Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ)'

РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ КАДРЫ / АКАДЕМИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОФИЦЕРЫ / MILITARY PERSONNEL / ACADEMY / EDUCATION / SYSTEM / EDUCATIONAL INSTITUTION / OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривошеин А. С.

Рассматриваются история становления и развития системы военного образования во внутренних войсках МВД России, вопросы подготовки и укрепления кадрового состава в этих войсках, меры по улучшению работы военно-учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of professional military education in Russia (based on the Russia MI military institutes of the Internal Armed Forces)

The history of forming and developing the military education system in the internal forces of the Russia MI, the preparation and consolidation of the military personnel, measures as to improve the work of military educational institutions, are viewed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ)»

А.С. КРИВОШЕИН,

старший преподаватель кафедры гуманитарных и социальных наук Новосибирского военного института внутренних войск МВД России

РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ)

Рассматриваются история становления и развития системы военного образования во внутренних войсках МВД России, вопросы подготовки и укрепления кадрового состава в этих войсках, меры по улучшению работы военно-учебных заведений.

Ключевые слова: военные кадры, академия, образование, система, учебное заведение, офицеры.

A.C. Krivoshein, Senior Lecturer, Chair of humanitarian and social sciences, Russia MI Military Institute of the Internal Armed Forces (Novosibirsk)

The development of professional military education in Russia (based on the Russia MI military institutes of the Internal Armed Forces).

The history of forming and developing the military education system in the internal forces of the Russia MI, the preparation and consolidation of the military personnel, measures as to improve the work of military educational institutions, are viewed.

Key words: military personnel, academy, education, system, educational institution, officers.

Последние десятилетия отмечены бурными вспомнить об истории ее становления и развития изменениями экономической, политической и со- с 20-х годов прошлого века. Одной из важней-циокультурной ситуации в России, повышением ших задач, которая была решена в межвоенный динамики процессов трансформации различных период, явилось создание системы военно-учеб-социальных институтов и систем. В эпицентре ных заведений ОГПУ-НКВД. Уже 19 января 1921 г реформирования находится система образова- СТО принимает постановление о перестройке ния, модернизация которой не только отражает военно-учебных заведений в новых условиях. ведущие мировые тенденции, но и призвана спо- Руководствуясь этим требованием, 30 ноября

собствовать повышению ее гибкости и мобиль- 1923 г. была создана Высшая пограничная школа. ности, адаптации молодых специалистов. За 20 лет (1923-1943 гг.) подготовку в ней прошли

Система военного образования России - более 12 тыс. командиров и политработников уникальное социальное явление мирового мас- пограничных и внутренних войск. штаба. Исторически сложилось так, что три сто- Ввиду возрастающей потребности в кадрах

летия назад именно военное образование стало в 1930-1932 гг. в Новом Петергофе, Харькове, «праматерью» профессионального образования Бабушкине и Саратове для подготовки команди-страны. И все три века военно-учебные заведе- ров и политработников открыты первая, вторая, ния России были и остаются основным источни- третья и четвертая школы пограничной охраны и ком комплектования армии в целом и внутренних войск ОГПУ.

войск в частности офицерскими кадрами. 14 мая 1930 г. в г. Ленинграде начала рабо-

Говоря о системе военного образования тать Ленинградская бронетанковая школа пог-во внутренних войсках МВД России, нельзя не ранохраны и войск ОГПУ, готовившая специалис-

тов для мотомеханизированных подразделении войск. В мае 1932 г в Ростове открылась школа подготовки комполитсостава (состоялся один выпуск). В июне 1933 г стало функционировать отделение погранохраны и войск ОГПУ при Институте физической культуры имени Лесгафта на 30 человек.

Подготовка кадров для конвойных частей до 1934 г осуществлялась через систему военно-учебных заведений Красной Армии. Кроме того, еще 27 марта 1919 г СНК разрешил открыть в Москве подготовительные курсы младших начальников (инструкторов) конвойной стражи. В 1926 г. курсы были преобразованы в школу младшего командного состава конвойной стражи СССР с повторным отделением среднего командного состава (курсы переподготовки).

В апреле 1937 г. на базе военных школ НКВД были созданы училища. 1-я пограничная школа стала именоваться Ново-Петергофским военным училищем пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени К.Е. Ворошилова; 2-я объединенная пограничная школа - Харьковским военным училищем пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского; 3-я пограничная школа - Московским военным училищем пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени В.Р. Менжинского; 4-я пограничная школа -Саратовским военным училищем пограничной и внутренней охраны НКВД СССР; Высшая пограничная школа - Школой усовершенствования комсостава пограничной и внутренней охраны НКВД СССР.

7 октября 1937 г. после учреждения в Вооруженных силах института военных комиссаров СНК СССР принимает постановление об открытии Ново-Петергофского военно-политического училища войск НКВД имени К.Е. Ворошилова. Одновременно на базе пехотного отделения бывшего Ново-Петергофского военного училища НКВД создается Орджоникидзевское военное училище войск НКВД СССР имени С.М. Кирова, в Москве - Военно-хозяйственное училище войск НКВД СССР.

В 1938 г. открывается Харьковское военно-фельдшерское училище НКВД СССР, в 1940 г. -Ленинградское военное училище НКВД СССР (дислоцированное в г. Сортавала) и другие. К началу 1941 г. командные, политические, инженерно-технические и интендантские кадры для войск готовились в 11 военно-учебных заведениях НКВД СССР. В них обучались 1730 слушателей и 6264 курсанта. Численность личного состава учебных заведений составляла около 14 тыс. человек.

Наряду с этим, кадры для войск готовились

также в академиях Красной Армии, на военных факультетах гражданских вузов. Однако количество обучающихся в академиях Красной Армии было небольшим. Так, в 1933-1942 гг. академию имени М.В. Фрунзе окончили всего лишь 58 офицеров внутренних войск.

В первые годы после окончания гражданской войны подготовка политработников высшей квалификации для войск осуществлялась в Коммунистическом университете имени Я.М. Свердлова. Например, в 1922 г. из 700 мест, имеющихся в университете, 12 было выделено войскам ГПУ

Немало политработников выпускали военно-учебные заведения ОГПУ-НКВД. С 1933 по 1938 г. на курсах по подготовке политработников при военных школах и училищах прошли обучение более 3 тыс. человек. Ново-Петергофское военно-политическое училище к началу Великой Отечественной войны выпустило более 4 тыс. высококвалифицированных офицеров-политработников.

В 1939 г. в связи с реорганизацией войск НКВД руководство военно-учебными заведениями было передано из войск отделу кадров НКВД, при котором была создана инспекция военно-учебных заведений. Однако, как свидетельствуют документы, эта передача привела к ухудшению руководства училищами, отрыву их от войск, снижению качества подготовки кадров. 28 февраля 1941 г. инспекция военно-учебных заведений при отделе кадров НКВД СССР была упразднена. Вместо нее было создано отделение военно-учебных заведений при управлении оперативных войск НКВД СССР. Подчинение военно-учебных заведений войсковому управлению положительно сказалось на улучшении всей учебно-воспитательной работы.

Военно-учебные заведения обладали хорошей по тому времени материально-технической базой, оборудованными лабораториями, были оснащены новейшими образцами военной техники, располагали квалифицированными преподавательскими кадрами. К 1941 г. около 70% командно-преподавательского состава имели высшее и среднее образование, 64% - являлись коммунистами и комсомольцами.

В работе военно-учебных заведений НКВД в этот период можно отметить и недостатки. Отрицательное влияние на качество обучения оказывали частые оргштатные мероприятия и смена профилей школ и училищ. Например, третья школа пограничной охраны в г. Бабушкине за 1932-1939 гг. четыре раза подвергалась реорганизации и изменяла профиль. Школы и училища были слабо специализированы. Как правило, все они готовили кадры как для пограничных, так и

для внутренних войск. Объединенная пограничная школа в Саратове (с 1937 г - военное училище пограничных и внутренних войск НКВД СССР) в 1936 - 1939 гг., например, имела следующие отделения: кавалерийское, бронетанковое, ору-жейно-техническое и авиационное.

Однако, несмотря на эти недостатки, в целом система подготовки кадров для внутренних войск накануне Великой Отечественной войны отвечала предъявляемым требованиям.

Большое внимание вопросам воспитания, обучения, правильной расстановки кадров, а также совершенствования стиля их деятельности уделялось непосредственно в войсках.

Важной формой повышения знаний военного дела начальствующим составом и выработки у него навыков управления войсками являлась командирская подготовка. С окончанием гражданской войны ей уделяется значительно больше внимания. В войсках ОГПУ в 1930-1933 гг. было проведено дальнейшее упорядочение командирской подготовки. Она стала включать в себя марксистско-ленинскую, чекистскую, тактическую и военно-техническую учебу. С 1930-1931 учебного года на командирскую подготовку в войсках ОГПУ, как и в РККА, было отведено 42 часа в месяц вместо 6-8 часов, предусматривавшихся ранее. В 1938 г. весь командно-начальствующий состав пограничной охраны и внутренних войск был обеспечен индивидуальной библиотекой командира. Она выдавалась в постоянное пользование и не подлежала возврату при переводах и увольнениях.

Несомненный интерес представляет развитие военного образования в послевоенные годы. В это время перерабатывались учебные планы. Так, например, в 1947 г. учебный план Центральной школы ГУЛАГа МВД СССР (ныне - СПбВИ ВВ МВД России) состоял из 4 разделов, включая следующие блоки предметов:

1. Политическая и общеобразовательная подготовка - 510 часов (краткий курс истории ВКП(б) - 180 часов, курс Великой Отечественной войны - 70 часов, Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства 1946 - 1950 гг. - 20 часов, экономическая и политическая география - 100 часов, русский язык -100 часов, литература - 40 часов).

2. Специальная подготовка - 130 часов.

3. Кадровая работа - 200 часов.

4. Другие предметы - 60 часов.

Всего же выделялось 900 часов, в том числе 444 часа лекционных и 456 часов классно-групповых занятий. Учебный день устанавливался в 10 часов, в том числе 4 часа самостоятельной работы. Таким образом, в данном плане на по-

литическую подготовку и общеобразовательные предметы отводилась большая часть учебного времени.

В конце 40-х годов в учебных планах и программах все большее место стали занимать военные дисциплины. Это сделало необходимым создание специального цикла военных дисциплин, на котором изучались тактика, военная топография, уставы Советских Вооруженных сил, автодело и фотодело.

Большое внимание уделялось организации самостоятельной работы курсантов и слушателей. Так, на отделении подготовки политработников учебным планом предусматривалось во 2 семестре 4 часа и в 4 семестре 6 часов самостоятельной работы в плановые часы для работы с книгой.

Большое значение придавали привитию курсантам и слушателям навыков самостоятельной работы с книгой, конспектированию первоисточников и специальной литературы, подготовке докладов и сообщений. В 1950 г. было введено дежурство офицеров-преподавателей в часы самоподготовки для контроля за организацией самостоятельной работы, оказания помощи обучаемым.

Учебным планом подготовки политработников этого же года предусматривались следующие дисциплины: история КПСС, история СССР, политическая экономия, исторический и диалектический материализм, логика, психология, география, русский язык и литература, математика, советское государственное право, история государства и права, уголовное право, исправительно-трудовое право, гражданское право, гражданский процесс, советское финансовое право, колхозное право, трудовое право, тактика, топография, огневая подготовка, строевая подготовка и административно-хозяйственная деятельность.

Постоянно проводилась работа по укреплению кадров внутренних войск. К 1970 г войска имели 180 мест на стационаре и 53 места на заочных факультетах академий, в том числе в Военной академии имени М.В. Фрунзе - 72 места, в Военно-политической академии имени В.И. Ленина - 47 мест.

По ходатайству Комитета государственной безопасности СССР и МВД СССР в целях улучшения обеспечения учебного процесса со слушателями из числа военнослужащих КГБ и МВД в Военной академии имени М.В. Фрунзе с 1 июня 1974 г. начали функционировать факультет пограничных и внутренних войск и две специальные кафедры оперативного использования и тактики этих войск. В 1978 г. такой же факультет был от-

крыт в Военно-политической академии имени В.И. Ленина. К концу 1974 г. военно-учебные заведения МВД СССР ежегодно выпускали 1278 человек, в военно-учебных заведениях Министерства обороны для внутренних войск обучались 303 человека, в военно-учебных заведениях Комитета государственной безопасности СССР - 25 человек.

Предпринимались эффективные меры по улучшению работы военных училищ МВД СССР.

Большое значение для дальнейшего повышения уровня подготовки военных кадров внутренних войск имел осуществленный с 1974 г. поэтапный перевод военных училищ МВД СССР на программы высших военно-учебных заведений. Теперь, наряду с Ленинградским высшим политическим училищем, кадры для войск стали готовить Новосибирское, Орджоникидзевское, Пермское, Саратовское высшие военные командные училища МВД СССР, а также Харьковское высшее военное училище тыла МВД СССР.

В 80-е годы во внутренних войсках МВД СССР сложилась определенная система подготовки офицерских кадров. Успешно работали высшие военные командные училища в городах Новосибирске, Орджоникидзе, Саратове, Перми, Харькове, в Ленинградском высшем политическом училище, которые готовили командные, политические, технические и тыловые командные кадры для войск.

К моменту начала перестройки учебного процесса, т.е. к началу 90-х годов, офицерский корпус внутренних войск МВД России, как и прежде, в основном пополнялся за счет выпускников военных училищ. Это было законодательно закреплено и в ст. 16 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», где говорилось, что: «Подготовка и повышение квалификации кадров внутренних войск осуществляются военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования внутренних войск».

Одновременно повышение профессионального мастерства офицерских кадров продолжалось на различных курсах, в военных университетах и военных академиях, накопивших большой опыт организации и проведения этой работы.

Производимые реформации опирались прежде всего на имеющийся накопленный потенциал высшей военной школы, в стенах которой с 1974 г. обучение будущих офицеров осуществлялось в течение четырех лет. Ее выпускники получали диплом с квалификацией «офицер мотострелковых войск с общим военным образованием» по специальности «офицер мотострелко-

вых войск с общим высшим профессиональным образованием».

В связи с получением статуса «высших» циклы обучения в училищах были реформированы в кафедры: тактики, тактики внутренних войск, огневой подготовки, инженерно-технических средств охраны, гуманитарных и социальных наук, физической подготовки и спорта.

Помимо этого, дополнительно были созданы две кафедры: высшей математики, физики и общей химии и иностранных языков. В 1982 г. к ним добавилась кафедра военной педагогики и психологии.

Командно-преподавательский состав вузов обладал достаточным мастерством и опытом службы для успешного решения задач по подготовке офицерских кадров. В числе командиров и преподавателей училищ были и те, кто добросовестно выполнял свой воинский долг в ходе боевых действий в Демократической Республике Афганистан, при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Они передавали будущим офицерам свои знания и умения организации и выполнения служебно-боевых задач в экстремальных условиях.

В этот период при проведении учебного процесса стали использоваться активные формы и методы проведения различных видов занятий. На кафедрах в ходе обучения будущих офицеров применялись структурно-логические схемы, опорные сигналы, учебно-тренировочные карты. Использовались такие формы и методы активизации обучения и усвоения учебного материала, как диалоговые лекции, круглые столы, мозговые атаки, мозговой штурм, ролевые игры, творческие дискуссии, пресс-конференции и др.

Помимо этого, в связи с изменением функций внутренних войск возникла необходимость учить курсантов по-настоящему тому, что нужно на войне, на военной службе, в мирное и военное время, а именно: на оборудованных объектах, применительно к «горячим точкам», на боевой технике, с оружием, в условиях сложной оперативной обстановки.

С этой целью во всех училищах в 1994 г. были введены кафедры автомобилей и боевых машин, а также математических и естественнонаучных дисциплин (вместо кафедры высшей математики).

Большое значение для будущего имело и введение в 1985 г. нового предмета «Основы устройства и применения вычислительной техники», на изучение которого первоначально отводилось только 60 часов, из них 18 - на непосредственную работу на ПЭВМ. Цель курса состояла в подготовке будущих офицеров к работе на ПЭВМ и

использовании ее для проведения обучения и решения военно-прикладных задач.

Таким образом, весь учебный процесс был направлен на привитие будущим офицерам прежде всего практических навыков служебно-бое-вой деятельности.

На это были сориентированы как новые учебные планы и учебные программы, так и профессорско-преподавательский состав. Необходимо было учить будущих офицеров в первую очередь тому, с чем они непосредственно столкнутся в войсках, и так, чтобы их профессиональное становление осуществлялось в кратчайшие сроки. Данная проблема решалась посредством: повышения профессионального уровня и методического мастерства преподавательского состава;

совершенствования учебно-материальной, и прежде всего полевой, базы обучения.

Далее, в процессе подготовки офицерских кадров для внутренних войск в 90-е годы ставились следующие задачи:

повышение качества проведения занятий и эффективности обучения в целом;

улучшение и совершенствование учебно-материальной базы;

дальнейшее совершенствование программ обучения;

совершенствование практических навыков и умений курсантов обучать и воспитывать своих будущих подчиненных;

компьютеризация обучения и всего образовательного процесса;

улучшение методики обучения и воспитания, внедрение активных методов, приемов и способов приобретения необходимого уровня профессиональной подготовки.

Действительно, если раньше на внутренние войска возлагались функции охраны, а в обучении курсантов делался упор на выработку соответствующих будущей профессии качеств, то в современных условиях перед войсками встали совершенно новые задачи, которые были отражены в «Основных положениях военной доктрины Российской Федерации» и в Законе «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Важнейшими из них стали обеспечение охраны общественного порядка и поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта.

Решение этих ответственных задач во многом зависело от действий мелких подразделений -взводов, отделений, действующих в составе маневренных групп, КПП и других видов войсковых нарядов, которыми командовали вчерашние выпускники военных училищ (институтов).

В военно-учебных заведениях, как правило, в ходе полевых занятий основное внимание уделялось обучению курсантов организации общевойскового боя в обычных условиях, а не отработке действий в сложных условиях по поддержанию режима чрезвычайного положения в зоне конфликта.

Вот почему реформа затронула в первую очередь командно-преподавательский состав военно-учебных заведений. Основная масса преподавателей обладала уникальным опытом подготовки офицерских кадров, предназначенных для несения службы на ИТК, ВГО, железнодорожных объектах и коммуникациях, конвоирования осужденных, охраны общественного порядка, пресечения массовых и групповых беспорядков, проведения операций по задержанию (ликвидации) преступников.

В новых же условиях в первую очередь требовалось обучение будущих офицеров выполнению служебно-боевых задач в условиях чрезвычайного положения, разблокирования межнациональных и вооруженных конфликтов, борьбы с бандитскими и незаконными формированиями, наведения (восстановления) конституционного порядка.

Одновременно в связи с развертыванием подразделений специального назначения и необходимостью их укомплектования высокопрофессиональными офицерскими кадрами в соответствии с приказом главнокомандующего от 26 марта 1994 г. № 64 «О подготовке взводов специального назначения в военно-учебных заведениях внутренних войск МВД России» было принято решение провести в вузах следующие мероприятия:

ввести штаты курсантских взводов специального назначения за счет имеющейся численности училищ (по одному взводу на каждом курсе);

для проведения занятий по подготовке взводов специального назначения разработать необходимые учебные программы;

разработать и опробовать на практике методику отбора личного состава в подразделения специального назначения;

для проведения занятий по горной подготовке закупить альпинистское снаряжение и создать необходимую учебно-материальную базу.

Помимо этого, были определены следующие основные направления повышения эффективности подготовки офицерских кадров:

активное реформирование учебно-воспитательного процесса посредством повышения качества военно-профессиональной подготовки, подъема уровня их общей и особенно психолого-педагогической культуры, воспитания высоких патриотических и нравственных качеств;

решительный поворот в планировании и организации образовательного процесса от валового подхода к индивидуальному, к повышению роли самостоятельной учебы, практической направленности обучения в целом;

дальнейшая интеграция образования с последними достижениями военной науки;

укрепление научно-педагогического потенциала вузов и кардинальное улучшение их учебно-материальной базы;

оптимальное сочетание централизованного руководства со стороны ГКВВ МВД России с широким демократизмом и творческой инициативой вузов;

гуманизация и интеллектуализация военного образования;

повышение уровня социальной и воинской активности курсантов.

Этому во многом способствовало то, что курсанты высших образовательных учреждений, наряду с военно-учетной специальностью, получали высшее профессиональное образование по одной из гражданских специальностей. Кроме того, высшее профессиональное образование военнослужащие внутренних войск, имеющие офицерское воинское звание, могли получать в Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации и других вузах России.

Подготовка специалистов для внутренних и других войск в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Вооруженных сил Российской Федерации осуществлялась за счет средств внутренних войск МВД России.

Работа по подготовке офицеров для внутренних войск МВД России постоянно совершенствовалась. В соответствии с приказом командующего внутренними войсками от 10 июля 1992 г. № 124 срок обучения во всех вузах был увеличен с 4 до 5-ти лет. Обучение стало осуществляться по новым учебным планам и программам, были введены 4 юридические кафедры: теории и истории государства и права, конституционного и административного права, уголовного процесса и криминалистики, уголовного и гражданского права.

С 1997 г. офицерам, окончившим военные институты внутренних войск, стал выдаваться диплом о высшем образовании по специальности 021100 - «юриспруденция» и присваиваться квалификация «юрист».

Это обусловливалось в первую очередь тем, что в новых условиях офицеру внутренних войск приходилось значительное время уделять вопросам работы с местным населением. Он должен был знать основы юриспруденции, чтобы соб-

людать права граждан, так как войска были призваны стать надежным гарантом стабильности в обществе и государстве, соблюдения прав человека вне зависимости от его национальности и вероисповедания.

С 1996 по 2000 г. постановлениями Правительства Российской Федерации (№ 589, 682, 767, 320) все военные училища после успешного прохождения процедур аттестации и лицензирования были переименованы в военные институты, что в конечном счете положительно сказалось на повышении качества подготовки будущих офицеров для внутренних войск МВД России.

Курсанты в их стенах получали основательную правовую подготовку. По окончании учебы им выдавали диплом юриста, а в Пермском военном институте - диплом инженера-механика, инженера-технолога.

С целью повышения профессионального мастерства будущих офицеров в 2000-е годы в военных институтах активно внедрялся Комплексный план формирования у курсантов необходимых командно-методических навыков обучения и воспитания будущих подчиненных, рассчитанный на 5 лет обучения.

В соответствии с ним на младших, 1-ом и 2-ом, курсах у обучаемых вырабатывались умения и навыки общевоенной и общевойсковой подготовки, а на старших, 3-ем и 5-ом, курсах уже формировались военно-профессиональные навыки управления подразделениями в различной обстановке, в том числе и в ходе ведения боевых действий и выполнения задач в условиях введения чрезвычайного положения.

Главным критерием оценки эффективности образовательной системы по-прежнему являлись показатели вхождения ее выпускников в последующую профессиональную деятельность и их дальнейшего профессионального и служебного роста.

На базе научных отделов военных училищ создавались научные группы, перед которыми ставились конкретные задачи по обобщению опыта действий внутренних войск в Чеченской Республике.

Таким образом, получение будущими офицерами высшего образования рассматривалось не как самоцель, а как необходимое средство овладения знаниями, навыками и умениями выполнения управленческих, обучающих и воспитательных функций в мирное время и в военной обстановке. Военные вузы являлись, по сути, высшей школой подготовки офицерских кадров, патриотов своей Родины, составляющих костяк внутренних войск, выполняющих специфические функции по защите интересов государства и обороне страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в результате реформирования в последующие годы подготовка офицерских кадров для внутренних войск МВД России представляла стройную систему повышения их профессионального уровня, включавшую в себя:

довузовскую подготовку (получение среднего образования, учеба на курсах доподготовки, курсах по подготовке младших офицеров и другие формы обучения);

первый уровень подготовки (военные институты внутренних войск МВД России, высшие учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации, гражданские вузы) - подготовка офицеров с высшим юридическим или специальным и средним военно-специальным образованием;

второй уровень подготовки (Академия управления МВД России, Общевойсковая академия Вооруженных сил РФ, военные академии и университеты Минобороны России) - подготовка офицеров внутренних войск с высшим военным образованием;

третий уровень подготовки (Академия Генерального Штаба Вооруженных сил РФ, докторантура при Общевойсковой академии Вооруженных сил РФ, адъюнктуры при Академии управления МВД России и институтах внутренних войск МВД России, адъюнктуры при академиях и институтах Минобороны России) - подготовка высшего командного состава, научно-педагогического состава.

В целом такая система в полной мере обеспечивает потребности внутренних войск МВД России в высокопрофессиональных офицерских кадрах.

В настоящее время структура образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД России состоит из следующих элементов:

первый уровень подготовки - военные институты (Новосибирский военный институт внутренних войск МВД России, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, Саратовский военный институт внутренних войск МВД России, Северо-Кавказский военный институт внутренних войск МВД России, Пермский военный институт внутренних войск МВД России, факультеты внутренних войск при Вольском военном училище (институте) Минобороны России и Калининградском институте ФСБ России);

второй уровень подготовки - Министерство обороны Российской Федерации (Общевойсковая академия Вооруженных сил России, Военная академия тыла и транспорта Минобороны России, Военно-медицинская академия Миноборо-

ны России, Военный университет Минобороны России, Военно-инженерный университет Минобороны России и др.);

третий уровень подготовки - Военная академия Генерального штаба Вооруженных сил России, послевузовская подготовка в адъюнктурах и аспирантурах высших учебных заведений.

Новосибирский, Саратовский, Санкт-Петербургский, Северо-Кавказский военные институты внутренних войск МВД России успешно готовят в течение 5 лет офицеров с квалификацией «офицер с высшим военно-специальным образованием, юрист». Их выпускники направляются для укомплектования частей и подразделений: оперативного назначения; специального назначения; по охране важных государственных объектов;

специальных моторизованных воинских частей.

В то же время Пермский военный институт внутренних войск МВД России готовит в течение 5 лет офицерские кадры на факультетах технического обеспечения, артиллерийского вооружения, кинологии с квалификацией «инженер», «инженер-менеджер» по специальностям соответственно «многоцелевые гусеничные и колесные машины», «газодинамические импульсные устройства», «экономист», «биолог-кинолог».

Включение всех военных специальностей в государственный Классификатор специальностей и связанный с этим переход военных вузов на государственные военные стандарты является на сегодняшний день ключевой проблемой профессионального военного образования не только во внутренних войсках, но и в Вооруженных силах России в целом.

Однако то, что по сравнению с частными предприятиями зарплата военнослужащего невысока, создает серьезный дискомфорт в службе молодых офицеров, формирует у них стремление уволиться и перейти на высокооплачиваемую работу в коммерческие структуры.

Разрешение этих проблем находится вне сферы действия внутренних войск МВД России, но оно не лучшим образом сказывается на мотивации и установке молодых офицеров «служить не за страх, а за совесть» и подталкивает их к увольнению из войск.

Командование вузов, воспитывая любовь к своей будущей профессии и внутренним войскам МВД России, стремится всячески повысить уровень преподавания, сделать обучение более интересным и познавательным.

Положительно сказывается на обучении курсантов и то, что постоянно растет число препода-

вателей военных дисциплин, имеющих высшее военное образование. Если в 1999 г. таковых было 37,6%, то в 2005 г. - уже 45%.

Отмечается активность научно-педагогического состава в работе по внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий и технических средств обучения. С 1999 по 2006 г. в пять раз (с 260 до 1352) увеличилось количество ПЭВМ, задействованных в организации и обеспечении образовательного процесса.

В проведении занятий с курсантами стали активнее принимать участие офицеры ГКВВ, командующие округов, их заместители, офицеры из войск, что значительно приблизило процесс учебы к практике.

Кроме того, с 2001 г. в состав экзаменационных комиссий, ранее назначаемых из состава преподавателей военно-учебных заведений, стали включаться представители округов внутренних войск.

Все это позволило объединить теорию и практику, широко использовать в образовательном процессе опыт служебно-боевого применения подразделений и воинских частей внутренних войск в Северо-Кавказском регионе, своевременно вносить существенные изменения в образовательные программы.

В 1996-1999 гг. и в 2004 г. институты успешно прошли государственную аттестацию и лицензирование, что позволило в дальнейшем их коллективам успешно продолжить педагогическую деятельность, и это несмотря на то, что постоянно повышались требования к вузам. Если в ходе первой аттестации на право продолжения преподавательской деятельности основной показатель состоятельности высшего учебного заведения (научный потенциал научно-педагогического состава) определялся в 25% от общего числа преподавателей, то в 2004 г. он уже составлял не менее 55%.

В то же время имели место и существенные проблемы, значительно снижавшие эффективность работы по подготовке офицерских кадров для внутренних войск.

Понимая проблемы и трудности военной школы, роль и место офицерского корпуса в военном строительстве, Президент Российской Федерации принял решение о разработке Федеральной программы реформирования системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.

Правительство Российской Федерации постановлением от 27 мая 2002 г. № 352 утвердило Федеральную программу реформирования системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года. Военная школа

России впервые получила документ государственного уровня, определяющий стратегию ее развития на ближайшее десятилетие.

Принятие указанной Программы диктовалось также требованием опережающего развития системы военного образования по отношению к проводимой реформе военной организации государства. В соответствии с принятыми решениями с 2005 г. начался последовательный перевод Вооруженных сил, в том числе и внутренних войск МВД России, на контрактный порядок прохождения военной службы, в войска стали поступать новые образцы вооружения и военной техники. К этому времени должны были организовать подготовку соответствующих военных кадров, способных руководить вверенными подразделениями и частями в новых условиях.

Программа базируется на трехсотлетнем опыте развития российской военной школы и связана с Программой совершенствования системы военного образования, принятой в 1998 г. Она не предусматривает коренной ломки существующей системы подготовки военных кадров, а направлена на ее модернизацию, адаптацию к новым социально-экономическим условиям, к новому облику военной организации государства, изменившимся задачам, структуре и численности Вооруженных сил и порядку прохождения военной службы.

В ходе реализации Программы предстоит решить три основные задачи:

первая - создать организационно-правовые и экономические условия для полного удовлетворения потребностей военной организации государства в офицерах при рациональном использовании средств федерального бюджета, выделяемых на их подготовку;

вторая - повысить качество военного образования, привести уровень профессиональной подготовленности офицеров в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации и требованиями военно-профессиональной деятельности;

третья - повысить эффективность управления военным образованием. Реализация указанных задач затрагивает все составные части существующей системы военного образования и будет проводиться поэтапно.

Итогами преобразований системы военного образования должны стать:

организационно-правовые и экономические условия эффективного функционирования системы военного образования в соответствии с потребностями военной организации государства в офицерах;

оптимальная сеть военно-учебных заведе-

нии, в которых состояние материально-технической базы и информационно-методического обеспечения образовательного процесса, квалификация и степень укомплектованности должностей их преподавательского состава обеспечивают высокую профессиональную подготовленность офицеров;

эффективная система управления военным образованием в Российской Федерации.

Офицерский корпус - кадровая основа любой армии. Она формируется в военных учебных заведениях. Система военного образования -неотъемлемая часть системы профессионального образования страны. Военно-учебные заведения России работают в общем правовом поле с гражданскими высшими учебными заведениями и руководствуются единым законодательством в области образования.

Вместе с тем, они имеют свои особенности формирования кадрового заказа на подготовку военных специалистов, обусловленные спецификой военной службы и рядом других факторов, один из которых состоит в том, что вузы готовят выпускников не для открытого рынка труда, а целевым назначением - на конкретные воинские должности во внутренних войсках. При этом ставится задача, чтобы выпускник в кратчайшие сроки был в состоянии исполнять свои обязанности в соответствии со служебным предназначением.

В целом созданная система подготовки офицерских кадров для внутренних войск МВД России достойно выдержала испытания временем, подтвердила свое право на существование и способствует дальнейшему росту уровня профессиональной подготовки будущих офицеров.

ЛИТ

1. Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 589 «О создании образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Консультант-Плюс.

2. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 352 «Об утверждении Федеральной программы реформирования системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.» // Консультант-Плюс.

3. Рогожкин Н.Е. Внутренние войска: из прошлого в настоящее // Военная мысль. 2006. № 3.

4. Даутов В.В. Методы контроля в обучении курсантов // Реформирование высшего образования в России на современном этапе: Сб. научн. статей. - Саратов: Научная книга, 2004. Ч. 1.

5. Жакович А.В. Путь длиною в 60 лет. - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2006.

6. История внутренних войск. Хроника событий (1811 - 1991 гг.). - М.: ГУВВ МВД России, 1995.

7. Куликов А.С. Тяжелые звезды. - М.: Война и мир букс, 2002.

8. Лысенков С.Г., Сидоренко В.П. Внутренние войска: страницы истории. - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2001.

9. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. - М.: Объединенная редакция МВД России, 1996.

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.