I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
RESEARCH
International journal of theoretical and practical research
Scientific Journal
Year: 2023 Issue: 2 Volume: 3 Published: 28.02.2023
http://alferganus.uz
Citation:
Kurpayanidi, K.I. (2023). Integration of innovation and ICT as a source of transformation. SJ International journal of theoretical and practical research, 3 (02), 45-55.
Курпаяниди, К.И. (2023). Интеграция инновационной деятельности и ИКТ как источник трансформации. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 3 (02), 45-55.
Doi:
https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.7699541
T. 3 №2 2023
SJIF 2023:5.971 QR-Article
Kurpayanidi, Konstantin Ivanovich
Ph D in economics, Professor of the Russian academy of natural
sciences,
Fergana polytechnic institute, Fergana, Uzbekistan Corresponding member of the International Academy of Theoretical & Applied Sciences (USA) E-mail: konstantin@ferpi. uz
UDC 330.34:005
INTEGRATION OF INNOVATION AND ICT AS A SOURCE OF
TRANSFORMATION
Abstract. The article reveals the role of digital transformation processes as the most important condition for ensuring competitive advantages and increasing the pace of economic growth by using the entire set of elements of resource potential, taking into account the requirements of the external environment and the need for active digital transformations, the result of which is the production of innovative products. The analysis of the problems of the introduction of information and communication technologies and innovative development in the digital economy is carried out. It is concluded that the indicators of the effectiveness of digital transformation in the conditions of increasing innovation activity of structures are economic indicators, while the technological basis for the implementation of digital transformation is broadband Internet, as one of the most important conditions for active interaction ofparticipants in the innovation process. Keywords: digitalization, digital economy, digital transformation, innovation, information and communication technologies.
Курпаяниди, Константин Иванович
Кандидат экономических наук, профессор, Ферганский политехнический институт, Член-корреспондент Международной академии теоретических и прикладных
наук (США),
Профессор Российской академии естествознания
45
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC1
RESEARCH
HH^HHI^HSJIF 2023:5.971
E-mail: konslanlin@ferpi. uz
ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИКТ КАК
ИСТОЧНИК ТРАНСФОРМАЦИИ
Аннотация. В статье раскрывается роль некоторых процессов цифровой трансформации как важнейшего условия обеспечения конкурентных преимуществ и наращивания темпов экономического роста за счет задействования всей совокупности элементов ресурсного потенциала, учета требований внешней среды и необходимости проведения активных цифровых преобразований, результатом которых выступает производство инновационной продукции. Проведен анализ проблем внедрения информационно коммуникационных технологий и инновационного развития в цифровой экономике. Сделаны выводы, что индикаторами эффективности цифровой трансформации в условиях повышения инновационной активности структур выступают экономические показатели, при этом технологической базой реализации цифровой трансформации выступает широкополосный интернет, как одно из важнейших условий активного взаимодействия участников инновационного процесса. Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, цифровая трансформация, инновационная деятельность, информационно-коммуникационные технологии.
Цифровизация становится необходимым инструментом для удаленной работы сотрудников организаций, что позволит снизить затраты и повысить эффективность всех бизнес-процессов. Цифровая трансформация, для которой требуется возобновляемая информация, и автоматизация внутренних операционных процессов позволит получить организации значительные преимущества. [1,2,3,4].
Экономические системы многих стран находятся в поиске эффективных путей использования достижений цифровизации общества для экономического роста. Одной из стратегических целей Республики Узбекистан является развитие цифровой экономики, которая характеризуется ростом экономической эффективности хозяйственной деятельности субъектов за счет использования достижений цифровизации общества. Благодаря государственной политике был достигнут значительный прогресс Узбекистана в сфере построения информационного общества и электронного правительства [5,6,7,8,9].
Основа для развития цифровой экономики создавалась на протяжении нескольких десятилетий. Государственная программа «Цифровой Узбекистан -2030» ставит целью получение социальных эффектов за счет информационно -технологического развития, а цель государственной программы - рост экономики. К настоящему времени повсеместное распространение и использование информационных технологий (ИТ) и Интернета привело к формированию информационно-технологической парадигмы общества нового качества. Произошло объединение информационных ресурсов и технологий в совокупность,
Введение
© ®
Т. 3 №2 2023
RESEARCH__.
ISJIF 2023:5.971
где множество ИТ формирует единые свойства для различных хозяйствующих субъектов. Например, в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, цифровые образовательные платформы связывают тысячи поставщиков онлайн-курсов и миллионы онлайн-слушателей по всему миру. Последовало кардинальное преобразование деловых отношений в цифровые, осуществляющиеся в электронной среде за счет постоянной обработки цифровых данных в режиме реального времени. Все чаще поиск и выбор клиентом рыночных предложений происходит на цифровой интернет-платформе, вытесняющей из деловых коммуникаций электронную почту, интернет-магазины и телефонию.
Анализ и результаты.
Формирование цифровой экономики требует трансформацию по всем направлениям, переход к системному подходу к инновационной деятельности. В связи с этим, для реализации комплексного подхода к инновационному развитию требуется установить соотношение определенного типа инноваций и того или иного базового ориентира организации, соответствующего различным свойствам внешнего окружения. Нормальное состояние окружения предполагает поддержание динамического равновесия организации, что может достигаться непременно при генерации продуктовых инноваций. Такое свойство внешнего окружения, как недостаток ресурсов, вызывает в качестве базового ориентира эффективность, для обеспечения высоких значение которой непременно необходимы процессные инновации, относящиеся, как и продуктовые, к технологическим. Разнообразие окружения вызывает такой базовый ориентир, как свобода действия организации на рынке, которой способствуют маркетинговые инновации [10,11]. Организационные инновации подразумевают реализацию новых бизнес-моделей, в том числе и цифровых, современных методов организации деятельности и внешних корпоративных связей, новых форм сотрудничества и разработку новых способов взаимоотношения с внешней средой [12,13].
Для сохранения жизнеспособности и устойчивости система должна быть способна реагировать на угрозы или адаптироваться к последним до того, как они получат возможность нанести серьезный урон. Рассматривая процесс развития с позиций жизненного цикла, концепция коррекции бизнес-моделей во главу угла ставит наличие управляемой адаптации системы к внешней среде.
Управленческие инновации, представляющие собой изменения в системе управления организацией с целью повышения эффективности ее функционирования и адаптируемости при изменениях в составе ее окружения, реализуются через изменение технологии и организации процесса управления, в частности, процесса принятия решений. Направленность на потоковую структуру нацеливает управленческие инновации на преодоление внутриорганизационных границ с целью адаптации к изменениям внешней среды.
Системность предопределяет то, что управление носит ярко выраженный цикличный характер и что, в свою очередь, влияет на генерацию управленческих инноваций. Системный подход к управленческим инновациям позволяет
47
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC1
RESEARCH
руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, принятие решения и контроль.
Базовым ориентиром организации при таком свойстве внешнего окружения, как другие организации, является сосуществование. Организации, действующие в условиях неопределенности рыночной среды, достаточно жесткой конкурентной борьбы, должны иметь как можно более полную информационную базу для своевременного оперативного принятия управленческих решений, улучшающих имидж фирмы и финансовые результаты.
В связи с этим появляется обоснованность существования такого понятия, как «информационные инновации», хотя информационные технологии применяются для реализации всех других типов инноваций.
Информация выделяется как самостоятельный ресурс при исследовании инновационной деятельности, потому что именно здесь новые знания становятся основным фактором управленческого процесса.
Сложность и динамичность современных технологических процессов, информационных потоков, значительный объем работ по сбору и обработки информации обусловливают повышение требований к организации управления предприятия в целом, к наличию аналитических компетенций у руководителей
Методология исследования. Для анализа индикаторов инновационной деятельности в экономике необходимо обратиться к материалам официальной статистики. Следует отметить, что в целом динамика за двадцать лет инновационной активности отечественных организаций и осуществления технологических инноваций имеет положительный тренд.
Сравнительный анализ затрат на различные виды инноваций показывает, что в организациях на добывающем и обрабатывающем производствах, в производстве и распределении электроэнергии и воды на первом месте стоят процессные, а на втором - продуктовые.
В организациях же в сфере связи и деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий наоборот затраты на процессные инновации значительно меньше объема затрат на продуктовые инновации.
При этом расходы на маркетинговые и организационные инновации минимальны во всех сферах. Однако, как уже отмечалось, маркетинговые инновации играют огромную роль при таком базовом ориентире, как свобода действия организации на рынке, соответствующему свойству внешнего окружения - разнообразие.
Организационные инновации, подразумевающие реализацию новых бизнес-моделей, в том числе и цифровых, современных методов организации деятельности и внешних корпоративных связей, новых форм сотрудничества и разработку новых способов взаимоотношения с внешней средой способствуют достижению такого базового ориентира, как безопасность при свойстве внешнего окружения -вариативность.
[14,15,16].
© ®
Т. 3 №2 2023
RESEARCH__.
ISJIF 2023:5.971
В данную статистику включаются и управленческие инновации, практически полное отсутствие которых, отнюдь не способствуют достижению такого базового ориентира организации, как адаптируемость при изменении в составе внешнего окружения. Если говорить об информационных инновациях, то их недостаток ограничивает сосуществование с другими организациями на рынке и не способствует победе в конкурентной борьбе.
Полученные результаты. Республики Узбекистан, пока еще не достигла значительных экономических рубежей в мировой конкурентной борьбе, тем не менее, должна ставить перед собой цель занятия достойного места в зарождающейся цифровой экономике.
Новые бизнес-модели развития, основанные на информационно-цифровых технологиях, позволят быстрее достичь оптимума любой организации, решить задачу минимакса, максимизировать прибыль и минимизировать затраты компании, при этом достигнув равновесия как в производстве, так и в потреблении, при обеспечении Парето-оптимальности в экономике в целом [17,18].
Цифровая трансформация предполагает информатизацию как горизонтальных, так и вертикальных бизнес-процессов, что будет способствовать созданию новой конкурентной среды, в которой фактор времени будет играть одну из важнейших ролей.
Цифровой экономике соответствуют пятая и шестая нелинейные модели инновационного процесса. Пятая информационно-сетевая модель предполагает такие ключевые понятия, как: обратная связь, сетевая интеграция, стратегический менеджмент и маркетинг, обмен информацией, базы данных, IT-технологии и информационные системы, автоматические системы управления [19,20].
Основными группами функций системы управления являются:
• функции принятия решений — функции преобразования содержания информации;
• рутинные функции обработки информации;
• функции обмена информацией.
Функции принятия решений выражаются в создании новой информации в ходе планирования, анализа и оперативного управления.
Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию системы в соответствующем положении или переводу системы в новое состояние. Остальные функции благодаря информационным технологиям становятся автоматической платформой для реализации главной функции.
Шестая модель «быстрого обучения» основывается на: обратной связи, стратегическом менеджменте и маркетинге, обмене знаниями, рыночных изменениях, базе знаний и интеллектуальным системам управления.
Шестая модель поднимает вопрос об аналитических компетенциях работников, однако, зачастую компании страдают от недостатка специалистов по аналитике, что снижает операционную эффективность и затрудняет принятие оптимальных решений. Это, в свою очередь, требует выстраивания прямых связей между процессом принятия решений и проектирования интеллектуальных систем.
49
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC1
RESEARCH
Интеллектуальное управление требует существенного учета конкретного накопленного знания и является более критичным к изменению информации в процессе принятия решения. Интеллектуальное управление возникает там, где информация трактуется как количественно неопределяемая совокупность данных и отношений между ними в семантически ясном контексте их текущей трактовки.
Обсуждения.
Важнейшим компонентом интеллектуальной системы, являются базы знаний, наиболее известным их классом являются экспертные системы, которые предназначены для поиска способов решения проблем из какой-либо предметной области, основываясь на реализации аналитических компетенций [21,22,23].
Вместе с этим нужно говорить об индексе развития информационно-коммуникационных технологий. В исследовании 2017 года представлены данные по Индексу развития ИКТ в 176 странах мира по итогам 2016 года. Узбекистан занимал в этом Индексе занимает 95 место в мире, со значением 4,90. Первое место занимает Исландия с показателем 8,98, а последнее со значением 0,98 - Эритрея.
Как показывают данные Статистического агента при Президенте Узбекистана, доля цифровой экономики в ВВП составляет 2,2%3. При этом средним оптимальным показателем считается 7-8%, например, в Великобритании это 12,4%, Южной Кореи - 8%, Китае - 6,9%, Индии - 5,6%, в то же время в России - 2,8%, Казахстане - 3,9%. В соответствии с проектом Концепции развития системы «Электронное правительство» Республики Узбекистан к 2025 году планируется довести долю услуг ИКТ в ВВП до 5,0%, а к 2030 году - до 10%.
В соответствии с Указом Президента от 8 января 2019 года «О дополнительных мерах по обеспечению дальнейшего развития экономики и повышения эффективности экономической политики» была подготовлена и утверждена Стратегии развития национальной цифровой экономики «Цифровой Узбекистан-2030»4, в которой будут сформированы основные задачи по ускорению развития цифровой экономики и широкому внедрению цифровых технологий в сферы жизнедеятельности населения страны. Развитие цифровой экономики напрямую связано с уровнем развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), который принято оценивать следующими показателями:
• доля цифровой экономики от ВВП;
• размеры инвестиций в отрасль ИКТ;
• скорость интернета, степень покрытия им территории страны и доступность для использования населением;
• развитие электронной торговли;
• обеспеченность организаций специалистами в области ИКТ.
Главное и важнейшее условие последовательного развития цифровой экономики — создание современной ИКТ-инфраструктуры. В этом плане в Узбекистане реализуется ряд крупных проектов. Так, в 2020 году общая протяженность оптоволоконных линий связи составляла 68,6 тысячи километров,
3 https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/tsifrovaya-ekonomika 4_https://lex.uz/ru/docs/5031048
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC1
RESEARCH
то в первом квартале 2021 года этот показатель был доведен до 81,7 тысячи километров. К концу текущего года намечается довести этот показатель до 118,6 тысячи километров. В настоящее время установлен один миллион широкополосных портов, и таким образом их общее количество составляет три миллиона единиц. А к концу 2021 года этот показатель доведен до 3,9 миллиона единиц. В связи с завершением основной части работ по данному проекту начиная с 1 января 2021 года в два раза была снижена цена арендной платы за каналы связи. Если в 2020 году общее количество базовых станций мобильной связи составляло 31,7 тысячи штук, то в первом квартале 2021 года было введено в строй 945 новых станций, и тем самым их общее количество доведено до 32,68 тысячи. С целью создания удобств для населения в настоящее время ведется работа по понижению цен на услуги мобильного интернета. В результате значительного повышения технических мощностей тарифы за услуги аренды международных пакетов коммутации за 1 Мбит/с были снижены в два раза и до недавнего времени составляли 40 тысяч сумов. Это, в свою очередь, позволило расширить деятельность операторов и провайдеров в отдаленных регионах нашей республики. Проводимая в этом направлении работа также заслужила высокую оценку за рубежом. К примеру, недавно британский портал Cable.co.uk опубликовал по ценам за интернет-услуги в мире. Согласно им, Узбекистан занял 21-место в мире среди 230 государств среди стран с самым дешевым Интернетом. В течение года наша страна улучшила свои позиции на 33 позиции5.
Следует отметить, что организации предпринимательского сектора не являются пока лидерами в применении информационно-коммуникационных технологий, что является негативным моментом для формирования цифровой экономике в стране. Однако можно назвать факторы, обеспечивающие возможность быстрого формирования цифровой экономики в Узбекистане.
К факторам предложения экономического роста кроме количества и качество трудовых, природных и инвестиционных ресурсов, относятся уровень технологий, объем и качество информации. Факторы предложения обеспечивают потенциальную возможность экономического роста [24]. Если первые три типа ресурсов главенствовали в условиях первых трех типов революций в экономике, то четвертый тип индустриальной революции кроме первых типов ресурсов непременно предполагает наличие эффективных технологических ресурсах, в том числе и информационных.
Предприятия для успешного функционирования в цифровой среде и победы в конкуренции во времени при внедрении инноваций, должны стать интеллектуальными организациями, которые извлекает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые знания с целью разработки стратегии внедрения инноваций.
Эффективным инструментом реализации актов интеллектуального управления в масштабе жесткого реального времени является класс темпоральных моделей, основанных на знаниях, и способных оперировать информацией,
^https://yuz.uz/ru/news/peredove-texnologii-dlya-okazaniya-naseleniyu-kachestvennx-mobilnx-usluü
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRAC1
RESEARCH
имеющей динамическую и нечеткую природу. Для случая, когда информация не может быть оценена числовым способом, а определяется неточным знанием, выраженным естественным языком и основанным на интуиции, опыте лиц, принимающих решение, такой подход имеет очевидное преимущество по сравнению с традиционными моделями, использующими четкие оценки.
Человек сталкивается с двумя видами неопределенности: физической, обусловленной неточностью измерений и случайностью событий, и лингвистической, имеющей фундаментальный характер, поскольку лежит в основе человеческого способа описания мира посредством качественных оценок
Так, например, кроме количественных характеристик, следует уделять огромное внимание качественному составу кадрового потенциала инновационного предприятия, основанного на цифровых технологиях, и давать ему кроме количественных еще и качественные оценки, которые имеют, может быть, даже большее значение. В связи с этим вопрос об аналитических компетенциях работников, о чем уже упоминалось, встает во главу угла.
Успешность цифровой трансформации будет в большей степени от кадрового потенциала предприятия, от аналитических способностей работников. В связи с этим необходимо создавать условия для формирования цифровой культуры в коллективе, чтобы работники смогли эффективно работать в динамической цифровой среде. В этой парадигме мы говорим о предприятии как саморазвивающейся интерактивной системе, которая имеет обратную связь как внутри бизнес-процессов, так и с внешним окружением.
Заключение.
Передовые страны уже поставили перед собой задачу формирования новой цифровой экономики, что предполагает цифровую трансформацию предприятий. Национальный бизнес также должен готовиться к внедрению новых цифровых бизнес- моделей, к адаптации в новой конкурентной цифровой среде. Факторы, дающие потенциальную возможность для формирования цифровой экономики в Узбекистане, существуют, однако остается вопрос об их эффективной реализации, то есть факторы спроса и распределения, а также институциональные факторы остаются главными «болевыми точками» в экономике страны.
Следует отметить, что комплексный подход с инновационной деятельности, осуществление различных видов инноваций просто необходим в динамических условиях существования экономических систем менеджмента. Построение цифровой экономики, цифровая трансформация на рынке, применение новых цифровых бизнес-моделей невозможно без системного подхода к инновационной деятельности организаций во всех сферах деятельности. Разнообразие окружения вызывает такой базовый ориентир, как свобода действия организации на рынке, которой способствуют маркетинговые инновации.
Вариативность окружения соответствует такому базовому ориентиру, как безопасность, достижение которой будут способствовать организационные инновации. Организационные инновации подразумевают реализацию новых бизнес-моделей, в том числе и цифровых, современных методов организации
[24,25,26,27,28,29].
© ®
T. 3 №2 2023
RESEARCH__.
ISJIF 2023:5.971
деятельности и внешних корпоративных связей, новых форм сотрудничества и разработку новых способов взаимоотношения с внешней средой. Говоря о трансформации цифровой экономики в Узбекистане, следует в дальнейших исследованиях обратиться к проблеме создания условий для быстрого внедрения новых бизнес- моделей развития, основанных на информационно-цифровых технологиях. Требуется в дальнейших научных изысканиях уделить внимание путям эффективной реализации пятой и шестой моделей инновационного процесса. Кроме того, поскольку, как уже отмечалось, успешность цифровой трансформации будет в большей степени от кадрового потенциала предприятия, на повестку дня выходит проблема подготовки современных кадров для цифровой экономики.
Список использованной литературы:
1. Adam, L. (2003). Information and communication technologies in higher education in Africa: Initiatives and challenges. Journal of Higher Education in Africa/Revue de l'enseignement supérieur en Afrique, 195-221.
2. Andi, H. K., Hayat, S., Saleem, F., & Meena, U. (2022). Information And Communication Technologies (ICT) As Social Innovation And Public Governance Tool For A Developing Country. Journal of Positive School Psychology, 6(8), 4167-4182.
3. Antonelli, C. (2003). The digital divide: understanding the economics of new information and communication technology in the global economy. Information Economics and Policy, 15(2), 173-199.
4. Avgerou, C. (1998). How can IT enable economic growth in developing countries? Information technology for development, 8(1), 15-28.
5. Bekkers, V. J. J. M., Van Duivenboden, H., & Thaens, M. (2006). Public innovation and information and communication technology: relevant backgrounds and concepts. Information and Communication Technology and Public Innovation, 3-21.
6. Caglar, A. E., Mert, M., & Boluk, G. (2021). Testing the role of information and communication technologies and renewable energy consumption in ecological footprint quality: Evidence from world top 10 pollutant footprint countries. Journal of Cleaner Production, 298, 126784.
7. El Bilali, H., & Allahyari, M. S. (2018). Transition towards sustainability in agriculture and food systems: Role of information and communication technologies. Information Processing in Agriculture, 5(4), 456-464.
8. Janssen, S. J., Porter, C. H., Moore, A. D., Athanasiadis, I. N., Foster, I., Jones, J. W., & Antle, J. M. (2017). Towards a new generation of agricultural system data, models and knowledge products: Information and communication technology. Agricultural systems, 155, 200-212.
9. Kauffman, R. J., & Riggins, F. J. (2012). Information and communication technology and the sustainability of microfinance. Electronic Commerce Research and Applications, 11(5), 450-468.
10. Kosyakova, I. V., Zhilyunov, N. Y., & Astashev, Y. V. (2020). Prospects for the integration of environmental innovation management on the platform of information and
© ®
53
T. 3 №2 2023
RESEARCH!__.
ISJIF 2023:5.971
communication technologies. In Digital transformation of the economy: challenges, trends and new opportunities (pp. 345-355). Springer, Cham.
11. Kurpayanidi, K. Entrepreneurship in the context of institutional transformation of the economy / K. Kurpayanidi. - Fergana: ООО "Al-Ferganus", 2022. - 220 p. - ISBN 978-9943-8579-6-4. - DOI 10.5281/zenodo.7488914. - EDN QAOPCC.
12. Kurpayanidi, K. I. Institutional conditions for the development of entrepreneurship in the context of the transformation of the national economy / K. I. Kurpayanidi // Scientific and analytical journal Science and Practice of the Plekhanov Russian University of Economics. - 2022. - Vol. 14, No. 4(48). - P. 103-116. - EDN CHNDOE.
13. Kurpayanidi, K. I., & Abdullaev, A. M. (2018). Actual issues of the functioning of an innovative industrial enterprise. ISJ Theoretical & Applied Science, 11(67), 74.
14. Kurpayanidi, K.I., Mikhaylov, A.B. (2023). To the problem of in-company training of company employees. Publishing House "Baltija Publishing". Riga, Latvia. V.2. 313317 pp.
15. Luo, Y., & Bu, J. (2016). How valuable is information and communication technology? A study of emerging economy enterprises. Journal of world business, 51(2), 200-211.
16. Mansell, R., Avgerou, C., Silverstone, R., & Quah, D. (Eds.). (2007). The Oxford handbook of information and communication technologies. Oxford Handbooks.
17. Musajonovich, N. F., & Adhamovich, U. A. (2021). Issues of technological and innovative development of industry. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 1(1), 69-75.
18. Prokopenko, O., & Omelyanenko, V. (2018). Information and communication technologies support for the participation of universities in innovation networks (comparative study). Innovative Marketing, 14(3), 17.
19. Santoleri, P. (2015). Diversity and intensity of information and communication technologies use and product innovation: evidence from Chilean micro-data. Economics of Innovation and New Technology, 24(6), 550-568.
20. Tseng, C. Y. (2009). Technological innovation and knowledge network in Asia: Evidence from comparison of information and communication technologies among six countries. Technological Forecasting and Social Change, 76(5), 654-663.
21. Tsoy, D., Tirasawasdichai, T., & Kurpayanidi, K. I. (2021). Role of social media in shaping public risk perception during COVID-19 pandemic: A theoretical review. International Journal of Management Science and Business Administration, 7(2), 35-41.
22. Wolfe, D. A. (2000). Globalization, information and communication technologies and local and regional systems of innovation. Transition to the knowledge society: Public policies and private strategies. Vancouver: UBC Press (Institute for European Studies).
23. Wu, J., Guo, S., Huang, H., Liu, W., & Xiang, Y. (2018). Information and communications technologies for sustainable development goals: state-of-the-art, needs and perspectives. IEEE Communications Surveys & Tutorials, 20(3), 2389-2406.
24. Курпаяниди, К. И. Вопросы управления инновациями и инновационной деятельностью в условиях трансформации экономики / К. И. Курпаяниди. -
54
T. 3 №2 2023
RESEARCH!__.
ISJIF 2023:5.971
Fergana: AL-FERGANUS, 2022. - 280 p. - ISBN 978-9943-8579-2-6. - DOI 10.5281/zenodo.7220693. - EDN AZHAVF.
25. Курпаяниди, К. И. Факторы и направления развития институтов в сфере малого предпринимательства / К. И. Курпаяниди // Проблемы современной экономики. - 2022. - № 3(83). - С. 142-147. - EDN FQJJEH.
26. Курпаяниди, К.И. (2022). Вопросы разработки стратегии инвестиционной политики в условиях институциональной трансформации. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (S), 7-2S. Doi. https.//doi.org/10.5281/zenodo.6503328
27. Курпаяниди, К.И. (2022). Вопросы совершенствования организационно-экономического механизма развития частного предпринимательства. Хоразм Маъмун Академияси Ахборотномаси - Вестник Хорезмской Академии Маъмуна, ¡(85), 89-93.Doi. https.//doi.org/10.5281/zenodo.5940010
28. Курпаяниди, К.И. (2022). К вопросам методологических подходов исследования институциональной среды малого предпринимательства. Проблемы современной экономики, S (SS).
29. Курпаяниди, К.И. (2022). К вопросам методологических подходов исследования институциональной среды малого предпринимательства. Бюллетень науки и практики, 9 (S2). Ashurov, M., Kurpayanidi, K., Oripov, D., Shakirova, Y., Muydinova, G. (2023). Strategies for Improvement and Evaluation of the Quality Management System of Uzbekistan Manufacturers. In. Beskopylny, A., Shamtsyan, M., Artiukh, V. (eds) XV International Scientific Conference "INTERAGROMASH 2022". INTERAGROMASH 2022. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 574. Springer, Cham. https.//doi.org/10.1007/978-3-031-21432-5 167
30. Kurpayanidi, K. I. Innovation and innovative activity in a transforming economy/ K. I. Kurpayanidi // Scientific and analytical journal Science and Practice of the Plekhanov Russian University of Economics. - 2023. - Vol. 15, No. 1(49).
31. Kurpayanidi, K. Methodological approaches to the analysis of the institutional environment of entrepreneurship / K. Kurpayanidi // Economy. Analysis and Forecasts. - 2022. - No. 3(19). - P. 37-46. - EDN ITCPWP.
32. Курпаяниди, К. И. Инновационная деятельность в ретроспективе экономической науки / К. И. Курпаяниди // Экономика. Бизнес. Финансы. - 2022. -№ 7. - С. 3-11. - EDN KDYNDN.
33. Муминова Э.А., Толибов И.Ш. Миллий мех,нат бозорида рекрутинг фирмалари фаолиятининг хусусиятлари // Экономика и финансы (Узбекистан). 2019. №5. URL. https.//cyberleninka.ru/article/n/milliy-me-nat-bozorida-rekruting-firmalari-faoliyatining-hususiyatlari (дата обращения: 01.02.2023).
© ®
SS