2.2. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Подколзина Ирина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, кредит и страховое дело» Место работы: ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет
Жерелина Ольга Николаевна, преподаватель кафедры правовых основ управления Факультета управления и политики Место работы: МГИМО МИД России
Аннотация: необходимость написания статьи обусловлена тем, что в настоящее время цифровая экономика очень быстро вытесняет старый уклад во всех сферах деятельности современного общества. Трансформируется частная жизнь и рабочие места, появляются новые профессии и инструменты взаимодействия. В эпоху столь масштабных преобразований всё большую актуальность принимает проблема цифровизации в экономике.
Цифровая экономика на ближайшую перспективу вошла в перечень основных направлений стратегического развития России. Переход на «цифровую экономику» действительно повышает эффективность российской экономики и значительно усиливает ее шансы стать конкурентоспособной экономикой на мировом рынке.
Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов: Н.И. Антипова, В.В. Соу, А.С. Борзевич, Л.Д. Капранова, С.В. Плугаторенко, А.В. прохоров, Л.А. Коник и др. Создав современное технологичное решение, получаем не только закрытую проблему, но и продукт, который может быть предложен рынку, в том числе - мировому.
В ходе исследования обращено внимание проблемам развития цифровизации экономики в России.
На основе изучения данной темы, автор приходит к выводу, что любая новая технология не только приносит совершенно новые возможности, но и какие-либо определенные риски. Поэтому кроме положительных аспектов, в «трансформации цифровизации экономики» существуют и определенные риски. Переводя экономику России в цифровой формат делает ее более прозрачной, что в несколько раз повышает угрозу национальной безопасности страны. Более того, увеличивается опасность перехвата не только технологических процессов, но и слежение за обществом в целом. При правильном использовании, это станет ресурсным обеспечением национальной безопасности, учитывая, что она сводится к конкурентоспособности. Однако при чрезмерной открытости и пренебрежением безопасностью - это станет безусловным разрушающим фактором. Не отрицая важности и очевидности технического прогресса, важно понимать, что любая технология, даже изначально нейтральная, приобретает свою качественную оценку только в контексте нравственности или безнравственности её последующего применения. Работа адресована широкому кругу экономистов.
Ключевые слова: цифровизация, экономика, трансформация, бизнес, государственная программа, технологическое развитие.
DIGITAL TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN ECONOMY
Podkolzina Irina M., PhD in Economics, associate Professor of Department «Finance, credit and insurance» Work place: the Stavropol state agrarian University
Zherelina Olga N., Lecturer of the Chair of Legal Basics of Management Faculty of governance and politics Work place: MGIMO-University
Annotation: the need to write this article is due to the fact that the digital economy is rapidly replacing the old way of life in all spheres of modern society. Private life and jobs are being transformed, new professions and tools for interaction are emerging. In the era of such large-scale transformations, the problem of digitalization in the economy is becoming increasingly important.
The digital economy in the near future is included in the list of the main directions of strategic development of Russia. The transition to a «digital economy» really increases the efficiency of the Russian economy and significantly increases its chances of becoming a competitive economy in the world market.
Theoretical basis of research is the views and conclusions contained in the works of Russian and foreign scientists-economists: N. And. Antipov, V. V., Sow, A. S., Borisevich, L. D. Kapranov, S. V. Pluhatarenko, A. V. Prokhorov, L. A. Konik, etc.
In today's realities of the movement towards universal digital transformation for large and medium-sized Russian businesses, the issues of setting goals for transformation, predicting success in specific figures, selecting the right consultants and technical solutions are relevant. But behind the veil of great hype around, often there is an acute lack of real practice in the introduction of new methodologies and technologies in Russia, and the assessment of the results is not available. The study draws attention to the problems of the development of digitalization of the economy in Russia.
Based on the study of this topic, the author comes to the conclusion that any new technology not only brings new technological opportunities, but also any certain risks. Therefore, in addition to the positive aspects, there are certain risks in the «transformation of the digitalization of the economy». Translating the Russian economy into a digital format makes it more transparent, which several times increases the threat to the national security of the country. Moreover, the risk of intercepting not only technological processes, but also the monitoring of society as a whole is increasing. If used properly, it will become a resource for national security, given that it comes down to competitiveness. However, with excessive openness and disregard for security - it will be an absolute destructive factor. The work is addressed to a wide range of economists.
Keywords: digitalization, economy, transformation, business, state program, technological development.
Цифровая экономика - экономика инноваций, развивающаяся за счет эффективного внедрения новых технологий Число пользователей Интернета в такой экономике растет в геометрической прогрессии, информационно-компьютерные технологии растворяются в нашей жизни, происходит цифровая революция. Зачатки цифровой экономики в мире появились в конце 20 века, а сейчас мы находимся в активной фазе ее развития.
Цифровой трансформации легче поддаются связанные с информационными технологиями отрасли, в которых взаимодействие участников трудноосуществимо без использования электронных каналов связи.
В основу цифровой экономики заложены большие данные. По своей сути - это прогностическая экономика1. Мы с вами вступаем в новую эру, когда выпуск той или иной продукции будет максимально индивидуализирован. Нас ждет изменение модели потребления, где ценность определяется реализацией в товаре индивидуальных потребностей. Другими словами, если сегодня конвейер выпускает тысячу типовых стульев, то завтра, вследствие соответствующей трансформации, каждый стул будет произведен в строгом соответствии с индивидуальными предпочтениями потребителя. Цифровая экономика также видоизменяет принципы конкуренции. Борьба идет не столько за передел существующих рынков, сколько за формирование новых, где конкурируют не товары и технологии, а системы управления, опирающиеся на цифровые платформы.
В России положен новый курс - на развитие цифровой экономики. Цифровизация подоспела вовремя, грех было не воспользоваться. Да и Центробанк неожиданно снял, по крайней мере на словах, анафему с наиболее ярких представителей цифровой экономики - криптовалют, создал рабочую группу по исследованию различных областей применения технологии блокчейн. На самом деле по своей революционности это действие Банка России сродни снятию более полувека назад запрета с генетики и кибернетики2.
Опыт прежних лет подсказывает, что новый лозунг в качестве государственного PR-приоритета продержится года два-три, породив несколько правительственных планов действий, программ, кучу постановлений, распоряжений, приказов и инструкций на всех уровнях власти, а также множество экспертных советов, групп, комиссий и иных рабочих органов3. При этом с праволиберального фланга можно услышать вялую критику этих действий и обвинения в излишнем бюрократиче-
1 Платонова Н.И. Современные правовые подходы к пониманию биометрических данных // Информационное право. 2018. № 1. С. 22-26.
2 Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С. 174-177.
3 Камолов С.Г. Проблемы развития экспорта России в переходный период.
- Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
-М., 1998., МГИМО (У) МИД России, 203 с.
ском рвении, протекционистских замашках, педалировании темы безопасности4. А с левого фланга нам опять начнут рассказывать про западное влияние, про увлечение виртуальным сектором экономики в ущерб реальному, про важность жесткого регулирования во имя социальной справедливости.
Цифровизация экономики - это процесс постоянной трансформации, в котором ключевым качеством для каждой компании становится умение адаптироваться к новым технологическим трендам и условиям ведения бизнеса.
С одной стороны, можно заметить, что в ближайшие несколько десятков лет в результате цифровой революции в мире исчезнет 50% профессий. (Хотя массовой безработицей это не грозит, ибо возникнут другие профессии, сервисы и бизнесы, уменьшится рабочая неделя.) С другой стороны, в отношении цифровизации в мире в целом доминирует оптимизм. Это видно, как из книги организатора Давосского форума профессора Клауса Шваба «Четвертая промышленная революция», так и из текста стратегической декларации «Строительство дигитализации для взаимосвязанного мира», принятой в апреле 2017 года на встрече министров цифровых экономик стран G20, а также не входящих в «большую двадцатку» стран, преуспевших в цифровой экономике - Испании, Норвегии, Нидерландов и Сингапура. Но в том же докладе Boston Consulting Group поставила Россию лишь на 39-е место среди цифровых экономик мира.
Вложения в науку и инновации характеризуют зрелую экономику. А в условиях стремительной мировой цифровизации становятся основополагающим фактором развития и конкурентоспособности экономики отдельно взятой страны. При том, что прямой корреляции между инвестициями в новые разработки и общим доходом нет, по данным исследования «Глобальные лидеры инноваций», проведенного Strategy& (PwC), показатель соотношения расходов на НИОКР и продаж в 2018 году оставался на беспрецедентно высоком уровне -4,5%. Крупнейшие мировые компании имеют научные центры, отделы R&D (Research&Development), которые занимаются разработкой новых продуктов, усовершенствованием технологических процессов и внедрением инноваций, которые в итоге работают на отрасль в целом5.
В мире в целом рост расходов на НИОКР наблюдался во всех регионах, особенно значительно он вырос в Китае (+34%) и Европе (14%), где наблюдалось двузначное увеличение, в Северной Америке (+7,8%) и Японии (+9,3%). Примечательно, что ни по исследованию Strategy&, ни по рейтингу Евросоюза, ни по другим рейтингам крупнейших ин-
4 Богдан В.В., Урда М.Н. К вопросу о миграционном законодательстве в России // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 60-63.
5 Kolesnikov Y.A., Radachinsky Y.N., Rodionova N.D. Problems of implementation of public-private partnership in Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № S1. С. 187-197.
весторов в R&D российские компании не вошли ни в сотни, ни даже в первую тысячу списков.
Пропоит иип
В ТОМ ЧкЧГЛв
ю.о
Iii
РМЧВДИ даиа*оадйотп В Ц|1фр<?Л0.1 сфоро
№1ИМ|М а цифрсом ицич
rCC/nipCTft&HMu'ö
расхода
hp цифровизацию
Экегюрт ИКТ Импорт ИКТ
6.3 4.8 I ШШ
л.? 2,7 2.2 23
1 Вт
5.0 3.0 3.S
2,0 2.2
1.3 1 0.4 1,0 0.6 0.0 ofs 0.5
Рисунок 1. Доля цифровой экономики В ВВП,%.
По результатам исследования темпы роста вклада цифровой экономики в ВВП в России почти удвоились с 2015 года. При этом Россия по этому показателю все еще отстает от Китая почти в два раза. Бесспорно, цифровая трансформация влияет и на бизнес-процессы. Появляются новые компетенции, и параллельно отмирают целые профессии. Все эти изменения, так или иначе, с той или иной скоростью, но будут происходить и дальше.
Ответом на сложившуюся ситуацию стала утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года программа «Цифровая экономика Российской Федерации»6.
Общий бюджет программы составит около 100 млрд рублей ежегодно.
К 2024 году в стране должны работать не менее одного десятка крупных компаний-лидеров (операторов экосистем), успешных на глобальном рынке. Помимо них, разработкой профильных технологий и оказанием цифровых услуг будут заниматься от 500 малых и средних предприятий. Задача этих компаний реализовать не менее 30 проектов в области цифровой экономики, объем каждого из которых превысит отметку в 100 млн рублей.
Ошйвше вин р^алныцни
О—о-о
I этап финансирования программы:
о—о
Ониакснрсеэнкел|:йграин.ы mmanpav.sHHRH,>upflp>15.
т ш ® а
I!
а
Рисунок 2. Направление программы «Цифровая экономика».
Дрегнин О.Е., Подколзина И.М. Значение бюджетно-финансовых фондов в обеспечении экономической безопасности // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 3. С. 60-65.
Также к 2024 году во всех городах-миллионниках появится сеть 5G. 97% населения будет иметь широкополосный доступ к интернету (100 Мбит/с)7.
Отдельная задача - внедрение электронных технологий в медицине. Каждая больница и поликлиника страны должны быть как минимум подключены к интернету. В 2017 году на подключение к интернету медучреждений выделено почти 5,5 млрд. Средства пойдут на развитие телемедицины, онлайн-консультаций, создание электронных медицинских карт, чтобы история болезни, результаты были доступны врачу при подключении к специальной базе данных.
Программа также начнет решать проблему дефицита специалистов в ИТ-сфере. Так, с 2024 года количество специалистов с высшим ИТ-образованием будет увеличиваться на 120 тысяч человек ежегодно. Вузы, техникумы и колледжи каждый год будут выпускать еще по 800 тысяч ИТ-специалистов. В том числе благодаря этому доля населения, обладающего цифровыми навыками, вырастет до 40%.
Программа содержит детальную дорожную карту, в которой детально отмечены и основные вехи, и промежуточные цели. Развитие многих направлений прописано поквартально.
В конце декабря 2018 года в России было завершено строительство сети цифрового телевидения. Этот объект стал 5040-м по счету, сделав российскую цифровую телесеть крупнейшей в мире8.
На реализацию этого проекта потребовалось 9 лет. Первоначально Россия намеревалась перейти на цифровое телевидение в 2016 году, однако затем сроки были сдвинуты до 2019 года.
цифровая экономика - это сверхвысококонкурентнаясреда
□
Цифровая экономика подразумевает тотальную глобализацию
Цифровая экономика развивается стремительными темпами
□
Цифровая экономика в значительной степени является виртуальной, неосязаемой. Но они невозможна без связи с материальным миром
□
Цифровая экономика-это новое качество жизни, бизнеса и государственных услуг
□
Цифровая экономика убивает многие традиционные сферы деятельности
Цифровая экономика немыслима без квалифицированных кадров и качественного образования
Рисунок 3. Акценты на развитие и перспективу программы «Цифровая экономика».
Теперь подавляющее большинство россиян (98,4%) получило бесплатный доступ к 20 федеральным телеканалам и трем радиостанциям. Правда, для их просмотра или прослушивания нужно быть владельцем цифрового телевизора или приставки для аналогового телеящика9.
Еще одним важным проектом уходящего года, касающимся применения новых технологий, стала маркировка различных групп товаров - в данный момент налажено отслеживание изделий из меха, лекарственных средств и табака (двух последних в тестовом режиме). Кроме того, правительство
Пахомова Н.М., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Особенности городов феде-
рального значения: пробелы законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 93-96.
8 Актуальные проблемы корпоративного управления: отечественная практика и зарубежный опыт: монография / отв. ред. О.А. Князев - Москва: ИД «Международные отношения», 2018. - 866 с.: табл. ил.
9 Подколзина И.М. Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспекти-
вы // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 189-193.
утвердило перечень из 12 товарных групп, для которых маркировка будет действовать в ближайшем будущем. Создает систему и будет ею управлять дочка госкорпорации «Ростех», USM и «Элвис плюс групп».
В полном объеме система маркировки и прослеживаемости товаров должна заработать в 2024 году - к этому моменту она должна охватить практически все изделия массового спроса.
Страны активно внедряют решения track and trace по всему миру (сегодня уже более 20 государств) для борьбы с контра-фактом, повышения эффективности контрольных процедур и повышения собираемости налогов. Рынок активно растет. В течение 8-10 лет он может вырасти до $5 млрд (рост более 15% в год). Track and trace широко применяется в фармацевтике, табачной индустрии, алкогольной отрасли, производстве воды и напитков, однако распространение получают и более специфические случаи.
По данным The Boston Consulting Group, маркировка уже привела к существенному повышению собираемости налогов в ряде стран мира - в частности, в Бразилии рост налоговых поступлений по табаку составил 40%, а по напиткам - 20%. Кроме того, «обеление» рынков позволяет существенно сократить потери выручки бизнеса - в ЕС этот показатель к 2019 году может достичь отметки в 10 млрд евро10.
А прослеживаемость каждого товара в таком масштабе может вывести Россию в лидеры по интернету вещей - еще одному мировому тренду и.
Большинство передовых технологий связано с использованием интернета, поэтому повышению доступности этого средства связи для россиян в нацпрограмме «Цифровая экономика» отведена особая роль. Россияне находятся в мировых лидерах по вовлеченности в цифровую экономику - 73% населения страны старше 12 лет регулярно пользуется интернетом. Конечно, это не говорит о том, что в России решили хотя бы половину поставленных задач. Три четверти населения подключены к интернету. Только 26% граждан, будучи вовлеченными в интернет-активность, обладают необходимыми в своей профессиональной деятельности навыками цифровой экономики.
В 2019 году планируется завершить подключение к широкополосному интернету по высокой стороне всех больниц в РФ.
Федеральный бюджет до 2024 года намерен выделить на эти цели 413 млрд рублей, в том числе в следующем году -31 млрд рублей.
Есть сложности и с внедрением в России нового стандарта связи 5G - массовое строительство сетей такого типа была решено отложить из-за дороговизны необходимых технологий и военных, которым в данный момент принадлежит большая часть частот для будущего 5G12. В результате операторы «большой четверки» договорились создать единого инфраструктурного оператора для развертывания 5G, а не действовать поодиночке. Первые пилотные проекты в пяти городах-миллионниках будут запущены к концу 2020 года.
10 Agarkova L., Gurnovich T., Shmatko S., Podkolzina I., Filonich V. Priority directions of development of innovation education cluster in the regional agro-industrial complex //International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 2. С. 718-727.
11 Костенников М.В., Куракин А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // NB: Административное право и практика администрирования. 2014. № 2. С. 40-63.
12 Черняков С.А. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению мошенничеств с использованием банковских гарантий // Российский следователь. 2017. № 7. С. 38-41.
Внедрение передовых технологий в здравоохранении является еще одним важным направлением, фигурирующим сразу в нескольких национальных программах.
В частности, речь идет о телемедицине, которая должна стать компромиссным вариантом между самолечением и походом к врачу. Но пока телемедицина категорически отказывается внедряться. По данным Счетной палаты на середину ноября, из 20 субъектов РФ, в которых к концу этого года должны быть по плану Минздрава организованы процессы оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, отчитаться не был готов ни один.
Электронные медкарты появились у 55% россиян, имеющих полис ОМС, хотя по итогам 2018 года эту задачу должны были исполнить на 100%.
Нескольких целей все же удалось достичь - например, участниками электронного документооборота стали 54% медицинских организаций по оказанию первичной медико-санитарной помощи, хотя плановый показатель на 2018 год составлял только 50%. Но на фоне прочих провалов это достижение впечатления не производит13.
Согласно отчету Счетной палаты, из 828,6 млн рублей, выделенных из бюджета на 2018 год на приоритетный проект «Электронное здравоохранение», за 9 месяцев были освоены только 296,5 млн рублей (35,8%).
Что там говорить про телемедицину - по данным все той же Счетной палаты на середину декабря, в российских регионах нет даже утвержденных стандартов лечения некоторых распространенных заболеваний. Как отмечают аудиторы, ни один регион России не достиг всех установленных критериев качества медицинской помощи.
Внутренние затраты России на цифровую экономику к 2024 году должны подскочить минимум в три раза. Как отмечают аналитики НИУ ВШЭ, цифровизация положительно скажется на эффективности обрабатывающих отраслей (в первую очередь машиностроения и химической промышленности). Кроме того, новые технологии должны стать драйверами роста финансового сектора, транспортного и промышленного комплексов. Но пока России еще далеко до передовой цифровой державы14.
На внедрение новых технологий до 2024 года должна быть потрачена огромная сумма - 1,8 трлн рублей, из которых 1 трлн рублей выделит бюджет. Самой дорогой программой станет информационная инфраструктура - 413,4 миллиарда рублей, еще 282 миллиарда будет потрачено на цифровые технологии, 226,4 миллиарда рублей - на цифровое госуправление, 139 миллиардов рублей— на кадры для цифровой экономики, 18 миллиардов рублей - на информационную безопасность, 1,6 миллиарда рублей - на подготовку нормативного регулирования15.
13 Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Akhmetshin E.M., Yumashev A.V., Luzina T.V. Inclusive Growth Index Assessment in the Regions of the Volga Federal District of the Russian Federation // Proceedings of the S1st International Business Information Management Association Conference - Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. С. S890-S902
14 Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Akhmetshin E.M., Yumashev A.V., Pavlyuk A.V., Luzina T.V. Inclusive growth index assessment in the regions of the Volga Federal district of the Russian Federation // В сборнике: Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020 Proceedings of the S1st International Business Information Management Association Conference (IBIMA). 2018. С. S890-S902.
15 Taranova I.V., Podkolzina I.M., Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Kobozeva E.M. Global financial and economic crisis in Russia: trends and prospects // Re-
В ближайшие десятилетия все отрасли, рынки, направления деятельности будут переориентированы в соответствии с требованиями новых цифровых экономических моделей16. Технологии больших данных, машинного обучения, распределенных реестров, роботизации, умных вещей, виртуальной и дополненной реальности, беспроводной связи и многие другие, в том числе и те, о которых пока только рассуждают визионеры, основанные на безусловном и масштабном применении цифровых наборов данных, определяют наше ближайшее и отдаленное будущее уже сегодня.
Масштабный переход на «цифру» остановить невозможно. Просто потому, что это ценно для потребителя, выгодно бизнесу, значимо для регулятора. Ценность цифровых решений растет, а цена на их получение снижается. Оцифровка постепенно разворачивается с самого «низа» - с отдельных объектов, и до самого «верха» - до цифровой экосистемы и до цифрового двойника человека в экосистеме.
Чтобы не утратить позиции в новой экономике, а нарастить их, следует разбираться предельно четко, чисто и динамично с основой вещей, процессов, систем, явлений. От того насколько правильно получится разобраться в этом и выставить приоритеты, настолько будет успешным само экономическое развитие. Основная задача - разобраться и понять цифровую трансформацию, научиться безопасно получать требуемый результат17.
Основными драйверами цифровой трансформации сегодня являются новые продукты и сервисы, новые информационные и управленческие технологии, инновационные бизнес-модели. Ключевой драйвер цифровой трансформации - отраслевые цифровые платформы.
20 февраля 2019 года в ежегодном послании Федеральному собранию президент Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать программу развития инфраструктуры цифровой экономики. Особое внимание планируется уделять таким направлениям, как разработка искусственного интеллекта, технологии обработки больших данных, интернет вещей, робототехника.
На фоне стабилизации в экономике России формируется гарантированный спрос на промышленную и высокотехнологичную продукцию. Запрос на закупки оборудования в разных сферах составляет около 6 трлн рублей. Это историческая возможность для развития машино- и станкостроения, производства электроники и 1Т-сферы.
В России есть примеры успешных инновационных проектов в таких сферах, как искусственный интеллект, интернет вещей (1оТ), большие данные, но масштабного применения высокотехнологичных разработок нет - сама инфраструктура для их внедрения пока находится на начальной стадии создания18.
search Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018. Т. 9. № 6. С. 769-775.
16 Павлюк А.В. Государственное регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 496-508.
17 Nigamaev A.Z., Gapsalamov A.R., Akhmetshin E.M., Prodanova N.A., Savchenkova D.V. Transformation of the tax system during the middle ages: the case of Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 3. С. 242-253.
18 Usenko L.N., Bogataya I.N., Bukhov N.V., Kuvaldina T.B., Formation of
an integrated accounting and analytical management system for value analysis purposes // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № Special
Issue 1. С. 63-71.
По мере развития данных технологий объемы цифровой экономики будут расти в связи с расширением спектра товаров и услуг, которые предлагаются в электронном виде.
Россия должна постараться занять достойное место в ряду цифровых экономик будущего.
К 2024 году государство намерено осуществить комплексную цифровую трансформацию экономики и социальной сферы России. Для этого необходимо разработать законодательство о цифровых технологиях, модернизировать цифровую инфраструктуру, внедрить цифровые практики во ключевых сферах экономики и государственном управлении, наладить подготовку кадров для переходного периода.
Инициативы, планы и способы реализации сотен мероприятий по каждому из этих направлений на площадке «Цифровой экономики» ежедневно обсуждают свыше 1500 экспертов из бизнеса, органов власти, отраслевых и научных организаций. Всех этих людей объединяет готовность внести личный вклад в масштабный проект, который должен помочь России войти в число мировых лидеров в сфере технологического развития.
Высокую оценку новым перспективам цифровой экономики дали все ведущие международные организации, как в плане мирового экономического роста, так и с точки зрения грядущих масштабных изменений19. Наряду с оптимистичными оценками, встречаются и достаточно негативные. Но всё меньше остается правительств, международных организаций и союзов, транснациональных корпораций, консалтинговых и аналитических агентств мирового уровня, кто бы игнорировал цифровую трансформацию и не спланировал бы стратегические шаги в этом направлении.
Постепенно формируется два глобальных лидера «восточный» и «западный». Их принципы и подходы в развитии различны, как и различны результаты построения целостной цифровой экономической экосистемы20. Их достижения и проблемы достойны изучения. Но Российская Федерация может остаться увлеченным наблюдателем без самостоятельной активной работы по выстраиванию цифрового экономического пространства совместно с историческими и культурными партнерами в рамках Евразийского экономического союза. Цифровая повестка ЕАЭС в настоящее время является исключительно актуальной и полезной для совместного уверенного развития его государств-членов, как приоритетная возможность создания глобально конкурентной цифровой экосистемы с дополнительной ценностью для всех её потенциальных участников.
Экономическая глобализация трансформировалась под давлением информационных технологий и приобрела иную форму и содержание. Лидерство в новой экономике строится на создании и продвижении экосистемы высокоэффективных отраслевых цифровых платформ. Появление проектов межгосударственного уровня в сфере электронной коммерции, логистики, аналитики, инвестирования и других только подтверждают роль и значение цифровых платформ для экономического развития отдельных государств и целых регионов.
19 Voronkova O.Y., Zadimidchenko A.M., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G., Akhmetshin E.M. Economic and mathematical modeling of regional industrial processes // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 4. С. 268-279.
20 Камолов С.Г. Правовое обеспечение государственной политики ипотечного жилищного кредитования The legal provision of public policy for housing mortgage lending // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2009. № 2. С. 94-99.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,71%.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы корпоративного управления: отечественная практика и зарубежный опыт: монография / отв. ред. О.А. Князев - Москва: ИД «Международные отношения», 2018. - 866 с.: табл. ил.
2. Богдан В.В., Урда М.Н. К вопросу о миграционном законодательстве в России // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 60-63.
3. Дрегнин О.Е., Подколзина И.М. Значение бюджетно-финансовых фондов в обеспечении экономической безопасности // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 3. С. 60-65.
4. Камолов С.Г. Проблемы развития экспорта России в переходный период. -Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -М., 1998., МГИМО (У) МИД России, 203 с.
5. Камолов С.Г. Правовое обеспечение государственной политики ипотечного жилищного кредитования The legal provision of public policy for housing mortgage lending // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2009. № 2. С. 94-99.
6. Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С. 174-177.
7. Костенников М.В., Куракин А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // NB: Административное право и практика администрирования. 2014. № 2. С. 40-63.
8. Настольный словарь по корпоративному праву / отв. ред. С.В. Краснова. -Москва: ИД «Международные отношения», 2018.
9. Павлюк А.В. Государственное регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 496-508.
10. Пахомова Н.М., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Особенности городов федерального значения: пробелы законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 93-96.
11. Платонова Н.И. Современные правовые подходы к пониманию биометрических данных // Информационное право. 2018. № 1. С. 22-26.
12. Подколзина И.М. Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 189-193. Черняков С.А. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению мошенничеств с использованием банковских гарантий // Российский следователь. 2017. № 7. С. 38-41.
13. Черняков С.А. Латентность мошенничеств, совершаемых с использованием банковских гарантий // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 1 (23). С. 97-102.
14. Agarkova L., Gurnovich T., Shmatko S., Podkolzina I., Filonich V. Priority directions of development of innovation education cluster in the regional agro-industrial complex //International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 2. С. 718-727.
15. Taranova I.V., Podkolzina I.M., Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Kobozeva E.M. Global financial and economic crisis in Russia: trends and prospects // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018. Т. 9. № 6. С. 769-775.
16. Kolesnikov Y.A., Radachinsky Y.N., Rodionova N.D. Problems of implementation of public-private partnership in Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № S1. С. 187-197.
17. Nigamaev A.Z., Gapsalamov A.R., Akhmetshin E.M., Prodanova N.A., Savchenkova D.V. Transformation of the tax system during the middle ages: the case of Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 3. С. 242-253.
18. Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Akhmetshin E.M., Yumashev A.V., Luzina T.V. Inclusive Growth Index Assessment in the Regions of the Volga Federal District of the Russian Federation // Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference - Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. С. 3890-3902
19. Usenko L.N., Bogataya I.N., Bukhov N.V., Kuvaldina T.B., Formation of an integrated accounting and analytical management system for value analysis purposes // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № Special Issue 1. С. 63-71.
20. Voronkova O.Y., Zadimidchenko A.M., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G., Akhmetshin E.M. Economic and mathematical modeling of regional industrial processes // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 4. С. 268-279.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Цифровая трансформация экономики России» доцента кафедры финансов, кредита и страхового дела Ставропольского государственного аграрного университета к.э.н. Подколзиной И.М. преподавателя Кафедры правовых основ управления МГИМО МИД России Жерелиной О.Н. Актуальность научной статьи «Цифровая трансформация экономики России» определяется тем, цифровая трансформация как на уровне отдельного бизнеса, так и на уровне целых отраслей экономики формирует нарастающий интерес к проблемам и возможностям, рискам и выгодам, которые становятся возможными в рамках цифровой экономики.
Постепенно и неуклонно во все хозяйственные процессы проникают новые цифровые технологии и тем самым оказывают значительное влияние на саму суть экономики. В большинстве случаев расширяющееся использование современных информационно-коммуникационных технологий приводит к появлению и развитию новых результативных управленческих технологий, предпринимательских практик, успешных бизнесов. Привычные, традиционные способы экономической деятельности трансформируются и оптимизируются, насыщаются информационными потоками и неизбежно ускоряются. При этом происходят как процессные, так и структурные изменения. Эффективное и системное использование инновационных цифровых методов, технологий и инструментов привело к пониманию особой приоритетности теоретического изучения и постепенного практического перехода к новому уровню экономики.
Мир меняется под воздействием информационных преобразующих технологий и инновационных бизнес-моделей, которые активно поддерживаются и развиваются управленческими информационными инструментами. Происходящие изменения масштабны и впечатляющие. И за ними стоит большая творческая, научная, техническая и предпринимательская работа.
В данной статье рассматривается понятие цифровой экономики, ее характеристика и особенности, приводятся различные подходы к определению цифровой экономики, а также перспективы и тенденции ее развития в России.
Предметом исследования является развитие цифровой экономики в России, ее влияние и возможные последствия. Отметим, что название статьи и ее содержание полностью совпадают.
Методология исследования представлена достаточным перечнем методов познания, примененных в ходе исследования, а именно теоретического; методов (системный метод, анализ, синтез, наблюдение, моделирование, формальнологический, а также методов, используемых в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки).
Научная новизна заключается в предложенных рекомендациях по выявлению перспектив и возможностей цифровой трансформации в тех или иных сферах экономики, одновременно с этим подчеркивается необходимость проведения анализа ее экономической целесообразности применительно к возможностям каждой конкретной отрасли. Анализ цифровой трансформации экономики позволил выявить новые прогрессивные бизнес-модели, осевым стержнем которых выступают цифровые технологии.
Автор рассматривает отдельные обстоятельства, которые способны повысить результативность принимаемых государством социально-экономических мер. Аннотация работы информативна и отражает сущность научной статьи. В рамках представленной работы автор демонстрирует широкую научную эрудицию, хорошие навыки работы с источниками, способности к детальному и критическому анализу эмпирического материала, а также генерированию собственных идей.
В орбиту исследования вовлечены отдельные литературные источники, содержащие дискуссии по проблематике научной статьи.
Большинство выводов и суждений автора интересны читателю с содержательной точки зрения и имеют достаточную аргументацию.
Профессор кафедры
финансового менеджмента и банковского дела Ставропольского государственного агарного университета, д-р экон. наук
Таранова И.В.