Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова В.С.

В статье охарактеризованы особенности цифровой образовательной среды в аспекте ее структурно-содержательной, технологической и результативной составляющих как результат цифровой трансформации образования. Обоснованы перспективы создания цифровой образовательной среды в педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A RESULT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

The author characterize the digital educational environment, describe its structurally-substantive, technological and productive parts as a result of the digital transformation of education. The author substantiate the prospects for creating a digital educational environment in teaching practice.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

непосредственного симультанного общения с преподавателем. Среди 2 курса данные следующие: большинство (90%) жаловались на технические неисправности. По учебному процессу были такие мнения: 5% жаловались на увеличение объема зданий, что характерно для восприятия информации поколением Z.

Введение дистанционного обучения оказалось самым сложным для 1 курса. Многих (40%) не устраивает нагрузка, большое количество заданий, к чему бывшие школьники не готовы в рамках системы высшего, а в данной ситуации и дистанционного обучения. Отсюда 50% опрошенных не нравится такая форма обучения по сравнению с очной. Полностью всех устраивает новая система обучения только 10% опрошенных.

Важно отметить, что в условиях кризиса не готовы оказались и часть преподавателей, и студенты, что можно сформулировать в следующих позициях.

1. Информационно-компьютерные курсы, которые проводились для преподавателей, не затрагивали многие вопросы работы с системой l^od^, и особенно в условиях дистанционного обучения, и отсюда возникли проблемы.

2. Сама система Moodle не смогла справиться в первую неделю с большим количеством обучающихся, поэтому возникли технические неисправности, на которые жаловались студенты.

3. Студенты очной формы обучения не готовы к большой самостоятельной работе.

4. Студенты (в основном коммерческой формы обучения), жалуясь на технические неисправности, не хотят входить в положение вуза и преподавателей, которые пытаются использовать все возможные среда для обучения.

5. Необходимы различные подходы в методах дистанционного обучения для различных направлений подготовки: так, для студентов коммуникационных специальностей, где велика доля дисциплин, требующих персонализированной работы со студентами по овладению коммуникационными технологиями, необходима большая доля интерактивных методов обучения.

По данным анкетирования руководством были приняты меры по улучшению системы обучения в кризисной ситуации: обязательное применение он-лайн контактов со студентами во время занятий по расписанию; разработка методических рекомендаций для преподавателей по организации работы в новых условиях с применением дистанционного обучения; возможность использовать в работе технически стабильные системы, например, ZOOM, Discord; проведение обучающих вебинаров для преподавателей.

Таким образом, сложившаяся весной 2020 года кризисная ситуация в образовании, связанная с осуществлением всеобщего дистанционного обучения, выявила ряд общедидактических проблем, которые могут стать драйверными при модернизации высшего образования в России в условиях его цифровизации и оптимизации локальных образовательных систем.

Библиографический список

1. Яницкий, М. С. Психологические аспекты цифрового образования / М. С. Яницкий // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - 2 (34).

2. К дистанционному обучению - за два дня: руководитель образовательной программы делится опытом перехода к «удаленке». - СПбГУ, 2020. 27 марта. - URL: https://spbu.ru/news-events/krupnym-planom/k-distancionnomu-obucheniyu-za-dva-dnya-rukovoditel-obrazovatelnoy. - Текст: электронный.

3. Петрова, Н. П. Цифровизация и цифровые технологии в образовании / Н. П. Петрова, Г. А. Бондарева // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - 5 (78).

4. Коммуникационные технологии XXI века. К десятилетию кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью : коллективная монография ; под редакцией профессора. А. Д. Кривоносова. - Санкт-Петербург : СПбГЭУ, 2019.

УДК 37

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A RESULT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Федотова В. С., канд. пед. наук, доцент ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина»

Россия, г. Санкт-Петербург v.fedotova@lengu.ru

Аннотация. В статье охарактеризованы особенности цифровой образовательной среды в аспекте ее структурно-содержательной, технологической и результативной составляющих как результат цифровой трансформации образования. Обоснованы перспективы создания цифровой образовательной среды в педагогической практике.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровые технологии, цифровая трансформация

Abstract. The author characterize the digital educational environment, describe its structurally-substantive, technological and productive parts as a result of the digital transformation of education. The author substantiate the prospects for creating a digital educational environment in teaching practice.

Key words: digital educational environment, digital technologies, digital transformation.

Цифровая трансформация образования в широком смысле понимается как преобразование системы образования за счет внедрения цифровых технологий для расширения возможностей и повышения качества оказания образовательных услуг. Цифровые технологии представляют собой не просто новый информационный инструмент для решения старых задач, а новую среду и новые способы мышления. Одним из своих результатов цифровая трансформация образования предполагает создание цифровой образовательной среды. Для максимального использования дидактического потенциала «цифры» необходимо сформировать у педагога целостное представление о функционале и положительных результатах внедрения в деятельность организации цифровых технологий и создания цифровой образовательной среды. Тем более важно сформировать адекватное представление о «цифре» в контексте подготовки кадров для цифровой экономики, готовых работать с цифровыми данными, гибко использовать функционал информационных систем, научиться эффективно использовать цифровые сервисы для решения конкретных педагогических задач.

Охарактеризуем цифровую образовательную среду в аспекте ее структурно-содержательной, технологической и результативной составляющих для систематизации представлений педагога о богатом потенциале цифровых технологий в образовательном процессе учебного заведения на современном этапе развития образования. Будем основываться на идеях системного подхода о целостности, взаимосвязанности представления образовательной системы и ее участников в горизонтальной и вертикальной проекции, средового подхода о влиянии среды на развитие личности, о необходимости организации и оптимизации этого влияния через проектирование среды, прогнозирование ее возможностей, моделирование средообразующих стратегий и планирование мер по их реализации, а также принципах построения цифровой образовательной среды, которые вторят основным дидактическим принципам обучения.

В стратегии развития российского образования, согласно Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», обозначена необходимость создания современной и безопасной цифровой образовательной среды. На государственном уровне получил развитие приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», миссия которого в обеспечении качественного и доступного (по принципу «одного окна») онлайн-обучения граждан страны с помощью цифровых технологий. В новых условиях предстоит осуществлять не только составляющую обучения, но воспитательную функцию образования.

В научной и справочной литературе определяющее понятие «среда» рассматривается в категориях пространство, окружение, условия. Под образовательной средой понимается «естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение человека, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечить продуктивную деятельность ученика» [1, с. 1]. Образовательная среда - это«подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности» [2, с. 133]. Она является неотъемлемой частью культуры [3]. Подчеркивается тесная связь образования с общими процессами в различных сферах культуры. Отмечается, двусторонний характер этой связи: любые изменения в культуре приводят к изменениям в образовательной среде, а изменения в образовании накладывают соответствующих отпечаток на течение общекультурных процессов. Сделан вывод, что образовательную среду следует рассматривать как «целостную систему, компоненты которой во взаимодействии друг с другом обеспечивают воспитательный и развивающий потенциал среды» [4, с. 52], неотъемлемого источника социализации личности, формирования и развития человека.

В условиях цифровой трансформации общества, образования и других сфер человеческой деятельности говорят о создании цифровой образовательной среды, которую рассматривают как «совокупность ресурсов, обеспечивающих учебный процесс и процесс управления профессиональной образовательной организацией» (В. Г. Лапин [5, с. 55]). За счет потенциала цифровых технологий и сервисов она обеспечивает доступность и качество образования, обучение в любом месте и в любое удобное время с учетом информационных потребностей и интересов каждого обучающегося, возможность реализации развивающих, личностно-ориентированных и практико-ориентированных педагогических технологий с использованием цифровых инструментов и сервисов, всеобщий доступ к знаниям, их постоянное обновление.

Цифровая образовательная среда предназначена для информационного, образовательного, управленческого, организационного и рефлексивного сопровождения всех видов учебной работы

обучающихся, а ее наполнение в значительной степени осуществляться самими участниками образовательного процесса (педагогами, обучающимися, администрацией, родителями, государством). Цифровая образовательная среда образовательной организации включает в себя комплекс цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств ИКТ, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной цифровой среде.

Для понимания структурно-содержательной стороны цифровой образовательной среды обратим внимание на тот факт, что цифровая экономика как фактор цифровой трансформации образования предполагает создание платформ и экосистем. При этом платформа подразумевает такое построение информационных систем, которое позволяет сторонним разработчикам, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе. Экосистема в свою очередь предполагает построение информационных систем, когда от сторонних разработчиков не требуется использование специфических инструментов для создания своих продуктов, им достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. В случае реализации данного протокола можно обеспечить взаимодействие любых информационных систем. В данном контексте создание цифровой образовательной среды должно завершиться построением открытой экосистемы. Свойство открытости обеспечивает возможность каждого пользователя использовать разные информационные системы в составе единой цифровой образовательной среды. При этом ключевой идеей функционирования данной среды является снижение педагогической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта, чтобы педагоги смогли сосредоточить основное внимание непосредственно на задачах образовательного процесса и личном взаимодействии с обучающимися. Основные задачи цифровой образовательной среды предполагают совершенствование управления образовательными организациями и сферой образования в целом, создание условий для активного применения цифровых технологий и сервисов и формирование образовательного контента всеми участниками образовательного процесса, автоматизацию решений формирования отчетности, разработку системы мониторинга образовательного процесса на основе фиксации цифрового следа каждого обучающегося и построения на этой основе индивидуальной траектории обучения, создание системы открытого он-лайн-образования, формирование открытого педагогического сообщества обучающихся, педагогов, администрации и родителей.

Конфигурация цифровой образовательной среды разрабатывается на базе различных образовательных интернет-ресурсов, создаются цифровые образовательные интернет-платформы, онлайн-среды, цель которых - обеспечить неограниченный, открытый, свободный доступ к образовательному контенту, информационным источникам, обращение к актуальной информации в соответствии с направлением учебной, творческой, исследовательской деятельности, организация собственной образовательной траектории в зависимости от познавательных интересов и способностей каждого обучающегося; новые средства обучения и помощь в подготовке и проведении занятий, в оценивании результатов образовательной деятельности обучающихся для педагогов; создание объективной обратной связи, инструментов мониторинга результатов педагогического процесса, управления основными процессами в образовательной организации и т.д. для администрации образовательной организации и родителей.

Построения цифровой образовательной среды основано на принципах единства (согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, которые решают разные специализированные задачи), открытости (гибкая архитектура цифровой образовательной среды, свобода замены и расширения цифровой образовательной среды новыми технологиями, в том числе за счет подключения новых внешних систем на основе обеспечения обмена данными в соответствии с протоколами), доступности (неограниченная функциональность элементов цифровой образовательной среды для каждого пользователя посредством сети Интернет независимо от способа подключения), конкурентности (свобода полной или частичной замены элементов цифровой образовательной среды конкурирующими технологиями), ответственности (право, обязанность и возможность каждого субъекта решать задачи в зоне своей ответственности по собственному разумению, участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами), достаточности (соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась без лишних издержек на сопровождение), полезности (формирование новых возможностей и снижение трудозатрат пользователя за счет введения цифровой образовательной среды).

Цифровая образовательная среда может рассматриваться как открытая совокупность информационных систем, которые предназначены для обеспечения решения различных задач организации и реализации образовательного процесса. Это определяет технологическую составляющую цифровой образовательной среды, которая предполагает возможность интегрировать различные цифровые технологии в единой логике, позволяет свободно обмениваться данными между разными информационными системами [5, с. 55], на единой платформе организовать ведение электронного документооборота, планирование финансово-хозяйственной деятельности, ведение электронного дневника,

электронного журнала, электронного расписания, использование функционала электронной библиотеки, ведение электронной отчетности, учет освоения образовательных программ, достижений обучающихся по итогам их участия в олимпиадах и творческих, интеллектуальных конкурсах, организацию электронного, смешанного и дистанционного обучения, ведение электронного портфолио педагога и обучающихся, использование единых региональных и федеральных цифровых образовательных ресурсов, организации коммуникационной среды участников образовательного процесса и системы быстрого обмена сообщениями, сбор, анализ и хранение данных участников цифровой образовательной среды, единообразия и достоверности данных в федеральных и региональных информационных системах. Использование различных цифровых инструментов и сервисов обеспечивает возможность придания интерактивности учебным занятиям и учебному контенту.

Результативная составляющая цифровой образовательной среды, представленная на рисунке ниже, может быть представлена пятью стратегиями (возможностями ЦОС для учителя и ученика, его родителей, администрации образовательной организации и государства/общества).

© УЧИТЕЛЬ """

снижение нагрузки педагоги за счет автоматизации решения ряда рутинных задач, в том числе связанной с контролем выполнения обучающимися заданий, возможность больше времени тратить на разработку учебно-методического об еспечения учебно го процесса; предоставление возможностей непрерывно го мониторинга обр аз овательного пр оцесса; фор мир ов ание новых в о з можно стей ор ганизацни о бр а з овательного пр оцесса; формирование новых условий мотивации обучающихся при создании и выполнении заданий; формирование условнндля повышения активности обучающихся как участников образовательного

процесса;

предоставление инструментов для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий

обучающихся,

V_возможность для самообучения и саморазвития._

© РОДИТЕЛИ

расширение образовательных возможностей для ребенка; снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования; п ов ыш ение про зр ачностн обр а з ов ател ьного процесса;

возможность непрерывного образов ання;

облегчение коммуникации со всеми уч а станка ми образовательного процесса: мгнов енно е инф ор миров аннеобуспеваемо сгн и посещаемости образовательной организации.

г

ЦОС

г

© АДМИНИСТРАЦИЯ

повыш ение эф фекшвностн использ ования р есур сов школы за счет переноса части нагрузки на информационные технологии;

расширение возможностей прецоставл ения качественных образовательных услуг за счет сетевой организации

учебного процесса; снижение нагрузки за счет автоматизации основных

процессов в образовательной организации; расширение возможностей коммуникации со всеми

уч а сп вткамн о бразов ательно го пр оцесса; обеспечение оценки качества результатов аттестации обучающихся на онл айн-курсах незавнснмот от их местонахождения.

©УЧЕНИК / повышение мотивации и интереса к обучению; о буч ение в ко мф отной Ч) еде; в о з можно стн для пр о екгной и нсследоватеолской деятельности; расширение способов построения своей индивидуальной о бр аз овательной тр а екторин;

возможность непрерывного образования; возможность учиться в любом месте в удобное время;

доступ к актуальным и современным эл ектр онны мобразоватепьным ресур сами

онл айн-кур сам; стирание пространственных и временньгс границ, расширение рамок образовательной V организации до мировых масштабов;

сформирование единого цифрового портфсшио.

© ГОСУДАРСТВО внедр ение вобразоватеп ьную про гр а м му совр еменных цифровых технологий, создание федеральной ннформацнонно-сервиснойЦОС; автоматизация мониторинга за образовательным процессом;

оптамизацня коммуникации со всеми участниками; оптимизация образовательных ])есурсов за счет формирования сетевых структур; расширение возможностей выбора вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия; автоматизация документооборота; интеграция цифровой образовательной среды между ур овнями о бразов яния; подготовка кадров для цифровой экономики.

Таким образом, что цифровая образовательная среда как результат цифровой трансформации образования привносит в педагогическую практику множество положительных моментов. Участникам образовательного процесса предстоит последовательно освоить инструментарий этой новой среды для его максимально полного использования в образовательной деятельности и стать полноценным членом развивающегося цифрового общества.

Библиографический список:

1. Хуторской, А. В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом образовании/ А. В. Хуторской // Эйдос: интернет-журнал 2005. - URL: http://eidos.ru/jiornal/2005/0901/htm. -Текст: электронный.

2. Тарасов, С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология / С. В. Тарасов // Вестник Ленинградского государственного университета. - 2011. - № 3 (3). - С. 133-138.

3. Казакова, К. С. Образовательная среда: основные исследовательских подходы / К. С. Казакова // Труды Кольского научного центра РАН. - 2011. - № 6. - С. 65-71.

4. Беловолов, В. А. Образовательная среда как социально-педагогический феномен / В. А. Беловолов, Т. И. Султанбеков // Мир науки, культуры, образования. - 2014. -№ 2 (45). - С. 52-54.

5. Лапин, В. Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании / В. Г. Лапин // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. - № 1 (21). - С. 55-59.

УДК 378.145

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДВУХПРОФИЛЬНОГО БАКАЛАВРИАТА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФСТАНДАРТА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА» И «ТЕХНОЛОГИЯ») DESIGNING EDUCATIONAL PROGRAMS FOR TWO-PROFILE BACCALAUREATE IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF A PROFESSIONAL STANDARD (ON THE EXAMPLE OF SUBJECT AREAS «MATHEMATICS AND INFORMATICS» AND «TECHNOLOGY»)

Гусева Т. А., канд. психол. наук, доцент Дудышева Е. В., канд. пед. наук, доцент Соловьева И. Б., канд. пед. наук Панчук Т. А., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО АГГПУ «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет» имени В. М. Шукшина ta_guseva@mail.ru Агеева Л. Б., учитель математики МБОУ «СОШ № 1» Лапина Е. В., учитель математики и информатики, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 12» Россия, Алтайский край, г. Бийск

Аннотация. В статье выполнен анализ и обоснование проектирования основной образовательной программы двухпрофильного бакалавриата с учетом требований профессионального стандарта, дается характеристика программы обучения бакалавра Педагогического образования по профилям «Технология» и «Информатика», представлены основные профессиональные компетенции.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, проектирование программы, двухпрофильныйбакалавриат, профессиональные компетенции.

Abstract. The article analyzes and justifies the design of the main educational program of a two-profile baccalaureate taking into account the requirements of a professional standard, gives a characteristic of the bachelor's program in pedagogical education in the profiles of «Technology» and «Informatics», presents the main professional competencies.

^y words: professional standard, program design, two-profile baccalaureate, professional competencies.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при разработке основных профессиональных образовательных программ возникает необходимость в сопоставлении соответствующих ФГОС и профессиональных стандартов.При этом, когда речь идет о педагогической профессии, то необходимо ориентироваться еще и на стандарты школьного образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) и, соответственно, на характеристику предметных областей, представленных в них.

Исходя из требований концепции предметной области «Технология» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программыформирование ключевых навыков в сфере информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) должно быть реализовано на основе междисциплинарной интеграции учебных предметов «Технология» и «Информатика». Поэтому, в соответствии с потребностями образовательного процесса и интересами обучающихся, школе нужен такой учитель, который может обеспечивать преподавание ИКТ как в рамках предметной области «Математика и информатика» и так и в предметной области «Технология».

Покажем это на примере проектирования ОПОП ВО направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили Технология и Информатика).

Предметная область «Технология», в соответствии с требованиями ФГОС ООО, изучается с 5 по 9 класс и является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. При освоении предмета «Технология» предполагается широкое использование школьниками знаний, полученных при изучении мате-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.