Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПОДРОСТКОВ'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный капитал / цифровая образовательная среда / информационно-коммуникативные технологии / формы воспитания / social capital / digital educational environment / information and communication technologies / forms of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А А. Петрусевич

В статье анализируется понятие «социальный капитал» и особенности его проявления в человеческой деятельности. Основное внимание в работе уделяется изучению возможностей цифровой образовательной среды как фактора, оказывающего влияние на развитие социального капитала подростков. Педагогический анализ деятельности педагогов в современной школе указывает на наличие ряда проблем, с которыми столкнулись педагоги, осуществляющие воспитательную работу. Общая характеристика этих проблем дает основание принимать эффективные решения, способствующие решению задач воспитания. Одним из главных выводов, сделанных в статье, является вывод о том, что цифровая образовательная среда школы оказывает существенное влияние на процесс формирования и развития социального капитала подростков. Она изменяет механизмы социализации современных подростков, формируя их умения и знания о взаимодействии в социальных сетях. Успешность приобретения социального капитала подростками во многом зависит от педагогически целесообразного использования современных методов воспитания и учета всех сторон цифровой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А А. Петрусевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL CAPITAL OF ADOLESCENTS

The article analyzes a concept of social capital and its features of manifestation in human activity. The main attention is paid to the study of possibilities of the digital educational environment as a factor influencing the development of the social capital of adolescents. The pedagogical analysis of the activity of teachers in a modern school indicates the presence of a number of problems faced by teachers engaged in educational work. The general characteristics of these problems give grounds to make effective decisions that contribute to solving the problems of education. One of the main conclusions made in the article is the conclusion that the digital educational environment of the school has a significant impact on the process of formation and development of the social capital of adolescents. It changes the mechanisms of socialization of modern teenagers, forming their knowledge and skills about interaction in social networks. The success of the acquisition of social capital by adolescents largely depends on the pedagogically appropriate use of modern methods of education and taking into account all aspects of the digital environment.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПОДРОСТКОВ»

Результаты этапа формирования: учащиеся активно работали на занятиях и проявляли интерес во время тестирования игр на онлайн-платформах. Большинство респондентов поняли задачу, лишь нескольким потребовалась небольшая консультация с объяснением в процессе работы.

На контролирующем этапе было проведено повторное исследование по выявлению степени развития сформированности навыков чтения в виде теста, также разработанного на онлайн-сервисе Google Формы. Этот этап эксперимента так же, как и на констатирующем этапе, был проведен в обеих группах.

На примере экспериментальной группы мы выявили, что читательский навык сформировался с большей скоростью, а у учеников вырос интерес, они ознакомились с интерактивной рабочей тетрадью LIT-игра, научились выполнять задания на ПК и смартфоне, повышая также информационную компетентность.

Таким образом, результаты диагностического теста по выявлению уровня усвоения английской лексики на контролирующем этапе дали основание констатировать наличие положительных педагогических эффектов от экспериментальной работы, проведенной с учащимися 8-х классов. Это доказывает увеличение динамики уровня навыка чтения на этапе контроля по сравнению с констатирующим этапом.

В заключение хочется отметить, что в ходе данной работы цель была достигнута, и мы обнаружили, что, разработав такую рабочую тетрадь, можно добиться максимального усвоения учащимися материалов по зарубежным литературным произведениям.

Результатом нашей работы является методическая разработка по организации внеклассного чтения с помощью интерактивных рабочих тетрадей. Мы разработали комплекс упражнений для развития навыков чтения в процессе самостоятельного обучения чтению, структуру интерактивных рабочих тетрадей и уроков внеклассного чтения в восьмом классе. Содержание данного пособия включает в себя девять сказок из якутской, русской и английской литературы. Сюжет этих сказок затрагивает тему любого учебника английского языка, поэтому наш комплекс может быть включен в школьную программу.

Таким образом, организация внеклассного чтения на английском языке с самостоятельной работой на основе интерактивных рабочих тетрадей помогает повысить интерес к чтению и развить навыки самостоятельного чтения и анализа литературных произведений. Взаимодействие принципа опоры на родной язык с интерактивными технологиями обучения эффективно не только для учащихся, но и для учителей.

Библиографический список

1. Ермаков В.Л. Внеклассное чтение как методическое средство мотивации к обучению в процессе изучения английского языка в средней школе. Известия Тульского государственного университета. 2012; № 3: 354-365.

2. Федоткина Е.В. Чтение на иностранном языке и его роль в учебном процессе в неязыковом вузе. Available at: https://www.ssoar.info/ssoar/bitstream/handle/ document/43261/ssoar-kirov2015-13-fedotkina-.pdf?sequence=1

3. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. Москва: Высшая школа, 1982.

4. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учебно-методическое пособие. Москва: Высшая школа, 2005.

5. Колыикова Н.Л. Особенности восприятия инокультурного текста учащимися-билингвами. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009; № 9: 86-90.

6. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. Москва: Гуманитарный издателльский центр "Владос", 1998.

7. Хоменко Е.В. Рабочая тетрадь по литературному чтению как средство формирования читательских умений у учащихся начальной школы. Ученые записки НовГУ. 2020; № 1 (26): 26-34.

8. Саликов Д.А. Роль интерактивных учебных пособий в обучении школьников в условиях введения ФГОС второго поколения. Педагогическое образование в России. 2014; № 8: 257-260.

References

1. Ermakov V.L. Vneklassnoe chtenie kak metodicheskoe sredstvo motivacii k obucheniyu v processe izucheniya anglijskogo yazyka v srednej shkole. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 3: 354-365.

2. Fedotkina E.V. Chtenie na inostrannom yazyke i ego rol' v uchebnom processe v neyazykovom vuze. Available at: https://www.ssoar.info/ssoar/bitstream/handle/document/43261/ ssoar-kirov2015-13-fedotkina-.pdf?sequence=1

3. Gez N.I., Lyahovickij M.V., Mirolyubov A.A. i dr. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole: uchebnik. Moskva: Vysshaya shkola, 1982.

4. Folomkina S.K. Obuchenie chteniyu na inostrannom yazyke v neyazykovom vuze: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 2005.

5. Kol'chikova N.L. Osobennosti vospriyatiya inokul'turnogo teksta uchaschimisya-bilingvami. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009; № 9: 86-90.

6. Badmaev B.C. Psihologiya i metodika uskorennogo obucheniya. Moskva: Gumanitarnyj izdatell'skij centr "Vlados", 1998.

7. Homenko E.V. Rabochaya tetrad' po literaturnomu chteniyu kak sredstvo formirovaniya chitatel'skih umenij u uchaschihsya nachal'noj shkoly. Uchenye zapiski NovGU. 2020; № 1 (26): 26-34.

8. Salikov D.A. Rol' interaktivnyh uchebnyh posobij v obuchenii shkol'nikov v usloviyah vvedeniya FGOS vtorogo pokoleniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 8: 257-260.

Статья поступила в редакцию 18.08.23

УДК 37.012

Petrusevich A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: petrark47@mail.ru

THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL CAPITAL OF ADOLESCENTS.

The article analyzes a concept of social capital and its features of manifestation in human activity. The main attention is paid to the study of possibilities of the digital educational environment as a factor influencing the development of the social capital of adolescents. The pedagogical analysis of the activity of teachers in a modern school indicates the presence of a number of problems faced by teachers engaged in educational work. The general characteristics of these problems give grounds to make effective decisions that contribute to solving the problems of education. One of the main conclusions made in the article is the conclusion that the digital educational environment of the school has a significant impact on the process of formation and development of the social capital of adolescents. It

Рис. 2.1.4 Игры на электронных ресурсах learning.apps, WordWtell

свещение, 2018). Поэтом эксперимент проходил в рамках восьмого модуля -«Pastimes («На досуге»).

Учащиеся были распределены на две группы - экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контролирующий.

На констатирующем этапе было проведено тестирование, состоящее из 17 вопросов на онлайн-сервисе Google Формы, составленное специально для выявления умений восприятия иноязычного текста и понимания его содержания. Итоги показали, что уровень читательского навыка у респондентов КГ и ЭГ примерно одинаков. По полученным результатам диагностики констатирующего этапа на выявление сформированности знаний по чтению можно отметить, что большинство учеников получили оценку «4».

На формирующем этапе было проведено экспериментальное обучение с применением упражнений, разработанных для интерактивной рабочей тетради LIT-игра. При этом оно было проведено только для экспериментальной группы. А учащиеся контролирующей группы обучались в традиционном формате.

Игровые тестирования с разработанными нами упражнениями на формирование читательских навыков использовались:

1. Во время закрепления изученного материала.

2. Для проверки уровня сформированности навыков чтения у учащихся.

changes the mechanisms of socialization of modern teenagers, forming their knowledge and skills about interaction in social networks. The success of the acquisition of social capital by adolescents largely depends on the pedagogically appropriate use of modern methods of education and taking into account all aspects of the digital environment.

Key words: social capital, digital educational environment, information and communication technologies, forms of education

А.А. Петрусевич, д-р пед. наук, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: petrark47@mail.ru

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПОДРОСТКОВ

В статье анализируется понятие «социальный капитал» и особенности его проявления в человеческой деятельности. Основное внимание в работе уделяется изучению возможностей цифровой образовательной среды как фактора, оказывающего влияние на развитие социального капитала подростков. Педагогический анализ деятельности педагогов в современной школе указывает на наличие ряда проблем, с которыми столкнулись педагоги, осуществляющие воспитательную работу Общая характеристика этих проблем дает основание принимать эффективные решения, способствующие решению задач воспитания. Одним из главных выводов, сделанных в статье, является вывод о том, что цифровая образовательная среда школы оказывает существенное влияние на процесс формирования и развития социального капитала подростков. Она изменяет механизмы социализации современных подростков, формируя их умения и знания о взаимодействии в социальных сетях. Успешность приобретения социального капитала подростками во многом зависит от педагогически целесообразного использования современных методов воспитания и учета всех сторон цифровой среды.

Ключевые слова: социальный капитал, цифровая образовательная среда, информационно-коммуникативные технологии, формы воспитания

Социальные процессы, происходящие в обществе (социальная поляризация, стирание границ между уровнями образования, появление новых социальных групп в обществе, усложнение социальной структуры общества и др.), требуют по-новому оценить вопросы социального самоопределения молодежи и перспективы ее участия в общественном производстве. Цифровизация, затрагивающая все сферы жизни общества, вносит значительные изменения в процессы социализации молодежи, в построение жизненных ориентиров, в развитие мобилизационного ресурса общества.

Целью настоящей статьи является изучение педагогического потенциала цифровой образовательной среды школы как фактора развития социального капитала подростков. В процессе реализации цели решались следующие задачи: теоретический анализ понятия социальный капитал; характеристика особенностей проявления социального капитала подростков в цифровой образовательной среде; педагогические условия развития социального капитала подростков в цифровой образовательной среде.

Научная новизна исследования состоит в рассмотрении цифровой образовательной среды как ресурса развития социального капитала подростков.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании педагогических возможностей и условий цифровой образовательной среды как средства развития социального капитала подростков.

Научный поиск механизмов и способов социализации подростков в современном пространстве побуждает исследователей изучать такие аспекты социализации, как формирование социального капитала подрастающего поколения. Особую актуальность и значимость проблема развития социального капитала подрастающего поколения приобретает в связи с тем, что «процесс участия молодежи в социальном воспроизводстве трансформируется в социально-активную деятельность и совпадает с процессом социализации в целом. Поиск своей личностной уникальности, её содержания и структуры непосредственно связан с рефлексией жизненных планов, целей и путей самоопределения» [1, с. 59].

Необходимость исследования процесса развития социального капитала подростков, представляющих особую категорию молодежи, можно объяснить ещё и тем, что осознание ресурсов и возможностей для личностного развития подростков влияет на необходимость и способность адекватно планировать и проектировать своё будущее.

Понятие социального капитала первоначально рассматривалось в социальной философии, политологии, социологии. Далее появились достаточно спорные экономические концепции социального капитала, в последнее десятилетие идея социального капитала позволяет рассматривать сферу образования как область совершенствования социального капитала личностью и получает своё развитие в педагогических исследованиях.

Обращение к определению социального капитала мы находим у известных американских социологов и политологов. Так, например, в работах известного социолога П. Бурдьё «социальный капитал рассматривается как дифференцирующий и конструирующий фактор социального поведения и взаимодействия людей» [2, с. 63]. Американский социолог Дж. Коулман акцентирует внимание на том, что социальный капитал, в отличие от человеческого, растёт и развивается за счет активности индивидуумов, и развивается в условиях «...формирования обязанностей и ожиданий, доверия и норм посредством создания добровольных ассоциаций» [3, с. 160]. Р. Патнем уточняет понимание социального капитала, характеризуя его как ресурс, содержащийся в связях между людьми. Социальный капитал - это «характеристики социальной жизни - сети, нормы и доверие, которые побуждают участников к более эффективному совместному действию по достижению общих целей» [4, с. 63]. Интерес представляет точка зрения футуролога Ф. Фукуямы, который социальный капитал определяет через формирование доверия в обществе. Точнее сказать, он утверждает, что социальный капитал возникает как результат доверия в обществе [5, с. 12].

Как показывает проведённый теоретический анализ, понятие «социальный капитал» является многогранным, сложным, и как объект исследования оно относится к междисциплинарным, многоаспектным понятиям. Определение социального капитала как «совокупности актуальных человеческих ресурсов, которые связаны крепкими сетями связей, более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания» [6, с. 173], способствует раскрытию тех возможностей, которые содержит образовательная среда современной школы.

На формирование социального капитала подростка существенно влияет образование, которое является основным фактором и результатом деятельности системы образования. Взаимодействие с одноклассниками, учителями, администрацией в течение многих лет, другими субъектами образовательного процесса, возникающие контакты являются ресурсами личностного развития подростка, которые как воздействуют на становление индивидуального социального капитала личности, так и становятся возможными благодаря накопленному социальному капиталу.

Необходимость формирования социального капитала подростка приобретает особое значение в условиях интенсивно развивающейся цифровой среды, которая, в свою очередь, способствует расширению социальности информационного виртуального пространства. Являясь средой современной коммуникации, виртуальное пространство практически влияет на все сферы человеческой жизни [7]. Если изменяется коммуникативная среда подрастающего поколения, то меняются и механизмы социализации подростка, лежащие в основе формирования и развития его социального капитала, отодвигая на второй план семью, школу как традиционных носителей поведенческих норм и правил.

Появление нового вида социальной реальности - виртуальной, которая становится частью повседневности, позволяет нам говорить о социальной виртуальности, способствующей возникновению новых форм взаимодействия и новых типов взаимодействия подростков с окружающими его людьми, что существенно влияет на основу приобретаемого социального капитала подростка [8]. Изменение организации образовательного процесса в школах прежде всего связано с тем, что учащийся взаимодействует с виртуальной средой как социальной и при этом является субъектом социальных норм и отношений. А учитывая, что эта среда становится все более значимой в жизни подростка, можно делать акцент именно на её сетевой социальности, на социализирующих потенциалах этой среды.

При таком подходе к анализу цифровой среды, как сферы, способствующей формированию социального капитала подростков, эта среда и её составляющие связываются с понятием деятельности и рассматриваются как замысел, процесс и продукт (результат) такой деятельности - прежде всего, деятельности духовно-практической» [9, с. 109-110]. Известно, что цифровая среда школы способствует появлению новых видов социальных, досуговых практик. Новые досуговые практики настолько распространены, что можно говорить о том, что социальные сетевые коммуникации занимают большую часть свободного времени подростков, вытесняя их занятия спортом, чтение литературы. Современные подростки своё свободное время в основном проводят в социальных сетях в сфере виртуальных взаимодействий. Однако «.такое погружение в цифровую среду может выполнять и десоциализирующую функцию, так как она воздействует непосредственно на сознание человека, расширяя его когнитивные и коммуникативные способности и изменяя систему ценностей, динамика изменения которой остаётся неизученным вопросом» [10, с. 47].

Длительность пребывания современного подростка в виртуальной среде актуализирует изучение проблемы её влияния на его личность и, естественно, на накопление социального капитала. В современной педагогике сделаны первые попытки изучения воспитательных возможностей цифровой среды, влияющих на позитивную социализацию школьников, непринятие социальных норм и отношений. Но изучение цифровой среды школы и её ресурсов в совершенствовании

социального капитала подростка остаётся актуальной задачей для педагогической науки и практики.

Мы предполагаем, что обогащённая средствами информационных коммуникационных технологий образовательная среда школы становится ресурсом совместной деятельности субъектов образовательного процесса, который обеспечивает включенность подростков в различные формы социального взаимодействия, требующие от подростка овладения соответствующим набором социальных действий, которые расширяют его социальные контакты, меняются и механизмы социализации. В этом контексте необходимо исследовать те обстоятельства, при которых погружение в цифровую образовательную среду современной школы, осознание её возможностей учителем и подростком будет восприниматься как присвоение социального капитала личности, который существенно повлияет на её социальную успешность.

Рассматривая педагогический потенциал цифровой образовательной среды общеобразовательной школы, мы обратили внимание на действующие сегодня виртуальные образовательные сообщества. Исходя из концепции доверия, разработанной Р. Швайером, можно говорить о том, что виртуальное образовательное сообщество имеет возможность выстраивать целую систему различных контактов, в которых его участники в процессе интенсивного взаимодействия устанавливают различные правила, нормы, ограничения. Интенсивность таких контактов формируют взаимное доверие между участниками социальных интеракций. А это означает, что виртуальные сообщества выступают как носители социального капитала, величина которого зависит не только от интенсивности, но и от наличия взаимных интересов, целей, потребностей в контактах [11, с. 10].

Исследуя особенности развития социального капитала подростков в цифровой образовательной среде школы, мы обратили внимание на то, что его динамика во многом зависит от тех отношений, которые сложились между детьми в процессе различного взаимодействия. Если эти отношения носят характер дружбы, сотрудничества, взаимоподдержки и помощи друг другу, то обмен знаниями, информацией, опытом усиливает социальный капитал, несмотря на то, что все интеракции осуществляются в цифровой среде. Отсюда следует, что в цифровой среде формируется так называемый совокупный социальный капитал, который служит обмену опытом, знаниями, информацией, чувствами и отношениями участников взаимодействия при решении различных образовательных или жизненных проблем и задач подростками.

Изучение различных аспектов проблемы социализации подростков в цифровой образовательной среде школы позволило выявить различные стороны цифровой среды, оказывающей влияние на развитие социального капитала подростков. К наиболее значимым (сильным) сторонам цифровой образовательной среды, в которую объективно вовлечены подростки (школа), следует отнести наличие новых направлений и содержания образовательной деятельности. Привычность нахождения современных подростков в виртуальном пространстве Интернета позволяет акцентировать внимание на формировании их коммуникативных умений и навыков посредством использования разнообразных форм сетевой коммуникации.

Опросы, форумы, голосование, персональные сообщения, видеосвязь и др. включают подростков в интерактивное общение, в рамках которого развиваются новые виды взаимодействия педагогов с подростками, подростков друг с другом. Участие подростков и педагогов в обсуждениях, форумах тематических

Библиографический список

онлайн-конкурсов, в размещении тематических блогов и др. позитивно влияет на формирование их коммуникативного опыта как одного из оснований социального капитала. Цифровая образовательная среда современной школы является важным педагогическим условием проектирования индивидуального образовательного маршрута в приобретении современных знаний подростками.

В то же время, анализируя школьную цифровую образовательную среду, следует отметить слабые стороны. Здесь необходимо увидеть, что сетевой формат ограничивает межличностное общение, его эмоциональность, проявление эмпатии, рефлексии. Поэтому формирование позитивного социального и коммуникативного опыта подростков в цифровой образовательной среде осложняется, требует новых подходов.

Наши исследования показывают, что педагоги, работающие в современной школе, испытывает определённые трудности, связанные с идентификацией реакции подростков, их чувств, эмоций, настроений. Педагог равно как и подросток, должен проникать в происходящее, понимать отношение подростков к происходящему. Но в реальной педагогической практике мы часто наблюдаем неготовность педагогов к полноценной работе с информационными коммуникативными технологиями, педагогически нецелесообразным использованием виртуального пространства в развитии социального капитала подростков.

Вышеназванные стороны цифровой образовательной среды школы расширяют возможности педагогического сопровождения процесса присвоения подростком социального капитала как в реальном, так и виртуальном мире. Открытый комплекс ресурсов, информационно-коммуникативных технологий (смешанное обучение, дистанционное обучение, сетевая коммуникация, сетевые проекты, веб-квесты, онлайн-игры обучающего характера и т. д.) можно рассматривать как социальный капитал, которым овладевает подросток для создания платформы своей успешности в обучении и в будущей профессии.

Наличие таких возможностей для развития личности подростка требует от педагогов постоянного обновления педагогических технологий, средств и форм обучения и воспитания, овладения новыми компетенциями и профессиональными обязанностями, так как виртуализация жизни изменяет интеллект, тип мышления, личностные, психосоциальные характеристики подростков. От готовности педагога к интерактивному обучению и взаимодействию в условиях цифровой образовательной среды зависит осознанное и мотивированное отношение подростков к освоению тех возможностей, которые в ней содержатся. Только благодаря широкому спектру инструментов интерактивного обучения, взаимодействия, разнообразию информационных ресурсов, используемых в образовательных и воспитательных целях, появляется возможность вовлечения подростков в процесс развития собственного социального капитала.

В заключение следует отметить, что цифровая образовательная среда школы оказывает существенное влияние на процесс формирования и развития социального капитала подростков. Она изменяет механизмы социализации современных подростков, формируя их знания и умения о взаимодействии в социальных сетях. Успешность приобретения социального капитала подростками как одного из значимых средств построения их образовательных целей и планирования жизни, как способа интеграции в социальное пространство общества и активного участия в его жизни во многом зависит от педагогически целесообразного использования современных методов воспитания и учета всех сторон цифровой среды.

1. Макеева Т.В. Интерпретация концепции «социальный капитал» в современной литературе. International Scientific Review. 2016; № 1: 63.

2. Бурдье П. Формы капитала. Экономическая социология. 2002; Т. 3, № 5: 60-74.

3. Putnam R.D. Soziales Kapital in der Bundesrepublik Deutschland und in den USA. Bürgerlichen Engagement und Zivilgesellschaft. Opladen: Leske + Budrich, 2002: 257-272.

4. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. Перевод с английского М.Б. Левина. Москва: АСТ, 2015.

5. Бодак Е.Ф. Уровень школьного социального капитала подростков-воспитанников сиротских учреждений. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017; № 2: 172-180.

6. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы. Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2018; № 1 (97): 3-9.

7. Теркулова И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во Франкоговорящих странах (Франция, Канада). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2019.

8. Беляев Г.Ю. Социально-цифровая среда как источник новых возможностей и новых рисков для современного образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2020; № 4: 109-121.

9. Воропаев М.В. Виртуальные и смешанные реальности и воспитание. Педагогика. 2011; № 5: 45-51.

10. Плешаков В.А. О социальном воспитании в контексте киберсоциализации человека. Вопросы воспитания. 2010; № 4 (5): 89-98.

11. Schwier R.A. Bayesian belief network approach for analysis of intercultural collaboration in virtual communities using social capital theory. 2007. Available at: http://portal.acm.org/ citation.cfm?id=1769929

References

1. Makeeva T.V. Interpretaciya koncepcii «social'nyj kapital» v sovremennoj literature. International Scientific Review. 2016; № 1: 63.

2. Burd'e P. Formy kapitala. 'Ekonomicheskaya sociologiya. 2002; T. 3, № 5: 60-74.

3. Putnam R.D. Soziales Kapital in der Bundesrepublik Deutschland und in den USA. Bürgerlichen Engagement und Zivilgesellschaft. Opladen: Leske + Budrich, 2002: 257-272.

4. Fukuyama F. Konecistoriiiposlednijchelovek. Perevod s anglijskogo M.B. Levina. Moskva: AST, 2015.

5. Bodak E.F. Uroven' shkol'nogo social'nogo kapitala podrostkov-vospitannikov sirotskih uchrezhdenij. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2017; № 2: 172-180.

6. Ustyuzhanina E.V., Evsyukov S.G. Cifrovizaciya obrazovatel'noj sredy: vozmozhnosti i ugrozy. VestnikR'EUim. G.V. Plehanova. 2018; № 1 (97): 3-9.

7. Terkulova I.N. Cifrovaya sreda kakpedagogicheskoe uslovie pozitivnoj socializacii obuchayuschihsya vo Frankogovoryaschih stranah (Franciya, Kanada). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2019.

8. Belyaev G.Yu. Social'no-cifrovaya sreda kak istochnik novyh vozmozhnostej i novyh riskov dlya sovremennogo obrazovaniya. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020; № 4: 109-121.

9. Voropaev M.V. Virtual'nye i smeshannye real'nosti i vospitanie. Pedagogika. 2011; № 5: 45-51.

10. Pleshakov V.A. O social'nom vospitanii v kontekste kibersocializacii cheloveka. Voprosy vospitaniya. 2010; № 4 (5): 89-98.

11. Schwier R.A. Bayesian belief network approach for analysis of intercultural collaboration in virtual communities using social capital theory. 2007. Available at: http://portal.acm.org/ citation.cfm?id=1769929

Статья поступила в редакцию 08.08.23

УДК 378

Pismenniy E.V., Cand. of Sciences (Cultural Studies), Ural Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: EVPismennyj@fa.ru

Podpovetnaya Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Ural Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: y-u-l-i-a-v-a-l@mail.ru

Mihailova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Ural Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation (Chelyabinsk, Russia),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: svmihajlova@fa.ru

DIGITAL TRANSFORMATION OF MODERN UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE BY THE EXAMPLE OF TEACHING FOREIGN VOCABULARY AT A NON-LINGUISTIC INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION. The given article introduces a model of integration of mobile technologies into the process of teaching vocabulary in the process of foreign languages teaching at the non-linguistic higher educational institution. Usage of online services and mobile applications in teaching foreign vocabulary is able of increasing effectiveness of memorizing new words, together with developing students' self-sufficiency and motivation for studying the foreign language. The authors classify the software tools with the basement of the methodical principles, emphasizing and analyzing the most actual digital tools to be used in study at the stages of semantization of the new vocabulary, mastering the vocabulary skills and using the mastered lexical items in speech activity. The article gives a detailed analysis of using online dictionaries, mobile applications, based on the technology of introducing flashcards, as well as mobile instruments for development of the skills of practicing the memorized vocabulary in speech activity. The article is intended for teachers of foreign languages at higher educational institutions. It enables them to evaluate the possibility to integrate digital mobile technologies, actual in the modern world, into the traditional model of teaching.

Key words: mobile technologies, online dictionary, mobile application, flashcard, lexical skills, podcast

Е.В. Письменный, канд. культурологии, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Уральский филиал, г. Челябинск,

E-mail: EVPismennyj@fa.ru

Ю.В. Подповетная, д-р пед. наук, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Уральский филиал, г. Челябинск,

E-mail: y-u-l-i-a-v-a-l@mail.ru

С.В. Михайлова, канд. пед. наук, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Уральский филиал, г. Челябинск,

E-mail: svmihajlova@fa.ru

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В данной статье представлена модель интеграции мобильных технологий в процесс обучения лексике в рамках преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Применение онлайн-сервисов и мобильных приложений в обучении иноязычной лексике способно увеличить эффективность запоминания новых слов, а также развить у студентов самостоятельность и мотивацию к изучению иностранного языка. Авторы проводят типологизацию программных средств на основе методических принципов, выделяя и анализируя наиболее актуальные цифровые инструменты для применения в учебном процессе на этапах семантизации новой лексики, автоматизации лексических навыков и применения изученных лексических единиц в речевой деятельности. Подробно анализируются возможности применения онлайн-словарей, мобильных приложений, основанных на технологии использования флэш-карточек, а также мобильных инструментов для развития навыков применения изученной лексики в речевой деятельности. Статья предназначена для преподавателей иностранных языков в неязыковом вузе. Она позволяет оценить возможность интеграции в традиционную модель преподавания актуальных в современном мире цифровых мобильных технологий.

Ключевые слова: мобильные технологии, онлайн-словарь, мобильное приложение, флэш-карточка, лексические навыки, подкаст

Данное исследование выполнено при поддержке научного фонда Уральского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Традиционная модель обучения иностранным языкам в неязыковом вузе в силу отсутствия аутентичной языковой среды обладает сниженной эффективностью. Особенно, по мнению авторов, эта проблема ярко выражается в сфере обучения иноязычной лексике. Традиционная методика обладает слишком суженным спектром инструментов для успешного овладения студентами новой лексикой. Эту проблему представляется возможным решить посредством применения цифровых технологий, обладающих широким инструментарием для организации эффективной работы с лексическим материалом изучаемого языка.

Актуальность исследования определяется наличием вышеописанной проблемы и необходимостью в разработке дополнительной модели развития лексических навыков иностранного языка с применением мобильных цифровых сервисов.

Целью исследования является разработка модели применения мобильных цифровых технологий для развития лексических навыков. В соответствии с заданной целью исследования представляется необходимым выделить следующие задачи:

- анализ теоретической модели обучения лексике;

- определение методических принципов типологизации цифровых инструментов для развития лексических навыков;

- типологизация цифровых технологий, актуальных для организации эффективной работы над иноязычной лексикой;

- изучение, экспериментальное применение и выделение наиболее продуктивных цифровых инструментов для формирования качественных навыков овладения лексическим материалом.

Научная новизна исследования определяется новаторским характером включаемых в обучение мобильных цифровых технологий, а также разработкой системной модели применения данных средств с целью увеличения эффективности и мотивации к овладению иноязычной лексикой.

Теоретические методы исследования включают в себя анализ существующей методической модели обучения лексике, анализ присутствующего в доступности программного инструментария с выделением его наиболее значимых свойств и качеств, классификацию для проведения типологического анализа доступного программного обеспечения и синтез выделенных инструментов для получения системной картины эффективных программных средств.

Практические методы исследования включают в себя наблюдение для выявления обучаемых, демонстрирующих трудности в овладении новой иноязычной лексикой, а также для анализа получаемых в процессе исследования результатов; эксперимент для апробации программного инструментария и определения степени его эффективности; беседа с обучаемыми, являющимися объектами эксперимента; опрос и анкетирование для выявления результатов эксперимента в группах студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.