Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)'

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИЯ / СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / БЮДЖЕТ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подколзина Ирина Михайловна, Жерелина Ольга Николаевна

Необходимость написания настоящей статьи обусловлена определенными потребностями сельхозтоваропроизводителей, которые как никогда нуждаются в государственной поддержке. Продвижение сельских территорий угасает, значимость сельскохозяйственного труда сходит на нет, получить какую-либо прибыль от работы на земле все сложнее. Государство старается понять все эти проблемы и стремится создать условия для исправления ситуации. На совершенствование и развитие сельского хозяйства и сельхозтоваропроизводителей выделяются гранты, субсидии для разных целей. Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов: К.В. Иванова, В.В. Рау, А. Джофер, А.М. Рудаков, Т.Г. Гурнович, И.В. Глазунова, и др. На данный момент сельское хозяйство представляет собой первенствующую сферу развития экономики Российской Федерации, которое равнозначно продовольственной безопасности страны, что, всегда в приоритете для любого государства. Этот вопрос особенно стал актуальным с формированием и развитием мировых угроз для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с чем, основой решения данной проблемы является оказание государственной помощи для создания конкурентоспособной отечественной сельскохозяйственной продукции и осуществления эффективной политики импортозамещения. В условиях формирования системы импортозамещения и развития аграрного сектора экономики, важнейшая роль принадлежит государству, как субъекту, определяющему направления развития экономики в целом. Сегодня, как никогда, сложились такие условия, что для большинства отечественных товаропроизводителей, финансовые ресурсы ограничены, в связи с чем перед органами государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне, стоит первостепенная задача по выработке рациональных мер поддержки отечественного товаропроизводителя. В ходе исследования обращено внимание проблемам совершенствования механизма государственной поддержки сельхозпроизводителей. На основе изучения данной темы, автор приходит к выводу, что господдержка отрасли и сельских территорий в стране происходит в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства. В рамках нее сельхозтоваропроизводителям предоставляются разные виды поддержки: субсидии, компенсацию части понесенных затрат, гранты, льготные кредиты. Мероприятия программы нацелены на стимулирование развития приоритетных направлений агропромышленного комплекса. Поддержка охватывает растениеводство, техническое перевооружение и модернизацию производства, практически все виды животноводства. Работа адресована широкому кругу экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подколзина Ирина Михайловна, Жерелина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF STATE SUPPORT TO AGRICULTURAL PRODUCERS AND MONITOR THE EFFECTIVENESS OF THEIR IMPLEMENTATION (ON MATERIALS OF STAVROPOL TERRITORY)

The need to write this article is due to certain needs of agricultural producers, which more than ever need state support. The promotion of rural areas is fading, the importance of agricultural labor comes to naught, to get any profit from work on the ground is more difficult. The state is trying to understand all these problems and is trying to create conditions for correcting the situation. Grants and subsidies for various purposes are allocated for the progress of agriculture and agricultural producers. The theoretical basis of the study consists of the provisions and conclusions contained in the works of Russian and foreign scientists and economists: K. V. Ivanov, V. V. Rau, M. Rau, G. G. G. Rudakov, I. V. Glazunov, and others. At the moment, agriculture is the primary sphere of economic development of the Russian Federation, which is equivalent to the food security of the country, which is always a priority for any state. This issue has become particularly relevant with the formation and development of global threats to agricultural producers. In this connection, the basis for solving this problem is the provision of state assistance for the creation of competitive domestic agricultural products and the implementation of an effective policy of import substitution. In the context of the formation of the system of import substitution and development of the agricultural sector of the economy, the most important role belongs to the state as the subject that determines the direction of the economy as a whole. Today, more than ever, there are such conditions that for the majority of domestic producers, financial resources are limited, and therefore before the public authorities, both at the Federal and regional level, is the primary task to develop rational measures to support domestic producers. In the course of the study, attention is paid to the problems of improving the mechanism of state support for agricultural producers. Based on the study of this issue, the author comes to the conclusion that the state support of the industry and rural areas in the country is carried out within the framework of the State program of agricultural development. Within the framework of it, agricultural producers are provided with different types of support: subsidies, compensation for part of the costs incurred, grants, preferential loans. The activities of the program are aimed at stimulating the development of priority areas of the agro-industrial complex. Support covers crop production, technical re-equipment and modernization of production, almost all types of livestock. The work is addressed to a wide range of economists.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)»

3.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

Подколзина Ирина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, кредит и страховое дело Место работы: ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет

privetia2003@mail.ru

Жерелина Ольга Николаевна, преподаватель кафедры правовых основ управления Факультета управления и политики Место работы: МГИМО МИД России

zherelina@gmail.com

Аннотация: необходимость написания настоящей статьи обусловлена определенными потребностями сельхозтоваропроизводителей, которые как никогда нуждаются в государственной поддержке. Продвижение сельских территорий угасает, значимость сельскохозяйственного труда сходит на нет, получить какую-либо прибыль от работы на земле все сложнее. Государство старается понять все эти проблемы и стремится создать условия для исправления ситуации. На совершенствование и развитие сельского хозяйства и сельхозтоваропроизводителей выделяются гранты, субсидии для разных целей. Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов: К.В. Иванова, В.В. Рау, А. Джофер, А.М. Рудаков, Т.Г. Гурнович, И.В. Глазунова, и др. На данный момент сельское хозяйство представляет собой первенствующую сферу развития экономики Российской Федерации, которое равнозначно продовольственной безопасности страны, что, всегда в приоритете для любого государства. Этот вопрос особенно стал актуальным с формированием и развитием мировых угроз для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с чем, основой решения данной проблемы является оказание государственной помощи для создания конкурентоспособной отечественной сельскохозяйственной продукции и осуществления эффективной политики импорто-замещения. В условиях формирования системы импортозамещения и развития аграрного сектора экономики, важнейшая роль принадлежит государству, как субъекту, определяющему направления развития экономики в целом. Сегодня, как никогда, сложились такие условия, что для большинства отечественных товаропроизводителей, финансовые ресурсы ограничены, в связи с чем перед органами государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне, стоит первостепенная задача по выработке рациональных мер поддержки отечественного товаропроизводителя.

В ходе исследования обращено внимание проблемам совершенствования механизма государственной поддержки сельхозпроизводителей.

На основе изучения данной темы, автор приходит к выводу, что господдержка отрасли и сельских территорий в стране происходит в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства. В рамках нее сельхозтоваропроизводителям предоставляются разные виды поддержки: субсидии, компенсацию части понесенных затрат, гранты, льготные кредиты. Мероприятия программы нацелены на стимулирование развития приоритетных направлений агропромышленного комплекса. Поддержка охватывает растениеводство, техническое перевооружение и модернизацию производства, практически все виды животноводства. Работа адресована широкому кругу экономистов.

Ключевые слова: государственная поддержка, субсидия, сельхозтоваропроизводители, бюджет, инвестиции.

THE ORGANIZATION OF STATE SUPPORT TO AGRICULTURAL PRODUCERS AND MONITOR THE EFFECTIVENESS OF THEIR IMPLEMENTATION (ON MATERIALS OF STAVROPOL TERRITORY)

Podkolzina Irina M., PhD in Economics, associate Professor of Department «Finance, credit and insurance» Work place: Stavropol state agrarian University

privetia2003@mail.ru

Zherelina Olga N., Lecturer of the Chair of Legal Basics of Management Faculty of governance and politics Work place: MGIMO-University

zherelina@gmail.com

Annotation: the need to write this article is due to certain needs of agricultural producers, which more than ever need state support. The promotion of rural areas is fading, the importance of agricultural labor comes to naught, to get any profit from work on the

ground is more difficult. The state is trying to understand all these problems and is trying to create conditions for correcting the situation. Grants and subsidies for various purposes are allocated for the progress of agriculture and agricultural producers. The theoretical basis of the study consists of the provisions and conclusions contained in the works of Russian and foreign scientists and economists: K. V. Ivanov, V. V. Rau, M. Rau, G. G. G. Rudakov, I. V. Glazunov, and others.

At the moment, agriculture is the primary sphere of economic development of the Russian Federation, which is equivalent to the food security of the country, which is always a priority for any state. This issue has become particularly relevant with the formation and development of global threats to agricultural producers. In this connection, the basis for solving this problem is the provision of state assistance for the creation of competitive domestic agricultural products and the implementation of an effective policy of import substitution. In the context of the formation of the system of import substitution and development of the agricultural sector of the economy, the most important role belongs to the state as the subject that determines the direction of the economy as a whole. Today, more than ever, there are such conditions that for the majority of domestic producers, financial resources are limited, and therefore before the public authorities, both at the Federal and regional level, is the primary task to develop rational measures to support domestic producers.

In the course of the study, attention is paid to the problems of improving the mechanism of state support for agricultural producers. Based on the study of this issue, the author comes to the conclusion that the state support of the industry and rural areas in the country is carried out within the framework of the State program of agricultural development. Within the framework of it, agricultural producers are provided with different types of support: subsidies, compensation for part of the costs incurred, grants, preferential loans. The activities of the program are aimed at stimulating the development of priority areas of the agro-industrial complex. Support covers crop production, technical re-equipment and modernization of production, almost all types of livestock. The work is addressed to a wide range of economists.

Keywords: state support, subsidies, agricultural producers, budget, investments.

В 2017 году Минсельхоз реформировал систему господдержки АПК.

Одна из главных тенденций 2018 года - переориентация с импортозамещения на развитие экспорта. Быстрое насыщение внутреннего рынка по многим позициям определяет переход российского АПК к стратегии экспансии на внешние рынки.

Государственная поддержка сельского хозяйства является одним из самых главных показателей осуществления планирования и развития экономики в стране, в связи с тем, что различному созданному крестьянскому или фермерскому хозяйству необходимо усилить позиции на рынке, поэтому ему требуется прочные экономическая, организационная и материальная базы.

В условиях сложившихся на данный момент в стране, агропромышленной отрасли необходима государственная поддержка, так как постепенно идет снижение показателей развития сельских территорий, уменьшается престиж работы в сельском хозяйстве, а получение какой-либо прибыли в данной отрасли экономики является все более сложным явлением1. В связи с этим, государство Российской Федерации пытается создать наиболее благоприятные условия для различной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей2. Их реализация осуществляться посредством предоставления им различных грантов, субсидий3.

На период до 2024 года Министерством сельского хозяйства России разрабатывается федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». Он предусматривает реализацию мероприятий по грантовой поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), предоставлению субсидий сельскохозяйственным потреби-

1 Камолов С.Г. Проблемы развития экспорта России в переходный период.

- Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

- М., 1998., МГИМО (У) МИД России, 203 с.

2 Павлюк А.В. К вопросу о понятии нормы административного права // Право. Экономика. Безопасность. 2017. № 1-2 (10). С. 85-86.

3 Дорохова И.М. Формирование эффективной системы продовольственного обеспечения региона зерном (на материалах Ставропольского края) //диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ставропольский государственный аграрный университет. Ставрополь, 2004

тельским кооперативам (СПоК) и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров.

В 2018 году на развитие агропромышленной отрасли правительство выделило более 242 млрд. рублей.

Брянская область ] |1,6В

Белгородская область 2 _ И,67

Татарстан 3 : 1,65

Ставропольский край | ¡ЩЕШЗШШШЕШЗЩШ 1 58

Краснодарский край 5 Щ

Ростовская область g 1.53

Воронежская область 7 |....................................11,К

Дагестан 8 |.................11,3

Крым э ■ 1,«

Алтайский край ;____' __ __ __ __ : 0,91

Рисунок 1. Топ - 10 регионов по «Единой субсидии» за 2017 год, млрд. руб.

Если раньше определенные денежные средства (транши) направлялись под конкретные программы, то в 2018 году в субъект переводится полная сумма на развитие сельского хозяйства. Здесь страховые преференции, субсидирование кредитов, крестьянских и фермерских форм хозяйств, племенного животноводства и садоводства. Схема получила название «единой региональной субсидии». С 01.01.17 запущена программа льготного кредитования субъектов хозяйствования системы агропромышленного комплекса. Займы на модернизацию и развитие хозяйств банки будут оформлять под 5% годовых.

На единую субсидию в 2019 году Минсельхоз предусмотрел дополнительные ассигнования регионам для возмещения части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями. Появятся лимиты на закладку виноградников, долю застрахованных посевных площадей и поголовья сельскохозяйственных животных.

В 2018 году на субсидирование достижения целевых показателей региональных программ АПК было выделено 39 млрд. руб., в 2019 г. планируется предоставить аграриям 40,6 млрд., то есть на 1,6 млрд. больше. Увеличение значительное, но практика показывает, что и его, скорее всего, будет недостаточно.

Также выделяются субсидии на возмещение части ставки по инвестиционным кредитам. В настоящее время государство поддерживает более 15,5 тысяч инвестиционных проектов, в 2018 году на эти цели было выделено из федерального бюджета чуть более 47 млрд. руб., планы на 2019 год -увеличение на 7,5 млрд., т.е. почти 55 млрд. руб. На поддержку льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса в 2018 году было предусмотрено 54,9 млрд. руб., однако в сентябре сумма была откорректирована до 41,6 млрд. руб. Причина уменьшения финансирования - недостаточное исполнение программы. На 2019 год на поддержку льготного кредитования будет выделено 56,1 млрд. руб., что на 1,2 млрд. больше, чем планировалось в 2018. Из них 6 млрд. составят краткосрочные, 50 млрд. -долгосрочные кредиты.

Постановление Правительства Ставропольского края от 21.08.2018 № 344-п «О внесении изменений в Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства в части переданных органам местного самоуправления муниципальных образований в Ставропольском крае отдельных государственных полномочий Ставропольского края в области сельского хозяйства, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 21 декабря 2011 г. № 508-п».

В Ставропольском крае государственная поддержка в 2018 году выросла по ряду приоритетных направлений:

Появилось новое направление государственной поддержки за счет денежных средств бюджета края в рамках пилотного проекта «Развитие суперинтенсивного садоводства в личных подсобных хозяйствах».

Предгорный, Андроповский муниципальные районы и Ипатовский, Минераловодский и Георгиевский городские округа наделены определенными государственными полномочиями Ставропольского края в области сельского хозяйства, на предоставление грантов в форме субсидий гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, на закладку суперинтенсивного сада в этом году. Финансирование из бюджета края в целом составит 80 млн. рублей. Каждому району или городскому округу, которые участвуют в данной программе, в соответствии с законом о бюджете доведены средства в сумме 16 млн. рублей.

Произошло значительное увеличение объема финансирования в растениеводческой отрасли. Было произведено,

возмещение части средств на закладку и уход за многолетними ягодными и плодовыми насаждениями с 366 млн. до 473 млн. рублей или в 1,2 весомее прежнего.

Также было запланировано в 2018 году увеличение поддержки племенного животноводства с 205 млн. до 405 млн. рублей или в два раза, выделение субсидии на поддержку производства и реализации тонкорунной и полутонкорунной шерсти с 39 млн. до 83 млн. рублей или в два больше, чем в прошлом году. При этом, вырастут и субвенции на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз: с 21 млн. до 98 млн. рублей или в четыре с половиной раза.

Усиливается грантовая поддержка, которая пойдет на рост животноводческих ферм с 343 млн. до 432 млн. рублей или в 1,2 раза, на субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы с 74 млн. до 114 млн. рублей или в полтора раза4.

В рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства» путём субсидирования поддерживаются многие отрасли АПК. Чтобы в очередной раз довести до сведения аграриев важную информацию о помощи, оказываемой селянам государством, министерство сельского хозяйства Ставропольского края совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю проводит зональные выездные совещания для специалистов сельхозпредприятий и глав крестьянско-фермерских хозяйств5.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 623 от 23 июля 2013 года аграрии должны предоставлять биржам информацию о заключённых внебиржевых договорах (на неорганизованных торгах) о продаже пшеницы 3 и 4 классов при объёме реализации производителем за предшествующий год свыше десяти тысяч тонн и сделках более чем на 60 тонн.

Это позволит проанализировать объёмы сбыта продовольственного зерна за календарный 2017 год - в расчёт принимается не собранный урожай каждого конкретного года, а проданная пшеница 3 и 4 классов независимо от года урожая, но реализованное в 2017 году. При этом семенной материал и фураж не учитываются.

В текущем году Министерство сельского хозяйства Ставропольского края сохраняет практически все меры государственной поддержки, которые были утверждены в предыдущие годы. Вместе с тем появились и новые, к примеру, субсидирование части затрат на приобретение племенного молодняка молочного направления российской селекции, предоставление грантов владельцам ЛПХ на закладку сада суперинтенсивного типа.

В 2018 году в Ставропольском крае объявлен годом животноводства и направлено 1,5 миллиарда рублей.

4 Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ. Автореф. дис... канд. юрид. наук/Павлюк А.В. - М., 2013.

5 Акционерные общества как субъекты административного права: Монография / отв. ред. Костенников М.В. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

Рисунок 2. Контроль условий и порядка предоставления средств государственной поддержки сельхозпроизводителей.

Государство предлагает несколько видов поддержки отрасли. В рамках единой субсидии в краевом бюджете заложено 120 миллионов рублей на компенсацию затрат на приобретение поголовья крупного рогатого скота, 300 миллионов рублей на овцеводческую отрасль, а на развитие молочного животноводства 620 миллионов рублей. Остальная сумма будет направлена на поддержку малых форм хозяйствования. Здесь стоит отметить, что сельхозтоваропроизводители могут получить гранты на развитие семейных животноводческих ферм и как начинающие фермеры.

В Ставропольском крае вырос объем производства животноводческой продукции. В 2018 году во всех категориях хозяйств края произведено более 430 тыс. тонн мяса. Это на 4,5% больше, чем год назад. Самый высокий прирост - 10% - по свинине.

Ежегодно в сельхозорганизациях и племзаводах Ставропольского края за счет господдержки приобретается 3 тысячи голов крупного рогатого скота мясного направления, что позволяет улучшить генетический потенциал поголовья, сосредоточенного в фермерских хозяйствах а, следовательно, увеличить производство высококачественной специализированной говядины.

Сегодня в мясном скотоводстве края занято семнадцать племенных организаций, в том числе семь заводов и десять репродукторов, которые разводят герефордскую, казахскую белоголовую и лимузинскую породы КРС, а также калмыцкую, на которую приходится более половины всего такого мясного поголовья - свыше 28 тысяч животных.

По численности «калмычек» Ставрополье входит в тройку лидеров по стране. Кроме того, Ставрополье выступило одним из учредителей Российской ассоциации заводчиков калмыцкого скота. Ученые Российского НИИ мясного животноводства отмечают, что именно ставропольские живот-

ные этой породы обладают одним из лучших генетических потенциалов в стране. Также в крае набирает обороты программа кооперации. Она включает в себя создание овощеводческих, садоводческих, молочных и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию кооперативов. В 2018 году на эти цели выделено 124 миллиона рублей. В дальнейшем, по мере развития кооперации, планируется увеличение объемов финансирования.

Бюджет отрасли на 2018 год утверждён в сумме 4,8 миллиарда рублей.

Государственная поддержка по отраслям предоставляется на растениеводство - 760 миллионов рублей или 17%, животноводство - 1,5 миллиарда (32%), в том числе на грантовую поддержку - 817 миллионов, инвестиционные кредиты - 1,4 миллиарда (29%), мелиорацию - 245 миллионов (5%), устойчивое развитие сельских территорий - 290 миллионов рублей (6%).

Такая структура бюджета стала возможна благодаря введённой федеральным центром и поддержанной правительством Ставропольского края так называемой единой субсидии, которая предоставила возможность субъектам самим определять приоритетные направления и объёмы денежных средств, выделяемых на те или иные отрасли6. Данный механизм позволил удвоить суммы на развитие в крае садоводства, виноградарства и семеноводства - предусмотрены 471 миллион рублей, животноводства - 650 миллионов рублей. Грантовая помощь как локомотив развития малых форм хозяйствования вообще увеличена до беспре-

6 Nigamaev A.Z., Gapsalamov A.R., Akhmetshin E.M., Prodanova N.A., Savchenkova D.V. Transformation of the tax system during the middle ages: the case of Russia // European Research Studies Journal. 2018. T. 21. № 3. C. 242-253.

цедентного показателя - 817 миллионов рублей7.

Важно то, что получатели средств господдержки независимо от форм собственности и объёмов производимой продукции находятся в абсолютно равных условиях. Нормативные документы, определяющие выплаты денежных средств, не разграничивают сельскохозяйственных товаропроизводителей. Данные меры государственной помощи направлены на стимулирование производства по подотраслям агропромышленного комплекса и увеличение валового производства любой выращиваемой продукции, что в конечном итоге приведёт к снижению себестоимости сельхозпроизводства8.

Так, из бюджетов двух уровней Министерство сельского хозяйства Ставропольского края в текущем году компенсирует до 100% затрат на закладку и уход за садами и виноградниками, 32% - на элитное семеноводство, 100% - овощеводство открытого грунта, 5% - молочное и 40% мясное племенное животноводство, 30% - овцеводство, 40% - производство шерсти, 67% -реконструкцию орошения, до 100% - по ставке рефинансирования в кредитовании. Кроме того, грантовая поддержка начинающим фермерам составляет 90% от стоимости проекта, на создание семейной фермы компенсируется 60% затрат.

С 2018 года нет субсидирования процентной ставки по краткосрочным кредитам. Взамен этому с 2017 года реализуется новый «пилотный» механизм льготного кредитования, в соответствии с которым сельхозтоваропроизводителям предоставляется возможность оформить ссуду по ставке от 1% до 5%. Данная мера государственной помощи аграриям востребована и актуальна в период проведения сезонных полевых работ, а также является действенным механизмом, направленным на развитие предприятий АПК при реализации ими различных инвестиционных проектов.

Краевое отраслевое ведомство смогло расширить список расходования денежных средств, полученных в банках по льготной процентной ставке. Например, краткосрочный кредит теперь можно ещё направить на приобретение расходных материалов, необходимых для развития садоводства или тепличного овощеводства, молока-сырья для производства цельномолочной продукции, творожных и сливочных сыров. А инвестиционный - на строительство свиноводческих комплексов и тепличных комплексов по производству ягодной продукции, реконструкцию мясохладобоен, закупку машин, оборудования, специальных устройств в области аквакультуры и т. д. Второе приятное дополнение - в «одни руки» можно взять ещё одну сумму денежных средств во втором полугодии, то есть, если льготный кредит был оформлен в первом полугодии, во втором - тоже разрешено собрать необходимые документы и подать их в Министерство сельского хозяйства Ставропольского края. Основными причинами отказов в предоставлении таких денежных средств по-прежнему являются недостаточность залоговой базы и неудовлетворительная кредитная история9.

7 Voronkova O.Y., Zadimidchenko A.M., Goloshchapova L.V., Polyakova Akhmetshin E.M. Economic and mathematical modeling of regional industrial processes // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 4. С. 268-279

8 Agarkova L., Gurnovich T., Shmatko S., Podkolzina I., Filonich V. Priority directions of development of innovation education cluster in the regional agro-industrial complex // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 2. С. 718-727.

9 Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Akhmetshin E.M., Yumashev A.V., Pavlyuk A.V., Luzina T.V. Inclusive growth index assessment in the regions of the Volga

Federal District of the Russian Federation // В сборнике: Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020 Proceedings of the 31st

Таким образом, Министерство сельского хозяйства Ставропольского края оказывает не только государственную поддержку, но и проводит ещё консультационно-разъяснительную работу, направленную на освоение денежных средств, помогает аграриям Ставрополья в оформлении документации.

В целях оказания господдержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Ставропольского края, предприятиям АПК, и.т.д. между Правительством Ставропольского края и Минсельхозом России заключены соглашения о предоставлении субсидий в сумме 4017,0 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета в сумме 3653,3 млн. рублей (несвязанная поддержка, повышение продуктивности, ин-весткредиты, «единая субсидия» и т.д.).

В настоящее время государственная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям Ставропольского края оказана в сумме 2115,4 млн. рублей (или 41,22 процента от годовых назначений), в том числе за счет средств федерального бюджета - 1764,5 млн. рублей (на 44,08 процента от выделенных средств), за счет краевого бюджета - 350,9 млн. рублей (или на 31,09 процента от годовых лимитов).

По состоянию на конец сентября 2018 года профинансированы расходы:

за счет средств бюджета Ставропольского края на:

- осуществление управленческих функций органов местного самоуправления муниципальных районов Ставропольского края при исполнении переданных отдельных государственных полномочий 36,3 млн. рублей;

- проведение и организацию определенных действий по борьбе с иксодовыми клещами-переносчиками Крымской геморрагической лихорадки в природных биотопах на сумму 8,1 млн. рублей;

- противоградовые мероприятия в сумме 75,0 млн. рублей;

- химическую защиту растений - 28,0 млн. рублей;

- выплату субсидий гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, на закладку сада суперинтенсивного типа в сумме 59,6 млн. рублей;

- поддержку племенного животноводства в сумме 24,3 млн. рублей;

- повышение продуктивности в молочном скотоводстве в сумме 2,4 млн. рублей;

- субсидии по инвестиционным кредитам - 33,0 млн. рублей;

- приобретение жилья гражданами и молодыми специалистами, работающими и проживающими на селе - 43,4 млн. рублей;

- совершенствование и развитие ученических производственных бригад - 3,5 млн. рублей;

- поддержку начинающих фермеров - 7,3 млн. рублей;

- восстановление семейных животноводческих ферм - 34,3 млн. рублей;

- рост кооперации - 7,4 млн. рублей;

- строительство спортплощадок - 0,54 млн. рублей;

- проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с гибелью и повреждением посевов сельскохозяйственных культур в результате распространения саранчовых вредителей на территориях Арзгирского, Левокумского муниципальных районов и Нефтекумского городского округа Ставропольского края» в сумме 22,0 млн. рублей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

за счет средств федерального бюджета на:

- субсидии по инвестиционным кредитам - 517,4 млн. рублей;

- поддержку племенного животноводства в сумме 381,1 млн. рублей;

- приобретение жилья гражданами и молодыми специалистами, работающими и проживающими на селе - 60,2 млн. рублей;

International Business Information Management Association Conference (IBIMA). 2018. С. 3890-3902.

- поддержку начинающих фермеров - 114,3 млн. рублей;

- развитие семейных животноводческих ферм - 537,3 млн. рублей;

- развитие кооперации - 116,8 млн. рублей;

- строительство спортплощадок - 0,12 млн. рублей;

- повышение продуктивности в молочном скотоводстве в сумме 37,6 млн. рублей.

Работа агропромышленного комплекса края направлена на реализацию задач, определенных майским Указом Президента № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В части наращивания экспорта продукции АПК ставка делается на развитие мелиорации. Следующий приоритет -это развитие плодоводства.

В крае работает питомник по выращиванию собственного посадочного материала с потенциалом производства саженцев суперинтенсивного типа порядка 3 млн. шт. в год.

В период до 2024 года планируем заложить свыше 3 тыс. га садов суперинтенсивного типа, что позволит довести валовое производство плодов к 2024 году до 120 тыс. тонн. Экспортной культурой в растениеводстве может стать хлопок. Сегодня на Ставрополье возрождается хлопководство. В потенциале объем производства - до 50 тыс. тонн хлопка-сырца.

Еще одно направление работы в рамках Указа - это увеличение производства мяса и его экспорт. В настоящее время начата реализация проекта компании «ДАМАТЕ», которая способна в среднесрочной перспективе обеспечить производство баранины до 11 тыс. тонн и ее экспорт - 5 тыс. тонн.

Действующая компания на территории края ГАП «Ресурс», с учетом освоения новых рынков сбыта стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, обеспечит к 2024 году доведение экспорта мяса птицы с 50 тыс. тонн до 250 тыс. тонн.

В 2018 году многое было сделано, чтобы решить самую главную проблему сельхозпроизводителей - отсутствие рынка сбыта. Крупные агрохолдинги имеют отделы продаж, маркетинга и логистики, благодаря которым их продукция имеет привлекательную для покупателя упаковку и распространяется через федеральные сетевые магазины. Введение ставки маркетолога и менеджера по продажам на небольшой ферме чаще всего экономически неэффективно, качественно преподнести покупателю свою продукцию небольшие предприятия 10

не могут . У производителей отсутствуют знания и компетенции для участия в госзакупках и поставках в сетевые магазины. В настоящее время создается проект «Это бизнес», благодаря которому производители бесплатно получат необходимые консультации специалистов и аудит производства. Ожидается, что малые и средние предприятия смогут получить дополнительные рынки сбыта.

В ближайшее время будут доработаны некоторые механизмы субсидирования и предоставления грантов.

Планируется выделение дополнительных средств, направленных на наращивание объемов производства, создание новой товарной массы, продвижение и позиционирование продукции агропромышленного комплекса с целью увеличения объемов экспорта продукции АПК края в 3,5 раза к 2024 году. Кроме того, предполагается стимулирование вновь создаваемых крестьянских фермерских хозяйств и потребительских кооперативов путем предоставления им субсидий на финансовое обеспечение затрат.

10 Kolesnikov Y.A., Radachinsky Y.N., Rodionova N.D. Problems of implementation of public-private partnership in Russia // European Research Studies Journal. 2018. T. 21. № S1. C. 187-197.

Реализация проекта позволит увеличить к 2024 году количество вновь созданных хозяйств и потребительских кооперативов, новых рабочих мест, что обеспечит прирост объема производства сельскохозяйственной продукции на 2%.

Также ставка делается на развитие глубокой переработки продукции агропромышленного комплекса края. В ближайшей перспективе планируется реализация крупных инвестиционных проектов по переработке сои, мяса и зерновых11.

В крае сформирована комплексная система механизмов поддержки предприятий агропромышленного комплекса различных форм собственности, реализуются ведомственные целевые программы поддержки начинающих фермеров, личных подсобных хозяйств, развития сельскохозяйственных коопераций и многие другие.

Говоря об успехе и достижениях АПК Ставропольского края можно отметить, что сегодня в крае реализуются 50 крупных инвестпроектов на сумму 49 млрд. рублей. Наибольший рост -в три раза - был отмечен в производстве тепличных овощей. В 2018 году запланировано довести валовое производство до 85 тыс. тонн и увеличить площади с 189,8 до 253,6 га. Достижение таких показателей обеспечит Ставропольскому краю первое место в рейтинге среди субъектов РФ.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 75,76%.

Список литературы:

1. Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ. Автореф. дис... канд. юрид. наук/Павлюк А.В. - М., 2013.

2. Акционерные общества как субъекты административного права: Монография / отв. ред. Костенников М.В. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

3. Дорохова И.М. Формирование эффективной системы продовольственного обеспечения региона зерном (на материалах Ставропольского края) //диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ставропольский государственный аграрный университет. Ставрополь, 2004

4. Камолов С.Г. Проблемы развития экспорта России в переходный период. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М., 1998., МГИМО (У) МИД России, 203 с.

5. Камолов С.Г. Настольный словарь муниципального финансиста. Англо-русский терминологический словарь-справочник по рынку муниципальных облигаций / С. Г. Камолов. Москва, 2008.

6. Павлюк А.В. К вопросу о понятии нормы административного права // Право. Экономика. Безопасность. 2017. № 1-2 (10). С. 85-86.

7. Решетов К.Ю. Стратегические альтернативы повышения конкурентоспособности отечественных малых инновационных предприятий // Бизнес в законе: Экономико-юридический журнал. 2014. № 4. С. 144-147.

8. Agarkova L., Gurnovich T., Shmatko S., Podkolzina I., Filonich V. Priority directions of development of innovation éducation cluster in the régional agro-industrial complex // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 2. С. 718-727.

9. Kolesnikov Y.A., Radachinsky Y.N., Rodionova N.D. Problems of implementation of public-private partnership in Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № S1. С. 187-197.

10. Nigamaev A.Z., Gapsalamov A.R., Akhmetshin E.M., Prodanova N.A., Savchenkova D.V. Transformation of the tax system during the middle ages: the case of Russia // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 3. С. 242-253.

11 Agarkova L., Gurnovich T., Shmatko S., Podkolzina I., Filonich V. Priority directions of development of innovation education cluster in the regional agro-industrial complex // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. T. 6. № 2. C. 718-727.

11. Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Yumashev A.V., Pavlyuk A.V., Luzi-na T.V. Inclusive growth index assessment in the regions of the Volga Federal District of the Russian Federation // В сборнике: Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020 Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference (IBIMA). 2018. С. 3890-3902.

12. Taranova I.V., Podkolzina I.M., Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Kobozeva E.M. Global financial and economic crisis in Russia: trends and prospects // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018. Т. 9. № 6. С. 769-775.

13. Voronkova O.Y., Zadimidchenko A.M., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G., Akhmetshin E.M. Economic and mathematical modeling of regional industrial processes // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 4. С. 268-279.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Организация государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и контроль за эффективностью их

реализации (на материалах Ставропольского края)» Актуальность научной статьи «Организация государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и контроль за эффективностью их реализации (на материалах Ставропольского края)» определяется тем, что с введением западных санкций для сельскохозяйственного производства появились дополнительные стимулы. Правительство поставило цель заполнить торговые точки российскими продуктами, и сегодня аграриям предлагаются солидные программы поддержки.

После того как российское правительство в ответ на ограничительные меры западных стран ввело продовольственное эмбарго, в стране активно проходит кампания по импортозамещению. В этом контексте совершенно очевидным решением властей было увеличить помощь агропромышленному сектору РФ.

С целью ускорения развития сельского хозяйства, российские власти подготовили перечень стимулирующих мер, с помощью которых происходит поддержка сельхозпроизводителей по всей России.

- субсидирование займов;

- компенсационные выплаты при строительстве объектов на фермах;

- субсидирование лизинга, при покупке средств механизации.

- выдача помощи в виде грантов крестьянско-фермерским хозяйствам.

Статья посвящена развитию государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям, а также контролю за эффективностью их реализации.

К предмету исследования авторы относятся организационно-экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также развития агропродовольственной сферы России, в том числе и Ставропольского каря. Отметим, что название статьи и ее содержание полностью совпадают.

Методология исследования представлена достаточным перечнем методов познания, примененных в ходе исследования, а именно теоретического; методов (системный метод, анализ, синтез, наблюдение, моделирование, формально-логический, а также методов, используемых в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки).

Научная новизна заключается в предложенных рекомендациях по увеличению помощи агропромышленному сектору РФ, в том числе и Ставропольскому краю; совершенствование управления и контроль использования финансовых ресурсов при реализации государственных проектов развития АПК и сельского хозяйства; регулирование экономических отношений сельских товаропроизводителей.

Авторы рассматривают отдельные обстоятельства, которые способны повысить результативность принимаемых государством социально-экономических мер. Аннотация работы информативна и отражает сущность научной статьи. В рамках представленной работы авторы демонстрируют широкую научную эрудицию, хорошие навыки работы с источниками, способности к детальному и критическому анализу эмпирического материала, а также генерированию собственных идей.

В орбиту исследования вовлечены отдельные литературные источники, содержащие дискуссии по проблематике научной статьи.

Большинство выводов и суждений авторов интересны читателю с содержательной точки зрения и имеют достаточную аргументацию.

Профессор кафедры

финансового менеджмента и банковского дела

Ставропольского государственного агарного университета,

д-р экон. наук

Таранова И.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.