Научная статья на тему 'Цифровая образовательная среда подготовки военных кадров: основные вызовы, проблемы и пути их решения'

Цифровая образовательная среда подготовки военных кадров: основные вызовы, проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Болонский процесс / «умное оружие» / инфотелекоммуникации / единая логика и структура военной подготовки / военный специалист будущего / искусственный интеллект / идеология технологического развития вооружения / военной и специальной техники / Bologna process / "smart weapons" / infotelecommunications / unified logic and structure of military training / military specialist of the future / artificial intelligence / ideology of technological development of weapons / military and special equipment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Евгений Борисович

Актуальность: осуществить технологический прорыв в сфере военных высоких технологий без решения задачи кадрового развития невозможно. Нарастающие проблемы в модернизации высшего военного образования требуют изменения подходов к подготовке военных специалистов для достижения интеллектуального лидерства в военном деле. Постановка проблемы: несмотря на проделанную с 1992 г. работу, качественных или инновационных изменений в системе высшего военного образования не произошло, а для высокотехнологичных специальностей имеет место его ухудшение. Цель исследования: выявление эффективных путей модернизации системы военного образования в Российской Федерации. Методы исследования: анализ научных, нормативных и исторических источников, обобщение и систематизация успешной образовательной практики. Результаты и ключевые выводы: необходимы комплексные меры модернизации высшего воен ного образования как в части его нормативно-правового регулирования, учета военной специфики и лучшего отечественного и зарубежного опыта, так и в области совершенствования содержания и методик обучения военных специалистов, в том числе подготовки преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харченко Евгений Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Educational Environment for Military Personnel Training: the Main Challenges, Problems and Ways to Solve Them

Relevance: it is impossible to make a technological breakthrough in the field of military high technologies without solving the problem of personnel development. The growing problems in the modernization of higher military education require a change in approaches to the training of military specialists to achieve intellectual leadership in military affairs. Problem statement: despite the work done since 1992, there have been no qualitative or innovative changes in the system of higher military education, and for high-tech specialties there is a deterioration in it. The purpose of the study is to identify effective ways to modernize the military education system in the Russian Federation. Research methods: analysis of scientific, normative and historical sources, generalization and systematization of successful educational practice. Results and key conclusions: comprehensive measures are needed to modernize higher military education both in terms of its regulatory and legal regulation, taking into account military specifics and the best domestic and foreign experience, and in the field of improving the content and methods of training military specialists, including the trai ning of teaching staff.

Текст научной работы на тему «Цифровая образовательная среда подготовки военных кадров: основные вызовы, проблемы и пути их решения»

14

Evgeniy Borisovich Kharchenko,

Candidate of Sociology, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Military Management,

Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Russian Federation, 119571, Moscow, Vernadskogo Av., 100 E-mail: salamandra.n5@mail.ru

Scientific Specialty:

5.8.7. Methodology and technology

of vocational education

Харченко Евгений Борисович,

кандидат социологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры военного управления, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Российская Федерация, 119571, г. Москва, просп. Вернадского, д. 100

E-mail: salamandra.n5@mail.ru

Научная специальность: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

УДК 378.6

Дата поступления: 13 июня 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 1 сентября 2023 г.

Цифровая образовательная среда подготовки военных кадров: основные вызовы, проблемы и пути их решения

Digital Educational Environment for Military Personnel Training: the Main Challenges, Problems and Ways to Solve Them

Аннотация

Актуальность: осуществить технологический прорыв в сфере военных высоких технологий без решения задачи кадрового развития невозможно. Нарастающие проблемы в модернизации высшего военного образования требуют изменения подходов к подготовке военных специалистов для достижения интеллектуального лидерства в военном деле.

Постановка проблемы: несмотря на проделанную с 1992 г. работу, качественных или инновационных изменений в системе высшего военного образования не произошло, а для высокотехнологичных специальностей имеет место его ухудшение.

Цель исследования: выявление эффективных путей модернизации системы военного образования в Российской Федерации.

Методы исследования: анализ научных, нормативных и исторических источников, обобщение и систематизация успешной образовательной практики.

Результаты и ключевые выводы: необходимы комплексные меры модернизации высшего военного образования как в части его нормативно-правового регулирования, учета военной специфики и лучшего отечественного

Abstract

Relevance: it is impossible to make a technological breakthrough in the field of military high technologies without solving the problem of personnel development. The growing problems in the modernization of higher military education require a change in approaches to the training of military specialists to achieve intellectual leadership in military affairs.

Problem statement: despite the work done since 1992, there have been no qualitative or innovative changes in the system of higher military education, and for high-tech specialties there is a deterioration in it.

The purpose of the study is to identify effective ways to modernize the military education system in the Russian Federation.

Research methods: analysis of scientific, normative and historical sources, generalization and systematization of successful educational practice.

Results and key conclusions: comprehensive measures are needed to modernize higher military education both in terms of its regulatory and legal regulation, taking into account military specifics and the best domestic and foreign experience, and in the field of improving the content and meth-

и зарубежного опыта, так и в области совершенствования содержания и методик обучения военных специалистов, в том числе подготовки преподавательского состава.

Ключевые слова: Болонский процесс; «умное оружие»; инфотелекоммуникации; единая логика и структура военной подготовки; военный специалист будущего; искусственный интеллект; идеология технологического развития вооружения, военной и специальной техники.

ods of training military specialists, including the training of teaching staff.

Keywords: Bologna process; "smart weapons"; infotelecommunications; unified logic and structure of military training; military specialist of the future; artificial intelligence; ideology of technological development of weapons, military and special equipment.

Цифровизация — ныне популярная общественная тема. Речь идет о виртуальной юлненной реальности, технологиях больших данных, облачных вычислениях, машинном обучении, роботизации и искусственном интеллекте. Термин «цифровизация» заменил термин «информатизация». Цифровизация регулярно порождает новые термины: «цифровой двойник», «цифровая оккупация», «цифровая дипломатия», «цифровое кочевничество».

Некоторые зарубежные и отечественные ученые считают, что в результате цифровой революции постиндустриальный общественной уклад кардинально изменился, что привело к формированию трех подвидов этого уклада:

— доцифровой — офлайновый;

— цифровой — онлайновый;

— постцифровой — основанный на искусственном интеллекте (ИИ).

В образовательной сфере процессы цифро-визации проявляются в самых разнообразных формах. Если их обобщить, то можно сформировать несколько характерных категорий:

— цифра для образования;

— цифра для управления;

— цифра как объект инновации.

Цифровизация не является универсальным

инструментом повышения эффективности образовательной деятельности. Цифровые технологии успешны при целенаправленном и комплексном подходе к их применению.

Современная сложная техника, «умное» оружие предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке специалистов, поэтому осуществить технологический прорыв в сфере военных высоких технологий без решения задачи кадрового развития невозможно. В 1992 г. Российская Федерация подписала соглашение по реформированию и унификации образовательной системы государства по стандартам Европейского союза. В системе высшего образования Российской Федерации последовательно разработан и реализован государственный образовательный стандарт первого поколения (1992-1993 гг.), ГОС ВПО - второе

поколение (2000 г.), ФГОС ВПО — третье поколение (2009 г.), модернизированный ФГОС ВО — поколение 3+, актуализированный ФГОС ВО — поколение 3++.

Прошло 30 лет, сегодня можно говорить о том, что, несмотря на проделанную работу, каких-то качественных или инновационных изменений в системе высшего военного образования не произошло, а для высокотехнологичных специальностей необходимо говорить о его ухудшении. В военном образовании по-прежнему актуальны вопросы, какой специалист нужен армии XXI в., как и чему, на чем и кому его учить. Ответит ли на этот вопрос ФГОС 4, покажет время.

Так каким же путем идти? Безусловно, необходимо обратиться к историческому опыту. В СССР существовала единая многоуровневая, стройная, согласованная между гражданским и военным сегментами система высшего образования. Программа высшего образования базировалась на единых вступительных требованиях к абитуриентам и была ориентирована на дальнейшее профессиональное предназначение выпускников.

Высшие гражданские технические университеты (институты) готовили и выпускали инженеров, говоря современным языком, для условно двух укрупненных групп специальностей: проектно-конструкторское направление и производственно-технологическое. Первые в различных НИИ и «ящиках» разрабатывали технологии, а вторые на заводах военно-промышленного комплекса на основе разработанных технологий создавали вооружение, военную и специальную технику (далее — ВВСТ). Такие же два направления обучения существо -вали в военных училищах (командное и инженерное): командные училища с четырехлетним сроком обучения готовили и выпускали командиров, которые получали квалификацию — «инженер по эксплуатации», инженерные училища с пятилетним сроком обучения готовили и выпускали заместителей командиров по техниче-

15

16

ской части, которые имели квалификацию — «инженер по обслуживанию и ремонту».

На следующем уровне образования — видовой академии — существовало два основных направления подготовки — командный и инженерный факультеты. Выпускники командного факультета назначались на должности командиров соединений и воинских частей, а также в штабы и органы военного управления. Слушатели на инженерных факультетах обучались более чем по 10 специальностям. Завершившим обучение присваивалась одна из инженерных квалификаций (инженер-исследователь, инженер-испытатель, инженер-математик и др.), они направлялись в военно-научные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные организации и военные представительства.

Названный, но далеко не полный перечень направлений подготовки показывает, что в видовых академиях формировались квалифицированные кадры, которые со временем, получив практический опыт службы, были способны к разработке концепций развития и реализации военно-технической политики вида (рода) войск, главного управления, службы.

Федеральный закон 2012 г. № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установил единую государственную политику в сфере образования и сформировал единое образовательное пространство на территории Российской Федерации. Образование стало относиться к сфере услуг, а цель получения образования заявлена как обеспечение конкуренции выпускников вузов на рынке труда1.

Авторы закона не учли, что военная служба — особый вид федеральной государственной службы, где выпускнику высшего военного училища гарантировано трудоустройство. Второе — для технологичных военных вузов гуманизация высшего образования (в соответствии с Бо-лонским подходом) обернулась гуманитариза-цей. В итоге в программах специалитета бюджет учебного времени по дисциплинам «физика» и «математика» сокращен в два и более раза, в программах магистратуры — вообще отсутствует. Третье — базовую часть ФГОС специалитета разрабатывают гражданские вузы, у которых приоритеты в обучении зачастую определяются корпоративными интересами. Бюджет учебного времени вариативной части ФГОС специалитета, которая собственно и формирует военного человека, оказался в 2 раза меньше чем бюджет, предусмотренный программой

1 Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-Ф3 : принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.04.2023).

четырехлетнего обучения командного училища времен СССР.

Анализ учебных планов и программ ряда учебных заведений показал, что единая логика, структура и преемственность учебных программ различных образовательных уровней сегодня оказалась утрачена. Современные цифровые технологии, телекоммуникационная и вычислительная техника на первом уровне высшего образования изучается в ознакомительном плане, а на втором — не изучается вовсе.

Год за годом нарастал разрыв между уровнями профессиональной подготовки и обучения: школа — военное училище — видовая академия — академия Генерального штаба.

Причем в учебных программах вузов не учитывается тот фактор, что изучение теории управления без изучения современных цифровых технологий — бессмысленная трата бюджета учебного времени.

Отсутствие единой логики на разных уровнях образования, «многотемье» в учебных программах привели к тому, что актуальные сегодня и перспективные завтра вопросы рассматриваются лишь на уровне «быть ознакомленным» или «иметь представление». В результате выпускники попадают в такие условия, когда бегло изученные особенности при решении вопросов управления становятся основным содержанием их служебной деятельности.

Несогласованность образовательных программ привела к существенной разнице в квалификации и знаниях между специалистами центральных органов военного управления, с одной стороны, педагогическими и научными работниками — с другой, войсковыми офицерами и разработчиками ВВСТ — с третьей.

Развитие военного искусства — все более усложняющийся процесс управления войсками (силами) и оружием, он требует глубокого понимания всех аспектов управленческой деятельности, самостоятельности и профессионализма.

Результаты анализа существующих подходов к модернизации системы военного образования в Российской Федерации показывают, что в ходе реформирования не был учтен опыт высшего военного профессионального образования технологически ведущих стран НАТО (Франция, ФРГ, Великобритания), каждая из которых, несмотря на Болонский процесс, сохранила свою национальную систему воинского обучения и воспитания военных кадров.

Интересен опыт США. В высших образовательных организациях США компетентност-ный подход отсутствует (концепция лидерства). Программа обучения академии Вест-Пойнт включает три части: академическую (общеобразовательную), военную и физическую [2].

Академическая (общеобразовательная) программа является основной и предусматривает обязательное освоение курсантами 30 базовых курсов и 10 специальных курсов по 17 дисциплинам: философии, английскому языку, иностранному языку, международным отношениям, литературе, психологии, политологии, экономике, военному управлению, современной и военной истории, конституционному и военному праву, инженерной подготовке, вычислительной технике, географии, химии, физике и математике. Учебные предметы преподаются на 13 общеобразовательных кафедрах, объединенных в факультет академических дисциплин.

В интересах достижения высокого уровня подготовленности по окончании второго курса курсантам предоставляется возможность выбора и в ходе факультативных занятий на третьем и четвертом курсах — углубленного изучения избранных учебных дисциплин. В соответствии с выбранной тематикой и отработанным количеством учебных часов выпускники вуза получают высшее гражданское образование и степень бакалавра по одной из 40 специальностей, в том числе «инженер в области компьютерных технологий», «инженер-строитель», «инженер-электрик», «инженер-механик», «специалист в области инженерных систем», «инженер по моделированию эксплуатационных условий», «инженер по техническим средствам управления».

Программа военной подготовки составляет порядка 18 % бюджета учебного времени и направлена на воспитание у курсантов высоких морально-психологических качеств, приобретение ими теоретических знаний и практических навыков, необходимых командиру взвода сухопутных войск вооруженных сил США. При этом в период обучения в академии не предусмотрена специальная подготовка курсантов для службы в качестве офицера конкретного рода войск (службы) сухопутных войск. В ходе учебы курсанты лишь определяются в выборе своей специальности. И после выпуска до назначения на штатную должность направляются в школы родов войск и служб для прохождения курса специализации. В дальнейшем профессиональная карьерная траектория роста военнослужащего предусматривает постоянное обучение. К 45—50 годам военнослужащий армии США в воинском звании полковник, бригадный генерал имеет 4—5 дипломов об образовании, из них, как правило, 2 — об окончании военных колледжей и 2—3 — об окончании гражданских колледжей или университетов.

В настоящее время система высшего военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации находится на этапе реализации ФГОС 3++, который в общих чертах направлен

в среднем образовании на более раннюю профессиональную ориентацию школьников (так называемую функциональную грамотность), в высшем образовании — на расширение спектра направлений специалитета с одновременным сужением профессиональной специализации будущего специалиста, что входит в противоречие с технологической идеологией создания перспективных средств и комплексов вооруженной борьбы.

Вся передовая наука — междисциплинарная. Серьезные научные достижения сегодня делаются на стыке разных дисциплин. Междисциплинарный подход обеспечивают, в первую очередь, как уже было сказано, учебные дисциплины «физика» и «математика». Пример: искусственный интеллект — это одновременно кибернетика, физиология мозга и наука о больших данных.

Современные ВВСТ, комплексные аппаратные связи, телекоммуникационные мульти-сервисы, средства радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы, различные управляемые и беспилотные разведывательно-ударные платформы (наземные и воздушные) — это глубоко интегрированные комплексы обмена информацией средств разведки, навигации и поражения.

В связи с этим особую актуальность приобретает подготовка новых «цифровых» кадров и «цифровая» трансформация Вооруженных Сил Российской Федерации.

Очевидно, что назрела необходимость в корректировке целей военного обучения и изменении подходов в формировании образовательной траектории военного специалиста. Один из возможных путей трансформации — это создание (восстановление) единого образовательного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации. Необходимо отказаться от подготовки менеджеров и вернуться к подготовке инженеров, математиков, программистов, которые владеют современными отечественными и зарубежными технологическими цифровыми трендами и способны в условиях развития новой цифровой реальности к экспертно-анали-тической работе и определению направлений развития технологий ВВСТ.

Для «цифровой» трансформации необходимо выработать единые требования для поступающих в военные вузы, а математика, физика и информатика должны стать обязательными предметами для поступления в вузы Министерства обороны Российской Федерации.

Образовательными программами на всех образовательных уровнях должно быть предусмотрено изучение критически важных цифровых технологий, влияющих на состояние безопасности Российской Федерации. Одним из ито-

17

гов обучения слушателей должно стать сформированное убеждение, что автоматизированные системы, информация и связь являются стратегическим ресурсом военной организации государства.

Особое место на втором и третьем образовательных уровнях должны занять учебные дисциплины (факультеты, кафедры), которые способствуют формированию инновационного мышления по овладению компетенциями будущего в области стратегического управления:

— информационные технологии поддержки принятия решения;

— сетевые технологии и программно-определяемые сети;

— кибербезопасность;

— робототехника;

— игровые образовательные технологии и моделирование;

— нейросети и искусственный интеллект;

— нано-, биотехнологии в военном деле;

— аналитика данных.

Это, в свою очередь, повлечет необходимость формирования у акторов образовательной деятельности инновационного мышления, навыков к постоянному самообразованию, умений работать в режиме многозадачности и в ус-

ловиях дефицита времени, умений не воспроизводить знания, а критически мыслить, созидать.

Результат приобретения компетенций будущего — не объем усвоенного и запомненного материала, а развитие когнитивных способностей: умение анализировать, работать с информацией, критическое мышление, решение проблем.

Изменение подходов в подготовке военных специалистов и кадровом развитии Вооруженных Сил Российской Федерации направлено на то, чтобы отечественное профессиональное военное образование в XXI в. стало тем стратегическим ресурсом, который позволит достигнуть интеллектуального лидерства в теории и практике военного управления2.

В заключение приведу цитату президента Академии военных наук генерала армии М. А. Гареева: «Не отрекаясь ни от чего полезного, следовало бы помнить, что жизненным может быть лишь свой путь. Вытекающий из исторического опыта, особенностей и современного состояния нашей страны в сочетании с опытом и перспективами развития мировой цивилизации» [1, с. 69].

2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.04.2023).

Список литературы:

References:

1. Гареев М. А. Сражения на военно-историческом фронте : сборник статей. Изд. 2-е. Москва: Инсан, 2018.

2. Миролюбова Т. В., Суханова П. А. Зарубежный опыт развития инновационной инфраструктуры университетов в региональных инновационных системах // Фундаментальные исследования. 2013. № 1—1. С. 215—220.

1. Gareev M. A. Srazheniya na voenno-istoriches-kom fronte : sbornik statej. Izd. 2-e. Moskva: Insan,2018.

2. Mirolyubova T. V., Suhanova P.A. Zarubezh-nyj opyt razvitiya innovacionnoj infrastruktury universitetov v regional'nyh innovacionnyh sis-temah // Fundamental'nye issledovaniya. 2013. № 1-1. S. 215-220.

Для цитирования:

For citation:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Харченко Евгений Борисович. Цифровая образовательная среда подготовки военных кадров: основные вызовы, проблемы и пути их решения // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 2 (2). С. 14-18.

Kharchenko Evgeniy Borisovich. Digital Educational Environment for Military Personnel Training: the Main Challenges, Problems and Ways to Solve Them // Pedagogy and Psychology: Academic Journal. 2023. № 2 (2). P. 14-18.

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.