1) [3-7].

Чуть меньше половины этого прироста обеспечил ссудный портфель (7,1 %). Кредитная активность банковских учреждений в течение 2021 года продолжает оставаться на высоком уровне (рис. 1). Согласно данным Национального Банка Республики Казахстан, по состоянию на 01.10.2020 г. средняя процентная ставка по кредитам в национальной валюте соответствовала 14,2 % (14,6 % по состоянию на 01.01.2020 г.) [8, 9]. При росте объёмов кредитования наблюдалось сокращение доли просроченных кредитов (на 90 и более дней) на 2,1 п.п. Совокупный объем вкладов клиентов за 12 месяцев 2020 года увеличился на 19,9 % до 24 537,7 млрд тенге в связи с увеличением объема привлеченных депозитов от населения и корпораций в национальной валюте.

Несмотря на карантин или другие ограничительные меры, банковский сектор остается прибыльным. Чистый финансовый результат за 12 месяцев 2020 года составил 726,1 млрд тенге, незначительно снизившись (на 9,6 %) в сравнении с предыдущим периодом (рис. 2).

81

Таблица 1. Основные показатели деятельности банковского сектора Республики Казахстан *

Показатели По состоянию на

01.01.2018 г. 01.01.2019 г. 01.01.2020 г. 01.01.2021 г. 01.08.2021 г.

Количество банков второго уровня 32 28 27 26 23

Активы БВУ, млрд тг. 24 220,50 25 241,00 26 800,90 31 171,70 36 344,70

Ссудный портфель БВУ (основной долг), млрд тг. 13 590,50 13 762,70 14 743,00 15 792,10 17 059,80

Доля займов с просроченной задолженностью свыше 90 дней, % 9,30 7,40 8,10 6,90 4,80

Вклады клиентов, млрд тг. 16 680,50 17 043,00 17 977,00 21 559,20 24 537,70

Чистый доход, связанный с получением вознаграждения, млрд тг. 1 042,60 981 1 152,20 1 247,50 860,50

Чистый доход (убыток), не связанный с получением вознаграждения, млрд тг. -960,3 -213,5 -186,5 -329,5 46,6

Чистый доход (убыток) БВУ после уплаты подоходного налога, млрд тг. -18,7 638,4 802,9 726,1 812,2

ROA, % -0,08 2,64 3,16 2,30 3,43

ROE, % -0,63 21,44 25,09 17,60 27,58

Отношение активов к ВВП, % 50,10 43,30 39,60 44,70 46,50

* Составлено на основании [3-7]

I IАктивы, млрд. тг. I IСсудный портфель (основной долг), млрд. тг.

I IRrem вкладов клиентов, млрд. тг. _ _ Займы с просроченной задолженностью свыше 90 дней

Рис. 1. Динамика активов, ссудного портфеля и вкладов БВУ Республики Казахстан за период 2017-2020 годы (Составлено на основании [3-7])

После незначительного сокращения средних показателей доходности активов и доходности на капитал банковский сектор демонстрирует рост данных показателей в 2021 году. За семь месяцев 2021 года активы БВУ увеличились на 16,6 %, в том числе ссудный портфель (основной долг) на 8 %, при этом наблюдается сокращение просроченных на срок 90 и более дней кредитов на 30,4 п.п. Наибольшая доля просроченных кредитов в структуре ссудного портфеля отмечена в Jusan Bank (18,98 %), Евразийском банке (9,03 %), Bank RBK (8,9 %) (52,6 млрд тенге), Нурбанке (7,8 %). (18,7 млрд тенге), в Народном — 3,73 % (200,4 млрд тенге), а в Kaspi — 4,71 % (91,6 млрд тенге) [10].

82

I I Чистый доход связанный с получением вознаграждения, млрд. тг.

I I Чистый доход (убыток), не связанный с получением вознаграждения, млрд. тг.

I I Чистый доход (убыток) послг уплаты подэхэдного налога, млрд. тг.

ROA, % - ROE, %

* Отношение активов к ВВП, %

PUc. 2. Динамика чистого дохода и показателей рентабельности БВУ Республики Казахстан за период 2017-2020 годы (Составлено на основании [3-7])

Однако эксперты объясняют сокращение объёма просроченных займов опережающим ростом выдачи новых кредитов (в основном физическим лицам) и прогнозируют в будущем потери от ухудшения качества кредитного портфеля [11].

Правительством и Национальным банком принят ряд антикризисных программ в целях возобновления роста экономики, поддержки банковского сектора и бизнеса (приостановление погашения кредитов социально-уязвимым слоям населения и МСБ, рефинансирование, льготное кредитование, прямая и косвенная поддержка БВУ через различные государственные программы [12]. В настоящее время наблюдается рост доходов банков в связи с восстановлением спроса и снижением стоимости фондирования.

Пандемия коронавируса и введенные ограничения привели к коренным изменениям в деятельности банковского сектора. Произошел серьезный сдвиг от предоставления классических банковских услуг в отделениях (выдача займов, привлечение депозитов, операции с пластиковыми картами, открытие счетов,) к цифровизации продуктов и интеграции небанковских услуг в банковское обслуживание. Отмечен рост всех видов безналичных операций, в первую очередь — платежные и переводные. Карантинные ограничения ускорили изменения в платежных привычках граждан в сторону безналичных расчетов, в том числе в интернете.

Количество безналичных транзакций за 2020 год выросло почти в 2,5 раза в сравнении с 2019 годом, их сумма — в 2,6 раза. Рост в основном обусловлен расчетами посредством интернета и мобильного телефона (увеличение транзакций в 2,7 раза и их суммы в 2,9 раза) и использованием POS — терминала (увеличение в 2,2 раза и в 1,8 раза соответственно) [13].

За 8 месяцев 2021 года 65,7 % операций осуществлены в интернете или с помощью мобильного банкинга, 34,2 % — с помощью POS — терминала. При этом сумма онлайн-операций составила 82,8 % от всей суммы проведенных безналичных расчетов.

В Казахстане начал действовать сервис Нацбанка РК — система «S^gar», позволяющий совершать мгновенные переводы по номеру мобильного телефона в круглосуточном режиме в любой банк-участник СМП с помощью мобильных приложений или интернет-банкинга. Национальный Банк выступает оператором и расчетным центром системы. Пока данные услуги оказывают АО «Банк ЦентрКредит», АО «Altyn Bank» (ДБ China CITIC Bank Corporation Limited) и АО «Евразийский Банк» [14].

На момент введения режима карантинных ограничений многие БВУ оперативно перевели получение большинства услуг в мобильные приложения, соц. сети и мессенджеры, благодаря чему

83

Таблица 2. Безналичные операции посредством использования платежных карт *

Показатели 12 мес. 2019 г. 12 мес. 2020 г. Изменение 12 мес. 2020 г. к 12 мес. 2019 г. ( %) 8 мес. 2021 г.

Количество (тыс. транз.) Сумма (млн. тенге) Количество (тыс. транз.) Сумма (млн. тенге) Количество транзакций Сумма Количество (тыс. транз.) Сумма (млн. тенге)

Итого, в т.ч. 1146727,6 13304413,7 2818601,2 34589053,1 245,8 260,0 3737435,5 42701042,4

POS — терминал 524199,0 3453792,2 1142685,5 6278473,6 218,0 181,8 1279354,9 7243700,7

банкомат 6648,5 194942,7 3334,4 140122,2 50,2 71,9 1148,1 79850,8

интернет и мобильный телефон 615 873,4 9655303,4 1672575,6 28170017,5 271,6 291,8 2456929,1 35377074,6

платежный терминал 6,7 3 75,3 5,7 439,8 85,1 117,2 3,4 416,2

* Составлено на основании [13]

не только удержали клиентов, но и приобрели новых. В течении 2020-2021 годов финансовые институты расширяли функционал мобильных банкингов, системы бесконтактных платежей, дистанционные каналы взаимодействия с клиентами, расширяли линейки розничных продуктов и услуг для корпоративного сектора, а также переводили сотрудников на удаленную работу и внедряли улучшенные системы кибербезопасности. Банковские организации с высоким уровнем цифро-визации бизнес-процессов и услуг, различными дистанционными каналами взаимодействия с клиентами получили конкурентное преимущество на рынке. В целом информационные информационно-коммуникационные технологии позволяют достичь лучших результатов в распространении финансовых услуг, расширении доступа к ним всех слоев населения независимо от местонахождения в режиме 24 * 7.

Инновационные информационные технологии обеспечивают обработку значительно возросшего объема перерабатываемых данных, сокращают время обработки информации, обеспечивают уменьшение трудоемкости и рост производительности труда, помогают сократить операционные расходы. Они также способствуют повышению качества предоставляемых банками услуг, их соответствия возрастающим потребностям клиентов путем использования более широкого диапазона и доступного формата финансовых услуг [15].

Однако для цифровой трансформации требуются определенные финансовые затраты на разработку инновационных решений, их внедрение, обучение персонала и т.п. Кроме того, теперь это будет постоянный процесс, так как вследствие усиления конкуренции банки вынуждены постоянно вкладывать деньги в обновление IT-систем и непрерывно выводить на рынок новые решения. Крупные банковские конгломераты имеют финансовые возможности для преобразования всей технологической инфраструктуры, внедрения сервисов, позволяющих различным подразделениям совместно использовать клиентские данные и другую информацию, перестройки процессов разработки и внедрения продуктов, а также улучшенных систем кибербезопасности.

Примеры таких успешных банков — АО ДБ Альфа-Банк, АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана», АО «Kaspi Bank», АО «First Heartland Jusan Bank», ДБ АО «Сбербанк, АО «ForteBank» и др.

Мобильный банкинг АО ДБ Альфа-Банк, АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана», АО «First Heartland Jusan Bank» позволяет осуществлять большинство практически весь спектр финансовых операций для корпоративных клиентов и физических лиц. В приложениях реализовано максимальное количество услуг, число которых постоянно расширяется, улучшается качество [16, 17].

Маркетплейс АО «Kaspi Bank» — «Kaspi.kz» — является лидером электронной коммерции и крупнейшей торговой интернет-платформой. Банк позиционирует в качестве финтех компании анало-

84

гов которой нет в Казахстане, недавно успешно вышел на London Stock Exchange (Лондонскую фондовую биржу) и стал одной из самых дорогих казахстанских компаний [18].

Мобильные приложения АО «First Heartland Jusan Bank» для бизнеса — Jusan Business и для розничных клиентов — Jusan отмечены в 2021 году премией Премия International Finance Banking Awards как лучшие инновационными разработками. Клиентам доступны большинство банковских услуг, а также линейка нефинансовых сервисов, таких как цифровой мобильный оператор и маркетплейс Jmart [19].

В новом интернет-банкинге АО «ForteBank» предусмотрена возможность получить не только банковские услуги (открытие и управление счетами, оформление депозитов, кредитов: оформление кредитов, получение пластиковых карт, переводы денежных средств, осуществление платежей за предоставляемые услуги, но и приобретение товаров в собственном маркетплейсе «ForteMarket», оформление туров в «ForteTravel», покупка и продажа валюты по удобному для клиента курсу в «ForteForex», оформление разных видов страхования и др. Кроме того, банк осуществляет мгновенные денежные переводы между физлицами и юрлицам до 4 млн. тг. без комиссии с кэшбэком. Экосистема Forte предоставляет vip-клиентам услуги консультирования по вопросам налогового, трудового, корпоративного права и т.п., медицинского консультирования, страхования [20].

АО «ForteBank» и АО «First Heartland Jusan Bank» запустили проекты предоставления услуг мобильной связи (ForteMobile на базе Beeline и Jusan Mobile на базе сети Tele2/Altel). Услуги связи предоставляются бесплатно за месячный оборот по платежной карте свыше 50 000 тенге.

ДБ АО «Сбербанк перестраивает внутренние бизнес-процессы, модернизирует процессы взаимодействия со своими клиентами, разрабатывает и предлагает клиентам новые сервисы ведения электронного бизнеса и управления финансами (SberBusiness, онлайн-касса Nurkassa, онлайн онбординг — интеграция с порталом e-Gov, идентификация клиента посредством биометрии [21].

Freedom Finance Bank предлагает клиентам цифровую ипотеку от 3 млн тенге с 20 %ным первоначальным взносом на срок от 3 до 15 лет, которую можно оформить за минуты по номеру телефона и ИИН [22].

Банки применяют технологии искусственного интеллекта и роботизацию бизнес-процессов в маркетинге и рекламе, в работе с обращениями клиентов, в работе с электронными архивами данных и системах документооборота, в решениях аналитических задач банковской деятельности.

Таким образом, направления цифровизации в казахстанском банковском секторе включают: инновации в сфере разработки новых программ и приложений, которые используются клиентами банка в режиме онлайн с помощью разных гаджетов, информационно-коммуникативных технологий и альтернативных каналов продаж в виде видеозвонков, ботов в мессенджерах и соцсетях и т. п., разработки новых гибридных продуктов с подключением небанковских сервисов от компаний-партнеров, маркетинг, основанный на анализе Big Data, автоматизация и цифровизация внутренних бизнес-процессов (создания программных комплексов документооборота, обработки больших массивов данных о клиентах, их транзакциях и пр.).

Цифровые технологии предоставляют новые возможности банкам расширять свою клиентскую базу, выходить на новые географические рынки, оптимизировать и существенно снизить операционные затраты, расходы на содержание персонала, повысить производительность.

Небольшие банки при переходе на цифровые технологии сталкиваются с проблем, среди которых: высокая стоимость создания и внедрения специализированных программ, обеспечивающих автоматизацию и цифровизацию бизнес-процессов; высокие затраты на разработку и внедрение программ киберзащиты; необходимость постоянно модернизировать процессы, продукты и услуги в целях поддержания своей конкурентоспособности на финансовом рынке и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

Сущность вышеизложенного сводится к следующему. В настоящий момент происходит стремительная цифровая трансформация всей финансовой системы. В условиях растущей конкуренции цифровизация банковской деятельности способствует расширению клиентской базы, увеличению доли рынка, и соответственно росту прибыльности.

Казахстанцы активнее переходят на безналичные платежи, оформляют он-лайн кредиты, дистанционно открывают текущие счета и депозиты, оплачивают услуги и осуществляют покупки посредством мобильных приложений или интернет-банкинга. В будущем ожидается расширение

85

сферы безналичных расчетов, развитие платежной инфраструктуры и новых сервисов, банковский рынок будет смещаться в сторону более технологически ориентированной среды.

В целом все цифровые технологии в банках можно разделить на три крупных блока: системы коммуникаций с клиентами, цифровые платежные сервисы и технологии, дистанционное оформление и получение банковских продуктов и услуг, получение небанковских продуктов и услуг.

Несмотря на активное внедрение цифровых технологий, банковский сектор, в особенности — мелкие банки, сталкивается с рядом трудностей. Среди значимых факторов, сдерживающих продвижение новых технологий прежде всего следует назвать ограниченность финансовых ресурсов для полной трансформации всех бизнес-процессов, процедур, продуктов, форматов работы, необходимость перевода архивов в электронный формат, нехватка специализированных кадров, имеющих необходимые знания и навыки работы в банковской сфере и в 1Т, отсутствие электронного взаимодействия банков с государственными системами и базами данных, необходимость обеспечения киберустойчивости банковской системы и защиты персональных данных, отсутствие универсального механизма дистанционной верификации клиентов..

Нехватка инвестиционных ресурсов и специалистов в области новых финансовых и информационных технологий для участия в технологической гонке вызовет дальнейшую консолидацию банковского сектора.

Преимущества, предоставляемые банку, внедрившему новые технологические решения выражаются в сокращении операционных издержек, времени обслуживания, улучшении информирования клиентов о банковских продуктах и услугах, качества обслуживания (предоставлении клиенту доступа к счетам в любом месте и в любое время, предоставлении стандартных и нестандартных продуктов и услуг), повышении эффективности предложения.

В перспективе, в более выгодном положении окажутся банки, предлагающие персонализированные продукты, использующие клиентоориентированные технологии и выстроившие технологические партнерские экосистемы. Упор будет сделан на создании комплексных решений для клиентов, содержащих не только полный спектр финансовых продуктов и услуг, но и удовлетворяющих широкие ежедневные потребности клиентов. Внедрение новых 1Т-технологий возможно путем интеграции банков с другими финансовыми учреждениями и финтех-компаниями и использования совместных разработок.

Имеет неплохую перспективу выстраивание модели эффективного взаимодействия, коллабо-рации с операторами мобильной связи. Поставщик мобильной связи аккумулирует большие данные об абонентах, обладает уникальными знаниями о них, в том числе ежедневных расходах, позволяющих проводить оценку платежеспособности клиента в режиме реального времени и проводить персонализированное продуктообразование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мигранян А.А. Экономика Казахстана: потенциал и риски развития в условиях турбулентности / А.А. Мигранян // Геоэкономика энергетики. — 2021. — №2 3 (15). — С. 146-162.

2. Большие потери. Топ казахстанских отраслей, наиболее пострадавших от СОУГО-19 [Электронный ресурс] // Интернет-портал Учёт.кг. — Режим доступа: исЬе1ктМеек^окЫе-ро1еп-1ор-ка7акЪ81ап8к1кЬ-о1га51еу-пшЬоке-роБй^ауБЫкЬ-й-соу!^ 19/ (дата обращения: 05.10-07.10.2021).

3. Текущее состояние банковского сектора Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2018 года: аналитический обзор [Электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. — Режим доступа: Аш^^/ ?docid=1065&switch=russian (дата обращения: 05.10-07.10.2021).

4. Текущее состояние банковского сектора Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2019 года: аналитический обзор [Электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. — Режим доступа: Ы1р8://11пге§.к2/ ?docid=1065&switch=russian (дата обращения: 05.10-07.10.2021).

5. Текущее состояние банковского сектора Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2020 года: аналитический обзор [Электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. — Режим доступа: Аш^^/ ?docid=1065&switch=russian (дата обращения: 05.10-07.10.2021).

6. Текущее состояние банковского сектора Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2021 года: аналитический обзор [Электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс Агентства Республики Казах-

86

стан по регулированию и развитию финансового рынка. — Режим доступа: finreg.kz/?docid=1065& switch=russian (дата обращения: 05.10-07.10.2021).

7. Текущее состояние банковского сектора Республики Казахстан по состоянию на 1 августа 2021 года: аналитический обзор [Электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. — Режим доступа: finreg.kz/?docid=1065&switch= russian (дата обращения: 05.10-07.10.2021).

S. Статистический бюллетень Национального Банка Республики Казахстан. — 2020. — N° 1 (302) январь.

9. Статистический бюллетень Национального Банка Республики Казахстан. — 2021. — № 1 (314) январь.

10. Каким банкам больше всего задолжали казахстанцы. Сумма просроченных займов превысила S19 млрд тенге [Электронный ресурс] // Интернет-портал Информационного агентства «LS Aqparat». — Режим доступа: lsm.kz/prosrochka-na-avgust (дата обращения: 05.10-07.10.2021).

11. Казахстанцы продолжают набирать кредиты. Инфографика [Электронный ресурс] // Интернет-портал Информационного агентства «LS Aqparat». — Режим доступа: lsm.kz/kredity-infografik (дата обращения: 05.1007.10.2021).

12. Меры по улучшению бизнес-климата в РК: приостановление платежей, рефинансирование и отсрочка платежей по кредитам [Электронный ресурс] // Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан «Primeminister.kz». — Режим доступа: primeminister.kz/ru/news/interviews/mery-po-uluchsheniyu-biznes-klimata-v-rk-priostanovlenie-platezhey-refinansirovanie-i-otsrochka-platezhey-po-kreditam-1774S33 (дата обращения: 05.10-07.10.2021).

13. Платежные карточки и электронные банковские услуги [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального Банка Республики Казахстан. — Режим доступа: nationalbank.kz/ru/news/elektronnye-bankovskie-uslugi?page=1 (дата обращения: 05.10-07.10.2021).

14. Система мгновенных платежей «S^qa^ заработала в Казахстане [Электронный ресурс] // Международное информационное агентство «Kazinform». — Режим доступа: inform.kz www.inform.kz/ru/sistema-mgnovennyh-platezhey-sunqar-zarabotala-v-kazahstane_a3495S39 (дата обращения: 05.10-07.10.2021).

15. Юзефальчик И. Цифровые финансовые технологии и их роль в повышении доступности финансовых услуг / И. Юзефальчик // Банковский вестник. — 2019. — № 5. — С. 34-43.

16. Альфа-Банк Казахстан вошел в Топ-20 лучших мобильных банков для бизнес-клиентов [Электронный ресурс] // Центр деловой информации «Капитал». — Режим доступа: kapital.kz/finance/946S1/al-fa-bank-kazakhstan-voshel-v-top-20-luchshikh-mobil-nykh-bankov-dlya-biznes-kliyentov.html (дата обращения: 05.1007.10.2021).

17. Halyk Bank—№1 в рейтинге мобильных банков для бизнеса Казахстана [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «forbes.kz». — Режим доступа: forbes.kz/process/technologies/halyk_bank_voshel_v_top-20_luchshih_mobilnyih_bankov_dlya_biznes-klientov_v_stranah_sng_i_kavkaza (дата обращения: 05.1007.10.2021).

1S. Из банка в платформу. Чем Kaspi обеспечил себе успешное IPO? Как трансформация в IT-компанию сделала Kaspi одной из самых дорогих компаний Казахстана [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Vlast.kz». — Режим доступа: vlast.kz/biznes/42146-iz-banka-v-platformu-cem-kaspi-obespecil-sebe-uspesnoe-ipo.html (дата обращения: 05. 10-07.10.2021).

19. Цифровые продукты Jusan Bank оценили международные эксперты [Электронный ресурс] // Центр деловой информации «Капитал». — Режим доступа: kapital.kz/tehnology/9S462/tsifrovyye-produkty-jusan-bank-otsenili-mezhdunarodnyye-eksperty.html (дата обращения: 05.10-07.10.2021).

20. ForteBank запустил карты «новой реальности» [Электронный ресурс] // Центр деловой информации «Капитал». — Режим доступа: kapitaLkz/fimnce/97208/fortebank-zapustil-karty-novoy-real-nosti.html (дата обращения: 05.10-07.10.2021).

21. Путь цифровизации: готовое решение для населения и бизнеса. Как Сбербанк переживает цифровую трансформацию и помогает своим клиентам реализовывать инновационные проекты [Электронный ресурс] // Центр деловой информации «Капитал». — Режим доступа: kapital.kz/tehnology/99226/put-tsifrovizatsii-gotovoye-resheniye-dlya-naseleniya-i-biznesa.html (дата обращения: 05.10-07.10.2021).

22. Казахстан занял первое место в рейтинге по цифровизации ипотеки [Электронный ресурс] // Республиканский деловой еженедельник «Kursiv.kz». — Режим доступа: kursiv.kz/news/otraslevye-temy/2021-10/ kazakhstan-zanyal-pervoe-mesto-v-reytinge-po-cifrovizacii-ipoteki (дата обращения: 05.10-07.10.2021).

SPtSOKLTTERATURY

1. Migranyan A.A. Ekonomika Kazakhstana: potentsial i riski razvitiya v usloviyakh turbulentnosti / A.A. Migranyan // Geoekonomika energetiki. — 2021. — № 3 (15). — S. 146-162.

2. Bol'shiye poteri. Top kazakhstanskikh otrasley, naiboleye postradavshikh ot COVID-19 [Elektronnyy resurs] / / Internet-portal Uchot.kz.—Rezhim dostupa: uchet.kz/week/bolshie-poteri-top-kazakhstanskikh-otrasley-naibolee-postradavshikh-ot-covid-19/ (data obrashcheniya: 05.10-07.10.2021).

87

3. Tekushcheye sostoyaniye bankovskogo sektora Respubliki Kazakhstan po sostoyaniyu na 1 yanvarya 2018 goda: analiticheskiy obzor [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy internet-resurs Agentstva Respubliki Kazakhstan po regulirovaniyu i razvitiyu finansovogo rynka. — Rezhim dostupa: finreg.kz/?docid=1065&switch=russian (data obrashcheniya: 05.10-07.10.2021).

4. Tekushcheye sostoyaniye bankovskogo sektora Respubliki Kazakhstan po sostoyaniyu na 1 yanvarya 2019 goda: analiticheskiy obzor [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy internet-resurs Agentstva Respubliki Kazakhstan po regulirovaniyu i razvitiyu finansovogo rynka. — Rezhim dostupa: https://finreg.kz/?docid=1065&switch=russian (data obrashcheniya: 05.10-07.10.2021).

5. Tekushcheye sostoyaniye bankovskogo sektora Respubliki Kazakhstan po sostoyaniyu na 1 yanvarya 2020 goda: analiticheskiy obzor [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy internet-resurs Agentstva Respubliki Kazakhstan po regulirovaniyu i razvitiyu finansovogo rynka. — Rezhim dostupa: finreg.kz/?docid=1065&switch=russian (data obrashcheniya: 05.10-07.10.2021).

6. Tekushcheye sostoyaniye bankovskogo sektora Respubliki Kazakhstan po sostoyaniyu na 1 yanvarya 2021 goda: analiticheskiy obzor [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy internet-resurs Agentstva Respubliki Kazakhstan po regulirovaniyu i razvitiyu finansovogo rynka. — Rezhim dostupa: finreg.kz/?docid=1065&switch=russian (data obrashcheniya: 05.10-07.10.2021).

7. Tekushcheye sostoyaniye bankovskogo sektora Respubliki Kazakhstan po sostoyaniyu na 1 avgusta 2021 goda: analiticheskiy obzor [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy internet-resurs Agentstva Respubliki Kazakhstan po regulirovaniyu i razvitiyu finansovogo rynka. — Rezhim dostupa: finreg.kz/?docid=1065&switch=russian (data obrashcheniya: 05.10-07.10.2021).

8. Statisticheskiy byulleten' Natsional'nogo Banka Respubliki Kazakhstan. — 2020. — .№ 1 (302) yanvar'.

9. Statisticheskiy byulleten' Natsional'nogo Banka Respubliki Kazakhstan. — 2021. — .№ 1 (314) yanvar'.

10. Kakim bankam bol'she vsego zadolzhali kazakhstantsy. Summa prosrochennykh zaymov prevysila 819 mlrd tenge [Elektronnyy resurs] // Internet-portal Informatsionnogo agentstva «LS Aqparat». — Rezhim dostupa: lsm.kz/ prosrochka-na-avgust (data obrashcheniya: 05.10-07.10.2021).

11. Kazakhstantsy prodolzhayut nabirat' kredity. Infografika [Elektronnyy resurs] // Internet-portal Informatsionnogo agentstva «LS Aqparat».—Rezhim dostupa: lsm.kz/kredity-infografik (data obrashcheniya: 05.1007.10.2021).

12. Mery po uluchsheniyu biznes-klimata v RK: priostanovleniye platezhey, refinansirovaniye i otsrochka platezhey po kreditam [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy informatsionnyy resurs Prem'yer-Ministra Respubliki Kazakhstan «Primeminister.kz». — Rezhim dostupa: primeminister.kz/ru/news/interviews/mery-po-uluchsheniyu-biznes-klimata-v-rk-priostanovlenie-platezhey-refinansirovanie-i-otsrochka-platezhey-po-kreditam-1774833 (data obrashcheniya: 05.10-07.10.2021).

13. Platezhnyye kartochki i elektronnyye bankovskiye uslugi [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Natsional'nogo Banka Respubliki Kazakhstan. — Rezhim dostupa: nationalbank.kz/ru/news/elektronnye-bankovskie-uslugi?page=1 (data obrashcheniya: 05.10-07.10.2021).

14. Sistema mgnovennykh platezhey «Sucqar» zarabotala v Kazakhstane [Elektronnyy resurs] // Mezhdunarodnoye informatsionnoye agentstvo «Kazinform». — Rezhim dostupa: inform.kz www.inform.kz/ru/ sistema-mgnovennyh-platezhey-sunqar-zarabotala-v-kazahstane_a3 495839 (data obrashcheniya: 05.10-07.10.2021).

15. Yuzefal'chik I. Tsifrovyye finansovyye tekhnologii i ikh rol' v povyshenii dostupnosti finansovykh uslug / I. Yuzefal'chik // Bankovskiy vestnik. — 2019. — №№ 5. — S. 34-43.

16. Al'fa-Bank Kazakhstan voshel v Top-20 luchshikh mobil'nykh bankov dlya biznes-kliyentov [Elektronnyy resurs] // Tsentr delovoy informatsii «Kapital». — Rezhim dostupa: kapital.kz/finance/94681/al-fa-bank-kazakhstan-voshel-v-top-20-luchshikh-mobil-nykh-bankov-dlya-biznes-kliyentov.html (data obrashcheniya: 05.10-07.10.2021).

17. Halyk Bank — .№1 v reytinge mobil'nykh bankov dlya biznesa Kazakhstana [Elektronnyy resurs] // Internet-zhurnal «forbes.kz». — Rezhim dostupa: forbes.kz/process/technologies/halyk_bank_voshel_v_top-20_luchshih_mobilnyih_bankov_dlya_biznes-klientov_v_stranah_sng_i_kavkaza (data obrashcheniya: 05.1007.10.2021).

18. Iz banka v platformu. Chem Kaspi obespechil sebe uspeshnoye IPO? Kak transformatsiya v IT-kompaniyu sdelala Kaspi odnoy iz samykh dorogikh kompaniy Kazakhstana [Elektronnyy resurs] // Internet-portal «Vlast.kz». —Rezhim dostupa: vlast.kz/biznes/42146-iz-banka-v-platformu-cem-kaspi-obespecil-sebe-uspesnoe-ipo.html (data obrashcheniya: 05.10-07.10.2021).

19. Tsifrovyye produkty Jusan Bank otsenili mezhdunarodnyye eksperty [Elektronnyy resurs] // Tsentr delovoy informatsii «Kapital». — Rezhim dostupa: kapital.kz/tehnology/98462/tsifrovyye-produkty-jusan-bank-otsenili-mezhdunarodnyye-eksperty.html (data obrashcheniya: 05.10-07.10.2021).

20. ForteBank zapustil karty «novoy real'nosti» [Elektronnyy resurs] // Tsentr delovoy informatsii «Kapital». — Rezhim dostupa: kapital.kz/finance/97208/fortebank-zapustil-karty-novoy-real-nosti.html (data obrashcheniya: 05.1007.10.2021).

88

21. Put' tsifrovizatsii: gotovoye resheniye dlya naseleniya i biznesa. Kak Sberbank perezhivayet tsifrovuyu transformatsiyu i pomogayet svoim kliyentam realizovyvat' innovatsionnyye proyekty [Elektronnyy resurs] // Tsentr delovoy informatsii «Kapital». — Rezhim dostupa: kapital.kz/tehnology/99226/put-tsifrovizatsii-gotovoye-resheniye-dlya-naseleniya-i-biznesa.html (data obrashcheniya: 05.10-07.10.2021).

22. Kazakhstan zanyal pervoye mesto v reytinge po tsifrovizatsii ipoteki [Elektronnyy resurs] // Respublikanskiy delovoy yezhenedel'nik «Kursiv.kz». — Rezhim dostupa: kursiv.kz/news/otraslevye-temy/2021-10/kazakhstan-zanyal-pervoe-mesto-v-reytinge-po-cifrovizacii-ipoteki (data obrashcheniya: 05.10-07.10.2021).

Статья поступила в редакцию 21 октября 2021 года Статья одобрена к печати 1 ноября 2021 года

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.