Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ'

ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес-модели / структурная политика / технологические инновации / трансформация / цифровизация / экономика. / business models / structural policy / technological innovation / transformation / digitalisation / economy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Abdullozade Nizam, Ismoiljonov, Vosijon Zhamshid Ugli

В статье проводится тщательный анализ влияния цифровизации на формирование современной структурной политики. Авторы осмысляют цифровую революцию как движущую силу, которая кардинально изменяет параметры экономического регулирования и открывает новые горизонты для адаптации политических механизмов и инструментов. В документе рассматриваются возможности, которые цифровые технологии предоставляют для оптимизации государственного управления, повышения эффективности и стимулирования экономического роста на макроэкономическом уровне. Изучается, как новые данные и аналитические инструменты способствуют более точной настройке структурных реформ и улучшению их социально-экономических итогов. Обсуждается потребность в разработке прогрессивных моделей структурной политики, учитывающих быстроту и масштаб изменений, привнесенных цифровой трансформацией. Акцентируется внимание на стратегическом планировании и прогностике как ключевых аспектах в управлении изменениями, вызванными цифровой революцией. В заключении анализируются основные вызовы и направления для определения структурной политики, которая могла бы эффективно реагировать на постоянно развивающийся цифровой контекст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIGITAL REVOLUTION: DESIGNING A NEW GENERATION OF STRUCTURAL POLICIES

The article provides a thorough analysis of the impact of digitalisation on the formation of modern structural policy. The authors conceptualise the digital revolution as a driving force that fundamentally changes the parameters of economic regulation and opens new horizons for the adaptation of policy mechanisms and instruments. The paper examines the opportunities that digital technologies offer to optimise governance, improve efficiency and stimulate economic growth at the macroeconomic level. It explores how new data and analytical tools contribute to better fine-tuning structural reforms and improving their socio-economic outcomes. The need to develop progressive structural policy models that take into account the speed and scale of change brought by digital transformation is discussed. It emphasises strategic planning and foresight as key aspects in managing the changes brought about by the digital revolution. It concludes by analysing the main challenges and directions for defining structural policies that can effectively respond to the constantly evolving digital context.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

International journal of да^^ю^Щ theoretical and practical research

Scientific Journal

Year: 2023 Issue: 10 Volume: 3 Published: 31.10.2023

http://alferganus.uz

Citation:

Abdullozade N., Ismoiljonov V.Zh., Mamadjanov Sh.M. (2023). The digital revolution: designing a new generation of structural policies. SJ International journal of theoretical and practical research, 3 (10), 30-42.

Abdullozade N., Ismoiljonov V.Zh., Mamadjanov Sh.M. (2023). Цифровая революция: разработка структурной политики нового поколения. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 3 (10), 30-42.

Doi:

https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.11003440

QR-Article

Abdullozade Nizam

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Institute of Economics and Trade, Tajik State University of Commerce in Khujand,

Republic of Tajikistan.

Ismoiljonov Vosijon Zhamshid ugli

1st year student of "Management in production " faculty, Fergana Polytechnic Institute, Fergana,

Uzbekistan. abduvas id710@gm ail. com

Mamadjanov Shokhrukhbek Mukhiddinovich,

1st year student of the faculty "Management in production ", Fergana Polytechnic Institute, Fergana,

Uzbekistan

E-mail: delovoyshohrux@gmail. com

UDC

THE DIGITAL REVOLUTION: DESIGNING A NEW GENERATION OF

STRUCTURAL POLICIES

Abstact. The article provides a thorough analysis of the impact of digitalisation on the formation of modern structural policy. The authors conceptualise the digital revolution as a driving force that fundamentally changes the parameters of economic regulation and opens new horizons for the adaptation ofpolicy mechanisms and instruments. The paper examines the opportunities that digital technologies offer to optimise governance, improve efficiency and stimulate economic growth at the macroeconomic level. It explores how new data and analytical tools contribute to better fine-tuning structural reforms and improving their socio-economic outcomes. The need to develop progressive structural policy models that take into account the speed and scale of change brought by

RESEARCH ____________„

ISJIF 2023:5.971

digital transformation is discussed. It emphasises strategic planning andforesight as key aspects in managing the changes brought about by the digital revolution. It concludes by analysing the main challenges and directions for defining structural policies that can effectively respond to the constantly evolving digital context.

Key words: business models, structural policy, technological innovation, transformation, digitalisation, economy.

ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Абдуллозаде Низам

к.э.н., доцент

Институт экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции в г. Худжанде, Республика Таджикистан Исмоилжонов Восижон Жамшид угли студент 1-курса, факультета « Управление в производстве», Ферганского политехнического института, г. Фергана, Узбекистан

abduvasid710@gmail. com Мамаджанов Шохрухбек Мухиддинович, Студент 1 курса факультета "Управление в производстве " Ферганский Политехнический институт, г. Фергана, Узбекистан E-mail: delovoyshohrux@gmail. com

Аннотация. В статье проводится тщательный анализ влияния цифровизации на формирование современной структурной политики. Авторы осмысляют цифровую революцию как движущую силу, которая кардинально изменяет параметры экономического регулирования и открывает новые горизонты для адаптации политических механизмов и инструментов. В документе рассматриваются возможности, которые цифровые технологии предоставляют для оптимизации государственного управления, повышения эффективности и стимулирования экономического роста на макроэкономическом уровне. Изучается, как новые данные и аналитические инструменты способствуют более точной настройке структурных реформ и улучшению их социально-экономических итогов. Обсуждается потребность в разработке прогрессивных моделей структурной политики, учитывающих быстроту и масштаб изменений, привнесенных цифровой трансформацией. Акцентируется внимание на стратегическом планировании и прогностике как ключевых аспектах в управлении изменениями, вызванными цифровой революцией. В заключении анализируются основные вызовы и направления для определения структурной политики, которая могла бы эффективно реагировать на постоянно развивающийся цифровой контекст.

Ключевые слова: бизнес-модели, структурная политика, технологические инновации, трансформация, цифровизация, экономика.

2

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC

RESEARCH

Введение

Цифровая революция оказывает глубокое и всеобъемлющее влияние на современное общество, экономику и политику, переформатируя привычные аспекты жизни и открывая новые возможности для развития. В современном информационном обществе, где данные становятся новой нефтью, цифровые технологии выступают как движущая сила прогресса, изменяя способы взаимодействия, производства, образования и управления. Одним из ключевых аспектов этой революции является разработка структурной политики нового поколения, которая способна адаптироваться к быстро меняющемуся цифровому ландшафту, обеспечивая устойчивое и сбалансированное развитие [1-24].

Цифровая революция, начавшаяся в последние десятилетия, отмечается экспоненциальным ростом различных технологий, таких как искусственный интеллект, интернет вещей, блокчейн, облачные вычисления и многие другие. Эти технологии не только улучшают производственные процессы и управленческие системы, но и привносят радикальные изменения в социальные структуры и культурные практики. Процессы диджитализации проникают во все сферы общественной жизни, перерабатывая привычные модели бизнеса, формируя новые экономические отношения и меняя способы восприятия мира.

В условиях быстрого темпа цифровой трансформации старые политические парадигмы и инструменты управления оказываются неэффективными и недостаточно адаптивными. Необходимость разработки структурной политики нового поколения становится неотложной задачей для общественных и политических лидеров. Эта политика должна учитывать изменяющиеся потребности и ожидания граждан, а также динамику развития цифровых технологий [30-42]. Она должна обеспечивать баланс между свободой и безопасностью, инновациями и регулированием, цифровым включением и защитой частной жизни.

Цели и задачи исследования

Цель данной статьи заключается в анализе и обсуждении основных аспектов разработки структурной политики нового поколения в условиях цифровой революции. Основные задачи исследования включают:

1. Анализ актуальных тенденций цифровой трансформации в различных сферах общественной жизни.

2. Исследование опыта различных стран в разработке и внедрении цифровых политик.

3. Определение ключевых принципов и направлений разработки структурной политики нового поколения.

4. Разработка рекомендаций по созданию эффективной и адаптивной политики для успешной адаптации к вызовам цифровой революции.

Ожидаемые результаты и значимость исследования

Ожидается, что результаты исследования помогут лучше понять сущность и значение разработки структурной политики нового поколения в условиях

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC

RESEARCH

цифровой революции. Это исследование предоставит полезные рекомендации для политических решений, направленных на создание благоприятной среды для цифрового развития, а также способствует академической дискуссии о будущем общества в цифровой эпохе.

В наше время цифровая революция стала неотъемлемой частью экономического и социального развития, открывая новые горизонты и переопределяя привычные подходы к различным аспектам жизни общества. Этот феномен оказывает глубокое влияние на структурную политику государств, вызывая необходимость адаптации и поиска инновационных решений [1-20]. Введение цифровых технологий в различные отрасли экономики и сферы общественной жизни приводит к трансформации традиционных бизнес-моделей, трудовых отношений, и социальных структур. Понимание этих изменений и разработка соответствующих стратегий становятся ключевыми задачами современной политики [54-66]. В данном контексте, цифровая революция представляет собой не только вызов, но и возможность для государственных структур реализовать ряд политических целей, таких как повышение производительности, улучшение качества жизни граждан, и обеспечение устойчивого развития экономики. Но для того чтобы достичь этих целей, необходимо разработать эффективные механизмы регулирования, способствующие интеграции цифровых технологий в различные сферы общественной жизни [15-35]. В этом контексте, актуальной становится задача формирования новой структурной политики, которая бы обеспечивала баланс между инновациями и защитой интересов различных социальных групп.

Таким образом, данное исследование призвано подвести к пониманию значимости цифровой революции для структурной политики и акцентировать внимание на необходимости разработки соответствующих стратегий и механизмов регулирования в данном контексте.

Анализ литературы

В последние десятилетия в глобальной экономике наблюдается нарастание роли человеческого капитала, науки и высококвалифицированных кадров как факторов экономического роста. Это привело к увеличению доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в структуре промышленного производства. Многие страны стремятся пройти инновационный путь развития, а процессы глобализации мировой экономики создают условия для этого. Однако для успешного перехода к инновационному развитию необходима макроэкономическая и политическая стабильность, развитая конкурентная среда, высокий научно-технический потенциал и эффективная национальная инновационная система. Также важны высокая степень индустриализации и развитые экспортно-импортные отношения [24-64].

Существует много различных точек зрения на процесс инновационного развития экономики, вызванных многообразием теоретико-методологических проблем. Работы таких ученых, как Й. Шумпетер, П. Друкер, Д. Кларк, Г. Менш, Д. Белл, Т. Кун, М. Портер и К. Эрроу, внесли значительный вклад в развитие научного понимания инноваций.

© ®

RESEARCH ____________„

ISJIF 2023:5.971

В Российском научном сообществе значительный вклад в изучение данной проблемы внесли Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, А.Г. Грязнова, A.A. Дынкин, А.Г. Зельднер, А.Н. Илларионов, В.В. Куликов, И.Н. Мысляева и другие.

Отечественные ученые, такие как Гулямов С.С., Абдуллаев А.М., М.А.Икрамов, К.И.Курпаяниди, М.С.Ашуров, А.Абдуллаев, активно занимаются исследованием особенностей инновационного развития экономики. Они также уделяют особое внимание управленческим аспектам и приемам государственного регулирования инновационного потенциала. Эти ученые разработали концептуальные подходы к оценке инноваций и инвестиций, методологии бизнеса, конкурентоспособности, финансированию инновационной деятельности, инновационному предпринимательству и реализации инновационной политики предприятий в условиях неопределенности и риска.

Несмотря на обширную литературу, посвященную различным аспектам инновационного развития экономики, ряд проблем все еще требует дальнейшего исследования. Существует неоднозначность в трактовках категориальных понятий и факторов, которые могут замедлить переход страны на инновационный путь развития.

Методология исследования

Для проведения данного исследования применялись методы научного познания. Для анализа тенденций развития инноваций в стране был осуществлен практический анализ целевых ориентиров инновационного развития экономики. С использованием метода абстрагирования были сделаны выводы о специфике использования новшеств в качестве индикатора инвестиционной политики. Методом обобщения были выявлены характерные тенденции, свойственные развивающимся странам, в принятии решений по инвестиционной политике, а также новые явления на пути инновационного развития страны.

Статистические данные были получены из отчетов Агентства по статистике при Президенте Узбекистане.

Теоретико-методологическую основу данного исследования составили работы представителей классической, неоклассической и институциональной экономических теорий. Информационно-эмпирической базой послужили материалы монографий, статей современных отечественных и зарубежных экономистов, а также результаты научных и научно-практических конференций. При проведении исследования использовались различные методы, включая формально-логический, системный, дедуктивный, индуктивный и экономико-статистические методы, а также сравнительный анализ и аналогии, что позволило дать описание экономических явлений и их свойств [45-67].

Анализ и результаты.

В настоящее время стремление к инновационному развитию экономики становится особенно важным для нашей страны, поскольку это требует полного раскрытия национального научно-технического потенциала. Цели и задачи государственной политики в области инноваций определены в основных направлениях развития инновационной системы, рассматриваемой как совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности. Эти субъекты и

5

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC

RESEARCH

объекты взаимодействуют в процессе создания и внедрения инновационной продукции и функционируют в рамках государственной политики в этой области. Это является неотъемлемой частью государственной научно-технической и промышленной политики. Инновационная политика страны представляет собой комплекс мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на основе передовых научных, технологических и технических достижений. Эти меры также направлены на увеличение доли инновационной продукции в общей структуре производства, а также на создание системы продвижения и реализации продукции и услуг на внутренних и мировых рынках. Политика развития инновационной системы в Республике Узбекистан строится на принципах равноправного государственно -частного партнерства. Она направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимателей для стимулирования инновационной активности

Процесс цифровизации превратился в один из ведущих трендов в развитии как экономических, так и социальных сфер. Под цифровизацией понимается широкое использование цифровых ресурсов и технологий с целью автоматизации и компьютеризации различных процессов, а также создание и использование цифровых платформ как в сфере бизнеса, так и в повседневной жизни. Процесс цифровизации привносит в различные сферы жизнедеятельности множество преимуществ, таких как ускорение процессов, повышение качества продукции и сокращение времени на выполнение различных процедур. Особенно перспективными направлениями цифровизации являются использование Big Data, Cyber Physical System и Internet of Things. Неоспоримо актуальным является также использование и развитие цифровых информационных платформ не только в сфере бизнеса, но и в государственном управлении. Сегодняшние технологии позволяют гражданам различных стран осуществлять удаленное оформление заявлений на получение документов в государственных органах управления и подтверждение своей личности онлайн, что значительно упрощает взаимодействие с государственными структурами. В данном контексте блокчейн технологии представляют особый интерес, поскольку они обеспечивают возможность выдачи цифровых документов гражданам без риска подделки. Цифровизация оказывает влияние на все сферы жизни общества, от оптимизации бизнес-процессов до внедрения структурных изменений в политике государства.

Согласно исследованию Kappel, R., современная структурная политика определяется как комплекс мер, направленных на создание оптимальных межотраслевых, внутриотраслевых и региональных соотношений с целью обеспечения сбалансированного развития экономики и повышения ее конкурентоспособности на основе применения научно-технических достижений. Таким образом, структурная политика представляет собой систему организации, неотъемлемую часть функционирования экономической системы общества.

Как определяет Imamov, M., & Semenikhina, N., экономическая система общества представляет собой цельный комплекс, осуществляющий внутренне взаимосвязанное производство, присвоение и социально значимое потребление для

[25-48].

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC

RESEARCH

обеспечения физической жизни и создания материальной базы. Цели структурной политики формируются на основе выбранной стратегии развития экономики государства, учитывая культурные, исторические и национальные особенности, а также воздействие современных мировых тенденций и вызовов. Таким образом, структурная политика играет ключевую роль в обеспечении устойчивого и сбалансированного развития экономики, учитывая сложные социально-экономические условия и потребности общества.

Современная структурная политика государства направлена на адаптацию экономической системы к современным вызовам, как внутренним, так и внешним. Современный мир стремительно изменяется, представляя собой сложную сеть тенденций, которые оказывают влияние на структурную политику. Хотя невозможно создать единую терминологическую базу, способную охватить все современные тенденции, можно выделить влияние отдельных факторов, которые воздействуют на устойчивость экономической системы общества. Структурная политика подразделяется на различные категории по уровню, объему, целям, инструментам и другим характеристикам. В условиях рыночной экономики, одной из основных задач структурной политики является поддержание макроэкономического равновесия и предотвращение возникновения диспропорций. Эффективная структурная политика должна учитывать современные вызовы и политическую обстановку, как внутри страны, так и на мировой арене. Среди основных тенденций трансформации структурной политики выделяются цифровизация, глобализация, экономика рисков и изменения в политических структурах [65-72].

Например, процесс цифровизации, который охватывает различные сферы общества, сопровождается изменениями в бизнес- и государственных процессах. Цифровизация государственных услуг требует изменений в других смежных областях, таких как процессы идентификации личности и получения документов. Это отражает взаимосвязь и взаимозависимость между цифровизацией и другими сферами общественной жизни, что обсуждается Е.Н.Наумовой. Однако, в условиях экономической и технологической неопределенности, а также геополитической нестабильности, важно осознавать, что слепое следование за трендами может привести к серьезным экономическим, социальным и политическим издержкам.

Сегодня невозможно достичь лидерства на мировой арене без активного развития информационно-коммуникационных технологий, робототехники, киберфизических систем, наноиндустрии и других ключевых областей, связанных с четвёртой промышленной революцией. Эти тенденции востребованы во многих отраслях экономики, таких как металлургия, химическая и фармацевтическая промышленность, автомобилестроение, сельское хозяйство и пищевая промышленность.

Примером может служить развитие цифровых технологий в сельском хозяйстве, например, использование дронов для мониторинга полей и оптимизации процессов уборки урожая. Это позволяет повысить эффективность производства и снизить затраты на ресурсы.

Обсуждения.

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC

RESEARCH

В рамках своей политики инновационного развития, Республика Узбекистан сосредотачивает усилия на разработке и поддержке инновационных проектов. Согласно указу Президента Узбекистана от 06.07.2022 года № УП-165 "Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022 — 2026 годы", государство предоставляет поддержку инновационным проектам в виде налоговых и таможенных льгот. Эти меры распространяются на организации всех форм собственности.

Основной целью структурной политики Узбекистана является модернизация национального промышленного комплекса в соответствии с современными тенденциями четвёртой промышленной революции. Это включает в себя цифровизацию и автоматизацию производства, а также разработку инновационных бизнес-моделей.

Профессор К. Курпаяниди выделяет, что основой современного промышленного производства являются киберфизические системы, которые включают в себя цифровизацию оборудования и продукции, создание их виртуальных аналогов и управление производственными процессами в реальном времени с помощью алгоритмов автоматизированного принятия решений. Эти технологии способствуют интеграции производственных процессов как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях.

Как подчеркивает М.А. Икрамов, такая интеграция является перспективной не только внутри страны, но и на международном уровне, так как объединяет участников производственного процесса независимо от их масштабов и национальной принадлежности. Это особенно актуально в контексте преобразования структурной политики под воздействием процесса цифровизации.

При разработке мероприятий для обеспечения устойчивого развития экономики необходимо учитывать как внутренние, так и внешние факторы. Основные направления структурной политики включают в себя концентрацию финансовых ресурсов на передовых технологиях и прорывных проектах, расширение использования новых форм финансирования инновационных программ, включая государственно-частное партнерство, и содействие активному трансферу технологий между научно-исследовательскими организациями, университетами и предприятиями.

Заключение.

В наше время, в условиях стремительного развития цифровых технологий, четвёртой промышленной революции и геополитической нестабильности, формирование структурной политики должно учитывать как долгосрочные, так и краткосрочные стратегии государства, а также учитывать новейшие мировые тенденции и вызовы, как внутренние, так и внешние. Однако разработка эффективной структурной политики не может ограничиваться лишь следованием мировым тенденциям или внутренним и внешним вызовам. При её формировании необходимо учитывать исторические, культурные, национальные, политические, экономические и другие уникальные особенности страны. Важно также поддерживать сотрудничество в рамках союзного государства и фокусироваться на финансировании передовых технологий и инновационных проектов. При таком

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RESEARCH

подходе, следует учитывать, что рост инфляции может представлять реальную угрозу только в случае неэффективного или нецелевого использования финансовых ресурсов. Без существенного увеличения инвестиций в основной капитал становится невозможным реализация новой индустриализации в стране.

Анализ, представленный в статье, наглядно демонстрирует, что цифровая трансформация выступает не просто как очередной этап технологического развития, но становится мощным стимулом для переосмысления целей и методов структурной политики. В данной работе мы обозначили ключевые направления, по которым цифровизация может привнести значительные улучшения в плане эффективности управленческих решений и адаптации экономических систем к изменениям современной действительности. Учитывая представленный материал, становится ясно, что государственные органы должны активно поддерживать инновационный процесс внедрения цифровых технологий, чтобы стимулировать экономический рост и социальное развитие.

Однако, необходимо учитывать, что цифровая революция также несет в себе определенные риски и вызовы, требующие тщательного анализа и разработки эффективных ответных мер. Важно создать сбалансированную и гибкую структурную политику, способную адаптироваться к быстро меняющимся технологическим трендам и обеспечивать устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Будущие исследования должны направляться на оценку эффективности такой политики и включать разработку инструментов для постоянного мониторинга и обновления регуляторных рамок. Очевидно, что лишь через сотрудничество между государством, бизнесом и научным сообществом можно достичь создания структурной политики, гармонично вписывающейся в цифровую эпоху.

Итак, цифровая революция открывает перед структурной политикой новые обширные горизонты, предоставляя инструменты для преодоления существующих и возникающих проблем в экономике. Остается задачей действующих и будущих политиков использовать эти инструменты с максимальной пользой для общества и экономики в целом.

1. Ashurov, M., Oripov, D., Shakirova, Y., & ets (2022, May). Strategies for Improvement and Evaluation of the Quality Management System of Uzbekistan Manufacturers. In International Scientific Conference on Agricultural Machinery Industry "Interagromash"" (pp. 1562-1570). Cham: Springer International Publishing.

2. Ikramov, M. A., Abdullaev, A. M., (2022). Development of the business sector of the economy in the context of institutional transformation. Monograph. Jakarta, 2022. - 205 p.

3. Imamov, M., & Semenikhina, N. (2021). The impact of the digital revolution on the global economy. Linguistics and Culture Review, 5(S4), 968-987.

4. Ivanovich, K. K. (2023). Factors and vector of the development of institutions in the sme sector of the national economy. Qo 'qon universiteti xabarnomasi, 1, 3-7.

5. Kappel, R. (2017). New horizons for Germany's Africa policy (No. 303). GIGA German Institute of Global and Area Studies.

Список использованной литературы:

© ®

RESEARCH _________„

ISJIF 2023:5.971

6. Kurpayanidi К. (2023). Raqamli iqtisodiyot sharoitida axborot kamchiliklari va institutsional cheklovlarni bartaraf etish. Iqtisodiyot va ta'lim, 24(5), 4550 https://doi.org/10.55439/ECED/vol24 iss5/%x

7. Kurpayanidi, K. (2022). Integration of innovation and information and communication technologies as a source of economic transformation. Ekonomika I sosium, 9 (100).

8. Kurpayanidi, K. (2023). Features of in-company training of company employees in the conditions of transformation. Iqtisodiyot va ta'lim, 24(1), 270-275.

9. Kurpayanidi, K. (2023). Methodological foundations of the study institutional environment of small industrial enterprises. In E3S Web of Conferences (Vol. 389, p. 09002). EDP Sciences.

10. Kurpayanidi, K. (2023). Modern digitalization: priorities and prospects in the context of economic transformation. Actual Problems of Humanities and Social Sciences., 3(2), 22-28.

11. Kurpayanidi, K. I. (2020). On the problem of macroeconomic analysis and forecasting of the economy. Theoretical & Applied Science, (3), 1-6.

12. Kurpayanidi, K. I. (2020). Some issues of macroeconomic analysis and forecasting of the economy of Uzbekistan. Iqtisodiyot va innovatsion texnologiyalar. Ilmiy elektron jurnali, 2, 100-108.

13. Kurpayanidi, K. I. (2020). To issues of development of entrepreneurship in the regions: theory and practice of Uzbekistan (on the materials of Andizhan region). ISJ Theoretical & Applied Science, 6(86), 1-10.

14. Kurpayanidi, K. I. (2020). К проблеме ведения бизнеса в условиях цифровой экономики. Theoretical & Applied Science, (9), 1-7.

15. Kurpayanidi, K. I. (2021). Analysis of scientific and theoretical ideas about entrepreneurship. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 1(1), 50-59.

16. Kurpayanidi, K. I. (2021). Stimulation of foreign economic activities of entrepreneurship on the basis of innovative development. ISJ Theoretical & Applied Science, 1(93), 8-13.

17. Kurpayanidi, K. I. (2022). Issues of innovation and innovation management in the context of economic transformation. Farg'ona: Al-Ferganus, 2022. - 280 p. URL:

18. Kurpayanidi, K. I. (2022). On the problem of developing an investment policy strategy in the context of institutional transformation. Nazariy Va Amaliy Tadqiqotlar Xalqaro Jurnali, 2(3), 7-23.

19. Kurpayanidi, K. I. (2022). Scenarios of investment and innovation policy in the light of institutional transformation. ISJ Theoretical & Applied Science, 04 (108), 1-11. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2022.04.108.1

20. Kurpayanidi, K. I. (2022). Trends in the development of small and medium-sized businesses in the region: foreign experience (based on the materials of the Russian Federation). ISJ Theoretical & Applied Science, 9(113), 11-20.

21. Kurpayanidi, K. I. (2023). Analysing the functioning of enterprise management in the context of institutional reforms.Yashil iqtisodiyot va taraqqiyot. 10. 581-585. ISSN: 2992-8982. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.10190057

22. Kurpayanidi, K. I. (2023). Economic transformation through institutional reforms: analysing challenges and perspectives of enterprise management. Xorazm Ma'mun Akademiyasi Axborotnomasi -Вестник Хорезмской академии Маъмуна. Xiva, 10-2 (107). 32-36 bb. ISSN 2091-573 X. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.10049468

23. Kurpayanidi, K. I. (2023). Entrepreneurship in the context of institutional transformation of the economy. Farg'ona: Al-Ferganus, 2022. - 220 p.

24. Kurpayanidi, K. I. (2023). Innovation and competitiveness: Modelling future economic growth through the national innovation system of Uzbekistan. E3S Web Conf. Volume 460, 2023. International Scientific Conference on Biotechnology and Food Technology (BFT-2023). Doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202346003013

25. Kurpayanidi, K. I. (2023). Innovation and innovation activity: key aspects of economic transformation. Iqtisodiyot: tahlillar va prognozlar.3 (23). 12-20ю ISSN 2181-0567. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.10049446

26. Kurpayanidi, K. I. (2023). Institutional aspects and risks in the digital economy: ways to reduce uncertainty for economic agents. Qo'qon universiteti xabarnomasi ("Вестник Кокандского

10

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC

RESEARCH

университета - Kokand University Herald") ilmiy-elektron jurnali. №9(8), 21-25 bb. ISSN 21811695. Doi: https://doi.org/10.54613/ku.v9i9.827

27. Kurpayanidi, K. I. (2023). Retrospective analysis of innovative activity of business entities in the conditions of transformation. E3S Web of Conf.Volume 402. eISSN: 2267-1242.

28. Kurpayanidi, K. I. (2023). The dynamics of entrepreneurship in the transformation of economic institutions. Monograph. Farg'ona: Al-Ferganus, 2023. - 200 p.

29. Kurpayanidi, K. I. (2023). The role of innovation and innovative activities in the conditions of economic transformation: analysis of theoretical aspects. Iqtisodiyot: tahlillar va prognozlar. 2 (22). Aprel-Iyun. 14-20. ISSN 2181-0567. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.8141649

30. Kurpayanidi, K. I. (2023). Интеграция инновационной деятельности и икт как источник трансформации. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 3(2), 45-55.

31. Kurpayanidi, K. I. Innovation and innovative activity in a transforming economy / K. I. Kurpayanidi // Scientific and analytical journal Science and Practice of the Plekhanov Russian University of Economics. - 2023. - Vol. 15, No. 2(50). - P. 70-79.

32. Kurpayanidi, K. I. Vectors of mastering digital economy at industrial enterprises / K. I. Kurpayanidi // Инновационные решения в промышленной инженерии: Сборник материалов международной научно-практической конференции, Бухара, 2023 г. С. 410-411.

33. Kurpayanidi, K. I., (2023). Institutional aspects and risks in the digital economy: ways to reduce uncertainty for economic agents. Qo'qon universiteti xabarnomasi, 9(9), 21-25. https://doi.org/10.54613/ku.v9i9.827

34. Kurpayanidi, K. The role of innovation and innovative activities in the conditions of economic transformation: analysis of theoretical aspects / K. Kurpayanidi // Economy: Analysis and Forecasts. -2023. - No. 2(22). - P. 14-20.

35. Kurpayanidi, K.I. (2022). Issues of innovation and innovation management in the context of economic transformation: Monograph. Kurpayanidi K.I., edited by M.A.Ikramov, Fergana polytechnic institute. AL-FERGANUS, 2022, 270 p. ISBN 978-9943-8579-2-6.

36. Mamurov, D.E. (2022). Management of innovative activity of business entities in industry: Monograph, Fergana polytechnic institute. AL-FERGANUS. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.6475830

37. Margianti, E.S., et al. (2022). Development of the business sector of the economy in the context of institutional transformation. Monograph. Jakarta, Gunadarma Publisher, Indonesia. ISBN: 978- 6020764-47-4

38. Mikhaylov, A. B. (2023). Industry 4.0 and its impact on cross-border investment: new challenges and opportunities. "Iqtisodiy tadqiqotlarga asoslangan oliy malumotli iqtisodchi kadrlarni tayorlash: muammolar va innovatsionyechimlar". Xalqaro ilmiy-amaliy konferensiyasi to'plami, 145-146.

39. Mikhaylov, A., & Kurpayanidi, K. (2023). Problems of corporate social responsibility assessment: analysis of key issues. Conference on Digital Innovation: "Modern Problems and Solutions". извлечено от https://fer-teach.uz/index.php/codimpas/article/view/1606

40. Nabieva, N. M., & Abdurahmonov, O. B. (2023). Проблемы и решения низкой эффективности малых субъектов предпринимательства. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 3(4), 71-75.

41. Naumova, E. N. (2021). Public health inequalities, structural missingness, and digital revolution: time to question assumptions. Journal of Public Health Policy, 42, 531-535.

42. Tsoy, D., & ets. (2022). Impact of social media, Extended Parallel Process Model (EPPM) on the intention to stay at home during the COVID-19 pandemic. Sustainability, 14(12), 7192.

43. Tsoy, D., Godinic, D., & Tong, Q. (2022). Impact of Social Media, Extended Parallel Process Model (EPPM) on the Intention to Stay at Home during the COVID-19 Pandemic. Sustainability 2022, 14, 7192. Doi: https://doi.org/10.3390/su1412719219

44. Абдуллаев, А. М., &др. (2020). Исследование систем управления предприятием: сущность, методы и проблемы. Бюллетень науки и практики, 6(2), 182-192.

45. Абдуллаев, А., & (2020). Ракамли ик;тисодиётда бизнес юритиш хусусиятлари. Farg'ona davlat universiteti, (3), 39-43.

© ®

RESEARCH _________„

ISJIF 2023:5.971

46. Гулямов С.С., Абдуллаев А.М. и др. Инновационный потенциал и его влияние на конкурентное развитие экономики страны (теоретикометодологические аспекты) . - Т.: Фан ва технология, 2016 - 884 с.

47. Исмоилжонов, В. (2023). Развития цифровой экономики и его взаимосвязь с ростом конкурентоспособности регионов. 2023: Mintaqaviy iqtisodiyotning zamonaviy muammolari: tajriba, tendentsiyalar va istiqbollar Nashrlar, 293-295. Retrieved from https://e-itt.uz/index.php/editi ons/arti cl e/vi ew/ 424

48. Комилжонова, М. Б. (2020). К вопросам развития предпринимательства в регионах (на материалах Андижанской области Узбекистана). Экономика и бизнес: теория и практика, (6), 165-170.

49. Курпаяниди К.И. (2023). Развивая микроэкономический анализ: методология изучения институциональной среды малых предприятий. Экономика и предпринимательство - Journal of Economy and entrepreneurship. Moskva, 9 (158). 947-956. Doi: https://doi.org/10.34925/EIP.2023.158.09.182

50. Курпаяниди, К. (2021). Актуальные вопросы цифровизации в индустриальном секторе экономики Узбекистана. Общество и инновации, 2(4/S), 201-212.

51. Курпаяниди, К. (2023). Институциональная среда предпринимательского сектора экономики. " Milliy iqtisodiyotni isloh qilish va barqaror rivojlantirish istiqbollari" respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi materiallari to 'plami., 75-78.

52. Курпаяниди, К. (2023). Некоторые особенности методологии исследования институциональной среды малых промышленных предприятий. Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари/Actual Problems of Humanities and Social Sciences., 3(4), 21-34.

53. Курпаяниди, К. (2024). Классификация институциональных факторов, определяющих предпринимательскую активность в Узбекистане. Yashil iqtisodiyot va taraqqiyot. 1, 490-496. https://yashil-iqtisodiyot-taraqqiyot.uz/journal/index.php/GED/article/download/850/855

54. Курпаяниди, К. И. (2020). Вопросы ведения бизнеса в условиях цифровизации экономики. In Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в условиях цифровой экономики (pp. 126-133).

55. Курпаяниди, К. И. (2021). Научно-теоретические вопросы развития предпринимательства. Бюллетень науки и практики, 7(6), 345-352.

56. Курпаяниди, К. И. (2021). Современные концепции и модели развития предпринимательства. Бюллетень науки и практики, 7(9), 425-444.

57. Курпаяниди, К. И. (2022). К вопросам методологических подходов исследования институциональной среды малого предпринимательства. Бюллетень науки и практики, 8(9), 442460.

58. Курпаяниди, К. И. (2022). Теоретические аспекты развития предпринимательства. Экономика и бизнес: теория и практика, (3-1), 186-188.

59. Курпаяниди, К. И. (2022). Цифровая трансформация как перспективное направление развития промышленности Узбекистана. Экономика и бизнес: теория и практика, (9), 120-123.

60. Курпаяниди, К. И. (2023). Анализ и теоретические аспекты непрерывного образования в республике Узбекистан. Science andinnovation, 2(Special Issue 14), 823-829.

61. Курпаяниди, К. И. (2023). Развитие цифровой экономики: преодоление институциональных ограничений и раскрытие информационной асимметрии. Бюллетень науки и практики, 9(10), 202-216.

62. Курпаяниди, К. И. (2023). Сценарии развития экономики Узбекистана в условиях нестабильности. Экономика Центральной Азии, 7(1), 63-80.

63. Курпаяниди, К. И. Логистика: учебное пособие / К. И. Курпаяниди. - Фергана: ООО "AlFerganus", 2023. - 400 с. - ISBN 9789910966415.

64. Курпаяниди, К. И. Направления развития экономики Узбекистана в условиях мировой нестабильности / К. И. Курпаяниди // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2023. - № 2(308). -С. 34-42.

12

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC

RESEARCH

65. Курпаяниди, К. И. Проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Узбекистан: институциональный аспект / К. И. Курпаяниди // Экономическая безопасность социально-экономических систем: вызовы и возможности: Сборник трудов V Международной научно-практической конференции, Белгород, 28 апреля 2023 года / Отв. редакторы Е.А. Стрябкова, Н.А. Герасимова. - Белгород: Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр,

2023. - С. 363-367.

66. Курпаяниди, К. И. Цифровая трансформация управления человеческим капиталом: стратегические модели на промышленных площадках / К. И. Курпаяниди, А. Б. Михайлов, Ш. М. Мамаджанов // Инновационные решения в промышленной инженерии: Сборник материалов международной научно-практической конференции, Бухара, 2023 г. Бухарский инженерно-технологический институт, 2023. - С. 424-425.

67. Курпаяниди, К. И. Экономическая теория: Учебник / К. И. Курпаяниди. - Фергана: AlFerganus, 2023. - 610 с. - ISBN 9789910966439.

68. Курпаяниди, К. Экономическая теория: практикум: Учебник для бакалавров высших образовательных учреждений / К. Курпаяниди. - "SUNRISE-PRO". - Фергана: SUNRISE-PRO,

2024. - 600 с. - ISBN 978-9943-7038-9-6.

69. Курпаяниди, К.И. (2024). Экономическая теория: практикум. Учебник. Farg'ona, SUNRISE-PRO, 2024. — 600 с.

70. Михайлов, А. Б., & Мамаджанов, Ш. М. (2024). Цифровая трансформация управления человеческим капиталом: стратегические модели на промышленных площадках. Бухарский инженерно-технологический институт Конференция: инновационные решения в промышленной инженерии, Бухара.

71. Михайлов, А., (2024). Оценка корпоративной социальной ответственности: проблемы и анализ. Interpretation and Researches. извлечено от https://interpretationandresearches.uz/index.php/iar/article/view/1861

72. Михайлов, А., & Тургунов, Н. (2023). Зеленая экономика: проблемы, перспективы и возможности для Узбекистана. Nashrlar: 2023: Mintaqaviy iqtisodiyotning zamonaviy muammolari: tajriba, tendentsiyalar va istiqbollar, 1(2), 434-437. Retrieved from https://e-itt.uz/index.php/editi ons/arti cl e/vi ew/465

© ®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.