Научная статья УДК 378.147 ББК 74.00
Т. Н. Коржавина
ORCID № 0000-0002-4040-4398 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Уральский государственный аграрный университет,
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация
тенций обучающихся необходимо активное применение цифровых технологий. Поэтому рассматривается анализ этапов внедрения цифровых технологий в систему
о д
г о
о
DOI 10.25588/CSPU.2022.167.1.007 |
а
►а
№ а
о д
а в а
г. Екатеринбург, Российская Федерация.
E-mail: t.n.korzhavina@mail.ru оо
а
№
л
К КОМПЕТЕНЦИЯМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ |
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО |
|
р
О № О Й
Введение. В статье описано, что для подготовки преподавателей, готовых к
управлять современным образовательным процессом, необходимо активное осво- §
0
ение цифровых технологий в организациях высшего образования. Проведенное и
исследование позволило выполнить анализ этапов внедрения цифровых техноло- и гий в систему образования России и описать дина-мику формирования цифровых
профессиональных компетенций будущих педагогов-менеджеров для организа- 3 ций сферы агропромышленного комплекса (АПК). Цель работы — выполнить анализ этапов внедрения цифровых технологий в систему образования России и
описать последовательность формирования цифровых компетенций будущих пе- к
дагогов-менеджеров, готовящихся работать в профессиональных образователь- л
ных организациях сферы АПК. д
н
Материалы и методы. Основными методами исследования являются г анализ и синтез научной литературы, посвященной рассматриваемой проблеме, а
также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, ^
тестирование. В качестве исходных материалов были использованы нормативные С
документы программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» начиная 0
с 2002 года. §
Результаты. На основе наблюдения за работой обучающихся в электрон- О ной образовательной среде MOODL в Уральском государственном аграрном уни
верситете мы пришли к выводу, что для формирования профессиональных компе- р
аз О
в а н
подготовки специалистов для АПК. Описываются последовательность формирования ^
© Коржавина Т. Н., 2022
профессиональных (цифровых) компетен-ций будущих педагогов-менеджеров и структура электронной информационно-образовательной среды.
Обсуждение. Подчеркивается, что теоретическая значимость исследования заключается в историческом описании этапов внедрения цифровых технологий в учебный процесс образовательных организаций и этапов формирования профессиональных (цифровых) компетенций студентов в процессе подготовки бакалавров по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» (44.03.04), профиль «Менеджмент в образовании». Материалы исследования могут использоваться преподавателями образовательных организаций. Это является практической значимостью нашего исследования.
Заключение. Процесс формирования профессиональных (цифровых) компетенций студентов исследуемого направления будет эффективным при реализации следующих условий: в качестве ведущего средства формирования будут использоваться современные ИКТ-средства и цифровые платформы; будет учитываться специфика и особенности организации электронной образовательной среды в условиях заочной формы обучения.
Ключевые слова: профессиональные компетенции; исторические этапы; цифровая экономика; кадры агропромышленного комплекса (АПК). Основные положения:
- описаны этапы формирования профессиональных (цифровых) компетенций студентов по направлению «Профессиональное обучение» (44.03.04), профиль «Менеджмент в образовании»;
- описана последовательность внедрения цифровых технологий в систему подготовки специалистов для профессиональных организаций сферы АПК.
1 Введение (Introduction)
Современное общество характеризуется таким большим объемом информации, что без определенного багажа знаний, умений и соответствующих цифровых профессиональных компетенций человек не способен этот объём освоить. Именно система образования поможет в данном случае. Она должна обеспечить переход в цифровую эпоху через внедрение во все сферы экономики цифровых технологий. Цифровые технологии — это не просто инструмент в современном мире, но и среда, которая открывает обширные возможности для обучения, для внедрения во все отрасли промышленности.
Выпускники направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» (44.03.04) — это преподаватели и мастера производственного Е-; обучения, готовящие кадры для всех отраслей промышленности. Их
I
профессиональная деятельность обязана отвечать требованиям экономики и хорошего знания цифровых технологий (ЦТ), что отражено в распоряжении Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Отсюда следует вывод о необходимости не только изучения ин- а формационно-технической сферы каждым человеком, но и готовности преподавателей ориентироваться в потоке цифровой информации, работать с ней, обрабатывать и встраивать её в образовательный процесс. Но возникают определенные проблемы, связанные с подготовкой педа-
гогических кадров. И речь здесь идет о поколении обучающихся, кото- К
§
рые осваивают новые цифровые технологии гораздо успешнее, чем по- I
§
коление педагогов. К тому же новые требования к кадрам формируют и
О
новую цифровую среду образовательных организаций. Современную образовательную среду должны создать педагоги, у которых также возникают трудности, связанные с интеграцией цифровых технологий в об-
к
разовательный процесс. §
о № О
Й Щ
к
О
ж
О
А. Я. Найн в своей статье пишет, что «необходимо использовать все возможные приемы, методы, средства электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, тогда они будут востребованы в информационном образовательном пространстве» [1]. Однако не всегда преподаватели для организации образовательного процесса готовы применять различные компоненты электронной информационно-образовательной среды. Поэтому главной целью современ- 3 ного профессионального образования является подготовка специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности, использующего возможности электронного и дистанционного обучения. Что яв-
г
а §
а
-к
§
й С
№ д
ж №
О
а 3
О
№ о
о §
О
ж §
о* ж
О
ляется в настоящее время достаточно актуальным. О
о
Цель — выполнить анализ этапов внедрения цифровых техноло- 3
8
гий в систему образования России и описать последовательность фор- §
ж
мирования цифровых компетенций будущих педагогов-менеджеров, §
готовящихся работать в профессиональных образовательных организациях сферы АПК.
В основе нашего исследования лежит гипотеза о том, что процесс формирования цифровых компетенций будущих педагогов-менеджеров будет эффективным при реализации следующих условий:
- в качестве ведущего средства формирования компетенций у будущих педагогов-менеджеров будут использоваться современные компьютерные технологии;
- будет учитываться специфика и особенности организации электронной образовательной среды в условиях заочной формы обучения.
Наши наработки в этом направлении внедряются в образовательный процесс обучения студентов заочной формы обучения по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» (44.03.04), профиль «Менеджмент в образовании». Мы проводили исследование в двух группах студентов, обучающихся по данному направлению на протяжении 5 лет. Завершилось исследование на выпускном курсе.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Теоретико-методологической основой исследования являются: концепции профессионально-педагогического образования (Э. Ф. Зеер, Е. В. Ткаченко) и поэтапного формирования профессиональных компетенций (А. Я. Найн, В. П. Беспалько).
Исследование также опиралось на нормативно-правовые документы в сфере профессионального образования: Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.12 №237, ФГОС по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» (44.03.04) от 1 октября 2015 года № 108, проект «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
¡3
§ Для разрешения теоретических и практических проблем был
а
| выполнен анализ психолого-педагогической и методической литерале?
^ туры, который использовался в обосновании собственной точки зрения ^ на структуру и содержание профессиональной деятельности обучающих-
ся. Метод моделирования использовался для описания модели этапов формирования цифровых профессиональных компетенций обучающихся. Метод синтеза позволил нам выделить научную литературу и нормативные источники, максимально раскрывающие тему. Диагностические методы, включающие наблюдение, описание, беседу и тестирование? применялись для получения конкретной информации. Все а
а
применяемые нами методы позволили выявить состояние проблемы № исследования и сделать вывод о подтверждении гипотезы. к,
3 Результаты (Results)
Нами были проанализированы основные нормативные доку-
начиная с 2002 года, когда в РФ 28 января 2002 г. за №65 была утвер-
о
S
е
№
менты программы «Цифровая экономика Российской Федерации», л
и
-к и
о в
о
Й к
о н
оми и
ки д
ждена программа Правительства «Электронная Россия». Анализ вы-
3О
полнялся в несколько этапов, и в результате мы определили динамику устранения основных проблем по реализации данной программы.
Основной принцип внедрения программы заключался в последовательности и поэтапном усложнении. На первом этапе задача состояла в обеспечении образовательных организаций необходимым оборудованием и программными средствами. В результате все образовательные организации были обеспечены необходимой техникой и подключены к Интернету. Также были созданы электронные библиотеки.
В процессе укомплектования образовательных организаций мультимедийной и компьютерной техникой возникла необходимость в
3г
г
а
жи а
к и
Й с
3
е д ж е О
её обслуживании. Поэтому на втором этапе была выстроена система 3
О
подготовки специалистов-программистов, техников, которая сейчас с
с и
О ж
§
о* ж
О г О О
успешно работает.
31 июля 2017 года правительством утверждена Программа «Цифровая экономика в Российской Федерации», целью которой являлась организация и внедрение цифровых технологий во всех областях 3 жизни, в том числе и в подготовке кадров для сельского хозяйства. Для агропромышленного комплекса страны должна быть построена система
подготовки кадров в организациях высшего образования и среднего профессионального образования. Наиболее актуальным являлось также создание единой системы повышения квалификации и переподготовки специалистов АПК, особенно в области цифровых технологий. Прежде всего такие специалисты были необходимы для обеспечения продовольственной независимости нашей страны.
В настоящее время основные стратегические цели по формированию цифровых профессиональных компетенций выпускников описаны в таких проектах, как: «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в рамках реализации национального проекта «Образование» и «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Согласно данных проектов система образования целенаправленно должна выстроить такую образовательную среду, которая способна подготовить грамотных пользователей цифровых технологий, обладающих необходимыми в XXI веке компетенциями. Активная работа в данном направлении выполняется во всех образовательных организациях.
Как пишет В. С. Москалюк, обучение конкретным навыкам осуществляется на разных уровнях образования, но цифровые компетенции закладываются и обновляются на протяжении всей жизни [2]. Поэтому, были изучены результаты исследований социально-профессионального пространства в образовательных организациях разного уровня.
Анализ результатов, проведенных в РФ нововведений в области цифровизации выполнялся в рамках проекта «Мониторинг экономики образования», реализуемого в соответствии с Тематическим планом научно-исследовательских работ и работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на
на
§ 2020 год. Было проведено исследование по определению трудностей, с
ва
| которыми столкнулись педагоги и руководители образовательных ор-
^ ганизаций при использовании цифровых технологий в практической
^ деятельности. Изучалась тех-нологическая готовность педагогов при
переходе на дистанционный формат обучения, связанный с пандемией COVID-19. В опросе приняли участие учителя и представители администрации и было выявлено, что основной причиной взаимодействия с компьютерной средой является недостаточная квалификация при работе с технологиями, слабое представление об их необходимости и пре-
Введение ограничений, связанное с пандемией COVID-19, повлекло за собой необходимость в ускоренном освоении педагогами различных цифровых технологий и цифровых платформ.
В 2020 году научно-исследовательским центром профессио-
развития образования российской академии народного хозяйства и гос-
сетевой деятельностью обучающихся в цифровой образовательной среде. То есть преподаватель в полной мере должен владеть ИКТ-ком-
о
д
г о
о
№
ка е
а
о
имуществах. а
№ а
№ Й
о
а
е
л
нального образования и систем квалификаций федерального института л
и
-к и
ударственной службы при президенте Российской Федерации была
3о
разработана педагогическая концепция цифрового профессионального образования, в которой одной из задач было уточнение места и роли педагога в цифровом образовательном процессе; формирование, описание и непрерывное обновление динамичного пакета его компетенций; выявление и описание его новых трудовых функций и их комплексов [3]. На это была направлена дальнейшая работа по цифровизации профессионального образования, готовящего специалистов для АПК. Дидактическая концепция описывала значительные изменения в образовательном процессе и соответственно вносила определенные коррективы в образовательную среду и профессиональную деятельность преподавателей высшей школы. В новых условиях помимо традицион- 3 ных функций, педагог должен выполнять дополнительные виды дея-
г
г
а
жи а
к и
Й с
е д ж е о
о
е
с си
тельности, связанные с самостоятельной, проектной и распределенно- о
ж
§
о* ж
о г о
о
петентностью. 3
8
Еще в приказе Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593 §
а
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должнос- §
тей руководителей, специалистов и служащих» информационная компетентность была определена как одна из составляющих компетентности педагогических работников, обеспечивающих квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами для решения своих профессиональных задач.
В дальнейшем уже в приказе Министерства труда и социальной' защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» также описываются требования к педагогу, связанные с владением информационно-коммуникационных технологий.
ФГОС среднего профессионального и высшего образования также предъявляет определенные требования к профессиональной компетентности преподавателей и организуемой ими образовательной среде. Это, прежде всего, обеспечение современным оборудованием, позволяющим активно внедрять в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии, применять электронное обучение. Для этого в штат сотрудников приняты работники, которые поддерживают и обслуживают функционирование электронной информационно-образовательной среды образовательной организации. Кроме того, каждый обучающийся должен иметь свободный доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, современная среда образовательной организации в настоящих условиях должна, кроме обеспечения процедур сбора, обработки, хранения и предоставления информации, осуществлять дис-
нви танционное взаимодействие всех участников образовательных отноше-
ва
| ний, качественно выполнять процедуры планирования, мониторинга
ро
^ и фиксации хода и результатов образовательной деятельности. Это ка-
^ сается качества обучения, здоровья обучающихся, её ресурсного обес-
печения и воспитательной деятельности. Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников организации, осуществляющей образовательную деятельность в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Обобщая материал, мы пришли к выводу, что использование а цифровых технологий позволит экономить время на получение информации, происходит её активный обмен, автоматизация технологических процессов. В сфере сельскохозяйственного производства появи-
У молодых специалистов в процессе обучения формируются, на
а
лись современные автоматизированные животноводческие комплексы; |
дроны и датчики — для сбора данных и т. д. [4; 5]. к
и
-к и
ряду с профессиональными компетенциями, новые технологично-циф-
3о
ровые привычки и убеждения. Добиться этого можно через их активное применение электронной среды обучения. Такой средой в образовательных организаци-ях становится среда дистанционного обучения (например: СДО Moodle), с помощью которой у обучающихся вырабатывается привычка к применению ЦТ.
По такому пути пошли в Уральском государственном аграрном университете: сквозная подготовка школа - вуз - практика, привлечение работодателей, использование современных ИКТ-средств и платформ для решения актуальных задач обучения.
В университете под новые требования был скорректирован образовательный процесс. В качестве основного программного документа 3 была разработана концепция модернизации системы непрерывного сельскохозяйственного образования и кадрового обеспечения АПК, которая определяла мероприятия по корректировке образовательного процесса в университете и внедрению новых информационных платформ.
Исследование проводилось с двумя группами студентов, буду- 3 щих преподавателей и мастеров производственного обучения, обучающихся по образовательной программе «Профессиональное обучение
3г
г
а
жи а
к и
Й с
3
е д ж е о
о
е
с с и о ж §
о* ж
о г о о
(по отраслям)» (44.03.04 ), составленной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденного приказом от 1 октября 2015 года №2 1085. Согласно данного стандарта у выпускника формируются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональ-ные компетенции:
Мы выявили этапы формирования цифровых компетенций будущих педагогов-менеджеров по рассматриваемому направлению:
1. На первом адаптационном этапе (познавательно-ценностном) про-исходит вхождение и ориентация студента в образовательной среде вуза. Именно на этом этапе будущих преподавателей и мастеров производственного обучения обучают работе в электронной среде дистанционного обучения (СДО Moodle, ZOOM, Teams), с помощью которых у обучающихся начинают формироваться общекультурные и общепрофессиональные компетенции.
В результате у них формируются умения применения системы показателей и современных технологий сбора и обработки информации в целях оценки профессиональной деятельности, формируются навыки педагогического планирования и обоснования принятых управленческих решений.
Формирование общепрофессиональных компетенций происходит через владение элементарными навыками работы на компьютере: приемами скоростной печати на клавиатуре; рациональными приемами использования компьютерных программ в исследовательской и учебной работе (Таблица 1).
I
Таблица 1 — Этапы формирования цифровых компетенций будущих педагогов-менеджеров Table 1 — Stages of formation of digital competencies of future teachers-managers
Этап Содержание этапа Формируемая цифровая компетенция и преподаваемая дисциплина
1 Адаптационный (познавательно-ценностный) этап Вхождение и адаптация студентов в электронную среду дистанционного пространства (СДО Moodle, ZOOM, Teams) ОК-3 — способность использовать основы естественнонаучных и экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (статистика); ОПК-4 — способность осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (делопроизводство, информатика); ОПК-5 — способность самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки); (делопроизводство, информатика, информационные технологии); ОПК-9 — готовность анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (основы научных исследовании); ПК-12 — готовность к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (основы научных исследовании)
Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1
Этап Содержание этапа Формируемая цифровая компетенция и преподаваемая дисциплина
2 Профессионально-ориентационный этап Начинают формироваться профессиональные компетенции, вырабатывается привычка к применению цифровых технологий в учебной деятельности ПК-10 — готовность к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (экономические основы управления образованием, информационные технологии)
3 Практико-деятельностный этап Студенты готовы самостоятельно, активно и эффективно использовать возможности цифровой образовательной среды для своего обучения и развития ПК-11 — способность организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (маркетинговые исследования образовательных услуг); ПК-12 — готовность к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (мониторинг качества образовательного процесса, организация научно-методической работы в образовательной организации)
У студента формируется представление о возможностях использования средств вычислительной техники, современных информа-цион-но-коммуникационных технологий при решении различного вида
экономи-ческих, производственных и учебных задач, возникают умер
ния самостоя-тельно осваивать технологии использования программ- п
о
ных средств; работать в глобальных компьютерных сетях; а
а
2. Профессионально-ориентационный этап. Сформированные 3
л
ориентации стимулируют развитие интереса к профессиональной педа- к,
к
гогической и управленческой деятельности, начинают формироваться ко
а
профессиональные компетенции, вырабатывается привычка к приме- е
е
нению цифровых технологий, самостоятельно осваиваются техноло- ц
и§
гии использования программных средств и компьютерных программ в I
и
исследовательской и учебной работе. ф
р
о
в о
й Щ
к о н о
о
д
г о
о
в
ка
3. Практико-деятельностный этап. Включает комплекс методов и средств, позволяющих реализовать поставленную цель в области профессионального образования. На данном этапе студенты готовы самостоятельно, активно и эффективно использовать возможности цифровой образовательной среды для своего обучения и развития. Умеют применять в мониторинговых исследованиях методы сбора информации и её анализ; владеют методиками проведения различных видов мониторинга в образовательном процессе организаций среднего профессионального образования с применением ИКТ. Успешно владеют методами научно-исследовательской деятельности способами получения и переработки информации для подготовки различных видов сту- р денческих исследовательских работ: рефератов, курсовых и дипломных работ.
Основным этапом формирования указанных компетенций является последовательное изучение содержательно связанных между собой разделов дисциплин, представленных в предыдущей таблице, что пред- р полагает последовательное овладение студентами необходимыми компетенциями. Результат текущей и промежуточной аттестации студентов
рг
г
а
ни а
ц и
Й с
р д н е о
о
е
с с и о н §
о* н
о г о о
на различных этапах формирования компетенций показывает уровень освоения студентами цифровых компетенций.
Мы провели исследование двух групп студентов. Всего 38 человек на первом и 36 человек на последнем курсах обучения.
На первом курсе повышенный уровень имели только — 3 студента (7,9 %), базовый — 16 (42,1 %), то есть 50 % респондентов показали хорошие результаты. По окончании исследования и освоения студентами перечисленных профессиональных компетенций данный показатель вырос до 83,4 %.
Таким образом, развитие компетенций происходит с приобретением необходимых информационных знаний, умений, профессиональных компетенций, а также способности их реализовывать в конкретных условиях и ситуациях профессионально-педагогической деятельности (Таблица 2).
Таблица 2 — Результаты исследования Table 2 — Results of the study
Уровень усвоения знаний На 1 этапе На 3 этапе
Повышенный 3 (7,9 %) 11 (30,6 %)
Базовый 16 (42,1 %) 19 (52,8 %)
Пороговый 18 (50 %) 6 (16,7 %)
Средний балл 3,5 4,1
Качество успеваемости 50 % 83,4 %
Этот процесс завершается тем, что, пройдя несколько уровней, становится устойчивым личностным качеством обучающихся. Мы выделили также такой компонент, как умение использовать возможности
а цифровой образовательной среды для своего обучения и развития. Был
ни
§ задан вопрос: в каких видах деятельности вы применяете ИКТ? (рису-
& нок 1).
Рисунок 1 — Применение сформированных компетенций студентами в образовательном процессе Figure 1 — The use of formed competencies by students in the educational process
Мы видим, что сформированные в процессе обучения цифровые профессиональные компетенции применяются студентами в различных направлениях деятельности. Кроме того, они будут востребованы в их дальнейшей профессиональной деятельности.
4 Обсуждение (Discussion)
Конечно, полученные результаты можно связать со многими условиями: студенты-заочники; работают и обучаются; работают в образовательных организациях; имеют высокую мотивацию для обучения, имеют хороший уровень владения цифровыми технологиями.
С помощью цифровых технологий создаются благоприятные условия для формирования представлений о будущей профессиональной деятельности. Для этого используются различные вебинары, работа студентов в информационном компьютерном программном комплексе MOODL, проводятся видеоконференции в программе Teams, решаются различные ситуационные задачи, организуются мастер классы по отдельным вопросам.
5 Заключение (Conclusion)
Теоретическая значимость исследования заключается в последовательном описании этапов внедрения цифровых технологий в образование РФ, определении этапов и условий её формирования в процессе подготовки бакалавров по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль «Менеджмент в образовании». Среди которых цифровые технологии.
Материалы исследования могут использоваться преподавателями вузов, среднего профессионального образования, а также дополнительного образования. Это является практической значимостью нашего исследования.
¡3
g Отметим, что процесс формирования профессиональных (циф-
«
| ровых) компетенций студентов по данному направлению обучения бу-^ дет эффективным при реализации следующих условий: ^ - в качестве ведущего средства формирования компетенций у бу-
дущих педагогов-менеджеров будут использоваться современные компьютерные технологии;
- будет учитываться специфика и особенности организации пе-дагоги-ческого процесса в условиях заочной формы обучения.
Наши рекомендации в этом направлении внедряются в образо- д
а
вательный процесс обучения студентов заочной формы обучения по Л исследованному направлению обучения.
Подводя итог проведенного исследования, мы пришли к выводу, что стоит продолжить работу в данном направлении, так как цифровое образовательное пространство влияет на профессиональное развитие обучающихся и по мнению ученых, позволяет выявить уровень
нием цифровых технологий. Продолжить работу необходимо также с учётом введения нового ФГОС по данному направлению.
e
a о h № 2 Г
r
h
л
9
3 л
их готовности к участию в дидактических коммуникациях с примене- О
о
9
№
№ Ь
Библиографический список eg;
a
1. Зеер Э. Ф., Ломовцева Н. В., Третьякова В. С. К онлайн-образованию: ~ Цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в О России. 2020. № 3. С. 26-39.
2. Москалюк В. С. Понятие и сущность цифровизации системы образо- ^ вания // Наука и образование сегодня. 2019. № 10 (45). С. 15-17.
3. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Идеальный педагог ^ высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетен- g ции // Образование и наука. 2021. № 1. Т. 23. С. 202-230. а
Ь
4. Спирина Е. А., Казимова Д. А., Муликова C. А. Развитие информаци- о онной обра-зовательной среды университета как условие совершенствования учебно-методической ра-боты // Вестник Новосибирского государственного пе- с дагогического университета. 2017. № 4. Т. 7, С. 26-39. о
5. Федоренко В. Ф. Тенденции биотехнологического развития сельского a хозяйства // Сельскохозяйственные машины и технологии. 2019. № 13 (4). С. 8-15. №
( ) О
T. N. Korzhavina Л
ORCID № 0000 -0002-40-4398 О
Candidate of Pedagogic Sciences, ~
сч
Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, ^
о a
Ь
О
Ural State Agrarian University, Yekaterinburg, Russia.
E-mail: t.n.korzhavina@mail.ru n
TRAINING
TEACHERS FOR THE COMPETENCIES OF THE DIGITAL ECONOMY FOR ORGANIZATIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Abstract
Introduction. The article describes that in order to train teachers who are ready to manage the modern educational process, it is necessary to actively master digital technologies in higher education organizations. The conducted research made it possible to analyze the stages of the intro-duction of digital technologies into the Russian education system and describe the dynamics of the formation of digital professional competencies of future teach-ers-manag-ers for organizations in the agricultural sector. The purpose of the work: to analyze the stages of the introduction of digital technologies into the education system of Russia and to describe the sequence of formation of digital competencies of future teachers-managers preparing to work in professional educational organizations in the field of agriculture.
Materials and methods. The main research methods are the analysis and synthesis of scientific literature devoted to the problem under consideration, as well as diagnostic techniques, including observation, description, conversation, testing. The normative documents of the program "Digital Economy in the Russian Federation" since 2002 have been used as source materials.
Results. Based on observing the work of students in the MOODL electronic educational environment at the Ural State Agrarian University, we came to the conclusion that the active use of digital technologies is necessary for the formation of pro-fessional competencies of students. Therefore, the analysis of the stages of the introduction of digital technologies into the system of training specialists for the agro-industrial complex is considered. Then, the sequence of formation of pro-fessional (digital) competencies of future teachers-managers and the structure of the electronic information and educational environment are described.
Discussion. It is emphasized that the theoretical significance of the study lies in the historical description of the stages of the introduction of digital technologies into the edu-cational process of educational organizations and the stages of the formation of professional (digital) competencies of students in the process of preparing bakalaurels in the direction of 44.03.04 "Vo-« cational training (by industry)", profile "Management in education". The reI search materials can be used by teachers of educational organiza-tions. This is "fj the practical significance of our research.
^ Conclusion. The process of formation of professional (digital) compe-
^ tencies of students of the studied direction will be effective in the implemen-^ tation of the following condi-tions: modern ICT tools and digital platforms
ra
will be used as the leading means of formation; the specifics and features of the organization of the electronic edu-cational environment in the conditions of correspondence education will be taken into account.
Keywords: Professional competencies; Historical trends; Digital economy; Personnel of the agro-industrial complex (AIC).
Highlights:
Describes the stages of formation of professional (digital) competencies of students in the direction of "Vocational training" (44.03.04), profile Js "Management in education "; ^
Describes the sequence of introduction of digital technologies in the o
»
2
O №
o
sys-tem of training specialists for professional organizations in the field of agriculture.
References
1. Zeer E.F., Lomovtseva N.V. & Tretyakova V.S. (2020), K onlain obrazovanij: cifrovaja kompetentnost', opyt issledovanij [Towards online ed- № ucation: Digital competence, research experience], Pedagogicheskoe obra- c zovanie v Rossii, 3, 26-39. (In Russian). §'
2. Moskalyuk V.S. (2019), Ponyatie i sushchnost' cifrovizacii sistemy §
h
e
i
g
obrazovaniya [The concept and essence of digitalization of the education system], Nauka i obrazovanie segodnya, 10, 45, 15-17. (In Russian).
3. Efimova G.Z., Sorokin A.N. & Gribovsky M.V. (2021), Ideal'nuj pedagog vyshej chkoly: lichnostnye kachestva i sochial'noprofessional'nye ^ kompetencii [Ideal teacher of higher school: personal qualities and socio-pro- n fessional competencies], Obrazovanie i nauka, 1, 23, 202-230. (In Russian). |
4. Spirina E.A., Kazimova D.A. & Mulikova A.C. (2017), Razvitie in- ^
formacionnoj obrazovatel'noj sredy universiteta kak uslovie sovershenstvo-
vanija uchebno-metodicheskoj raboty [The Development of informational ed- of
ucational environment of the University as a condition for improvement of S.
teaching work], Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo — universiteta, 4, 7, 26-39. (In Russian).
5. Fedorenko V.F. (2019), Tendencii biotehniheskogo razvitia f sel'skogo hozyajstva [Trends in Biotechnological Development of Agriculture], Sel'skohozyistvennie mashini i tehnologii, 13, 4, 8-15. (In Russian). n
dar
Статья поступила в редакцию 25.02.2022; одобрена после рецен- !
О
зирования 28.02.2022; принята к публикации 28.02.2022. c
c
c -
The article was submitted 25.02.2022; approved after reviewing g
s
28.02.2022; accepted for publication 28.02.2022. c
c
c
a ^
g s